Циолковский после того что со мной случилось я стал по другому
Циолковский: «Смерти нет. Будем царствовать во Вселенной»
Константин Циолковский был убежден, что человечество заселит и освоит внеземные просторы мироздания: «Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным». Удивительно, создатель теоретической космонавтики не видел ни одного действующего межпланетного аппарата, но его научными трудами пользуются и современные инженеры.
«Мыши, что ли, съели ваши брюки?»
Константин Циолковский родился 17 сентября 1857 года в тихом рязанском селе, в семье обедневшего дворянина польского происхождения. До 9 лет все было, как положено. Обычный ребенок, обычные детские игры. Катания на санках, например. С санок-то все и началось – катаясь, сильно простыл, простуда обернулась скарлатиной, а скарлатина — частичной глухотой. Мальчик ушел в себя. Впоследствии писал: «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Все это было из бумаги и картона и соединялось сургучом».
Он читал книжки, мастерил, ставил какие-то опыты. Вокруг него все двигалось, жужжало, булькало и вспыхивало ярко-оранжевым пламенем. Вспоминал: «Благодаря главным образом кислотам я ходил в штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчишки на улице замечали мне: «Что, мыши, что ли, съели ваши брюки?» Ходил я с длинными волосами просто оттого, что некогда стричь волосы». Кроме того, Костя мастерил сложные машины — домашний токарный станок, самодвижущиеся повозки и паровозы, придумывал крылатую машину, которая могла бы летать по воздуху.
Впрочем, бесконечно это продолжаться не могло. Родители отправили в Москву учиться.
Подразумевалось поступление в училище, но Циолковский выбрал путь самообразования. Костя каждый день сидел в библиотеке: с утра — точные и естественные науки, требующие концентрации, затем публицистика и художественная литература. Константину понадобился всего год на изучение физики и основ математики и три года, чтобы освоить гимназическую программу и часть университетской. А через несколько лет Циолковский сдает экзамен на звание учителя уездных училищ и отправляется в городок Боровск Калужской губернии.
Электрическое варенье
Как и в детстве, он продолжал конструировать и экспериментировать, вызывая немалое удивление у обывателей. Он вспоминал: «У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, пробивались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля. Толпа одновременно поражалась громовым ударам.
«Даже превосходит бредни Жюля Верна»
Воздухоплавание тогда делало лишь первые шаги. Основные надежды возлагали на управляемые аэростаты — дирижабли, которые не отличались ни прочностью, ни долговечностью: их прорезиненные оболочки быстро изнашивались, начинали терять газ и приводили к падению. Ученый задался целью разработать металлический управляемый аэростат. Два года подряд Циолковский трудился над вычислениями и чертежами и опубликовал сочинение «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму», содержавшее проект огромного грузового дирижабля объемом до 500 тыс. кубометров. Правда, ни один предприниматель не решился вложить деньги в постройку этого грандиозного аппарата
Между тем, Циолковский уже нацеливался еще выше — прямо в космос. Для того чтобы «пробить стену», Циолковский сначала собирался использовать центробежную силу — поднявшись над Землей и развив огромную скорость, аппарат делал бы круги над планетой, пока эта сила не выбросила бы его за пределы земной гравитации. Однако расчеты, которые провел ученый, показали, что такая машина была бы невозможна.
Крупнейшее научное достижение Циолковского — обоснование реактивного движения как единственного способа преодоления земного притяжения. В 1903 году в журнале «Научное обозрение» вышла первая статья Циолковского, посвященная ракетам, — «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Главной темой статьи стал проект выхода в космос при помощи жидкостной ракеты: Циолковский объяснил принципы взлета ракеты, ее движения в безвоздушном пространстве и спуска на Землю.
Широкая общественность на первую часть статьи не обратила внимания. Книга «Грезы о Земле и небе», вышедшая чуть раньше и посвященная тому же вопросу, вызвала откровенное издевательство со стороны критиков: «Трудно догадаться, где автор рассуждает серьезно, а где он фантазирует или даже шутит… Если научные разъяснения К. Циолковского не всегда достаточно обоснованы, зато полет его фантазии положительно неудержим и порой даже превосходит бредни Жюля Верна, в которых, во всяком случае, больше научного обоснования…» Понадобилось еще 8 лет, чтобы к автору пришло признание — вторая часть статьи вышла в журнале «Вестник воздухоплавания» в 1911–1912 годах, и ее заметили инженеры и популяризаторы науки.
