Цифровой сертификат что это такое
Персональные цифровые сертификаты от государства — что это и кому необходимо?
Персональные цифровые сертификаты — это система стимулирующих выплат от государства, направленная на развитие и формирование трудовых навыков у граждан. Получив сертификат, специалист может бесплатно пройти курсы повышения квалификации или переподготовку по 22 направлениям в области цифровой экономики на выбор.
Причины бесплатного обучения граждан
Персональный цифровой сертификат в 2020 году стал совместной разработкой Минобрнауки и «Университета 2035». Из-за перехода граждан на дистанционный режим в период пандемии, во многих предприятиях и организациях возник резкий кадровый спрос на профессии, связанные с технологиями. Стала заметна нехватка:
дизайнеров интерфейсов и так далее.
Такие специалисты и до самоизоляции были востребованы, однако необходимость взаимодействия с клиентами через коммуникационные технологии указала на серьезную нехватку персонала. По этой причине и была создана система персональных цифровых сертификатов.
Пандемия стала причиной отказа ряда организаций от офисов. Компании все чаще стали нанимать сотрудников на удаленную работу в целях экономии бюджета на аренде и других расходах. На «дистанционку» переводят даже бухгалтеров, менеджеров и других специалистов, выполняющих офисную работу.
Однако навыков для работы через интернет, а тем более для создания площадок под взаимодействие с клиентами, у большинства специалистов нет. Государственная система персональных цифровых сертификатов позволит освоить новую профессию или расширить навыки по уже имеющейся специальности.
Кто может получить персональный цифровой сертификат?
Требования к возрасту кандидатов: лица от 18 лет и до пенсионного возраста.
Образование: среднее профессиональное или высшее — без привязки к профилю.
Регион проживания: в программе участвуют 48 регионов — список
Всего в 2020 году собираются раздать 33 000 персональных цифровых сертификатов от государства. Желающих много, поэтому стать участником не легко. Количество мест в 2021 году пока не уточняют.
Почему бесплатно?
Расходы на обучение специалистов возмещаются за счет средств, выделенных на федеральный проект. Бюджет ограничен, поэтому и количество сертификатов имеет предел. В 2019 году бесплатные курсы прошли только 5000 человек.
Длительность обучения
Курсы по программам персональных цифровых сертификатов длятся не менее 72 часов (повышение квалификации) и от 250 часов (переподготовка). При этом подготовку специалистов проводят в дистанционном формате. Для обучения достаточно иметь компьютер и доступ в интернет.
Другие способы получить дополнительное образование
Многие хотят пройти обучение бесплатно, но ограниченность мест не позволит подготовить всех специалистов. Если вы хотите освоить профессию в области цифровой экономики, пройдите курсы в ООО «НАСТ». Мы проводим обучение специалистов по программам:
После курса вы получите официальные документы (диплом или удостоверение) с занесением информации в федеральный образовательный реестр.
Для бесплатной консультации позвоните по телефону 8 (800) 505-76-10 или воспользуйтесь формой ниже.
Цифровой сертификат безопасности: для чего это нужно?
SSL (Secure Socket Layer) — протокол шифрования данных, которыми обмениваются клиент и сервер, — стал наиболее распространённым методом защиты в Интернете. Некогда он был разработан компанией Netscape. Безопасный обмен обеспечивается за счёт шифрования и аутентификации цифрового сертификата. Цифровой сертификат — файл, который уникальным образом идентифицирует серверы. Обычно цифровой сертификат подписывается и заверяется специализированными центрами. Их называют центрами сертификации или удостоверяющими центрами.
Что такое SSL-сертификат?
Многие наверняка слышали про SSL-сертификаты, но не все чётко представляют, что это такое и для чего они нужны. По сути, SSL-сертификат — цифровая подпись вашего сайта, подтверждающая его подлинность. Использование сертификата позволяет защитить как владельца сайта, так и его клиентов. SSL-сертификат даёт возможность владельцу применить к своему сайту технологию SSL-шифрования.
Таким образом, назначение SSL-сертификата — обеспечить безопасное соединение между сервером и браузером пользователя, надёжно защитить данные от перехвата и подмены. Сертификат используется для шифрования данных и идентификации сайта при установлении защищённого соединения HTTPS.
Информация передаётся в зашифрованном виде, и расшифровать её можно только с помощью специального ключа, являющегося частью сертификата. Тем самым гарантируется сохранность данных. Посетители сайта вправе ожидать, что защита их информации, если она важная, будет обеспечена с помощью SSL-сертификата. Они могут покинуть ваш сайт, если видят, что он не защищён. Если сайт имеет SSL-сертификат, то в строке состояния браузера отображается значок в виде замка.
— Пользователь заходит на защищённый сайт;
— Выполняется проверка DNS и определение IP-адреса хоста веб-сайта;
— Запись веб-сайта найдена, переход на веб-сервер хоста;
— Запрос безопасного SSL-соединения с хоста веб-сайта;
— Хост отвечает валидным SSL-сертификатом;
— Устанавливается защищённое соединение, передаваемые данные шифруются.
Защита для бизнеса и клиентов
Каким же сайтам нужна защита SSL? Да практически всем. Особенно тем, которые в наибольшей степени подвержены атакам: ресурсам финансовых учреждений, крупных брендов, сайтам, работающим с персональными данными и платёжной информацией.
SSL-сертификаты используют не только банки и финансовые организации, платёжные системы и такие государственные порталы, как сайт Федеральной налоговой службы (ФНС) и gosuslugi.ru, но также интернет-магазины и даже частные лица и индивидуальные предприниматели.
Какую выгоду даёт использование SSL-сертификата бизнесу? Поскольку при использовании сертификатов и протокола SSL принимаемые и отправляемые при посещении сайтов данные шифруются, применяется процедура аутентификации, это даёт пользователям определенную уверенность в том, что вводимые ими персональные данные, такие как номера телефонов и банковских карт, не попадут не в те руки. Благодаря своей уникальности SSL-сертификаты также значительно затрудняют использование кибермошенниками фишинговых схем.
Владелец сайта также может не беспокоиться о том, что данные клиентов утекут на сторону в результате перехвата или атаки типа «человек посередине», и репутация бизнеса и даже дальнейшее существование компании окажется под угрозой.
1. Стандартный HTTP заменяется на HTTPS. Это говорит о том, что в соединении между сервером и браузером используется SSL.
2. Адресная строка становится зелёной, показывая, что на веб-сайте используется Extended Validation SSL.
3. Жёлтый замок с закрытой дужкой означает, что соединение между сервером и браузером защищено. Если замок открыт или отсутствует, то соединение не использует SSL.
4. В случае использования сертификата Extended Validation SSL, в адресной строке показывается название компании.
SSL-сертификат гарантирует защиту всей информации, которой сайт обменивается с браузером пользователя. И тем самым защищает ваш бизнес. Это особенно важно при финансовых операциях, онлайновых транзакциях. Косвенные выгоды — рост доверия к вашему бизнесу, увеличение продаж, защита деловой информации.
В конечном счёте SSL-сертификат помогает завоевать доверие клиентов. Если они знают, что их информация защищена, то с большей вероятностью захотят иметь дело с вашей компанией.
По данным исследования, проведённого компанией GlobalSign, 84% пользователей не стали бы делать покупки на сайте без защищённого соединения. 48% проверяют перед вводом персональных данных, насколько безопасен сайт.
Значок замка и буквы HTTPS в URL вашего сайта говорят о его безопасности. А зелёная адресная строка сайта с сертификатом Extended Validation SSL — ещё более верное свидетельство надёжности ресурса. Посетители будут знать, что зашли именно на тот сайт, и вводимая ими информация останется приватной.
Кроме того, сайты, подтверждённые сертификатами, занимают более высокие позиции в результатах выдачи поисковых систем по сравнению с конкурентами без SSL. В 2014 году компания Google объявила о том, что будет учитывать использование HTTPS (буква S как раз и обозначает применение SSL-сертификата) при ранжировании сайтов. То есть, если у сайта нет SSL-сертификата, он не займёт высокие позиции в результатах поисковой выдачи и не сможет привлечь большого числа посетителей.
Где купить SSL-сертификат?
Приобретают сертификаты обычно не напрямую у удостоверяющего центра, а через партнёров. В России продажей сертификатов известных удостоверяющих центров (УЦ), таких как Comodo, Geotrust, GoDaddy, GlobalSign, Symantec и прочих, занимается множество компаний. Корневые SSL-сертификаты этих УЦ предустановлены в качестве доверенных во всех популярных браузерах. Есть и уникальные предложения. REG.RU, как партнёр GlobalSign, реализующий с этой компанией совместную программу по развитию SSL, может предложить сертификаты данного ведущего УЦ — от базового до расширенного уровня.
Как правило, партнёры имеют договоры с разными удостоверяющими центрами, что позволяет подобрать оптимальный по цене (в рублях) и характеристикам сертификат, получить скидки и помощь опытных специалистов при выборе сертификата и установке его на сервер. Для ряда клиентов важен бренд, название компании в сертификате.
Чтобы увидеть детальную информацию о SSL-сертификате, пользователю достаточно щёлкнуть мышью на значке замка и выбрать в меню «Просмотр сертификата». Браузеры могут различаться, но сертификат всегда содержит одну и ту же информацию.
Не все SSL-сертификаты платные. Например, при регистрации домена или покупке хостинга, клиенты REG.RU могут получить SSL-сертификат бесплатно. Также приятный бонус доступен при подключении к «Яндекс.Кассе». Стоит отметить, что бесплатный сертификат выдаётся на один год.
По данным Netkraft, в 2015 году около трети SSL-сертификатов в мире было выдано компанией Symantec, опередившей GoDaddy на 10%. На первую тройку удостоверяющих центров (CA) приходится свыше 3/4 используемых в Интернете SSL–сертификатов.
Выдаёт SSL-сертификат удостоверяющий центр — независимая сторона, проверяющая достоверность указанных в сертификате сведений: действительно ли доменное имя принадлежит компании или физическому лицу, на которые оно зарегистрировано; подлинность сайта, для которого был выпущен SSL-сертификат и др.
Уровни проверки SSL-сертификатов
Существуют сертификаты разных уровней проверки. Для защиты персональных данных пользователей подойдёт сертификат с упрощённой проверкой — DV (Domain validation). Сертификат с проверкой доменов — самый низкий и недорогой уровень. Он доступен физическим и юридическим лицам, выдаётся владельцу или администратору доменного имени и просто подтверждает это доменное имя.
Следующий уровень — сертификат OV (Organization validation) для организаций, применяемый для проверки связи между доменным именем, хозяином домена и использующей сертификат компанией. То есть такой сертификат удостоверяет не только доменное имя, но и то, что сайт принадлежит действительно существующей организации.
Для более качественной проверки компании и её полномочий на приобретение сертификатов используются так называемые сертификаты с расширенной проверкой — EV (Extended validation). Это самый престижный вид сертификатов. Такие сертификаты вызывают больше всего доверия. Например, DigiCert, один из ведущих удостоверяющих центров, продаёт сертификаты OV и EV. Партнёры GlobalSign предлагают SSL-сертификаты разного уровня, включая самый высокий.
После установки сертификата расширенной проверки адресная строка в браузере становится зелёной — это визуальный индикатор надёжности сайта. В таком сертификате указано название организации и название удостоверяющего центра, выпустившего сертификат.
Зелёная адресная строка — индикатор законности вашего бизнеса. Сертификат с расширенной проверкой не только обеспечивает защиту от мошеннических сайтов. Если сертификаты проверки доменов предусматривают только шифрование соединения, то сертификаты высшей категории ещё и дают вашим клиентам уверенность в законности вашей предпринимательской деятельности. При выпуске EV-сертификата проводится очень тщательная проверка организации, включая проверку её деятельности, соответствия официальным документам, а так же прав на использование доменного имени. Поэтому предприятия, применяющие сертификаты с расширенной проверкой, пользуются большим успехом на рынке. Как уже отмечалось, чтобы выяснить, какой сертификат вы используете, клиенту достаточно щёлкнуть мышью на значке замка в строке браузера.
Эта схема показывает доли сертификатов DV, OV и EV у основных удостоверяющих центров. Сертификаты DV составляют около 70% от сертификатов всех типов, на EV приходится менее 5%.
Бывают сертификаты для одного, нескольких доменов (SAN) и сертификаты для всех прямых поддоменов выбранного домена (Wildcard).
SSL-сертификаты в России
REG.RU и один из старейших международных удостоверяющих центров GlobalSign запустили программу популяризации защищённой передачи данных в Интернете. Она рассчитана как на владельцев интернет-ресурсов, так и на рядовых пользователей из России и СНГ.
Вместе с GlobalSign мы намерены сформировать культуру защищённой передачи информации. Ключевой элемент программы — повышение доступности технологий SSL и предоставление владельцам сайтов актуальных инструментов защиты.
На SSL-сертификаты обратили внимание и в руководстве страны. По информации СМИ, в России может быть создан собственный государственный удостоверяющий центр для их выдачи. Как сообщается, такая работа уже идёт. Но для этого придётся обязать производителей браузеров предустанавливать в свои продукты специальный корневой сертификат.
Так в чём ценность HTTPS и SSL? Зачем это нужно, когда посетителям сайта не требуется вводить конфиденциальную информацию или осуществлять платежи? Хотя бы затем, чтобы повыше подняться в результатах поиска. Да и доверие пользователей — фактор, который нельзя сбрасывать со счетов. Технически дополнить сайт SSL несложно, да и финансово это необременительно. SSL-сертификат — простой и экономичный способ защитить ваш сайт и онлайн-транзакции, сделать его более безопасным для пользователей. Сегодня SSL стал одной из самых важных мер обеспечения безопасности сайтов и признанным во всём мире отраслевым стандартом.
Как получить и использовать QR-код
В указ Мэра Москвы внесены изменения. Актуальная информация — по ссылке
С 28 июня в Москве действуют QR-коды, которые необходимо предъявить в кафе и ресторанах, а также на массовых мероприятиях с численностью не более 500 человек. На самые актуальные вопросы о новых мерах по борьбе с коронавирусной инфекцией ответили в оперативном штабе столицы. Кто может получить код, где это сделать и как он работает — в материале mos.ru.
1. Когда начнут пускать только по кодам?
Предъявлять QR-код на входе в заведение общественного питания и на массовое мероприятие необходимо с 28 июня.
2. Когда можно получить QR-код?
Выдавать региональные QR-коды начнут 25 июня. При этом коды, полученные на федеральном портале госуслуг и в специальном приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус» до 25 июня, также являются действительными.
3. Кто может получить QR-код?
Получить QR-код для посещения заведений общественного питания и массовых мероприятий численностью более 500 человек могут следующие категории граждан:
— прошедшие вакцинацию вторым компонентом вакцины (или однокомпонентной вакциной), зарегистрированной в Российской Федерации;
— переболевшие COVID-19, у которых с даты выздоровления прошло не более полугода (180 дней), по данным официального регистра переболевших;
— имеющие отрицательный результат ПЦР-теста, проведенного в лабораториях Москвы, которые передают данные о результатах ЕМИАС (срок действия — три календарных дня с даты получения результата исследования).
Для всех заведений используется один QR-код. Срок его действия указан на самом QR-коде. Если его владелец заболел коронавирусом, действие QR-кода может быть приостановлено.
4. Я переболел меньше шести месяцев назад, где мне взять QR-код?
Если вы переболели в Москве, у вас есть московский полис ОМС или прикрепление к московской поликлинике, ваши данные отображаются в региональном и федеральном регистре переболевших. QR-код вы можете получить:
— в вашей электронной медицинской карте в разделе «Цифровой сертификат». Если вы еще не оформили доступ к ней, сделать это можно по ссылке;
— в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО»;
— в поликлинике (обратившись в регистратуру или распечатав QR-код в инфомате);
— в сервисе для получения QR-кода на портале mos.ru по ссылке.
Если вы болели не в Москве или наблюдались в частном, федеральном или ведомственном учреждении города, а также в случае отсутствия московского полиса ОМС или прикрепления к московской поликлинике, вы можете воспользоваться сервисом для получения QR-кода на портале mos.ru по ссылке, которая начнет работать 25 июня.
После заполнения специальной формы ваши данные будут сверены с региональным и федеральным регистром заболевших, и при наличии информации о вашем заболевании QR-код будет сгенерирован. Если ваши данные не будут найдены, необходимо обратиться в ту медицинскую организацию, где вы наблюдались, для проверки внесения данных в регистр переболевших.
Если человек не обращался к врачу или переболел бессимптомно, факт его болезни не зафиксирован в регистре, получить QR-код он не сможет. Справка о наличии антител к COVID-19 не является основанием для доступа в заведение общественного питания или на массовое мероприятие. Такие справки приниматься не будут.
5. У меня отрицательный ПЦР-тест, где взять QR-код?
Такой QR-код могут получить только граждане, сдавшие ПЦР-тест в одной из городских поликлиник или лабораторий города Москвы, передающих данные в ЕМИАС. Их список опубликован на сайте.
QR-код в этом случае можно получить:
— в электронной медицинской карте в разделе «Цифровой сертификат»;
— в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО»;
— в поликлинике (обратившись в регистратуру или распечатав QR-код в инфомате);
— в специальном сервисе на портале mos.ru по ссылке.
6. Я вакцинирован, где взять QR-код?
Если вы вакцинированы в России одной из зарегистрированных на территории страны вакцин, медицинское учреждение обязано внести данные о вакцинации в федеральный регистр вакцинированных.
Если вы прошли вакцинацию в пунктах работы медицинских бригад, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы, у вас московский полис ОМС или прикрепление к московской поликлинике, то сертификат вакцинации будет доступен:
— в электронной медицинской карте в разделе «Цифровой сертификат»;
— в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО»;
— в поликлинике (вы можете обратиться в регистратуру или распечатать QR-код в инфомате);
— в сервисе для получения QR-кода на портале mos.ru по ссылке;
— в мобильном приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус».
Если вы прошли вакцинацию в других медучреждениях на территории Москвы (частные, ведомственные или федеральные) или в другом регионе, а также если у вас нет московского полиса ОМС или прикрепления к московской поликлинике, то QR-код по итогам вакцинации будет доступен:
— в мобильном приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус»;
— вы можете воспользоваться сервисом для получения QR-кода на портале mos.ru по ссылке, которая начнет работать 25 июня. После заполнения специальной формы ваши данные будут сверены с региональным и федеральным регистром вакцинированных, и при наличии информации о прививке QR-код будет сгенерирован. Если ваши данные не будут найдены, необходимо обратиться в медицинское учреждение, где была сделана прививка, для проверки внесения данных в федеральный регистр вакцинированных.
Бумажный сертификат о вакцинации, полученный при введении вакцины непосредственно в медицинском учреждении, не является основанием для доступа в заведение общественного питания или на массовое мероприятие, не является цифровым сертификатом с QR-кодом. Такие сертификаты приниматься не будут.
При этом сам цифровой сертификат с QR-кодом можно распечатать на бумаге, и он будет являться основанием для прохода на мероприятие и в заведение общепита.
7. Где граждане без московского полиса и не прикрепленные к московским поликлиникам могут получить QR-код?
Те, кто не посещают городские медицинские учреждения, не имеют московского полиса ОМС, а также иногородние граждане могут запросить QR-код через портал mos.ru.
Для просмотра QR-кода о вакцинации, прошедшем заболевании либо отрицательном результате ПЦР-теста потребуется стандартная или полная учетная запись на портале. Авторизоваться на mos.ru также можно с помощью учетной записи портала gosuslugi.ru. Для получения простой учетной записи при регистрации достаточно указать фамилию, имя и отчество, номер мобильного телефона.
8. Как получить QR-код через портал mos.ru?
— Зайдите на форму получения QR-кода через раздел «Услуги» на mos.ru или по ссылке;
— пройдите авторизацию, используя логин и пароль от портала mos.ru или от портала gosuslugi.ru;
— фамилия, имя и отчество, дата рождения, СНИЛС, контактные данные загрузятся автоматически из личного кабинета (если СНИЛС не был сохранен в личном кабинете, его нужно будет ввести вручную);
— подтвердите согласие с условиями получения сервиса;
— вы сразу получите QR-код, подтверждающий прохождение вакцинации, перенесенное заболевание COVID-19 или наличие отрицательного результата пройденного ПЦР-теста.
QR-код можно распечатать на принтере или сохранить на свой смартфон.
9. Где пройти вакцинацию иностранным гражданам (работающим и проживающим на территории Москвы)?
В многофункциональном миграционном центре в деревне Сахарово с 27 июня началась вакцинация трудовых мигрантов от COVID-19. Сделать прививку можно однокомпонентной вакциной «Спутник Лайт», разработанной в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи. Вакцинация мигрантов проходит в пилотном режиме, по заявкам работодателей, подпадающих под требования постановления главного государственного санитарного врача Москвы. По мере отработки механизма возможность вакцинации будет распространена и на другие группы иностранных граждан, включая самозанятых. Сделать прививку можно с 09:00 до 21:00.
10. Где иностранным гражданам получить QR-код, если они не вакцинированы?
Если иностранный гражданин перенес заболевание в России или сдал ПЦР-тест в одной из лабораторий, подключенных к системе ЕМИАС, он может получить QR код в специальном сервисе на портале mos.ru по ссылке.
11. Где получить QR-код гражданам с антителами без отметки в ЕМИАС о заболевании? Что делать тем, у кого во время болезни ПЦР-тесты были отрицательные, а после болезни антитела есть?
Если данные о заболевании коронавирусом отсутствуют в федеральном регистре заболевших, то гражданин не сможет получить QR-код как переболевший. Люди, переболевшие коронавирусом, но не обращавшиеся к врачу и не имеющие отметки о заболевании, должны будут сдать ПЦР-тест в лабораториях, которые подключены к ЕМИАС (перечень указан на сайте Департамента здравоохранения Москвы), или привиться для посещения ресторанов и мероприятий в Москве.
12. Для посещения заведений общепита и мероприятий несовершеннолетними детьми тоже необходим QR-код?
Если ребенок, не достигший 18 лет, посещает заведение или мероприятие с родителями, имеющими QR-код, самому ребенку для прохода код не нужен. Без родителей дети могут пройти только при наличии QR-кода по результатам отрицательного ПЦР-теста или подтвержденного факта заболевания коронавирусом в течение последних шести месяцев (если информация о пациенте есть в региональном или федеральном регистре переболевших).
QR-код будет доступен:
— в электронной медкарте ребенка в разделе «Цифровой сертификат»;
— в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО»;
— в поликлинике (обратившись в регистратуру или распечатав QR-код в инфомате);
— в специальном сервисе на портале mos.ru по ссылке.
Доступ к медкарте могут оформить родители ребенка.
13. Является ли вакцина иностранного государства основанием для получения QR-кода и как действовать, если гражданин вакцинирован в другом государстве?
Получить QR-код можно по итогам вакцинации только одной из зарегистрированных на территории Российской Федерации вакцин. В случае, если гражданин вакцинирован в другом государстве другой вакциной, он может сдать ПЦР-тест для получения QR-кода.
14. Где опубликован список лабораторий, сдав ПЦР-тест в которых, можно получить QR-код?
Перечень лабораторий, передающих результаты ПЦР в ЕМИАС, опубликован на сайте Департамента здравоохранения Москвы по ссылке.
15. Будет ли распространяться ограничение на продуктовые магазины и аптеки?
Указ Мэра Москвы № 35-УМ от 22 июня 2021 года не распространяет свое действие на продуктовые магазины и аптеки.
16. Необходим ли QR-код туристу (пассажиру), у которого пересадка на рейс в Москве?
Если турист планирует посещение заведений общепита и мероприятий в Москве, действие указа распространяется и на него.
17. Кто будет контролировать достоверность результатов ПЦР на входе в заведение? Очевидно, что сотрудник ресторана не обучен этому и сможет пропустить по поддельной бумажной справке?
Никакие бумажные справки и сертификаты к проверке не предъявляются. Для входа используется исключительно QR-код, полученный по данным информационных систем и регистров. Никакого специального обучения сотрудникам заведений проходить не нужно, алгоритм проверки очень простой. Сотрудник, ответственный за допуск посетителей, должен просто отсканировать QR-код камерой смартфона. На экране отобразится статус кода (действителен/недействителен), инициалы посетителя (первые буквы фамилии, имени и отчества), а также его дата рождения или последние цифры номера паспорта (для QR-кодов, полученных на портале gosuslugi.ru или в мобильном приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус»). Эти данные необходимо сверить с данными в документе, удостоверяющем личность. Если они совпадают, посетитель может пройти в заведение или на мероприятие.
18. Дети до 18 лет смогут попасть в общепит по ПЦР-тесту начиная с какого возраста? Например, можно ли сделать ПЦР младенцу и прийти с ним в общепит?
Да, во всех детских городских поликлиниках, а также других медицинских организациях, подключенных к ЕМИАС, можно пройти ПЦР-тестирование вне зависимости от возраста.
19. Если человек заболел, когда у него появится QR-код?
После выздоровления пациента медучреждением вносится соответствующая информация в ЕМИАС, и он может получить QR-код на следующий день.
20. Предприятия общепита и организаторы мероприятий будут принимать только электронные QR-коды или можно пройти с распечатанным?
Для посещения заведения можно предъявить как электронный код (с экрана мобильного устройства), так и распечатанный на бумаге.
21. Как может получить QR-код человек, у которого нет смартфона, интернета или просто не умеющий пользоваться сервисами?
Пациенты, прикрепленные к московским поликлиникам, могут получить распечатанный QR-код, обратившись в регистратуру или распечатав его самостоятельно в инфомате поликлиники.
Если житель не прикреплен к московской поликлинике, он может получить QR-код через сервис по ссылке, воспользовавшись зоной электронных услуг в любом из центров госуслуг города. Их сотрудники помогут пройти эту процедуру, а также вывести QR-код на печать.
22. Куда обращаться, если возникли проблемы с получением QR-кода?
При возникновении сложностей с получением QR-кода заявители могут воспользоваться сервисом для его получения на портале mos.ru, который начнет работать 25 июня по ссылке.
Если QR-код не будет найден, необходимо проверить корректность указанных данных о фамилии, имени и отчестве и дате рождения. Данные должны совпадать с теми, которые были указаны при вакцинации, сдаче ПЦР-теста или при лечении от коронавирусной инфекции.
Если данные корректные, а QR-код не сформирован, будет доступна ссылка для отправки обращения в техническую поддержку. Перейдите по ссылке и выберите тему «Не найден цифровой сертификат (QR-код)», укажите необходимые данные: номер полиса ОМС, номер паспорта, наименование медицинской организации, даты прививок и прочее. Также в случае вакцинации нужно прикрепить отсканированную копию вашего бумажного сертификата о вакцинации. Специалисты службы техподдержки проведут проверку и помогут оперативно получить QR-код.
23. Не смог получить QR-код по итогам вакцинации. Куда обращаться?
Если вы вакцинировались не в медицинских учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы (частные или ведомственные медицинские учреждения или медицинские учреждения других субъектов Российской Федерации), и не смогли получить QR-код по ссылке или в приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус», значит, информации о вас нет в едином регистре вакцинированных. Необходимо обратиться медицинское учреждение, где была сделана прививка, для проверки внесения данных в федеральный регистр вакцинированных.
24. Не смог получить QR-код по факту заболевания в течение последних шести месяцев. Куда обращаться?
Если вы проходили лечение в медорганизациях за пределами Москвы и не смогли получить QR-код по ссылке, значит, информации о вас нет в едином регистре переболевших. В таком случае необходимо обратиться в ту медицинскую организацию, в которой вы наблюдались, для проверки внесения ваших данных в регистр переболевших.
25. Не смог получить QR-код по факту отрицательного ПЦР. Куда обращаться?
Если вы сдавали ПЦР-тест в одной из лабораторий, подключенных к ЕМИАС (их перечень есть по ссылке), но не можете получить QR-код, необходимо обратиться в медицинскую организацию, в которой делался тест, для проверки корректности переданных данных в ЕМИАС.
26. Как использовать QR-код?
Посетителю QR-код необходимо сохранить на телефоне или распечатать. При входе в заведение общественного питания или массовое мероприятие необходимо предъявить сотруднику, ответственному за допуск посетителей, QR-код и документ, удостоверяющий личность.
Сотрудник, ответственный за допуск посетителей, должен отсканировать QR-код камерой смартфона. На экране отобразится статус кода (действителен/недействителен), инициалы посетителя (первые буквы фамилии, имени и отчества), а также его дата рождения или последние цифры номера паспорта (для QR-кодов, полученных на портале gosuslugi.ru или в мобильном приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус»). Эти данные необходимо сверить с данными в документе, удостоверяющем личность. Если они совпадают, посетитель может пройти в заведение или на мероприятие.
Проверить QR-код также можно с помощью городских мобильных приложений «Госуслуги Москвы», «Моя Москва», «Московский транспорт» и «Помощник Москвы».
Для проверки QR-кода в приложении «Моя Москва» необходимо перейти в раздел «Услуги» и выбрать сервис «Проверка цифрового сертификата (QR-кода)». При выборе этого сервиса у пользователя включится камера смартфона, которой необходимо отсканировать QR-код.
Для проверки QR-кода в приложении «Госуслуги Москвы» необходимо авторизоваться в приложении, перейти в раздел «Услуги», выбрать сервис «Проверка цифрового сертификата (QR-кода)» и нажать на кнопку «Сканировать код». После этого у пользователя включится камера смартфона, которой необходимо отсканировать QR-код.
Для проверки QR-кода в приложении «Московский транспорт» необходимо открыть меню приложения, нажав на кнопку в левом верхнем углу экрана, и выбрать сервис «Проверка цифрового сертификата (QR-кода)». При выборе этого сервиса у пользователя включится камера смартфона, которой необходимо отсканировать QR-код.
Для проверки QR-кода в приложении «Помощник Москвы» необходимо авторизоваться в приложении, перейти в раздел «Нарушения» и нажать на красный значок с изображением фотоаппарата. В открывшейся вкладке «Фиксация» надо выбрать «Проверка цифрового сертификата (QR-кода)». При нажатии этой кнопки у пользователя включится камера смартфона, которой необходимо отсканировать QR-код.
27. Необходимо ли предъявлять QR-код при посещении ресторана в отеле?
Нет, проживающим при посещении точек общественного питания в гостиницах, хостелах и иных объектах размещения QR-код не нужен, если в эти помещения отсутствует доступ иных граждан.
28. Необходимо ли предъявлять QR-код при посещении офисной столовой или студенческого кафе?
Нет, QR-код не нужен, если столовая, буфет или кафе находятся на территории предприятия и предназначены для работников или обучающихся, а также отсутствует доступ в такие помещения других граждан.
29. Летние веранды тоже будут работать только по QR-кодам?
С 24 июня по 11 июля (включительно) допускается посещение сезонных летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания без предъявления QR-кода.
30. Могут ли привившиеся иностранной вакциной получить QR-коды?
Нет, получить QR-код можно только в случае прививки вакциной, прошедшей государственную регистрацию в России. Прививка должна быть сделана на территории России.
31. Могут ли горожане, привившиеся в начале кампании в 2020 году, получить QR-коды? Есть ли они в базе?
Да, если сведения о вакцинации внесены в федеральный регистр вакцинированных, у таких людей есть возможность получить QR-код. Если прививка сделана, а QR-код не найден, необходимо обратиться в службу техподдержки федерального портала gosuslugi.ru, указав, что прививка сделана в частном или государственном медучреждении, не подведомственном столичному Департаменту здравоохранения. Если прививка сделана в медицинском учреждении, подведомственном Департаменту здравоохранения города Москвы, включая мобильные пункты вакцинации, можно воспользоваться сервисом на mos.ru/qr.
32. Есть ли у QR-кодов срок годности?
Да, срок действия указан на самом QR-коде. Для переболевших QR-код действует до истечения 180 дней с даты выздоровления, для получивших отрицательный ПЦР-тест — 72 часа с момента регистрации результата анализа в лаборатории.
33. Нет ли риска, что люди начнут делиться своими QR-кодами и один код будет использоваться группами лиц?
Такого риска нет. Для входа в заведение или на мероприятие необходимо предъявить не только QR-код, но и документ, удостоверяющий личность. Проверяющий сверит информацию, содержащуюся в QR-коде (инициалы и дату рождения) с данными документа, и пропустит посетителя только после подтверждения подлинности QR-кода. Вероятность совпадения инициалов и даты рождения минимальна, что снижает риск использования QR-кода группой лиц. Данные пользователей городских информационных систем хранятся в столичном Центре обработки данных. Он защищен в соответствии с требованиями регулятора в сфере информационной безопасности.