в 1910 е годы кандинский создал четыре сценические композиции отметь правильные варианты их названий
Абстракционизм — В.Кандинский
Искусство говорит с человеком на языке символов, значение которых понятно либо само по себе (реализм, академизм, импрессионизм и т.д. – передача чувств и настроений путем верного или нарочито искаженного изображения предметов), либо через знание семантики конкретной эпохи (разрез рукава платья на картинах раннего Возрождения). Существуют, однако, в нем направления, апеллирующие не к знанию, а к чувствам человека, требующие самостоятельного осмысления для понимания идеи автора или даже – выстраивания своего собственного умозаключения.
Среди этих направлений центральное место занимает порожденный средой русского авангарда абстракционизм, ключевой фигурой которого является Василий Васильевич Кандинский.
Творчество Кандинского — темы, цвет, работы
Решив посвятить себя живописи, будучи уже зрелым человеком, на рубеже 19-20-х веков, Кандинский не сразу пришел к прославившей его манере письма. Первые его работы, тем не менее, трудно отнести к определенному стилю:
Влияние пуантилизма и раннего Билибина на знаменитом полотне “Двое на лошади” (1906) скорее исключения. Большая часть – произведения на стыке нео- и импрессионизма, модерна, фовизма, чувствуется знакомство с группой “набидов”, постоянен частичный синтетизм (пейзажи видов Германии конца-начала века, отдельные приемы в которых повторяют Клода Моне — “Восход луны” 1903 и т.п.).
Особенности раннего периода
Тем не менее, уже в раннем, до абстракционизма, периоде творчества Василия Васильевича можно отметить:
Кандинский В. Одесса.Порт, 1898.
Поясняя последнее, не лишним будет сообщить, что родным языком Кандинского, по его собственному утверждению, являлся немецкий. Два основополагающих труда художника — “О духовном в искусстве” (1910) и “Точка и линия на плоскости” (1926) — были написаны на нем же и изданы в Мюнхене, а интерес к изображению русского, народного обусловливался этнографическими занятиями, которые живописец совмещал со своей первой профессией юриста (одна из сфер интересов – “обычное” народное право среди русского крестьянства).
Кандинский В. Лето 1901 г
Успехами, достигнутыми в юриспруденции и политической экономии, в частности, в статистике, объясняется и “научный подход” к творчеству.Свои работы Кандинский (картины, гравюры, стихи) рассчитывал как теоретик, тщательно следя и аргументируя для себя и других выбор формы и средств выражения.
В качестве примера оппозиции подобного подхода выступал К.С.Малевич со своей ультимативной риторикой супрематизма, которая, впрочем, вряд ли стала бы возможна, если бы не полотно «Черный квадрат» В.С. Кандинского, увидевшее свет в 1909 (под другим источникам – в 1910) году.
Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция
Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910
Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:
• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;
• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);
• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).
“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:
Кандинский В. Импровизация «Потоп», 1913
Страшный суд (1912);
Импровизация “Потоп” (1913);
Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма);
Незнакомому голосу (1916).
Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.
Кандинский В. Импровизация VIII, 1923
Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.
Согласно его объяснениям:
Дальнейшее развитие художника: эмиграция, Баухауз, супрематизм
С отъездом – теперь навсегда – В.В.Кандинского из Советской России в Германию в 1921-м году, абстракционизм ждали изменения. Стиль, созданный Кандинским, продолжил существование, однако на него наложили отпечаток следующие факторы:
Кандинский В. В черном квадрате
В результате этих и других обстоятельств, в немецкий период (1921-1933) творчество Кандинского характеризует появление не предметов, но геометрических форм, в основном типичных для супрематизма – круг, квадрат, треугольник (“Композиция VIII” – 1923, “Черное и фиолетовое” – 1923, прямое апеллирование к Малевичу – “В черном квадрате” – 1923), а также некоторых сюрреалистических сочетаний (“Причудливое” – 1930, “Коричневатое” – 1931). Общая концепция абстракционизма, тем не менее, оказалась живуча и сохранилась.
Геометрия, а также биология
После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают. Это связано в первую очередь с развитием сюрреализма, во вторую — со значительным изменением изображаемых Кандинских форм. На картинах угадываются предметы (“Композиция X” – 1939 – воздушный шар, хлопушка, книга, ср. с “Коричневатое”), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (“Белая линия” – 1936, “Три треугольника” – 1938). При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. Новая атмосфера, передавамая Кандинским, не находит широкого отклика ни у масс, ни у ценителей. И сейчас, хотя позднее творчество художника представляется не менее важным, исторической ценностью обладают работы именно 1910-х годов, благодаря которым абстракционизм в России и в мире стал одним из распространеннейших стилей живописи.
В 1910 е годы кандинский создал четыре сценические композиции отметь правильные варианты их названий
Художник-абстракционист Василий Кандинский воспринимал цвета как клавиши, а душу называл многострунным роялем.
Василий Кандинский: картины, в которых звучит музыка
«Цвет является средством, чтобы осуществлять непосредственное влияние на душу. Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Сейчас его картины стоят миллионы, на выставки выстраиваются очереди. А тайна Кандинского так и не разгадана: как в музыке за звучанием люди пытаются услышать что-то неведомое, так в его картинах в сочетании красок и форм они пытаются увидеть это. Но главная тайна в том, что увидеть-то на самом деле удается. Как художник заставляет нас делать это — вот в чем загадка.
И только друг и единомышленник Кандинского, великий Арнольд Шенберг, кажется, смог ее разгадать, написав однажды:
«Красота существует постольку, поскольку обыватель испытывает в ней потребность… художник же в этом не нуждается. Ему вполне достаточно правды»
Увлекшись творчеством композитора Арнольда Шенберга, живописец написал полотно под впечатлениям от его фортепьянных произведений.
Термин «композиция», фундаметальное понятие в искусстве вообще, и в музыке в частности, является одним из главных столпов творчества Кандинского. Он всегда был очарован эмоциональной силой музыки. [more]
Музыка, выражающая себя через звук и время, дает слушателю свободу: восприятие, интерпретация и эмоциональная реакция, основаны не на буквальном-описательном, а на абстрактном, чего не могла вызвать предметная, реалистичная живопись.
Особое понимание Кандинским родства между живописью и музыкой, его вера в Гезамткунстверк, «синтез искусств», он излагает в нескольких своих работах: в статье «О сценической композиции», в пьесе «Желтый звук», и в серии стихотворений в прозе, оформленных графикой «Звуки». Музыка обращается непосредственно к «внутреннему элементу» художника, выражая его духовные ценности. Таким образом, для Кандинского, это — более «продвинутое искусство».
Гезамткунстверк — это термин, введенный в обращение композитором Рихардом Вагнером в середине 19 века. Его дословное значение — совокупное художественное произведение. Этим понятием Вагнер стремился описать «искусство будущего», которое виделось ему как синтез, объединение всех видов искусств. Данная концепция брала начало из панэстетических позиций романтизма. Для Вагнера конкретным воплощением этого синтеза были музыкальные драмы, постановки с использованием специфических сценических средств. Многие современники Вагнера разделяли его идеалистические устремления.
Собственным предшественником Кандинский называл Рихарда Вагнера, которому удалось синтезировать театр и музыку. Затем принцип светомузыки переняли Стравинский и Скрябин, а к энциклопедическому произведению Мусоргского «Картинки с выставки» Кандинский написал декорации
Среди современников Кандинский особенно восхищался Скрябиным, в музыкальных идеях которого он видел родство со своими целями в живописи. Особенно заинтриговали Кандинского исследования Скрябина в области цветомузыкальной теории, говорящей об эквивалентности между определенными цветами и звуками и успешно применяемой композитором на практике в оркестровом произведении «Прометей: Поэма огня» 1908-го года. Эта теория была очень близка стремлению Кандинского найти соответствия между цветами и чувствами. Одной из иллюстраций к эссе о Скрябине, опубликованном в альманахе «Синий всадник» была цветная репродукция Композиции IV.
Он играл на фортепиано и виолончели, обожал театр и мечтал соединить цвет, музыку и сцену.
Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук».
Композицичя VIII, написанную в 1923 г. в Баухаузе, на которую вдохновил Малер На первый взгляд — сумбурная совокупность геометрических элементов, набросанных без видимого порядка и организации. При всей как бы произвольности, видимой случайности, композиция его работы глубоко продумана. Об этом свидетельствует значительное количество подготовительных эскизов, их эволюция. Нет тут хаоса.
У Кандинского был редкий дар — он действительно слышал, как звучат краски, а при описании собственных полотен пользовался музыкальными терминами, такими, как «импровизация» и «композиция». Музыка была для мастера источником художественного вдохновения: художник в прямом смысле слова переносил ноты на бумагу.
Мастер не только использовал свой дар в творчестве, но и занимался его исследованием: он проанализировал свои ощущения и даже составил таблицу под названием «Параллели цвета и звука». Ключевым элементом живописи Кандинский считал звукоцветовые ассоциации.
Интересные факты о художнике:
Юрист по образованию, стать художником Василий Кандинский решил в 30 лет. Шёл 1895 год, и в Москве проходила выставка импрессионистов. Одной из экспонируемых картин был «Стог сена» Клода Моне, который-то и потряс Кандинского до глубины души: о том, что изображено на полотне, будущий реформатор живописи догадался лишь после прочтения названия работы.
Кандинский был синестетиком: цвета ассоциировались у него с совершенно конкретными звуками. Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме — низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам». Возможно, именно благодаря этому дару Кандинскому удавалось сочинять настоящие цветовые симфонии. Синестетов насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.
Помимо живописи Кандинский писал книги. В сорок лет он издал книгу «О духовном в искусстве» и мемуары «Оглядываясь назад».
После установления власти большевиков (их политика «сворачивания культуры») Кандинский возвращается из России в Мюнхен. Позже он узнает, что все его картины, помещенные в галерее, были проданы, а из-за инфляции в Германии все деньги обесценились. Кандинский остался без гроша.
Художник увлекался оккультными науками. Он рассуждал о «вибрациях», «космических законах», опираясь на учения мистиков 19 века.
Так как же ему удавалось слышать краски? На самом деле, развить в себе этот дар могут многие, главное — это готовность понять музыку и пользоваться своим воображением. Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется звучание скрипки, органа, фортепьяно? Какие оттенки вы бы использовали, в каком жанре написали бы картину? А затем берите краски — и начинайте писать.
Василий Кандинский: картины, в которых звучит музыка
Художник-абстракционист Василий Кандинский воспринимал цвета как клавиши, а душу называл многострунным роялем.
«Цвет является средством, чтобы осуществлять непосредственное влияние на душу. Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
В.В. Кандинский
Сейчас его картины стоят миллионы, на выставки выстраиваются очереди. А тайна Кандинского так и не разгадана: как в музыке за звучанием люди пытаются услышать что-то неведомое, так в его картинах в сочетании красок и форм они пытаются увидеть это. Но главная тайна в том, что увидеть-то на самом деле удается. Как художник заставляет нас делать это — вот в чем загадка.
И только друг и единомышленник Кандинского, великий Арнольд Шенберг, кажется, смог ее разгадать, написав однажды:
«Красота существует постольку, поскольку обыватель испытывает в ней потребность… художник же в этом не нуждается. Ему вполне достаточно правды»
Увлекшись творчеством композитора Арнольда Шенберга, живописец написал полотно под впечатлениям от его фортепьянных произведений.
Термин «композиция», фундаметальное понятие в искусстве вообще, и в музыке в частности, является одним из главных столпов творчества Кандинского. Он всегда был очарован эмоциональной силой музыки.
Музыка, выражающая себя через звук и время, дает слушателю свободу: восприятие, интерпретация и эмоциональная реакция, основаны не на буквальном-описательном, а на абстрактном, чего не могла вызвать предметная, реалистичная живопись.
Гезамткунстверк – это термин, введенный в обращение композитором Рихардом Вагнером в середине 19 века. Его дословное значение – совокупное художественное произведение. Этим понятием Вагнер стремился описать «искусство будущего», которое виделось ему как синтез, объединение всех видов искусств. Данная концепция брала начало из панэстетических позиций романтизма. Для Вагнера конкретным воплощением этого синтеза были музыкальные драмы, постановки с использованием специфических сценических средств. Многие современники Вагнера разделяли его идеалистические устремления.
Собственным предшественником Кандинский называл Рихарда Вагнера, которому удалось синтезировать театр и музыку. Затем принцип светомузыки переняли Стравинский и Скрябин, а к энциклопедическому произведению Мусоргского «Картинки с выставки» Кандинский написал декорации
Среди современников Кандинский особенно восхищался Скрябиным, в музыкальных идеях которого он видел родство со своими целями в живописи. Особенно заинтриговали Кандинского исследования Скрябина в области цветомузыкальной теории, говорящей об эквивалентности между определенными цветами и звуками и успешно применяемой композитором на практике в оркестровом произведении «Прометей: Поэма огня» 1908-го года. Эта теория была очень близка стремлению Кандинского найти соответствия между цветами и чувствами. Одной из иллюстраций к эссе о Скрябине, опубликованном в альманахе «Синий всадник» была цветная репродукция Композиции IV.
Он играл на фортепиано и виолончели, обожал театр и мечтал соединить цвет, музыку и сцену.
Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук».
Композицичя VIII, написанную в 1923 г. в Баухаузе, на которую вдохновил Малер На первый взгляд — сумбурная совокупнос ть геометричес ких элементов, набросанных без видимого порядка и организации. При всей как бы произвольности, видимой случайности, композиция его работы глубоко продумана. Об этом свидетельствует значительное количество подготовительных эскизов, их эволюция. Нет тут хаоса.
Дар свыше
У Кандинского был редкий дар – он действительно слышал, как звучат краски, а при описании собственных полотен пользовался музыкальными терминами, такими, как «импровизация» и «композиция». Музыка была для мастера источником художественного вдохновения: художник в прямом смысле слова переносил ноты на бумагу.
Мастер не только использовал свой дар в творчестве, но и занимался его исследованием: он проанализировал свои ощущения и даже составил таблицу под названием «Параллели цвета и звука». Ключевым элементом живописи Кандинский считал звукоцветовые ассоциации.
Интересные факты о художнике:
Так как же ему удавалось слышать краски? На самом деле, развить в себе этот дар могут многие, главное – это готовность понять музыку и пользоваться своим воображением. Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется звучание скрипки, органа, фортепьяно? Какие оттенки вы бы использовали, в каком жанре написали бы картину? А затем берите краски – и начинайте писать.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
8 малоизвестных фактов из жизни первого русского художника-абстракциониста Василия Кандинского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Этническое происхождение
Василий родился в Москве в 1866 году. Несмотря на то, что он известен как великий русский художник, его родословная является как европейской, так и азиатской. Его мать была русской москвичкой, бабушка – монгольской княжной, а отец был сербом, принадлежавшим к древнему кяхтинскому роду.
Василий вырос в обеспеченной семье. Он окончил среднюю школу в Одессе и во время учёбы выступал в качестве пианиста-любителя, а также виолончелиста. В юном возрасте он много путешествовал и особенно хорошо чувствовал себя в Венеции, Риме и Флоренции. Художник утверждал, что его влечение к цвету началось примерно в это время, когда он не только стал буквально замечать цвет в искусстве и в окружающем мире на каждом шагу, а и чувствовать его.
2. Любовь к живописи
Василий изучал право и экономику в Московском университете. Его интерес к искусству и цвету достиг пика, когда он изучал архитектуру города и огромное богатство искусства. Он почувствовал глубокую связь с работами Рембрандта после посещения городских церквей и музеев.
В возрасте тридцати лет, Василий начал изучать искусство в частной школе Антона Ажбе, прежде чем в конечном итоге был принят в Академию изящных искусств. Кандинский говорил, что Клод Моне был одним из его самых больших художественных вдохновений.
Василий также цитировал музыкальных композиторов, философов и других художников в качестве вдохновения, особенно в кругах фовистов и импрессионистов.
3. Теоретик искусства
Он был не только художником, но и теоретиком искусства. Василий считал, что изобразительное искусство гораздо глубже, чем его чисто визуальные характеристики. Наиболее примечательно, что он написал «О духовном в искусстве» для альманаха «Синий всадник».
«О духовном в искусстве» — это анализ формы и цвета. Он заявляет, что ни то, ни другое не являются простыми концепциями, но они связаны с ассоциацией идей, которая проистекает из внутреннего опыта художника. Учитывая, что все эти связи находятся внутри зрителя и художника, анализ цвета и формы является «абсолютной субъективностью», но тем не менее усиливает художественный опыт. «Абсолютная субъективность» — это то, что не имеет объективного ответа, но субъективный анализ ценен для понимания сам по себе.
В статье Кандинского рассматриваются три типа живописи: впечатления, импровизации и композиции. Впечатления — это внешняя реальность, то, что зритель визуально видит, а также это своего рода отправная точка искусства. Импровизации и композиции изображают бессознательное, то, что невозможно увидеть в визуальном мире. Композиции делают импровизации ещё одним шагом вперёд и развивают их более полно.
Василий видел в художниках пророков, обладающих способностью и ответственностью открывать зрителям новые идеи и способы переживания. Именно поэтому он говорил о современном искусстве, как средстве для новых мыслей и исследований.
4. Кандинский создал первое исторически признанное абстрактное искусство
Учитывая его теорию, получается, что Кандинский писал произведения, которые не просто запечатлевали реальность, но и бессознательный опыт настроений, слов и других предметов. Это стало возможным благодаря абстрактным картинам, которые фокусировались на цвете и форме с небольшим количеством или вообще без фигуративных элементов.
Василий был первым европейским художником, создавшим полностью абстрактные работы. Однако абстракция Кандинского не переводилась в произвольные образы. Поскольку музыкальные композиторы вдохновляют визуальные и эмоциональные реакции, используя исключительно звук, Кандинский хотел создать полный сенсорный опыт, используя визуальное. Он хотел вызвать эмоции, звук и ощущения у зрителя через чистые цвета и формы. Его интерес к музыке привёл к тому, что он рассматривал картины как композиции, со звуком, проникнутым на холсты.
5. Возращение в Россию
После шестнадцати лет учёбы и творчества в Германии Василий был вынужден вернуться в Москву из Мюнхена. Он чувствовал себя чужаком в своей родной стране и в течение первых нескольких лет мало занимался искусством, пытаясь привыкнуть к новой обстановке.
Со временем Василий приобщился к миру русского искусства и помог организовать Институт художественной культуры в Москве, став его первым директором. В конечном счёте Кандинский обнаружил, что его художественный спиритуализм просто не вписывается в доминирующие течения русского искусства. Основными художественными стилями были супрематизм и конструктивизм. Они прославляли личность и материализм таким образом, что это противоречило спиритуалистическим взглядам Кандинского. Он покинул Россию и вернулся в Германию в 1921 году.
6. Нацисты и творчество Кандинского
Вернувшись в Германию, Василий преподавал курсы в школе Баухаус, пока нацистская кампания по клевете не вынудила школу переехать в Берлин. Нацистский режим конфисковал большую часть произведений искусства школы, в том числе работы Кандинского.
Затем его искусство было представлено в 1937 году на нацистской художественной выставке «Дегенеративное искусство». Помимо Кандинского, на выставке были представлены работы Пауля Клее, Пабло Пикассо, Марка Шагала и многих других.
Фредерик Споттс, автор книги «Гитлер и сила эстетики», определил дегенеративное искусство как произведения, которые оскорбляют немецкое чувство, или разрушают и путают естественную форму.
Движения современного искусства были радикальными и поддерживали восстания, чего нацистское правительство не хотело. Выставка была попыткой доказать, что современное искусство — это еврейский заговор с целью подорвать и разрушить немецкую чистоту и порядочность.
7. Рекордные продажи
«Rigide et courbe» был продан 16 ноября 2016 года в Christies почти за двадцать четыре миллиона долларов. До этой продажи «Studie für Improvisation 8» Кандинского было продано за двадцать три миллиона долларов. Учитывая историческое значение Кандинского для абстрактного искусства, неудивительно, что его работы продаются за весьма внушительные суммы, даже на сегодняшний день оставаясь всё ещё ценными на рынке искусства.
8. Франция
После того как Баухаус переехал в Берлин, Кандинский тоже переехал, поселившись в Париже. Несмотря на то, что он известен как русский художник, он стал гражданином Франции в 1939 году. Василий написал некоторые из своих самых выдающихся работ, живя во Франции вплоть до конца своих дней, скончавшись в 1944 году в Нейи-сюр-Сен.
В продолжение темы, читайте также о том, почему автопортрет Альбрехта Дюрера спровоцировал скандал в мире искусства и чем всё это закончилось.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: