Цыганское солнце что это
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В разных странах побочный доход цыганским гадалкам приносили амулеты. Основной спрос был на ― сулившие удачу в любви. В Сербии девушки покупали у цыганок приворотное средство ― маленькие бублики, замешенные на грудном молоке. В Польше талисман-афродизиак делали из соцветия подорожника. В самих цыганских общинах, где успех в большей степени означает материальное благополучие, для защиты близких и привлечения удачи использовались совсем другие амулеты. Многие из них уже ушли в историю, другие памятны или используются до сих пор.
Индралори
Байеро
У кэлдэраров также принято вешать на шею детям, прежде всего мальчикам, ладанку, которую называют байеро или лайбору. По поверью, она приносит удачу и силу, защищает от болезней и колдовства. Ее шьют в виде полотняного мешочка, квадратного и плоского. Внутрь помещаются специально подобранные травы и другие компоненты, которым народ приписывает чудесные свойства: крылышки летучей мыши, ладан, кора дерева, пораженного молнией. Ракушки предохраняют ребенка от болезни ушей, бусинки — от сглаза и глазных болезней. Кусочек железа, например, чешуйка с доспехов в ладанке делает своего обладателя неуязвимым. Другое поверье связывает железо в байеро с легендой о гвозде, предназначенном для груди Христа, который во время распятия украла и спрятала цыганка.
В оберег обязательно зашивают золото. Это может быть украшение, принадлежавшее предку, или нательный крестик. По цыганским представлениям, золото обладает очистительными и целебными свойствами. Его используют в народной медицине и магических практиках. Золотую пыль, растворенную в воде, употребляют при переломах, от проблем с желудком, для укрепления организма. В семьях, где часто умирали дети, ребенку для защиты вдевали золотую серьгу… Кроме ладанок для детей, у некоторых групп цыган существовали красиво украшенные «мешочки счастья» для взрослых мужчин.
«Счастливый след»
В XIX веке на всю Россию гремела слава цыганских хоров. Они выступали на массовых мероприятиях ― гуляньях, и на постоянных площадках, например, в ресторанах. Популярности хоров позавидовали бы современные поп-звезды. Портреты певиц печатали на конфетных коробках. Им посвящали стихи и романсы. За коронный плясовой номер или любимую песню самые неистовые поклонники готовы были платить бешеные деньги. Ну, а во времена вынужденного простоя, в сезон, когда обеспеченная публика разъезжалась по курортам, хорам оставалось проживать заработанное за год. Чтобы исправить ситуацию, прибегали к магии. Прослышав, что в каком-то ресторане нет отбоя от посетителей, посылали туда одну-двух девушек искать на земле след щедрого гостя. По поверью, перетащив к себе такой «счастливый след», можно было привлечь публику и поправить дела. Само собой, конкуренты об этом способе знали. Застуканных за магическими манипуляциями неизбежно ждал скандал. Не перебивай удачу!
Змеиная шкура
«Змеиная» тема широко представлена в цыганском фольклоре, сказках, песнях. С рептилиями связано много разнообразных суеверий. Цыганский писатель Матео Максимофф описал Праздник змей, который отмечали 15 марта греческие кэлдэрары, перекочевавшие во Францию. Праздник проходил как своеобразная охота на змей. Встреченную змею надлежало обезглавить кусочком золота, поставив одну ногу ей на голову, а другую на хвост. По поверью, цыган, нашедший змею первым, будет удачливее всех в течение всего года и способен вылечить тысячу болезней.
У российских кэлдэраров найти сброшенную змеей кожу считается большим везением. Русские цыгане изготавливали из шкуры змеи талисман. Убив или найдя убитую змею, с нее осторожно снимали шкуру. Засушенную шкуру носили в кошельке или в волосах, чтоб водились деньги. Обязательное условие – шкура должна быть целой, иначе не подействует.
Лилияко
Европейцы ассоциируют летучую мышь с нечистой силой, со злом. В культуре цыган этот жутковатый зверек напротив ― воплощение счастья, предвестник удачи. Раньше его появление над таборной стоянкой означало, что место, на котором разбиты шатры, безопасно. Летучая мышь, залетевшая в дом, ― к счастью. Кэлдэрары называют ее «лилияко». Удачей считается найти не тронутый тлением трупик нетопыря. Спрятав находку в кошелек, человек обеспечивает себе богатство. Польские равнинные цыгане привязывали отрезанные мышиные крылышки к кнуту, чтобы дорога была легкой.
