Цкад что если не платить
Правила оплаты проезда по ЦКАД
Центральная кольцевая автомобильная дорога проходит на расстоянии 50 километров от МКАД. Основная её задача — снизить поток транзитного транспорта, который проезжает по автомагистралям в Московской области. Работа над ней началась в 2005 году. В настоящий момент постепенно вводятся в эксплуатацию разные участки ЦКАД (всего их пять), ряд из них платные, ряд — бесплатные.
«Стоимость зависит от нескольких вещей: расстояние, которое проедет автолюбитель, класс транспортного средства (мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль), а также использование определённого способа оплаты», — рассказывает адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.
Существует три способа оплаты. Самый простой — транспондер, то есть электронное средство регистрации проезда, которое можно купить в специализированных пунктах «Автодора». Оно устанавливается на лобовое стекло и имеет чип и передатчик с уникальным идентификационным PAN-номером. Оплата за проезд списывается с баланса лицевого счета транспондера Т-pass автоматически бесконтактным способом, с помощью антенн DSRC.
«Водитель заранее перечисляет на свой электронный счёт деньги, и определённая сумма списывается автоматически при каждом проезде под специальными рамками. Купить билет на разовую поездку по ЦКАД можно на сайте компании «Автодор — Платные Дороги», в мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания пользователей и в терминалах «ЭЛЕКСНЕТ», — поясняет адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.
Для оформления билета нужно указать маршрут (точку въезда и съезда на ЦКАД); дату и предполагаемое время поездки (билет будет действовать 24 часа с даты и указанного времени начала поездки); регистрационный знак, страну регистрации, категорию транспортного средства, контактный мобильный телефон и адрес электронной почты.
«Оплата после совершения поездки осуществляется следующим способом: на странице сайта «Автодор — Платные дороги» открываются поля для ввода номера автомобиля и своего телефона. После идентификации на телефон приходит проверочный код. Его надо ввести при оплате. Система проверяет по регистрационному номеру машины путь её следования, готовит счёт и выдаёт сумму к оплате. Пользователю требуется указать банковскую карту или произвести расчёт любым другим электронным способом, включая Apple Pay», — говорит адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.
Поездку необходимо оплатить в течение пяти дней после её совершения. Если деньги за проезд не поступили, то система «Свободный поток» запускает процедуру принудительного взыскания суммы. В соответствии с КоАП РФ штраф для водителей легкового транспорта составляет 2500 рублей, для грузового — 5000.
«Водитель получит требование Ространснадзора выплатить долг в течение 60 дней. Если он погасит задолженность в течение двух месяцев, штраф за неуплату будет отменён. В ином случае постановление о штрафе поступает в ФССП для взыскания и с большой долей вероятности штраф будет списан с зарплатной или пенсионной карты, могут быть наложены ограничения на регистрационные действия с транспортным средством и так далее», — уверен адвокат по гражданским делам Сергей Коломиец.
Проезд по ЦКАД — как оплатить, проверить задолженность и не получить штраф
С 2020 года на ЦКАД действует безбарьерная система оплаты — free flow. Шлагбаумов на трассе нет, но проезд платный. Способов оплаты два:
В статье подробно описали все способы и рассказали, как автоматически отслеживать задолженность и не получать штрафы.
Как оплатить ЦКАД транспондером
Транспондер — это специальный радиоответчик для проезда через пункты взимания платы.
Так выглядит транспондер
Оплатить проезд по ЦКАД можно с любого транспондера, который входит в соглашение о межоператорском взаимодействии — T-Pass, ЗДС, Главная дорога и т.д.
До поездки водитель должен пополнить лицевой счет транспондера. Деньги автоматически спишутся при проезде через платный участок, останавливаться не нужно. При оплате транспондер издаст звуковой сигнал. Если сигнал был, значит, платеж прошел.
Если на счету транспондера денег не было, в течение 5 дней после поездки счет нужно пополнить на сумму задолженности — иначе придет штраф. Деньги за проезд спишутся автоматически.
Если в машине несколько транспондеров, нужно выбрать для оплаты только один, а остальные убрать в фольгированный ЗИП-пакет, чтобы оплата случайно не списалась с них.
Как оплачивать ЦКАД без транспондера
В течение 5 дней, независимо от наличия транспондера, оплатить задолженность без штрафа можно на сайте «Автодора».
Стоимость проезда ЦКАД в 2021 году
Стоимость зависит от того, по какому участку платной дороги проезжает водитель. Цена колеблется от 20 до 1065 рублей за участок, подробные тарифы расписаны на сайте «Автодора».
При оплате проезда транспондером T-Pass предусмотрена скидка от 15%, 25% или 40%, ее размер зависит от протяженности маршрута и количества пройденных за одну поездку участков.
Чтобы получить максимальную скидку, водитель должен проходить последовательно стоящие пункты взимания платы в течение 2-х часов.
Если водитель пользуется транспондером не от T-Pass, а от стороннего эмитента, на тариф действует фиксированная скидка — 10%.
Если в момент проезда платного участка на транспондере T-Pass не было денег, водитель может оплатить задолженность в течение 5 дней без потери скидки. На другие транспондеры деньги обязательно надо класть заранее. Если проехать без оплаты, скидка потеряется.
При проезде ЦКАД по билету скидок не предусмотрено.
Штрафы за проезд по ЦКАД без оплаты
Если водитель не оплатит поездку сразу или в течение 5 дней, его оштрафуют по ст. 12.21.4 КоАП РФ:
При этом оплата штрафа не отменяет необходимости оплатить проезд.
К ответственности водителя привлекают только 1 раз в сутки. Если водитель оплатит долг за проезд в течение 20 дней, административное производство автоматически прекратят.
Как проверить и оплатить задолженность за ЦКАД
Проверить и погасить задолженность можно двумя способами:
На официальном сайте Автодора или в мобильном приложении
Для проверки нужно указать госномер авто и подтвердить контактный телефон. Сайт покажет, есть ли по машине долг.
Оплатить долг можно с банковской карты, квитанция придет на электронную почту
Такой способ подходит физлицам с одним автомобилем, но неудобен для организаций. При проверке нескольких машин номера каждой придется забивать вручную
Через сервис OnlineГИБДД
Этот способ подходит для организаций, которым нужно регулярно проверять задолженность по нескольким машинам. Достаточно один раз добавить в личный кабинет все автомобили парка. Сервис будет проверять:
Каждый день в 9 утра отчет о задолженности за проезд и штрафах будет приходить на почту.
Организация узнает количество нарушений и общую сумму задолженности и сможет оплатить проезд из личного кабинета.
При своевременной оплате проезда организация:
Проверить штрафы за проезд по ЦКАД без оплаты
Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Зайцам – нет: с 1 сентября штрафы за неоплаченный проезд заработают в полную силу
Иногда законы в России действуют особым образом. Например, есть платные дороги системы «свободный поток», проезд по которым не ограничен барьерами. И есть статья Административного кодекса, по которой штрафуют за халявный проезд по «платке». Однако неплательщики не получают штрафы. Но скоро халява закончится, и придут ли накопленные «письма счастья» одним днём в руки виновников – неизвестно.
В потоке законов
С 1 сентября в силу вступит постановление правительства, которое устранит нормативные неточности в работе системы безбарьерного проезда по платным дорогам. Дата ориентировочная, но документ прошёл общественные обсуждения и передан в Аналитический центр правительства, пишет «Коммерсант».
Строительство ЦКАД. Фото: amsrus.ru.
Речь идёт о так называемой системе «свободный поток» или free flow. Сейчас этот способ оплаты проезда применяют только на Центральной кольцевой автодороге в Московской области. Проблема с нормальной работой платного проезда заключается в следующем: система работает, машины едут, штрафы существуют, но водители-неплательщики не получают постановления. Дело в том, что этим должен заниматься Ространснадзор. У компании не было полномочий штрафовать водителей, поэтому она просто собирала сведения о нарушителях и рассылала голосовые сообщения о задолженностях.
Преступление и наказание в пределах ЦКАД
Как следствие – 30% водителей не оплачивают проезд по ЦКАД. Всего предупреждения получили 55 тыс. нарушителей. Придут ли штрафы задним числом, когда постановление правительства вступит в силу, – пока неизвестно.
В «Автодоре» водителей-нарушителей неоднозначным образом называют «должниками». При этом добавляют, что количество водителей, не оплативших проезд, находится в «рамках запланированных значений». С каждым годом нарушителей становится меньше: в конце 2020 проезд оплачивали только 50% автомобилистов, а в первой половине 2021 года – уже 70%.
Транспондер «Автодора». Фото: drive2.com.
Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко считает, что систему «свободный поток» можно ввести на всех платных дорогах, когда проезд будет оплачивать 90% пользователей.
Штраф за «халявный» проезд по платным дорогам появился недавно, он вступил в силу только в 2021 году. Согласно ст. 12.21.4 Административного кодекса, водители легковых автомобилей должны заплатить за нарушение 1,5 тыс. рублей. Грузовиков – 5 тыс. рублей.
Что меняет постановление властей
В первую очередь появляется нормативное регулирование терминов:
В отличие от системы барьерного взимания платы, в «свободном потоке» нет шлагбаумов и пунктов взимания платы. Проезд оплачивается с помощью транспондера – с камер. Есть другой способ оплаты – электронным билетом, который можно купить на сайте «Автодора», в терминалах самообслуживания «Элекснет» и МКБ, приложении «Автодора» и в Центре поддержки и обслуживания ЦКАД.
За неоплаченный проезд по платной дороге — штраф до 5 000 рублей. Фото: tass.
Если у водителя нет транспондера или он не купил электронный билет, можно оплатить проезд постфактум. На это отводится 5 суток. Когда время проходит, по идее, выписывается штраф. Но так как у «Автодора» пока нет полномочий, то и вместо штрафов приходят уведомления.
Безбарьерная система оплаты проезда подразумевает экономию времени водителя. В новых правилах не предусмотрен механизм возврата денег, если на «платке» всё-таки соберётся пробка. На это обратил внимание представитель «Координационного совета по организации дорожного движения» Евгений Литвин.
Водители грузовиков в заторах не только теряют время, но и могут получать штраф от заказчика за задержку рейса. Поэтому власти должны разработать систему автоматического возврата оплаты за проезд. Ведь на практике даже на платных дорогах бывают пробки.
Водителям, проехавшим по ЦКАД, начали поступать странные звонки. Что они означают? Версия для печати
Проезжающим без оплаты по ЦКАД водителям начали поступать звонки от «Автодора». Телефонный робот требует погасить долги в кратчайшие сроки. Что не так в работе системы?
Автомобилисты рассказали о странных звонках от телефонных роботов после проезда по платным трассам «Автодора». Оказалось, что так должников теперь убеждают оплатить оказанную услугу. Дело в том, что с прошлого года на Центральной кольцевой автодороге в Московской области работает система free flow, то есть проезжать там можно без остановки перед шлагбаумом. Некоторые водители ошибочно восприняли это как льготу.
Ситуацию усложнило отсутствие фактических штрафов. Хотя норма об ответственности за неоплату проезда по платным трассам появилась еще в начале 2021 года, из-за бюрократических проволочек постановления нарушителям не приходили несколько месяцев. У многих автомобилистов накопились долги, узнать о которых они могли только на сайте «Автодора», вбив номер машины в специальную форму. К концу весны систему штрафов наладили и водителям напомнили о долгах.
За что штрафуют водителей на платных трассах
На ЦКАД работает первая в России система взимания платы «Свободный поток». На участке нет шлагбаумов, водители проезжают через «умные рамки», не снижая скорость. Система автоматически списывает денежные средства с транспондера, если он есть. Или же фиксирует автомобильный номер, начисляя сумму долга.
В январе 2021 года были приняты поправки в КоАП, которые обязывают каждого оплачивать услуги проезда по платной трассе и предусматривают штрафы за неоплату. При этом штраф не снимает с пользователя обязанность оплатить проезд по ЦКАД или любой другой платной трассе. Узнать о долге, который числится за машиной можно на сайте или в мобильном приложении «Автодора».
Как пояснили в «Автодоре», в настоящее время должникам уже выносят протоколы об административных нарушениях. За неоплаченный проезд по ЦКАД водитель легкового автомобиля получит штраф 1500 рублей, грузовика — 5000 рублей. Штраф выносят, если проезд не был оплачен в течение 5 суток после его совершения. Но есть возможность отменить наказание, оплатив проезд в течение 20 суток после вынесения штрафа. В противном случае придется оплачивать и проезд, и штраф.
«Срок исковой давности по данному правонарушению составляет три года и по всем фактам нарушения правил оплаты проезда задолженность будет взыскиваться в установленном законом порядке с использованием механизма взыскания службы приставов. Необходимо отметить, что подавляющее большинство пользователей — законопослушные граждане и при отсутствии транспондера оплачивают проезд в течение 5 дней», — пояснили в пресс-службе «Автодора».
Что означают звонки должникам от робота
В госкомпании сейчас ведут работу по уведомлению автомобилистов, чей долг достиг 1,5 тысяч рублей и выше. Автоматическое оповещение началось с апреля 2021 года. На текущий момент о долгах проинформировано уже боле 300 тысяч пользователей. Помимо того, что на электронную почту водителям приходит письмо с уведомлением о задолженности, должникам звонит робот. Женский голос оповещает о сумме, которую нужно оплатить, и настойчиво просит погасить долг.
Однако на деле робот звонит водителям и при задолженности менее 100 рублей. Например, к нам в редакцию обратился автомобилист, которого несколько раз таким образом оповещали о задолженности в 42 рубля. При этом водитель уверяет, что оплатил проезд с телефона еще в феврале. А машина, на которой он передвигался, принадлежит юридическому лицу и после него на автомобиле наверняка ездили другие люди.
Как пояснили Autonews.ru в «Автодоре», система взимания платы «Свободный поток» формирует задолженность по оплате проезда по регистрационному знаку, независимо от количества пользователей автомобиля.
«Обязанность оплаты задолженности лежит на собственнике. Для возможности оплаты только «за себя» пользователю необходимо заранее купить разовый билет, что не только предотвратит возникновение долга за оплату проезда, а также позволит эффективно планировать предстоящие поездки по ЦКАД», — сообщили в пресс-службу. При этом, в госкомпании заверили, что робот не будет обзванивать водителей без задолженности.
Что не так с персональными данными
Использование роботизированного обзвона должников законом не запрещено. Однако при использовании такой опции необходимо учесть несколько важных юридических нюансов.
Неоплата проезда по ЦКАД фиксируются камерами. В таком случае штраф выписывают собственнику автомобиля. Закон предусматривает возможность отправки постановления в электронной форме, но все тому же лицу, в отношении которого вынесен штраф. Об этом Autonews.ru рассказал ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.
«Использовать робота допустимо лишь с тем, кто будет назван в постановлении нарушителем. В противном случае, если подобная информация о наличии задолженности за проезд на определенном участке ЦКАД в определенную дату будет распространена третьим лицам, которые когда-то управляли этим автомобилем и платили за проезд», — объяснил юрист.
По словам эксперта, в таком случае выходит, что получатели информации могли даже не управлять автомобилем в конкретном случае. Тогда такое оповещение можно рассматривать как незаконное распространение персональных данных.
Согласно федеральному законодательству, «операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Сама информация об административной ответственности общедоступна, но если вместе с этим распространяются сведения о дате, времени и месте нахождения автомобиля, то можно пробовать обратиться в Роскомнадзор и прокуратуру. «Судебную практику по ответственности Ространснадзора за подобные действия я не вижу, но обратиться с соответствующей жалобой в другой надзорный орган, контролирующий отношения в области распространения персональных данных, было бы не лишним», — считает Мацала.
Кроме того, правозащитник назвал незаконным и недопустимым выписывание штрафов задним числом, если с момента нарушения прошло два месяца и более.
«Если в этот срок постановление не выписано, то наказать нарушителя уже невозможно. В ст.24.5 КоАП РФ прямо указано, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для того, чтобы прекратить возбужденное дело и отказать в возбуждении еще не начатого дела», — объяснил юрист.
Напомним, что в середине декабря 2020 года Кодекс об административных правонарушениях пополнила статья «Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог». Закон начал действовать с 10 января 2021 года. Эти правила должны помогать внедрению системы «Свободный поток» на платных трассах по всей России.
С 10 января уже смогут штрафовать за неоплаченный проезд по платным дорогам
4 января 2021 г. 16:06
Церемония открытия еще 170 км ЦКАД/Фото: пресс-служба ГК «Автодор»
Водителей, которые проехали по платной дороге, не заплатив за проезд, смогут оштрафовать за это с 10-го января 2021-го года. Именно с этого числа вступят в силу правки в Кодекс об административных правонарушениях, которые как раз таки и вводят соответствующие штрафы.
Для владельцев грузовых автомобилей и автобусов санкции составят 5 тыс. рублей, во всех остальных случаях — 1,5 тыс. рублей. Их применят в том случае, если оплата не поступит в течение пяти суток с момента фиксации проезда. То есть: на оплату движения по платной дороге автомобилистам дается пять дней.
Правда, закон дает возможность избежать уплаты штрафа даже после его вынесения: если в течение 20 дней с момента вынесения постановления проезд все-таки будет оплачен, штраф аннулируется. Если же «письмо счастья» доставят с опозданием, когда 20 дней уже истечет, то срок на погашение задолженности продлят с момента получения постановления.
В сутки на «зайца»-автомобилиста смогут оформить только один штраф вне зависимости от того, проехал он бесплатно по одному или по нескольким участкам дорог или, в принципе, весь день бесплатно колесил по платным дорогам. При этом сутки будут отсчитываться с момента фиксации первого неоплаченного проезда.
Рассматривать дела по данному виду правонарушений будет Ространснадзор.
Специально для ЦКАД
На данный момент, до 10-го января, штрафы за неоплаченный проезд по платным дорогам в Кодексе об административных правонарушениях попросту отсутствуют. Причем все это время они, по сути, и не были нужны: въезд на платный участок или выезд с него осуществлялся через специальные пункты взимания платы, где вполне можно было проследить, оплатил водитель проезд или нет.
Правда, даже в таких условиях «Автодор» жаловался на большое количество «зайцев» и на то, что их из-за отсутствия штрафов нельзя наказать, а после, в 2019-м году, ввел свою схему контроля, установив дополнительную систему фиксации так, чтобы штрафовать «зайцев» хотя бы за проезд на запрещенный сигнал светофора (1 тыс. рублей).
Поскольку зеленый свет зажигается только после оплаты проезда, тот факт, что кто-то пытается проехать на красный, автоматически означает, что он не заплатил за проезд. Камеры его фиксируют, а через некоторое время «зайцу» приходит штраф за движение на запрещенный сигнал светофора.
Кроме того, «Автодор» заменил мягкие шлагбаумы на более жесткие, чтобы водители не смогли без ущерба для своей машины проскочить бесплатно через пункт взимания платы.
Изменения в систему понадобились на фоне открытия Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области, где впервые в России реализована безбарьерная оплата проезда по платной дороге (free flow, или «свободный поток»).
Там, где организован «свободный поток», нет никаких пунктов взимания платы. Их функцию выполняют установленные «рамки»: они одновременно сканируют транспортный поток и списывают плату за проезд с машин, в которых находится транспондер.
Однако перегородить проезд «зайцу» такие «рамки», естественно, не могут. Как следствие, потребовался дополнительный стимул для оплаты проезда, которым и стали штрафы.
Как следствие, несмотря на то, что ЦКАД-3 функционирует уже с 11-го ноября и является платным участком дороги, оштрафовать за неоплаченный проезд по нему, по сути, пока не могут.
Бесплатно на новогодние праздники
В то же время 28-го декабря прошлого года для движения открыли еще 170 км Центральной кольцевой дороги. Это: весь IV этап трассы (между М-7 «Волга» и М-4 «Дон»), отрезок, соединяющий ЦКАД-3 и ЦКАД-5 (между М-10 «Россия» и М-11 «Нева»), участки I этапа от М-4 «Дон» до пересечения с А-170 в районе Симферопольского шоссе и от Калужского шоссе до А-107 в районе Лисинцево, а также оставшиеся участки V этапа.
За исключением V этапа, все остальные части ЦКАД должны быть платными. Тарифы для них уже определены, однако на новогодние праздники по недавно открывшимся участкам «Автодор» разрешил бесплатный проезд.
Действие разрешения как раз таки продлится до момента вступления в силу закона о штрафах.
Таким образом, платным на данный момент является ЦКАД-3, а также участок между трассами М-10 и М-11. Стоимость последнего протяженностью около 7 км для легковых автомобилей составляет 20 рублей (со скидкой по транспондеру — 17 рублей), для грузовых в зависимости от категории — от 30 до 70 рублей (или от 25,5 до 59,5 рубля — по транспондеру).
Как оплатить проезд по «свободному потоку»?
Оплатить проезд можно как наличными, так и с помощью транспондера. Последний способ является более удобным, поскольку, во-первых, при наличии транспондера деньги со счета списываются автоматически в момент проезда под «рамкой», а во-вторых, транспондер обеспечивает скидку на проезд, которая увеличивается с протяженностью пройденных участков и может достигать 50%.
При отсутствии транспондера внести плату можно и непосредственно перед началом движения, и в течение пяти дней после проезда. Это можно сделать через мобильное приложение «Автодора», личный кабинет на сайте «Автодор – Платные дороги», терминалы самообслуживания «Элекснет» либо в Центрах поддержки и обслуживания клиентов на ЦКАД.
Для этого в случае предоплаты вместе с регистрационным номером транспортного средства нужно указать предстоящий маршрут, а в случае постоплаты — просто регистрационный номер, поскольку система уже отследила проделанный путь автомобиля.