Кроме этого, Циолковский первым предложил использовать ромбовидный и клиновидный профиль крыла для аэропланов со сверхзвуковыми скоростями, в то время о таких скоростях говорить не приходилось, и это открытие нашло применение лишь через 70 лет. Ученый разработал первый в мире проект поезда на воздушной подушке, предложил использовать для запуска ракет движение по направляющим — это открытие не нашло применения в строительстве космических ракет, зато с успехом применено в военных ракетных комплексах. У Циолковского есть открытия в физике и биологии: независимо от других ученых разработал основы кинетической теории газов, заложил основы нового раздела теоретической механики — механики тел переменного состава, и подал ряд ценных мыслей в области изучения живых организмов.
Христос – не бог, но реформатор
Интересно, что огромное значение для ученого имела личность Христа, которого он признавал не богом, а великим реформатором, стремившимся к благу всех людей. Эту цель ученый считал самой важной и для себя: «Основной мотив моей жизни — сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
В своих книгах он наметил грандиозный план переустройства Земли. Наша планета, по замыслу изобретателя, может превратиться в один огромный возделываемый райский сад: люди разобьют ее на участки и смогут обрабатывать свои наделы с максимальной отдачей. Изменив состав атмосферы, сгладив рельеф Земли, можно будет установить на всей планете оптимальный для сельского хозяйства климат, превратив жаркие и сухие районы — в умеренные и влажные и слегка нагрев даже полярные зоны.
Но даже и этот благоустроенный и оптимизированный мир когда-нибудь станет тесен для разумных существ. «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», — писал Циолковский. Ученый верил, что во Вселенной уже существуют другие расы, которые уже достигли этого состояния — бессмертные и совершенные «боги» управляют движением солнц, туманностей и целых галактик.
Вселенная способна мыслить и чувствовать
Более того, Циолковский считал, что в какой-то степени сама Вселенная — те же звезды и галактики — способна мыслить и чувствовать. «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной», — писал Циолковский. Ученый верил, что если Вселенная жива, то смерти нет: «Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь — счастливую, так как иной нет».
Текст Тотального диктанта – 2020
Тотальный диктант – 2020 прошёл 17 октября.
Автор текста – российский писатель Андрей Геласимов, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературного мастерства Института имени Горького, лауреат литературной премии «Национальный бестселлер».
Четыре части диктанта посвящены истории жизни основоположника теоретической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского.
Это был странный мир: по утрам за окном не пели птицы, не шелестела трава, собаки лаяли совершенно беззвучно, а мужики, то и дело ругающиеся на улицах, широко раскрывали рты, но ни единого звука оттуда не доносилось. В десять лет, после тяжело перенесённой скарлатины, Костя почти оглох, и вот уже шестой год его окружал мир тишины и покоя.
Слова «громкий», «звучно», «шуметь» не значили в этом мире ничего. Они напоминали символы давно исчезнувшей цивилизации, оставленные как загадка потомкам на стенах древней пещеры. Для того чтобы проникнуть в эту пещеру, у Кости недоставало ни сил, ни возможностей, ни средств.
Он ещё помнил звуки, однако существовали они в его голове отдельно от людей, других живых существ и предметов, которые эти звуки производили. Это было, как если бы он видел тени, а самих предметов, эти тени отбрасывающих, видеть не мог.
Он смотрел на мир, как рыба из-под воды смотрит на берег, и всё, что он видел там, на залитом солнцем берегу, казалось ему странным и в то же время недосягаемо красивым. Шестой год Костя продолжал жить на другой планете, куда прилететь, кроме него, не мог уже больше никто — даже такой же, как он, внезапно оглохший мальчик. Ибо у каждого глухого мальчика должна быть своя планета.
Зато он оставался неуязвим для того дурного, что терзает людей со слухом. Он видел, как люди плачут, услышав какие-то слова, как они бледнеют от ненависти или от страха, и был согласен не слышать то, что услышали они. Когда учителя бранили его за бестолковость, а сверстники дразнили глухой тетерей, он лишь безмятежно смотрел на них. Даже о том, что его отчислили из гимназии, Костя узнал не сразу: директор что-то долго объяснял ему, но мальчик не всё успел понять по губам.
Несколько дней после отчисления Костя ещё ходил в гимназию, каждое утро прилежно собирая учебники и тетрадки, но учителям не велено было его пускать: директор считал, что глухой ученик требует слишком много внимания. Поэтому он, как потерянный, часами бродил вокруг школьного здания либо сидел на траве, глядя в распахнутые настежь окна. Оставаться дома Костя не хотел: в любом углу, в любом закуточке он ощущал на себе печальный взгляд мамы.
Рядом с гимназией беззвучно волновалась рыночная площадь, и однажды Костя помог соседке принести оттуда старые юбки-кринолины. Она скупала их и перешивала в рубахи и платья на продажу для горожан победнее.
Пружины из кринолинов швейная мастерица обычно выбрасывала, однако на этот раз они пригодились. Костя смастерил для её маленького сына самоходную игрушку и с этого дня больше не сидел на траве напротив гимназии. Он починил пылившуюся в чулане сломанную швейную машинку, в которой недоставало потерянных давным-давно деталей, соорудил устройство для скорой сушки отстиранной ткани и продолжал строить из пружин различные механизмы. Ему нравилось возиться с металлическими деталями: они совершенно не требовали, чтобы он их услышал, не обзывались и не бранили его — они просто хотели быть собранными в правильном порядке, а он откуда-то знал, как устроить этот порядок. Отец Кости, прознавший вскоре о его увлечении, воспрянул духом и предложил сыну пойти по технической части. Через полтора месяца после отчисления из гимназии шестнадцатилетний Константин поехал в Москву.
Первоначально предполагалось, что, сдав экзамены за гимназический курс экстерном, юноша будет поступать в училище, но он совсем не хотел повторения старой истории: никто из педагогов не стал бы учитывать его глухоты и добрая часть учения снова могла испариться в напрасных попытках расслышать хоть что-нибудь. У него сложился свой план, о котором отцу он решил пока не сообщать.
«Смысл жизни состоит в том, чтобы научиться жить, не задавая себе вопроса о смысле жизни» — так думал Константин, решив ослушаться отца. К шестнадцати годам он почти оглох, потерял мать и старшего брата, и эти потери если не разрушили его мир, то сотрясли основательно. Объяснений своим несчастьям он найти не сумел, поэтому решил принять жизнь как она есть.
В итоге жизнь привела его в публичную библиотеку. Это было единственное место в шумной Москве, где от людей требовали тишины. Только здесь Костя не отличался от остальных. Только здесь он мог получить необходимые знания на равных условиях со всеми другими. К тому же плата за посещение библиотеки не взималась.
Он стал ходить сюда ежедневно как на службу, и вскоре на него обратил внимание помощник библиотекаря. Разговаривал он с юношей шёпотом и не торопясь, и тот вполне успевал прочесть по губам всё ему сказанное.
Стояло жаркое лето, поэтому окна в библиотеке были распахнуты настежь. Сквозняк шевелил шторы, надувая солнечные пузыри. Щебета птиц Костя не слышал, но вид этих сияющих парусов вызывал в его памяти крик чаек, и он представлял себя летящим над морем — всё выше и выше — к тем самым планетам, о которых шёпотом толковал ему необычный старик.
Идея полёта заворожила Циолковского так прочно и так навсегда, что даже величайшие потрясения — мировая война, две революции, падение империи, война гражданская, голод, всеобщая разруха — не в силах оказались отвлечь его от скрупулёзного труда. Он жил посреди всего этого пришедшего в невообразимое движение мира и как будто не замечал тектонического смещения эпох. Мысль его скользила над бурлящим человеческим хаосом и устремлялась в иные миры. Там, в космосе, казалось ему, кроются все ответы, которых так напряжённо, кроваво и страшно пытались добиться обыкновенные люди вокруг него.
Когда труд его был почти закончен, в дом к нему постучался молодой человек. Одетый как авиатор, он и вопросы задавал, связанные с одной авиацией, но глухой старик, в которого давно уже превратился Константин, твёрдо стоял на своём. Прикладывая к уху огромную слуховую трубу, он терпеливо выслушал все вопросы молодого инженера о возможном использовании реактивных приборов для разгона планеров и при строительстве самолётов, а потом стал показывать ему свои чертежи.
«Кому нужно небо, если подняться можно гораздо выше?» — сказал он гостю, разворачивая перед ним на столе гигантский лист ватмана.
Авиатор долго смотрел на чертёж ракеты, потом снова взялся расспрашивать, на этот раз ещё более горячо, однако про самолёты уже не вспоминал.
Провожая его поздно вечером до калитки, старик рассказал и о своих давних беседах со странным помощником библиотекаря, оказавшимся, как он позже узнал, внебрачным сыном князя Гагарина.
«Гагарин? — переспросил старика гость. — Хорошая фамилия. Я запомню».
Космос наш. История великого чудака Циолковского
Циолковский открыл кинетическую теорию газов, отправил в столицу. Светила российской науки прочли и застыли в недоумении: да, гениально, но, помилуйте, это открытие сделано 25 лет назад. Чудак! Чудаком Циолковский считался и у себя в Калуге: то запустит бумажный дирижабль, то построит какие-то сани под парусом, гоняет на них по реке. Крестьянские лошади, запряженные в сани, шарахаются, крестьяне орут на учителя матом, а он, по своей глухоте, не догадывается, что матом, и вежливо улыбается в ответ.
А он честно писал о своем браке: «Я сам наложил на себя страшные цепи», чтобы постоянные влюбленности в разных женщин не мешали служить науке. В человеке, который приблизил к нам космос, было много такого, что вынести в близком трудно. Но —космос наш.
«Биография калеки»: птица больше не слышит
Константин Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. В раннем детстве его личность определяли две черты: непоседливость и мечтательность. Если он не бежал наперегонки с ветром, не прыгал с крыши и не лазал по деревьям, значит, пытался подкупить младшего брата, чтобы тот послушал его новую фантастическую историю.
Было понятно, что у ребенка отличные способности, живой, острый ум. Он рано научился читать, любил книжки, очень хотел учиться, в 10 лет начал готовиться к гимназии. Но заболел скарлатиной. Болел долго, тяжело, муторно, с осложнениями. После болезни почти полностью перестал слышать. Глухота отрезала Константина от мира, и он перестал чувствовать себя полноценным человеком, называл свою жизнь «биографией калеки». В 12 лет умерла его мама. У отца Циолковского осталось восемь детей, и он всю жизнь делал только одно: старался выбиться из нищеты, работал, работал, работал, но так и остался бедняком.
Когда семья Циолковских переехала в Вятку, Константин поступил в школу и три года пытался учиться, но он даже не мог разобрать, что говорят учителя, «слышал одни неясные звуки». Его отчислили за неуспеваемость. Непонимание взрослых, насмешки сверстников. Константин все глубже погружался в себя, и там, на глубине одиночества, целыми днями читал учебники, проглатывал их, как приключенческие романы. Знания его были бессистемными, но обширными. И он очень полюбил конструировать диковинные механизмы: оборудовал себе мастерскую, в которой изобретал разные штуки.
Однажды в мастерскую Константина заглянул его отец, посмотрел на чертежи, на множество работающих микроскопических ветряных мельниц, каких-то колясочек, которые сновали по полу, движимые силой пара. Вздохнул и дал сыну денег: отправил его в Москву, поступать в Высшее техническое училище (сейчас это МГТУ им. Баумана). Константин приехал в Москву. Ему было 16 лет, он почти ничего не слышал, а Москва оказалась совсем не такой, как тихая Вятка. Парню было страшно. Посмотрев на столицу поближе, он понял, что учиться в Высшем техническом училище не сможет.
«Вы будете умирать с радостью»: Отец русской космонавтики предсказал судьбу «лишних людей»
Великий учёный Константин Эдуардович Циолковский, которого заслуженно считают «отцом русской космонавтики», не только изобретал ракеты. Он много размышлял по поводу будущих судеб человечества и оставил после себя шокирующие пророчества. Сто лет назад он уже знал, как на Земле будет решаться проблема «лишних людей».
Почти сто лет назад Константин Циолковский опубликовал пророчество о том, что ждёт человечество в будущем. Тогда его слова звучали как заманчивая и немного страшная, но абсолютно нереальная фантастика. Однако сегодня мы с ужасом видим: большая часть предсказаний Циолковского уже сбылась.
Правда, сам учёный, который был ярым приверженцем теории так называемого «монизма Вселенной», обещал: в будущем людей ждёт лишь бесконечное счастье, развитие науки, духовности, культуры, полное исчезновение нищеты и, по сути, физическое бессмертие:
Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома. Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью и в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни,
«Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий», – уверял Циолковский.
Например, в своей статье «Мои идеи монизма в [19]24 году» изобретатель первой российской ракеты для полётов в космос заявлял, например, что в будущем население планеты будет постоянно расти. Циолковский видел два пути решения проблемы перенаселения планеты: отправку «лишних» людей на освоение других планет и искусственное регулирование численности землян.
Если с космосом пока всё довольно туманно, то искусственное регулирование численности людей – уже давно реальность.
Русским жить незачем?
Население России, например, не попадает в так называемый «золотой миллиард», который должен остаться на Земле. Некоторые учёные заявляют, что именно таковы предельные возможности планеты, и они уже во много раз превышены.
Из восьми миллиардов оставят лишь самых достойных, а остальных уничтожат, причём незаметно и без единого выстрела – таков план группы могущественных людей планеты.
Историк Юрий Воробьевский в беседе с Царьградом убедительно доказал, что определённые силы давно уже решили наши судьбы. И используют для этого все средства – в том числе и пандемию коронавируса. От новой инфекции только по официальным данным умерло уже более 1,5 млн человек по всему миру.
Среди тех, кто решает, кому повезёт остаться на Земле в числе «золотого миллиарда», историк назвал представителя клана Рокфеллера, экс-главу Microsoft Билла Гейтса и других.
Но Циолковский имел в виду под сокращением численности землян не только уничтожение уже живущих: он заявлял, что в будущем детей будет позволено иметь лишь избранным. Якобы не менее ограниченные земные ресурсы заставят человечество ограничивать и своё размножение.
В ещё более отдалённом будущем, предсказывал учёный, совсем исчезнут половые страсти, а такой болезненный процесс, как роды, будет скорее напоминать откладывание яйца. Ничего не напоминает? Кажется, очень похоже на процедуру ЭКО, суррогатное материнство и прочие «новые репродуктивные технологии».
Дети на продажу, оптом и в розницу
Кстати, великий учёный едва ли подозревал, что именно его родина станет, как ни странно, крупнейшим «невольничьим рынком», – суррогатное материнство сегодня в России процветает. Тысячи суррогатных мам, как огромный конвейер, производят младенцев «на экспорт»: малышей, родившихся на территории РФ, продают любому желающему азиату или американцу.
В большинстве стран суррогатное материнство запрещено или лишено коммерческой составляющей – то есть сестра, например, может выносить ребёнка своей сестры, если у той проблемы с репродуктивными функциями. Вот и обращают миллионы «родителей» свои взоры на Россию, Украину, Казахстан.
Но ещё страшнее другое: когда ребёнка «заказывает» некий «одинокий состоятельный мужчина». Как говорят эксперты, вероятность того, что малыш попадёт в лапы педофила, вполне реальна. Странное совпадение: одна из организаций, предоставляющих на территории РФ услуги репродуктивного характера, называется Blue Baby – настораживает, не правда ли?
Можно вспомнить о том, что ещё в 2013 году в нашей стране был принят закон о запрете однополым парам, а также холостым и незамужним гражданам иностранных государств усыновлять детей в нашей стране.
Но, как выясняется, покупка детей у суррогатных матерей не считается усыновлением – эта процедура деликатно называется «вспомогательными технологиями». И прямого запрета на эту услугу для одиноких мужчин и иностранцев нет.
Человек становится хозяином Земли. и её убийцей
Удивительно и то, что писал Циолковский об экологии будущего. Климат и атмосфера тоже изменятся, животные будут почти истреблены, говорил он. А мы теперь чуть ли не каждый день слышим об экологических катастрофах – одна другой страшнее.
Вспомнить хотя бы о Чернобыле: прошло уже почти 35 лет с той страшной аварии на АЭС, а люди до сих пор испытывают последствия взрыва. Погибли тысячи людей, ещё десятки тысяч получили тяжёлые заболевания в результате радиации. Часть Белоруссии и Украины до сих пор остаются необитаемой пустыней.
Но человеческой халатности нет предела – это доказывает недавний катастрофический разлив нефтепродуктов в Норильске. Минувшей весной в местные реки попало около 20 тысяч тонн нефтепродуктов. В Росприроднадзоре заявили, что ЧП случилось из-за просадки бетонной плиты, на которой был установлен давший течь резервуар. Был нанесён непоправимый ущерб природе региона.
Планета в огне
Впрочем, пророчества Циолковского сбылись не полностью. Апологет теории «счастья, совершенства, беспредельности и непрерывности богатой органической жизни» уверял, что в будущем человечество полностью избавится от войн. «Будет единение всех народов и высшее социалистическое устройство», – мечтал он.
По данным сайта Global Conflict Tracke, сейчас в мире насчитывается около тридцати военных конфликтов.
Фото: скриншот wikiphile.ru
«Мне хочется, чтобы жизнь ваша была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья», – писал в своих заметках Циолковский. Однако тот мир, который он описал и в котором мы теперь живём, почему-то не очень похож на светлую мечту. Актриса Мария Шукшина задала однажды по поводу пророчеств учёного риторический, но очень правильный вопрос: «А где же здесь Человек?»
Циолковский — о любви, революции и науке
Ровно 160 лет назад, 17 сентября 1857 года, родился прадедушка мировой космонавтики Константин Циолковский.
Фото: © РИА Новости / Дмитрий Коробейников
— Противно копаться в старом не потому, что оно плохо, а потому, что я рвусь вперёд, — отвечал Циолковский на просьбы написать свою автобиографию.
Однако регулярно брался описывать собственную жизнь. Первый вариант, правда, занимал всего девять строчек. Но со временем всё же он написал «Черты моей жизни», которые закончил в январе 1935 года, за девять месяцев до своей смерти. Что писал великий учёный о себе и своих изобретениях?
«Не вышло революционера — пойду в науку»
Учёный объясняет, что в науку его «толкнули» три фактора: глухота, отсутствие друзей и материальная беспомощность. Циолковский пишет, что революционера из него не получилось из-за тех же факторов: он не общался с теми, кто «горел» идеей переворота, и не слышал многое из того, что обсуждалось вполголоса.
— Исход моим реформаторским стремлениям был один: техника, наука, изобретательство и естественная философия. Сначала всё это было в области мечтаний, а потом моё новаторство стало выползать наружу, — писал о себе Циолковский.
Учёный сам говорит, что был выскочкой и реформатором в мире науки. Он честно признаёт, что коллеги по цеху не признавали из-за отрицания «основы основ» — заключений Лобачевского и Эйнштейна.
Отец, Эдуард Игнатьевич Циолковский и мать, Мария Ивановна Юмашева. Фото: © Wikipedia.org
Константин Циолковский был уверен, что его род берёт начало в XVI веке, а самым далёким предком был некий бунтарь Наливайко. О нём известно то, что он поднял восстание казаков и воевал с поляками. Когда Наливайко обратился к королю Речи Посполитой и предложил сдаться, тот отправил войска, которые разбили бунтарей. Наливайко и его сподвижников сдали свои же. Бунтаря казнили.
Если говорить о родителях будущего великого учёного, то отца Циолковский вспоминает как очень тихого человека, а вот мать, напротив, — слишком импульсивной.
К науке мальчика пристрастил именно отец. Он сам любил различные эксперименты. Однажды, например, смастерил молотилку. С сыновьями регулярно строил модели домов и дворцов.
Что касается матери, Константин Циолковский вспоминал её как «натуру сангвиническую, горячку и хохотунью».
— Матери мы не боялись, хотя она иногда и потреплет не больно. Но отец внушал страх, хотя никогда маленьких не бил и не ругал. Никогда даже не горячился и не кричал, — писал учёный.
— Матери привозят письмо. Умер мой дедушка, её отец. Мать рыдает. Я, глядя на неё, начинаю реветь. Меня шлепают и кладут спать, — таким выглядит первое воспоминание трёхлетнего Кости.
Родители учили мальчика читать, когда ему было пять лет. Мотивировали «по старинке» — деньгами. За каждую распознанную букву он получал копейку. Что касается игрушек, Циолковский вспоминает, что все их ломал, но из чистого любопытства — посмотреть, что внутри.
Впрочем, таких опытов было много — то проткнуть яблоко спицей, то проверить, как лопаются лампочки, если их слюной намочить, то вместе с воздушным змеем запустить «таракана-лётчика».
На всю жизнь у Циолковского осталась глухота. В 10 лет он катался на санках и простудился. В качестве осложнения появилась скарлатина, ребёнок впал в бред.
— Думали, умру, но я выздоровел, только сильно оглох, и глухота не проходила. Она очень мучила меня, — вспоминает Циолковский.
Костя Циолковский, Рязань, 1863 или 1864 год. Фото: © Wikipedia.org
После этого Циолковский вспоминает, что окончательно замкнулся. Далее в своей биографии он часто называет себя инвалидом.
Мать будущего великого учёного умерла, когда мальчику было всего 12 лет.
— Однажды за утренним чаем мать говорит мне и младшему брату: «Будете ли вы плакать, если я умру?» Ответом были горькие слёзы. Вскоре после этого мать заболела, прохворала очень недолго и умерла, — пишет автор.
Он вспоминал, что, когда женщина была при смерти, детей позвали проститься. Она лежала уже без сознания, но из глаз текли слёзы.
— Я утирал их платком и плакал. Но горе детей не бывает глубоким и разрушительным. Через неделю я уже лазил на черёмуху и качался с удовольствием на качелях, — вспоминает Циолковский.
В 14–16 лет будущий великий учёный уже собирал самодвижущиеся коляски и локомотивы.
— Приводились они в движение спиральной пружиной. Сталь я выдёргивал из кринолинов, которые покупал на толкучке. Я также увлекался фокусами и делал столики и коробки, в которых вещи то появлялись, то исчезали. Всё это были игрушки, производившиеся независимо от чтения научных и технических книг.
Когда подросток собрал коляску с ветряной мельницей, которая могла двигаться против ветра, отец задумался о дальнейшем образовании сына.
В итоге 16-летнего мальчика в 1873 году отправляют учиться в Москву. По пути подросток теряет письмо с рекомендациями и никуда не поступает, но снимает комнату рядом с нынешней «бауманкой» и начинает ходить в библиотеку при учебном заведении.
Денег в семье практически не было. Отец-клерк в «лесном ведомстве» в Вятке и пятеро братьев.
— Я получал из дома 10–15 рублей в месяц. Питался одним чёрным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее. Я помню отлично, что, кроме воды и чёрного хлеба, ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я проживал 90 коп. в месяц.
Подросток самостоятельно начинает осваивать вузовскую программу. Причём, читая теоремы, старается их доказывать самостоятельно, только потом читая верное решение. За три года Константин самостоятельно освоил гимназическую программу, а также часть университетской.
Первая любовь, впрочем, довольно странная, случилась у Константина в 17 лет. Хозяйка квартиры, где снимал комнату Циолковский, была прачкой «в доме известного миллионера Ц.».
Дочь этого миллионера заинтересовалась Константином, и они стали переписываться. Так продолжалось несколько месяцев, пока родители девушки не нашли письма. В итоге отец строго-настрого запретил поддерживать связь.
— Девушку я ни разу не видел, но это не мешало мне влюбиться и недолгое время страдать, — вспоминает Циолковский.
В 1876 году появилось окончательное понимание, что работа в Москве необходима, но пока возможности её найти нет. Друзей, которые могут помочь с трудоустройством, не имелось, а средства необходимы: отец собрался на пенсию и содержать больше не сможет.
В итоге Константин возвращается в Вятку. Отец помогает найти частных учеников, которым молодой человек начинает давать уроки.
В 1878 году Циолковские переезжают на малую родину, в Рязань. Здесь Константин сдаёт экзамены на учителя и по направлению отправляется преподавать в Боровское уездное училище Калужской губернии. Здесь он находит комнату, хозяин которой — вдовец, живущий с дочерью. Последняя в итоге становится супругой учёного.
— Я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась. С женой мы всегда и всю жизнь спали в отдельных комнатах, иногда и через сени, — вспоминал Циолковский.
