Цпмпк что это в школе и для чего он нужен
ПМПК или про то как ставят диагнозы детям
Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.
Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:
Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.
В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.
Как это все проходит?
Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.
Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.
Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.
Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.
Какие задания дают?
На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.
Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.
Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».
Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?
Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.
Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.
Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.
Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?
А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.
Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?
По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.
Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.
В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.
У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.
Позиция родителей и «вердикты»
Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».
Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.
И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.
Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.
Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.
Позиция учителей и администрации школы
Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.
И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.
Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.
Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.
Что же все-таки радует?
Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.
Что такое ПМПК?
ПМПК – это психолого — медико — педагогическая комиссия (далее – комиссия), которая создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В состав комиссии могут входить: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог и другие специалисты.
Обследование детей осуществляется только по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
Родители часто боятся направлять ребенка на комиссию. Заметим, что это не обязательно, но это желательно и полезно для семьи и ребенка. Главное — вовремя выявить проблему и создать ребенку соответствующие условия.
Заключение комиссии для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.
Информация о проведении обследования детей, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной.
Родители имеют право:
присутствовать при обследовании, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;
высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи;
в случае несогласия с заключением комиссии обжаловать его.
В каких случаях требуется заключение ПМПК
В соответствии с действующими нормативными правовыми документами заключение ПМПК необходимо в следующих случаях:
—для установления статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
Согласно ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ», обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
— для создания специальных условий обучающимся с ОВЗ для получения общего образования. Только заключение ПМПК подтверждает это право конкретного ребенка.
Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ;
—для организации обучения на дому;
Учебная нагрузка при обучении детей на дому определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с ФГОС, рекомендациям ПМПК;
— для перехода на обучение по адаптированной программе в связи с тем, что ребенок испытывает трудности в освоении образовательной программы при переходе на следующую ступень обучения;
— для перевода по усмотрению родителей (законных представителей) на обучение по адаптированной образовательной программе обучающегося, не ликвидировавшего в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования (ст.58, ч.9);
—для создания особых условий для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов при прохождении ими ГИА;
В соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования и Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, основанием для организации ГИА является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
В соответствии с указанными Порядками проведения ГИА местные органы управления образованием обеспечивают:
а) создание следующих условий проведения ГИА:
— участие в ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам по желанию в устной форме;
— увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения), экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») — на 30 минут), увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;
— беспрепятственный доступ в аудитории, в туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
— организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
б) создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
— присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки);
— использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
— оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
— выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
При указании в рекомендации ПМПК на необходимость присутствия на экзамене ассистента в качестве ассистента вправе привлекаться один из родителей (законных представителей) участника экзамена.
Участники ГИА с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ГИА — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее — справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК;
—для принятия образовательной организацией решения о предоставлении обучающимся с ОВЗ тьютора и (или) ассистента (помощника) на основании рекомендаций ПМПК;
-в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
По словам заместителя Министра просвещения Т. Ю. Синюгиной, планируется перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Предполагается также понятие «ограниченные возможности здоровья» заменить на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, а заключение комиссии для родителей станет обязательным. Минпросвещения России
Источник:
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512″Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приложение к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому
Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196;
Что же такое ПМПК? Зачем оно нужно нашим детям?
«Если ребенок плохо говорит. »
Что же такое ПМПК? Зачем оно нужно нашим детям?
Несомненно, каждый родитель, чей ребенок посещает старшую или подготовительную к школе группу детского сада, слышал о ПМПК. Так что же такое ПМПК? Зачем оно нужно нашим детям? И стоит ли переживать по этому поводу?
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. В состав комиссии входит педагог-психолог, врач-педиатр, детский логопед. Сама по себе ПМПК задумывалась как структура, позволяющая определить уровень развития ребенка, выявить наличие нарушений развития, если таковые есть, и определить наиболее подходящую программу воспитания и обучения для каждого конкретного ребенка. В зависимости от уровня развития вашего ребенка, в заключении комиссии Вам могут порекомендовать определить его в обычную общеобразовательную школу, в школу с классами компенсирующего обучения (ККО), где программа обучения упрощена для усвоения ребенком с невысоким уровнем психического развития, или школу-интернат для детей с серьезными нарушениями психического развития. В некоторых случаях, если позволяет возраст ребенка, может быть рекомендовано дублирование подготовительной группы. Эти рекомендации будут отражены в справке, которую выдаст комиссия родителям. Также родителям могут быть рекомендованы:
- занятия с логопедом, если ребенок испытывает трудности в звукопроизношении или иные речевые сложности, занятия с психологом, если есть трудности с вниманием, запоминанием, восприятием информации, небольшие недостатки в развитии мышления или особенности поведения, способные затруднить адаптацию к школе: застенчивость, тревожность, конфликтность и другие консультацию психоневролога, если у ребенка будут отмечены некоторые признаки неврологического неблагополучия, такие как раскачивание сидя взад-вперед телом, нервное теребление одежды, волос, заламывание пальцев, сильная и быстрая утомляемость при выполнении интеллектуальных заданий и другие.
Перед поступлением в школу каждый ребенок обязан пройти эту комиссию, независимо от того, посещал он детский сад или же находился на домашнем обучении. Для детей, посещающих детский сад, ПМПК организуется в стенах родного садика для всех детей, готовящихся к поступлению в школу. Родителей заранее оповещают о дне проведения комиссии, а также о точном времени, к которому необходимо подойти лично Вам и вашему ребенку. Комиссия проводится исключительно в присутствии одного из родителей или лиц, их замещающих (опекунов, приемных родителей). Другие родственники ребенка не допускаются к присутствию на комиссии. В случае отсутствия родителей или самого ребенка (например, по болезни), возникнет необходимость самостоятельно записаться на ПМПК и позже проходить ее уже в здании комиссии отдельно от остальных детей.
В отдельном кабинете, куда вас пригласят по очереди вместе с ребенком, будет находиться большой стол, за которым сидят члены комиссии. Напротив педагога-психолога ПМПК будет стоять стул для ребенка. Родителя садят поодаль и таким образом, чтобы ребенок не отвлекался на него. Психолог улыбнется ребенку, познакомится с ним, будет задавать различные вопросы и проводить специализированные тестовые задания. Логопед рядом будет вести протокол обследования, вносить те данные, которые тихо передает психолог после каждого задания или теста, а также проводит оценку развития речи ребенка и также вносит в протокол. Врач-терапевт рядом будет просматривать и анализировать состояние здоровья ребенка по двум медицинским картам – из детского сада и из детской поликлиники. Терапевт также передает логопеду сведения для занесения в протокол комиссии. После окончания всех заданий и вопросов ребенка хвалят за старания, прощаются и просят немного подождать родителя за дверью кабинета под присмотром воспитателя вашей группы. После этого члены комиссии дают заключение родителю о результатах обследования, обращают внимание на некоторые детали о поведении, выполнении заданий или знаниях ребенка, дают рекомендации о выборе учебного заведения, интересуются тем учебным заведением, в которое вы сами планировали отдать ребенка на обучение, могут направить к специалистам для помощи ребенку в подготовке к школе – логопеду, психологу, психоневрологу.
Как помочь ребенку
В первую очередь не стоит сильно волноваться вам самим. Дети чувствительны к настроению взрослых и могут заразиться нашими переживаниями, что способно помешать им хорошо справиться с первым в жизни важным экзаменом.
Вопросы и задания психолога ПМПК буду направлены на изучение знаний ребенка о социальном окружении, мире и самом себе, математических знаний и навыков, а также на изучение памяти, внимания, мышления и речи ребенка.
1. Ребенок должен научиться правильно называть свое полное имя, отчество и фамилию, а также фамилию, имя и отчество родителей; знать свой возраст, место работы родителей, название профессии/должности и сущность работы – что делает родитель на своей работе. А также знать свой домашний адрес и телефон, телефон специальных служб помощи в чрезвычайных ситуациях – полиции, скорой медицинской помощи, пожарной службы.
2. Ребенок должен хорошо ориентироваться во времени: части суток (утро, день, вечер, ночь), названия приемов пищи в зависимости от времени (утром завтракаем, вечером ужинаем и т. д.), дни недели, месяцы, времена года и их признаки.
3. Ребенок должен знать название нашей страны, ее столицы, нашей республики, столицы республики, название нашего родного города.
4. Ребенок должен уметь обобщать предметы в группы: корова, коза, собака – домашние животные; чайка, сорока, голубь – птицы; вертолет, автомобиль, теплоход – транспорт; клубника, смородина, малина – ягоды и т. д.
5. Ребенок должен понимать простые аналогии:
Днем светло, а ночью. У коровы теленок, а у овцы…?
У петуха зернышки, а у лошади. Лиса в норе, а собака…?
6. Уметь сравнивать предметы, находить между ними сходства и различия. Например, между лошадью и собакой, между молотком и топором.
7. Знать социальные и моральные нормы поведения в обществе, как можно и нужно поступать, а как нельзя. Уметь давать оценку своему поведению и поведению другого человека в категориях «правильно-неправильно», «хорошо-плохо» и уметь объяснить почему. Например, можно ли взять игрушку без спроса, что делать если случайно испортил чужую вещь, как вести себя в магазине, нужно ли слушаться воспитателя, что делать когда обидели твоего друга и т. д.
8. Ребенок должен знать: основные формы предметов – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник; основные и дополнительные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый, серый;
10. Хорошо, если ребенок может вести счет в пределах 10, уметь хотя бы на пальцах складывать и вычитать числа, понимать, какое большее, какое меньшее и на сколько.
11. Ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, сбоку, под, над, за, перед и т. д. Ориентироваться в своем теле – безошибочно определять правую и левую сторону (например, дотронься правой рукой до левого уха, закрой левой рукой левый глаз и т. д.).
12. Запоминать с одного раза около 7 разных предметов (картинок) и потом назвать все. Запоминать на слух короткие стихи, содержание короткого рассказа.
13. Определять последовательность событий. (Например, прежде чем Петя пошел гулять, он позвонил своему другу. Что было раньше – Петя пошел или позвонил).
14. Ребенок должен уметь подробно описать картинку, ее сюжет, главных героев, их действия и эмоции, правильно расположить и описать события серии картинок, объединенных одним сюжетом.
15. Выделять предмет в группах, не подходящий к остальным по главному признаку. Например: кошка, корова, овца, лиса – лишняя лиса, потому что это дикое животное, а остальные домашние животные; шкаф, стул, кастрюля, диван – лишняя кастрюля, потому что это посуда, а все остальное – мебель.
16. Ребенок должен на слух определять все звуки в простых коротких словах типа «дом», «сон», «мама», выделяя гласные и согласные звуки, ударные звуки.
17. Следите за правильностью и красотой речи ребенка, за правильным произношением звуков, соблюдайте рекомендации и домашние задания логопеда, если ваш ребенок занимается с ним.
Проверяйте знания вашего ребенка, занимайтесь с ним дома, консультируйтесь с воспитателями, логопедом и психологом, и тогда результаты не заставят себя ждать.
Что нужно знать родителям о диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией
• Какой бы диагноз ни поставили вашему ребенку, помните, что это еще не приговор.
• Выполняя назначения специалистов, вы поможете сыну или дочери преодолеть все трудности.
Итак, вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом.
• Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков.
• Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп.
• Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.
Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой более психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.
Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.
Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребенку с речевой патологией
• Не бойтесь исследований, которые назначат вашему малышу.
• Помните, что специалисты никогда не назначат исследований, которые могут нанести ребенку вред.
• Доверяйте специалистам, которые обследуют вашего ребенка.
К сожалению, вы заметили, что ваш малыш отстает в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. Вы повели ребенка на прием к неврологу, логопеду, психологу. Малыша осмотрели специалисты, а невролог назначил ряд исследований. Что это за исследования? Не опасны ли они для ребенка? Для чего их назначают?
Нейросонография (УЗИ головного мозга) — метод ультразвукового исследования головного мозга, который позволяет оценить структуры мозга и приобретает решающее значение в ранней диагностике поражения мозга у новорожденных в результате нарушения мозгового кровообращения, выявляет пороки развития центральной нервной системы. Этот метод позволяет диагностировать повышенное внутричерепное давление, применяется при диагностике инфекционно-воспалительных процессов и в диагностике черепно-мозговых травм.
Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) используется для оценки артериального и венозного кровотока в сосудах шеи и головного мозга даже у новорожденных. Метод совершенно безвреден и используется во всех возрастных группах, позволяет диагностировать состояния, обусловленные острым нарушением мозгового кровообращения, возникшим вследствие травмы шейного отдела позвоночника.
Электромиография (ЭМГ) используется для оценки мышечной деятельности, функций всех отделов спинного мозга, а также работы ствола головного мозга даже у новорожденных.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) используется для диагностики судорожных состояний, эпилепсии, в случаях функциональных расстройств центральной нервной системы, при заикании, недержании мочи и кала, различных тиках, страхах, в случае повышенной возбудимости, раздражительности, нервозности, утомляемости, при резких перепадах настроения, а также если у ребенка есть отставание в нервно-психическом развитии.