Цирк дю солей что означает
Воскресный спецпроект «Реального времени» — удивительные истории мировых торговых марок
Смазанный старт
Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в городе Квебек одноименной франкоязычной провинции на востоке Канады в семье медсестры и менеджера по связям с общественностью в Alcan Aluminium Corporation (производитель алюминия). Недостатка в деньгах родители Ги не испытывали, поэтому неосознанно своим образом жизни и симпатией к зрелищным представлениям прививали сыну с юных лет любовь к исполнительскому искусству.
В одном из немногих своих интервью много лет спустя Ги признавался, что настоящим переломным моментом для него стало посещение шоу Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли (The Ringling Brothers and Barnum & Bailey, старейший в мире американский передвижной цирк, объявивший о банкротстве в 2017 году, после 146 лет существования).
Познакомившись с цирковым миром, Ги уже тогда решил во что бы то ни стало быть его частью. В средней школе юноша начал создавать собственные творческие номера и организовывать представления, освоил игру на аккордеоне и гармонике. После выпуска по настоянию родителей в 1975 году он поступил в один из юридических колледжей Квебека, однако вскоре бросил учебу, предпочтя наукам сферу уличных развлечений.
Некоторое время Ги Лалиберте работал на улицах города как артист-одиночка, исполняя музыку и жонглируя для зевак, но через пару месяцев был замечен коллегами и принят в труппу «бродячих артистов» Les Echassiers. В ее составе акробаты, глотатели огня и артисты гастролировали по стране и миру с театрализованными представлениями. Некоторое время Ги жил в Европе, перебиваясь случайными заработками, но денег не хватало. В 1979 году он возвращается в Канаду.
В родном Квебеке разоренный Лалиберте пробует устроиться на постоянную работу — на гидроэлектростанцию Baie-James. Попытка оказалась не очень успешной — всего через три дня рабочие ГЭС утроили забастовку, а бригады, ответственные за беспорядки, были уволены в полном составе, в числе одной из них был и 20-летний Ги Лалиберте. Надо сказать, он быстро воспользовался возможностью вернуться к привычной для него жизни уличного артиста.
Лалиберте присоединился к труппе ходулистов, которой руководил его канадский коллега, уличный артист Жиль Сте-Круа — Club des Talons Hauts (Клуб высоких каблуков). Партнеры начали совместно организовывать шоу и массовые праздники в пригородах Квебека. Известно, что Лалиберте три года подряд, с 1979-го по 1981-й, проводил зимы на Гавайях. По официальной легенде, именно там благодаря вдохновляющему гавайскому солнцу ему впервые пришла в голову мысль о создании масштабного шоу — Cirque du Soleil («Цирк Солнца»).
Лалиберте присоединился к труппе ходулистов, которой руководил его канадский коллега, уличный артист Жиль Сте-Круа — Club des Talons Hauts (Клуб высоких каблуков). Фото teletype.in
Cirque du Soleil — продукт госфинансирования
В 1982 году Лалиберте и Сте-Круа проводят свое первое по-настоящему крупное мероприятие — карнавал циркового искусства La Fête Foraine в провинции Бэ-Сен-Поль. Ярмарка привлекала уличных артистов со всей Канады и США и мгновенно стала очень популярной. Карнавал, проводившийся в течение трех лет подряд, обычно заканчивался масштабным шоу, которое собирало все лучшие номера на одной сцене. Эти финальные шоу были настолько зрелищными и востребованными у публики, что у Лалиберте родилась идея гастрольного «цирка без животных».
Шанс основать его у компаньонов появился уже в 1984 году, когда Лалиберте и Сте-Круа выбивают первый правительственный контракт: власти провинции Квебек выплачивают труппе порядка 1,2 млн канадских долларов на организацию празднования 450-й годовщины открытия Канады Жаком Картье. Ги ставит сенсационную по тем временам программу под названием Cirque du Soleil.
Первым делом он пригласил артистов из нескольких стран Европы и Штатов, заполучив в труппу самобытных акробатов, жонглеров и танцоров с необычными техниками, до этого момента не представленными в Канаде и тем более Квебеке. В представлении использовались удивительные световые эффекты, собственная живая музыка и огромное количество костюмов и декораций. Был написан оригинальный сценарий, в котором решено было отказаться от разрозненных номеров, чередующихся с «отбивками», и соединить шоу смысловой канвой. Празднование завершилось более чем успешно, а Лалиберте получил первое профессиональное признание.
Изначально задуманное как разовое мероприятие, шоу Cirque du Soleil было поддержано властями и официально зарегистрировано как некоммерческое предприятие. После своего первого тура в 1984 году Ги Лалиберте пригласил основателя Канадской национальной цирковой школы Гаея Карона стать художественным руководителем проекта.
Постановки Cirque du Soleil с самого начала резко контрастировали с представлениями традиционного цирка. Для привлечения зрителей традиционные цирки часто включали номера знаменитых артистов. Лалиберте же не нанимал звезд, чтобы привлечь толпы, он считал, что ни один исполнитель не может стоить больше, чем сам цирк. Cirque du Soleil отказался от животных, так компания избежала нападок со стороны зоозащитников и огромных затрат, связанных с содержанием и передвижением животных во время гастролей.
Постановки Cirque du Soleil с самого начала резко контрастировали с представлениями традиционного цирка. Фото thenational.ae
Отвергнутая Columbia Pictures и успех в «городе соблазнов»
В 1985 году труппа Лалиберте впервые выступила за пределами Квебека, проведя шоу в соседней провинции Онтарио. Положительный зрительский отклик побудил Ги начать выводить Cirque du Soleil за пределы Квебека. Надо сказать, ему это давалось с переменным успехом. В 1986 труппу на ура встречали в Британской Колумбии и Ванкувере, билеты на полторы тысячи мест были раскуплены, однако некоторые шоу откровенно проваливались, а «Цирк Солнца» погружался в финансовую яму. По информации The New York Times, к концу 86-го долг достиг отметки в 750 тысяч долларов США. Тут на помощь Cirque du Soleil вновь пришли власти, выделив компании дополнительное финансирование.
В 1987 году статус Cirque du Soleil был изменен с некоммерческого на коммерческое предприятие. В то же время труппа получает приглашение на фестиваль искусств в Лос-Анджелесе. Невзирая на финансовые трудности Лалиберте решил рискнуть, и его труппа выступила на фестивале. Шоу имело огромный успех и было замечено американской кинокомпанией Columbia Pictures, которая выступила с предложением создать фильм о шоу Лалиберте. Лично Ги не позволил компании заключить контракт, его слишком сильно смутили ограничения и навязчивые пожелания, на которых настаивал киногигант.
Напряженные отношения с Columbia Pictures никак не сказались на популярности Cirque du Soleil в Штатах. Американская публика, познакомившись с красочным и оригинальным шоу Лалиберте, уже не хотела отпускать труппу. К 1990 году на своих представлениях компания обеспечивала вместимость 2 500 человек, продавая билеты по 33,5 доллара США за штуку. К этому времени Cirque du Soleil уже разработал свою систему дубляжа — одновременных гастролей нескольких трупп с одной и той же программой. Коллективы совершали поездки по нескольким частям света и останавливались в городах примерно на четыре-пять недель. Новый спектакль труппы Лалиберте под названием Nouvelle Experience, который в течение 19 месяцев гастролировал по 13 крупным городам США и Канады, получил отличную реакцию, к концу тура его увидели порядка 1,3 млн человек.
Шоу Saltimbanco. Фото cirquedusoleil.com
Закрепление успеха
К тому моменту Cirque du Soleil уже стал известным брендом и без труда получал публику, наполняя свои залы. Еще одна постановка, La Nouba, дебютировала в Walt Disney World, а новый спектакль Dralion в январе 1999 года отправился в трехлетний тур по Северной Америке. Таким образом, Cirque du Soleil завершил 1990-е годы с семью спектаклями и выступлениями в 22 странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки и Европы.
До 2009 года дела в компании Лалиберте (на тот момент принадлежала ему на 80%) шли отлично, но вскоре укрепление канадского доллара и жадность поставили под сомнение дальнейший успех «Цирка Солнца».
Ги Лалиберте получил известность не только как уличный музыкант, создавший всемирно известное шоу, но и как страстный филантроп, путешественник в космосе, профессиональный игрок в покер. Фото teletype.in
Ги Лалиберте — канадский Хью Хефнер?
Внимания заслуживает не только сам Cirque du Soleil, но и личность его основателя — Ги Лалиберте, очень неоднозначной и яркой фигуры современности. Он получил известность не только как уличный музыкант, создавший всемирно известное шоу, но и как страстный филантроп, путешественник в космосе, профессиональный игрок в покер.
Есть в биографии Ги Лалиберте еще более шокирующие детали. В том же 2009 году британское издание The Independent публикует громкий материал с заголовком «Миллиардер-импресарио подает в суд на рассказ о сексе, наркотиках и Cirque du Soleil». Канадский журналист, автор документальных фильмов и книг с расследованиями о жизни знаменитостей Ян Гальперин выпустил в свет несанкционированную книгу-биографию Лалиберте, в которой представил основателя Cirque du Soleil как «негодяя, прыгающего из постели в постель, с неиссякаемым аппетитом к сексу, наркотикам и рок-н-роллу».
Гальперин подробно описывает некоторые «декадентские вечеринки», которые Лалиберте, по его словам, финансировал за счет доходов своей бизнес-империи, цитирует десятки бывших гостей, передает все «подробности разврата». Во время этих «закрытых шоу» артисты Cirque du Soleil развлекали мировую бизнес-элиту, политиков и голливудских звезд, утверждал журналист. Иск Лалиберте к Гальперину был подан в 2009-м, после долгих разбирательств история получила логическое завершение лишь в мае 2011 года. По данным Radio-Canada, писатель и шоумен достигли мирового соглашения, одним из условий которого было принесение Гальпериным публичных извинений.
Здание цирка в Монреале. Фото teletype.in
Продажа Cirque du Soleil американцам
20 апреля 2015 года Ги Лалиберте подтвердил продажу Cirque du Soleil: компания официально находится в руках консорциума иностранных инвестфондов, констатировал основатель шоу. Согласно информации Radio-Сanada, по итогам сделки 60% акций компании было продано американскому фонду TPG Capital, 20% выкупил китайский фонд Fosun, еще 10% приобрел инвестфонд Квебека Caisse de depot et Place du Québec. 10% Лалиберте сохранил у себя вместе с правом участвовать в стратегическом и художественном планировании деятельности компании.
При этом TPG Capital как мажоритарный владелец Cirque du Soleil взяла на себя обязательства сохранить головной офис компании, в котором работает более 1 400 человек, в Монреале, а также придерживаться стратегии гендиректора шоу Даниэля Ламарра и продолжать вкладывать средства в культурные и общественные организации провинции Квебек. На пресс-конференции, посвященной продаже Cirque du Soleil, Ги Лалиберте объяснил, что передача акций международным фондам стала кульминацией процесса, запущенного им еще в 2006 году, когда Cirque du Soleil начал активно расти за рубежом. По словам Лалиберте, новые партнеры позволят его цирку продолжать рост, диверсифицировать и активно развивать новые рынки.
Сейчас 59-летний бизнесмен — нечастый гость в публичном пространстве. Известно, что в настоящее время Лалиберте занимается частными инвестициями и практически не вмешивается в дела цирка. Cirque du Soleil же продолжает представлять шоу-программы по всему миру. На данный момент под этим брендом на пяти континентах работают 20 шоу, доходы компании не раскрываются.
Как устроен Цирк дю Солей. Изнанка шоу-корпорации, в которой нет места творчеству
Скоро в «Екатеринбург-Экспо» начнут собираться зрители, чтобы посмотреть шоу «Ovo», которое привез в Екатеринбург самый известный цирк мира — Цирк дю Солей. Перед «Екатеринбург-Экспо» разруха: там приводят в порядок дорогу. У Цирка дю Солей внутри тоже пока ничего не готово: костюмы в углу ждут ремонта, музыкальные инструменты лежат в кофрах, а артисты только начинают разминаться. Но никто не торопится, потому что уверены — все успеют. И шоу начнется вовремя.
Цирк-корпорация
Цирк дю Солей — это огромная логистическая махина, в которой отрегулировано все, от стразов до многотонной сцены. Творчества во время гастролей нет — все было придумано за много лет до концерта. В Екатеринбурге в этом году покажут акробатический спектакль про жизнь насекомых. Его поставили в 2009 году, а возить по миру стали три года назад.
Сюжет шоу простой — в спокойный мир жуков, пауков, сверчков и муравьев приходит странный гость — муха с яйцом за спиной. И лесные обитатели пытаются к нему привыкнуть и подружиться. А божья коровка даже влюбится в нового жителя леса.
За два года до показа
Каждое выступление создают на родине знаменитого цирка — в канадском городе Монреаль. Туда привозят артистов со всех концов света — те заранее отправляли свои резюме и видео на сайт цирка. Команда в Канаде учит с нуля номера, проходит 3D сканирование, чтобы сделать идеальные костюмы, тренируется наносить грим.
Работа над выступлением в Екатеринбурге началась два года назад: маркетологи изучили покупательские возможности, оценили все площадки, заказали подрядчиков. Концерт решили провести в «Екатеринбург-Экспо», потому что там высокие потолки. Минимальное требование к пространству — высота помещения должна быть не меньше 18 метров, а крыша должна выдержать вес в 50 тонн — на нее крепится техническая сетка с освещением, проекторами и оборудованием для акробатических номеров: лестницами, натяжной проволокой и веревками.
Цирк в городе
Чтобы устроить шоу, нужны 100 человек. Половина из них артисты, половина — технические сотрудники. В Екатеринбург все прилетают одновременно. В первые дни циркачи отдыхают от предыдущих концертов и гуляют по городу. Потом начинается работа техников: они разгружают 22 трейлера и приступают к строительству. По континенту оборудование возят грузовые машины. Две из них брендированные, остальные — обычные фуры. В городе нанимают помощников — чтобы быстро собрать сцену и трибуны. В Екатеринбурге на монтаж 3500 зрительских мест, сетки под крышей и сцены со стеной ушло три дня.
Потом техники собирают костюмерные, репетиционные зоны, гримерки. Тренируются артисты на железном каркасе, похожем на строительные леса. Его ставят на пол, и устойчивости каркаса хватает, чтобы акробаты могли подкидывать и ловить партнерш, а ловкач-китаец – ездить на моноколесе по проволоке.
Тренировка на сцене идет в день премьеры. Утром все оборудование вручную проверяют, чтобы ничего не порвалось и не сломалось, когда артист будет выступать. На сцене прогоняют основные части номера — чтобы акробаты адаптировались под новое пространство и нашли точки для взгляда, которые помогают держать равновесие.
Костюмы
Весь реквизит и костюмы произвели в Канаде — там находится один из самых крупных мировых костюмерных цехов. Костюмы мух, жуков и пауков перевозят на грузовых самолетах между континентами. В комплекте всегда два костюма — основной и запасной. На каждой вешалке висит ярлык с именем артиста.
После каждого выступления костюмы стирают, предварительно сняв декоративные части. Белье загружают в стиральные машины прямо за сценой. Сушат тут же — одежду на вешалках обдувают вентиляторы. После того как все идеально просохнет, костюмеры тщательно осматривают каждую вещь и несут ремонтировать прохудившиеся. Все для ремонта возят с собой. Ответственные за реквизит так же приводят в порядок и инвентарь, который используют на сцене.
Гримируются артисты самостоятельно. Еще на обучении в Монреале с каждым работал визажист и показывал, как нужно наносить яркие краски на лицо. Циркачи используют косметику MAC, NYX и MakeUpForever. В именных косметичках лежат такие баночки, которых не найти в обычных магазинах, — производители придумали грим специально для артистов Цирка дю Солей. Грим у состава шоу «Ово» занимает от двадцати минут до двух часов.
Быт циркачей
За сценой висит веревка с двадцатью флагами стран, чьи граждане принимают участие в шоу. В центре — флаг Цирка дю Солей. Рядом самые массовые страны-участницы: Канада, США, Россия, Украина и Китай. Труппа в отеле только ночует, а вся работа идет на площадке. Там можно и поесть — в каждом городе организаторы нанимают поваров, которые на собственном оборудовании готовят завтраки, обеды и ужины.
Гримерки артистов бывают общие и индивидуальные — в зависимости от площадки. В «Екатеринбург-Экспо» акробаты переодеваются и красятся вместе, чтобы не возводить лишние стены. Общаются между собой на смеси английского, французского, русского и китайского. У кого-то есть тренеры-переводчики.
Во время шоу
Вся музыка на представлении исполняется вживую. В отличие от обычных концертов музыканты сидят за сценой. Перед главным музыкантом-лидером стоит экран, и он видит, что происходит перед зрителями. Если вдруг артист упадет, музыканты могут подыграть и дать артисту возможность выполнить номер правильно.
Тренируются артисты в зоне голубых матрасов. Она так называется из-за цвета покрытия, где разогреваются, растягиваются и репетируют акробаты. Перед ними тоже стоит экран с трансляцией, рядом установлена доска с расписанием и большие часы с красным циферблатом — чтобы никто не пропустил свой выход. У каждого сотрудника на поясе висит рация — координация не останавливается ни на минуту.
История цирка
Что было: к истокам Cirque du Soleil
История цирка Дю Солей
История Цирка Солнца восходит к далекому 1984 году, когда и была зарегистрирована компания Cirque du Soleil. Однако можно смело утверждать, что началась она гораздо раньше, едва идея создания необычной труппы зародилась в светлых головах друзей Ги Лалиберте и Даниэля Готье.
Вернувшись на родину в 1979 году, Ги пытался было начать серьезную работу на гидроэлектростанции на пограничье Квебека и Онтарио, однако судьба распорядилась иначе. Ги Лалиберте вместе со своими друзьями Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа участвовал в организации летней ярмарки в городке Бай-Сен-Поле.
К слову, в сентябре 2009 года Ги Лалиберте стал одним из первых космических туристов. С бота Международной космической станции он попытался привлечь внимание всего человечества к глобальным проблемам нехватки воды.
Чем сердце успокоится: грандиозные планы Cirque du Soleil
Стоит сказать, что по отношению к России у корпорации Cirque du Soleil такие же грандиозные планы, как и сами выступления. По словам директора Цирка Солнца, планируется возведение театра и создание постоянно действующего филиала Cirque du Soleil в Москве. Проект обойдется в суму близкую к 200 миллионам долларов. Суммы, затрачиваемые организаторами на создание каждого нового шоу Cirque du Soleil, впечатляют так же, как и сами постановки. От 20 до 40 миллионов долларов уходит на каждую новую постановку. Но то, что происходит в итоге на арене, полностью оправдывает вложенные средства, заставляя зрителей вновь и вновь восторгаться шоу-программой.
На сегодняшний день шоу Cirque du Soleil еще не то что никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось в Cirque du Soleil цирковое искусство.
Мечты и амбиции бродячего артиста: история цирка Дю Солей
Как канадскому уличному цирку удалось добиться мирового признания и в чём секрет успеха его создателя Ги Лалиберте.
Знаменитый цирк Дю Солей появился благодаря мечте канадца Ги Лалиберте. Ещё в детстве родители отвели мальчика в цирк, где у него впервые проснулся интерес к профессии артиста. Уже в средней школе юноша устраивал свои представления, играя на аккордеоне и губной гармошке. В то же время дома Лалиберте отрабатывал разные цирковые трюки.
Однако ему всегда хотелось большего — путешествовать, пробовать кухни мира, встречать людей разных национальностей, в этом он видел смысл своей жизни. Поэтому, когда ему исполнилось 18 лет, Лалиберте, взяв аккордеон, отправился за мечтой — посмотреть Европу. Деньги на жизнь он зарабатывал уличными представлениями.
Родители Лалиберте были типичными представителями среднего класса Канады. Они ожидали, что сын станет врачом или юристом. Поэтому, когда молодой человек вернулся домой и заявил, что не собирается поступать в колледж, а намерен стать артистом, родители испытали шок и долго отговаривали его от этой идеи.
Но Ги Лалиберте был непоколебим и начал карьеру. Он занимался разными направлениями: выступал на ходулях, жонглировал, играл на музыкальных инструментах.
Однако старт не заладился. Не получив ни дохода, ни признания, Лалиберте вернулся домой и решил, что родители были правы. В поисках нового занятия он стал пробовать себя в совершенно ином амплуа и устроился работать на гидроэлектростанцию на полную ставку.
Так случилось, что на третий день его прибывания работники завода устроили забастовку, в результате чего все были уволены, в том числе и Лалиберте. Молодой человек расценил это как знак судьбы, что ему не суждено работать на «обычной» работе, и пообещал себе посвятить жизнь искусству, как бы трудно это ни было.
Выступая в качестве артиста, спустя некоторое время он решил проявить себя как организатор и договорился устроить летний фестиваль уличных артистов в Квебеке. Он назначил начальную плату за выступление — сэндвич. А после артисты могли забрать все деньги, которые собрали в шляпу. Это очень дисциплинировало, делало их более ответственными и учило правильно относиться к заработанному.
Чтобы произвести впечатление на правительство, он прошагал на ходулях 56 миль до Квебека. Трюк сработал, на него обратили внимание и дали возможность создать кочевой цирк, что было его мечтой с самого начала. Так Лалиберте получил свой первый контракт от правительства, тогда ему было всего 24 года.
Главным принципом Лалиберте с самого начала стал полный отказ от участия животных в шоу. Он никогда не привлекал их ни в одном выступлении, несмотря на самые интересные идеи дрессировщиков. Кроме того, он не раз заявлял, что никогда в его цирке нельзя будет увидеть животных. По его мнению, слон или тигр не должны проводить свою жизнь в клетках и на гастролях, развлекая публику.
Чтобы выделиться и запомниться зрителям, он решил использовать три компонента: экстравагантные костюмы, необычное освещение и оригинальную музыку. Благодаря этому жанр Дю Солей характеризовали как нечто среднее между цирком и театром.
Также вместо разрозненных номеров и пауз между выступлениями, типичных для классического цирка, Лалиберте объединил представление сквозным сюжетом и убрал даже минимальные промежутки между выступлениями. Под сине-жёлтой крышей шатра, которая впоследствии стала товарным знаком цирка, на старте помещалось только 800 зрителей.
Они и стали свидетелями рождения легендарного цирка Дю Солей, что означало «Цирк Солнца». Как позже объяснял название создатель, солнце олицетворяет молодость и энергию. Кроме того, когда артисту требовалось что-то серьёзно обдумать, он всегда уходил к океану и наблюдал за закатом — это придавало ему сил и уверенности в принятии решений. Он был уверен, что этот символ принесёт ему удачу.
Несмотря на то, что для правительства это был однолетний контракт, для Лалиберте это была отличная практика, во время которой он обучился почти всему, что касалось этого бизнеса. Он одинаково усердно трудился, когда вместе с другими артистами устанавливал тент или когда сочинял и разрабатывал программу, или когда занимался рекламой. Для Лалиберте это было ещё одним шагом в сторону мечты.
Каждое шоу состояло из десяти выступлений, в которых принимали участие артисты на ходулях, на трапеции, клоуны и многие другие. Сам Лалиберте показывал номер, где дышал огнём.
Тур состоял из пятнадцати городов, и чем дольше он шёл, тем больше уверенности и мастерства приобретал его создатель. Постепенно цирк стал принимать участие в различных фестивалях и конкурсах, откуда регулярно привозил призовые места.
Однако Лалиберте понимал, если он хочет добиться серьёзного успеха, ему необходимо выйти за пределы Канады, чтобы в первую очередь иметь возможность выступать зимой. Шестимесячный тур по стране в тёплое время года не давал возможности развиваться и содержать цирк в том виде, в котором его видел создатель.
После того как контракт с правительством закончился, Лалиберте обратился за помощью к банкам. За две недели он встретился с представителями двадцати финансовых заведений и везде получил отказ. Главным аргументом было то, что никто не верил в долгосрочный успех его идеи.
Следующим толчком стало приглашение на Фестиваль искусств в Лос-Анджелес. Артист согласился приехать в США, но на одном условии — его цирк должен был выступать на открытии мероприятия. На выступление артист пригласил голливудских звёзд — Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталонне, представителей компании Columbia Pictures.
Ставка была на то, что если цирк понравится таким влиятельным людям, то Дю Солей сможет отправиться в тур по США, а если нет — Лалиберете обещал продать всё, что у него было, и отправить труппу домой. Позже он признался, что этих денег всё равно не хватило бы, чтобы вернуться. На счастье канадца, Дю Солей ждал грандиозный успех, и в 1987 году цирк наконец начал приносить доход.
На следующий год цирк стал выступать в Санта-Монике и Нью-Йорке — главных точках, куда все ехали за развлечениями. Эти шоу принесли Лалиберте миллионы долларов.
Бизнес рос на глазах, превращаясь из маленькой семейной компании в бренд среднего уровня с международной известностью. В качестве признания заслуг Дю Солей пригласили выступить на Олимпиаде-88 в Калгари.
Основатель цирка был уверен, что все полученные деньги нужно обратно вкладывать в производство и работать над вторым спектаклем. Но оказалось, что труппа думает по-другому. Многие артисты не хотели ждать долгосрочной выгоды и были намерены получить деньги сразу. На этом этапе многие исполнители, которые пришли в цирк с улицы, развернулись и ушли, остались те, кто верил, что проект может работать на многолетней основе.
