Цыгане! Что может быть интереснее? Удивительно, как им удается сохранять свою культуру и самобытность в век глобализации. Больше всего на свете я люблю цыган. Иногда так сильно люблю, что хочется все бросить и на пару лет поехать с ними куда-нибудь. Цыгане прекрасны. Гордый яркий народ, который никому не удается приручить. Не любят цыган, конечно, не за их непокорность, а за их образ жизни. Если где-то селятся цыгане, все остальные уезжают. Они воруют, продают наркотики и ведут шумный и грязный образ жизни. Сегодня мы посмотрим, как живут румынские цыгане.
01. Начнем с богатых. Смысл цыганской жизни — построить себе дворец. Внешняя показуха своего достатка — национальный фетиш. Ни один нормальный цыган не спрячет дорогую машину в гараж.
02. Купил крутую машину? Ставь ее обязательно на улице. Дома может быть 10 гаражей, но кто же будет там прятать свое добро? А вдруг сосед не увидит? Лучшая награда для цыгана — зависть соседа. Богатство — главный аргумент в любом споре. Кто богаче, тот и прав. Гонка по социальной лестнице — национальный вид спорта в цыган.
03. В принципе, в гаражи можно спрятать какую-нибудь недорогую машину. Еще местный прикол: если цыган купил дорогую машину, то посадка и высадка пассажиров будет обязательно проходить на самой людной улице поселка, чтобы все видели. Потом можно пешком идти 10 минут до своего дома, главное, чтобы эти 10 минут вся деревня с завистью смотрела на тебя.
04. По этой же причине цыгане любят золото, да побольше. Цыганские бароны всю жизнь копят золото в монетах, украшениях и слитках. Чем больше золота, тем больше авторитет и уважение. Цыганский барон, конечно, не работает. Деление на касты очень выражено в цыганском обществе. Попрошайка никогда не станет бароном, барон ни при каких обстоятельствах не будет работать.
05. Узнав, что я из России, цыган расстроился и сказал, что «русских мы не любим». Интересно, почему?
06. Теперь про цыганскую архитектуру. Не знаю, почему, но русскому человеку она очень близка. Если русскому дать много денег и сказать: «Строй дом, какой пожелаешь», он тоже построит нечто такое. Немного цыгана есть в каждом русском.
07. Любой цыганский дом — это сарай с ажурной крышей и аляповатым фасадом. В зависимости от уровня достатка сарай может быть декорирован.
08. Кто-то просто строит себе офисный центр. Главное, чтобы блестело и сияло на солнце!
09. Нет денег? Будет скромный сарай.
10. Есть деньги? Будет ажурный сарай, но обязательно сарай. Нет на свете цыгана, который смог построить себе не сарай.
11. Еще вариант. Если позволяет место, вокруг дома делают галереи. Но вообще дом стараются строить максимально большим по площади, на весь участок.
13. На дом лепят все, что продается в строительном магазине. Главное, чтобы смотрелось богато. Такое цыганское барокко.
14. Просто пир дурновкусия.
15. Снимать цыганские дома и поселки непросто. Людей с камерами цыгане не любят. Этому есть много объяснений. Во-первых, в домах часто есть следы криминальной деятельности. Во-вторых, все, кто снимают цыганские дома и образ жизни, потом выставляют фотографии и высмеивают их. Цыгане все это читают и расстраиваются.
16. Уверен, вы сейчас в комментариях тоже начнете поливать цыган грязью, а они будут жалеть, что не разбили мне камеру и дали возможность показать вам все это. Было много случаев, когда цыгане разбивали стекла машин и отнимали камеру у заезжих туристов. Закон здесь не действует, полиция в такие поселки не суется, так что творят, что считают нужным.
17. Попасть внутрь дома почти невозможно. Должны быть очень хорошие связи и доверие. Это фото из интернета:
А я бы там камеры наружного наблюдения замутил, прямо в пасти
Так ли плох Дворцовый интерьер?
С появлением китайских рынков, у россиян появилась возможность жить богато. Если раньше, только цари и генерал-губернаторы, могли позволить себе жить во дворце, то теперь каждая кассирша из пятерочки, может позволить себе собственный версаль в уютной хрущевочке.
Не правы и те и другие.
1. Объем помещения и высота потолков.
Давайте посмотрим, как делают спальни аля цыганский шик. Классика: яркие цвета, дешевая лепнина, колонны и конечно абсолютное несоблюдение пропорций.
А теперь давайте посмотрим, как работают профессионалы. Всегда ли дворцовый стиль безбожно ужасен?
Обратите внимание насколько спокойны цвета, как высоки потолки и просторны комнаты. Дворцовый интерьер требует размаха, но согласитесь это очень красиво, не знаю как вы, а я в такой спальне готов проваляться неделю, особенно если не один))
Гостиная в дворцовом стиле должна занимать минимум метров 30 и конечно высота потолка должна быть от 3 м. Давайте посмотрим на это колхозное рококо.
Эх, за таким бы столом да в нарды.
Опять же смотрите насколько ненавязчивы и спокойны стены. Акцент берет на себя что-то одно. В данном случае это ковер с диваном. Все остальное подчиняется и находится в тени одной интерьерной доминанты.
Однако, это не значит, что без вензелей и позолоты кухня не может быть красива и изыскана.
Вот например, для дома в дворцовом стиле, подойдет хорошая классическая кухня. По правде сказать, это очень-очень дорогая кухня, ручной работы. Однако сравните бесконечность позолоты сверху и аккуратность кухни ниже и скажите, какая выглядит дороже?
Ну или вот для любителей светлых интерьеров
В дворцовой хрущевке ванная комната должна напоминать одновременно море, дворец и спа-салон, выглядит она примерно так. Столы и зеркало, 100% вырезали заключенные, поскольку количество завитушек просто взрывает мозг.
С дворцовым стилем это вычурное г. не имеет ничего общего. Давайте посмотрим как выглядит настоящая современная дворцовая ванна. А выглядит она почти как рай на земле.
Только представьте насколько круто лежать с книгой в мраморной ванне, а из окна в комнату врывается майский ветер с ароматами цветов и деревьев. А у тебя еще винишко в бокале. Хорошо то как а.
Вывод: 1. Дворцовый стиль невероятно прекрасен! Но создавать его умеет 1 дизайнер из 1000 тк это очень сложно. Необходимо профессиональное знание архитектуры, умение считать пропорции и пр.
3. Дворцовый стиль подходит только обладателям очень больших помещений с очень высокими потолками. Чем выше потолок, тем роскошнее может быть лепнина.
Как превратить уютную «сталинку» в квартиру в стиле «цыганского барокко»
Владельцы этой квартиры с «необычным» дизайном считают ее стильной и уютной, за что требуют с потенциальных жильцов арендную плату, сумма которой превышает ₽ 100 тысяч. Такую астрономическую цену может оправдать только удачное расположение дома: «сталинка» находится на Фрунзенской набережной. Остальные «достоинства» квартиры создают неприятный эффект «вырви глаз».
Стены дома обклеены обоями с цветочной текстурой. Конечно, такое настенное покрытие имеет право на существование, но только тогда, когда дизайнеры используют его для акцентирования одной стены. В обратном случае у присутствующих будет ощущение, что стены давят на них со всех сторон.
Фото: Филдс
Гостиную комнату и прихожую хозяева решили объединить, визуально разделив их на отдельные зоны с помощью обоев. Самым оптимальным решением здесь была бы установка встроенного в стену высокого шкафа, где жильцы могли бы хранить верхнюю одежду или различные бытовые устройства.
Фото: Филд
Однако дизайнеры не прибегли к сложным вариантам, а вместо этого установили шкаф, фасад которого выполнен из черного зеркального покрытия. В данном случае шкаф выделяется из общего интерьера и привлекает к себе излишнее внимание.
Ужасно смотрятся три люстры абсолютно разных стилей, повешенные в одном помещении, пусть даже разделенном на зоны. Своим внешним видом светильники полностью противоречат друг другу.
Фото: Филдс
Делая ремонт, владельцы квартиры не учли, что единое покрытие пола способно визуально увеличить пространство. В итоге большая комната «нарезана» на маленькие участки, каждый из которых отделан ламинатом или плиткой с разной текстурой.
Такая же ошибка была допущена при выборе обоев: стены в гостиной оформлены обоями с насыщенными текстурами без контрастирующих промежутков. На границе двух пестрых зон предположительно будет стоять стол, для которого предусмотрено освещение.
Кухонная мебель, изготовленная из темного дерева, возможно, смотрелась бы лучше, если бы рабочая поверхность не обрывалась шкафом-колонной. В целом, логистика гарнитуры не самая удобная.
Фото: Филдс
Разумеется, кухня также украшена цветами. Их изобилие и вертикальные вставки излишне нагромождают стену и визуально уменьшают площадь кухни. Цветные обои также производят «давящий» на психику эффект.
Помпезную спальню, где элементы интерьера совершенно не сочетаются друг с другом, сложно назвать комфортным местом для отдыха. Красные стены смотрятся просто дико!
Фото: Филдс
Сложно понять, чем руководствовались дизайнеры, делая акценты на стенах с помощью цветочных обоев. Светильники в спальне также подобраны совершенно безвкусно: создается впечатление, что хозяева просто собрали в одной комнате лампы и абажуры из разных квартир.
Фото: Филдс
Владельцы дома не догадались увеличить площадь санузла за счет коридора. Однако это лишнее пространство можно было бы легко ликвидировать.
Вместо этого они оставили маленькую ванную комнату, куда еле вместилась стиральная машина, установленная под раковиной.
Пожалуй, самое жуткое, что есть в этом доме — «имперская» плитка, которая выглядит максимально безвкусно.
Фото: Филдс
Углубления в стенах туалета еще больше усложняют восприятие интерьера уборного помещения. Пластиковые уголки, обрамляющие многоступенчатые ниши совершенно не сочетаются с вычурной плиткой.
В.А. КЕТКОВИЧ директор Фонда этногеографических исследований
На берегу Днестра раскинулись шатры, стояли повозки, дым от костров тянулся к реке. Вечерело, закатное солнце освещало настоящий цыганский табор, раскинувшийся на поляне. Женщины в пестрых юбках и ярких шалях, смеясь, группками ходили туда-сюда, перетаскивая набитые едой и тряпками корзины, повсюду резвились дети. Мужчины выпрягали коней из повозок и отводили их на соседнюю поляну, кто-то уже раздувал мехи кузнечного горна. Яркая черноволосая красавица в алом платье, сидя у костра, гадала по руке Александру Сергеевичу Пушкину, так несуразно выглядевшему здесь в своем фраке и цилиндре. Вскоре они вдвоем встанут и отправятся к реке совершать лодочную прогулку. Они влюблены друг в друга. Пушкин нежно держит даму под ручку, она заглядывает ему в глаза.
Вдруг среди табора появляется человек в жилетке и с мегафоном и начинает кричать: «Я же предупреждал: никаких мобильников! И почему до сих пор в кадре на переднем плане появляются люди в джинсах? Сосредоточьтесь, свет уходит!»
Это режиссер. Киностудия «Мосфильм» снимает кино о Пушкине, и местом съемок выбран молдавский город Сороки (по-молдавски Сорока). Именно здесь съемочной группе удалось найти достаточное для массовки количество цыган, обеспеченных национальной одеждой, утварью и лошадьми. Справедливости ради надо отметить, что Александр Сергеевич до Сорок никогда не добирался, а свою Земфиру встретил в кочующем цыганском таборе неподалеку от Кишинева.
Въезд в город Сороки
Таковым было мое первое знакомство с цыганами. Они поразили меня своим врожденным талантом к перевоплощению. Действительно, съемки этого эпизода прошли за один вечер. Часов в пять на дороге появились черные БМВ, «Мерседесы» и другие дорогие машины, из них вышли сорокские цыгане, режиссер объяснил им творческую задачу, цыгане переоделись в старинные костюмы, которые привезли с собой, и на берегу Днестра зашумел цыганский табор. Когда закончилось съемочное время и солнце село где-то за Днестром, режиссер с удовлетворением смог сказать: «Стоп. Снято».
Действительно, город Сороки отличается тем, что здесь уже долгое время, в отличие от многих своих соплеменников, цыгане живут оседло. Уже во времена Пушкина в Сороках проживала постоянная община цыган-горожан, занимавшаяся в основном кузнечным делом. На протяжении нескольких сотен лет у цыган здесь встречаются одни и те же фамилии — Черарь, Прейда, Чеботарь, Груя, маркирующие принадлежность к одному из крупных родов. К сорокским цыганам часто приезжали погостить кочующие таборы. Постепенно город получил славу цыганской столицы, а сейчас он фактически стал главным цыганским центром для всего пространства СНГ, а также стран Южной и Центральной Европы. Считается, что каждый представитель цыганского народа, обитающего на огромной территории, должен обязательно появиться здесь хотя бы раз в жизни.
Пасха. День поминовения на цыганском кладбище
В настоящее время в городе прописаны около 10 тыс. цыган (все население Сорок составляет около 30 тыс. человек), однако большая их часть, около 80%, перманентно находится в отъезде, возвращаясь к своим семьям лишь дважды в год — на Рождество и на Пасху. В эти церковные праздники Сороки бурлят: храмы полны прихожан, на кладбище — поминовение умерших, на улицах и в домах — крики, музыка и смех. Если хотите почувствовать колорит цыганской жизни, приезжать в город надо именно в эти дни. Мы с оператором Алексеем Стреловым так и поступили, попав к цыганам в самом начале пасхальной недели. Впечатление от города — постоянный пир, народные гуляния, множество радостных и воодушевленных людей. Прибывших родственников и друзей цыганские хозяйки потчуют голубцами, индюшачьими щами, различными блюдами молдавской кухни. При этом застолья постоянно прерываются то песней, то танцем, то походом в гости к соседям.
Даже поминки усопших, что проходят в Сороках на огромном цыганском кладбище в родительский день пасхальной недели, напоминают праздник. У каждого склепа или могилы родственниками накрывается праздничный стол, памятники украшаются, приносятся фрукты, вино и цветы. Сорокцы весь день гуляют, дарят друг другу подарки, вспоминают недавно и давно почивших родных. Кстати, сами захоронения — особенная гордость Сорок. Нигде не найдешь столь пышных склепов, среди которых есть и известные, например, барона Мирчи Чераря, отца ныне «правящего» барона цыган всей Молдавии Артура Чераря. Мирча был общепризнанным цыганским бароном СССР, пользовался огромным авторитетом не только в Молдавии, но и среди цыган Европы и похоронен был в 1999 г. с соответствующими почестями. В Сороках ходят упорные слухи, что в склепе Мирчи забетонированы не только его компьютер, факс, мобильный телефон и прочая офисная техника, но и автомобиль «Волга», что вполне возможно, судя по размерам залитой бетоном плиты. Сам Артур Черарь подтвердил факт захоронения символов достатка и высокого положения в склепе отца, однако от разговора о «Волге» деликатно уклонился.
Вид на Цыганскую гору
В Сороках цыгане облюбовали для проживания центральную возвышенную часть города, она именуется Цыганской Горой. Этот район застроен потрясающими воображение домами в 3—4 этажа. Одни украшения этих домов, заборов и внутренних дворов чего стоят: тут можно встретить декоративных львов, орлов и даже крокодилов. Среди архитектурных изысков можно встретить и древнегреческих богов, и фигуру правосудия, и различные религиозные символы. Один из домов украшен копией шпиля Адмиралтейства, купол другого напоминает мечеть, а на крыше третьего возвышается четверка огромных железных коней. Каждый особняк Цыганской Горы индивидуален и неповторим.
Задумав сделать фотографию коней на крыше дома, мы с Алексеем выяснили, что проникнуть в дом, а тем более на крышу невозможно. Трехэтажное здание было недостроено, заколочено и необитаемо, как и большинство этих огромных домов-дворцов. Сами же владельцы домов, вернее, та малая часть их семей, что постоянно обитает в Сороках, как правило, ютятся в маленьких флигелях-пристройках. Причин, объясняющих такое положение дел, несколько. Во-первых, столь огромные дома не нужны остающимся в Сороках цыганам, ведь их трудно отапливать зимой, за ними тяжело следить, да и в отсутствие большей части семьи в огромных залах одиноко и пустынно. Ну а главное — сорокские цыгане сейчас не столь богаты, чтобы закончить дорогостоящее строительство.
Строительный бум в Сороках пришелся на середину восьмидесятых — начало девяностых годов, в те времена у цыган деньги были в изобилии. Это был период расцвета кооперативного движения, и сейчас многие вспоминают его как золотой век в истории сорокских цыган. От природы инициативные и предприимчивые, цыгане создавали частные предприятия, производящие трикотаж, нижнее белье, носки и прочие мелочи. Работали в этих кооперативах молдаване, продукцию покупали россияне, украинцы и европейцы. Бизнес приносил прибыль до тех пор, пока рынок не заполонила дешевая китайская продукция. Совладать с таким мощным конкурентом цыганские кооператоры не смогли. Чем сейчас зарабатывают цыгане на хлеб и дорогие иномарки, определенно сказать невозможно. Полагаю, что это сравнительно легальный бизнес — перепродажа товаров, торговля, финансовые операции, ведь цыгане пользуются родственными связями, а родственников у них множество, и расселены они по всей Евразии. Распространенное мнение о торговле наркотиками как основном источнике цыганских доходов я не разделяю. Многих из встреченных мною цыган, да и их лидера барона Артура Чераря, искренне огорчают подобные суждения. Да что тут говорить, если в самих Сороках цыгане изгнали из города владельцев домов, где хозяева приторговывали наркотиками, а сами их дома сравняли с землей.
Образец архитектурного стиля «Цыганское барокко»
Современные сорокские цыгане перед началом какого-либо нового серьезного дела, а иногда и просто перед принятием важного решения стараются посетить гадалку — естественно, свою, цыганскую. Во время пребывания в родном городе на Пасху или Рождество у них появляется такая возможность, и у ворот наиболее авторитетных предсказательниц собираются десятки людей. В самом городе сейчас около десяти гадалок (у цыган предсказывают судьбу только женщины), причем наиболее старая и опытная из них Кали Чеботарь носит старинное индийское имя*. Кали гадает не только по руке и картам, но и «советуется» с иконами, которые украшают ее гадальный угол. Гадание сопровождается зажиганием церковных свечей и православными молитвами, после прочтения которых гадалка сидит и внимает «ответам» или своему внутреннему голосу. Старинная магическая практика органично уживается у цыган с православием. Несмотря на некоторые нарушения официальной христианской догматики, которые вызвали бы неодобрение консервативного православного священника, сорокские цыгане религиозны. Они посещают церкви, в домах держат иконы и соблюдают православные ритуалы.
Автор статьи слушает предсказания гадалки
Сам цыганский барон «всея Молдовы», как гордо записано в его визитной карточке, Артур Мирча-Михайлович Черарь, живет со всей семьей в большом трехэтажном доме. Визитку украшает фамильный герб барона — два коня, стучащие молотом по наковальне, и цветной портрет самого Артура Мирча-Михайловича в лавровом венке и золотой короне.
Цыганские семьи в Сороках, как правило, многодетны
Этот красивый мужчина с длинной седой бородой и седыми волосами, пожалуй, более других своих соплеменников внешне напоминает индуса или перса. Разговор его мягок, движения плавны, Артур часто улыбается. Узнав, что ему всего сорок с небольшим, я удивляюсь. «Просто у меня разнообразная жизнь, — отвечает барон. — Чем только не приходилось в жизни заниматься». Действительно, послужной список барона впечатляет. В детстве он много путешествовал с семьей отца, а уже в юности сменил столько профессий, что хватило бы на несколько человек, — был шофером, портным, электросварщиком, ювелиром, товароведом, инженером и, конечно, кузнецом. В случае надобности он сумеет и коня подковать, и на токарном станке поработать. Много бродил по свету, в основном в СССР, Румынии и Венгрии. «Не смог устоять, кочевать захотелось», — с улыбкой вспоминает Артур. Был и студентом МГИМО (правда, проучился там всего один год), и актером московского цыганского театра «Ромэн».
Цыганский барон (крайний справа) в неформальной обстановке
С детства Артур очень любит музыку, он музыкально одаренный человек. Самостоятельно выучился играть на разных инструментах — пианино, саксофоне, аккордеоне и кларнете. Сможет выдуть мелодию и на свистке. «Аккордеон для меня любимый инструмент», — говорит барон. Во время застолья у соседей, куда мы с ним отправились поутру, с аккордеоном он практически не расставался, даже есть не поспевал. Под какие только мелодии не танцевали в тот день радостные цыгане — от «Амурских волн» и «Лейся песня на просторе» до современных эстрадных песен и тем из фильмов модного сербского кинорежиссера и музыканта Эмира Кустурицы.
В будние дни Артур, как правило, серьезен — слишком много дел приходится ему делать, особенно после смерти отца. Он решает и административные споры, и юридические дела, встречается с членами молдавского правительства, выезжает за рубеж. Его мечта — выступить в Европейском парламенте в Страсбурге, для этого он уже заготовил речь. Круг вопросов, что Артур Черарь собирается затронуть в выступлении, широк — от программы выделения цыганам СНГ и Молдавии ссуд на развитие малого и среднего бизнеса до создания факультета цыгановедения в Сорбонне. Волнуют его и факты ущемления прав цыган в разных странах мира, и этническое объединение народа — цыган из Польши, Чехии, Румынии, Венгрии, Болгарии, России, создание единого цыганского координационного совета. Артур задумал открыть международный цыганский банк. На родине дел тоже хватает: Артур обсуждает в правительстве создание свободной эколого-экономической цыганской зоны и открытие неподалеку от Сорок на берегу Днестра реабилитационного центра для наркоманов, льготное налогообложение цыганских фирм и создание музея цыган. Наконец, в его компетенции оказываются проблемы совсем уж местные, вплоть до бытовых. Так, он решает финансовые и административные споры, возникающие между цыганами. Когда Артур обедал с домочадцами и угощал нас с Алексеем щами и вином, неожиданно приехали его родственники из какой-то дальней деревни и стали спрашивать, какой выкуп должен отдать муж семье жены, если он собрался уходить к другой женщине. Даже такие вопросы, оказывается, у цыган принято решать не через суд, а через свою высшую судебную власть — барона.
Жители города Сороки
На прощание, уже стоя у ворот, Артур рассказал нам притчу о цыгане, который жил во времена Христа. Когда Иисуса вели на Голгофу, понадобились гвозди, чтобы прибить его к кресту. А к кому пойти за гвоздями? Конечно, к цыгану, ведь это он сидит и раздувает мехи в своей кузнице. Однако, узнав о том, кого собираются распять на кресте, цыган вместо пяти железных гвоздей отлил четыре и один мягкий, оловянный. И отдал его солдату, прибивавшему Иисуса к кресту, последним, а этот гвоздь должен был пронзить сердце Христа. Пробует солдат выполнить приказ и забить гвоздь, а ничего у него не получается, гнется металл и все. Увидел Иисус, что гвозди делал цыган, и молвил ему: «Ну вот, цыган, теперь ты всю жизнь обманывать будешь».
Конь да повозка, некогда главные атрибуты кочующих цыган, до сих пор занимают важное место в жизни
Во время своих путешествий я часто вспоминаю цыган и Сороки. И иногда думаю об одноименной птице. Сорока — птица яркая, шумная, расцветки необычной, любит собирать яркие и блестящие предметы, увидит такой — обязательно утащит, недаром в народе прозвали ее воровкой. Случайно ли с именем этой птицы созвучно название города, что стал родным домом для народа, когда-то пришедшего в наши края из далекой теплой Индии?