Цветоведение что это такое
Основы теории цветоведения
Цветоведение — это наука, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Знание основных понятий, законов и положений цветоведения для человека, занимающегося любым искусством, просто необходимо, ведь эта наука не только изучает теорию, что, несомненно, очень важно, но и имеет практическое художественное применение.
Цветовое ощущение
Как же возникла данная теория, и как людям удалось найти полное соответствие между цветами света и пигментов?
Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
В основе цветоведения лежит цветовое ощущение. В подавляющем большинстве случаев оно возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон — длины волн от 380 до 760 нм). Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на глаз — при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и др., а также по мысленной ассоциации с другими ощущениями — звука, тепла и т. д., в результате работы воображения.
Различные цветовые ощущения вызывают разноокрашенные предметы, их разноосвещенные участки, а также источники света и создаваемое ими освещение. При этом восприятия цветов могут различаться (даже при одинаковом относительном спектральном составе потоков излучения) в зависимости от того, попадает ли в глаз излучение от источников света или несамосветящихся объектов. В человеческом языке, однако, используются одни и те же термины для обозначения цвета разных типов объектов. Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляют несамосветящиеся тела, которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемый источниками. В общем случае цвет предмета обусловлен следующими факторами: его окраской и свойствами поверхности, оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется, свойствами зрительного анализатора и особенностями еще недостаточно изученного психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах.
Основные и дополнительные цвета
Исаак Ньютон первым доказал, что цвет есть белый свет. Он сумел разложить солнечный свеч на различные цвета спектра, пропустив белый солнечный луч сквозь хрустальную трехгранную призму. Доказав, что цвет — это свет, солнечный спектр может быть получен из света, было выяснено, что солнечный спектр содержит все цвета природы.
Другой английский ученый Томас Янг в начале XX в. провел опыт с фонарями, проецируя шестью фонарями цвета спектра на белую стену. Ему удалось получить белый цвет, подтверждающий результаты эксперимента Ньютона. Продолжая свой опыт, Янг стал менять цвета и исключать некоторые из них. В результате выяснилось, что шесть цветов спектра могут быть сокращены до трех основных первичных цветов. Янг открыл, что только три цвета — красный, зеленый, темно-синий — могут воссоздать белый свет.
Открытие Янга, согласно которому все оттенки получаются только из трех цветов, помогает понять природу основных цветов.
Если все цвета могут быть разложены на темно-синий, зеленый и красный, они должны быть тремя основными цветами. Но ученый продолжал эксперименты. Получив белый свет из трех цветов, он затем обнаружил, что, проецируя зеленый луч на красный, можно получить желтый. Проекция синего на красный дает фиолетовый, а темно-синего на зеленый — голубой.
В результате эти цвета считаются дополнительными.
Происходит эго из-за того, что в природе, когда свет падает на объект, он отражает все или часть цветов, полученных из света.
Белый объект, как все, получает лучи света (красные, зеленые и синие), но преломляет их, создавая белый свет из трех.
В черном объекте происходит обратное: он поглощает три световых цвета, оставляя объект без света, — вот почему мы видим его черным.
Желтый объект получает лучи света (красные, зеленые и синие), поглощает синий и отражает красный и зеленый, поэтому мы видим желтый, так как красный луч, добавленный к зеленому, удваивает количество света и производит более яркий желтый луч. Данное явление называется аддитивным смешением (синтезом). При этом свет «рисует» соединением цветов, а сложение трех основных цветов производит белый цвет.
Но когда мы рисуем, то не пользуемся светом, не можем получить желтый пигмент, смешав красный и зеленый. Художественные смешения всегда требуют вычитания света. Такое явление называется субтрактивным синтезом, когда смешение пигментных цветов приводит к исключению света. Когда смешиваются кармин и желтый, получается более темный цвет — красный. Смешение трех основных пигментных цветов дает черный.
Вследствие этого в искусстве живописи основные цветные пигменты должны быть светлее, чем основные цветные световые лучи.
При этом художники пользуются шестью колерами спектра как базовыми, когда изменяются оттенки некоторых цветов по отношению к другим. В живописи основными являются дополнительные световые цвета и наоборот.
Смешивая основные цветные пигменты парами, получим дополнительные цвета:
Когда дополнительные цвета смешиваются с основными, получаются третичные цвета: светло-зеленый, оранжевый, фиолетовый, кармин, изумрудная зелень, ультрамарин.
