Цифровой продукт что это простыми словами

Цифровые продукты и цифровая трансформация бизнеса

Москва, ЦЭМИ РАН, МФТИ, ГУУ

Ключевые слова: аддитивные технологии, идемпотентное сложение, контент, краудсорсинг, краудфандинг, уберизация

Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть фото Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть картинку Цифровой продукт что это простыми словами. Картинка про Цифровой продукт что это простыми словами. Фото Цифровой продукт что это простыми словами

Цифровая экономика как часть цифровой культуры

Говорить о предприятии в цифровой экономике или о цифровой трансформации предприятий естественно в более широком контексте цифровой трансформации культуры в целом, включая экономику. Следует также иметь в виду, что сам термин «цифровая трансформация» — собирательный. Он подразумевает совокупность взаимосвязанных изменений под влиянием цифровых технологий не только в экономике, а едва ли не во всех сферах человеческой жизни, т.е. трансформацию культуры в самом широком смысле. На бытовом уровне это распространение смартфонов, где «есть все», «умные» вещи и дома, интернет и сетевые сообщества, на уровне бизнеса — аддитивные технологии (3d-печать), технология блокчейн, сетевые технологии и многое другое. Все эти технологии объединяет то, что они используют фундаментальные свойства информации, представленной в цифровом формате. Прежде всего, это способность к передаче по телекоммуникационным каналам без искажений и практически без затрат, а также идемпотентность операции сложения на уровне отдельных битов (“да”+“да”=“да” ), как и многочисленные следствия этих фундаментальных свойств. Далее фундаментальные свойства информации и их следствия наследуются всеми цифровыми продуктами, включая программное обеспечение, оцифрованные или изначально цифровые фильмы, книги, документы, музыкальные записи и так далее. Связанные с ними новые возможности, как и следовало ожидать, обостряют некоторые старые проблемы и порождают новые, заставляя людей и предприятия (бизнес) переосмысливать свои потребности и возможности.

С точки зрения экономической теории большинство цифровых продуктов представляют собой публичные или коллективные блага, поставляемые в частном порядке (Demsetz, 1970) со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая «проблему безбилетника» и «трагедию общин». С переходом к цифровому формату эти проблемы только обостряются, например, бороться с медиа-пиратством в интернете гораздо труднее, чем в прежнем аналоговом мире, а собрать средства на общее цифровое благо с миллиона предполагаемых пользователей гораздо труднее, чем с жителей одного подъезда на стальную дверь в подъезде и на домофон.

Среди новых проблем стоит особо отметить то обстоятельство, что основным дефицитным ресурсом становится внимание целевой аудитории, а посягательства на этот ресурс следуют из самых разных источников. Информация все чаще навязывается, а потому напрашивается вывод о том, что количество информации в экономике правильнее трактовать как энтропию, (Sveiby 1998) т.е. именно так, как определил Клод Шенон (Shannon, C.E. 1948), анализируя пропускную способность каналов связи, а не как уменьшение энтропии по Винеру (Wiener N. 1948). Ограниченность внимания целевой аудитории в современной экономике и культуре играет примерно ту же роль, что ограниченная пропускная способность канала связи в технике. В цифровой экономике роль этого ограничения становится решающей. Например, если основное достоинство технологии блокчейн — абсолютная прозрачность операций, то с ростом количества участников сети оно нивелируется, поскольку все участники такой сети неизбежно столкнутся с невозможностью не только реагировать на получение сообщений о действиях других участников, но и просто замечать их, так как внимание каждого ограничено. В этом же ряду стоит проблема, обычно обозначаемая как «клиповое сознание». Получая огромное количество в основном навязанной информации практически постоянно, новое поколение людей отвечает на этот вызов тем, что старается воспринимать в основном визуальную информацию и относительно короткими порциями, медленное чтение становится практически невозможным и т.д.

С этим же ограничением связаны новые подходы к маркетингу, включая сбор информации о потенциальных клиентах путем анализа их поведения. Одна из таких возможностей появилась благодаря поисковым системам, другая в связи с появлением интернета вещей. «Умные вещи» собирают информацию о своих пользователях, чтобы передать производителю, а потом он учитывает ее в доработке новых версий того же продукта. Сбор информации становится более объективным и незаметным для пользователя, но здесь есть и оборотная сторона.

В идеале вещи со встроенными цифровыми устройствами собирают информацию о своем использовании и передают ее изготовителю с целью устранения недоработок, дополнения новыми функциональными возможностями и т.п. Поисковики типа Яндекса и Google собирают информацию о запросах пользователей, обобщают ее с учетом других характеристик пользователей (пол, возраст, образование и т.п.). На этой основе меняются стратегии продвижения товаров, выявляются потребности граждан и т.п. Все это радикально меняет представления о маркетинге. Вместо назойливых телефонных опросов, требующих больших затрат живого труда и несущих в себе субъективный элемент, работает автоматика. Обрабатываются массивы данных, несравнимые по объему с возможностями интервьюеров. Результаты не несут в себе никакого субъективизма. Соответственно, можно ожидать повышение эффективности маркетинга. Но, подчеркнем еще раз, все это в идеале. В реальности сбор информации о людях, когда они об этом даже не подозревают, пусть и для их же блага — достаточно опасная или, как минимум, спорная практика.

Уберизация экономики, платформы, аддитивные технологии

Цифровая трансформация экономики предполагает не только рост доли цифровых продуктов в общем объеме потребления благодаря замене традиционных продуктов цифровыми в некоторых секторах экономики типа кино и книгопечатания, но и радикальные изменения форм бизнеса. Самое очевидное из них — уберизация в сфере услуг (от названия фирмы Uber), прежде всего, в организации предоставления услуг такси. В более широком смысле принято говорить о платформизации бизнеса, т.е. бизнес строится на представлении платформы — широких возможностей для бизнеса другим лицам. Созданию платформ и бизнесов на их основе посвящено несколько лекций на площадке Агентства стратегических инициатив под названием «Точка кипения». Одним из ведущих и лекторов на этой площадке является Владимир Румянцев — директор по развитию ООО «Платформа». В его презентации от 2 февраля 2017 была представлена Доктрина платформизации, включающая 13 принципов:

1. Принцип ресурсоподдержания (использование «пустот» в качестве ресурсов для новой деятельности. Если раньше автомобиль простаивал 70% времени, то теперь время простоя сократилось);

2. Принцип внутренней валюты (рейтинги, отзывы, статусы, внедрение системы лояльности и всего того, что позволяет отделять «хороших» участников системы от «плохих». Важно, что все происходит «внутри» системы. Пример — Aliexpress);

3. Принцип пересборки системы разделения труда (повышение эффективности и разделение);

4. Принцип сетевой организации;

5. Принцип win-win или философия взаимной выгоды (например, сайты знакомств, от которых все выигрывают);

6. Принцип двух укладов (работа в двух экономических контурах как в сервисе аренды жилья в странах мира Airnbnb);

7. Принцип критичности масштаба (для гармоничных изменений нужен рост всех пользователей);

8. Принцип инфицирования (важна интеграция с другими платформами);

9. Принцип капитализации данных (сгенерированные данные должны использоваться);

10. Принцип IT-DI-AI (сначала стандартизируются процессы, потом данные, потом появляется искусственный интеллект);

11. Принцип алгоритмического регулирования;

12. Принцип встроенных исследований;

13. Принцип достаточности цифровой инфраструктуры (возможность развития платформы возникает только после того, как есть соответствующие технологии. Например, такси (Яндекс, Убер) можно вызвать, если есть смартфон).

Помимо несколько вычурного языка, легко заметить, что отнюдь не все перечисленные принципы специфичны для цифровой экономики или платформ. Например, принцип win-win (выигрывают оба) хорошо известен в теории игр с ненулевой суммой, а на практике воспроизводится в любой честной сделке. Принцип 9 про капитализацию данных вообще вызывает только улыбку. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что бизнес сам доходит до некоторых нетривиальных идей, хорошо известных в теории, а порой обгоняет теорию.

Еще одна громко заявившая о себе технология — 3d-печать — сулит большие изменения в строительном бизнесе и во многих других областях материального производства. Ограничением здесь может оказаться необходимость в создании новых материалов, поскольку аддитивные технологии изначально предполагают «печать» слоями, отсюда и их название. Далеко не любые свойства материалов можно воспроизвести таким способом.

Технология блокчейн, крипто-валюты и «умные» контракты

Менее заметная на бытовом уровне тенденция — проникновение технологии блокчейн в различные сферы жизни и, прежде всего, в финансовую сферу. Из всех возможных здесь применений самое очевидное — появление криптовалют, а среди криптовалют самая известная и долгоживущая — bitcoin. По существу это параллельная валюта, неподконтрольная банкам, а потому логично было бы ожидать, что все государства с ней будут бороться. Однако этого не произошло, точнее, так и был до 2013 года, причем в 2011 и 2012 годах эта валюта активно использовалась в наркоторговле. Подробнее об этом можно прочитать в статье (Катасонов, 2017).

Однако у технологии блокчейн имеются перспективы не только в финансовой сфере, хотя их пока трудно оценить. Среди таких перспектив следует отметить возможность использования «умных контрактов» в разных сферах бизнеса и даже в сфере управления авторскими правами. Здесь, умные контракты — это контракты, которые выполняются автоматически, но только при наступлении определенных условий. С такими конструкциями в последнее время связывается много надежд. Как обычно бывает с появлением прорывных технологий, их разработчики склонны переоценивать возможности, так как пока не видят возможных ограничений и проблем, другие об этих возможностях просто не слышали. Равновесие в смысле баланса здорового скепсиса и энтузиазма пока не наступило.

Цифровые продукты и перенос стоимости

При наличии у цифровых продуктов указанных выше общих свойств, их оборотная сторона проявляется для различных цифровых продуктов отнюдь не одинаково. А потому цифровые продукты целесообразно разбить на три группы, исходя из особенностей их производства и потребления.

В первую группу входят продукты, изначально разрабатываемые в цифровом формате и не имеющие материального прообраза, это программное обеспечение, снятые на цифровую камеру фильмы и видео, электронные книги, не имеющие бумажного прообраза, а также другие изначально цифровые продукты. Принципиальное отличие этой группы от двух остальных состоит в том, что здесь нет копий, есть только клоны. Все они имеют одинаковую ценность, но разную для разных потребителей. Здесь в полной мере проявляются все проблемы, описанные выше, включая проблему «пиратства» и проблему дифференциации цен.

Вторую группу составляют цифровые копии обычных продуктов, сохраняющие функциональные качества своих прообразов. Сюда входят цифровые копии фильмов, изначально снятые на пленку, оцифрованные книги и, документы, оцифрованные произведения искусства и т.п. В отличие от продуктов из первой группы здесь можно говорить об оригинале и копиях. Достаточно часто оригинал ценится выше, чем копия, а в отдельных случаях цена оригинала может быть на несколько порядков выше, чем цена цифровой копии. Например, оригинал произведения живописи или уникального документа во многом ценится именно в силу его уникальности, а не только благодаря содержанию. Следовательно, распространение цифровых копий не обесценивает оригинал. А потому проблема «пиратства» для таких продуктов либо отсутствует, либо проявляется в стертом виде.

Наконец, третью группу составляют цифровые образы обычных продуктов, не заменяющие свои прообразы в потреблении, но позволяющие более эффективно ими управлять. Здесь в первую очередь надо упомянуть систему Uber, управляющую парком такси и аналогичные ей системы. Каждой машине в системе соответствует ее цифровой образ, включая ее текущее местоположение, занятость на данный момент и т.д. что позволяет не только отслеживать передвижение всех машин, но и оптимизировать их работу. Разумеется, за клиентом по его заказу приезжает реальная машина, а не ее образ, однако клиент может наблюдать на экране смартфона ее движение. Аналогичные способы организации применяются и в других секторах сферы обслуживания. Этот процесс известен как «уберизация» экономики и считается одним из главных элементов цифровой трансформации. Другое важное направление цифровой трансформации — использование аддитивных технологий или 3d-печати — связано с передачей цифровых образов реальных продуктов при том, что потребляются реальные продукты, созданные на основе их цифровых образов.

Вопросы, возникающие применительно к первой и отчасти ко второй группе, в основном связаны с регулированием оборота цифровых продуктов в интернете. В частности это касается защиты авторских и смежных прав, возврата инвестиций в охраняемый контент, а также распространения нежелательной информации. Об этом написано уже достаточно много, в том числе о том, что издержки, связанные с эффективной защитой авторских прав в интернете, кратно превышают полезный эффект. А потому предпринимаемые здесь охранительные и карательные меры могут быть оправданы только с точки зрения правообладателей, если они получают полезный эффект, а издержки берет на себя общество. Вместе с тем, современные технологии позволяют достаточно хорошо отслеживать и анализировать трафик, за исключением закодированного сегмента. А это означает, что можно найти способ вознаграждения правообладателей альтернативный существующему, т.е. запрету использования контента без его разрешения. Отслеживание и анализ трафика может быть полезно для пресечения распространения нежелательного контента, но порождает проблемы другого типа, отнюдь не только экономические.

Иначе обстоит дело в той части цифровой экономики, где цифровые продукты представляют собой образы реальных материальных объектов и используются лишь для управления этими объектами. Упомянутая выше «уберизация» или, если смотреть чуть шире, «платформизация» — одно из направлений цифровой трансформации реальной экономики. Здесь потребитель имеет дело с реальным объектом, а потому не возникает «проблемы безбилетника». В случае с такси не возникает и «трагедии общин» так как такси используются индивидуально. Того же можно ожидать и от других примеров платформизации бизнеса. Сложнее обстоит дело с некоторыми другими направлениями цифровой трансформации, например, с интернетом вещей. Собранная информация о пользователе может быть использована и во благо ему, и во вред.

Изменения «мягкой» рыночной инфраструктуры

Изменения неизбежно затрагивают также инфраструктуру, включая средства коммуникации и «мягкую» инфраструктуру рынка, т.е. законодательство, учет и стандарты профессиональной деятельности. Здесь следует отметить, что изменение законодательства о регулировании отношений в нарождающейся цифровой экономике должно опираться на понимание ее специфики, в том числе, на понимание специфики цифровых продуктов.

Как уже говорилось выше, цифровые продукты наследуют фундаментальные свойства информации, включая возможность передавать их по информационным каналам без потери качества и практически без затрат, а их сложение идемпотентно, т.е. удовлетворяет равенству a+a=a. Отсюда известная поговорка — «не надо изобретать велосипед». Из этого фундаментального свойства следуют все известные экономистам свойства, характерные для публичных и коллективных благ. Прежде всего, это неконкурентность в потреблении и невозможность или сложность исключить кого-то из числа потребителей такого блага. Оборотная сторона этих свойств — две классические проблемы теории общественных благ — «проблема безбилетника» и «трагедия общин». На практике первая из них оборачивается сложностью борьбы с незаконным распространением в интернете охраняемого контента (фильмов, музыки, цифровых книг), вторая — сложностью получения достоверной информации о платежеспособном спросе на такие продукты, так как потребителям бывает невыгодно сообщать правду о своих потребностях. Здесь возникает еще одна проблема, отчасти усугубляемая регулированием экономики.

Из математических моделей (Козырев, 2011) следует, что оптимальные цены на цифровые продукты должны быть индивидуальными для каждого потребителя, что очень трудно обеспечить технически. Хуже того, даже там, где технически это сделать можно, существуют искусственные запреты, связанные с пониманием рыночных цен как одинаковых для всех. В частности, именно так рыночные цены трактуются в законодательстве о трансфертном ценообразовании. Получается, что техническая проблема искусственно обостряется нормами законодательства.

Проблемы неэффективного регулирования возникают в связи с трансфертным ценообразованием и с краудфандингом для бизнеса. Ограничения, вводимые регуляторами, уничтожают преимущества цифровых продуктов, а вместе с ними и стоимость. В целом это — тревожный для цифровой экономики сигнал, ее ростки могут быть затоптаны раньше, что появятся хоть какие-то плоды, не говоря уже об опережающем развитии ее в России.

Следующий текст служит хорошим дополнением о том, как может быть организовано управление на предприятии на основе новых цифровых технологий. Текст вставлен с разрешения авторов, за что им большое спасибо.

Литература:

Demsetz, H. (1970), “The Private Production of Public Goods”, Journal of Law and Economics, 13; 293–306.

Shannon, C.E. A Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal. — 1948. — Т. 27. — С. 379–423, 623–656

Sveiby, K.-E. (1998), What is Information? Oct 1994, updated 31 Dec 1998

Wiener Norbert (1948): Cybernetics. MIT Technology Press.

Катасонов В. (2017) Биткойн, эфириум, ChinaCoin: криптовалюта переходит в наступление // Свободная пресса. https://svpressa.ru/

Козырев А.Н. (2011) Моделирование НТП, упорядоченность и цифровая экономика// Экономика и математические методы, т. 47, № 4, 2011 г.

Источник

Цифровые товары сегодня

Введение

Начну статью, пожалуй, со слов известного сегодня инженера и предпринимателя Илона Маска:

«Если вернуться в прошлое, лет на 200 назад, то станет понятным тот факт, что все обыденные для современного человека вещи когда-то были фантастикой или магией. Говорить с людьми на другом конце земного шара, моментально отправить и получить письмо, летать, иметь доступ ко всем книгам в мире – все это казалось бы невероятным и волшебным. Изобретательство – это волшебство, воплощение самых невероятных задумок и фантазий. А вы не хотели бы быть волшебником?»

Что же такое цифровой продукт?

Сегодня на этот вопрос ответит практически каждый. Технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не можем себе ее представить без бесконечного потока информации. А ведь для этого достаточно иметь в кармане смартфон и доступ в Интернет. Хотите научиться чему-то новому? Всемирная паутина всегда готова предоставить вам такую возможность. Однако сегодня я хотел поговорить не об этом.

К цифровым продуктам относятся музыка, видео, аудиофайлы, изображения, электронные книги, программное обеспечение, текстовые файлы, исходники графических, музыкальных, 3D-проектов, шрифты, иконки и многое другое.

Кому интересно продавать цифровые материалы?

Ответ очевиден. Всем может быть интересно заниматься подобными продажами, просто далеко не все пришли к этому. «У меня нет необходимых навыков для этого» возможно скажете вы. Каждый человек обладает какими-либо ценными навыками для общества, вероятно, просто вы не считаете их ценными или еще не разглядели их в себе. В любом случае, всему можно научиться, не стоит себя недооценивать.

Исходя из первоначальных целей продавцов, их можно разделить на три большие группы.

Компании

Организации, оказывающие различные услуги

Таких площадок сейчас множество на просторах Интернета. Не доставит особого труда найти подходящую для вас, поэтому вернемся к теме.

Чтобы «подогревать» целевую аудиторию, подобные организации создают свое небольшое портфолио на таких площадках и регулярно пополняют его новым материалом. Каждый может купить себе один из цифровых товаров или просто ознакомиться с качеством услуг, которые эти организации оказывают.

Фрилансеры

Преимущества:

Недостатки:

Какова ситуация в рунете?

Для покупателей товара

Отзываюсь я о сервисах, которые сумел найти сам (если что-то пропустил достойное, скидывайте ссылки в комментариях). На каждом зарегистрировался, протестировал, но ни на одном что-то купить у меня желания не возникло. Другое дело, к примеру, зарубежный сервис по продаже иконок iconfinder.com. Даже человеку, не знающему языка не, составит труда разобраться на сайте и даже что-то купить. Совершал я покупки на этом сервисе несколько раз, но затем понял, насколько курс доллара не позволяет делать это часто. Такие цены в итоге, подтолкнули меня к самостоятельному обучению, чтобы рисовать иконки себе и не отдавать за это неприличные суммы.

Для разработчиков

Еще раз вернусь к разговору о том, что в наше время трудно встретить человека, который не имел бы ценных навыков. И каждый, кто понял, что способен обеспечить себе хоть небольшой доход на этих навыках, ищет возможности выйти на потенциальных покупателей. Одни разрабатывают сайты-визитки или привлекают клиентов через социальные сети, другие используют специальные площадки. И те и другие, безусловно, сталкиваются с множеством проблем. Не думаю, что российские разработчики ощущают дискомфорт, когда их товары покупают на зарубежных сервисах за доллары, однако, они сталкиваются с другой, не менее важной проблемой. Как правило, такие площадки работают на международном уровне, и безусловно, как и везде, там имеются свои крупные «игроки», которые давно уже себя зарекомендовали ответственными и надежными исполнителями. Я говорю о конкуренции, которая там давно достигла своей точки максимума. Новичку трудно выйти на рынок в таких условиях и еще тяжелее закрепиться на нем.

Какое же решение тогда будет оптимальным в данных условиях? Я считаю, что работать нужно и на зарубежных сервисах и на отечественных. Российский рынок, по сути, свободен, у вас есть возможность занять его, стать тем крупным «игроком» и обеспечить себя стабильным доходом.

Выводы

Целью данной статьи было, в первую очередь, приоткрыть завесу тайны для тех, кто еще не понял, что зарабатывать на своих увлечениях сегодня просто как никогда. Достаточно стать конкурентоспособным исполнителем, предлагающим качественный товар и уметь правильно преподнести его покупателю. Эти два нехитрых правила быстро зарекомендуют вас как надежного и ответственного исполнителя.

Также стоит понять и то, что в рунете этот рынок все еще далек от избытка, у вас есть уникальная возможность занять его, стать «монополистом» своего дела.

На этом все. Если вы сейчас читаете этот текст, то, скорее всего, прочли статью до конца. Надеюсь, она стала для вас полезной. В скором времени ожидается и вторая, в которой я подробно расскажу о том, как можно решить проблемы, выделенные выше.

Все ваши вопросы задавайте в комментариях. Будем рады ответить.

Источник

Внутренние цифровые продукты и их особенности

Привет! Меня зовут Дмитрий Крупенин, я руковожу продуктовой разработкой в Первой грузовой компании (ПГК). Создаю интересные внутренние продукты по оптимизации управления вагонами, которых у нас достаточно много – 113 тысяч. У меня более 5 лет опыта работы в промышленных и логистических компаниях, где я разрабатывал продукты «про железную дорогу и вагоны». Сегодня хочу рассказать о том, чем отличаются внутренние продукты и работа над ними.

Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть фото Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть картинку Цифровой продукт что это простыми словами. Картинка про Цифровой продукт что это простыми словами. Фото Цифровой продукт что это простыми словами

Что такое внутренний продукт

Когда мы говорим про цифровые продукты, обычно вспоминаются какие-то стартапы либо сервисы и приложения больших компаний, направленные на рынок b2с, массовых пользователей. Внутренний продукт – это продукт для пользователей, работающих внутри компании, то есть для внутреннего клиента.

Из чего состоят внутренние продукты

Внутренние цифровые продукты имеют довольно большой арсенал различных современных технологий, которые ничуть не хуже, чем у известных технологических компаний или стартапов. Мы говорим и про Data Science, и про прогнозные модели, оптимизационные алгоритмы, работу с большими данными и бесчисленное поле возможностей для применения автоматизации (от вездесущих excel-файлов с макросами до бесчисленных интеграций с внешними системами).

У нас в команде, как и в большинстве продуктов, есть бэкэнд- и фронтэнд-разработчики, которые программируют интерфейсы. Есть продуктовые дизайнеры, задача которых состоит в том, чтобы сложные продукты имели адекватные интерфейсы, удобные пользователю и способные решить его задачу. Да, во внутренних продуктах есть определенная специфика хотя бы потому, что их интерфейсы часто содержат большой объем информации, на основе которой будут принимать решения эксперты. Тогда на помощь часто приходит инфографика или нестандартные решения, чтобы не переложить очередную табличку из файла в веб-интерфейс, заставляя пользователя работать на трех мониторах.

Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть фото Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть картинку Цифровой продукт что это простыми словами. Картинка про Цифровой продукт что это простыми словами. Фото Цифровой продукт что это простыми словамиИсточник: ru.sputnik.kg

Симбиоз цифрового советчика и человека

В моей практике внутренние продукты – это цифровые советчики. Они по тому или иному каналу доносят до лиц, принимающих решения (в ПГК это диспетчера, планировщики, движенцы), советы, как оптимально решать ежедневные рабочие задачи. Фактически, такие советчики дают эффект только тогда, когда их советы реализованы, воплощены в жизнь специалистами.

Да, есть цифровые советчики, которые делают все автоматически, но по большей части продукты промышленных компаний вряд ли будут стопроцентно автоматизированы. Просто потому, что невозможно запрограммировать все потенциальные ситуации, никогда нельзя точно предсказать, какой вагон внезапно окажется непригоден под погрузку или какой кусок железнодорожных путей может оказаться перекрыт.

Другими словами, есть много внешних факторов для модели, и есть человек, который контролирует ситуацию с учетом советов цифровой модели. В критические моменты человек может принять решение, отличное от того, что рекомендует ему модель, так как цифровая модель не всегда учитывает внезапно произошедший инцидент.

Самое важное в создании внутреннего продукта (советчика, цифровой модели) – его полезность и приживаемость. То есть на выходе он должен быть таким, чтобы эксперты им действительно пользовались, прислушивались к советам, которые он производит. Только тогда можно говорить о крутости продукта и его экономической эффективности.

Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть фото Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть картинку Цифровой продукт что это простыми словами. Картинка про Цифровой продукт что это простыми словами. Фото Цифровой продукт что это простыми словамиИсточник legkopolesno.ru

Экономический эффект

На разных курсах для владельцев продукта мы изучаем, как можно измерить результаты с помощью метрик типа MAU, LTV, NPS и прочих. Продуктовые решения принимаются на основе данных: сколько пользователей заходит в сервис, сколько совершают покупку или делают заказ и т.д.

Однако наши внутренние продукты оперируют совершенно другими метриками и показателями. Например, когда речь идет о числе пользователей – внутри компании обычно может быть всего несколько десятков человек, которые пользуются этой разработкой. Не сотни тысяч или миллионы пользователей, как в b2с продуктах. Эта небольшая группа экспертов с помощью нашего продукта приносит компании значительный экономический эффект.

В моей практике интересные внутренние продукты – это обычно десятки миллионов рублей затрат на команду и инфраструктуру и сопоставимый экономический эффект в первый же год. Отличные проекты приносят в десятки и сотни раз превышающий свою стоимость экономический эффект. Это сопоставимо с цифровыми продуктами и сервисами, направленными на b2с.

Мы уже говорили, что внутренние цифровые продукты большой компании фактически нацелены на решение двух задач. Это либо снижение рисков, либо снижение затрат компании. В нашем случае мы, к примеру, снижаем риски получения нерелевантного парка или риски возникновения критического дефицита вагонов в том или ином регионе и, конечно же, снижаем затраты на управление парком вагонов.

Если говорить о каких-либо внутренних продуктах ПГК или других операторов железнодорожного транспорта, то одна из важнейших целей – повышение качества вагонов. Речь о контроле за коммерческой пригодностью вагонов в формате цифровых советчиков, созданных в помощь экспертам. Или, к примеру, снижение затрат на ремонты вагонов и дополнительные расходы.

Главная задача продакта при защите экономических эффектов – доказать, что именно цифровой советчик позволил добиться таких экономических показателей, а человек без подсказчика так бы не сделал. Поэтому часто приходится досконально разбираться в бизнес-процессах, просчитывая влияние других инициатив, мероприятий менеджмента и действий сотрудников. Тут на помощь приходят различные методы оценки изменений (гэпа) показателей относительно прошлых периодов, рынка, базовой линии и прочее. Обычно формулы расчета эффекта от цифрового продукта довольно сложные. Но пока ты пройдешь все стадии согласования, погружение в бизнес-процессы получается очень глубоким. Ты действительно начинаешь понимать, как работает то или иное направление бизнеса компании.

Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть фото Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть картинку Цифровой продукт что это простыми словами. Картинка про Цифровой продукт что это простыми словами. Фото Цифровой продукт что это простыми словамиИсточник: mygenetics.ru

Типовые проблемы

Первая проблема – приживаемость. Если мы говорим про Facebook или Instagram, где пользователь не пользуется какой-то фичей, то мы берем и что-то меняем. Когда мы делаем какой-либо производственный советчик, призванный помогать выполнять ту или иную деятельность, то может оказаться так, что модель сделана так хорошо, что она выявляет человеческие недостатки и недоработки. И для того, чтобы скрыть их, эксперты могут начать продукт бойкотировать.

В этом случае внедрять продукт нужно обязательно с заказчиком. Это прописная истина – поддержка руководства нужна обязательно, потому что часть пользователей точно будет сопротивляться внедрению цифрового советчика. Им может показаться, что человек будет не нужен – машина будет решать все за него.

Важно выстроить хорошие отношения с конечными пользователями, рассказывая им о том, что нет, цифровой советчик не сможет заменить их. Никого не уволят, наоборот, с сотрудников снимаются рутинные операции, которые заменяет машинный расчет. Так, специалист из линейного работника, который руками выполняет расчеты, становится экспертом, который работает с инцидентами, отклонениями математической модели. Он подключается, когда нужно реально разруливать проблему и решает неординарные задачи. Например, идет ремонт на конкретном участке железной дороги, и нужно ехать в обход, но компьютер про это не знает, потому что невозможно запрограммировать все подобные случаи. Только люди могут решить такие задачи.

Вторая типовая проблема заключается в том, что большая часть заказчиков, если мы говорим про какие-то промышленные компании, еще не привыкли к agile. Для нас подход к гибкой разработке – это что-то понятное и привычное, поэтому надо не забывать обновлять знания, что MVP не равняется «промышленный продукт».

Когда мы превращаем идею в цифровой продукт, на начальном этапе проверяем гипотезы: можем ли мы сделать так или не можем; достаточно ли в компании накоплено исходных данных, на основе которых модель будет выдавать решения; какого качества эти данные. Поэтому на старте речь не идет о создании промышленного продукта: это долго, дорого и результат неизвестен. Сначала делаем минимально жизнеспособный продукт.

На защите бюджета на создание МVP ваш заказчик может подумать, что это конечная цифра расходов для получения промышленного продукта. Мы же на этом этапе говорим только об МVP и проверке гипотез. Так как это минимально жизнеспособный продукт, в нем могут быть ограничения. Где-то мы не делаем интеграцию со сложными системами или сложными модулями SAP, делаем загрузку из Excel. Не настраиваем все возможные логи, не создаем целевую инфраструктуру и т.п.

Конечно же, после того, как мы закончим проект и захотим все это передать на поддержку, его надо будет доделывать. То есть преобразовать модель, созданную для проверки гипотез, в полноценный продукт, который будет максимально стабильно работать. У него будет целевое быстродействие и его можно будет эксплуатировать так, что служба поддержки сможет разруливать проблемы с этим цифровым продуктом с минимальным вовлечением команды.

Требования к команде

Отдельно стоит отметить степень погружения в предметную область. В моей практике, если речь идет о разработке каких-либо продуктов b2c, которыми мы привыкли пользоваться, каждый разработчик, как правило, с этим сталкивался и понимает, что и зачем он делает. А когда ты набираешь команду в логистический продукт для того, чтобы управлять вагонами, задачу понимает далеко не каждый разработчик. Даже продакты и бизнес-аналитики не всегда знают, как маршрутизируют вагоны, что такое конвенции РЖД, как вагоны ремонтируются и т.д.…

Приходится очень глубоко погружаться в предметную область, потому что нужно понимать, что вы делаете и какие данные есть в цифровом продукте. И почему они должны быть именно в таком виде.

Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть фото Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть картинку Цифровой продукт что это простыми словами. Картинка про Цифровой продукт что это простыми словами. Фото Цифровой продукт что это простыми словамиТребуется глубокое погружение в предметную область

Один из краеугольных камней решения проблемы – наличие бизнес-заказчика и бизнес-транслятора внутри компании. Если в команде разработчиков для индустриальной компании нет людей, которые имеют большой опыт работы, к примеру, в РЖД, нефтехимии или металлургии, результата не достичь. Ровно потому, что без такого человека в команде любой цифровой советчик будет попросту похоронен после релиза, так как не будет учитывать те искомые «пятьдесят два параметра».

И конечно, важно иметь ввиду, если кто-то покидает команду, и приходится набирать новых людей, то потребуется значительно больше времени на их погружение в предметную область, то есть до того момента, когда начнут появляться первые результаты для компании. Невозможно просто вот так прийти, набрать за месяц команду, чтобы она через два месяца выдала какие-то результаты. Это очень сложно. И скорее всего месяц, а то и больше, команда будет погружаться в профессиональную сферу, чтобы выявить технологии производства, управления вагонным парком или особенности получения данных от РЖД – то есть научится разговаривать с заказчиком на одном языке.

Приживаемость продуктовой разработки

Еще один важный фактор – в промышленности цифровизация только начинается. Поэтому здесь важны фреймворки продуктовых команд.

Не все заказчики, бизнес-трансляторы и эксперты понимают, что такое user-story, Customer Journey Map и другие модные словечки. Им понятно, что такое «написать ТЗ» и совершенно непонятно, что такое «проверить гипотезу».

Часто представители бизнеса думают, что они ТЗ написали – значит, так и будет, не понимая, что это может не сработать, не прижиться и не взлететь. Поэтому важно донесение правил: как мы работаем, как работает IT-команда, как формируется бэклог, и в каком формате мы собираем данные. Почему у нас agile, а не fools ТЗ, какие результаты мы даем каждый спринт и почему делаем работу именно в таком порядке.

Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть фото Цифровой продукт что это простыми словами. Смотреть картинку Цифровой продукт что это простыми словами. Картинка про Цифровой продукт что это простыми словами. Фото Цифровой продукт что это простыми словамиИсточник: vashepravo.kz

Все это нужно постоянно рассказывать заказчикам, особенно тем, кто никогда не работал с IT-продуктами. Правила работы, особенности сбора бизнес-требований, формат взаимодействия – все это привычно для цифровизаторов, но может быть абсолютно непонятно железнодорожникам, нефтяникам или металлургам.

Суперважно фреймворки не только разрабатывать, но и постоянно о них напоминать, возвращаться к ним в течение всего проекта. Жестко отслеживать эти правила, чтобы цифровой продукт в конце концов получился четким и работоспособным с точки зрения IT-моделей, удобным для заказчика и конечных пользователей. Потому что цель каждого IT-разработчика, чтобы его продукт, в который вложено столько сил и труда, прижился и качественно работал. Ведь не секрет, что это не только польза для конкретной компании, но качественный вклад в ваше личное портфолио.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *