Цур зее что это
Капитан 1-го ранга
В ВМФ СССР для инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер. Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, политических работников, морской пехоты, морской авиации) присваивалось звание полковник.
Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».
См. также
Matrose | Матрос |
Matrosen-Gefreiter | Матрос-ефрейтор |
Matrosen-Obergefreiter | Матрос-Оберефрейтор |
Matrosen-Hauptgefreiter | Матрос-Хауптефрейтор (4,5 года службы) |
Matrosen-Stabsgefreiter | Матрос-Штабсефрейтор |
Matrosen-Stabsobergefreiter | Матрос-Штабсоберефрейтор |
Unteroffiziere ohne Portepee | |
Bootsmanmaat | Боцманмат |
Oberbootsmannmaat | Обербоцманмат |
Unteroffiziere mit Portepee | |
Bootsmann | Боцман |
Stabsbootsmann | Штабсбоцман |
Oberbootsmann | Обербоцман |
Stabsoberbootsmann | Штабсобербоцман |
Fähnrich zur See | Фенрих цур зее (учащийся старшего курса офицерского училища) |
Leutnant zur See | Лейтенант цур зее (лейтенант) |
Oberleutnant zur See | Оберлейтенант цур зее (старший лейтенант) |
Kapitäleutnant | Капитан-лейтенант |
Korvettenkapitän | Корветенкапитан (капитан 3 ранга) |
Fregattenkapitän | Фрегатенкапитан (капитан 2 ранга) |
Kapitän zur See | Капитан цур зее (капитан 1 ранга) |
Kommodore | Комондор (Капитан цур зее, стоящий на адмиральской должности) |
Konteradmiral | Контр-дмирал |
Vizeadmiral | Вице-адмирал |
Admiral | Адмирал |
Generaladmiral | Генерал-адмирал |
Grossadmiral | Гроссадмирал (адмирал флота) |
Униформа матросов, старших матросов и матов
Рядовой состав флота имел униформу очень похожую на униформу флота СССР с некоторыми отличиями. Так под матросской рубахой немцы не носили тельняшек. Кроме того, рядовой состав немецкого военного флота не имел шинелей. Вместо них имелись
бушлаты. На бушлатах рядовой состав носил голубые петлицы одинаковые для всех. Размер петлиц 40х40мм.
Форма матроса или старшего матроса состояла из следующих частей: куртка, брюки, белая или синя рубашка, воротник с тремя полосами, серые перчатки и головной убор.
Звание и принадлежность к тому или иному виду службы обозначались золотыми знаками на левом рукаве.
Характерным для германского флота было то, что основная масса рядового и командного состава пришли в военный флот из гражданского флота, зачастую целыми экипажами вместе со своими капитанами. Поэтому вопросам соблюдения формы, особенно на кораблях в походе вдали от начальства, уделялось мало внимания. На рабочей корабельной униформе часто не было вовсе никаких знаков различия. Вовсе нередкими случаями было ношение гражданской флотской одежды, просто гражданской одежды. Особым шиком, особенно у подводников было ношение на борту вражеской военно-морской формы. Правда обычно вражеские знаки различия спарывались. Большой популярностью у немецких моряков пользовалась британская морская форма.
Ниже представлены образцы формы матросов, старших матросов и матов (маатов).
Униформа старших унтерофицеров
В Кригсмарине звания старших унтерофицеров называли фельдфебелями или «Portepee Unteroffiziere» (унтерофицеры со шнуром). «Portepee»(шнур) представлял собой подвешиваемый у пояса
серебряный шнур, украшенный изображением дуба с одного конца. Он был предназначен для ношения кортика.
Повседневная форма состоит из следующих частей: китель, брюки, белая рубашка, серые перчатки, кортик и фуражка. Звания обозначались погонами с золотыми звёздами. Слева показан «Obersteuermann» (старший рулевой). Кандидаты на получение офицерского звания, такие как фенрих цур зее и оберфенрих цур зее также считались старшими унтерофицерами, однако их погоны отличались цветом (серебрянный) и размерами (более узкие). Козырьки фуражек фенрихов не имели галунов, которые носили офицеры. Справа показан фенрих цур зее, имеющий Железный крест 2-го класса.