Изначально появилась договорённость с казино-отелем Caesars Palace, но в последний момент представители гостиницы засомневались в успехе и отказались от сотрудничества, сославшись на слишком необычное шоу. Тогда сделка была заключена с другим казино-отелем — Mirage Resorts. В первый год цирк провёл там 480 шоу Mystere с залами, заполненными на 92%. Это был грандиозный успех. Это представление до сих пор можно увидеть в Лас-Вегасе.
Благодаря успеху Mystere Дю Солей стало самым популярным шоу в Лас-Вегасе. Лалиберте сохранил за собой право полного творческого контроля всех представлений, но подписал договор, что шоу можно увидеть только в этом месте.
Дальше всё пошло по нарастающей: начав с одного тура в 1990 году, в конечном итоге цирк выступил в 300 городах мира. В 2004 году цирк установил первый мировой рекорд Гиннеса за наибольшее количество артистов на ходулях (544), находящихся в одно время в одном месте.
В 2009 году Лалиберте стал первым канадским космическим туристом (и седьмым в мире). Его выбор, на что потратить деньги, никого не удивил, жажда путешествий и новых впечатлений по-прежнему у него в приоритете.
Кроме того, воспользовавшись возможностью, с борта корабля он снова говорил о глобальных проблемах нехватки воды на планете. А само появление его в качестве космического туриста стало хорошей рекламой для его цирка. Необычное путешествие вдохновило Лалиберте на создание двух совершенно новых программ.
Сейчас в труппах цирка трудится около пяти тысяч человек почти из 60 стран мира, сложно представить, что когда-то Дю Солей насчитывал всего 20 исполнителей. Несмотря на канадское происхождение, официальный язык представлений — английский, при этом артисты говорят на 25 различных языках. Чтобы перевезти шоу, цирку требуется от 50 до 75 грузовиков. На установку всего оборудования для некоторых спектаклей уходит больше недели.
Уже много лет назад цирк принял решение перейти на полное самообслуживание. Около 300 дизайнеров и мастеров по пошиву одежды трудятся над созданием собственных костюмов в штаб-квартире Дю Солей в Монреале. Исполнителей тщательно измеряют с головы до ног и шьют каждый наряд строго под конкретного артиста. Причём в шоу нет двух одинаковых костюмов.
Также все артисты проходят процедуру снятия гипсового отпечатка головы, далее бюсты помечаются и хранятся на специальном складе. Под каждого исполнителя разрабатывается набор головных уборов, подбирается грим, при необходимости изготавливаются маски. Хранится это в Монреале, поэтому если на гастролях артист повреждает какую-то деталь, в Канаде быстро производится дубликат.
Каждый артист проходит профессиональную подготовку по нанесению грима, так как компания просто не может нанять столько визажистов и позволить им тратить по несколько часов на исполнителя. Кроме того, артистов кормят повара, которые путешествуют вместе с ними по всему миру. На площадке всегда присутствуют физиотерапевты, массажисты и учителя по пилатесу. По контракту многие артисты могут гастролировать со своими семьями.
Несмотря на головокружительные трюки, цирк уверен в безопасности исполнителей, поэтому номера выполняются без страховки, а у артистов практически никогда нет дублёров. Когда в коллектив приходит новый исполнитель, все остальные члены труппы занимаются его подготовкой, помогая ему освоить трюки.
От того, как быстро новичок освоит номер, зависит, как скоро труппа сможет вернуться к выступлениям на арене. Кстати, до сих пор в труппе трудятся артисты, которые начинали с Лалиберте более 20 лет назад.
У цирка есть собственные тренировочные базы для отработки номеров и трюков, они считаются уникальными и не имеют аналогов в мире. Частой практикой последних лет стало приглашать к себе на работу олимпийских чемпионов и призёров по гимнастике после завершения их спортивной карьеры.
Также представители Дю Солей нередко зовут к себе артистов, которых замечают в телевизионных выступлениях, на соревнованиях или в различных шоу.
С момента основания Дю Солей в 1984 году на его представлениях побывало около 200 млн зрителей. Десять шоу проходят на регулярной основе, большая часть из которых базируется в Лас-Вегасе, ещё десять находятся в постоянных гастролях по всему миру.