в башкирии день села

В Башкирии установят 2291 новогоднюю елку

К декабрю все должно быть готово

В Башкирии к 1 декабря все должно быть готово к празднованию Нового года. Эти сроки озвучил на оперативном совещании Правительства региона сегодня, 15 ноября, Радий Хабиров. И добавил, что 1 декабря у него на столе должна лежать служебная записка с анализом исполнения этого поручения, «ни на один день не позже».

По словам исполняющего обязанности министра ЖКХ региона Алана Марзаева, дома украсят до 1 декабря: будет обеспечена новогодняя подсветка зданий общественных пространств, жилых домов, входных групп, парков и скверов. А до 20 декабря должны быть установлены ледяные скульптуры, елки, новогодние городки, и уже проведено их торжественное открытие. В общей сложности региональные власти должны залить 756 катков, установить 1173 горки, оборудовать 1160 новогодних городков, из которых 722 будут установлены на площадях, 258 — на придворовых территориях, 174 на прочих территориях, 6 — на набережных.

— В рамках праздничного оформления будет установлена 2291 ель, из которых: 2145 живые ели, 146 — искусственные. В полтора раза планируется увеличить количество арт-объектов (общее число составит 5 тысяч), — отметил Алан Марзаев.

Также Марзаев рассмотрел обращение жителей Стерлитамака, которые попросили перенести елку из одного общественного пространства в другое. По его словам, сейчас среди граждан проходит голосование, куда именно перенести елку. Напомним, на этих выходных депутат из Благовещенска вышел на одиночный пикет, чтобы перенести новогоднюю елку с неудобного для жителей места. Раньше она стояла на площади перед администрацией, но затем стала мешать чиновникам парковать свои автомобили.

Источник

«Пока еще не время для мечты». Как живет мама с двумя детьми-«бабочками» в селе Кандры в Башкирии?

Из-за генетического заболевания тонкая кожа малышей рвется от малейшего воздействия

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Марине Багровой 35 лет, и у нее есть мечта. С детства она зачитывалась медицинской литературой, рассказами о великих хирургах и мечтала когда-нибудь сама взять в руки скальпель. «Когда родители резали скотину, клянусь, «от и до» наблюдала, где сердце, где какой орган, мне это так нравилось», – говорит она.

У Марины стальной характер, железный. Взгляд прямой, уверенный. Движения четкие, спокойные. У нее бы не дрогнула рука над лежащим на операционном столе человеком.

В 1990-х семья Марины сбежала из Узбекистана и оказалась в маленькой деревне в Башкирии, где жили ее бабушка с дедушкой. Там встретила парня из соседней деревни. Молодые люди поженились. На тот момент Марина как раз только поступила в медицинский, и у нее был выбор – семья или учеба.

Как живет семья с двумя детьми-«бабочками». Видеоверсия статьи

– Может, сейчас я бы по-другому поступила. Может, просто тогда мне никто не сказал: «Это твое, Марин». Хотя, – тут же осекается она, – иногда читаешь записки хирургов – кто-то в 45 лет только учиться пошел. Все возможно. Всему свое время. Просто пока не время моей мечте.

Марина и сейчас читает по ночам книги по хирургии. Когда-нибудь она пойдет учиться. А пока у нее бесконечные перевязки и день сурка. Марина – мама двух «бабочек» – детей с неизлечимой болезнью.

Лиза и Матвей

Живет семья Багровых в живописном селе в Башкирии – Кандры. Типичный двор вокруг трехэтажных кирпичных многоквартирных домов, детская площадка, бельевые веревки, перетянутые от одного дома к другому. В этом самом обычном дворе живет необычная семья, которой ежемесячно нужно около 500 тысяч рублей «на пластыри».

В квартире Багровых очень уютно и красиво. На стенах серебристые обои, под телевизором – большой аквариум. У младшего Матвея – своя комната, у старшей Лизы тоже. Все обставлено так, чтобы нигде не было острых углов. Здесь проходит почти весь день семьи – мамы, папы, когда тот приезжает с вахты, и их детей.

Лизе – 11 лет, Матвею – всего четыре. Если не обращать внимание на перебинтованные руки и раны на шее и лице, то это – обычные дети. Лиза – спокойная и скромная, учится дистанционно дома, неплохо все усваивает. Матвей – пока еще непоседливый малыш, в садик не ходит, сидит дома с мамой.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

У Лизы яркие выразительные глаза голубого цвета, как у папы, красивые светлые волосы. Матвей больше похож на маму – у него большие серьезные карие глаза, немного грустные. Дети разные, но диагноз у них один. Тяжелая форма буллёзного эпидермолиза. Дистрофическая рецессивная форма – самая сложная. Означает, что в коже нет коллагена, и слои эпителия не склеиваются, а расслаиваются и слетают. Как пыль с крыльев бабочки. Болезнь генетическая, значит, у мамы и папы был «поломанный ген».

У заболевания много названий. Раньше ее называли «пузырчатка», потому что от трения одежды или других предметов на коже образуются болезненные пузыри, наполненные жидкостью. Марина говорит, когда пузырь доставляет боль ребенку, он сам подходит и просит его проткнуть. Шрамы на лице и шее у детей как раз от пузырей. Кожа у «бабочек» очень тонкая, поэтому руки местами изодраны практически до мяса. На пальцах нет ногтей. Да и сами пальцы постепенно срастаются, практически склеиваются.

Видеть боль ребенка – это уже не самое трудное

Матвей бегает по квартире, хватает игрушки. Любит динозавров, у него их целый шкаф. На стенах его комнаты – тоже динозавры.

– Вот моя комната, – мальчик показывает низкую кровать-матрас, низкую тумбочку со скругленными углами, комод. В нижнем ящике – игрушки, а в остальных – полностью бинты. Это его личные запасы.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

– Бинты мне нужны, чтобы закрывать раны, – по-взрослому рассуждает мальчик. – А раны у меня, потому что я чешусь!

– Когда ты чешешься? – спрашивает мама.

– Когда ты не видишь! Когда ты спишь, – ехидно улыбается Матвей и строит гримасу.

– Какой ты хитрый! – улыбается мама.

– Да-а-а, я о-о-очень хитрый! – заявляет он.

За столом Матвей послушно не ест обычную еду. Смотрит на учпочмаки и поясняет гостям, что там «коровье молоко», а у него на это аллергия. Он с доедает очень жидкое пюре из кабачков и картофеля, а на десерт пьет какао. Пищу ему можно только перетертую, ведь слизистая тоже очень тонкая, а значит, ранимая.

После еды ребенок сразу бежит на горшок. «Я какаю, как только поем», – с удовольствием рассказывает он. Но уже в следующую минуту начинает корчиться от боли.

– Мама! – кричит он резко, – ой-ой-ой!

Мама подбегает к мальчику и обнимает его. Ребенок кричит, на его глазах выступают слезы. Ходить на горшок по-большому ему очень больно. Слизистая настолько тонкая, что даже естественные потребности доставляют невыносимые мучения.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Марина говорит, что видеть боль ребенка – это уже не самое трудное.

– Сложнее, наверное, объяснить ребенку, что он не такой, как все. И почему он не такой. Надо придумать сказку. Например, чтобы объяснить ребенку, что нужно есть именно то, что положили ему в тарелку. Я не могу ему приказать: «Ешь!». Я объясняю-объясняю-объясняю. Вот герой мультика, вот он съел этот фрукт – и он сходил в туалет. А этот съел пироженку – и он не может сходить в туалет. Объясняешь так, чтобы он сам потом мог объяснить взрослым, которые норовят его накормить тем, что ему нельзя…

Купаться детям можно. Правда, Матвей немного не любит воду из-за синегнойной палочки, которую подхватил в больнице, от воды она начинает быстро размножаться. Руки мыть детям можно, ничего в этом страшного нет, но они стараются лишний раз не мочить бинты – неприятно. Поэтому гигиенические процедуры – только между перебинтовыванием.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Первый ребенок – первый буллинг

Когда в семье рождается ребенок-инвалид, сначала идет принятие. Не только со стороны родителей и родственников, еще и окружающие должны принять твоего ребенка. Марина говорит, неприятнее всего, что люди считают ее ребенка заразным.

В Кандрах Лиза была первым ребенком с буллезным эпидермолизом. Первое знакомство с понятием «буллинг» произошло на детской площадке. Лизе было три года, она играла в песочнице с одногодками. Всем было весело и интересно. Руки Лизы никто не замечал. Неожиданно подбежала мама одного из детей, схватила своего малыша с криком: «Отойди от нее, она заразная, почему играешь с ней!»

В песочнице все резко замолчали. Затем посмотрели на маленькую Лизу, на Марину и на эту маму. Лиза продолжала играть, будто не поняла, о ком идет речь. Но через пару секунд она все же подняла взгляд на маму и спросила спокойно: «Мама, а почему она меня назвала больной?».

Марина громко, чтобы ее слышали все, отчеканила: «Понимаешь, Лиз, есть люди, которые без ног рождаются, бывает, с дефектом речи. В данном случае тетенька родилась без мозгов. И этот факт она изменить не может!» В ответ другие дети в песочнице рассмеялись, а та самая мама ушла оттуда раскрасневшаяся. Зато больше во дворе Лизы никто не заикался о ее особенности и не отказывался играть с ней.

– Я не из тех, кто полезет за словом в карман, и могу поставить на место человека, – говорит Марина. – Но на тот момент мне было сложно. Ведь они констатировали факт, заболевание, которое действительно есть. Тут мне просто нечего сказать в оправдание. Это глупо – оправдываться. Так же глупо безногого называть безногим. Ведь он не может повлиять на этот факт!

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Как и почему решились на второго?

Дети-«бабочки» появляются, как и все, в роддоме. Они рождаются без кожи, на какую-то часть. У нас это были ручки-ножки, – вспоминает Марина. – Когда через родовые пути ребенок проходит, у него кожа сдирается. Когда родилась Лиза, был шок.

Старшая, Лиза, родилась в результате беременности, которая была осложнена угрозой прерывания. 6/7 баллов по шкале Апгар, 3100 гр. С Матвеем беременность протекала тоже с угрозой невынашивания. Родился он 8 баллов по Апгар, с таким же весом. У Марины и Геннадия был шанс в 75% родить второго ребенка здоровым.

– Мы шли на этот шаг осознанно. Разговаривали об этом не один год. Понимали риски. 25%, которые нам поставили в Германии, куда мы приехали обследоваться, это очень большая вероятность, что у нас будет такой же ребенок. Но мы не единственные такие. Есть семьи, где трое детей-«бабочек». Есть семьи, где двое таких и один здоровый.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Тем временем Лиза просила братика, а муж – наследника.

– Второго ребенка, наверно, я родила под давлением… Если бы не желание мужа и Лизы, я, честно, не рискнула бы, – вспоминает Марина. – Лиза часто спрашивала, почему я одна, почему у меня нет братика? Ей было плохо одной.

Решившись на беременность, Марина не стала делать внутриутробный анализ на генетические нарушения.

– Когда узнали о беременности, я сказала мужу – либо иду на аборт сейчас, в 2-3 недели, либо не делаю вообще. Потому что в 11–12 недель я не смогу. Может, это глупо… Но тест мы делать не стали…

Родился Матвей 31 декабря в 6:45. Родители надеялись на новогоднее чудо. Марина вспоминает, как приготовила пакет в роддом с бинтами и оставила его дома, не взяла. А потом написала мужу: «Привези бинты, это снова повторилось», а он ответил удивленно: «Да ладно». Он не поверил.

– Когда Матвей родился, ничего ужасного со мной не произошло. Я была ему безумно рада. И мне не было страшно. Было просто облегчение, что он родился и что он живой. Я помню ту новогоднюю ночь, я просто лежала рядом. Он уже родился, это все уже произошло. Не помню, чтобы мне было плохо или я обвиняла кого-то. Не было мыслей, что кто-то виноват. Со вторым морально что ли проще было. Обидно за него? Нет, ничего такого не было, честно.

Разговоров о третьем ребенке в доме Багровых тем не менее уже нет.

– Насчет третьего уже точно не думаем. Это в принципе не обсуждается в моем доме. Это будет неблагоразумно по отношению ко второму – родить третьего. Я сказала, что, если будет третий, то только из детдома. Анализ и аборт? Нет, это я точно делать не буду. Такое можно было сделать и со вторым, но мы ведь не сделали.

Однажды Марина зашла в магазин, продавщица ее узнала и говорит:

– Какой муж у вас молодец, не бросил семью…

– Я так удивилась, – смеясь, вспоминает Марина. – Это ему надо переживать, что я ноги сделаю. – Марина разводит руками. – Почему вы за мужика переживаете? Меня подписали на второго… Нет, конечно, я не жалею. Это был мой выбор. Мои дети – это мой выбор.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Приходится просить благотворителей

За выбор приходится платить. И стоит это очень дорого. Медикаменты дорогие, потому что они заграничные, и на них цена растет очень быстро. Марина вздыхает. Если начать считать, ей становится плохо от астрономических цифр. Нужны спецпитание, бактериофаги, лекарства, пластыри, бинты.

– У нас не просто перевязочный материал. Он дорогой, заграничный, пропитан серебром и специальными веществами. И он одноразовый, его нельзя стирать. Все должно быть использовано и выкинуто. Повязки надо менять не менее 1–2 раз в день. Я никогда не считала, сколько нам понадобится. Только на мелочи надо 100–150 тысяч в месяц. Те же бактериофаги (антимикробный препарат – прим. ред.) обходятся в 30–35 тысяч рублей в месяц. А есть еще бинты, пластыри – это самое дорогое. Выходит, примерно, на 500–600 тысяч в месяц.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Несмотря на то, что супруг работает на вахте, денег катастрофически не хватает. Приходится просить фонды.

– Муж у меня на работе, а я дома работаю – ищу фонды на постоянной основе. Я не лягу спать, если не буду знать, что дети обеспечены. Сейчас государство нас обеспечивает частично. Но у нас есть специфика: нельзя предугадать, что будет завтра. То есть я не могу написать список и сказать, что завтра нам это понадобится. Все происходит настолько неожиданно, что без благотворительных фондов мы никак. Кроме того, есть медикаменты, те же бинты, которые Минздрав в принципе не предоставляет.

– Самый страшный сон – оказаться без медикаментов. Многие пересчитывают деньги и снимают стресс, – делится Марина. – А меня в состояние эйфории вводит пересчитывание медикаментов. Когда ты знаешь, что твой ребенок на полгода обеспечен, можно заняться другими детьми, поиграть с ними. Я не раз объясняла Минздраву, что переписки с ними – это трата времени моих детей. Я трачу время на вас, а не на них.

Мечты сбудутся

Расходы на бинты уменьшаются летом. В деревне у бабушки летом детям тоже хорошо. Большую часть тела можно открыть. А еще летом Багровы могут на целый месяц поехать на машине на море. В Евпатории у них есть родственники. Морской воздух – полезный, он влажный, там дети отдыхают от мазей и бинтов, их тело дышит.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

– Мы не берем туда много бинтов, – говорит Марина. – Только на экстренные случаи. Солнышко нам полезно. Ловим воздух. Хотя запрещают солнце буллезникам, я вижу, что детям становится лучше. Им там столько бинтов не надо.

Правда, ехать на море сейчас опасно. Уже два года, как пришел ковид, Багровы особо никуда не высовываются, ждут, когда улучшится ситуация.

В целом свой быт Марина строит, как обычная мама в декрете. Она так же гуляет с детьми на улице, ходит в торговые центры, магазины, покупает продукты, ежедневно готовит и убирается. Только ко всему этому добавляются многочисленные перевязки и обзвоны благотворительных фондов, когда бинты начинают подходить к концу.

И, как многие мамы, Марина испытывает депрессию.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

– У меня есть подруга, она летает каждые два месяца куда-то. Ну, я выбрала свою жизнь, и мне она нравится. Я должна завидовать подруге? Да, я отмываю горшки, но я счастлива. Это мой выбор, – говорит она. – Мне нравится это.

Марина уверена, что, кроме настоящего, есть будущее, в котором она все же станет хирургом.

– Мне надо сначала выбраться из круга. Из круга своих детей. Наверно, с любым таким ребенком, особенным, сложно. Не только с буллезниками. Надо быть на 100% с ними. Это постоянный прием лекарств, процедуры, повременной прием пищи. Если ты выехал и повременил с едой – тут же происходит запор. Это все сказывается на их заболевании. Это стресс… Из двух зол я выбрала полностью отдаться детям. Но в будущем, я верю, все будет. Пока для меня счастье – это здоровье моей семьи. В будущем, для меня главное, чтобы мои дети просто стали хорошими людьми.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

1. Отправить со своего мобильного телефона СМС на короткий номер 3443 с текстом «Изгелек» и суммой платежа. Таким образом, если вы жертвуете 150 рублей, ваше сообщение будет выглядеть так: «Изгелек 150».

Источник

Эксперт сравнил рождаемость в Башкирии 30 лет назад и сегодня. Цифры впечатляют

Экономист, демограф Рустем Шайахметов взял показатели за 1990 год и за текущий 2021-ый. Полученные сравнительные данные, по его словам, говорят о демографическом крахе. Подробнее – в его колонке.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Демография является базовым индикатором благополучия региона, свидетельствующим об эффективности социально-экономической политики. Существующие проблемы рождаемости, смертности, миграционного оттока населения Башкирии, естественно, имеют долговременную основу. Поэтому я попытался сравнить эффективность деятельности руководства республики, которое было 30 лет назад и сегодня.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Цифры получились впечатляющие. Если в мире произошло сокращение смертности населения, то в Башкортостане смертность по сравнению с 1990 годом увеличилась в 1,6 раза. В этом году число умерших в республике составит 60,5 тысяч человек. А рождаемость за этот период упала на 38%. В этом году в Башкирии будет рождено 39,5 тысяч детей.

Когда повышали пенсионный возраст, нам много говорили о том, что главная причина – значительно выросшая продолжительность жизни. А как в республике в действительности? Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за 30 лет снизилась.

Цифры говорят о существующем крахе демографической политики и что происходящая депопуляция населения Башкортостана – стратегическая угроза благополучию республики. Особенно катастрофично изменилась демография за последние 5 лет. Рождаемость упала в 1,5 раза, смертность увеличилась в 1,2 раза. Главными причинами являются отсутствие эффективных мер по повышению рождаемости и из-за неспособности республиканского здравоохранения своевременно отвечать вызовам современности.

Одной из эффективных мер повышения рождаемости является финансовая государственная поддержка семей. Но руководство республики не готово инвестировать в наше будущее – в наших детей. Основные меры поддержки семей с детьми – это ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка, на детей в возрасте от трех до семи лет, в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, бесплатное питание учеников начальных классов осуществляются в основном за счет федерального бюджета. Затраты бюджета республики минимальны. В других регионах существуют другие меры поддержки, такие как выплата регионального материнского капитала, дополнительные пособия.

Но это не для нашей республики. У нас готовы вводить миллиардные льготы для пивных компаний, Башнефти, но не для многодетных семей. У нас на них чаще экономят. И в проекте бюджета на 2022 год это хорошо видно.

Источник

Чиновники в Башкирии на месте праздничной елки решили парковать автомобили

Глава района отказывается устанавливать новогоднее дерево на привычном месте

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Глава Благовещенского района Олег Голов отказывается устанавливать праздничную елку на привычном месте — на площади перед администрацией. Там сейчас парковка чиновников. Это указано в обращении депутата горсовета Сергея Жукова, в котором он просил МинЖКХ помочь гражданам вернуть дерево на прежнее место.

В обращении Жуков пояснил, что последние три года центральная елка стоит внутри жилого квартала, в парке Киселева, а это неудобно жителям. Народные гуляния приносят людям дискомфорт, кроме того, елка находится в отдалении от центральной улицы.

— Жители многоквартирных домов беспокоятся за свои квартиры, которые могут пострадать от попадания пиротехники, — заявил депутат в обращении. — Две недели народных гуляний жителям данных домов приходится испытывать дискомфорт из-за нарушения спокойствия.

Как сообщил Жуков журналисту Пруфы.рф сегодня, 12 ноября, прежде елка лет двадцать стояла перед зданием Администрации Благовещенского района.

— Но она мешала чиновникам парковаться, и ее перенесли, — сказал Жуков. — Я несколько лет обращался к главе мэрии с просьбой переставить елку, но он называет беспочвенные причины этого не делать: то небезопасно для детей, то недостаточно света, то будет закрывать доступ к магазину.

В Администрации Благовещенского района вовремя не ответили на запрос журналиста Пруфов. Глава был на выезде.

Напомним, ранее депутат Курултая Рустам Хафизов рассказал журналисту Пруфов, что уже 10 лет не может добиться строительства нормального въезда в Шакшу. О пробках в микрорайоне уже даже тиктокеры снимают видео.

Источник

Русское село в Башкортостане. Традиции и обычаи сквозь время

Башкортостан – уникальная республика, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своего многонационального народа. На сегодняшний день на территории Башкортостана проживают более ста национальностей. Наиболее многочисленные из них: русские — 36,1 %, башкиры — 29,5 %, татары — 25,4 %, чуваши — 2,7 %, марийцы — 2,6 %, украинцы — 1 %, лица других национальностей — 2,7 %. Поэтому, из-за такого разнообразия культур у нас всегда стараются уделить должное внимание всем, и каждому по отдельности. Никого не удивишь, когда с широким размахом проводятся такие праздники, как Науруз байрам, Пасха или Масленица. Редакция ProUfu.ru продолжает ставшую традиционной рубрику о жизни народов Башкортосана. На этот раз мы решили рассказать о традициях и обычаях русских на примере села Надеждино Белебеевского района. Именно здесь все так же по старинке продолжают отмечать все народные праздники, верят в многочисленные приметы и предания.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Преданья старины глубокой

В этом селе Сергей Аксаков с женой и детьми прожил около 5 лет. После его смерти имение унаследовал его сын, который поделил его на сына и дочку. Ольга была любимой внучкой писателя, ей он посвятил «Детские годы Багрова-внука». Она пыталась продлить жизнь усадьбы как могла, и свято хранила память и весь архив семьи Аксаковых. На принадлежавших ей землях за железной дорогой открыла кумысолечебницу для туберкулезных больных. Ныне это санаторий имени С.Т. Аксакова.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день селаДом-музей писателя С. Т. Аксакова

Во времена Аксаковых в селе действовала водяная мельница, которая молола зерно на муку, кузница, процветало гончарное дело, валяли валенки, были свои мастеровые, которые строили дома и делали мебель для сельчан (род Петровых и Савиновых). Люди пекли хлеб и пироги на продажу, так как по селу проходила дорога на Белебей. В селе действовала церковно-приходская школа с хором до ста человек. Организовал его настоятель храма Надеждин, которого с большой теплотой вспоминали старожилы. В 1879 году при храме было открыто церковноприходское училище. Церковь действовала до 30-х годов XX века. Затем ее закрыли и отдали под зернохранилище. В 70-х годах склад ликвидировали и здание церкви, оказавшееся бесхозным, постепенно разрушалось. К 200-летию С.Т. Аксакова Правительством Республики Башкортостан храм был восстановлен.

Когда мы были молодыми

Старожила села Нина Самсонова с улыбкой на устах вспоминает свои детские годы. Ветеран Великой Отечественной войны, которой скоро исполняется 90 лет, помнит себя с трех лет. Она рассказывает, что люди хоть и жили бедно, но были очень дружными. С дворовыми ребятами по домам ходили, где им давали пироги, хлеб и очень редко конфеты.

Пасху, как Бога, ждешь. Тогда ведь не то что сладостей, но и еды не было. Однако для Пасхи люди берегли все самое лучшее.

Однажды на праздник мне купили платье и ботинки. Утром мама сварила яичек. Покушали, покрестились и я вышла на улицу к подруге. Мы играли, а потом она специально затащила меня в лужу. Я стояла и рыдала в грязном платье. Мама увидев это, позвала домой и выпорола меня. Потом я весь праздник просидела на печке,- со смехом рассказывает бабушка Нина.

Вера в Бога была непоколебимой. Всем селом ходили в церковь на службу. Бабушка поведала нам, по ее словам, настоящее чудо. Как ей рассказывала мама, после рождения четверых сыновей, она пошла в церковь просить дочку у Иисуса. Во время молитвы она почувствовала какое-то тепло внизу живота. Вскоре после этого, пятым ребенком на свет появилась девочка. Так и росла, Нина единственной девочкой среди семи братьев.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Бабушка Нина в воротничке, который еще в молодости связала

— Помню все, будто вчера было: как с подругой у соседей морковку воровали ради забавы, как свечку ставила, молилась. Слишком быстро летит время. Когда повзрослела, на святки излюбленным занятием были гадания на суженого. В полумраке с зеркалами хотели увидеть своего будущего мужа. Хотя сами очень боялись, но интерес брал вверх. Или же бросали валенок через ворота. В один из таких гаданий, моя подруга так и не смогла найти свой валенок,- рассказывает Нина Самсонова. – А потом, советская власть запретила отмечать православные праздники. Церковь разрушили, но мы все-таки умудрялись не пропускать ни одного торжества.

Тихими вечерами деревенские девушки собирались за ручной работой. Пели песни, делились секретами. Кружевные салфетки, воротнички, вышитые скатерти и шторы все так же бережно хранятся в доме у Нины Самсоновой.

Национальная культура – связь поколений

Сегодня село Надеждино переживает свое второе рождение. Оно строится, появились новые улицы. Здесь 227 дворов, где числится более 600 человек. Помимо русского населения единой семьей, в мире и согласии, здесь проживают башкиры, татары, чуваши, марийцы, удмурты, украинцы и мордва. Их досуг обеспечивает Аксаковский историко-культурный центр «Село Надеждино», где стараются проводить все традиционные народные праздники.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Жители села с большим удовольствием принимают участие во всех праздниках

Каждый год в селе отмечают день Святой Параскевы Пятницы после уборки льна. По преданию, христианская мученица считается покровительницей семьи и брака. Поэтому в этот день девушки в своих молитвах задавали вопрос, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и просили помощи в этом деле: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». Говорят, если творить ее с верой и открытым сердцем, Параскева непременно дарует хорошего мужа.

К счастью, мне удалось поучаствовать в этом прекрасном православном празднике, который проходил в Доме ремесел. Когда я приехала, жительницы села были уже здесь. Пока бабушки и мамы рассказывали младшему поколению тонкости этого знаменательного дня, сотрудницы готовились встречать гостей со всей республики. В этот день, после форума проходившего в городе Белебей, к ним приехали 40 инженеров. Подавляющее количество которых были мужчинами. Поэтому в центре очень волновались, потому что праздник подразумевал чисто женскую «посиделку» за душевными разговорами и мелкой ручной работой.

Гостей встречали в народных русских костюмах с песнями и шутливыми загадками. Затем их провели в актовый зал, где подробно рассказали об искусстве изготовления льна. Эта работа, которая возлагалась на хрупкие женские плечи, была очень сложной и трудоёмкой: лен выдергивали руками, чтобы сохранить длину стебля, затем его мяли, трепали, замачивали и прочесывали гребнями. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам, приговаривая при этом: «Щетью чешет всегда сама мать». Оказывается, в этот день на Руси, устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвастаясь мастерством. Девушки старались показать свои умения женихам и будущим свекровям.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Гостям были продемонстрированы все орудия прядения. Наглядно показали, как именно в старину женщины искусно вытягивали одной рукой нить, а второй крутили веретено. Со стороны процесс казался очень простым, но сильная половина гостей так и не смогла равномерно закрутить нить. Но никто не расстроился, потому что всех закрутили в традиционный хоровод «Золотые ворота». Мужчины, забыв свой возраст и статус, вместе с детьми позабавились, распевая веселые песни.

Потом были организованы мастер-классы. Каждый мог выбрать себе занятие по вкусу. Одна группа мужчин с серьезным видом принялась делать бусы из войлока. Этот кружок в Доме ремесел открылся недавно. Детям этот вид рукоделия малоизвестен, поэтому они с большим интересом занимаются в кружке. На этот раз за дело принялись грубые руки, не приспособленные к такой мелкой работе. Но с большим усердием они старались аккуратно скатывать войлочные шарики. Мужчины советовались у мастера, переделывали, начинали заново, что-то подглядывали друг у друга. По словам руководителя центра Елены Лебедевой, такой серьезный подход к ручной работе, не присущ даже всем представительницам женского пола.

Куклы на счастье и удачу

Святая Параскева была помощницей в женских делах и заботах. Поэтому в мастер-классе для женщин было предложено попробовать сделать славянские куклы-обереги. История их возникновения уходит корнями в Древнюю Русь, где создавались из обычных лоскутков, которых скручивали и наматывали нитками. Славянские обереги были безликими, неодушевленными. Поэтому считалось, что они недоступны для вселения злых, недобрых сил, а значит, и безвредны для человека.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

В этот день из разноцветных ниток и тряпок гостьи принялись шить маленькие куклы, вкладывая в них большой смысл. В талисманы сшивали целебные травы, листок бумаги с молитвой от болезней, дурного взгляда и неприятностей. Те, кто постоянно находятся в пути, смастерили куклу-подорожницу. Именно они должны оберегать от любых дорожных бед.

— В древности были дни, когда можно было делать определенные куклы, а когда нельзя. Это было обязательно для соблюдения. Были куклы игровые, обереги и обрядовые. Например, кукла-Пасха или кукла на Вербное воскресенье. Были обереги для защиты взаимоотношений между детьми и родителями. А когда женщина не могла иметь детей, в доме ставили куклу с ребенком в руках. Говорят, что после этого в семье рождались дети,- рассказывает руководитель Аксаковского историко-культурного центра Елена Лебедева. – Сегодня обереги делаются больше для дизайна и не несут такой смысловой нагрузки.

Женщины скрупулезно делали свои обереги, попутно слушая советы мастеров. Вечер подходил к концу, а многие не успевали доделать свои работы.

Пока мы не получим на руки свои куклы, никто домой не поедет, – всерьез заявили женщины.

Надеждино с надеждой на будущее

В Доме ремесел работа кипела в полную силу. Все с большим энтузиазмом участвовали во всех играх и конкурсах. В классе народного мастерства желающие смогли научиться приемам хохломской росписи. Именно здесь работает талантливый художник, член Международного московского фонда художников Александр Шарабаров. С его приходом ребята села Надеждино начали тянуться к изобразительному искусству. Ребята постигают азы мезенской, дымковской, гжельской, городецкой и хохломской росписи.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Национальные традиции – это национальная память народа. Благодаря им человек может ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В Доме ремесел в этот день царила гармония внутреннего и внешнего миров человека. Все свои ручные работы гости увезли с собой в качестве подарка. Но самое главное, они получили мощную энергетическую зарядку.

Аксаковский историко-культурный центр своей главной задачей считает сохранение культуры, языка и традиций народа. Поэтому здесь стараются сохранить и возродить традиционные формы жизнедеятельности местного населения, промыслов, обрядов, фольклора, организация инфраструктуры для культурного туризма. С этой целью сотрудниками ведется большая культурно-массовая и просветительская работа. Проводятся различные выставки, музыкально-поэтические вечера «Аксаковская элегия», «Лирика русской души», «Ландышевый снег».

В селе Надеждино проводятся такие значимые культурно-массовые мероприятия как Международные Аксаковские праздники, праздник «Малиновый звон колоколов», посвященный Дням славянской письменности и культуры. Каждый год люди с удовольствием собираются на Ильин день, яблочный спас, капустные вечерки, Рождественские колядки и другие. Здесь так же проводятся традиционные русские свадьбы, где гостей принято встречать с хлебом и солью. Невеста с коромыслом несет ведра с водой, потом угощает им все прибывших гостей. А жених должен поколоть дрова, тем самым показать свою силу богатырскую. Потом молодоженам предлагают распилить бревно, чтобы в семейной жизни они друг друга не «пилили». Говорят, что пары с особой радостью приступают к делу. Все празднество сопровождается песнями, плясками, частушками.

в башкирии день села. Смотреть фото в башкирии день села. Смотреть картинку в башкирии день села. Картинка про в башкирии день села. Фото в башкирии день села

Такие праздники помогают лучше узнать культуру, язык русского народа, населяющего Белебеевский район и Республику Башкортостан. Они показывают, что живы русские песни в душе народа, живы и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *