Цирк на никулина или вернадского что лучше
100 лет Юрию Никулину: история жизни великого артиста и его карьера
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения самого любимого циркового артиста, актера и телеведущего Юрия Никулина. Это тот человек, который заставлял улыбаться не одно поколение советских и российских зрителей. Его обаяние и харизма до сих пор сражают наповал. Роли, которые он исполнял, помнят наизусть. Он прививал людям любовь к легкому и доброму юмору. Никулин общался с публикой со сцены и через телевизионные экраны, озвучивал всем известные мультфильмы, талантливо перевоплощался в интересных героев фильмов разного жанра. Знаменитая личность. Тонкая натура. Яркая жизнь. Но чего об этом актере мы не знаем?
Детство и юность Юрия Никулина
Отец Юрия Никулина Владимир Андреевич был родом из Москвы. Он играл в драматическом театре в Демидове (Смоленская область). Там и познакомился с актрисой Лидией Ивановной Германовой.
Влюбленные поженились, и 18 декабря 1921 года у них родился сын – будущая легенда советских комедий. В 1925 году семья переехала в Москву. Отец устроился на работу в две газеты корреспондентом, а также был автором театральных и цирковых реприз. Мать занималась хозяйством и воспитанием ребенка.
С малых лет Юра часто бывал в цирке – на работе у отца. Уже тогда ему дико нравилось веселить людей и рассказывать смешные истории. Возможно, именно поэтому его не интересовала школа. Кстати, грыз гранит науки, хотя, скорее, прикусывал ее слегка, он в престижном столичном учебном заведении.
В дневнике было много троек и отметок с сообщениями о неудовлетворительном поведении. Никулин, будучи школьником, уже занимался в театральном кружке, которым руководил его отец. И это творчество мальчику было по душе.
Юноша отучился семь классов. А дальше нужно было определиться с выбором спецшколы. Его интересовало военное заведение, и он хотел туда поступать. Но родители его переубедили, ведь шалости, задиристый и веселый характер никак не сочетались с дисциплиной и строгим режимом.
Поэтому Юру отправили в школу № 346 рядом с домом, где учились все местные дворовые мальчишки. Окончив ее, он пошел в армию. Это было в 1939 году.
Юрий Никулин на фронте
Прослужил в итоге Никулин целых семь лет. Все началось с 115-го зенитно-артиллерийского полка, который участвовал в ожесточенных сражениях на подступах к Ленинграду во время советско-финской войны. Когда началась Великая Отечественная война, актер находился в Сестрорецке.
В 1943 году Никулин заболел. Ему диагностировали воспаление легких, с чем он и оказался в ленинградском военном госпитале. После выписки Юрий попал под авианалет и получил серьезную контузию. Ему пришлось снова лечь в госпиталь. Потом он продолжил служить в 72-м зенитном дивизионе под Колпино.
В 1946 году артист демобилизовался. В Москву он вернулся в звании старшего сержанта. Его подвиги были отмечены медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией».
После войны Никулин решил осуществить свою мечту и стать актером, для обучения этой профессии он выбрал ВГИК. Приемной комиссии очень понравилась его артистичность, харизма, ее члены были впечатлены монологами Юрия.
Но все равно не приняли его, так как утверждали, что он не годится для кинематографа. То же самое сказали ему и в других высших заведениях. Но он не сдался и решил попытать удачу в студии клоунады при цирке на Цветном бульваре.
Цирк Юрия Никулина
Цирковая карьера Никулина началась в октябре 1948 года, тогда он вместе с партнером Борисом Романовым показал зрителям репризу «Натурщик и халтурщик».
В 1949 году Юрий был принят в цирковые клоуны. Сначала он был ассистентом у Карандаша, а потом стал партнером Михаила Шуйдина. На цирковой арене Юрий Никулин провел 30 лет. Он успевал совмещать цирковые выступления с работой в кинематографе.
Но Никулин удивлял поклонников еще и своими писательскими способностями. Он выпустил книгу «Искусство клоунады» с соавторами Олегом Поповым и Рудольфом Славским. Потом вышло его автобиографическое произведение «Почти серьезно…».
Телевизионщики тоже не смогли не заметить такого яркого человека, как Никулин. В 1993 году Юрий стал ведущим юмористической передачи «Белый попугай» на канале ОРТ.
Интересно, что там его так никто и не сменил, вплоть до самой смерти в 1997 году. Также артист основал благотворительный фонд «Цирк и милосердие», который оказал большую помощь начинающим артистам цирка и ветеранам арены.
Фильмы с Юрием Никулиным
Творческие победы в киноиндустрии у Никулина начались после съемок в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Сыграв роль Балбеса, он стал очень популярен. Лента вышла в 1961 году, а впоследствии была удостоена номинации «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.
Потом карьера актера резко пошла в гору, и предложения от кинематографистов посыпались один за одним. С ним вышли картины «Человек ниоткуда» и «Когда деревья были большими», где Юрий сыграл драматического героя, и у него это отлично получилось.
Но больше всего зрители влюбились в его комических персонажей. В 1961 году Юрий снова сыграл Балбеса, но уже в фильме «Самогонщики». Пик славы Никулина настал после выхода картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
В 1968 году Леонид Гайдай выпустил картину «Бриллиантовая рука». После этого Юрий чуть не утонул в лучах славы – фильм был настолько популярным, что до сих пор остается культовым, а также классикой советской комедии. Интересно, что кино было сделано полностью под Никулина, там даже снялись его жена и сын.
В картине «Чучело» артист перевоплотился в деда главной героини, которую сыграла Кристина Орбакайте. Никулин работал в киноиндустрии вплоть до 1983 года. Он даже засветился в «Ералаше» в роли дяди Юры.
К драматическим ролям актер даже стремился больше. Ему надоело, что все в нем видят только веселого персонажа, талант позволял намного большее. Отдельной темой для артиста всегда была война. Он снялся в картине «Они сражались за Родину».
Также Юрий был приглашен на роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны», но его долго не утверждали. Однако за него заступился Константин Симонов – автор произведения, по которому была снята картина.
Личная жизнь и семья Юрия Никулина
Со своей будущей женой Татьяной Юрий познакомился в 1949 году на репетиции в цирке. Он влюбился в нее с первого взгляда и позвал на представление, во время которого получил травму. Девушка очень испугалась за артиста и навещала его каждый день.
Спустя полгода молодые люди поженились. Супруга поддержала своего избранника и тоже пошла работать в цирк. В 1956 году у пары родился сын Максим. Их семья в полном составе снялась в ряде картин, а сын продолжил дело отца.
Максим вырос, обручился и подарил родителям трех прекрасных внуков – Марию, Юрия и Максима. В 2009 году Юрий Никулин-младший стал отцом. Сына назвали Станиславом.
Актера окружали и преданные друзья. Ими были Олег Табаков, Леонид Гайдай, а также популярный в СССР индийский актер и режиссер Радж Капур. На фронте к списку близких людей прибавились Илья Гутман и Марат Вайнтрауб.
В 1997 году у Никулина начались проблемы с сердцем. Врачи предложили ему сделать операцию. Однако хирургическое вмешательство стало причиной серьезных осложнений, и 21 августа 1997 года актер скончался.
Его похоронили на Новодевичьем кладбище со всеми положенными воинскими почестями. После смерти Никулина во многих российских городах поставили памятники великому артисту. Цирк на Цветном бульваре стал носить его имя.
Великий клоун и добрый человек: 100 лет со дня рождения Юрия Никулина
Новый год – такой праздник, который нельзя отменить. Впрочем, как и юбилейные даты. На этой неделе все Содружество отмечало столетие великого Юрия Никулина. Его нет с нами вот уже 20 с лишним лет, но все мы помним и любим фильмы, в которых он снимался, передает «МИР 24».
Классика новогодней телепрограммы. Троица за самогоноварением. Вицин рассказал Гайдаю, что видел в цирке на Цветном клоуна, внешне, цитата, «напоминающего глисту». Режиссер был заинтригован такой метафорой. На первых же пробах удивился. «Никулин – вылитый Балбес!».
Герои Никулина почти всегда немного чудаковаты. В его персонажах всегда объединялось и комедия, и драма.
Балагур с детства, он сразу после школы попал в армию. Служба растянулась на семь лет. Сначала артиллеристом в Советско-финской войне. Потом Великая Отечественная. Ходил в разведку, чуть не умер от обморожения, был контужен.
За доблестную службу Никулин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В воспоминаниях писал: «Я не отношусь к храбрым людям. На войне было страшно». Поэтому в картине Бондарчука «Они сражались за родину» играл самого себя. В атаку бежал как там на фронте. С закрытыми глазами. Он не любил рассказывать о войне. Рассказывал только о том, как спасал смех.
Когда ему предложили роль в фильме «Двадцать дней без войны» Никулин отказывался. Не хотел проживать войну, даже когда это съемочная площадка. Противились и чиновники «Ленфильма». Считали, слишком возрастной. Настоял Константин Симонов, чья повесть легла в основу. Бытовые условия на съемках были ужасные – чтобы лучше передать военный быт, а Никулин не унывал. Шутил.
Никулин ответил тогда Людмиле Гурченко – «А у меня и ноги сильные». Вся группа хохотала без остановки. И юмор помогал Никулину всегда.
«Это было пожелание ко всем наполовину шутливое наполовину серьезное, что даже при маленькой улыбке в организме дохнет один микроб», – рассказал сын Ю.В. Никулина, директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.
Домой с войны Юрий Никулин вернулся только в 46-м. Сохранил юношеский задор и хотел сниматься в комедиях. Во ВГИКе и ГИТИСе актерского таланта не разглядели. Поступил в студию клоунады в цирке на Цветном. Начинал работать вместе с популярным тогда клоуном Карандашом, смешил публику в паре с Михаилом Шуйдиным.
Перед выступлением обязательно анекдоты или смешные истории, чтобы на арену выходили в хорошем настроении. Это до сих пор в деталях помнит Кадырбек Таджиев. Его труппу Никулин пригласил на первые для них зарубежные гастроли.
«Там, где занавес, я столкнулся с Никулиным. Говорю: «Ассалам алейкум, Юрий Владимирович». Он говорит: «Салам. Куда ты бежишь?» Я говорю: «Телеграмму получил, для нас это счастье, первый раз за границу», – рассказал художественный руководитель Национального цирка Кыргызстана Кадырбек Таджиев.
В сентябре 1968-го поздороваться или просто посмотреть на Никулина пришли сотни бакинцев к съемочной площадке, где снимали «Бриллиантовую руку». Фикрет Алекперов был тогда художником-постановщиком.
«Шесть утра, но людей было полно. Был ажиотаж. Когда Гайдай на Никулина что-то не то говорил, был ропот по толпе: «Ты кто такой, чтобы вот так говорить?», – рассказал художник-постановщик Фикрет Алекперов.
Стоило артисту попросить чай или перекусить, местные тут же приносили фрукты, овощи, шашлык на всю съемочную группу. Никулин нередко пользовался своей популярностью, чтобы помогать всем, кто обращался. Достаточно было одного звонка от Никулина – и артисту проводили домашний телефон, уборщице давали квартиру. Только себе Никулин не просил ничего.
«Он когда в отпуск уходил, говорил: «Зачем куда-то ехать, я на дачу в Валентиновку». Через три дня ему уже было скучно, некомфортно, он брал книжку и начинал звонить всем подряд, ему нужно было общение, он без этого жить не мог», – рассказал сын Ю.В. Никулина, директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.
Когда возглавил цирк на Цветном, здание уже рушилось. Коллеги Никулина два года безуспешно ходили по кабинетам чиновников. Он добился, и деньги на строительство выделили. Здание построили практически с нуля, но исторический фасад сохранили. Все, как хотел Никулин. Последние 20 лет перед главным входом он приглашает прохожих присесть в его бронзовый кабриолет, потереть нос и огромный ботинок великого клоуна на счастье.
Как устроиться в цирк и остаться там работать.
Пикабушник @Andrey, попросил пост про атмосферу цирка, как туда попадают.
Текстом атмосферу я думаю хорошо передать не получится. Вот объясни, как я должен передать запах в цирке? запах преющих опилок и сырости. Причем даже самый самый капитальный ремонт не помогает. Я не знаю почему. Может вентиляция плохая. Да и само внутреннее устройство цирка слишком обширно, чтобы уместить в один пост. В цирке не только артисты работают, по мимо артистов там очень много служб. Цирк — это не только репетиции и представления. Мы переезжаем из города в город постоянно, а так же отмечаем праздники, создаём семьи, потом разводимся. Ничто человеческое нам не чуждо))
В России есть как государственный цирк — РосГосЦирк, так и частные цирки. Самые известные частные — это цирк на цветном бульваре (Максим Никулин, сын Юрия Никулина), Цирк на ул. Вернадского. (братья Запашные). Я буду рассказывать в первую очередь про РосГосЦирк, т.к проработал там 5,5 лет. Ушел я из ГосЦирка в августе 2013 года.
Работать в цирк, можно попасть простым способом. устроиться туда на работу. Объявлений например в ВК в тематических группах предостаточно. Люди в цирк требуются всегда (зависит от должности). В цирке по мимо артистов и танцоров, есть и различные службы. Самая текучка кадров — это конечно рабочие по уходу за животными, или как в цирке их называют — служащие.
В обязанности служащего входит: уборка у животных, кормежка, чистка места, где содержаться животные, участие в репетициях и в представлениях.
Животных в цирке прямо скажем не мало и они разнообразные и всех перечислять смысла нет.
В служащие в основном идут люди без образования (9-11 классов или в лучшем случае закончили профтехучилище.) и как правило не горящие желанием работать (лентяи). Поэтому даже, если в порядке исключения в цирк устраивается парень или девушка, которые исполнительные (девушкам я бы не рекомендовал устраиваться в цирк в качестве служащей), и которые не привыкли к агрессивной среде, то к ним в любом случае будут относится точно также как и к остальным. В цирке не матерятся, там матом разговаривают.
Среднестатистический рабочий день выглядит следующим образом:
Начало работы зависит от типа животных, поэтому, кто-то обязан приходить к 5 утра, а кто-то может приходить и к 12:00. Ну и еще от дрессировщика зависит.
Раньше всех в цирк приходят тот, кто ухаживает за конями (кобыл в цирке не используют) это где-то 4:45 — 05:00. За час служащим нужно успеть почистить стойло, почистить коней, от опилочной пыли, покормить коней, сделать так, чтобы конь сходил в туалет, ну и потом еще раз стойло почистить. (тоже самое касается и верблюдов, зебр, и т.п)
В 05:30 — 06:00 начинается репетиция. Среднее время репетиции — час. Разумеется, что некоторые репетировали бы и больше, но больше не получится, потому, что в коллективе (в труппе. самое забавно, ты в цирке никогда слово «труппа» не услышишь. Используют слово «коллектив») репетиции расписаны на весь день, и получается, что манеж занят с утра до вечера
в 07:00 заканчивается репетиция. После репетиции, коней долго отшагиваю, т.е в закулисной части водят коней по кругу, чтобы восстановить им пульс, чтобы они остыли, ну и т.п. В общем тоже самое, что и для людей упражнение на дыхание. Потом коней ведут в стойло, дают им попить, оставляют немного сена (их же в 5 утра кормили уже). Рабочие заметают еще раз конюшню. Да, конюшню метут много раз за день. Потом начинают мыть морковь и перебирать сено, чтобы покормить уже в обед. Качество продуктов зависит от дирекции цирка. В некоторых городах в директорах сидят люди, которых просто поставили, потому, что они «удобные» Москве, а именно так называемому главку (центральному офису российской государственной цирковой компании.) Поэтому сено могу привезти гнилое.
примерно к 11:00 дня рабочие заканчивают все приготовления к обеду для коней и у них может быть свободное время, а может и не быть, т.к очень часто, что-то ломается, и это надо ремонтировать. Потом у животных обед, а вот после обеда если ничего экстренного нет, то всех кроме дежурного по конюшне отпускают. Где-то примерно в 14:00 тебя могут отпустить до 18:00. В это время делай, что хочешь. Можешь пойти по городу погулять, можешь с гостиницу спать пойти, но к 18:00 должен уже быть на конюшне. До 21:00 ухаживают за конями. Чистить, подметать, кормить, поить, и т.п. В 21:00 как правило конец рабочего дня, и всех кроме дежурного отпускают в гостиницу, дежурный же или до полуночи сидит на конюшне, или там ночевать остается, отводится место в комнате на конюшне, и рабочий остаётся ночевать там.
Это я описал день когда нет представления, если же представление есть, то рабочие как правило никуда не уходят, потому, что еще нужно готовить реквизит к представлению и следить за животными в оба глаза, чтобы не дай бог не испачкались. Но благодаря политике РосГосЦирка, который считает, что цирк это убыточное предприятие (разумеется на самом деле это не так), в данный момент за месяц порой даже 20 представлений не получается.
На этом думаю все пока. Разумеется я могу и дальше писать, но будет слишком длинно я думаю. P.s Я описал только примерно как ухаживают за конями, но в цирке же есть и другие животные, собаки например, и у рабочих по уходу за собаками будет другой график (да, точно так же в цирке целый день находится)