Кэлдэрары используют зверька для изготовления талисмана. Для этого золотым кольцом или сережкой надрезают шею летучей мыши и, завернув ее в тряпочку, прячут в карман. Затем берут восковые свечи, золото, хлеб, летучую мышь и из всего этого скатывают шар. Лилияко хранят за иконами или в перине. Его изготовление надо держать в секрете. Сделавшему талисман необходимо шесть недель остерегаться и никуда не ходить. Считается, что такого человека «удача бьет», и его может избить первый встречный. После шести недель обладателю талисмана начнет сопутствовать удача, появятся деньги. Про успешного человека кэлдэрары говорят: «Сы лес лилияко» (У него есть лилияко).
Текст: Илона Махотина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Цыгане. 25 фактов о цыганах, которые могут вас удивить
Многих одно упоминание о цыганах уже настораживает. И не зря, ведь этот народ славится своим пристрастием к воровству и навыками гипноза. Но может если вы узнаете о цыганах больше, то измените свое мнение о них? Предлагаем вашему вниманию 25 самых интересных фактов о цыганах, которые могут вас удивить.
Факт 1. Цыгане – это не один народ, как многие думают, а обобщенное название нескольких десятков разных народностей, также, как и славяне или кавказцы, к примеру.
Факт 2. У цыган есть национальный гимн и флаг, хотя собственного государства они не имеют.
Цыгане живут на всех материках, кроме Антарктиды. Только в Европе их численность по разным данным колеблется от 8 до 12 млн человек.
Факт 4. Хотя принято считать, что предки цыган вышли из Индии, как нация тот народ сформировался в Персии (восточная ветвь) и в Римской Империи (западная ветвь)
Факт 5. Несмотря на то, что предки у всех цыган одни, восточные и западные цыгане между собой практически не общаются.
Факт 6. Большинство цыган исповедует христианство или ислам, но есть и представители других конфессий, хотя их очень мало.
Факт 7. Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует.
Факт 8. Самым страшным наказанием для цыган является изгнание из цыганского общества. Но для таких наказаний нужно сильно провиниться – совершить особо тяжкое преступление, по мнению цыган
Факт 9. Есть у цыган и другие наказания. К примеру, коротко остриженные волосы считаются своего рода символом бесчестия. Причем, провинившихся стригут принудительно, даже с применением силы, если есть такая необходимость.
Факт 10. У цыган существует понятие «скверны». Оно относиться к взрослым женщинам, точнее, к нижней части тела представительницы слабого пола. Все, что ниже пояса у женщины считается оскверненным, в том числе одежда, обувь и даже пол на, котором она стоит.
Факт 11. У цыган не приветствуются интимные отношения до замужества. Даже принято в день свадьбы показывать гостям окровавленную простыню, как доказательство девственности молодой супруги.
Факт 12. Молодожены обычно живут вместе с семьей жениха. Со временем они перебираются в собственный дом, с родителями остается жить только младший сын со своей семьей.
Факт 13. Традиционные пышные юбки у цыганок – свидетельство полунищего существования. Когда подол юбки изнашивался до лохмотьев, цыганка его подрезала, а потом пришивала полоски ткани от старых платьев.
Факт 14. Чрезмерному пристрастию к золотым украшениям у цыганок есть объяснение. Дело в том, что таким образом цыганские женщины страховали себя от нищеты в случае развода. Если муж и прогонит из дому, то серьги-кольца срывать вряд ли будет, а значит голодать не придется.
Факт 15. У цыган чем более успешно женщина воспитывает своих детей (по их же мнению), тем больший почет она имеет, тем весомей её собственное мнение и положение среди цыганского общества.
Факт 16. Европейские цыгане имеют свое национальное блюдо – это жареный или тушенный еж. Говорят, что такое блюдо часто готовили польские и прибалтийские цыгане, когда прятались в лесах во время гонений на их народ в Европе.
Факт 17. Говорят, танец живота, распространенный в арабских странах, также придумали цыгане. Впрочем, эту теорию до сих пор и не подтвердили, и не опровергли.
Факт 18. Если цыган носит одну серьгу на мочке уха, то скорее всего у него нет братьев. У этого народа серьга – отличительный знак единственного сына в семье.
Факт 19. Цыгане в основном занимаются торговлей, коневодством и разными ремеслами: от изготовления ключей и плетения корзин до ювелирного дела.
Факт 20. Есть профессии, которых цыгане избегают, как нежелательные. Считается, что цыгану не пристало быть дворником, работником фабрики или завода, а также (что весьма странно) журналистом.
Факт 21. Среди цыган есть выдающиеся учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, спортсмены, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы. К примеру, британский боксер Тайсон Фьюри имеет цыганские корни.
Факт 22. Носителей цыганских генов называют «романо рат». Такие люди, если захотят, могут стать цыганами. «Романо рат» являются такие известные личности, как гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Чарли Чаплин и другие.
Факт 23. Многие цыгане знакомы с основами гипноза и даже пользуются этими знаниями. Хотя в большинстве случаев с помощью гипноза цыгане обманывают людей ради обогащения.
Факт 24. В 1944 году на территории Польши был уничтожен немецкий концлагерь Освенцим, в котором находилось большое количество цыган из восточной Европы. По официальным данным в этом лагере погибло около 21 тысячи цыган
Факт 25. В мире есть даже «морские цыгане». Они всю жизнь живут на лодках и плотах, и только изредка высаживаются на сушу, чтобы запастись водой, а также другой необходимой для жизни провизией. Вот только к настоящим цыганам они не имеют отношения, потому что являются особой народностью, живущей в прибрежных районах Индонезии, Малайзии и Филиппин.
p.s. При загрузке картинок выдает ошибку 🙁
Почитал всё, но так и не понял, почему я должен изменить своё отношение к цыганам.
это факты из 19 века?
Факт 7. Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует.
кочуют и еще как! Даже в пределах города, от рынка к рынку.
26. В отличии от людей цыганам нравится находится внутри работающих печей.
Как смеете вы грубить женщине, пригласившей нас в свой шатер. и угостившей нас ежом?
Поподробнее про цыган-учёных можно? А то только боксёра озвучили. Хорошо бы ещё про великих поэтов и композиторов. Только не про «нанэнанэ» а что-нибудь более выдающееся. Рэп, например или симфонию какую-нибудь, что ли.
ВЫ ОШИБЛИСЬ! ОНИ НЕ ЖИВУТ ТОЛЬКО НА АТЛАНТИДЕ
1. Не совсем согласен. Цыгане-ромы, которых большинство, очень близки и различаются между собой не больше чем соседствующие славяне. Ломы и домы стоят подальше, но имя одно и традиционные занятия похожи, мне это напоминает иранское разнообразие.
13. Скорее это связано с магирипэн. Поверх юбок еще надевается передник. Но у некоторых цыган традиция уже себя изживает. Слышал, кишиневские чяя даже начали носить джинсы.
20. Цыгане, насколько знаю, избегают подчиненности.
попадалось где-то,в Японии не прижились
А то что ни все биомусор че не указано?
Табор, хорошая попытка.
Почему нужно читать книги
История не моя. Нашел в сети.
— Иди куда шёл. Пааарежу!
Быть зарезанным в другом городе Алексею не хотелось, и он отошёл. Тем временем мужчина отдавал цыганам золотое обручальное кольцо и часы. В Алексее закипело чувство справедливости. Он нащупал в кармане куртки мел, который остался у него после рисования на асфальте с племянницей. Решительно подошёл к толпе. Сел в ногах у мужика. Как в гоголевском «Вие» очертил круг, внутри которого оказался сам и мужик. Поднял руки вверх и как сумасшедший начал орать:
— Анон эдхелен эдро хи амэн! Фенос ногосрим, ласто бех ламен!
Темный огонь тебе не поможет, пламя Удуна!
Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Лицо цыгана побелело. Он упал на колени. Потом стал доставать из карманов золотые украшения и складывать в круг из мела. Алексей не мог остановиться и в исступлении орал:
— Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Бедный цыган запричитал:
— У меня больше ничего нет! Есть зубы, но мне нужно какое-то время.
Алексей не останавливался:
— Я служитель тайного огня!
В конце концов у входа в жд вокзал остались двое. Алексей встал, отряхнул штаны, и сказал мужику:
— Вот забирай, тут твоё. Ну будь здоров, больше не впутывайся!
Мужик глядел на него ошалелыми глазами.
— Сколько я вам должен за обряд снятия порчи?
Когда мои дети спрашивают меня «Пааап, ну вот зачем читать? Скучно! Можно телик с ютубом посмотреть », я всегда вспоминаю Алексея и того цыгана с золотыми зубами, улыбаюсь и отвечаю словами Фелиции Жанлис:
— Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.»
(с) Александр Бессонов
Представляю лицо Толкина, если бы он услышал эту историю:
Как египтянка Сара стала заступницей всех цыган, и Почему церковь не признаёт её святой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во французском городке Сент-Мари-де-ла-Мер ещё в Средние Века был построен собор Нотр-Дам-де-ла-Мер, в честь святой Марии Саломеи и святой Марии, матери апостола Иакова. Как считается, спасаясь из Египта, они доплыли на лодке до окраин Римской Империи — французского берега, и вышли именно на месте городка Сент-Мари-де-ла-Мер. Собственно, город и назван в их честь.
Но под главным храмом города расположен ещё один храм, неофициальный. В нём стоит статуя женщины с очень тёмной кожей, наряженная в пышные множественные одежды. Это статуя Сары Ла Кали, цыганской святой. Ей приходят молиться цыгане из Франции, Италии, Испании, Португалии. Каждый, кто просит заступничества, накидывает на её плечи подарок — ещё одно одеяние. Время от времени эти одеяния кто-то снимает, чтобы освободить место для новых.
За что цыгане любят Сару
Есть несколько легенд о том, кто такая была Сара Ла Кали. Когда цыгане, вслед за европейцами, верили, что пришли в Европу из Египта и являются потомками тех самых египтян, от которых уводил евреев Моисей, о Саре говорили как о египетской служанке святых Марий. Сейчас популярнее другая легенда: Сара отдыхала на берегу вместе со своим табором, потому что она была ворожеей из бродячих цыган. Однажды ей было видение: к скалам во время шторма несло лодку с двумя женщинами. Сара проснулась и поспешила на берег. Море действительно было бурным, и ночь — тёмной, а по волнам несло лодку.
Что было дальше, есть две очень разные версии. По первой, Сара бросила на воду свою шаль и, как на плоту, доплыла на ней до лодки. По другой, она стала с берега указывать путницам, где безопасный проход между скалами, а потом кинула им конец своего платка и подтянула лодку к надёжному камню, на котором стояла.
В любом случае, Сара спасла двух женщин, а они открыли ей Слово Божие и крестили. Так Сара стала первой крещёной цыганкой, а потом — первой, кто проповедовал христианство другим цыганам. Каждый год в честь этого события её статую несут к морю и окунают в воду, повторяя обряд крещения.
С тех пор, как о празднике стали много писать журналисты, показывать его по телевидению, делать красивые фоторепортажи, Сару Ла Кали стали почитать и в Канаде, и в Латинской Америке. Само её прозвище, Ла Кали, буквально значит «Чёрная». Кроме того, традиционно в цыганском языке этот эпитет относился к цыганкам. Святая Сара необыкновенно популярна среди цыган-католиков. Её изображения наносят на стены фургонов, её портреты стоят, как иконы, в углах комнат. Она та, кто может просить за цыган святых Марий, чтобы те просили уже самого Господа.
Хотя упоминание египетской служанки святых Марий относится примерно ко времени возведения храма в их честь, до девятнадцатого века не было ничего слышно о культе Святой Сары Ла Кали среди цыган. Это может означать как то, что цыгане поздно стали ассоциировать египтянку-служанку с цыганами, как и то, что её культ долго был тайным из-за гонений на кочевников. В любом случае, увы, легенда о Саре не может быть правдой, поскольку в первом веке нашей эры в Европе не было ни одного цыгана, и поскольку в Европу цыгане пришли уже христианами — это зафиксировано хрониками.
Покровители цыган
Сара Ла Кали — не единственная, кого цыгане почитают, как свою заступницу. В России, Беларуси, Украине, Польше цыгане чтут святого Николая, покровителя путников, торговцев и невинно осуждённых. В Болгарии считают, что за них заступается перед Господом святой Василий — по легенде, однажды он явился утопающему цыганскому ребёнку в образе пастуха и спас его. В других балканских странах цыгане почитают святого Георгия, празднуя в его честь Эдерлези. Ватикан признал покровителем цыган блаженного мученика за веру, испанского цыгана Сеферино — кстати, его портрет с той поры стоит и в святилище Сары Ла Кали. Наконец, цыгане-влахи России верят в безымянного Святого Цыгана, о котором неизвестно ничего, кроме того, что он, вероятно, умер за веру в тридцатые годы и что он заступается за цыган перед Богом.
Любители искать древние корни из числа нецыганских исследований стараются порой связать образ Сары Ла Кали с индийской богиней Кали. Аргументов немного — у них одинаковые имена (даже с одинаковым значением) и обе изображаются темнокожими. Кроме того, в индуизме Кали связана с воздухом, ветром, и в Европе цыган часто ассоциируют именно с ветром. Символом Кали является месяц — и во многих странах месяц зовут «цыганским солнцем». Но подобные связи очень поверхностны.
Ни в историях двух Кали, ни в том, как им поклоняются, невозможно найти общих элементов. Сара Ла Кали не борется с демонами, не царствует над временем, не связана с миром смерти. Она проповедница и заступница, она кротка и милостива к грешникам. Каждый из цыган, склоняющийся к её ногам в молитве, знает, что не будет отвергнут и изгнан.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кинчев, Велединский, Прилепин и все-все-все — о «Русском подорожнике» 25/17
Уже две недели с момента релиза нового альбома 25/17 «Русский подорожник» не выходит из лидеров скачиваний в iTunes, число просмотров всех 12 серий РП уже перевалило за два миллиона, а СМИ уделяют группе в эти дни столько внимания, как никогда за более чем 10-летнюю историю коллектива.
В таких условиях настоящие звёзды шоу-бизнеса и мастера маркетинга проводят обязательные пресс-конференции, брифинги, общение с журналистами строго дозируют, все, что можно, мистифицируют и всему придают загадочности. Но 25/17, слава Богу, существуют параллельно российскому шоу-бизнесу, хотя, как отмечает Ант, оказалось, нашлись и те, кто назвал нынешнее поведение музыкантов излишне коммерциализированным.
Однако без некоего подведения промежуточных итогов, очевидно, не обойтись, потому было решено остановиться на компромиссном варианте. Состоялась встреча участников проекта «Русский подорожник» в формате «только для своих», куда пригласили тех журналистов, кто действительно интересуется творчеством группы, кто давно уже напрашивался на встречу.
Как пишет спецкор «Ридуса» Андрей Краснощеков, на его взгляд, гости вечера явно мало понимали, чего же ожидать от встречи с группой накануне тура «Русский подорожник». Ант с Бледным явно не собирались чествовать самих себя, но похвалы и поздравления сыпались залпами и очередями.
Горячо приветствовали друг друга создатели серии клипов, а точнее сказать — русского фильма, драмы про любовь, дорогу, борьбу и веру. Интересен тот факт, что никто не жаловался на обстоятельства, трудности, условия, с которыми пришлось столкнуться при создании «Русского подорожника». Напротив, общим мотивом всех выступлений было: «Я счастлив, что участвовал в ЭТОМ»…
Посев семян «Подорожника» дал удивительные всходы. Вокруг 25/17 окончательно рухнула субкультурная стенка, и теперь они навсегда покинули дворы, клубы, комнаты и залы. Теперь, благодаря вездесущему растению (и, конечно же, труду на протяжении многих лет!), они проросли и стали услышаны на тысячах дорог, путей и тропинок страны, став не музыкой «жанра» или «направления», а музыкой времени, музыкой отечественной — в самом правильном смысле этого слова.
Ну, а ниже мы дадим слово участникам проекта.
Сергей Бадюк
(спортсмен, актер, участник историй «Волчонок» и «Облако»)
Полгода назад Андрей позвонил мне, сказал, что надо увидеться. Мы встретились, он дал мне послушать песню «Облако», рассказал концепцию клипа и альбома и сказал, что я участвую — безоговорочно.
Альбом «Русский подорожник» — это прорыв в русской музыке, шаг вперед, по текстам, по музыке, по уровню в целом. Никто ранее ничего подобного не делал, среди рэп-исполнителей. Это уже не рэп, это другая музыка, другой уровень. Они сделали альбом, который на голову выше всего того, что делается сейчас в русской музыке, и соответствующую ему презентацию, это титанический труд. Рядом с ними сейчас никого нет, они номер один — безоговорочно. Я горжусь ими и счастлив, что мне удалось поучаствовать в этом проекте.
Зоя Бербер
(актриса, участница заглавной истории и «Облака»)
С творчеством ребят знакомство случилось раньше, чем с ними самими. Бывает, музыку любишь, тексты, слова и мысли разделяешь, а при личной встрече — разочарование. Ну, мол, в жизни закрытые, не общительные или «важные такие» рэперы. Но этого не случилось. Даже больше, я счастлива нашему знакомству и теперь нашей дружбе. Люблю этих ребят и их мысли.
Снимали мы быстро. Не потому что торопились, а от слаженности команды и правильно понятых и поставленных задач. «Облако» сразу берет за самое глубокое — и женское, и личное. Не отозваться душой на эти строки невозможно. И история была сразу принята и прожита. Рада, что удалось поучаствовать, и именно в ней.
Евгений Березин
(спортсмен, актер — главный герой главы о цыганском солнце)
Для цикла «Русский подорожник» я снялся в трех клипах. В главной роли в видео «Под цыганским солнцем» и в эпизодах в «Волчонке» и «Отце». Для меня история, рассказанная в треке «Под цыганским солнцем», больше, чем просто история двух персонажей, она мне близка лично. Молодой человек берет на себя ответственность за любимую девушку — это этап взросления, который должен пройти каждый мужчина.
Если честно, какое-то время назад я перестал задаваться вопросом, к какому музыкальному стилю относится 25/17. Это не рэп и не рок, это гораздо шире, и «Русский Подорожник» с его смешением стилей и ярчайшими аранжировками — тому подтверждение.
Константин Кинчев
(лидер группы «Алиса», вокал и участие в истории «Девятибалльно»)
Знакомство с творчеством 25/17 состоялось раньше, чем личное знакомство с Андреем и Антоном, а летом 2011 года ребята пришли на наш концерт в Зеленом Театре в Москве, с тех пор и общаемся. Для меня честь работать с этими замечательными музыкантами, когда они приглашают меня поучаствовать в своих проектах.
Дмитрий Ревякин
(лидер группы «Калинов Мост», вокал и роль хирурга в «РП»)
Ребята из 25/17 пригласили меня на студию, поставили эскиз песни. Я послушал и предложил свои изменения в припеве, который мне и предложили спеть. Сразу было понятно, что песня будет роскошная, о чем я им и сказал.
(рэпер, один из участников заглавной видео-новеллы)
«Русский подорожник» вообще удивил. Сильный, актуальный, и, как мне кажется, честный альбом.
Бледный позвонил часов в 11, разбудил короче. Сказал, что нужны бритоголовые пацаны с наглыми рожами для клипов на первый и девятый трек. Я сказал, что не вопрос, благо альбом, мне очень понравился («Русский подорожник» к тому времени я уже несколько раз послушал в студии). Когда проснулся окончательно, позвонил своим друзьям (Илье Шамазову и Мише Сиворину), расписал ситуацию. Они, правда, были не бритоголовые, но для своих ролей все равно подходили.
Не хотелось бы закапываться, перебирая сейчас все нюансы этого видео-проекта, но в целом вышло мощно. Я многое для себя почерпнул. Не все клипы и сюжеты меня удивили, некоторые прошли мимо, но то, что понравилось, я ежедневно кому-то показываю, заодно сам с удовольствием пересматриваю.
Людмила Тёща Махова
(«Дайте Два»)
Я то ли везучий человек, то ли целеустремлённый, но если мне нравится какая-нибудь отечественная группа, рано или поздно я начинаю с ними работать. Так и с 25/17 вышло. Давно знакомы, хорошо друг друга понимаем и профессионально, и персонально. Вот и с трейлером к русскому подорожнику вышло. «Приезжай, надо вокалы к трейлеру записать. В кадре фемины будут томные, нужен вокализ в стиле Рыбникова». Сказано-сделано. В тот же вечер причём. 25/17 всегда задают новые стандарты качества, постоянно поднимают планку, рада хоть краем своей проф. деятельности знать эти стандарты и соответствовать им.
Юлия Ауг
(Печальная мама в серии под цыганским солнцем и режиссер большей части подорожных историй)
На мой взгляд, 25/17 сейчас самая значимая группа в России. Я имею в виду рэп и рок пространство. Самые актуальные тексты, при этом без конкретной привязки к сиюминутным событиям. Тексты-предвидения, тексты-прозрения. Невероятная и энергия и профессионализм.
Участвовать в съемочном процессе было очень интересно и сложно. И это колоссальный опыт, сравнимый со съемками полнометражного кино.
Я никогда не бываю до конца довольна, но я вижу, что это достойный продукт. Мне не стыдно за него. Напротив, я горжусь тем, что была одним из участников сознания этого видео-альбома.
Влад Зиздок
(оператор, режиссер монтажа)
Описать первые впечатления от альбома сейчас очень сложно, но эмоциональный заряд тогда я получил очень сильный. В целом результатом работы я доволен. Но, по правде говоря, ни один клип на момент релиза мне не нравился, и я думал, что это будет провал года, что это будет последним проектом, в котором я участвовал. Но когда начали появляться первые отзывы, а 90% из них все же положительные, я был очень доволен. Конечное мнение о проделанной работе я сделаю через пару месяцев, когда на свежую голову пересмотрю все клипы с 1-го по 12-й. Ну, и могу пообещать отличный фильм о проделанной работе, с развернутыми комментариями каждого участника.
Андрей Мерзликин
(актер, герой новеллы «Думай сам»)
Говоря о группе 25/17, невольно вспоминаешь себя в возрасте становления и юношеского максимализма, когда в музыке ценился синтез мысли, дерзости и мелодичности. Важна была метафоричность и образность мышления. 25/17 сегодня именно таковы.
Съемки клипа «Думай сам» напомнили мне, как создавался фильм «Бумер». Так же, как и тогда, работали за «идею». Коллектив единомышленников был вдохновлен и очарован идеями локомотива и автора проекта — Андрея Бледного. Режиссёр Велединский — мечта любого актера — кстати, впервые снимал клип.
Особенно волнительно, что в фильме снимался мой сын Федор. Искали маленького исполнителя, его не было, а сьемки уже на следующий день. Показал фото сына на телефоне, и коллективным решением утвердили на роль. На мой взгляд, это добавило истории клипа веса и метафоричности. И еще более глубокого смысла.
Считаю, что «Русский подорожник» — это беспрецедентный случай в истории музыки и музыкального видео. Цельный сериал. Крутая камера оператора Влада Зиздока, отличные актеры, сюжеты-истории, и, конечно, участие Большого Русского Писателя, друга и брата, Захара Прилепина. Именно он мне, в своё время, открыл планету «25/17».
(фронтмен группы FPG, участник Шторма)
Одна из съемочных локаций новеллы «9-бально» была в музее, где были выставлены репродукции работ Паши 183, и я признаюсь, очень проникся — креативностью, неожиданностью, уместностью и сиюминутной мимолетностью произведений. Это действительно искусство.
Часть целого — как и альбом «Русский подорожник». Впечатление о альбоме — глубоко, правильно, немного мрачно, «взр осло», что очень отличает 2517 от большинства реп-исполнителей.
Андрей Мокульский
(зимний волхв в новелле «Зима-мама»)
Я снимался в «Зиме» — и она для меня стала заглавной в «РП». Это вообще часть русского — дорога, зима… Можете спросить у Наполеона или у Гитлера — они в курсе.
Да и все песни нравятся. Но чем больше я пытаюсь понять чем нравятся, тем более диким мне кажется этот вопрос. Я понимаю что сказать этого не могу, при анализе все рассыпается, При тщательном анализе не понятным становится даже то на чем вырос пол века назад. Буду слушать дальше.
Ну вообще-то важны эмоции, искусство побуждает к эмоциям. Эмоции нас учат. Пред Высшим Судией в зачет идет именно количество сильных эмоций.
Александр Велединский
(режиссер видео-новеллы «Думай сам«)
До знакомства с 25/17 я, честно говоря, не особенно жаловал рэп. Ну, Эминем, ну — Каста. Но не фанател.
Бледный с Антом поменяли моё отношение. Хотя, в чистом виде рэперами их не назовешь. Два последних альбома (включая «Русский Подорожник») скорее рок.
Если бы мне не нравилось, что они делают, я не взялся бы снимать клип. Ведь формат по большому счету не важен — клип это или сериал, или полный метр. Важно твое личное отношение к теме. Торкает или пусто. 25/17 меня торкают. И не только меня — все работали бесплатно.
Сам съёмочный процесс был очень профессионально организован, ребята знали чего хотели, при этом дали нам полную свободу. Идеальное сотрудничество. Я первый раз в жизни снимал клип… Буду ли еще — не знаю. Смотря для кого. Для Анта с Бледным — да, если позовут. Замечательный оператор Влад Зиздок всё это снимал, буду рекомендовать его в кино.
Что получилось не могу судить, но мои почта и телефон «горят». Значит людей задело. Это главное.
Стася Милославская
(актриса, студент школы-студии МХАТ, возлюбленная в новелле о горьком тумане)
Что я могу сказать о 25/17? А то, что на этой музыке я выросла. Как и все девочки мечтала, слушая «Звезду», грустила под «Жду чуда» и ставила на репит снова и снова. Я очень рада была познакомиться с ребятами. С Антоном в меньшей степени удалось пообщаться, но с Андреем я наговорилась вдоволь. Взрослые, образованные, интересные люди со своей жизненной позицией, которые не собираются останавливаться на достигнутом, и смотрят только вперед.
Это очень круто, что у меня была возможность поучаствовать в «Подорожнике». Приятно осознавать, что я один из пазлов этой большой красочной мозаики. Альбом действительно получился очень разный, и каждый найдет в нем свой трек. 25/17 проделали огромную работу вместе со всеми режиссерами, и в каждом клипе-новелле есть душа. Русская душа.
Полина Ауг
(актриса, студентка ГИТИС, героиня истории о цыганском солнце)
«Русский подорожник» — это что-то совсем другое, глубокое, масштабное и целостное. Когда я услышала альбом целиком в первый раз, я долго не могла свои эмоции сформулировать в слова, это были восторг и смятение. Для меня эти песни уже настолько стали родными в процессе работы над клипами и новеллами, что мне сложно дать мнение об альбоме. Эта музыка уже стала частью меня. И это, конечно, лучшее воспоминание о весне и лете. Я впервые в жизни принимала участие в создании целого мира, когда он постепенно из твоей головы и мыслей превращается в настоящий, осязаемый объект, и начинает жить своей жизнью. Самое крутое, что все искренне верили в эту идею, хотя сложности и препятствия ждали на каждом шагу.
Спасибо огромное Андрею и Антону за все, я открыла для себя новый мир, и я горжусь, что была частью этого проекта. Мне кажется, что у нас все получилось. Теперь главное — ребятам сил в концертном туре! Люблю всем сердцем!
Захар Прилепин
(писатель, участник историй «Волчонок» )
В проект я попал в силу того, что считаю Андрея Бледного своим товарищем. Однажды, лет пять назад, я высказался с восторгом об одной из его песен, он мне позвонил и предложил поговорить о чём-нибудь важном. В сущности, мы с тех пор этим и занимаемся.
Клип, в котором играл я, делала Юля Ауг — прекрасная актриса и открытый, щедрый человек, бесконечно тактичный в работе, но чётко понимающий, чего она хочет добиться.
Если серьёзно: 25/17 взяли колоссальный вес, подобного проекта у нас в истории рока и рэпа просто нет. Это задало планку, которую теперь придётся иметь в виду.
Вся моя семья, включая жену и детей, просто ошарашена этим альбомом, и мы его послушали уже раз 500.
Клипы же эти существуют во мне как часть реальности, внутри которой я жил. Посему — Давыдовскому, Ауг и Велединскому — отдельный респект, им славы досталось меньше всех. Ну, они её и не ищут, похоже.
Андрей Давыдовский
(художник, режиссер историй «Зима-мама» и «Поезд» )
Мы сотрудничаем с группой много лет. Мне кажется, уже сроднились, по крайней мере в смысле профессиональном, так точно. Обычно парни знакомят меня с материалом ещё на стадии demo. Так случилось и с «Подорожником». Сразу стало ясно, что 25/17 записали свой «Русский альбом» (в хорошем смысле этого слова).
Это серьезный, умный, очень важный и одновременно очень страшный альбом. Несомненно, текст как всегда на первом месте, но группа неустанно ищет и музыкальную форму.
Как бы мне лично, как слушателю, были не близки мелодии и ритмы русского рока, для «Подорожника» трудно представить более органичной и точной подачи.
25/17 — это группа, которую важно не просто слушать, а слышать. Слышит не каждый. Всё больше хватают по верхам и вырывают из контекста.
Что касается работы над «сериалом», скажу, что Бледный очень точно умеет «подбирать» для меня, как для клипмейкера, треки. А уж насколько успешно я справляюсь с поставленными задачами — судить зрителю.
«Русский подорожник» — вне всяких сомнений альбом знаковый не только для группы, но и для жанра в целом. Всегда волнительно быть частью чего-то важного и значимого.
Вадим Демчог
(актер, голос «ключа РП» и продавец лопаты в новелле «Последний из нас» )
Мы давно дружны с ребятами из 25/17. Мне нравилась искренность их музыки еще на взлете, а теперь, когда они воистину оторвались от земли, нравится уже принципиально! Я счастлив, что в этой работе я снова с ними. И пусть это станет хорошей традицией — энтренс для очередного их диска моим голосом.
Алексей Вертков
(актер, беглец из Поезда)
Меня потрясла энергия и заразительный настрой, которые царили во время съёмок. Всё было просто, понятно и доходчиво, я понимал, чего от меня хотят как от артиста. В первую очередь, это зависело от материала, который предложили музыканты. Творчество этой группы в целом понятно и просто для меня лично. И во многом совпадает с моими ощущениями мира.
Семен Шорохов
(режиссер видео-истории «Чернотроп»)
Первые три трека с «Русского подорожника» послушал в студии, еще рабочие их версии. И сразу стало понятно, что альбом будет на голову выше предыдущего. Еще возникло такое впечатление, как будто это саундтрек к какому-то фильму. Так ребятам и озвучил: «очень кинематографичные песни». Оказалось, угадал. И они рассказали свою идею: каждый трек — отдельный клип, герои пересекаются
Среди тех трех песен был «Чернотроп». Как-то сразу зацепило. Его мне и доверили снимать.
По поводу съемок. Очень понравилось работать с оператором Владом Зиздоком, как в плане творческом, так и в наших с ним взаимодействиях на площадке в условиях суеты и срочности со стороны «заказчика».
Результатом собственного труда недоволен. Как, в общем, и всегда. Побольше бы съемочных дней, подольше бы посидеть на монтаже… Всегда чего-то не хватает. И, конечно, обидно, что из-за собственной загрузки не удалось снять еще один клип. В целом, считаю, идея музыкального фильма (или как это можно еще назвать?) «Русский подорожник» удалась.
Как зрителю мне лично не хватило разнообразия режиссеров, взглядов, видений. Но это уже детали. Проделана титаническая работа. Работа тяжелая, нервная и порой неблагодарная. И все, кто работал над «РП», могут гордиться результатом. Мы сделали большое дело, знаковый проект! А еще хочу поблагодарить 25/17 за этот период, когда каждое утро, начиная с 1 сентября, я просыпался с таким очень приятным переживанием, предвкушением чего-то неизведанного, и первым же делом, даже не умываясь, летел к ноутбуку, чтобы посмотреть новый клип.
Денис Шведов
(актер, исполнивший роль Каина в новелле «Последний из нас»)
Познакомились на съемке клипа. До этого не слышал про них. Это был мой первый опыт работы в клипе, хотя это больше похоже на короткий метр. Оказались приятные ребята, такие же любители чая, как и я. Рад был помочь, работалось легко, как будто давно знакомы. Впервые полежал в могиле, правда не пойму пока — это хорошо или плохо. Получилось очень достойно. Конечно, можно было и получше, но это скорей к себе претензии. Спасибо!
PS. «Ридус» сердечно благодарит Александру Королёву за горение и помощь в подготовке материала.