Кортик старших унтерофицеров (Dolch der Unteroffiziere mit Portepee )
Образцы униформы старших унтерофицерв (Unteroffiziere mit Portepee)
Форма офицеров состояла из следующих частей: китель, брюки, белая рубашка, ремень, серые перчатки, кортик и фуражка. В зимнее время, все офицеры, чиновники и старшие унтерофицеры носили шинель. Обычно все пуговицы шинели были застёгнуты, но адмиралы и кавалеры Рыцарского Креста, имели право не застёгивать верхние три пуговицы. Внутренняя часть адмиральской шинели была голубого цвета. Для командиров подводных лодок неписаным законом было ношение во время похода белой фуражки.
Корветенкапитан Вернер Хартманн, командир подводной лодки U-37
Капитан цур зее Вольфганг Лют
Фуражки комондоров, контрадмиралов, вицеадмиралов, адмиралов, генерал-адмиралов, гроссадмирала | ||
Фуражки корветенкапитанов, фрегатенкапитанов и капитанов цур зее | ||
Фуражки лейтенантов цур зее, оберлейтенантов цур зее и капитан-лейтенантов | ||
Фуражки морских чиновников. Все эмблемы и знаки серебрянные. |
Ниже показаны варианты униформы офицеров
Погоны и знаки отличия офицеров
На рукавах и погонах офицеры носили знаки, означающие пренадлежность к той или иной службе. Эти знаки представлены ниже.
Морские офицеры (Seeoffiziere) | Инженеры (Ingenieuroffiziere) | Минёры (Sperrwaffenoffiziere) | Артиллеристы (Waffenoffiziere) |
Служба управления (Verwaltungsoffiziere) | Санитарная служба (Sanitätsoffiziere) | Береговая артиллерия (Offiziere der Marineartillerie) | Связисты (Offiziere des techn. Nachrichtenwesens) | Торпедисты (Torpedotechnische Offiziere) |
Звания офицеров обозначались комбинациями линейных нашивок, нашитых по рукавам формы, и погонами. Погоны не носились на повседневной форме с галстуком. Ниже схематично приведены комбинации рукав/погон для офицеров от лейтенанта до капитана цур зее.
1.Лейтенант цур зее | ||||||
2.Оберлейтенант цур зее | ||||||
3.Капитан-лейтенант | ||||||
4.Корветенкапитан | ||||||
5.Фрегатенкапитан | ||||||
6.Капитан цур зее | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
О знаках различия рядового состава Кригсмарине читайте http://armor.kiev.ua/army/forma/pogon-werm-11.shtml.
О знаках различия младших и старших унтерофицеров найти материал пока не удалось, как найду сразу опубликую.
Кригсмарине
Содержание
История
Версальский договор
После окончания Первой мировой войны и подписания Версальского мирного договора большая часть Императорских военно-морских сил Германии была передана Англии в качестве контрибуций (некоторое количество немецких кораблей было затоплено командами во избежание передачи англичанам). То что разрешалось оставить Германии для самообороны, являлось малой частью её морского могущества.
Так, в составе Рейхсмарине (название ВМС Германии с 1918 по 1935 годы), осталось шесть линкоров (водоизмещением 10000 тонн и главным калибром 280 мм) в строю и ещё два в резерве, шесть лёгких крейсеров (водоизмещением 6000 тонн с главным калибром 150 мм) в строю и 2 в резерве, 12 миноносцев водоизмещением 800 тонн и 12 миноносцев водоизмещением 200 тонн.
В дополнение к этим кораблям Германия могла так же иметь несколько малых вспомогательных судов. Под полный запрет попадали авиация и подводные лодки.
Договор между Англией и Германией 1935 года
После прихода к власти в Германии нацистов ВМС Германии официально переименовали — Рейхсмарине (флот рейха) стал Кригсмарине (военно-морской флот). 18 марта 1935 года А.Гитлер официально и в одностороннем порядке денонсировал Версальский договор. Правительство Великобритании, что бы хоть как-то ограничить развитие Кригсмарине, поспешило заключить с Германией новый договор. Переговоры проходили в Лондоне (с 4.05.1935 по 18.06.1935) между спец. уполномоченным Гитлера Риббентропом и министром иностранных дел Великобритании Хором. Переговоры завершились 18 июня 1935 года новым соглашением, в котором было удовлетворено требование Германии о том, чтобы «мощь германского флота составляла 35 % в отношении к совокупной мощи Британской империи». Причём эта пропорция должна была соответствовать как общему тоннажу, так и качественному составу флота.
Так же Германия получила право на создание подводного флота, равного британскому, но обязалась не превышать 45 % от его тоннажа. В случае нарушения этого обязательства, Германия должна была только «проинформировать» Великобританию. Это было сделано в феврале 1938 года. Германия известила Англию о намерении увеличить подводный флот до размеров британского.
Так, в результате этого договора, Германия получила право на флот общим тоннажом 420595 английских тонн (427344.25 метрических тонн), что являлось уравниванием её по тоннажу с флотами Франции или Италии. По классам кораблей тоннаж распределился следующим образом:
Такое деление дало возможность построить Германии два авианосца, пять линкоров, 21 крейсер и 64 эсминца. Надо отметить, что договор был заключен без участия держав-победительниц в Первой мировой войне (Франции и Италии) и Великобритания практически в одностороннем порядке приняла решения о признании денонсации Германией Версальского договора. Заключение этого договора не предотвратило развитие Кригсмарине, и 28 апреля 1939 года Гитлер объявил о его денонсации.
План Z
К моменту выхода Германии из соглашения 1935 года, был разработан «План Z», рассчитанный до 1948 года. Согласно этому плану Кригсмарине должны были иметь в своём составе четыре основные группы:
Герой и военный преступник двух мировых войн. Часть I.
Туземные солдаты-аскари генерала фон Леттов-Форбека, Германская Восточная Африка, 1914–1918 гг.
Всего в семье Руктешеллей было 14 детей, но наибольшую известность фамилии принесли два старших сына. Вальтер фон Руктешелль, отслужив в пехоте, получил звание лейтенанта запаса, после чего окончил художественную школу в Мюнхене. Он стал известным в Германии художником и скульптором, увлекался Африкой. Первая мировая война застала Вальтера в немецких африканских владениях, где он стал личным адъютантом знаменитого генерала фон Леттов-Форбека (Paul Emil von Lettow-Vorbeck) и прошел под его началом всю африканскую кампанию немецких колониальных войск. Впоследствии он принял участие в написании мемуаров генерала и украсил знаменитыми «Барельефами Аскари» комплекс казарм, получивших имя немецкого национального героя. Вальтер погиб 21 июля 1941 года в Средиземном море при атаке союзниками корабля, на котором он плыл в Северную Африку к войскам Роммеля, чтобы запечатлеть подвиги «новых африканских героев».
Талантливый старший брат и высокообразованные родители оказали большое влияние на развитие Хельмута, который с раннего детства принял решение стать моряком. «Я родился и вырос возле моря, я любил море, а мой отец обожал военно-морской флот. С самого детства у меня не было сомнений в выборе профессии», – впоследствии рассказывал он своим подчиненным. В возрасте 13 лет Хельмут поступил в кадетский корпус, а затем продолжил обучение в военно-морском училище в Берлин-Лихтерфельде. Венцом обучения стало плавание на учебном корабле «Герта» (SMS Hertha), в котором будущий «корсар Гитлера» впервые увидел Атлантику и посетил порты Северной и Южной Америки.
1 октября 1911 года фенрих цур зее фон Руктешелль получил назначение на линейный крейсер «Фон дер Танн» (SMS Von der Tann), на борту которого и встретил начало мировой войны. На этом корабле Хельмут прошел все значимые бои, в которых принимали линейные крейсера 1-й разведывательной группы, за исключением Ютландского сражения. Его продвижение по службе было вполне приличным – вскоре после назначения он получил звание лейтенанта цур зее, а в мае 1915 года – обер-лейтенанта цур зее.
