Цивилизационный подход утверждает что государство не похожи друг на друга
Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.
Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества
Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.
1. Формационный подход к развитию общества.
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.
Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).
Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.
У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.
2. Цивилизационный подход к развитию общества.
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.
Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.
Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.
В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.
Цивилизационный подход утверждает что государство не похожи друг на друга
Библиографическая ссылка на статью:
Сибилев Д.В. Проблемы цивилизационной типологии государств // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/86014 (дата обращения: 16.12.2021).
За многовековую историю человечества возникло и исчезло большое количество государств. В настоящее время данный процесс также отчасти можно проследить. В связи с этим важной является проблема их научной классификации, или типологии, для установления того, каким было государство на разных этапах развития общества, как оно соотносилось с другими государственно-правовыми институтами и вообще – для выявления представления государства на современном этапе и прогнозирования его будущего.
В современной юридической литературе общепринято выделять два подхода к типологии государств – цивилизационный и формационный, которые долгое время противопоставлялись друг другу.
До недавнего времени наиболее общим критерием классификации государств, который широко использовался в рамках теории государства и права, был разработанный К. Марксом и Ф. Энгельсом формационный подход, основанный на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. История государств, согласно данному подходу, носит прогрессивный характер, и все государства развиваются одинаково, т.е. носят однонаправленный, линейно-прогрессистский характер.
Однако по своей сути формационный подход имеет существенные недостатки: во-первых, государства не всегда проходят в своем развитии все формации, поэтому данный подход не всегда соответствует социальной практике; во-вторых, не подтвердилось положение о формировании коммунистического общественного самоуправления (например, результат строительства коммунизма в СССР в конце XX века); в-третьих, восточные государства в силу своеобразия их развития не укладывались в рамки формационной теории; в-четвертых, выделяют экономические факторы, как определяющие в типологии, и не учитывают стоящие наряду с ними духовные. Философы и критики, являющиеся родоначальниками цивилизационного подхода к типологии государств, видя недостатки формационного подхода, дали ему исчерпывающую критику. Цивилизационный подход стал формироваться в качестве универсалистской схемы, подобной формационному, и был призван решить проблемы и противоречия формаций.
В отличие от марксистской типологии «цивилизационный подход предполагает рассмотрение государства, власти, политики в их ценностном измерении» [1, 175]. Он рассматривает большое количество цивилизаций, указывая на уникальность истории и равнозначность каждой из них. Данный подход исходит из презумпции отсутствия прогресса, членит исторический процесс на сегменты, провозглашает многолинейность.
Рассматривая цивилизационный подход, как особенный подход к типологии государств, необходимо с самого начала отметить сложность и многогранность понятия «цивилизация». Оно из числа тех явлений, которые не поддаются строгому и общепризнанному определению. По мнению американского политолога С. Хантингтона, «цивилизация – это самый широкий уровень общности, с которой каждый человек сам себя соотносит» [2, 34]. Английский ученый А. Тойнби определяет цивилизацию как «определенный тип человеческих сообществ, вызывающий определенные ассоциации в области культуры» [3, 14]. О. Шпенглер считал цивилизации «замкнутыми системами, обреченными на «некоммуникабельность» [4, 113]. Из приведенных выше рассуждений о понятии «цивилизация» ясно, что у него нет до сих пор строго определенного значения, что, по сути, с самого начала делает проблематичным использование данного подхода в качестве критерия типологии государств.
Наиболее полная характеристика данного понятия представлена философами. Они рассматривают цивилизацию в качестве исторически определенного уровня развития общества, выраженного в особых формах взаимоотношений власти, общества и человека в качестве особенностей материальной и духовной культур. Также невозмутимое определение, на мой взгляд, дал доктор философских наук, профессор Б.С. Ерасов. По его мнению, «цивилизация – это социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получивших свое выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства» [5, 9].
Зачатки цивилизационного подхода зародились во второй половине XVIII века на основе идей ученых-просветителей таких, как П.А. Гольбах, Вольтер и другие. Цивилизация рассматривалась как синоним единого человеческого общества в историческом процессе. Однако в дальнейшем данное понимание цивилизации ставится под сомнение. И.Г. Гербер высказал идею о наличии в историческом пространстве сразу нескольких неповторяемых цивилизаций и культур.
В первой половине XX века цивилизационный подход пересматривается и оформляется теоретически. Основателем цивилизационного подхода считается немецкий философ О. Шпенглер, разработавший теорию культурно-исторического круговорота и изложивший свои мысли в труде «Закат Европы». По его мнению, жизнеспособность народа определяется уникальностью и самобытностью его культуры. А культура есть не что иное, как «некий одухотворенный организм, существующий на определенной территории» [4, 110]. Все культуры, как он считал, проходят последовательно три стадии развития: юность, зрелость и старость. В результате культуры трансформируются в цивилизацию. С появлением цивилизации начинают укореняться атеистические настроения, происходит разочарование в прежних ценностях, формируется духовно обедненный, массовый человек. Согласно классификации О. Шпенглера, в историческом пространстве существовало восемь культур.
Большой вклад в развитие цивилизационного подхода внес в 80-90-х гг. XX века английский историк А.Тойнби. В своем труде «Постижение истории» он обосновал теорию круговорота локально сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. А. Тойнби определял цивилизацию в виде устойчивого состояния общества (поскольку динамические изменения: возникновение, рост, надлом, разложение – проходят внутри отдельной цивилизации, а не в рамках мирового общественного процесса). Он выделял цивилизации по таким типологическим характеристикам, как религия, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития, а также некоторым другим. Им было выделено порядка двух десятков локальных цивилизаций, из числа которых продолжает свое существование пять цивилизаций (европейская, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная цивилизации). Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой большинство населения. И в процессе своего развития каждая цивилизация проходит последовательные друг за другом стадии, после чего цивилизация может распасться совсем или стать основой другим цивилизациям. А. Тойнби полагал, что по отдельным типам цивилизации можно выделить соответствующие ей типы государств. Но как заявил сам А. Тойнби в монографии «Цивилизация перед судом истории», опубликованной уже после его смерти, его целью не было типологизировать государства. Поэтому разработать цивилизационную типологию государств ему не удалось.
Что касается России, то у истоков разработки цивилизационной типологии государств, в середине XIX века, стоял ученый Н.Я. Данилевский. В своем труде «Россия и Европа» он изложил идеи, в которых отрицал существование единства человеческой всемирной истории. Субъектом исторического развития, по его мнению, являются культурно-исторические типы (народы с их самобытными цивилизациями). Данилевский убежден, что любая человеческая цивилизация призвана реализовывать себя в одной из четырех областей жизнедеятельности: культура, социально-экономическая деятельность, религия и политика. Он выделял тринадцать культурно-исторических типов, в том числе особый славянский тип. Наиболее перспективной он считал славянскую цивилизацию, которая способна реализовываться во всех четырех областях. Но «она преклоняется и подражает Западу и игнорирует сверхмощный духовный потенциал, что является сдерживающим фактором» [6, 438].
В литературе также выделяют особые типы государств, отличающиеся по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе – первичные и вторичные цивилизации. В первичной цивилизации государство играет важную роль в развитии социально-экономической сферы, тесно связано с религией (религия выполняет политическую функцию). Выделяют древнеегипетскую, шумерскую, японскую, сиамскую и другие первичные цивилизации. Во вторичной цивилизации роль государства не является базисной, но существует четкое разделение между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Среди вторичных цивилизаций выделяют восточноевропейскую, североамериканскую, западноевропейскую и др.
Профессор Л.А. Морозова выделяет другие этапы цивилизации: локальный (существует в отдельных регионах или у отдельных народов), особенный (китайская, восточноевропейская, западноевропейская, исламская и др.), всемирный (охватывает все человечество и формируется в настоящее время, основываясь на принципе глобального гуманизма, выдвигая на первое место ценности человека).
Продолжая идею цивилизационной типологии государств, она приводит еще одну классификацию государств по их отношению к религии. Учитывая это, государства делятся на светские (отделение религии от государства, где государственная власть лишь охраняет законную деятельность религиозных образований, гарантирует свободу совести и др.), клерикальные (государства с официальной государственной религией, но не прослеживается слияние церкви и государства), теократические (устанавливается государственная религия, государственная власть принадлежит церкви, глава государства является и главой церкви) и атеистические (отрицание государством наличия какой-либо религии в рамках всего государства) [7, 64-73].
Таким образом, несложно заметить, что помимо общепризнанных и широко используемых типологий государств существуют и другие классификации. Но, на мой взгляд, они являются лишь продолжением двух основных классификаций и берут за основу лишь один аспект какого-либо критерия.
Сравнивая формационный с цивилизационным подходом необходимо отметить, что, несмотря на все достоинства цивилизационного, а именно: он более многомерен, поскольку существует некая многолинейность развития человечества и цивилизационная типология рассматривает государство как большую ценность для общества; далее – при классификации в большей мере учитываются духовные факторы развития государства; и самое важное – при типологии государств учитывается выражение разнообразных интересов людей, человек ставится в центр изучения при данной классификации. С другой стороны, он имеет и существенные недостатки. Во-первых, существует весьма существенная аморфность и неопределенность понятия «цивилизация», как уже указывалось выше. Во-вторых, существует изначальная направленность «цивилизации» как классификационной характеристики высокоразвитых обществ, а не типов государства. В-третьих, в отличие от формационного подхода цивилизационная типология зачастую недооценивает социально-экономические факторы, которые часто определяют политику той или иной страны. В-четвертых, как указал доктор исторических наук Л.Б. Алаев, «в отличие от формационного, цивилизационный подход (пока что) разрушает не только стадиальность истории, но и ее единство, что представляется абсурдным» [8, 100].
В отличие от формационного цивилизационный подход к типологии государств не получил достаточно широкого признания, так как, в первую очередь, нет четкой классификационной характеристики, что вызывает неубедительность к использованию данного подхода в качестве определяющего. Эти два подхода не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают надежным источником понимания различных типов государства с разных определяющих позиций. Поэтому «их нельзя противопоставлять, как длину ширине, а необходимо изучать в комплексе» [9, 37].