Семья учителя Циолковского в начале ХХ века. Справа от отца сыновья Игнатий, Иван. Рядом жена Варвара Евграфовна. Впереди дочери: младшая Анечка. средняя Мария. Коллаж © L!FE Фото: © bucharsky.ru
Свадьбу не отмечали никак — за четыре версты от дома съездили, обвенчались. Вечером на пороге дома появились музыканты, но и их выпроводили. Учёный позже писал, что супруга была единственной женщиной, с которой он был знаком в личном плане.
В своей автобиографии Циолковский честно признаётся, что ему приходилось влюбляться — то соседка, то даже замужняя девушка. Правда, ни одной из них он так и не решился признаться в своих чувствах.
Циолковский продолжал свои опыты и разработки. Так, делал поршневые воздушные насосы, паровые машины.
— В 32 года я увлёкся опытами по сопротивлению воздуха. Потом занялся вычислением и нашёл, что закон Ньютона о давлении ветра на наклонную пластину неверен, — пишет исследователь.
В феврале 1892 года учёный с семьей переезжает в Калугу. Вскоре выходит его «Аэростат металлический управляемый» в двух томах.
Тем временем исследователь обживается в Калуге и изучает всё, что его окружает.
— Однажды увидел я у соседей маленького ястреба — японскую игрушку, сделанную из камыша и папиросной бумаги. Она была испорчена и не летала. С помощью пантографа я увеличил все её размеры в несколько раз, так что размах крыльев был около аршина. Мой раскрашенный чернилами ястреб прекрасно летал, — пишет исследователь.
Игрушку часто принимали за живую птицу. Когда её дергали за нитку, крылья колебались, и было очень похоже на полёт. Для детей по тем временам это было настоящим шоу.
— В 1897 году мне дали уроки математики в казённом реальном училище. Там были недовольны тем, что у меня не вышло ни одной годовой двойки. Кроме того, приехал новый директор и отобрал у меня уроки для себя, — пишет Циолковский.
Денег в семье было, мягко говоря, немного. Впрочем, Циолковский позже сам признавался, что его это не слишком волновало — он был увлечён в первую очередь исследованиями.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости
— Работы мои печатались в журналах, но проходили незамеченными. Только в душе моей они оставляли след, и я благодаря им стремился всё выше и дальше. Учение о реактивном звездолёте только тогда было замечено, когда начало печататься вторично, в 1911–1912 годах, — писал учёный.
В 1914 году его приглашают в Петербург на III Всероссийский Воздухоплавательный съезд.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости
— Взял с собой ящик моделей в два метра длиной и делал доклад с помощью этих моделей и диапозитивов, — пишет автор.
Как оказалось, никто из студентов даже не представлял, что именно у него за разработки, пока не увидели, о чём идёт речь.
— Революцию все встретили радостно. Надеялись на конец войны, на свободу. Я относился, по моим годам, ко всему сдержанно, не придавал значения побрякушкам и ни разу не надевал красных ленточек.
В училище, где преподавал Циолковский, даже назвали его ретроградом и заподозрили в том, что он противник революции. Но, как сам учёный вспоминает, он показал книгу коммунистического направления, изданную ещё при Николае II, и вопросы отпали.
— С Октябрьской революцией преобразовали школу, изгнали отметки и экзамены, вводили общий для всех паёк и всеобщее право на труд. Одним словом, вводили самые идеальные коммунистические начала, — пишет автор.
Он отправил автобиографию в Москву, был избран членом академии. Но переехать в столицу не смог, из-за чего сначала оставил академию, а после и вовсе ушёл в отставку. Итог преподавательской работы Циолковского: стаж — 40 лет, около 2000 учеников, множество работ.
— Наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии… СССР идёт усиленно, напряжённо по великому пути коммунизма и индустриализации страны, и я не могу этому не сочувствовать глубоко, — закончил Циолковский.
Константин Эдуардович Циолковский со слуховым аппаратом собственной конструкции. Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости
За всю жизнь великого исследователя более 400 работ увидели свет. Основные его труды были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
За шесть дней до смерти Циолковский написал Иосифу Сталину послание, в котором горячо благодарил и большевиков и партию за то, кем стал.
— До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина-Сталина оказали мне действенную помощь. Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков. Уверен, что они успешно закончат мои труды, — значилось в послании.
Он скончался 19 сентября 1935 года, так и не увидев ответ.
— Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. Сталин.
Что мы получили благодаря Циолковскому