Линейный крейсер «Фон дер Танн» — один из лучших немецких кораблей своего времени с типичной для них судьбой: пройдя Первую мировую войну, он был затоплен в Скапа-Флоу в 1919 году, чтобы быть поднятым и разделанным на металл.
В марте 1916 года молодой перспективный офицер получил направление в школу подводного плавания в Эккернфёрде. Спустя четыре месяца обучения в жизни Хельмута фон Руктешелля начался новый этап – он стал вахтенным офицером только что вошедшей в строй подводной лодки U 57. Командиром лодки и наставником Руктешелля стал Карл-Зигфрид фон Георг (Carl-Siegfried Ritter von Georg). Это был очень талантливый и агрессивный командир, получивший все высшие награды второго рейха и оказавший большое влияние на становление Руктешелля как будущего командира подводной лодки.
В первом же походе U 57 Георг осуществил совершенно незаурядную операцию, которая часто описывается в истории боевых действий немецких подводных лодок в Первую мировую войну. За двое суток, 24 и 25 сентября 1916 года, он буквально истребил целую рыболовную флотилию англичан – на дно отправились 19 траулеров. Проделано это было весьма необычно и крайне смело, а Хельмут фон Руктешелль принял в этом самое непосредственное участие. Пользуясь темнотой ночи, он с абордажной командой на шлюпке тихо захватил траулер «Фишер Принс» (Fisher Prince), после чего начал захватывать все находящиеся рядом траулеры, отвозя их экипажи на «Фишер Принс». Когда рыболовные суда обезлюдели, немцы также обошли их все, открыв кингстоны. Когда поблизости показался норвежский пароход, подводники остановили его и, выяснив, что он не перевозит контрабанды, пересадили на него всех британских рыболовов, а «Фишер Принс» отправился вслед за собратьями. Ни один английский моряк при этом не пострадал.
Карл-Зигфрид риттер фон Георг (1886–1957) — один из лучших немецких подводников Первой мировой войны.
U 57 и дальше действовала неплохо, но настоящая охота развернулась весной 1917 года, когда Германия объявила неограниченную подводную войну – жестокость массового истребления добралась и до морских просторов. В конце марта Руктешелль впервые в своей жизни встретил английское судно-ловушку или «Q-ship» «Пэкстон» (HMS Paxton), аналогичное будущим его кораблям. Невзрачное судно, которое немцы хотели потопить артиллерийским огнем, внезапно ответило лодке прицельными выстрелами из замаскированных орудий. Субмарина спаслась экстренным погружением, а для Руктешелля этот бой стал важным уроком – беззащитная на первый взгляд жертва всегда может обернуться охотником.
В апреле-мае 1917 года U 57 достигла значительных успехов в уничтожении союзного тоннажа, и заслуги вахтенного офицера лодки были оценены по достоинству. Он получил Железный крест I класса и стал готовиться к получению первого в жизни корабля под самостоятельное командование. В августе 1917 года пути Карла-Зигфрида фон Георга и Хельмута фон Руктешелля разошлись – последний был отправлен на месячные курсы командиров подводных лодок.
Убийство в водах Ла-Манша
1 сентября 1917 года обер-лейтенант цур зее Хельмут фон Руктешелль вступил в командование подводной лодкой UB 34. Это была малая субмарина типа UB II, всего с двумя носовыми торпедными аппаратами, но Руктешелль был очень горд своим кораблем. К продвижению по службе прибавилась победа на личном фронте – бурный роман с балериной Фридой Шмидт, которую покорил утонченный, разбирающийся в искусстве морской офицер.
В начале сентября 1917 года Руктешелль повел свою лодку к хорошо знакомому восточному побережью Великобритании. Ему предстояло открыть личный счет, и начало было весьма воодушевляющим. В оценке боевых качеств Хельмута как командира подводной лодки мнения всех его современников и исследователей сходятся – это был очень волевой и агрессивный командир. В первом же походе он повредил крупное английское судно «Грельфрида» (Grelfryda, 5136 тонн) и потопил норвежский пароход «Аладдин» (Aladdin, 753 тонны).