Таким образом, цветовой круг, лежащий в основе цветоведения, содержит только 12 цветов. Тем не менее если продолжить смешивать третичные цвета с основными и дополнительными, то получится новая серия из 12 цветов. Если продолжить этот процесс, можно получить бесконечное количество оттенков.
Внутри цветового колеса существуют определенные закономерности. Во-первых, согласно теории цветоведения, располагающиеся рядом основные и дополнительные цвета взаимно усиливают друг друга, во-вторых, цвета, расположенные рядом в хроматическом круге, передают часть своего цвета соседнему цвету.
Следовательно, можно сделать такое важное заключение по теории цвета в ее практическом применении в искусстве живописи: полное соответствие между цветами света и пигментов позволяет художнику создать эффект натурального света простым смешением трех основных цветов: желтого, пурпурного и голубого.
Другое заключение, не менее важное, относится к так называемым «дополнительным» цветам. Так, желтый является дополнительным для темно-синего, пурпурный — для зеленого, голубой — для красного, и наоборот.
Цветовой круг показывает, что все цвета расположены напротив своих дополнительных. Зная это и пользуясь большим кругом, который показывает третичные цвета, можно установить дополнительные. При этом смешение двух дополнительных даст черный цвет.
Дополнительные цвета используются в различных ситуациях. В первую очередь они создают цветовые контрасты. Если положить колер рядом с его дополнительным, например, желтый против темно-синего, получится необыкновенный контраст. Знание дополнительных цветов очень важно для художника и позволяет писать в широком спектре.
В хороших произведениях искусства существует гармония цветов и оттенков, которая в основном создается художником. Частично, конечно, эта гармония обеспечивается природой, естественными цветами, которыми пишет художник, и поведением освещения. Но задача художника — подчеркнуть или изменить натуру в своем произведении, выбрать палитру с необходимыми для сюжета доминирующими оттенками, цветовую гамму.
Теплые, холодные и нейтральные цвета
Условно весь диапазон цветов, изучаемый в цветоведении, делится на теплые, холодные и нейтральные.
Диапазон теплых цветов характеризуется тенденцией к охра-сиенна-красным оттенкам и выполняется из следующих цветов в спектре: зеленовато-желтый, желтый, оранжевый, алый, пурпурный, фиолетовый и их производные.
Диапазон холодных цветов характеризуется тенденцией к зеленовато-лиловому цвету и в основном состоит из следующих цветов: зеленовато-желтого, зеленого, голубого, аквамарина и фиолетового в соседстве с их вариантами.
Диапазон нейтральных (приглушенных или сероватых) цветов. Главной характеристикой этого ряда является тяготение к серому. Цвета грязновато-серых оттенков доминируют независимо от того, теплые они или холодные. Этот диапазон представляет собой в основном смеси дополнительных цветов и белил. В составе подобных цветов практически могут участвовать все цвета спектра, но смешение дополнительных придает приглушенный характер.
Одним из знаков, характеризующих цвет, является насыщенность. Самыми насыщенными являются цвета спектра. Ненасыщенные цвета в обиходе называют бледными: бледно-розовый, бледно-голубой, бледно-сиреневый.
Другим характеризующим цвет моментом является яркость. В зависимости от яркости цвета называют темными или светлыми, например, темно-малиновый, темно-красный, светло-салатовый, светло-бежевый. Цвета одновременно малонасыщенные и темные чаще всего оценивают как «грязные». Наиболее «чистыми» считают цвета, которые обладают максимально возможной светлотой.
Светлота цвета — качество цвета, воспринимаемое человеком, идентичное по яркости одной из ступеней серого; относительная яркость, характеризуемая коэффициентом отражения.
Цвет в боди-арте играет большую роль. С помощью цвета можно изобразить свет и тень, выпуклости и вогнутости, объем, форму, перспективу и даже светящиеся предметы. Схематичное восприятие цветов является чаще всего причиной того, что рисунок выглядит неестественно. В науке о цвете белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные — хроматическими (цветными).
При этом мало знать основы цветоведения и уметь составить из имеющегося набора красок нужный колер, необходимо еще и положить его в нужное место. Очень часто получается так, что, подобрав красивые, яркие краски и положив их на основу, начинающий художник не получает задуманного цветового эффекта. Это происходит потому, что не учитываются условия цветовой композиции.
Цветовая композиция
Цветовая композиция — сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.
Выделяют четыре типа цветовых композиций:
Зрение человека устроено так, что находящиеся рядом цветовые пятна глаз автоматически смешивает и в результате краски, которые сами по себе красивы, в восприятии зрителя смешиваются, получается серое пятно, которое получилась бы, если бы мы на самом деле смешали эти краски. Также нужно помнить о том, что любой предмет обладает способностью отражения или поглощения цветовых оттенков, находящихся рядом предметов, что два разных по цвету предмета на одном фоне могут выглядеть по-разному. Все эти моменты необходимо учитывать при составлении цветовой композиции.
И, наконец, цветовая композиция определяет расположение предметов по отношению друг к другу с учетом их цвета, формы, пространственного расположения, тоновой насыщенности и яркости цвета.
Кроме физических основ цветоведения, теории смешивания цветов и использования холодных и теплых тонов, художник должен уметь разбираться в характеристиках цвета, таких как цветовой тон, насыщенность, светлота. Важны также знания и умения по применению теории цветовых контрастов, систематизации цвета в гармонии, физическому, психологическому и оптическому воздействию цвета, колористке, технике высветления и затемнения. С их помощью художник лепит объем, создавая иллюзию трехмерного мира. К примеру, в фейс-арте с помощью светлых тонов моделируют лицо с целью конкретизации его форм и деталей и изменения их при необходимости. Следует хорошо усвоить и твердо знать, что темные тона красок сужают, углубляют, отдаляют предмет, а светлые — расширяют, увеличивают, приближают его. Поэтому все, что хотят сделать заметным или оптически уменьшить, покрывают слоем темного тона. На детали, которые имеют небольшие пропорции, выглядят по размеру маленькими, наносят светлый тон. Например, курносый нос или вогнутый подбородок будут казаться еще меньше, если их протонировать темной краской.
Теперь вы знаете, что называют цветоведением, имеете представление об основах колористики и композиции, а значит, можно начинать творить!
Основы цветоведения простыми словами
Оттенки цветов богаты и разнообразны, но все они подчиняются законам цветоведения. Давайте попробуем разобраться с основными понятиями науки о цвете, не влезая глубоко в научные дебри.
Примечание: цвет и оттенки в масляной живописи могут слегка отличаться от оттенков в акриловой живописи,например, или от цвета тамперы. Поэтому, в качестве примеров цветоведения, возьму художественную масляную краску. Хотя основы цветоведения практически одинаковые во всех видах красок.
Сколько цветов в радуге?
Наверняка вы знаете, что р адуга состоит из 7 цветов, в то время как наш «живописный круг» включает в себя 12! Тем не менее, радуга на небе радует нас ни чуть не меньше от этого. Но речь пойдет не о красоте радуги, а о цвете как таковом.
В цветоведении живописи существует понятие как основные цвета, второстепенные и производные.
Второстепенные цвета, то есть следующие 3 цвета получаются при смешении двух других первых красок. Например, как получить зеленый. Просто смешиваем желтый с синим… Естественно, светлота, и интенсивность зеленого будет зависеть, в каких пропорциях были смешаны эти цвета.
Также стоит помнить о том, что купленные в тюбиках синие, желтые и красные краски, будут отличаться друг от друга по теплоте и холодности. Если вы пишите картины, то наверняка знаете, что среди желтых цветов есть и теплые и холодные. Поэтому, смешивая желтый и синий, мы, конечно же, получим зеленый. Но какой нужно взять синий и какой желтый, чтобы получить нужный зеленый? Ведь оттенков зеленого очень много.
Многообразие зеленых при смешивании желтых и синих
Скажу, что изучить теорию цвета безусловно нужно, но без практики никак. Причем, практика в мире цвета занимает большую часть времени. Нужно научиться смешивать, заставляя цвет работать в наших живописных картинах! Ниже я приведу небольшой пример, выполненный в разных тепло-холодных гаммах. Есть также производные цвета. Получить можно их путем смешиваний трех основных и трех вторичных цветов.
Но, говоря о цветоведении в живописи, мы будем считать основными все 12 хроматических цветов спектрального круга и ахроматические – черный, белый и все разновидности серого.
Цветоведение в живописи
Изучение спектрального круга дает понимание о взаимодополнительных цветах. Они расположены напротив и обладают свойством усиливать друг друга при соседстве на картине. Например, розовый выглядит намного ярче в компании зеленого, а желтый «зажигается» рядом с синим.
Главные характеристики цветов
Если бы краска была одушевленным предметом, то можно было бы сказать, что у нее есть характер, который состоит из трех составных черт. Да, скорее всего так.. ведь именно эти черты в цвете на живописной картине и вызывают у зрителя различные эмоции.
Цвет в искусстве существует для выражения эмоций одних (живописцев) и эмоциональной реакцией других (зрителей). На примере красных цветков приведу пример «характера цвета».
К основным свойствам характера цвета относятся 3 термина :
Насыщенность и светлота красного цвета
Если, например, неправильно был взят цвет, значит и тональность получится иная. Это важный признак, определяющий близость цвета к светлому или темному. Как можно изобразить цветок, если пользоваться только цветовым тоном? Никак, он был бы плоским и похож на детский рисунок в чисто-красном цвете. Внутренняя часть цветков темнее и насыщее.
Светлота и насыщенность добавила в цвет все, что необходимо. А ведь сам цветок состоит только из одного цвета- красного. Все остальные только его производные. Как вы догадались, для того, чтобы сделать цвет светлее, нужно добавить белил. Так можно получить градус светлости и светотеневой тон. И темнее, добавляя, например серый. Чтобы регулировать цвет, включаем в палитру белый и черный цвет. Конечно, получится светлее, но и оттенок получится иной. Из ярко насыщенного красного, с белилами она станет светлее, это точно, но и цвет при этом меняется до розового. Поэтому, стараемся не менять сам цвет краски.
Определять насыщенность можно в процентном содержании цветового тона в цвете. Запутано получилось? Вот еще фруктовый пример: цвет мандарина и абрикоса имеют одинаковый цветовой тон – оранжевый. И даже светлота в обоих предметах светлая. И все же насыщенность абрикоса и мандарина разные. Цвет мандарина будет насыщеннее цвета абрикоса: в мандарине как будто более контрастный оранжевый. Еще проще другими словами описать можно так: сильно-яркий оранжевый мандарин и тускло-бледный-оранжевый абрикос …
Оттенки от оранжевого к желтому цвету
Чистые цвета из тюбика, могут быть самые насыщенные. Смешивая их с другими красками и растворителями, тем самым меняет чистоту и интенсивность цвета. Насыщенность можем «погасить», добавляя в него серый оттенок
Правда живописцы редко пользуются чистым цветом прямо из тюба. При умелом смешении красок, можно получать огромнейшую палитру цветов и оттенков. В некоторых техниках живописи все же используют краски в чистом виде, например, в технике Импасто, или «мастихиная живопись», или любители чистых контрастных картин. Причины могут быть разные, ведь и цветовидение у всех разное. Об основных техниках в масляной живописи читайте в статье-подборке.
А вы знаете, почему белый и черный по тоновой шкале не считаются цветами? Потому что, «белила» и «чернила» имеют только одну светлоту. Они не могут быть более или менее насыщенными. Вы когда-нибудь слышали «светлая белая», или «светлая черная»? Все что они могут, трансформироваться в серые оттенки, отличаясь лишь по светлоте серого цвета.
Насыщеность черной есть, например, сажа газовая- холодная и ярко выраженная, в то время как жженая кость— противоположна, теплая и неяркая. Есть еще виноградная черная, которая находится между ними по темноте и яркости. Смешивая краски с белой или черной, можно отлично поупражняться и познакомиться со всеми свойствами краски. Попробуйте, это очень интересно!
Многие художники безумно боятся использовать на своей палитре черную краску, а зря! Ведь она может сделать палитру шире и богаче. А вот какую из черных красок выбрать решать вам, их тоже нужно попробовать все. В принципе, для изменения других цветов они крайне важны.
Темность черных красок
В цветоведении есть такое понятие, как исполнение картины в теплой и холодной гамме. Смешением 2-х хроматических цветов в разных комбинациях можно получить оттенки с различными теплыми и холодными полутонами. Идеальными считаются сочетания оттенков с одинаковым полутоном. Не все цвета могут гармонично соединятся на одной картине.
К примеру, холодный фиолетовый отлично гармонирует с холодным зеленым, их связывающей «ниточкой» является синий полутон. А вот холодный фиолетовый с теплым зеленым совсем не сочетаются, синева конфликтует с желтым полутоном в зелени.
Поэтому, лучше использовать цвета красок по теплоте и холодности. Например, можно изобразить похожий сюжет в разных гаммах и сравнить.
Цветоведение в живописи — теплая и холодная гамма
Согласитесь, что теплые цвета создают совсем иное ощущение, чем холодные. В первом варианте теплые нотки подобраны так, чтобы создать впечатление жаркого дня. В то же время, второе изображение в холодных цветах создает ощущение холодного утра.
Зная все основы цветоведения, мы можем создавать настроение картине. Дополнительно читайте о колористике и гармоничном сочетании цвета в картине.
Палитра цветов масляных красок
Сегодня палитра красок многообразна и радует нас таким широким спектром выбора. И чем богаче у вас будет палитра, тем интереснее и «нескучной» получится ваша работа. Тюбиков красок 12-15 достаточно для начала, но по мере изучения разных смешиваний, вы научитесь получать новые цвета и оттенки. Или покупать уже готовые смешанные краски в тюбиках, если позволяют средства. Масляная краска в тюбиках хранится очень и очень долго, а изучать и практиковаться, безусловно, нужно…. Без этого ни как!
Палитра цветов масляных красок
Цена краски в тюбиках зависит на прямую от того, сколько раз она смешивалась, чтобы получился тот или иной оттенок. И чем интереснее и редкостнее происходило смешивание, тем дороже будет стоит краска. У меня в арсенале имеются дорогие краски редких цветов, таких как теплый серый или малиново-пурпурно-фиолетовая. Я редко ими пользуюсь, так как со временем научилась «добывать» их путем смешивания.
Важно: не все масляные краски для живописи одинаковые. У разных производителей может несколько отличаться краски по цвету, густоте и даже по названию. Поэтому крайне важно выбирать все же качественные краски, особенно, на этапе изучения живописи маслом.
Как вы думаете, из чего делается краска? Какой у нее состав и почему одни сохнут быстрее других? В состав масляной краски входят цветные пигменты и связывающие вещества. Обычно это масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло. Эфир помогает «разжижать» густотертые красочные пасты. И соотношение пигмента по отношению связывающих веществ разное. И одна из причин медленного высыхания масла, именно это. Вот пример состава масляных красок:
Часто можно услышать вопросы по поводу смешивания оттенков и цветов: что с чем смешивать можно, а что с чем смешивать не желательно, во избежании грязи.
При написании картины нужно помнить об основных характеристиках цветов и о том, как температура краски изменяется под влиянием разных оттенков. Также о теплой и холодной гамме, но в целом в смешивании красок запретов нет. Это область, где можно смело экспериментировать и получать результаты путем проб и ошибок. В статье о смешивании красок на палитре и на холсте будет подробно рассмотрены способы смешивания.
И не забывайте, творчество должно приносить радость от процесса, добавлять энергии и сил, а также заряжать нас бодростью и никак не наоборот. Даже усталость после написания картины будет приятная и с чувство удовлетворенности.
Как видите, основы цветоведения не такие уж и тяжелые, при определенных знаниях и правильных пропорциях разумеется. Живопись живая, нельзя научиться цветоведению раз и на всегда, это то, что может изучаться и изучаться на протяжении жизни… Вы согласны с этим?
Цветоведение что это такое
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ
Введение в цветвоведение
Мифологический этап. Выделялись 3 цвета: Красный, Белый, черный.
Древний Восток. Китай. Основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли). Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие ( которое, к сожалению, в последствии трансформировалось в аскетизм по отношению к цвету, в монохромие и ахромотическую живопись тушью )
Древний Восток. Индия. В древней Индии было 2 цветовые системы:
1) Архаическая или троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.
2) Ведичная, или система основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный (восточные лучи Солнца), Белый (южные лучи), Черный (западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).
Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах: Белый, Красный, Золото (иногда добавлялись Синий и Голубой)
Традиционные основные цвета в древней Индии: Белый, Красный, Черный, Желтый и Синий. ( Картины Рериха наиболее точно передают традиционный колорит древней Индии )
Древний Египет. Отношение к цвету зависит от того, на сколько он солнечный. Более подробно см. статью.
Греко-римская античность. В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.
Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля), Желтый (огонь), Черный (разрушение, состояние перехода).
Планид в своей «Натуральной истории» выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.
Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их эксперементальным путем.
Средние века. Западная Европа. После прочтения статьи рассмотрите рис.1
рис.1
Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили «погасшие» цвета, т.е. любой цвет в сочетании с коричневым.
Европа. XVII-XIX века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап. Начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).
В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору ( мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.
Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. См. рис.2
Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.
Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных.
В XIX веке в Европе возникает романтизм. В последствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов)
В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара. См. рис.3
Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством
соответствующей системы исчисления. В такой системе он предусмотрел все переходы от любого цвета к любому.
Кроме этого, можно отметить следующих ученых, которые внесли свой вклад в классификацию цвета: Шеврёль (полусфера), Адамс, Бецольд, Гельм Гольц.
Модерн. Цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:
1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)
2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.
3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.