в день субботнего покоя
127 В день субботнего покоя
127 В день субботнего покоя
В день субботнего покоя
Я к Тебе стремлюсь душой
И с хвалою, мой Спаситель,
Прихожу в Твой храм святой.
Припев:
Славлю сердцем и устами
И сливаются со мною
Твоих верных голоса.
Слава, слава, Боже правый,
О Господь, Творец Вселенной,
Гласу нашему внемли!
Припев:
Славлю сердцем и устами
И сливаются со мною
Твоих верных голоса.
И в святой покой, в субботу,
Дай нам мир и благодать,
Чтоб могли в благоговенье
Пред Тобой мы пребывать.
Припев:
Славлю сердцем и устами
И сливаются со мною
Твоих верных голоса.
Читайте также
Молитва человека, ищущего покоя в Боге
Молитва человека, ищущего покоя в Боге Господи, Боже наш! Прости нам все прегрешения наши, вольные и невольные!Во всём да будет Твоя святая воля над нами, грешными. Нас же сподоби во всём неуклонно, в мире душевном покоряться всеблагой и премудрой воле Твоей и исполнять её;
558. Наставление ищущей покоя
558. Наставление ищущей покоя Милость Божия буди с вами! Сколько раз писали вы! А я все не отвечал. Виноват, леность обуяла. Все собирался ответить, и насилу собрался. Вы все ищете покоя? Ищите и обрящете. Кроме этого я ничего не могу вам поблагожелать. Разве прибавить
1. Тебе, кому взгляды других покоя не дают
1. Тебе, кому взгляды других покоя не дают Ты не можешь даже пёрнуть за своего ближнего. Каждый из нас должен жить свою собственную жизнь. При этом нам не нужно думать о том, у кого из нас больше способностей.Глаза не говорят: «Наше положение быть может и ниже, но зато мы
Глава тринадцатая ОБРЕТЕНИЕ ВЕЧНОГО ПОКОЯ
Глава тринадцатая ОБРЕТЕНИЕ ВЕЧНОГО ПОКОЯ Когда в небе гремят барабаны грома, И потоки дождя заполняют пути, по которым следуют птицы, а бхикшу, укрывшись в пещере, размышляет, Есть ли в мир большее наслаждение. Когда ночью в безлюдном лесу Дождь шумит и дикие звери
7. Знамение покоя во Христе.
7. Знамение покоя во Христе. В древние времена суббота, ставшая памятником избавления Израиля от египетского рабства и введения его в земной Ханаан — символ покоя, отличала искупленных от других народов. Точно так же и сейчас, являясь знамением избавления от греха и
Раздел 2. СУББОТА ПОД ПЕРЕКРЕСТНЫМ ОГНЕМ: ВЗГЛЯД НА ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ АТАК БОГОСЛОВИЯ НА СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТНЕГО ДНЯ
Раздел 2. СУББОТА ПОД ПЕРЕКРЕСТНЫМ ОГНЕМ: ВЗГЛЯД НА ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ АТАК БОГОСЛОВИЯ НА СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТНЕГО ДНЯ Сэмюэль Баккиокки, доктор философии, профессор теологии университета Эндрюса.Концепция Субботы — это одна из немногих библейских
Седьмой глас трубы, изображающий число семи таинств и множество иных предметов, а также устанавливающий день покоя по повелению Господа, возвещающий нам ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕЛЕСТИ
Седьмой глас трубы, изображающий число семи таинств и множество иных предметов, а также устанавливающий день покоя по повелению Господа, возвещающий нам ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕЛЕСТИ И вновь любовь к брату моему рождает во мне слово и заставляет говорить, я же, служитель
Глава 2. КОГДА БОГ УЧРЕДИЛ ДЕНЬ ПОКОЯ
Глава 2. КОГДА БОГ УЧРЕДИЛ ДЕНЬ ПОКОЯ Давно ли вы были в лесу или у водопада, просто так, чтобы расслабиться, забыть тревоги и заботы, бросить в грохочущие потоки все горести и печали? Приходилось ля вам забираться в глубь леса или вы уже забыли, как он выглядит?Такие
11. СПУТНИКИ ПОКОЯ
11. СПУТНИКИ ПОКОЯ Значительная часть времени восходящего создания на последнем кольце посвящена дальнейшему изучению грядущих проблем, связанных с пребыванием в Раю. На внутреннем кольце хавонских миров постоянно или временно проживает огромное множество
122 О, день покоя, счастья
12.КАТЕГОРИЯ ДВИЖЕНИЯ И ПОКОЯ
12.КАТЕГОРИЯ ДВИЖЕНИЯ И ПОКОЯ 1. Переходим к инобытийной модификации второй и третьей категорий сущности, т. е. движения и покоя. Сущность, или вещь, есть покоящееся и движущееся сущее; она подвижной покой. В чисто смысловой сфере подвижной покой создает категорию
Угроза, исходящая от покоя
Угроза, исходящая от покоя «Эустресс» — термин, описывающий эмоциональное состояние жути-веселья или приятного дискомфорта. Хотя он и является антонимом понятию несчастье (в оригинале — eustress и distress — прим. перев.), легко увидеть, как иногда то, что начинается как
День покоя. Бытие 2:1-3
День покоя. Бытие 2:1-3 Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог
День покоя. Бытие 2:1-3
День покоя. Бытие 2:1-3 Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог
Значение субботнего отдыха
Значение субботнего отдыха Замыкание петли Когда Бог отдыхал, Он посмотрел на Свою работу, порадовался законченному виду и затем поразмышлял о значении Своего труда. «И увидел Бог, что это хорошо». Здесь нам показан первый из трех принципов истинного отдыха. Бог осмыслил
В день субботнего покоя
Я к Тебе стремлюсь душой
И с хвалою, мой Спаситель,
Прихожу в Твой храм святой.
Припев:
Славлю сердцем и устами
Все Твои я чудеса,
И сливаются со мною
Твоих верных голоса.
Слава, слава, Боже правый,
Боже неба и земли!
О Господь, Творец Вселенной,
Гласу нашему внемли!
Припев:
Славлю сердцем и устами
Все Твои я чудеса,
И сливаются со мною
Твоих верных голоса.
И в святой покой, в субботу,
Дай нам мир и благодать,
Чтоб могли в благоговенье
Пред Тобой мы пребывать.
Припев:
Славлю сердцем и устами
Все Твои я чудеса,
И сливаются со мною
Твоих верных голоса.
On the Sabbath Day
I strive for You with my soul
And with praise, my Savior,
I come to your temple holy.
Chorus:
I praise with my heart and lips
All Thy wonders,
And merge with me
Your faithful voices.
Glory, glory, God’s right,
God of heaven and earth!
O Lord, the Creator of the Universe,
Our voice is listening to our voice!
Chorus:
I praise with my heart and lips
All Thy wonders,
And merge with me
Your faithful voices.
And in holy rest, on the Sabbath,
Give us peace and grace,
So that they could in a reverence
Before You we abide.
Chorus:
I praise with my heart and lips
All Thy wonders,
And merge with me
Your faithful voices.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 22-й седмицы по Пятидесятнице
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Иисусу проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
В этом Евангелии — два повествования о тайне субботы. Субботний покой — напоминание о покое, в котором почил Бог после создания мира (Исх. 20, 8—11). Вечное знамение Завета Божия с Израилем, суббота возвещает о святости будущего века, когда народ Божий в конце времен войдет в покой и святость Самого Бога. Сказанного достаточно, чтобы понять важность субботы для Самого Господа. Как же случилось, что день торжества и радости стал днем противостояния между Господом и Его противниками? После рассказа о первой субботе мы слышим о том, что произошло «в другую субботу» — впечатление, что каждая суббота давала повод для богословского спора Господа с учителями Израиля.
Христос оправдывает Своих учеников, когда, будучи голодными, они срывают колосья, проходя засеянными полями. В отличие от других Евангелий, в Евангелии от Луки дается уточнение: это было в первую субботу по втором дне Пасхи — в день, с которого начинали отсчет семи недель до Пятидесятницы.
Из краткого описания этого события мы можем извлечь для себя немало полезного. Ученики Христовы не должны быть привередливыми в выборе пищи, но довольствоваться тем, что есть. апостолы срывали колосья и ели, растирая руками, — их трапеза была предельно скромной, без всяких деликатесов. Многие склонны строго выговаривать другим за самые невинные и безобидные поступки. Фарисеи обличили учеников Христовых, когда они сделали то, что не должно делать в субботы, в то время как сами имели обыкновение, заранее приготовив пищу, роскошно пиршествовать в субботние дни.
Обрядовые установления могут умеряться в случае необходимости. Так Давид и бывшие с ним решили вопрос субботы: «суббота для человека». Господь сказал фарисеям: «Разве вы не читали, что сделал Давид?» Разумеется, читали, но они никогда не задумывались, что это значит. Можно, оказывается, усердно читать Писание, знать его от корки до корки, быть способным наизусть процитировать любое место, — и всю жизнь проходить мимо его содержания — оттого что наш ум закрыт к познанию истины, и сердце не испытывает глубинной потребности в Боге. Если предписания Божии, касающиеся внешних установлений, могут быть иногда отставлены ради большего блага, что сказать о преданиях человеческих? Превыше всего всегда любовь. Так святитель Спиридон Тримифунтский, не имея чем угостить случайного путника во время Поста, поскольку он сам ничего не вкушал в эти дни, достал из старых запасов кусок соленой свинины, зажарил ее и, чтобы успокоить смутившегося гостя, первым приступил к трапезе.
Но хотя Господь позволяет делать в субботу то, что диктует необходимость, тем не менее Он хочет, чтобы мы знали и помнили, что это Его день. «Сын Человеческий есть господин и субботы». В Царстве Искупителя, в Церкви Христовой день субботний становится днем Господним — воскресением. В знамение этого он не только обретает новое имя, но делается новым днем, первым днем недели.
«Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить». Наш долг — освящать праздничные и воскресные дни посещением храма Божия. Мы не должны пропускать богослужения в эти дни без серьезной на то причины. В синагоге в субботу Господь учил. Он пользовался всякой возможностью учить — не только Своих учеников, но весь народ. Исцеленный Христом был одним из слушателей Его слова. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Кто желает исцелиться благодатью Христовой, должен желать узнать учение Христово. Однако среди слушающих Господа и свидетелей чуда были и те, кто пришел с единственной целью уловить Его. Книжники и фарисеи наблюдали за Ним, подстерегая Его как лев добычу, — не исцелит ли Он в субботу. Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости. «Он сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил».
Это событие не происходило где-то в углу. Господь хочет, чтобы все видели, что происходит. И Ему надо, чтобы мы научились высоко держать знамя нашей веры и не смущаться никакого противостояния. Он обращается к Своим врагам: для того ли существует четвертая заповедь о почитании дня субботнего, чтобы удерживать людей в этот день от делания добра? «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить?» Не делать добра, не означает ли делать зло — в любом случае человек что-то же делает в этот день! Все измеряется любовью и служением ближнему — тем совершенством крестного и пасхального дара Христова, к которому должен вести Закон. И в то время как Господь спасает жизнь человеческую в день субботний, Его враги приходят в бешенство и говорят между собою, как погубить Его.
Священные времена и суббота
Фрагмент новой книги «Закон Божий»
До революции в начальных и средних учебных заведениях обязательным предметом был Закон Божий. Теперь времена изменились, но люди стремятся самостоятельно или в воскресных школах изучить эту важнейшую дисциплину, помогающую прикоснуться к Священному Писанию и Преданию Церкви.
Получили широкую известность издания пособия по Закону Божию, подготовленные протоиереями Серафимом Слободским, Александром Введенским, Максимом Козловым. Перед Вами, дорогой читатель, совершенно новая книга. Авторы ее — представители двух поколений священнической династии Гумеровых: отец — насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов и его сыновья — иереи Александр и Павел. Авторы надеются, что их книга поможет читателям войти в мир Православия, пробудит интерес к изучению основ христианской веры.
Предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru фрагмент главы «Религия в жизни избранного народа», посвященный священным временам и субботе.
Священные времена (праздники)
У древних евреев были дни будней и священные времена (праздники). Кроме ежедневного общественного богослужения у израильского народа были особые дни священных собраний, установленные в воспоминание великих благодеяний Божьих.
По духовному значению праздники имели отношение к прошедшему, будущему и настоящему избранного народа.
1.Отношение к прошедшему. Праздники не только были воспоминаниями священных событий, но и благодарственным прославлением великих милостей Божьих. Творец вспоминался каждую субботу (Исх 20, 11). Избавителя от египетского плена благодарили сыны Израиля в праздник Пасхи. Праздник Кущей напоминал о странствии в пустыне, о времени, когда Израиль был обручен Господу (заключен завет). Во дни праздника Пятидесятницы приносилось Богу благодарение за данное Им народу Синайское законодательство.
2. Праздники изображали полноту благодати и блаженства в будущем. Благодеяния в прошлом составляли для народа залог будущего, давали надежду конечного спасения. Так воспоминание об исходе возвещает новый Исход: придет день, когда Израиль будет освобожден окончательно. «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис 55, 12-13).
3.Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость по представлениям благочестивых людей могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. «Израиль! о если бы ты послушал Меня» — сказано псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9)
В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов.
Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» — говорит Господь. (Амос 5, 21-22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла.
По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления: древние и поздние.
Суббота
Еженедельным праздником в Церкви была суббота. Ее называли «царицей праздников». Славянское слово суббота восходит к еврейскому «шаббат» (покой).
Суббота древнее других праздников. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил» (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона («Помни день субботний, чтобы святить его», Исх 20, 8.) свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: «[Моисей] сказал им: «вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх 16, 23).
Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления силой Божией евреев из египетского плена. Моисей говорит: «помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор 5, 15).
В силу особого значения субботы в жизни евреев слово «суббота» в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще, то есть день покоя от всяких житейских дел (Лев 16, 31). Иногда суббота означала всю седмицу, как у христиан слово неделя относится не только к воскресению, но и ко всей седмице (Ин 20, 19).
В субботу все иудеи должны были пребывать в покое. Это распространялось и на скот. В субботу евреи должны были прекращать все ежедневные домашние труды, приостановка которых не влекла за собой никакого ущерба. Поэтому запрещались в субботу:
а) Готовить пищи (Исх 16, 23), разводить огонь в жилищах (Исх 25, 3).
б) Работать вне дома: сеять, проводить жатву, носить тяжести и совершать другие труды: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы» (Исх 34, 21). Пророк Иеремия увещевает евреев: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим» (Иер 17, 21-22).
г) Путешествовать (Исх 16, 29; Мф 24, 10), исключая те, целью которых было благочестие. Муж в Сонаме, где пребывал святой пророк Елисей, говорит жене: «зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота» (4 Цар 4, 23). Впрочем, был путь, который назывался субботний. В Деяниях апостолов читаем: «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян 1, 12). Путь этот был не более двух тысяч четырехсот шагов. Мера эта определена не законом, который предписывал пребывать в субботу дома (Исх 16, 29), а раввинами. Считалось, что на таком расстоянии отстояла крайняя куща от скинии Моисеевой в стане Израильтян во время пребывания в пустыне.
д) Вести дела, связанные с гражданской службой. Не разрешалась даже защита против нападения неприятелей. При Маккавеях, когда враги, пользуясь субботним покоем иудеев, убили у них до 1000 беззащитных. После этого евреи умерили строгость закона: «И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах» (1 Макк 2, 41).
е) Любые дела, которые могли помешать молитве и действию слова Божия на душу, а именно: игры, пляски, забавы, увеселения и все чувственные удовольствия. «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый Мой день, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе» (Исх 58, 13-14).
По духу закона, дозволялись иудеям дела крайней необходимости, которые без ущерба не могли быть отменены: поить животных (Лк 13, 15), извлекать их из ямы (Мф 12, 11), поднимать упавших от усталости, утоления и голода. Разрешалось тушение пожара.
В субботу приготовляемы были и полагаемы на жертвенник предложения новые двенадцать хлебов и новый фимиам для курения. Ежедневная жертва удваивалась: вместо одного агнца приносились в жертву два во всесожжение (Числ 28, 9).
Евреи считали, что и души людей, отошедших от телесной жизни, участвуют в священном покое субботы, наслаждаясь прохладою в этот день.
Господь обещает особую радость и благословление всем соблюдающим субботу (Исх 58, 13). Против нарушения субботы горячо восставали пророки (Иер 17, 21 и дал.; Иер 20, 12 и дал.). Во второй книге Паралипоменон (36, 21) указывается, что Бог в продолжение семидесятилетнего вавилонского плена дал земле отдых за субботы и субботние годы, которые народ не дал ей. Предсказано это было святым пророком Моисеем: «Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; Когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит за субботы свои» (Лев 26, 34).
В субботу все должны были радоваться, запрещалось пребывание в скорби. Даже траур прерывался.
Постепенно, по мере нарастания в религиозной жизни Израиля формального, обрядового начала, празднование субботы стало отягощаться множеством регламентаций. Запрещалось даже делать добро в субботу. В глазах законников исцеленный Иисусом расслабленный нарушил субботу, потому что понес одр свой, на котором лежал (Ин 5, 9—10).
Но чем больше становилось запретов, тем изощреннее представители позднего раввинизма находили способы обходить их. Не считалась нарушением субботнего покоя работа одной рукой. В субботний день человек был ограничен в передвижениях. Но если в конце субботнего пути была спрятана еда, то, совершив трапезу, можно было пройти столько же. Запрещена была верховая езда, но если на осла положить мехи с водой, то препятствия к путешествию не было, так как считалось, что человек совершал поездку «на воде».
Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2,27).
Своею крестною смертью и воскресением Иисус Христос отменил обрядовую субботу закона. «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питиё, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это тень будущего, а тело – во Христе» (Кол 2, 16).
Субботство сектантов-адвентистов
Вопрос о праздновании седьмого дня в последние годы стал предметом весьма оживленной полемики не только между православными христианами, но и между самими сектантами – штундо-баптистами, с одной стороны, и адвентистами – с другой. Адвентисты требуют восстановления прав древней субботы и перенесения на нее празднования и освобождения от работ. В доказательство законности такого требования они приводят целый ряд оснований, заимствуемых ими из свидетельств Свящ. Писания не только Ветхого Завета, но Нового.
Христиане, соблюдающие субботу, убеждены, что воскресенье действительно начертание зверя ( Откр. 13:16–17 ) и что настанет день – и он уже при дверях, – когда весь мир узнает, что воскресенье есть установление человеческое, а именно папское, и что день покоя, заповеданный Богом, – суббота. Эта истина должна быть объявлена, говорят адвентисты, по всей земле ( Откр. 14:6–12 ).
Таковы главнейшие положения адвентистов, приводимые ими в качестве доказательств необходимости возвращения к празднованию дня субботнего.
Переходя к разбору адвентистского учения о субботе, мы прежде всего должны сказать, что утверждение их о даровании Богом заповеди Адаму и Еве соблюдать субботу в раю ни на чем решительно не основано. Слова Писания во 2 гл. 3 ст. из Бытия решительно не содержат повеления о праздновании первыми людьми седьмого дня недели. Здесь говорится только о том, что Бог благословил и освятил седьмой день, потому что в этот день почил от всех дел Своих, которые творил и созидал. О людях, очевидно, здесь нет речи, нет и никакой заповеди людям. Да и мог ли Адам праздновать седьмой день, когда он был первым днем в его жизни, так как Адам только накануне был сотворен? Кто почил от дел творения и созидания: люди или Бог? Св. Писание ясно говорить, что Бог, так как первые люди не только ничего не творили и не созидали, а и сами были сотворены ( Быт. 1: 26 ). А если Адам совсем еще не трудился и, следовательно, не знал и труда, то мог ли он оценить и освятить день покоя? Отделение или освящение какого-нибудь предмета происходить вследствие смешанного состояния святого с не святым, чистого с нечистым, доброго со злым. Но ничего подобного в раю и быть не могло, так как Слово Божие говорить: «и посмотрел Бог на все, что Он создал и увидел, что все было хорошо» ( Быт. 1: 31 ). Не зная, что зло и что добро ( Быт. 3:5 ), Адам не мог отличить день от ночи, добро от зла, так как в нем и для него все было добро. Отсюда ясно, что седьмой день был отделен и освящен впоследствии. Не находя ни малейшего доказательства тому, чтобы Адам и Ева когда либо слышали о праздновании субботы, мы смело можем утверждать, что соблюдение субботы в раю есть одно только предположение, не имеющее за собою достаточных оснований в Слове Божием.
Причина молчания о субботе Библии на протяжении 2500 лет становится совершенно понятной, если мы обратим внимание на следующие места Священного Писания. «И скажи ты сынам Израилевым так: субботы мои соблюдайте; ибо это знамение между мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» ( Исх. 81:13–17 ).
«И помни, что (ты) был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» ( Втор. 5:15 ).
«И вывел их из земли египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им Мои установления, исполняя которые, человек жив был бы через них; дал им также субботы мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их» ( Иез. 20:10–12, 20 ).
«И снизошел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые и указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы, и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея» ( Неем. 9:13–14 ).
На какой-же срок была заповедана суббота? Ап. Павел в послании к Галатам говорит, что закон «дань после по причине преступлений, до времени пришествия семени (следовательно, не дальше, а только «до времени пришествия семени»), к которому относится обетование (3:19). «Конец закона – Христос», говорит тот же апостол в послании к Римлянам (гл. 10:4). И так – вот тот срок, на который дань был закон: пока придет семя, которое есть Христос. Закон был для нас лишь детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (закона) ( Гал. 3:24, 25 ). Первый или ветхий завет отменен, исполнилось пророчество Иеремии, в котором говорится: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их и земли Египетской. Но вот завет, который Я заключу с домом израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Иер. 31:31–33 ; Евр. 8:8–10 ). Здесь говорится о заключении нового завета; указано и время, когда старый завет отменится. Возникает вопрос: какой завет должен быть заменен новым? Пророк Иеремия отвечает: «который Я заключил с отцами их, когда взял и за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». В чем заключался этот завет, указывает нам пророк Моисей. «Господь Бог наш, повествует он, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы. Я стоял между Господом и между вами в то время. Он сказал: Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака (и бури) громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне» ( Втор. 5:2–22 ). Вот этот – то завет и должен уступить место новому. Суббота – часть этого завета, даже больше того – знамение завета. Но если главное основание – завет прекращает свое существование, распадается, то уничтожается и знамение его.
Защитники субботы утверждают, что отмена касается только обрядового или священнического закона. Но насколько основателен этот аргумент, видно из того, во-первый, что священнический закон был написан не на двух каменных скрижалях, а в книге ( Втор. 28:58. 61 ). А так как завет, о котором говорится, что он отменится и вместо него дан будет новый, был написан на двух каменных скрижалях, то ясно, что этот завет власти «Сына Человеческого» отменен, следовательно отменена и суббота. Во-вторых, Сам Иисус Христос сказал, что «Сын Человеческий есть господин и субботы». (Mф. 12:8). Сказал ли бы это Господь, если бы Он не был господином ее? Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, который подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал. 4:4–5 ) Исполнивши весь закон, он получил власть над законом и, так как суббот – часть закона, то он имел власть и над нею.
Итак, мы убедились, что суббота дана была только Израилю, как воспоминание освобождения его от рабства египетского и как знамение завета между Богом и Израилем и что завет этот действителен только до пришествия Христа.
Какое положение занимает суббота в Новом Завете, в Церкви Христовой? Исследуя Свящ. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом – нигде нет ни одного слова или намека на необходимость соблюдения субботнего дня. Защитники субботы требуют: покажите нам слова, которыми бы Христос отменил субботу! мы уже раньше показали, что суббота не есть сама по себе закон, но только часть завета, написанного на двух каменных скрижалях, и если объявляется отмена всего закона, то понятно, что не одна часть его уничтожается, но распадается и все целое. Объявление же об отмене закона дано было апостолом Павлом в следующих словах: «Скажите мне вы, желающие быть под законом (данным Израилю на горе Синайской), разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной? Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот рожден по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской (написанный на двух каменных скрижалях, часть которого и суббота) рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен (от ига рабства): он матерь всем нам. Что же говорить Писание? Изгони рабу (т. е. закон Синая) и сына ее (остающихся подзаконными или всех тех, кто рожден от рабыни – закона), ибо сын рабыни (т. е. дети закона) не будет наследником с сыном свободной (с теми, кто во Христе Иисус). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:21–81 ).
Защитники субботы усиливаются доказывать, что закон Моисея и закон Божий, в котором содержится и заповедь о соблюдении субботы, есть два отдельных закона, из коих один временный и Христом отменен, а другой вечен и Христом утвержден и ссылаются на то место Евангелия, где сказано: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Mф. 5:17–18).
Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Ин. 7:22–28 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» ( Мк. 7:9–10 ). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» ( Лк. 2:22–24 ; Ездр. 9:10–14 ; Неем. 10:28–30 ). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8–10 ; Евр. 9:4 ). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились.
То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ. Но из этого также нельзя сделать заключения, что и христиане должны праздновать субботу, ка нельзя вменить в обязанность и христианам ходить в еврейскую синагогу. Если Христос и праздновал субботу вместе с Иудеями и притом по закону Моисея, то не для того, чтобы и христианам дать для освящения ту же субботу, а только для того, чтобы подчиниться закону и тем искупить от клятвы закона подзаконных ( Гал. 4:4–5 ). Но этой то причине Христос соблюдал не только субботу, но и весь ветхозаветный закон, которому и положи конец Своею смертью ( Гал. 3: 10,13,22 ; Рим. 2:7. 4–6 ). В этом то смысле Спаситель и сказал, что Он не пришел нарушить как закон, так и пророков, а исполнить; и так как пророки в своих предсказаниях и закон в его «образах и тенях» предвозвещали пришествие Христа и Его искупительную жертву, то и естественно, что ни одна йота и ни одна черта, относящаяся к Нему, не должны оставаться неисполненными.
Как мы уже видели, субботники-адвентисты придают чрезвычайно важное значение словам Спасителя: «молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Mф. 24:20). В них видят крайнее доказательство святости субботнего дня. Но так ли это? Если Христос имел в виду святость субботы, то Он имел в виду и святость зимы? Если для учеников было грехом бежать в субботу, то для них должно было быть грехом бежать и зимою. Что Христос имел в виду, говоря эти слова? Очевидно, не святость субботы. Тот, кто не осудил Своих учеников, обвиняемых фарисеями в нарушены субботы, кто не только исцелил расслабленного, но и, вопреки ясному запрещению «носить ноши в день субботний» ( Иер. 17:21 ), говорит: «возьми постель твою и ходи» ( Ин. 5:8–11 ), осудит ли за бегство зимою? Не оправдает ли Он их напротив?! Ибо, если были не виновны те, которые «взалкали» и ели хлебы предложения, которых не должно было есть никому, а только одним священникам (Mф. 12:3–4), то как можно думать, что Господь обвинит избранных Божиих, если они бегут от такой скорби, которой не было от начала мира и которым Сам Господь сказал: «да бегут в горы». Если принять во внимание все неудобства бегства «зимою» и «горе беременным и питающим сосцами», то будет вполне ясно, что речь Господа была не о грехе и не о будущем суде, а лишь «о великой скорби» страшных дней отмщения. Ибо, если допустить, что речь идет действительно о грехе и об ответственности за него, то причем здесь «зима» и почему беременным и питающим сосцами должно быть особое горе? Чем они были виновнее всех живущих в Иерусалиме и почему они могли быть наказаны больше всех прочих женщин, или мужчин и девиц. Когда говорится «о бегстве» и происходящих оттуда «скорбях», то делается вполне понятно, почему не желательно, чтобы это бегство было зимою, – в самое суровое время года или в субботу, когда ворота городов могли быть заперты ( Неем. 13:19 ) и когда, следовательно, невозможно было встретить кого либо в поле или по дороге, чтобы отдохнуть, или утолить голод, или жажду. Причем это поспешное бегство представляло беременным и питающим сосцами, по их особому положению, особые неудобства и особое горе.
То обстоятельство, что женщины «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк. 23: 56 ), само говорить за себя и едва ли может служить доказательством в пользу сохранения субботы и в Церкви Христианской. Эти женщины были несомненно иудеянки и, как Иосиф из Аримафеи, были строгими хранительницами еврейского закона. Ожидая царствия Божия, те следовали за Иисусом, слушали Его учение, любили Его, но постигнуть всего учения Христа они не могли, так как и слишком были привязаны к Закону Моисееву, да и не получили еще Святого Духа. Да и Сам Христос при Своей жизни многого не сказал Своим ученикам ( Ин. 16:12 ), потому что они не могли еще всего вместить. Вот почему мы видим что не только женщины, но и апостолы до сошествия на них Святого Духа многого в учении Христа не понимали. По этой же причине «женщины» и недоумевали, где бы делось тело Христа. А между тем Христос учил и их и всех учеников о Своем воскресении ( Лк. 24:4–6 ), но и они и ученики не поняли сказанного Христом ( Лк. 24:45 ). И после сошествия Св. Духа многие из уверовавших во Христа еще никак не могли порвать свою вековую связь с Моисеевым Законом и из-за соблюдения этого закона поднимали в Церкви Христовой распри. А если так обстояло дело с женами мироносицами, то ясно, что соблюдение ими субботы по Заповеди Закона Моисеева было плодом их непонимания учения Христова ( Лук. 24:45 ) тем более, что новый покой еще не был им возвещен Христом, так как Христос еще в тот день не воскресал и Своим явлением по воскресении еще не отверзал ученикам ума к уразумению Писаний. Следовательно, если бы христиане стали праздновать субботу на том основании, что евангельские женщины ее праздновали, то они подчинили бы себя игу Закона Моисеева и тем извратили бы благовестие Христово.
Адвентисты придают громадное значение посещениям ап. Павлом еврейских синагог и проповеди его в них по субботам. Какой то досужий субботник, придавая особенное радости для всех учеников и днем особенного тесного общения с Собою.
Следующий воскресный день, о провождении которого апостолами мы имеем сведения, был день сошествия Св. Духа и вместе с темь еврейский праздник Пятидесятницы. В праздник этот закон запрещает работать, повелевает созывать народ на священное собрание ( Лев. 28:21 ; Чис. 28:26 ) и приносить многочисленный жертвы. Но апостолов в этот день мы видим единодушно вместе собравшимися в своей сионской горнице еще до третьего часа дня, когда именно и происходило «священное собрание». Они, конечно, не перестали исполнять Закон Моисеев, но, по-видимому, этот день решили посвятить своим собственным, новозаветным воспоминаниям о совершившемся в это день воскресении Иисуса Христа и размышлению о его последствиях. И Господь еще раз не словами, а фактами отличил этот день от прочих дней недели ниспослав на апостолов и бывших с ними Святого Духа. И на этот раз день этот стал днем светлого торжества и блаженства, особенно тесного общения с Богом, днем сошествия на них Духа Святого, днем проповеди об Иисусе Христе, когда все провещавали на иных языках и когда ап. Петр своею одушевленной речью обратил около 3000 душ.
Субботники доказывают, что Пасха в тот год была в субботу, а потому, если считать от субботы пятьдесят дней, то опять обязательно этот день будет в субботу. Неправильность этого счисления очевидна и легко доказывается следующим. Но ясному указанию Закона Моисеева пятьдесят дней отсчитывалось со второго дня Пасхи, в который приносился первый сноп жатвы к священникам ( Лев. 23:15. 10 ; Втор. 16:9–10 ); первый день после седьмой седмицы от 16-го Нисана и назначался для празднования Пятидесятницы ( Лев. 23: 16 ). В год воскресения Христова первый день Пасхи 15-го Нисана случился в субботу ( Ин. 18:28; 19:31 ), а 16-е Нисана приходилось в первый день недели, а потому и пятидесятый, день, начиная с него, приходился тоже в первый день недели. У современных евреев праздник Пятидесятницы бывает 6-го Сивана, и посему, если 16-го Нисана приходится в первый день недели, то и 6-го Сивана приходится тоже в первый день недели. Нисан имеет 30 дней, по этому 30-е. Нисана придется в первый день недели; следующий месяц Иор имеет 29 дней и потому 1-е число следующего за ним месяца Сивана будет во вторник, а шестое число – день воскресный. В настоящей 1907 год напр. так и случилось – Пасха еврейская была 15-го Нисана в субботу; день пятидесятницы был 6-го Сивана в воскресенье.
По примеру двенадцати апостолов и учеников Христовых и ап. Павел приурочил священное собрание с преломлением хлеба к первому дню недели т. е. воскресенью, который и проводил в религиозном покое. Так, когда ап. Павел после третьего своего миссионерского путешествия ехал в Иерусалим, где ему предстояли узы, то по пути он остановился на неделю в Троаде и здесь «в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел. беседовал с ними и провел в беседе всю ночь» ( Деян. 20: 7–11 ); в горнице, где они собрались, по замечание дееписателя, «было довольно светильников» (20:8). Во время беседы Павловой с одним юношей случилось несчастье и Павел, выйдя из горницы, исцелил его и снова «взошед (в горницу) и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян. 20:9–12 ).
Видя в собрании учеников в Троаде в первый день недели тяжелый камень, лежащий на их пути, и не имея силы сокрушить это препятствие, адвентисты-субботники позволяют себе утверждать, что это собрание было субботу вечером, т. е. под первый день недели, почему и приписано к первому дню. «Чтобы понять, говорят адвентисты, когда происходило это собрание в Троаде, нужно иметь в виду иудейский обычай считать дни, основанный на Священном Писании. Их считали не с полночи до полночи, как это делается теперь, Библейские сутки начинались вечером и кончались вечером. И был вечер и было утро: день один ( Быт. 1:5 ) и: от вечера до вечера празднуйте субботу вашу ( Лев. 23:32 ). Следовательно, первый день недели начинался с заходом солнца предыдущего седьмого дня, – с заходом солнца первого дня, и так далее. Таким образом наше, напр., воскресенье вечером после захода солнца называлось вечером второго дня, вечер нашего понедельника – вечером третьего дня, т. к. он составлял начало вторника, т. е. третьего дня. Точно также вечер нашей пятницы был вечером и, значит, началом субботы ( Мк. 15:42 ; Лк. 23:54 ; Ин. 19:31 ) и вечер нашей субботы, по наступивши ночи, был вечером первого дня. Это правило в особенности применимо в том случай, если речь идет не о вечере, а о ночи. Ночь с субботы на первый день недели была, по Слову Божию, ночью не седьмого дня недели, но первого.
Что закон о праздновании субботы действительно требовал праздновать ее от вечера до вечера, то против этого никто не спорит. Однако нужно заметить, что кроме иудейского счета в Св. Писании употребляется и другой счет, по которому день считался от полуночи до полуночи и, следовательно, вечер дня принадлежал тому же дню. В доказательства существования такого счета мы приведем следующие свидетельства Св. Писания Ветхого и Нового Завета.
Бог, заповедуя Моисею относительно жертвоприношений при посвящении Аарона и его сыновей в священники, между прочим говорит: «вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси по утру, а другого агнца приноси вечером. Также, когда Он вменял в обязанность израильтянам приношения «в приятное благоухание» сказал: «вот жертва, которую вы должны приносить Господу: два агнца однолетних, без порока на день, во всесожжение постоянное. Одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси вечером» ( Исх. 29:38, 39 ; Чис. 28:3–4 ). Из этих повелений Господа до очевидности ясно, что один агнец приносился в начале дня, а другой – в конце его и, если бы в Библии говорилось только: приноси одного агнца утром, а одного вечером, то мы знали бы лишь, что их приносилось по два в день; но когда ясно и определенно говорится, что вечером приносился другой агнец, то несомненно и бесспорно, что агнец, принесенный утром, быль первый, что еще яснее видно из следующих стихов, где говорится: «другого агнца приноси вечером с мучным даром, подобным утреннему», или: «с такими хлебным приношением, как по утру» ( Исх. 29:41 ; Чис. 28:8 ).
У евреев было свое вчера, как есть это вчера и у нас ныне. Так, когда Лаван преследовал тайно ушедшего Иакова, то Бог, явившись ему во сне ночью, сказал ему: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» ( Быт. 31:24 ). Когда же Лаван нагнал Иакова, то сказал: «есть в руке моей сила сделать вам зло, но Бог Отца вашего вчера говорил по мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого» ( Быт. 31:29 ср. Быт. 31:42 ). Интересно знать: как понимают субботники, – в то время, когда Лаван говорил эти слова, то его вчера еще продолжалось, или уже окончилось и, если окончилось, то когда?
В евангелии Иоанна говорится: «в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус». ( Ин. 20:19 ). Интересно, как объясняют это место субботники и как они признают – когда это пришел Иисус? Действительно ли в первый день недели или же в субботу вечером? Зная, что в субботу вечером Христос лежал еще в гробу и явиться Своим ученикам не мог, мы надеемся, что ни один добросовестный субботник не решится утверждать, что это явление Христа было в субботу а не в воскресенье вечером. Следовательно, если собрание Троадских учеников было «в первый день недели вечером» ( Деян. 20: 7–8 ), то его нужно понимать так же, как и собрате апостолов «в первый день недели вечером» ( Ин. 20–19 ), т.е. что оно произошло под понедельник.
Наконец, кн. Деяний св. апостолов передает нам, что апостолы Петр и Иоанн вечером, после исцеления у Красных ворот хромого, были отданы под стражу и что на другой день собравшиеся в Иерусалиме начальники, старейшины и книжники призывали их и делали им допрос ( Деян. 4:3–5 ). Является вопрос, когда начался этот другой день и сколько времени апостолы оставались под стражей? Если признавать, что день начинается вечером, то до другого дня им надо было сидеть целые сутки. Писание же говорить, что они были отданы под стражу до утра (ст. 8) и что, следовательно, вечером во время ареста продолжается один, а утром во время допроса уже наступил другой.
Из всех этих свидетельств уже можно с достаточною уверенностью определить –считались ли у евреев сутки с вечера и до вечера или с полночи и до полночи. Что у троадских христиан счисление было не иудейское, а скорее римское, становится ясно еще из того, что Троада была Римской провинцией и сама церковь их образовалась не из иудеев, а из язычников. Сам ап. Павел чуждым еврейского закона не навязывал предписаний этого закона ( 1Кор. 9:21 ). Да, наконец, и ев. Лука, будучи родом грек, писал книгу Деяния Апостолов Феофилу, тоже не еврею. Отсюда ясно, что троадские христиане собрались для преломления хлеба, по примеру других апостолов и Христа, вечером под понедельник, считая этот вечер еще продолжением первого дня недели, т. е. воскресенья. Если бы даже допустить, вопреки ясному смыслу Св. Писания, что собрание учеников в Троаде происходило даже под воскресенье, то опять таки по еврейскому счету им святился бы первый день недели. А из того, что ап. Павел отправился в путь, как думают адвентисты, на рассвете воскресенья, нельзя заключить, что воскресенье было днем рабочим. Ведь ап. Павел отправился на проповедь, а не на житейскую работу. Подобными же путешествиями и суббота не нарушалась (Mф. 12:12).
Мы видели уже, что торжественное и продолжительное общественное богослужение с возжжением большого количества светильников, совершение таинства евхаристии (ибо в Св. Писании оно обыкновенно разумеется под термином «преломление хлеба») и поучение Слову Божию – вот способ празднования первенствующими христианами воскресного дня. В первом послании к Коринфянам мы видим указание и на другую черту христианского празднования этого дня – благотворительность. «При сборе же для святых, пишет апостол Коринфянам, поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволить ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» ( 1Кор. 16:1–2 ). У евреев было постановлено в законе в дни постов и праздников вспоминать и призирать сирот и вдов, помогать бедным и, вообще, как сказано, действовать «по усердию руки» своей ( Ис. 1:14–17; 58:6–10 ; Втор. 16–10 ). Ап. Павел, как бывший «еврей от евреев» и как воспитанный в строжайшем послушании закону, хорошо знал все праздники еврейского народа и однако сборы для святых он установил не в какой-нибудь праздник иудейский, ни в новомесячие, ни в субботу, а установил именно в первый день недели, который у евреев никакого священного значения не имел и никаким особым предпочтением не пользовался. Из Троадского собрания и из только что приведенного установления о сборе для святых можно вывести лишь одно заключение, что ап. Павел смотрел на первый день недели, как на праздник Христианской Церкви.
Следуя учению Иисуса Христа, апостолы различали в ветхозаветном законе элементы вечный и преходящий, нравственный и обрядовый. Когда в первый раз обратился к Церкви Христовой язычник сотник Корнилий, то он не был принуждаем исполнять закон Моисеев и был крещен, не принимая обрезания ( Деян. 10:1–11, 12–18 ). Когда делу миссии среди язычников посвятил себя великой апостол языков – Павел, то и он не заставлял исполнять обрядовый закон Моисеев. Напротив он учил, что христиане призваны к свободе от рабства закону ( Гал. 5:13 ), и увещевал их стоять и держаться этой свободы, которую им даровал Христос, и не подвергаться игу рабства ( Гал. 5:1 ), учил, далее, что и для иудеев закон этот потерял свое значение и исполнение его или не исполнение его – дело безразличное. Эта свобода то наблюдать отеческий закон, то не исполнять его коренилась в уверенности апостола в том, что от соблюдения обрядового закона Моисеева не будет ни пользы ( Гал. 5:2 ), ни препятствий для оправдания, если только это исполнение обрядового закона чуждо той мысли, будто оно имеет самостоятельную цену пред Богом. На этом основании сам он был для иудеев как иудей, чтобы прибрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы прибрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, чтобы прибрести чуждых закона ( 1Кор. 9:9–21 ). «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ), говорил он. И эта точка зрения торжественно подтверждена была всеми апостолами, собравшимися в Иерусалиме. Столпы Церкви, верховные апостолы Иаков и Кифа и Иоанн подали Павлу и Варнаве руку общения ( Гал. 2: 9 ). В соборном послании братьям из язычников написано было решение собора: «не возлагать на них никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят» ( Деян. 15:28–29 ). Соблюдать же субботу не было предписано. Очевидно она, как и весь обрядовый закон, отнесена к числу предметов необязательных для христиан языческого происхождения. Соблюдение ветхозаветных обрядов составляло теперь только национальное отличие еврейского народа.
Ко времени написания евангелистом Иоанном кн. Апокалипсиса празднование первого дня недели настолько утвердилось и упрочилось в Церкви христианской, что этот день в это время получил уже свой технический термин: он называется «день Господень», κυριακῇ ἡμέρᾳ по-гречески, а в русском переводе «день воскресный». Доселе он носил название «первый день недели». Теперь уже самым названием своим этот день выдвигался из ряда прочих, как день, посвященный Господу. Невольно здесь напрашивается сравнение названий недельных праздников у христиан и евреев. Ветхом Завете четвертая заповедь говорит: «день же седьмой – Господу Богу твоему» и однако этот день в обрядовом Законе Моисея носит название «суббота», т.е. покой, название, указывающее на внешнюю черту его, на средство лишь для действительного посвящения дня Господу. У христиан же день, посвященный Господу, самым названием своим «день Господень» указывает на самую сущность празднования, требуемого 4-й заповедью. Древняя еврейская суббота напоминала своим отдохновением и покоем лишь одно частичное благо и лично одним только евреям, ибо что должен был «помнить» в этот день язычник, вошедший в состав «Израиля по плоти»? Как по отношению ко всем прочим благам Закона, так и по отношение к воспоминанию благ субботы он должен был почитать себя не больше, как «пришельцем», а не участником их, ибо он не нес ига египетского порабощения и не испытал радости освобождения. Великие же блага Иисуса Христа и драгоценные воспоминания «дня Господня» не касаются одних только евреев, а равномерно распределяются между всеми верующими, без различия их прежней национальности и у Христа уже его последователи не делятся «на странников или пришельцев», ибо у Него все «сограждане святым» и «свои Богу» и, так как во всех их Он видит лишь «сопричастников обетования», то уже больше нет иудея или эллина, варвара или скифа, раба или свободного, даже нет пола мужеского или женского, ибо все они во Христе Иисусе и все одинаково по обетованию наследники. Славный и радостный день Иисуса есть для всех детей Божиих день победы жизни над смертью, победы веры над сомнениями и победы преславной радости над величайшими скорбями духа, – день явления нашего воскресшего Господа и день сошествия на Его Церковь Святого Духа. Вот потому-то и ветхозаветные пророки задолго еще предвозвестили будущую славу дня воскресения Христова, или первого дня недели. Так, пророк Давид, объятый проницающим все глубины Духом Божием, в духовном восторге восклицает: «Камень который отвергли строители, сделался главою угла: это от Господа и есть дивно в очах наших. Сей день, ею же сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный ( Пс. 117:22,24 ; ср. Mф. 21:42; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:4–8 ; Рим. 9:33 ; Еф. 2:20 ). Сам Христо во время Своей земной жизни часто предупреждал Своих учеников о наступлении этого радостного для них дня, неоднократно повторяя: «в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и Отец во Мне, и Я в вас» ( Ин. 14:20 ); «в тот день вы не спросите Меня ни о чем» ( Ин. 16:23 ) и «в тот день будете просить во Имя Мое» ( Ин. 16:26 ).
Мы могли бы привести еще целый ряд свидетельств, напр., Св. Петра Александрийского, Первого Вселенского Собора, Св. Феофила Александрийского и друг., которые также ясно доказывают, что христиане от самых первых времен христианства праздновали день воскресный.
Библейские чтения о настоящей истине. День почивания Господа Бога, № 21, §5, 6. «Маслина» журн. 1906 г. № 3.