Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с

Digital Transformation: Начало

Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим с вами о цифровой трансформации (digital transformation), том самом buzzword, про который все говорят, но никто не знает как это делать. Это первая статья из цикла, в которой будет больше теории. Под катом вы узнаете о том, чем трансформация отличается от автоматизации на примере бизнеса бабушки, найдёте топ-10 кейсов от Microsoft, а также расскажем немного о новой программе Tech Acceleration.

Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть картинку Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Картинка про Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с

Цикл статей «Digital Transformation»

Серия интервью с Дмитрием Завалишиным на канале DZ Online:

Цифровая трансформация на примере бизнеса бабушки

Для простоты понимания, будем проводить аналогию с бизнесом бабушки, которая вяжет носки. Представим, что её зовут Лидия Петровна, ей 73 года, она из России и вяжет по 1 паре шерстяных носков в неделю, а потом продаёт их на рынке, недалеко от дома.

У Лидии Петровны есть замечательный внук, Василий. Он переживает, что у бабушки слишком много работы, она устаёт, да и с 4 пар носков в месяц не сильно много заработаешь. Поэтому он предлагает сделать оцифровку дизайна бабушкиных носков, купить робота «Супер Вязальщик 2000», который может вязать по 100 пар шерстяных носков в неделю. Да и зачем ходить на рынок, когда можно создать сайт, через который можно продавать носки. Бабушке нужно будет всего лишь контролировать процесс производства и наполнять сайт новыми товарами.

Автоматизация — процессы, которые ранее требовали вовлечения «ручного» труда, по-разному автоматизировались, в зависимости от вида и типа процесса.

Шло время, бабушкин вязальный бизнес рос и процветал. С наступлением весны Лидия Петровна поняла, что ей нужно искать новые рынки сбыта, договорилась с горнолыжными курортами по всему миру и добавила в ассортимент более тонкие носки специально для австралийских покупателей. Нововведения Василия очень облегчили её работу и она стала зарабатывать значительно больше. Лидия Петровная стала выглядеть моложе и подумывала перебраться на ближайшую зиму в тёплую страну.

Но, как всегда бывает, не все были рады её успеху. Соседка по площадке, Мария Ивановна, смекнула, что дела у нашей бабушки идут в гору, и попросила внука купить ей такого же робота и оцифровать её идеи носков. В то же время, бабушка Фернанда из Бразилии, уже демпинговала цены на носки Лидии Петровны в некоторых горнолыжных курортах. А на форумах говорили о таинственной бабушке Атаро из Порт-Элизабет, которая собиралась предложить инновационный дизайн.

Казалось бы, бабушкин бизнес начал сдавать позиции буквально на глазах. Но, Василий не стал унывать и предложил поменять модель бизнеса: создать глобальный ресурс с доставкой дронами, в который бабушки со всего мира могли бы загружать свои дизайны носков и продавать их во всех уголках планеты. Лидия Петровна не была уверена, что кто-то согласится на это. Но Василий объяснил, что благодаря сбору данных и использованию алгоритмов машинного обучения, другие бабушки смогут получать более точную аналитику, а значит с помощью data-driven подхода будут совершенствовать свои модели носков. И, конечно, вполне очевидно, что это позволит им продавать носки в гораздо больших объёмах. Не говоря о том, что их перестанут волновать вопросы логистики, закупки шерсти и покупки новой модели «Супер Вязальщик X».

Так возник ресурс super-knit-socks.lp, который стал самым крупным в мире сервисом по продаже носков.

Цифровая трансформация — изменение бизнес-процесса с помощью современных цифровых технологий, data-driven походов, происходящее под воздействием конкуренции.

Конечно, в реальном мире переход от автоматизации к трансформации проходит значительно сложнее и включает в себя намного больше деталей, но тем не менее, надеемся, что общую суть процесса вы поняли. Идём дальше.

10 кейсов цифровой трансформации от Microsoft

Кажется, мы ещё ни разу не рассказывали на Хабре, про миссию Microsoft: To empower every person and every organization on the planet to achieve more (помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего).

Звучит грандиозно и мы действительно пропитаны этой идеей. Можно сказать, что она входит в основу digital transformation и описывает стремление помочь самым разным компаниям трансформироваться с помощью последних технологий. Не будем останавливаться подробно на ценностях компании, так как при желании можно найти много материалов по этой теме. Например, месяц назад вышло замечательное интервью на Forbes с Сатьей Наделлой, в котором он рассказывает о трёх технологиях, которые изменят мир и немного о том, как поменялась корпорация за несколько лет (к слову, это всё абсолютная правда).

Значительно интереснее будет рассказать о кейсах, про которые вы могли уже слышать:

1. ELSE.shoes

Решение, позволившее модным брендам открывать виртуальные 3D-бутики кастомизированной обуви. Уникальность проекта заключается в том, что покупатели могут самостоятельно создать для себя идеальную пару с учётом своих потребностей: вкуса, особенностей стопы и других предпочтений. Подробнее о решении компании ELSE Corp и его реализации с помощью технологий Azure можно прочесть здесь и здесь.

2. Microsoft Course IQ

В этом проекте, созданном со всемирно известным дизайнером полей для гольфа, Гилбертом Хансом, Microsoft показывает новый взгляд на работу с данными в спортивной индустрии. Информация собирается из разных источников источников (начиная от анализа ландшафта и скорости ветра, и заканчивая данными о погоде в разные времена года), в том числе, с помощью дронов и аэрофотосъёмки, и обрабатываются с помощью инструментов машинного обучения Azure (для более чем 13 тыс. полей для гольфа). Это позволяет дизайнерам эффективно оценить выбранный ландшафт для будущих полей, а гольфистам оценить лучшие позиции для игры на уже существующих полях. К слову сказать, этот проект стал бронзовым призёром фестиваля Каннские львы 2017. Подробнее про него можно узнать в статье WSJ.

3. Lowe

Если вы смотрите трансляции ключевых конференций Microsoft, наверняка в вашей памяти должна была остаться демонстрация Сатьи Наделлы на ключевом докладе Ignite, который проходил год назад. На ней мы увидели, как с помощью технологий смешанной реальности и HoloLens можно создавать кастомный дизайн для своей кухни. Пилотный проект был запущен в двух магазинах: находясь в демонстрационном зале, клиенты могут содбирать собственный дизайн кухни из всех доступных товаров в магазинах Lowe, с помощью простых жестов. Больше подробностей можно почитать здесь.

4. MCSC (Общество по поиску пропавших детей Канады)

Не все проекты, которые можно отнести к цифровой трансформации, являются коммерческими. В прошлом году мы вам уже рассказывали про некоммерческий проект, в котором с помощью Xamarin и Azure, было создано решение для быстрого сбора информации о пропавшем ребёнке, и автоматической отправки данных в правоохранительные органы. Подробнее можно прочитать здесь.

5. HeedBook

Этот сервис анализирует качество обслуживания и удовлетворённость клиента в режиме реального времени с помощью нейронной сети в области машинного зрения и распознавания речи, используя только информацию с веб-камеры сотрудника фронт-линии. Он создан на основе Microsoft Cognitive Services и уже сейчас работает в подмосковных МФЦ и на Почте России. Также, интересная техническая деталь, ребята ушли от монолитной архитектуры и сейчас их система построена на микросервисах. Подробнее про это можно почитать здесь.

6. Schneider Electric

Отличный пример трансформации агро-бизнеса, в рамках которого с помощью IoT была разработана платформа, позволяющая экономить воду и электроэнергию. Но это ещё не всё, SE разработали сервис на базе облачных технологий Azure, который объединяет в себе управление датчиками, системы сбора и анализа данных, а также цифровые интерфейсы. В него встроена система мониторинга, которая помогает оптимизировать работу солнечных электростанций и другая система мониторинга, которая в режиме реального времени отслеживает температуру в отдельных помещениях работу систем подачи электроэнергии. Больше про это решение можно узнать здесь.

7. ДодоПицца

Это международная сеть пиццерий, главным продуктом которой является… франшиза, с ядром в виде собственной информационной системы Dodo IS на базе облачных технологий Azure. Она реализована в виде веб-сайта. Партнеры-франчайзи работают с ней как с SaaS-сервисом. В 2015 году их выручка превысила 1 миллиард рублей. Больше технических подробностей вы можете найти в нашей статье на Хабре.

8. Трансформация музейного пространства

Помимо недавнего кейса с Ford о демонстрации автомобиля в музее с помощью технологий смешанной реальности и HoloLens, будет интересно прочитать про несколько совместных кейсов с музеями в Сиэтле, Нью-Йорке и Лондоне. В них вы увидите примеры, как с помощью оцифровки существующих произведений искусства и обработка данных с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, музеи получают новые способы взаимодействия с посетителями.

9. ICEBERG

Это система для анализа действий хоккеистов, работающая с уникальными алгоритмами на основе нейросетей и машинного обучения в режиме реального времени, с использованием аналитических сервисов Microsoft Azure. Она помогает оптимизировать расходования бюджета, повышать эффективность тренировок и вероятность победы команды в каждой отдельной игре и в чемпионате. Подробнее про этот проект можно почитать здесь.

10. Music x Technology

Цифровая трансформация затрагивает различные сферы нашей жизни, в том числе творческую индустрию. В Microsoft это происходит в рамках Music x Technology, программы коллаборации между музыкантами и техническими специалистами, в которой с помощью новых технологий создаются решения, позволяющее музыкантам по-новому общаться с аудиторией. В ней уже приняли участие M83, Phantogram, Childish Gambino, Broods, Grimes и другие. Подробнее про эти кейсы можно почитать здесь.

Next steps

Сегодня мы поделились с вами теорией. Этот материал станет основой для серии статей, в которых мы будем делиться своим опытом и техническими кейсами, чтобы вместе разобраться на примерах, как происходит цифровая трансформация в разных индустриях.

Ключевой акцент в этой серии будет на 5 приоритетных направлениях: ML и Big Data, IoT, AI и боты, контейнеры и микросервисы, а также Serverless.

Минутка рекламы. Если вы хотите попробовать новые технологии в своих проектах, но никак не доходят руки, оставляйте заявки в программе Tech Acceleration от Microsoft. Её основная особенность в том, что мы вместе с вами подберём необходимый стек, поможем реализовать пилот и в случае успешной реализации, потратим максимум усилий, чтобы весь рынок узнал о вас.

Спасибо Стасу Павлову и Косте Кичинскому за вдохновение и помощь. 🙂

Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть картинку Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Картинка про Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь сP.S. И, конечно, Quantum Quintum, за иллюстрацию к этой статье.

Источник

Этапы цифровой трансформации: через что вам придётся пройти?

Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть картинку Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Картинка про Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с

Журналист, автор издания.

Согласно исследованию компании Dell Technologies, которая опросила 100 представителей крупных и средних предприятий в России, лишь у 7% российских компаний цифровая трансформация в той или иной форме видна по всей структуре. Ещё 19% внедряют инновации и уже подготовили зрелый план, а 36% постепенно реализуют концепцию и прорабатывают дальнейшие шаги. Отстающих, или компаний, у которых нет даже плана, всего 1%.

Рассказываем, через какие стадии придётся пройти компании, которая вступает на путь цифровой трансформации.

Американское издание CEOWORLD Magazine выделяет пять основных этапов цифровой трансформации:

Этап 1. Основание

На этом этапе предприятия автоматизируют внутренние процессы, такие как продажи, производство, финансы, управление персоналом, используя соответствующее программное обеспечение, облачные технологии и другие платформы для организации и ведения бизнеса. Этот процесс часто называют цифровизацией, потому что он обеспечивает цифровую основу, необходимую для будущей эволюции. Но цифровизация не трансформирует сам бизнес: у компании еще нет цифровых продуктов и соответствующих отношений с клиентами.

Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть картинку Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Картинка про Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с


Прочитайте эти материалы, чтобы понять, как достичь наибольшей эффективности на этом этапе:

Автоматизация бизнеса

Работа с командой

Этап 2. Разрозненность

Отдельные подразделения компании могут начать использовать технологии для создания новых бизнес-моделей. Например, производственная функция бизнеса достигла прогресса в использовании «интернета вещей»; или финансовый директор решил изменить способ ведения бухгалтерского учета между компаниями в разных странах, используя блокчейн; или отдел продаж стал продавать продукцию предприятия напрямую потребителю, а не через ритейлеров. Все эти новшества пока не дадут ощутимых результатов: нет общей стратегии компании, способствующей цифровой трансформации.

Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть картинку Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Картинка про Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с

Дмитрий Кириллов, президент VR/AR-компании Modum Lab

«Отдельные IT-решения не являются “волшебной пилюлей”, которая сможет в один миг “вылечить” компанию от всех “болезней”. К внедрению инноваций должен быть комплексный и проработанный подход. Инвестиции в IT-решения оправдываются только при проведении предварительной аналитики, расчете окупаемости. Эффективное использование функционала инновационных продуктов также подразумевает наличие нужных людей, готовых к принятию цифровой трансформации, выстроенных процессов и партнерских отношений. Зачастую действия, предпринятые бизнесом, то есть стратегии, процессы, отношения и поведение внутри организации, являются решающими для достижения успеха в процессе внедрения технологичных продуктов».


Прочитайте эти материалы, чтобы понять, как достичь наибольшей эффективности на этом этапе
:

Машинное обучение и большие данные

Блокчейн

AR и 3D

И другие технологии

Этап 3. Частичная синхронизация

Руководитель предприятия или владелец составил план будущей цифровой трансформации, а сама организация начала «плыть» в том же направлении. Однако компания еще не завершила цифровые преобразования в новой бизнес-модели, а гибкая инновационная культура не стала устойчивой. Хорошим примером является цифровая трансформация General Electric, которая в конечном итоге остановилась на этом этапе. Генеральный директор Джефф Иммельт определил свое видение цифрового индустриального будущего, и вся фирма начала двигаться к единой цифровой стратегии. Но новая бизнес-модель так и не развилась настолько, чтобы перестать зависеть от старых.

«Нельзя воспринимать цифровую трансформацию как одноразовую акцию: построил IoT-архитектуру – считай, прошел через цифровую трансформацию. На самом деле, это долгий процесс, который требует постоянного внимания, глубокой аналитики, понимания рыночных реалий, отслеживания тенденций. Браться за цифровую трансформацию нужно основательно, а значит – создавать отдельное подразделение с отдельным руководителем, которое могло бы отслеживать внутренние и внешние процессы, анализировать бизнес-результаты и постоянно развивать технологическую составляющую».


Прочитайте эти материалы, чтобы понять, как достичь наибольшей эффективности на этом этапе
:

Как внедрять инновации

Чему поучиться у стартапов

Реальные кейсы

Этап 4. Полная синхронизация

На этой стадии новая корпоративная цифровая платформа или бизнес-модель полностью внедрилась на предприятии. Но это разовая трансформация. Единственный способ пережить постоянные угрозы «сбоев» — сделать цифровые возможности и гибкую инновационную культуру постоянной, неотъемлемой частью компании.


Прочитайте эти материалы, чтобы понять, как достичь наибольшей эффективности на этом этапе
:

Agile и гибкая инновационная культура

Стадия 5: Живая ДНК

Цифровая трансформация становится полностью синхронизированной и продолжающейся. Компания работает в полностью цифровом режиме, с инновационной бизнес-моделью и подкованной в цифровом отношении рабочей силой, и может предлагать заказчикам персонализированные решения. Цифровая трансформация, образно говоря, становится частью ДНК предприятия (именно ДНК обеспечивает хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов).


Прочитайте эти материалы, чтобы понять, как достичь наибольшей эффективности на этом этапе
:

Как адаптироваться к постоянным изменениям?

Исполнительный директор Академии АйТи Лада Пундровская подчеркивает, что цифровое преобразование — это процесс, а не переключатель, и выделяет две характеристики, которые влияют на цифровую трансформацию: глубокое понимание ценности новых технологических решений для бизнеса и готовность к их внедрению. Однако как адаптироваться к постоянным изменениям, подготовиться соответствующим образом? Для этого нужно:

Источник

Что такое цифровая трансформация?

Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Смотреть картинку Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Картинка про Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с. Фото Цифровое развитие предполагает что трансформация начинается в 1 очередь с

Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?

Цифровая трансформация – это только про бизнес?

Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.

Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.

Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?

С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.

Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.

Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?

Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.

С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.

Какими компетенциями должен обладать менеджер?

Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.

Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.

Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?

Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.

Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.

А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.

Почему цифровая трансформация может провалиться?

Как узнать больше о цифровой трансформации?

Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.

Также рекомендуем прочитать следующие книги:

«Как работает Google», Эрик Шмидт

«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм

«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд

«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,

«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг

Источник

С чего начать цифровую трансформацию?

По роду своей деятельности, в последнее время часто сталкиваюсь с запросами – как провести цифровую трансформацию бизнеса. При этом упор делается на цифровизацию, на освоение новых цифровых технологий – искусственного интеллекта (AI), обработку больших данных (Big Data), интернет вещей (IoT), использование цифровых двойников, дополненной реальности и т.д., а иногда и вообще на сокращение затрат.

Как же так? Ведь под трансформацией бизнеса понимают коренное преобразование, которое включает в себя изменение убеждений, принципов и ценностей, то есть культуры бизнеса. Как специалист по трансформации бизнеса, я хорошо знаю, что при таких трансформациях, как Лин, ТОС или Agile, нужны значительные изменения в культуре.

Трансформация бизнеса связана с трансформацией корпоративной культуры

Например, при Лин и ТОС трансформации происходит отказ от локальной оптимизации в пользу ускорения потока. Уходит трепетное отношение к повсеместному повышению эффективности в использовании оборудования и персонала. Все это неминуемо меняет отношение к персоналу, оно становится больше основанным на уважении и доверии.

При ТОС трансформации в дополнение к этому также требуется отказ от детального производственного и проектного планирования (преодоление убеждения в обоснованности и выполнимости детальных производственных планов, длительности задач в проектах, производственных норм). Это делает решения ТОС применимыми в случаях, когда среда предприятия сталкивается с высокой вариабельностью и неопределенностью.

При Agile трансформации ставятся под сомнение такие «незыблемые» управленческие убеждения, как иерархия власти и принятия решений, необходимость непосредственного контроля персонала и наказаний за ошибки. Многие оперативные решения, их мониторинг и анализ переходят в ответственность команд, находящихся на передовой. Это происходит в результате того, что сам персонал стал намного более грамотным и компетентным и конкуренция на рынке возросла настолько, что короткий срок ввода новых продуктов и услуг превратился в конкурентное преимущество.

При этом известно, что 70-80% всех бизнес трансформаций провальны. И происходит это потому, что недостаточно внимания уделяется изменению культуры и мы имеем ситуацию «культура ест трансформацию на завтрак». Так неужели эти уроки до сих пор не усвоены? Неужели, вступая в эпоху цифровой трансформации мы будем идти по тем же граблям?

Таким образом, представление, когда цифровая трансформация не связана с культурными изменениями, показалось мне странным и я предпринял попытку разобраться с пониманием сути цифровой трансформации среди участников специализированных групп в социальных сетях. Для этого я задал один и тот же вопрос: «В чем именно вы видите изменение парадигмы бизнеса (включающее глубинные изменения принципов и установок) при цифровой трансформации?» сначала в группе «Фокусировка на главном» (получено 87 комментариев), а потом в специализированной группе «Цифровая трансформация компании» (получено 127 комментариев). Обсуждения оказались активными – людей это реально волнует.

Но единого мнения среди специалистов выделить не удалось. Основные группы представляют следующие мнения:

То есть налицо практически полное игнорирование того, что цифровая трансформация – это прежде всего трансформация бизнеса, а значит и его культуры.

Цифровая трансформация – коренное преобразование бизнеса

Является ли цифровая трансформация коренным преобразованием бизнеса? Да, безусловно является. Ведь она вызвана происходящими вокруг изменениями, и они носят кардинальный и даже глобальный характер.

Во-первых, значительно выросли вычислительные мощности, они стали дешевле и доступнее. Вы их можете просто арендовать на время. То есть вы можете обрабатывать огромные массивы данных недорого и за приемлемое время и получать информацию, основанную на фактах. Например, обработать всю информацию с камер наблюдения по всей стране и найти местонахождение конкретного автомобиля.

Во-вторых, получение больших данных за короткое время дает возможность очень быстро проверять свои решения на практике. Вам не нужно детально прорабатывать решение, вам лучше быстро проверять гипотезы, отвергая плохие и оставляя хорошие. Например, можете быстро проверять гипотезы по продвижению товара в интернет.

В-третьих, во многих случаях эти эксперименты можно проводить не на реальных объектах, а на цифровых моделях (цифровой двойник предприятия, изделия, станка).

В-четвертых, коммуникационные каналы позволяют прокачивать большие объемы данных, и вам становятся доступны практически все возможные эксперты и программы в текущем времени. Например, все статьи на конкретную тему, все похожие медицинские случаи. Это также ускоряет принятие решений.

Требуемая трансформация корпоративной культуры

Такие изменения в способах проектирования и принятия решений приводят к изменению требований не только к тому, как люди действуют, но самое главное – к тому, как они мыслят. Люди не умеют действовать вопреки своим мыслям и убеждениям.

Agile создан для разработки новых продуктов, характеристики которых заранее неизвестны. Цифровая трансформация в дополнение к этому предполагает корневое изменение гибкости, скорости в изменении самой бизнес модели предприятия, ее поведения на рынке. Можно так сказать, что цифровая трансформация позволяет создавать модели бизнеса, неизвестные на этапе перехода к ней.

Для получения этих возможностей, при переходе к цифровому предприятию, оно должно отказаться от убеждений:

Суть в том, что времена, когда это работало, прошли. Кстати, на многих рынках они прошли уже давно. А теперь появились технические возможности для того, чтобы компании могли строить и перестраивать свое поведение на рынках здесь и сейчас, проводя короткие эксперименты и получая быструю обратную связь.

Особенности цифровой трансформации для российского бизнеса

К сожалению, для российских предприятий ситуация обстоит намного хуже, чем для тех же развитых стран, имеющих больший опыт «капиталистического строительства». Дело в том, что у них гораздо больше предприятий, которые уже освоили культуру Лин и ТОС. А порядок их освоения, согласно постулатам спиральной динамики, может быть только таким:

Регулярный менеджмент → Лин (или ТОС) → Agile → Цифровая трансформация

Так вот, большое количество российских предприятий как раз находится на этапе развития, который можно обозначить как «регулярный менеджмент». Он характерен такими убеждениями и принципами, распространенными среди руководителей и персонала:

Понимаете, в чем дело? В странах западной демократии эти убеждения в большинстве своем уже преодолены (признаны ошибочными, ограничивающими результативность), а в России еще только предстоит это сделать. К сожалению, никакой национальный проект это не предусматривает. Не предусматривает этого и проекты по цифровой трансформации. В них предполагается, что цифровые технологии изменят и культуру. А так не работает. Культура – очень инертная субстанция, поскольку состоит из принципов и убеждений, от которых так просто не отказываются. С культурой требуется отдельная скрупулезная работа.

Но есть и еще одна трудность. Каждая отдельная компания уникальна в том смысле, что имеет уникальный набор убеждений и принципов и достаточно уникальную рыночную ситуацию. А это значительно усложняет задачу конкретному предприятию прийти к победе в цифровой трансформации. Каждое предприятие должно провести диагностику и понять (осознать) – какое именно у него актуальное ограничивающее убеждение. Инструменты для этого есть, это логические инструменты Теории ограничений. Но их мало кто знает и использует, а потому предстоит этап проб и ошибок, через который не все пройдут без потерь, а для некоторых эти потери будут стоить места на рынке. 70-80% провалов – тому свидетельство.

Выводы

Статья впервые опубликована в журнале «Эксперт Металлообработка» №3 2021.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *