в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

ошибки на сочетаемость

Найдите ошибки на сочетаемость, объяснить их. Предложения исправьте.

1Вариант: 1) Большое влияние на молодых имеет телевидение. 2) На собрании обсуждался вопрос о повышении дисциплины. 3) Я надеюсь, что наша команда опять займет первенство в соревнованиях. 4) Артист завоевал признательность зрителей. 5) Есенин учил преодолевать различные угрюмые чувства. 6) Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших гостях. 7) Дефекты в подготовке выпускников вскрываются во время экзамена. 8) У моего друга тяжелый характер. 9) Так было в гражданскую войну, в годы построения разрушенного войной хозяйства. 10) Большую роль в разгроме врага имели партизанские отряды.
2Вариант: 1) Л. Н. Толстой раскрывает чувства, мысли и даже дыхание каждого члена семьи Ростовых. 2) Его скоропостижный отъезд удивил всех. 3) Искусство оказывает большое влияние на повышение культурности людей. 4) В этих событиях важную скрипку играют военные. 5) В этом году на даче случилась со мной интересная история. 6) Большая половина игры уже прошла. 7) Подавляющее количество заданий было выполнено. 8) Студенты исправили недочеты в работе. 9) Человечество в наши дни очень сильно переживает из-за терроризма, который увеличивается с каждым днем. 10) Это произойдет тогда, когда каждый член человечества будет руководствоваться в своих поступках заповедями морали.
3Вариант: 1) Вот почему многие политики поддержали эту инициативу, горя стремлением вложить свой вклад в развитие российских реформ. 2) Для наибольшего познания предмета студенты решили посещать факультативные занятия. 3) Жанна позаимствовала мне свои последние деньги. 4) Это отложило след на ее характер. 5) Погорельцы утратили кров, так что им было некуда голову наклонить. 6) Сегодня особую роль приобретает углубление интеграции стран СНГ. 7) Здесь есть к чему приложить свои способности, имеется простор для настоящего творчества. 8) Ценностная политика фирмы довольно демократична и рассчитана на то, чтобы привлечь покупателя с разным доходом. 9) Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 10) Эта политика уже приносит положительные плоды.
4Вариант: 1) Большое внимание будет оказано благоустройству города. 2) Этому вопросу мы придали первоочередное внимание. 3) Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки, поднялись кварталы жилых построек. 4) Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости в этом полугодии. 5) В нашей работе ведущее значение придается трудовому воспитанию. 6) Большинство времени проходит бесплодно. 7) На собрании было принято решение повысить подготовку студентов. 8) В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. 9) В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 10) Программа нанесла большой экономический эффект.

Ну, я дополню пункты, пропущенные Alexander Alenitsyn. и исправлю то немногое, в чём не согласна с коллегой. 🙂

Так как трудно всё время сопоставлять три текста (один ответ уже «съелся»), прошу прощения за невольное дублирование ответов Александра.

I. 1) Большое влияние на молодых оказывает телевидение. 2) На собрании обсуждался вопрос об укреплении дисциплины. 3) Я надеюсь, что наша команда опять займет первое место в соревнованиях. 4) Артист снискал признательность зрителей. 5) Есенин учил преодолевать мрачные, печальные чувства. 6) Нельзя не сказать нескольких тёплых слов и о наших гостях. 7) Дефекты в подготовке выпускников выявляются во время экзамена. 8) У моего друга тяжёлый характер. (Возможно, здесь рассказчик имел в виду трудный характер. ) 9) Так было в гражданскую войну и в годы налаживания разрушенного войной хозяйства. 10) Большую роль в разгроме врага сыграли партизанские отряды.

3) Я надеюсь, что наша команда опять завоюет первое место в
соревнованиях. 4) Артист завоевал признание у зрителей.
5) Есенин учил преодолевать печальные чувства.
6) Нельзя не сказать несколько тёплых слов и о наших гостях.
7) Дефекты в подготовке выпускников обнаруживаются во время
экзамена. 9) Так было в гражданскую войну и в годы восстановления
разрушенного войной хозяйства. 10) Большую роль в деле разгрома
врага играли партизанские отряды.

1) Л. Н. Толстой раскрывает чувства и мысли каждого члена семьи
Ростовых. 2) Его скоропалительный отъезд удивил всех.
3) Искусство помогает повышать культуру людей. 4) В этих событиях
первую скрипку играют военные. 5) В этом году на даче случилась со
мной интересное происшествие. 6) БОльшая часть игры уже прошла.
9) Человечество в наши дни очень сильно обеспокоено терроризмом,
который растёт с каждым днем. 10) Это произойдет тогда, когда каждый
человек будет руководствоваться в своих поступках заповедями морали.

1) Вот почему многие политики поддержали эту инициативу, горя желанием
внести свой вклад в развитие российских реформ. 2) Для наилучшего овладения
предметом студенты решили посещать факультативные занятия.
3) Жанна дала мне взаймы свои последние деньги. 4) Это наложило отпечаток
на ее характер. 5) Погорельцы утратили кров, так что им было негде голову
преклонить. 8) Ценовая политика фирмы довольно демократична и
рассчитана на то, чтобы привлечь покупателей с разным уровнем доходов.
9) Мы пожелали организаторам почаще устраивать такие вечера.
10) Эта политика уже приносит определенные плоды.

1) Большое внимание будет уделено благоустройству города.
2) Этому вопросу мы придали первоочередное значение.
4) Студенты нашей группы добились улучшения успеваемости в этом
полугодии. 5) В нашей работе основное значение придается трудовому
воспитанию. 6) БОльшая часть времени проходит бесполезно.
7) На собрании было принято решение улучшить подготовку студентов.
8) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры.
9) В честь пришедших на вечер был устроен концерт.
10) Программа принесла большой экономический эффект.

Источник

С чего начинается школа: образованию добавят воспитания

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Воспитательные меры

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Если сейчас определение воспитания в законе звучит как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», то президент предлагает дополнить его другими составляющими: формированием у обучающихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Как отмечается в пояснительной записке к документу, «воспитание является фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения». И чтобы важные истины не остались лишь определениями на бумаге, в законопроекте прописывается механизм воспитательной работы: она должна быть включена в работу образовательных программ (будут определены цели, задачи, основные направления воспитательной работы и так далее). При этом календарный план воспитательной работы должен содержать конкретный перечень событий и мероприятий, в которых образовательные учреждения примут участие.

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Школьники на мультимедийной экспозиции исторического парка «Россия — моя история» в Ростове-на-Дону

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Важно, что участвовать в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана (и в законе это четко прописано) получили право все заинтересованные стороны — свое мнение смогут высказать и советы обучающихся, и родительские советы.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, «президентские поправки об усилении воспитательной составляющей в программах школ поставили точку в многолетней дискуссии: образование ни в коем случае не услуга, а воспитание должно быть важной составляющей процесса образования».

По плану закон должен вступить в силу с 1 сентября 2020 года. При этом на корректировку образовательных программ будет не больше года — привести их в соответствие с поправками необходимо не позднее 1 сентября 2021 года.

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Во время торжественной линейки, посвященной Дню знаний, в одной из школ

Как считает и.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре, все понимали, что детей необходимо воспитывать, но до сих пор в прямые обязанности педагогов это не входило, работа носила хаотичный характер. Теперь же появилась четкая рекомендация, в работу будут вовлечены не только учителя, но и родители.

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

«Предлагаемые воспитательные программы направлены и на то, чтобы родители понимали, как формировать в семье благоприятную среду. Дети не будут оторваны от родителей, а родители будут помогать им развиваться», — цитирует эксперта «Взгляд».

Не сфера услуг

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков в беседе с «Известиями» отмечает, что в нынешних условиях ведется много дискуссий на тему дистанционного обучения: может быть, форма традиционной школы уже устарела и не пора ли полностью переходить на дистанционное обучение? Но даже президент на совещании заметил: «цифра», телекоммуникации не заменят живого общения учителя и ученика, а слухи и вбросы о том, что дистанционное обучение заменит очное, — откровенная провокация.

«Школа выполняет важнейший социальный заказ — она готовит личность, и никакой компьютер этого сделать не сможет, — считает Сергей Комков. — Важнейшим фактором является воспитательная функция: не просто напичкивать голову подрастающего поколения определенным набором знаний, а воспитывать будущую личность и социализировать ее, то есть делать пригодной к жизни в нормальном обществе. Огромную роль здесь играет и личность учителя, и коллектив, и воспитательные приемы».

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Школьники архангельских школ несут вахту памяти у Вечного огня накануне Дня Победы

По словам Сергея Комкова, когда принимался закон «Об образовании», целая группа депутатов выступала против формулировки о том, что школа оказывает образовательную услугу.

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

«Сама формулировка была ошибочной и с педагогической точки зрения, и с точки зрения социальной. Неслучайно назрела острейшая необходимость изменить этот вектор. Сделать так, чтобы законодательно было закреплено, что важнейшей функцией в школе является воспитательная, — отмечает президент Всероссийского фонда образования. — Надо понимать, что школа — это не сфера коммерческих услуг, а государственное учреждение, в которой воспитывают личность, будущего гражданина нашей страны».

Поддерживает поправки и заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования, директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. По его словам, в нынешней сложной обстановке, когда многие ценности потеряны, а люди растеряны, нет сомнений в необходимости усиления именно воспитательной роли школы.

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Школьники и их родители возлагают цветы к Вечному огню на площади Славы в Самаре во время всероссийской акции «День Неизвестного Солдата»

«Не учебой единой жива школа. Мы прошли через дистанционное обучение, подготовили ребят, но совершенно очевидно, что при всем накопленном положительном опыте никто и никогда, никакие гаджеты не заменят живого общения с учителем. Потому что это прежде всего передача тех ценностей, смыслов культуры, без которых образование мало что стоит, — подчеркивает в беседе с «Известиями» Евгений Ямбург. — Поэтому школа — это не просто передача знаний, которые тем более стареют очень быстро».

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Исключить формализм

Другое дело — как подать. По словам Евгения Ямбурга, термин «патриотичный», которым предлагается дополнить воспитание, сразу ассоциируется с «военно-патриотическим», хотя речь надо вести в более широком смысле — о гражданском воспитании.

«Патриотизм — это активизм, это волонтерское движение, — перечисляет эксперт. — Это действительно готовность защищать Родину. Но кроме этого существуют и другие серьезные вещи, которые вот эта обстановка проявила. Многие студенты, даже школьники работают сейчас волонтерами — это очень важно».

Евгений Ямбург предостерегает: по пути от общей декларации к конкретным действиям часто происходит выхолащивание. Эксперт приводит пример, каким образом можно отбить желание и всякую патриотическую инициативу.

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Преподаватель истории и учащиеся школы во время урока истории

«В этом году была такая инициатива — «Парта Героя». Если в школе учился Герой Советского Союза или Герой России, то это нормально, когда есть уголок в классе, парта. Но когда чиновничья братия потребовала от школ отчеты о том, сколько детей отсидело за этой партой за год… Они считают, что патриотизм передается через пятую точку? Это уже никуда не годная вещь, опошление, формализм, — говорит эксперт. — Это уже было в Советском Союзе, когда дети, наоборот, стали относиться к такому издевательски, в лучшем случае иронично. Планы, реализация, количество мероприятий — вот этого бы не хотелось».

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

По словам заслуженного учителя России, важен деликатный, гармоничный подход. Иначе количество анекдотов вырастет, и формальный подход не добавит патриотизма, а убавит.

«Чувство меры должно быть. И деликатность, и понимание, что мир изменился. Дети могут войти в интернет, увидеть противоположные точки зрения. Их надо научить не поддаваться манипуляциям, — отмечает Евгений Ямбург. — В этом смысле важны так называемые перевернутые уроки. Что это такое? Это когда дети, старшеклассники в частности, получают различные документы даже по самым острым вопросам, различные точки зрения. Когда в классе возникает дискуссия, а учитель выступает в роли модератора. За чем именно он следит? За тем, чтобы дети не переходили на личности, отличали суждения от фактов, чтобы они не базировались только на одном факте. Иными словами, это обучение защите от манипуляций, потому что сегодня и в интернете, и в СМИ масса опасностей манипулирования общественным сознанием, а дети должны вырастать, ставя защиту от этого».

Ольга Мирясова, оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», также опасается формального подхода, когда, условно, воспитание любви к природе выразится в обязательном тематическом классном часе раз в год.

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Ученики гимназии аплодируют ветерану Великой Отечественной войны Николаю Иванову во время Всероссийского единого урока Победы

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

«Вопрос: как всё это будет реализовываться, за счет кого? Одно дело, когда есть 2–3 социальных педагога на ставке в относительно небольшой школе и они ведут всю эту воспитательную работу целенаправленно. Другое дело, когда ты учитель-предметник, у которого классное руководство, и тебе говорят, что ты будешь еще больше заниматься воспитательной работой. При том, что учитель, может быть, и так на две ставки работает и проверяет по 100 штук тетрадей в день, — говорит «Известиям» Ольга Мирясова. — Я опасаюсь этих отчетов. Учителя уже стонут: очень часто им не до воспитания, потому что нагрузка очень большая. Их бы разгрузить, ввести верхний предел по количеству часов и сделать нормальную зарплату (если не за 18 часов, то хотя бы за 22 учебных часа в неделю), чтобы они успевали и на детей смотреть, и на то, что с ними происходит».

По словам эксперта, каждый учитель выполняет воспитательную функцию. Если дети видят перед собой личность сильную, целостную, которая не смотрит на начальство с опаской, то и влияние на формирование личности будет соответствующее.

«Если учителя будут работать в школе с чувством собственного достоинства, то у них и возможностей будет гораздо больше. Детям от этого только лучше», — отмечает Ольга Мирясова.

Источник

Кто должен воспитывать ребенка? И кому принадлежит в этом ведущая роль?

Я работала в детском саду. Уже 5 лет работаю в лицее в сфере воспитания. И почти год я мама. Так что не понаслышке знаю некоторые «подводные камни» сферы воспитания.
И все-таки, кто должен играть «первую скрипку»? На кого должны сыпаться все»шишки»? Кто должен определять основные линии воспитания, закладывать нравственные основы, мораль и т.д.?
в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Я считаю, что главенствующая роль в воспитании принадлежит родителям. в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию
И не на один-три-пять лет, а хотя бы до момента совершеннолетия или вступления в брак. Просто меняются способы взаимодействия. Наказание сменяется беседой на нравственную тему, прочтением полезных книг, просмотром познавательных в нравственном плане фильмов.
И я готова выслушивать от воспитателей и учителей фразы: «Объясните Вашей дочке. научите ее. » Я осознаю, что за моральный облик моей дочери ответственны мы с мужем. Не сад, не школа, а МЫ!! Я не умаляю значения ОУ в жизни ребенка. Но именно МЫ закладываем основы воспитания, прокладываем ориентиры в жизни!!

Ведь если моего ребенка будут учить курить, МЫ должны так воспитать его, чтобы он сумел отказаться. Конечно, школа может проводить акции против курения, приглашать врачей для беседы и это здорово! Но обвинять школу или сад в том, что там дети учатся плохому-считаю неправильным. Не дети учатся плохому. а родители не заложили в них нравственный компас!

Кто должен воспитывать ребенка? Воспитывать ребенка нужно всем. И садикам, и школе и бабушкам-дедушкам, и, конечно же, родителям, это бесспорно. И только совместными усилиями можно добиться впечатляющих результатов!

Источник

Статья на тему: «Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях».

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Смотреть картинку в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Картинка про в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию. Фото в деле образования ведущая роль придается именно воспитанию

Содержимое разработки

Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях

В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено целым рядом проблем, с которыми сталкивается современное российское общество в целом и образовательные учреждения в частности [29].

Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия школьников, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К таким особенностям относятся: увеличение самой скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций в индустриально развитых странах; углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др. [29].

Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, свою взаимосвязь с социокультурной и природной средой, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение современного мира и своего места в нем.

Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, воспитания и проблемы формирования и развития образовательной среды необходимо рассматривать во взаимосвязи.

В настоящее время хорошее воспитание (воспитанность) не рассматривается значительной частью общества как важное условие достижения высокого качества жизни отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем, хорошее образование (воспитание и обучение) является ключевым параметром, определяющим качество жизни, поскольку создает условия и предпосылки для развития экономики «социальной сферы. Образование создает широкие возможности интеллектуально-духовной жизни человека, развития внутреннего потенциала.

Воспитательные системы, создающиеся в настоящее время в образовательных учреждениях, и содержание образовательной деятельности в целом часто замыкаются на внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого воспитание и обучение не отвечают в полной мере на вызовы современного игра (вопросы информационной безопасности, процессы глобализации, национальные (межцивилизационные) отношения и многое другое)[34].

Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и молодежи. Воспитатели применяют не эффективные методы и приемы работы, что приводит к формальному подходу в воспитании.

Обозначенные проблемы непосредственно связаны с необходимостью определения результата воспитания. Воспитательная деятельность всегда нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.). Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям весьма сложно.

Основу научно-практических подходов по изучению эффективности воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области составляют: закон РФ, «Об образовании», Национальная доктрина образования, Стратегия социокультурной модернизации образования и другие правовые акты; методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности, разработанные Министерством образования РФ; современные психолого-педагогические представления о человеке, его внутреннем мире, ценностях, процессах социализации и воспитания.

В качестве методологической основы реализации задач современного воспитания и изучения воспитательных результатов в образовательных учреждениях выступает средовой подход и региональная концепция воспитания, основанная на его положениях.

Сущность средового подхода заключается в рассмотрении процесса развития личности в зависимости от условий окружающей его социокультурной среды. Такой подход предполагает систему действий со средой как средством диагностики и проектирования образовательного процесса. Основной функцией образовательной среды является заполнение пробелов в программе человеческого развития[7].

Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия. При этом одна из важнейших задач правильно организованной образовательной среды –выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

В творческой образовательной среде формируется личность, которая характеризуется тем, что в ней происходит саморазвитие свободной и активной личности. Только творческая (идейная) образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности личности. Именно в такой среде происходит саморазвитие свободной и активной личности. Таким образом, задачей развития образовательной среды муниципальных образований является выстраивание на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения системы целенаправленной деятельности по выявлению, созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков.

При изучении эффективности воспитания в образовательных учреждениях необходимо учитывать следующие особенности:[34]

— любая воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности, ценностей, отношений и пр. Именно поэтому непосретвенно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субьективным внутренним изменениям (если они вообще состоялись) очень трудно.

Изменения во внутреннем мире человека часто проходят незамеченными не только для педагогов, родителей, но и для других близких ребенку людей; факторы, которые влияют на становление и развитие человека, его социально-психологические качества весьма разнообразны (семья, образовательное учреждение, дружеские и референтные группы, средства массовой информации, религиозные организации и лидеры и др.).

В связи с этим, оценивая воспитательную деятельность образовательного учреждения, трудно выделить его роль и значение в полученных результатах, отграничить значимые факторы воспитания от второстепенных, выявить условия, при которых те или иные факторы становятся доминирующими в процессе воспитания[41].

Внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно, различными. Очевидно, что необходимы и разные методы изучения эффективности воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов;следует учитывать, что воспитательные эффекты могут иметь отсроченный по времени результат. И если исследователь нацелен на получение более достоверных данных, то необходимо включить в изучение и выпускников, выявить их оценку эффективности воспитательной деятельности через некоторое время после окончания образовательного учреждения.

Изучение эффективности воспитательной деятельности должно быть основано на системном подходе, означающем анализ всех ключевых компонентов педагогической системы в целостности ее структуры, процессов (явлений) и результатов. Каждое образовательное учреждение осуществляет процесс воспитания в соответствии с той или иной философско-педагогической концепцией, мировоззрением, а также установками педагогов по отношению к личности ученика или воспитанника[41]. Поэтому изучение эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения должно учитывать эту концепцию. И что особенно важно, критерии эффективности и диагностический инструментарий должны подбираться экспертами (совместно с самими авторами концепции) индивидуально, исходя из ее ключевых оснований. При изучении эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения необходим анализ результатов в динамике (например, сравнительные исследования на разных этапах развития воспитательной системы; разные временные периоды становления ребенка, включая лонгитюды и т.д.).

Изучение эффективности воспитания в образовательных учреждениях является во многом творческим процессом и связано с решением целого ряда нестандартных задач. Вместе с тем, любое исследование имеет определенную логику, этапы и закономерности. Поэтому эксперту необходимо следовать общепринятым научно-практическим нормам и правилам, отраженным в специальной психолого-педагогической литературе. Необходимо соблюдение принципа достоверности полученных результатов, который обеспечивает высокий профессиональный уровень экспертов.

В качестве основных параметров изучения эффективности воспитания в образовательных учреждениях предлагаются: характеристика воспитательной системы и условий воспитания в образовательном учреждении; результаты воспитательной деятельности образовательного учреждения. [7]

Образовательная среда школы может стать оптимальной для развития школьника и его мировосприятия только при наличии возможности влияния на нее; если среда будет гибкой, т.е. соответствующей следующим условиям: [9]

согласование ценностей, на основе которых строится и развивается образовательная среда школы с ценностями и запросами школьников и их родителей;

в образовательной среде школы должна быть учтена специфика семейного воспитания и региональных социокультурных традиций;

активное и непосредственное участие школьников совместно с педагогами и родителями в создании и развитии образовательной среды школы;

возможность для школьника самоопределиться по отношению к своей социально-образовательной роли в школьной среде. Таким образом, взаимовлияние школьной среды и личности ребенка может возникать на основе всестороннего взаимодействия субъектов как внутри школьной среды, так и вне ее.

Создание и развитие воспитательной системы ОУ как социально открытой предполагают: [7]

гуманитарные способы взаимодействия с культурой, обществом;

новые способы деятельности учеников, учителей, родителей, других представителей окружающего сообщества в процессе их образовательного взаимодействия;

разработка и реализация механизмов, обеспечивающих привлечение интеллектуальных, экономических, организационных ресурсов местного сообщества к участию в управлении образованием и в образовательном процессе.

Оптимальная образовательная среда с точки зрения ее воспитательного компонента предлагает школьнику избыточность актуальных смыслов, характеризуется вариативностью, обуславливающей наполнение смыслового поля разнообразием смыслов. Такое разнообразие предоставляет возможность для самоопределения школьников по отношению к своей образовательной деятельности, возможность выбора содержания и видов деятельности, жизненных перспектив, успешной личностной и профессиональной социализации. В эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей вопросы обновления воспитательного компонента содержания образования как способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и государства заслуживают особого внимания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *