Цифровой актив что это

Цифровой актив что это

*Впервые о данном законопроекте мы сообщали здесь.

Закон № 259-ФЗ регулирует два вида активов:

Что относится к цифровым финансовым активам?

Цифровые финансовые активы (ЦФА) – это цифровые права, которые могут включать:

В отличие от цифровой валюты, у ЦФА есть конкретное лицо, которое выпустило ЦФА и обязано выполнить требования, закрепленные ЦФА, по обращению любого обладателя ЦФА.

ЦФА могут комбинироваться вместе с т.н. «утилитарными цифровыми правами», удостоверяющими требования на нефинансовые активы (вещи, интеллектуальную собственность или работы (услуги)) [1]. Выпускать ЦФА могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Для выпуска ЦФА необходимо принять и разместить в сети Интернет решение о выпуске ЦФА, в котором указываются сведения о лице, выпускающем ЦФА, вид и объем прав, закрепленных ЦФА Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения записей в информационную систему, определенную решением о выпуске ЦФА. Оператором такой информационной системы может быть только российское юридическое лицо.

Кто может быть обладателем цифровых финансовых активов?

Обладателем ЦФА признается лицо, которое:

Однако уникальный код – это не единственный «ключ» к ЦФА. Утрата кода или отказ обладателя ЦФА передать код не означают, что доступ к ЦФА невозможен.

Оператор информационной системы обязан восстанавливать доступ к ЦФА по требованию обладателя ЦФА, утратившего доступ (например, потерявшего код), а также предоставлять информацию о ЦФА по требованию уполномоченных органов и вносить записи о передаче ЦФА на основании свидетельств о праве на наследство, судебных решений, постановлений судебных приставов и других подобных документов.

Сделки с ЦФА должны совершаться через оператора обмена ЦФА, которым может быть сам оператор информационной системы или отдельное юридическое лицо.

Полномочия Банка России.

Банк России будет вести реестр операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, реестр операторов обмена ЦФА и надзирать за их деятельностью.

Кроме того, Банк России может ограничивать или запрещать приобретение определенных категорий ЦФА физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами. ЦФА на акции.

ЦФА на акции, в зависимости от того, что указано в решении о выпуске таких ЦФА, могут:

Решение о выпуске ЦФА на акции должно быть адресовано определенному кругу лиц (аналог закрытой подписки). Выпуск ЦФА на акции публичных АО запрещен.

Если ЦФА удостоверяют возможность осуществления прав по акциям, то такие акции должны учитываться в реестре акционеров или депозитарии на «лицевом счете (счете депо) цифровых финансовых активов» (далее – счет ЦФА), который открывается лицу, выпустившему ЦФА.

Выпуск «цифровых акций» (т.е. акций, которые сами являются ЦФА и в ином виде не существуют) должен быть предусмотрен уставом непубличного АО (далее – «цифровое АО») при учреждении.

Цифровое АО не вправе:

Непубличное АО, которое было учреждено как «обычное», не вправе стать цифровым.

Оператором информационной системы, в которой выпущены цифровые акции, может быть только лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Этот же оператор регистрирует выпуски цифровых акций.

Цифровая валюта – что это?

Цифровая валюта – это совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые «предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа … и (или) в качестве инвестиций», но при этом не являются денежной единицей РФ, иностранного государства или международной денежной/расчетной единицей.

Биткойн и иные электронные данные, подобные биткойну, с точки зрения Закона №259-ФЗ относятся к цифровой валюте.

Хотя Закон №259-ФЗ определяет цифровую валюту как нечто, что предлагается или может быть принято «в качестве средства платежа», этот же закон запрещает принимать цифровую валюту как средство платежа за товары, работы, услуги в пределах российской юрисдикции.

В соответствии со статьей 14 Закона №259-ФЗ российские юридические лица, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения иностранных и международных структур, созданные на территории РФ, а также физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (далее – российские лица), «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».

Какие сделки все-таки разрешены с цифровой валютой?

Примеры сделок с цифровой валютой, которые не указаны в Законе №259-ФЗ как запрещенные и, если следовать принципу «что не запрещено, то разрешено», являются законными для российских лиц:

Конкретный или примерный перечень разрешенных сделок с цифровой валютой Законом №259-ФЗ не установлен.

Нужно ли подавать налоговую декларацию о факте владения цифровой валютой и как может быть организована судебная защита держателей цифровой валюты?

Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу.

Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции». Например, в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства цифровая валюта, принадлежащая должнику, должна быть включена в состав имущества, за счет которого формируется конкурсная масса и погашаются долги.

Вопрос о практической реализации этих законодательных нововведений (в частности, как заставить налогоплательщика или должника предоставить информацию о принадлежащей ему цифровой валюте налоговым органам и кредиторам) остается открытым.

Налогообложение цифровых валют и цифровых финансовых активов

** распространяется на физических лиц-граждан Российской Федерации, а также постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства, российских организаций, филиалов и представительств юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций, созданных на территории Российской Федерации

[1] Выпуск утилитарных цифровых прав регулируется Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Адрес: 107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Источник

Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать

Цифровой актив что это. Смотреть фото Цифровой актив что это. Смотреть картинку Цифровой актив что это. Картинка про Цифровой актив что это. Фото Цифровой актив что это

22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами. Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.

Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».

Цифровой актив что это. Смотреть фото Цифровой актив что это. Смотреть картинку Цифровой актив что это. Картинка про Цифровой актив что это. Фото Цифровой актив что это

Что нужно знать о новом законе

Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг.

Также из документа убрали уголовную и административную ответственность. По словам старшего юриста налоговой практики Bryan Cave Leighton Paiser (Russia) LLP, преподавателя Moscow Digital School Дмитрия Кириллова, это не значит, что такие нормы не будут вынесены в отдельный законопроект. На это намекает заключение Правового управления Госдумы.

«По сравнению с майской редакцией законопроект был существенно переработан. Нормы о регулировании цифровой валюты (криптовалюты в привычном понимании) из отдельного закона перенесены в закон о ЦФА», — пояснил эксперт.

Понятие цифровой валюты закреплено в п. 3 ст. 1 законопроекта «О ЦФА». Оно сделано универсальным и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.

«Это положительное изменение, поскольку изначально в ГК РФ, в закон о краудфандинге и в законопроект «О ЦФА» закладывалось российское происхождение криптоактивов, что выводило за рамки правового поля весь массив мировых криптоактивов и делало перспективы российского крипторынка весьма призрачными», — добавил Кириллов.

По смыслу законопроекта цифровая валюта признается имуществом, но не цифровыми правами, что может потребовать изменений в Гражданский кодекс. Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. 14 законопроекта.

«Из текста исключены наиболее одиозные положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве. В то же время сохранен запрет российским резидентам принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой», — подчеркнул юрист.

Сохраняется необходимость декларирования (теперь оно названо информированием) о владении цифровой валютой и о сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций.

По новой редакции законопроекта «О цифровых финансовых активах» криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки, но нельзя платить ей российским резидентам. В этом есть определенное противоречие, поскольку само понятие криптовалюты в том же документе предполагает ее использование в качестве средства платежа.

В законопроекте сделана отсылка к отдельным законам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России. Не исключено, что эти законы будут содержать иные ограничения для таких операций, предупредил Кириллов.

«В целом новая редакция законопроекта уже не выглядит такой драконовской, как майская, но все еще олицетворяет борьбу Центробанка с денежными суррогатами», — заключил специалист.

Цифровой актив что это. Смотреть фото Цифровой актив что это. Смотреть картинку Цифровой актив что это. Картинка про Цифровой актив что это. Фото Цифровой актив что это

Проблемы закона «О цифровых финансовых активах»

21 мая 2020 г. в Минэкономразвития был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалют и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения в их использовании. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах, в частности, в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.

В Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет «невосполнимый ущерб России». После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку.

Руководитель правового комитета РАКИБ, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Елена Гультяева напомнила, что закон «О цифровых финансовых активах» находится на рассмотрении в Госдуме более двух лет. Однако вынесенная на рассмотрение во втором чтении редакция не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов.

Законопроект по-прежнему не предусматривает возможности удаленной идентификации участников сделок, что не предоставит полноценной возможности привлечения инвестиций на рынок. Однако принятый во втором чтении законопроект может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в России, считает эксперт. Она добавила, что для этого в законодательстве должны отсутствовать нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов, включая криптовалюту.

«В этом смысле положительно оцениваем включение в законопроект понятия цифровой валюты. Сейчас необходим взвешенный подход к формированию закона о цифровой валюте с тем, чтобы принятые нормы обеспечивали баланс интересов государства и бизнеса и предоставляли правовые гарантии участникам для работы с инновационными инструментами», — заключила Гультяева.

Цифровой актив что это. Смотреть фото Цифровой актив что это. Смотреть картинку Цифровой актив что это. Картинка про Цифровой актив что это. Фото Цифровой актив что это

«Ключевым для индустрии является закон о цифровой валюте»

Срок вступления закона «О ЦФА» в силу обусловлен началом следующего года, 1 января 2021 г. Сейчас в правительстве идет активная работа по согласованию позиций относительно документа «О цифровой валюте». К сентябрю законодатели надеются прийти к тексту, который больше всего будет готов к публичному обсуждению. В правительстве есть диаметрально противоположные позиции касательно легализации или запрета нового вида активов.

Директор по развитию биржи EXMO Мария Станкевич подчеркнула, что ключевым для индустрии является именно закон «О цифровой валюте», который все еще находится в стадии обсуждения. Именно к этому документу направлялись правки в Минэкономразвития и Госдуму напрямую. По словам Станкевич, закон «О ЦФА» представляет скорее глоссарий понятий, от которого в дальнейшем можно будет отталкиваться в законотворчестве.

«Мы надеемся, что новый документ будет более полный и будет содержать большое количество обновлений, которые были ранее направлены в качестве поправок. Но мы считаем, что радоваться еще рано, поскольку, как мы уже упомянули, текущий закон — не что иное, как глоссарий. Впереди нас могут ждать сюрпризы», — предупредила Станкевич.

В текущем году российские власти разработали план поддержки высокотехнологичных компаний. Цель — стимулировать экспорт российского софта и вернуть российские стартапы из других юрисдикций обратно в страну. При введении регулирования рынка цифровых денег на преференции смогут рассчитывать и блокчейн-проекты. В России помимо программ для цифровых денег разрабатывается и «железо», например, устройства для хранения ЦФА.

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Источник

Закон о цифровых финансовых активах: криптовалюта — это имущество, за доходы от майнинга нужно платить НДФЛ

С 1 января 2021 г. в России вступил в силу закон 259 о цифровой валюте, также известный как «закон о ЦФА». В нём появилось всё, чего мы так долго ждали: определение криптовалюты, токенов, блокчейна и майнинга. Знакомьтесь: 1) цифровая валюта, 2) цифровые финансовые активы, 3) распределённый реестр и 4) действия по выпуску цифровой валюты.

Определение блокчейна в ФЗ-259:

под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

Определение криптовалюты в ФЗ-259:

совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Для сравнения: определение криптовалюты (‘virtual currency’) в Эстонии.

Согласно последней редакции эстонского Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act, криптовалютой в Эстонии считается цифровая форма ценности, которую возможно цифровым образом передать, сохранить или обменять, которая принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства платежа, но которая не является законным платёжным средством какой-либо страны. (‘virtual currency’ means a value represented in the digital form, which is digitally transferable, preservable or tradable and which natural persons or legal persons accept as a payment instrument, but that is not the legal tender of any country).

Разница между цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой

Зачастую пользователи путают эти две формулировки, считая их синонимами. На самом деле, это разные понятия. То, что речь о двух разных понятиях, отражено прямо в названии закона: «О цифровых финансовых активах (раз), цифровой валюте (два)…».

По закону о ЦФА, цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Согласно статье 14 нового закона, криптовалютой в России запрещено расплачиваться за предоставленные товары, услуги. С точки зрения закона, «…цифровая валюта признается имуществом», поэтому доходы со сделок с ней нужно декларировать по тем же правилам, которые в России применяются к декларированию доходов со сделок с имуществом.

Всем физлицам, а так же российским и иностранным компаниям с 1 января 2021 надо предоставлять в налоговые органы отчет о полученном праве распоряжения криптовалютой, в т. ч. через третьих лиц, проведенных действиях, ее остатках. Подача декларации носит обязательный характер при сделках в криптовалюте, сумма которых превысит 600 000 рублей в год. Срок подачи первой декларации – до 30 апреля 2022.

Не обошёл вниманием закон о цифровой валюте и майнинг. Вместо обсуждавшегося закона о майнинге в России, майнинг определён как «выпуск цифровой валюты» и описан в статье 14 «Оборот цифровой валюты» закона о ЦФА.

Под майнингом в России понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и/или пользовательского оборудования, размещенного на территории России, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.

Под организацией майнинга (или услугами по майнингу) понимается деятельность с целью выпуска цифровой валюты…

Подлежит ли налогообложению майнинг?

С большой долей вероятности налоговые органы причислят майнинг к предпринимательской деятельности. Для определения собственника криптовалюты в целях налогообложения, вероятнее всего, понадобится раскрытие сведений о хозяине криптокошелька, совершенных сделках купли-продажи. Установление цены валюты сходно с установлением стоимости доходов в иностранной валюте – оно подлежит перерасчету в рубли. Курс крипты может определяться методом сравнения цены на сайтах нескольких бирж.

Другие предложения Правительства РФ

Министерство финансов намеревается внести поправки, предусматривающие административную ответственность и запрещающие майнерам брать крипту в качестве платы за криптодобычу. Это сделает майнинг более сложной процедурой, приведет к тому, что полученные монеты необходимо будет сразу обменивать на фидуциарные деньги.

Минфином подготовлен законопроект о наказании за систематическое непредставление отчетности (за 2 и более отчетных периода), внесение в отчет заведомо ложных данных по крипте, ее остаткам. Для этого в УК предлагается ввести новую ст. 199.5, по которой предусмотреть следующее наказание:

В обоих случаях осужденный может лишиться права занимать определенные должности, осуществлять определенные виды деятельности до 3-х лет.

Под крупным размером будет пониматься сумма операций, совершенных за 3 года, свыше эквивалента в 15 млн. руб. Под особо крупным размером – более 45 млн. рублей. Сумма транзакций будет рассчитываться из рыночной цены крипты. В Кодекс об административных правонарушениях также предложено внести ряд изменений, касающихся установления административной ответственности и наложения штрафных санкций:

Сведения о транзакциях с криптовалютой потребуется представлять в Росфинмониторинг.

Это интересно: операции по купле-продаже криптовалюты, совершенные за пределами России, в банке другого государства, рассматриваются как проведенные на ее территории, подлежат налогообложению, при наличии на момент сделки у гражданина статуса российского налогового резидента (пребывал в Российской Федерации не менее 90 дней в течение 1 года и подал соответствующее заявление).

Что допускается совершать с криптой в России

Так как криптовалюта в РФ признана имуществом, с ней можно производить любые не запрещенные российским законодательством сделки, включая:

Запрещен лишь прием монет в качестве оплаты за реализуемые товары, произведенные работы, предоставленные услуги.

Какие налоги оплачивают владельцы криптовалют

В новом Федеральном законе о ЦФА отсутствуют статьи, касающиеся налогообложения. Но, так как криптовалюта признана действующим российским законодательством имуществом, на нее распространяются налоговые правила, применяемые к имуществу. Она подлежит обложению НДФЛ. Ставка НДФЛ в России составляет 13%, а с годового дохода свыше 5 миллионов рублей – 15%.

Согласно письму Минфина от 24 августа 20 г., № 03-03-06/1/73953 (являющемуся информационно-разъяснительным), криптовалюта подлежит обложению налогом на прибыль. Т. к. в главе 25 Налогового кодекса РФ не указан особый порядок налогообложения прибыли, полученной от транзакций с криптовалютой, она облагается им в общем порядке: из суммы полученного дохода вычитается сумма, потраченная на покупку крипты (даже если транзакция осуществлялась больше 1 года назад), полученный результат умножается на ставку НДФЛ. Уплату необходимо произвести до 15 июля.

Для сведения: несовершеннолетние граждане РФ тоже могут владеть криптой. В этом случае при получении дохода налог за них оплачивают родители.

В случае уклонения от уплаты собственника крипты будет ждать наказание, установленное статьей 122 НК:

Налогоплательщик должен будет оплатить сам налог, штрафную сумму, пени.

Внимание! Если по криптовалюте не проводилось никаких операций (хранилась на криптокошельке), налоговые взносы по ней не производятся.

Источник

Обзор закона о цифровых финансовых активах

31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект был внесен в Госдуму еще в начале 2018 года — и изначально предполагалось, что он будет регулировать только порядок выпуска и оборота цифровых финансовых активов — «токенов». Он очень быстро был принят в первом чтении и после этого «завис» — в какой-то момент депутаты говорили, что они вообще хотят отказаться от регулирования оборота токенов и криптовалют.

Однако через некоторое время рассмотрение законопроекта вновь вернулось в повестку Госдумы.

Параллельно вопрос оборота токенов и криптовалют рассматривала FATF, в результате чего появились рекомендации по внесению изменений в национальное регулирование в сфере финансового мониторинга.

В результате в начале этого года законопроект был принят во втором чтении с существенными изменениями в части регулирования криптовалют. Предлагалось в принципе запретить выпуск и оборот криптовалют с установлением административной и уголовной ответственности за любое прямое или косвенное участие в такой деятельности.

Но такие жесткие меры вызвали критику со стороны экспертов и бизнеса, и в итоговую версию закона они не вошли (что не исключает того, что эти меры будут впоследствии установлены отдельным федеральным законом в отношении криптовалют).

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных изменений в Федеральный закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступают в силу на 9 дней позже.

Ниже — краткий обзор основных положений закона.

Цифровая валюта и цифровые финансовые активы

Законом регулируются отношения, связанные с выпуском и оборотом двух объектов — цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Под цифровыми финансовыми активами в соответствии с законом понимаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».

Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт):

Цифровую валюту закон определяет как

«совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».

То есть, если изложить данное определение простым языком, к цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:

Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий, в определении нет.

Определение очень размытое и теоретически под него могли бы попасть вполне традиционные электронные деньги и иные электронные средства платежа. Во избежание этого в законе сделана специальная оговорка о том, что его положения не распространяются на «обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг».

Если сравнить закрепленные в законе определения с терминами криптовалютного рынка, то можно сделать вывод, что положения принятого закона распространяются на отдельные виды «токенов», попадающие под определение цифровых финансовых активов, в первую очередь на токены-акции и кредитные токены, а также на классические, необеспеченные криптовалюты.

Положения закона также распространяются на определенные виды «стейлбкоинов» (криптовалют, обеспеченные другими активами, например, денежными средствами, золотом или товарами), например, на стейблкоины, обеспеченные реальной валютой — такие стейблкоины могут быть отнесены к цифровым финансовым активам.

За пределами регулирования данного закона остаются токены и стейблкоины, не удостоверяющие права на какой-либо из объектов, перечисленных в определении цифровых финансовых активов, что не исключает того, что оборот таких объектов будет урегулирован другими законами.

Например, вопросы выпуска и оборота отдельных видов утилитарных токенов уже урегулированы Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (известным также как «Закон о краудфандинге»).

Регулирование в отношении цифровых финансовых активов

Особенностям выпуска и оборота цифровых финансовых активов посвящена большая часть закона. Основные положения:

Регулирование в отношении цифровой валюты

Основное нововведение, касающееся цифровой валюты — запрет на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за любые товары, работы, услуги или иные объекты. Запрет распространяется на юридических лиц, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные подразделения иностранных лиц, а также физических лиц, находящихся на территории РФ не менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев.

Кроме того, на указанных лиц распространятся требование декларировать имеющуюся цифровую валюту. При этом требования, связанные с незадекларированной цифровой валютой, не подлежат судебной защите.

Также для любых лиц запрещается в принципе распространять какую-либо информацию о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления.

Отношения, касающиеся выпуска и оборота цифровой валюты, будут, судя по всему, урегулированы отдельным федеральным законом. При этом такое регулирование распространяется на деятельность по организации выпуска и обращения цифровых валют, а также непосредственно на выпуск цифровой валюты, совершаемые с использованием российской информационной инфраструктуры, оборудования, расположенного на территории РФ, доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне.

Еще один интересный момент — отнесение цифровой валюты к тому или иному виду объектов гражданских прав. Законодатель не стал разрешать этот вопрос в целом, а вместо этого внес отдельные точечные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О противодействии коррупции» указание на то, что цифровая валюта признается имуществом для целей указанных федеральных законов.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *