Цвет кипы у евреев что означает
Цвет кипы у евреев что означает
Иногда ее еще именуют ермолкой. Почему евреи носят кипу, ермолку? Существует довольно много разновидностей этого головного убора по материалу, форме, размеру, способу изготовления и цвету. По этим особенностям можно без труда вычислить, к какому религиозному направлению относится тот или иной человек.
Обычай носить кипу присущ только представителям семитского народа, вышедших их древних Иудейского и Израильского царств. Есть одна особенность в ношении этого головного убора. Известно, что когда мужчина-христианин показывает свое уважение к Богу, он снимает головной убор. У eвреев все наоборот. Свое уважение Всевышнему они оказывают, надевая кипу на голову. Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое.
Древние иудейские мудрецы в напоминание о том, что у людей есть более значимая сущность, требовали обязательно ходить с покрытой головой. Для этого и начала использоваться кипа. Она стала для евpеев символом контакта с Богом, свидетельством того, что люди склоняются перед Вседержителем, покорно принимая его волю. Согласно одного из канонов Торы служащие в Храме коэны обязаны надевать кипу.
Все мероприятия религиозного плана у простых людей, к примеру, изучение Торы или произнесение молитвы, обязательно сопровождались надеванием кипы. В знак уважения к Отцу Небесному и осознания его мудрости, некоторые еврeи вообще перестали снимать кипу. Со временем эта традиция стала характерным признаком правоверного eвpея, накрепко войдя в его повседневную жизнь.
Что интересно. Ни в Торе, ни в Талмуде нет обязательного предписания покрытия головы. Данная традиция возникла самостоятельно, поэтому представители различных религиозных направлений иудеев носят эту шапочку по-разному. Ортодоксальные евpeи – постоянно. Выходя на улицу, они просто надевают поверх нее шляпу или меховую шапку. Консервативное направление eврeев действует по ситуации. Наличие кипы обязательно во время посещения синагоги или приема пищи. Ну, а для церковных реформаторов кипа вообще перестала быть атрибутом веры.
Тем не менее, все благочестивые евреи, показывая, что они принадлежат к людям, выполняющим Господни заповеди, кипы носят обязательно. Даже мальчику, которому еще не исполнилось 13 лет, желательно носить кипу. К этому его приучают еще с раннего возраста, едва ребенок начинает ходить самостоятельно. Ответственность за это возложена на его родителей, и они выполняют данное предписание неукоснительно.
Как выбрать «правильную» кипу?
Здравствуйте, заранее прошу простить за глупый вопрос, я лишь недавно решил вести религиозную жизнь и вопросы возникают на каждом шагу. На днях вопрос возник по поводу такого атрибута, как кипа. Первое, что обескураживает — обилие их форм, цветов и материалов. Имеет ли это значение, и как выбрать из этого обилия «правильную» кипу? Есть ли какие-нибудь правила ношения этого головного убора? Заранее благодарю за помощь! N.
Отвечает рав Меир Мучник
Ваш вопрос вовсе не глупый. В начале любого нового пути, на который встает человек, вопросы возникают на каждом шагу, и похвально Ваше стремление сделать все так, как надо, и готовность, не стесняясь, задавать все вопросы.
Что же касается ответа на сам вопрос, то, с точки зрения Закона, цвет кипы и материал, из которого она изготовлена, не имеет никакого значения. Главное — покрывать голову, и, если Вы это делаете как религиозный еврей, то честь Вам и хвала. Особенно в свете того, что, когда Вы носите кипу любого типа, Вы выделяетесь, отличаетесь от других людей и в Вас видят религиозного еврея. Это мужественный шаг, который непросто сделать.
С другой стороны, среди религиозных евреев (коротко — тех, кто принимает Шулхан Арух и 13 принципов иудаизма, сформулированных Рамбамом) есть разные группы и так получилось, что некоторые разновидности кипы стали ассоциироваться с той или иной группой. Не потому, что эти кипы таковы «по сути», а потому, что эти евреи обычно их носят и их кипы стали рассматриваться как своего рода часть «формы». Так, евреи, которых в Израиле называют харедим, а тенденциозно — «ультраортодоксами», обычно носят черные кипы из ткани. А так называемые «религиозные сионисты» (которых в Израиле называют дати леуми или мизрахи) чаще носят вязаные кипы, в основном светлого и других цветов. Но есть и определенные группы харедим, которые носят белые вязаные кипы.
Суть различий между всеми этими группами — другая тема. Основа у всех одна — вера в Единого Б-га и соблюдение заповедей Торы. Поэтому, если Вы живете там, где нет других религиозных евреев, то совершенно неважно, какой кипой Вы покроете голову. Так или иначе, Вы примкнете к своим братьям, религиозным евреям.
Если же Вы живете там, где есть другие религиозные евреи, и собираетесь посещать, скажем, их синагогу, возможно, стоит выбрать такую кипу, которая поможет Вам лучше вписаться в их общество. Можете спросить совета у кого-нибудь из них или у их раввина.
(Единственное, чего стоит опасаться, — это оказаться среди евреев «реформистского» или «консервативного» течений, которые отошли от целого ряда основных принципов иудаизма и встали на путь, в большинстве случаев ведущий к ассимиляции. Но такие синагоги встречаются, в основном, в Америке и некоторых других странах Запада. В России и в Израиле их мало).
Или же просто выберите черную кипу, она является наиболее стандартной и универсальной. Если обратите внимание: когда те, кто обычно не носит кипу, все-таки ее надевает для участия в какой-либо религиозной церемонии (а это часто делают даже неевреи — представители других стран, когда приезжают в Израиль, скажем, на государственные похороны), они обычно надевает простую черную кипу. Так что с ней точно не прогадаете.
Желаю Вам успеха в главном — изучении и соблюдении Торы и построении личных и близких отношений с Б-гом. Именно в этом заключается суть жизни религиозного еврея, какую бы кипу он ни носил.
Очередное откровение главного раввина РФ (по версии ХАБАДа) Берла Лазара о «еврейских пристрастиях» президента РФ вновь привлекли внимание россиян к вопросу национального происхождения Владимира Путина.
Разноречивые мнения по данному вопросу 24 апреля публикует, в частности, форум портала zugunder.com.
Об этом сообщают несколько израильских СМИ, в том числе портал «Кикар-Шабат» со ссылкой на главного раввина РФ.
По словам Лазара, маца — это любимая еда Путина, он обычно ест ее по утрам, запивая чаем.
В связи с этим отметим, что маца — это культовая еврейская еда и ее важность потребления евреями в Песах специально оговорена в Торе. Неевреи выполняют роль «покупателей квасного» накануне Песаха, а Дни Исхода из египетского рабства — это праздник «эксклюзивный» для еврейского народа.
Подробно об этом пишет, например, раввин Элийагу Ки-Тов в «Книге нашего наследия».
Нееврей не мог есть мяса пасхального жертвенного ягненка и это правило закреплено в своде 613 основных иудейских заповедей (ТАРЬЯГ мицвот). На данный момент эта заповедь временно неактуальна из-за отсутствия Храма.
Законы разделения во всех сферах между евреями и неевреями особенно строго предписаны ХАБАДом, который представляет в Москве Берл Лазар.
«Если вы собираетесь посещать синагогу регулярно, то стоит предупредить старост (габаев), что вы нееврей. Во избежание недоразумений и неловких ситуаций», — пишет раввин Андрущак на русскоязычном сайте ХАБАДа.
Как известно, еврей не может есть хлеб, испеченный неевреем, пить вино или молоко нееврейского производства. Если евреи и неевреи сидят за одним столом, на нем может находиться лишь особое «вареное» вино («яин мевушаль»).
Около шести лет назад один из православных порталов писал:
Вопрос о еврейском происхождении Путина уже несколько лет обсуждается в российских СМИ и социальных сетях
11 фактов о кипе, которые должен знать каждый еврей
от Источник
Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
Иудейскими традициями установлено ношение головного убора в знак уважения к богу. Кипа, изделие, олицетворяющее благоговение перед Господом, может находиться под верхней шляпой или непосредственно на макушке. Для прочности крепления к голове еврейская шапочка иногда прикалывается заколкой. Такой элемент национального костюма не является обязательным, но тот, кто к нему обращается, демонстрирует всем свою преданность религии и консерватизм.
Предназначение и традиции ношения
Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол». В народе бытует еще одно название – ермолка. По мнению ученых, слово произошло от выражения «йерей малка», которое означает «боящийся Бога». Согласно второй теории, название головного убора имеет общий корень с тюркским «ямурлук», что переводится как «плащ от дождя, имеющий капюшон». Кипа – не просто часть национального гардероба. Это предмет, имеющий духовный смысл: поклонение перед Богом, оценка его мудрости выше над всем земным миром.
Имеется мнение, что первый раз голова еврея была покрыта накануне появления Храма Соломона, что служило мерой профилактики солнечного удара. Однако здесь же допускается, что таким образом человек пытался опустить свое лицо и скрыть его от гнева Всевышнего. Еще одним вариантом трактовки причин появления еврейской кипы является запрет мусульманского халифа Омара носить людям тюрбаны. Им предписывалось накрывать голову чем-то иным. В течение многовековой истории евреи несколько раз получали запрет ношения ермолки, в том числе, в царской России. Тогда их характерными уборами были описываемые шляпы.
Слабому полу ношение ермолки было запрещено всегда. Женский головной убор – тюрбан, также возможны шляпы и другие разновидности.
Аналогичный головной убор носят представители католического духовенства после выбривания тонзуры и принятия сана. В таком случае она называется пилеолусом. Надетая на головы академиков шапочка именуется академической. Обращаются к ней также сваны (княжества сванети). Нужно отметить, что ортодоксальные евреи носят такую шапочку всегда, консервативные – только для трапезы в синагоге, а реформистские – во время трауров, на праздники и так далее.
Надевают шапочку и неевреи в знак уважения к традициям.
Почему кипы разные
Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.
Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим.
Современное разнообразие ермолок
Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:
Выбор ермолки – вопрос не личных вкусовых предпочтений еврея. Это зависит от его конфессиональной и этнической принадлежности, а также степени религиозности.
Варианты расцветок
Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.
Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.
Крой и форма
Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.
Небольшой размер кипы, которая часто теряется в волосах (либо хорошо заметна на свежевыбритой коже), дал ей новое наименование – кипат-груш. По тому, как называется эта шапочка, судят о том, готов ли хозяин отказаться от ее ношения.
Традиционные черты разных религиозных направлений
Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.
У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.
Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.
В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).
Такая тенденция сохранилась до настоящего времени: в процессе чтения молитвы на евреях находится ермолка. «Мишна брура» отмечает, что покрытая голова – это заповедь Торы, поэтому рекомендует даже спать в кипе.
Как правильно носить
Ермолка, пошитая классическим способом, имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама по себе. Раввины дают советы надевать кипу (примеряя различные варианты) перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке. Есть также следующее утверждение: если шапочка не свалилась с головы у человека, который провел в ней целую ночь в постели, значит это и есть самый подходящий размер для него. Однако нередки такие случаи, когда из-за легкого материала она плохо держится между кудрями и слетает. Для таких вариантов у евреев предлагаются специальные заколки. У многих любопытных возникает вопрос: как держится ермолка на свежевыбритой голове. Если она слетает при свободном надевании, можно прикрепить с помощью силиконовой резинки или двустороннего скотча. Дети, активно проводящие время на улице, чтобы не носить заколок и всевозможных прищепок, надевают на кипу сверху бейсболку, так она точно не свалится с головы.
Другие национальные головные уборы
Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.
Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.
Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.
Замужние еврейки покрывают головы платками. Считается, что их волосы – часть тела, которое может видеть только ее муж. Второй вариант головного убора – парик. Шейтель (парик из искусственных или натуральных волос) носится в семьях, принадлежащих к ортодоксальному иудаизму, независимо от образа жизни и занятий.
Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.