в громе яростных битв пролетают над нами бесконечные грозные трудные дни
Исторический вечер «Россия: времена не выбирают»
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” направлена на то, чтобы сделать патриотизм основой для объединения общества и укрепления государства, и школа может сделать многое в этом направлении.
К сожалению, приходится говорить об ослаблении патриотического воспитания в семье, в школе и в обществе в целом. Я, как учитель, сталкиваюсь с проявлениями циничного отношения к слову “патриотизм”. Обидно и горько сознавать, что целое поколение как бы “выпало” из поля зрения государства и общества. Современные школьники отличаются большей прагматичностью, чем их сверстники десятилетия назад. Конечно, неплохо, что человек хочет много зарабатывать и хорошо жить. Но когда сталкиваешься с тем, что ученики согласны получить образование в России, а жить хотят за границей (много платят, уровень жизни выше и т.д.), то возникает чувство и вины(не воспитали, не донесли идеи любви к Родине), и чувство брезгливости: воспользовался тем, что дали – и в бега. А кто будет продолжать дело родителей? Так и хочется сказать: кто, если не ты?
Патриот – это гражданин, и воспитание гражданина должно стать одной из главных задач школы.
Цель: патриотическое, нравственное воспитание; развитие творческих способностей учащихся.
Звучит фонограмма “колокола”.
Вводное слово учителя. Россия: времена не выбирают. Так называется вечер, потому что каждому поколению свое время. Всего лишь несколько страниц истории нашей страны прочтем мы сегодня. Всего лишь несколько страниц, но в них величие и трагизм истории нашей Родины. Горит свеча памяти, оплакивая погибших и напоминая нам, живым, о том, как скоротечно Время. Время, которое выбрало нас.
1 ведущий.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
2 ведущий.
Крепко тесное объятье,
Время – кожа, а не платье,
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
1 ведущий. Мчится в черной бездне Космоса голубая пылинка Земля. Удивительный, может быть, уникальный дом, приютивший род человеческий. Млечный путь, немерянные дали Вселенной, мириады светил. Мерцают знакомые созвездия. Миры… несметь миров.
2 ведущий.
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды – невод, рыбы мы,
Боги – призраки у тьмы.
3 ведущий. Былое никогда не являлось безразличным ни для народа, ни для отдельного человека в целом. История – путь, проделанный человечеством. Он долог и мучителен. Когда все началось? Очень давно. Но если жизнь человечества представить в виде суток, то на первобытность придется 23 час 57 минут, а государства, города, письменность и техника появились на Земле всего 3 минуты назад.
2 ведущий.
Когда мой пращур,
В странном удивленье,
Встав с четверенек,
Замер в полный рост,
Не в тот ли миг земное притяженье
Вдруг обернулось притяженьем звёзд?
И до рассвета в каменной берлоге,
Пучок травы от голода жуя,
Из голубой звезды, упавшей в ноги,
Он сделал наконечник для копья.
Ритуальный танец древнейших охотников. Фонограмма “колокола”.
1 ведущий. Идёт Время, идёт. Медленно да быстро. Никакого парадокса в этом нет. То, что было мгновение назад, уже не вернётся. Время идёт только из прошлого в будущее. Но прошедшее остаётся в памяти людей и передается от поколения к поколению.
Умный, сильный народ
Далеко идёт вперёд,
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
2 ведущий.
Как за Волгой, за Уралом
Были земли басурман.
Кочевал в степях широких
Злой Батый, ордынский хан.
И была тогда могучей
Басурманская Орда,
Налетала черной тучей
И сжигала города.
Слишком много охотников устанавливать свои порядки, нравы, законы было вокруг Руси. Нетороплив, спокоен наш народ, пока с ним дружат. Но если увидит лицо врага, то ответ один: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.
3 ведущий. Выстояла Русь и не сломалась. В единстве была сила русского государства. Лишь чуть-чуть голову пригнула, чтобы гордо распрямиться вновь. Не уступила она ни шведам, ни Ливонскому Ордену, ни Речи Посполитой.
1 чтец.
Вся Родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Весь пояс твоей обороны
Идёт через наши сердца.
Идёт через грозные годы
И долю народа всего.
Идёт через сердце народа
И вечную славу его.
Идёт через море людское,
Идёт через все города,
И всё это, братцы, такое,
Что враг не возьмёт никогда!
1 ведущий.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Звучит фонограмма менуэта. На фоне мелодии говорит ведущий.
2 ведущий. Да, чудно было то время. Безбожие и изуверство, грубость и утончённость, страсть к новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство, великие умы и великие характеры, а между ними Недоросли и Простаковы.
Сцена из комедии Фонвизина “Недоросль”. Фонограмма (менуэт).
3 ведущий. (за кулисами). Канун XIX века. Маленькая точка на планете – Россия.
Звучит фонограмма вальса И.Шварца из к/ф “Звезда пленительного счастья”. Исполняется бальный танец.
3 ведущий (на фоне мелодии, в конце танца) Начало XIX века было сложным для России. Приближалась война 1812 года…
2 чтец.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след.
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу.
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань господня
И сердце матери.
Вчера – малютки, мальчики,
Сегодня – офицера!
3 чтец.
Вам все вершины были малы
И мягок самый чёрствый хлеб.
О, молодые генералы,
Своих судеб!
Три сотни побеждало трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие
И весело переходили в небытие.
3 ведущий. И снова выстояла Россия. Сколько безвестных героев пало на полях сражений. Не сосчитать. Но все они – и павшие, и оставшиеся в живых, любили свою родину, свою Россию. Жили во имя её свободы и отдавали ей свою жизнь. Желали ей процветания и блага, видели её гордой и свободной.
1 ведущий. Век XX. Год 1918… XX век до краёв наполнен драматизмом, мы являемся свидетелями величайших свершений, грандиозных взрывов, потрясших до основ нашу планету.
2 ведущий.
По военной дороге
Шёл в огне и тревоге
Боевой восемнадцатый год.
Были сборы недолги
От Кубани до Волги
Мы коней собирали в поход.
1 ведущий. Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по масштабам и накалу классовых битв, глубине и яростности человеческих страстей.
3 ведущий.
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за великое дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу!
4 чтец.
В громе яростных битв
Пролетают над нами
Беспокойные, трудные, грозные дни.
Встань, поэт, перед строем
Под красное знамя
И в глаза современникам
Прямо взгляни…
Чтобы после великого часа победы,
Молодые наследники нашей земли
Песнь о том, как сражались
И верили деды,
Красным знаменем славы
В века унесли.
Исполнение песни “Смело мы в бой пойдем!”. По окончании фонограмма “колокола”.
2 ведущий. Как рождается подвиг? Как звучит струна, готовая вдруг оборваться на самой высокой ноте, но вопреки ожиданиям останется звучать вечно. Как?
Фонограмма “Священная война”. Муз. Александрова.
5 чтец.
Сначала ровно 1000 дней,
Потом еще 400 дней,
А после еще 18 дней
(так подсчитано)
Шла война.
Невозможно было привыкнуть к ней,
Невозможно было не думать о ней,
Благословляла, крестила,
Казнила и миловала она.
И, тот, чья юность осталась в ней
Кто сегодня не может забыть о ней,
Говорит о ней и молчит о ней
В окружении внуков, лекарств и седин,
Мечтает прожить еще 1000 дней,
Потом еще 400 дней,
Потом еще 18 дней,
А после – хотя бы один.
6 чтец.
Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля
На миллион веков.
И млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатках тучи спят,
Метелицы метут.
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как-будто в мавзолей.
Исполнение песни В.Высоцкого “Он не вернулся из боя”.
3 ведущий. Есть мгновения в жизни, когда весь ужас, вся накипь суровых будней как будто исчезают. И вот наступает миг, в котором, как в радуге, отражен пафос времени, его удача, восторг, восхищение подвигом друзей, и, наконец, атмосфера праздника, который еще не обозначен в календаре.
7 чтец
Свобода пришла внезапно,
Нет у свободы прозвищ,
Символов и реликвий.
Свобода бывает жесткой,
Свобода бывает слабой,
Свобода зовётся просто –
Просто Свобода.
Свобода питается мёртвыми,
За неё умирали герои,
Не бывает свободы без скорби,
И без счастья её не бывает.
Свобода ходит по проволоке
Между счастьем и скорбью.
Фонограмма “колокола”. Исполнение песни “Мне звезда упала на ладошку”. Муз. и сл. А. Дольского.
1 ведущий. Год 1979… Афганистан. В нашу жизнь прочно входит слово “воин – интернационалист”. Война, пусть и необъявленная, остаётся войной. Более 15 тысяч погибших, 35 тысяч раненых, более 300 пропавших без вести. Но современники обязаны знать: они достойно представили нашу армию и наш народ в тяжёлых испытаниях у южных границ Родины. Им, попавшим из мирной жизни в военное пекло, посвящается…
Исполнение песни “Над землёй бушуют травы”.
2 ведущий.
Я жизнь люблю безбожно,
Хоть знаю наперёд,
Что рано или поздно
Настанет мой черёд.
Я упаду на камни,
И, уходя во тьму,
Усталыми руками
Я землю обниму.
Но, зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине – мне надо!
Исполнение песни “Мальчишки” муз. А. Пахмутовой.
8 чтец.
О мужество! Оно – стальной клинок,
Которому вовек не притупиться.
Истории прекрасные страницы
Оно слагает из бессмертных строк.
Оно украшено, оно согрето
Бесчисленными красками,
И нет средь красок тех
Единственного цвета –
Ему неведом страха
Чёрный цвет.
2 ведущий. Конец XX века. Год 2000. И вновь в России война. Время, не уснуло ли ты, если снова поднимается брат на брата, а друг на друга? Народ, переживший за свою многовековую историю столько сражений за право быть самим собой, несокрушим. Мы верим в это. Поколения сменяют поколения, учатся быть мудрыми, верят в любовь и дружбу, просто живут…
Исполнение песни “Друзья уходят как-то невзначай”. Муз. и сл. Г. Шпаликова.
1 ведущий.
Времена не выбирают
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
Фонограмма “колокола”. Участники вечера выходят на сцену. Вечер заканчивается.
Презентация «Поэт-фронтовик Алексей Сурков»
Презентация «Поэт-фронтовик Алексей Сурков» может сопровождать уроки литературы в 5-8 классах, посвящённые поэзии о Великой Отечественной войне.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Поэт-фронтовик Алексей Сурков»»
СУРКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899 – 1983)
СЫН ЯРОСЛАВСКОЙ ЗЕМЛИ
Поэт Алексей Александрович Сурков появился на свет первого октября 1899 года в деревне Середнёво Рыбинского уезда Ярославской губернии. Отец и мать были крестьянами. Сурков учился в деревенской школе, с малых лет впитал в себя красоту природы и простоту сельского быта
Проявив тягу к учёбе, в 12 лет Алексей Сурков отправляется в Санкт-Петербург, где ему приходится жить в хозяйском доме и подрабатывать. Такое проживание называлось «в людях», но оно позволяло подростку читать газеты и развиваться. Трудовая биография началась с работы учеником в типографии, магазине мебели, столярных мастерских. Революцию он встретил в торговом порту, где работал весовщиком.
ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ (1918 – 1922)
ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ
Начало настоящему поэтическому творчеству Алексея Суркова положил первый сборник, изданный в 1930 году. Он назывался «Запев». Стихи отличались политической остротой и чувством патриотизма, что было очень востребовано временем. В эти годы по-настоящему родился поэт Алексей Сурков.
«ДЕКАБРЬСКИЙ ДНЕВНИК» (1940)
ВОЕНКОР (1941 – 1945)
Несмотря на непризывной возраст, с первого дня войны Сурков отправляется на фронт. В 1941—1945 годах он был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», а также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. Сурков окончил войну в звании подполковника, которое ему было присвоено в 1943 году.
Алексей Сурков участвовал в обороне Москвы. 27 ноября 1941 года под Истрой он попал в окружение на командном пункте. Когда смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага»; после этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…»
ИСТОРИЯ «ЗЕМЛЯНКИ» (1941)
Уже в Москве родились строки знаменитого стихотворения, отправленного в Чистополь, в эвакуацию, жене. Когда в редакции появился композитор Константин Листов, Алексей Сурков передал ему рукописные строчки, и уже через неделю песню впервые исполнил его друг Михаил Савин.
С первым своим появлением она сразу же ушла на фронт, став любимейшим произведением солдат. Её исполняла Лидия Русланова, и поначалу даже выпустили грампластинки с записью. Но потом их полностью уничтожили, ибо политработники разглядели упадничество в строчках стихотворения и потребовали изменить слова. Но песня уже ушла в народ. Есть свидетельства, что солдаты уходили в бой, крича: «Пой, гармоника, вьюге назло!»
АВТОР СТИХОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН
Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. А. Белого, 1941), «В землянке» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К. Я. Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. А. Мокроусова, 1942), «Ни шагу назад» (музыка Т. А. Кулиева, 1942) и других.
«ПЕСНЯ ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ» (1942)
Мы не дрогнем в бою За столицу свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Остановим, Отбросим врага.
В атаку, стальными рядами, Мы поступью твердой идем. Родная столица за нами — Наш кровный родительский дом.
За годы войны Алексей Сурков издал сборники стихов: «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки он написал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле».
«В ГРОМЕ ЯРОСТНЫХ БИТВ»
В громе яростных битв пролетают над нами Беспокойные, трудные, грозные дни. Встань, поэт, перед строем под красное знамя И в глаза современникам прямо взгляни. Ты сопутствовал каждому нашему шагу. Все мы вместе встречали тревожный рассвет. Как отчизне на верность приносят присягу, Присягни нам на песню, окопный поэт.
АЛЕКСЕЙ СУРКОВ И КОНСТАНТИН СИМОНОВ
Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! — И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
«ЧЕЛОВЕК СКЛОНИЛСЯ НАД ВОДОЙ»
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?
1941, Западный фронт
В июне 1945 года Алексей Сурков посетил Берлин, Лейпциг и Радебойль, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Одно из самых ярких стихотворений о солдатах-победителях – «Утро Победы».
В эти же годы Алексей Сурков выпустил 15 поэтических сборников, был главным редактором «Краткой литературной энциклопедии». Он был избран депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов, депутатом Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, был секретарём правления Союза Писателей, а также его первым секретарём в период с 1953 по 1959 годы. Сурков сам любил называть себя «ровесником века». Умер поэт 14 июня 1983 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Сурков был лауреатом Сталинских премий и Героем Социалистического труда. Он был награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденами Красного Знамени, «Знак Почёта», «Кирилл и Мефодий» (Болгария).
Новости от Zaycev News
Новости от ZaycevNews
Другие треки этого исполнителя
Сборники
Популярные треки
Хэппибездим звезду! Сегодня день рождения отмечает Игорь Корнелюк
ZAYCEV NEWS подготовили 10 любопытных фактов о популярном певце и композиторе!
1. Игорь Корнелюк появился на свет 16 ноября 1962 года в белорусском городе Бресте. Рос и воспитывался в простой рабочей семье. Об этом сообщает InteresnyeFakty.org.
2. Будучи подростком, Игорь играл в ансамбле на клавишных в местном ДК. По окончании 8 классов продолжил получать образование в Брестском музыкальном училище, но через год уехал в Ленинград и поступил в музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение.
3. На Игоря, как на композитора, повлияла музыка британской рок-группы «Queen», а также джаз.
4. В середине 80-х Игорь записал дебютную миньон-пластинку «Мальчик с девочкой дружил».
5. В 1987 году артист стал лучшим автором и исполнителем собственных песен. В следующем году он начал сольную карьеру в телепередаче «Музыкальный ринг». Кроме этого, он ему удалось дойти до финала знаменитого конкурса «Песня года – 1988».
6. К тому моменту Игорь Корнелюк написал ряд хитов, включая «Дожди», «Билет на балет», «Возвращайся», и других. Одновременно писал музыку для фильмов и спектаклей.
7. Композиции Корнелюка можно услышать в таких лентах, как «Идиот», «Мастер и Маргарита». Именно он является автором нашумевшего хита «Город, которого нет» из телесериала «Бандитский Петербург».
8. За годы творческой биографии Корнелюк написал свыше 200 песен.
9. Сейчас Игорь продолжает выходить на сцену и писать саундтреки для телепроектов. Летом 2019 года он принял участие в рейтинговой программе «Судьба человека».
© ООО «ЗАЙЦЕВ.НЕТ», 2004-2021
Средство массовой коммуникации «ZAYCEV.NET».
Выходные данные
125315, г. Москва, ул. Лизы Чайкиной 6
+7 (985) 211-85-11 По общим вопросам:
admin@zaycev.net По вопросам взаимодействия с Правообладателями
e-mail: legal@zaycev.net подписаться на нас:
Упражнения по теме «Однородные члены предложения». 8 класс
Расширенный сборник упражнений по теме «Однородные члены и знаки препинания при них» для 8 класса и для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Однородные члены предложения». 8 класс»
Упражнения по теме «Однородные члены предложения». 8 класс
I.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Всякая благородная личность глубоко сознаёт кровное родство свои кровные связи с отечеством. ( Бел.) 2.Желание служить общему благу непременно должно быть потребностью души условием личного счастья. ( Ч.) 3.За счастье за мир на земле за чистое небо рассвета боритесь народы смелей на двух полушариях света! ( Кирс.) 4.Это небо в светлейших родинках этот лес этот крик журавля заронили мне в душу Родину на протяжной заре сентября. ( М. Анищенко ). 5.Лесом хочу надышаться вьюгами надышаться жизнь не напрасно прожить правды одной держаться правдой одной дорожить. ( Щип.)
II.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Я шёл без сил в шинели и погонах сквозь сто смертей за Родину мою. ( Э. А.) 2.В громе яростных битв пролетают над нами бесконечные грозные трудные дни. ( Сурк.) 3.Мужчины в Горюхине добронравны трудолюбивы ( особенно на своей пашне ) храбры воинственны. ( П.) 4.Ночь настала месяц всходит поле всё Иван обходит звёзды на небе считает да краюшку уплетает. ( Ерш.) 5.Искусство даёт крылья уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь мелкие грошовые интересы кто возмущён оскорблён и негодует тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. ( Ч.)
III. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней роскошью декораций костюмов эффектными мизансценами а идеями драматурга. ( Станисл.) 2.Осторожно ветер из калитки вышел постучал в окошко пробежал по крыше поиграл немного ветками черёмух пожурил за что-то воробьёв знакомых. ( Исак.) 3.День пригревает- возле дота пахнет позднею травой яровой сухой соломой и картофельной ботвой. ( Тв.) 4.По зеркальной траве по кудрям лозняка от зари алый пар разливается. ( Ник.)
IV. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Везде был отрадный дремотный лес. Он был с нами добр широк понятен неназойлив.2.Теперь даже лес казался чужим равнодушным.( В. Белов ) 3.Весной разливается Волга. Вода заливает низкие места небольшие озёра ямы котлованы. Сюда заходит рыба разной породы появляются крохотные беспомощные мальки. За лето мальки подрастают становятся подвижными юркими рыбками.
Однородные члены предложения, соединённые одиночным союзом.
I. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
II. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Хотел бы я долгие годы на родине милой прожить любить её светлые воды и тёмные воды любить. ( В. Соколов ) 2.В тебя Отечество родное бессмертная моя любовь в поля и в небо дождевое я вглядываюсь вновь и вновь. ( Ю. Смуул ) 3.Первое правило настоящего разведчика- лучше знать да молчать чем знать да болтать. ( Кат.) 4.Ложью свет пройдёшь да не воротишься. (Посл.) 5.Отсталый да угрюмый всегда позади. ( Посл.) 6.Птица далеко летает да старое гнездо не забывает.( Посл.)
III. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Человека ценят не по годам не по делам а по разуму. 2.Живи своим умом а честь расти трудом. 3.Откладывай безделье да не откладывай дела. 4.В умной беседе ума наберёшься а в глупой свой растеряешь.( Посл.) 5.Я медленно уходил от грозы преодолел густой ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 6.Здешний соловей был как бы слишком застенчив и быстро замолкал.( В. Белов )
IV.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Науки не просто граничат одна с другой а внедряются и проникают друг в друга.( Н. Пирогов ) 2. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями моей мысли а не одной памятью.( Л. Толстой ) 3.Леса луга поёмные ручьи и реки русские весною хороши. 4.Дедушка древен годами но ещё бодр и красив. 5.Сила юности мужество страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь.( Н. Некрасов ) 6.За пустой околицей за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой.( А. Сурков )
V. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы прокричали и полетели в тёплые края. Остались только воробьи голуби сороки вороны синички. Накинулась зима на зверей. Запорошила она снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко и сердито постукивают молотками. Строят они мосты по прудам озёрам рекам и морям. Заволокла зима узорами стёкла в окнах изб. Стучит в заборы в стены в двери жилищ и дует свирепым холодом в щели. ( К. Ушинский )
Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами
I.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Родней всех встают и красивей леса и поля и края.( Прок.) 2.Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят.(Сим.) 3.Одесса дралась жестоко непоколебимо упорно не желая отдавать врагу ни одного камня ни одного клочка земли. (Пауст.) 4.В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын и ты со своею судьбою осталась один на один. ( Исак.) 5.Голос наковальни да скрип мехов да шум огня с далёкой той поры начальной в ушах не молкнет у меня.( Исак.)
II.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 2.Я брат зверью и ящерам и рыбам мне ясен рост весной встающих трав.( Бр.) 3.Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым с гордой гривой в часы прилива.( И. Поженян ) 4.Брожу то лесом то подлеском в полшага чтобы где-нибудь случайным шорохом иль треском косули робкой не спугнуть.(И. Бабаев ) 5.Ни раба ни повелителя дружбе не надо.Дружба любит равенство.( Гонч.)
III.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. 2.О неизменный друг тебе я посвятил и краткий век уже испытанный судьбою и чувства может быть спасённые тобой. 3.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык и гордый внук славян и финн и ныне дикой тунгус и друг степей – калмык. 4.Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя; то как зверь она завоет то заплачет как дитя то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит то как путник запоздалый к нам в окошко застучит.( А. Пушкин )
IV.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Под вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.(П.) 2.Увы, ни камни ожерелья ни сарафан ни перлов ряд ни песни лести и веселья её души не веселят.( П.) 3.Сусанин ведёт их … Вот утро настало и солнце сквозь ветви в лесу засияло: то скроется быстро то ярко блеснёт то тускло засветит то вновь пропадёт. (Рыл.) 4.И снова я тоскую поутру и в сад иду и веточку беру и на снегу пишу я… (Ахмад.) 5.Тропа вела то лугом вдоль речки Тумки то частым лесом то гречишным полем.( Сол.) 6.Вспомнилась мне молодость и дорога и девушки мимо которых прошёл и девушки которые прошли мимо меня и снежный путь и скрип полозьев и дым костров.
Однородные члены, соединённые двойными союзами
Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
Попарное соединение однородных членов
Однородные и неоднородные определения
I.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.
II.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.
1.Немного далее речка сливалась с другой такой же речкой потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая пышная осока из которой когда подъезжала бричка с криком вылетело три бекаса.( Ч.) 2.Никогда ведь не знаешь когда блеснёт из-под ресниц лукавый женский взгляд. ( Пауст.) 3.Мы напились холодной вкусной воды. ( Пауст.) 4.Но он (Пастернак) как-то легко и по-домашнему ладил с корявою бездной, сгустившейся вокруг нас,- с выпяченными дёшево сверкающими звёздами с впадиной на месте луны с грубо поставленными неуютными деревьями. (Ахмад.) 5.Книга обладает колоссальной притягательной силой.
III.Спишите, укажите однородные и неоднородные определения.
1.Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи.( Шол.) 2.Хороша развесистая белоствольная светло-зелёная весёлая берёзка. ( С. Аксаков ) 3.У костра стоял худенький черноголовый мальчишка. ( Фад.) 4.А ведь как хорошо красиво это чистое и голубое небо синяя беспредельная гладь моря влажный береговой воздух.( Гонч.) 5.Мы выехали на заре и приехали на быстрый глубокий многоводный Ик. ( С. Аксаков ) 6.На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми жёлтыми огнями. ( В. Короленко )
IV.Спишите, согласуйте определения с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания и объясните их.
1.Эта дымка придаёт величественн. расплывчат… очертания дубов… рощам. 2.Сутулый человек был одет в сер… тонк… костюм лежавш… на нём свободно и мягко. 3.Дождь перестал но ранн… утро было сыр… пропитан… запахом дождя. 4.В сам… гуще парка телега остановилась около маленьк… деревянн… дома с освещен… окнами. 5.Я спускался с обрыва около стар… крепостн… валов и шёл по узкой тропинке. ( Пауст.)
Обобщающие слова при однородных членах
I.Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите обобщающие слова.
1.Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.( А. Н. Т.) 2.Я поэзии одну разрешаю форму краткость точность математических формул. ( Маяк.) 3. Я ничего от песен не припрятал ни дружбу ни сомненья ни любовь. (Д. Алтаузен ) 4.Прекрасно это солнце это небо всё вокруг нас прекрасно. ( Т.) 5.Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно хотя весна повторяется каждый год! ( Ч.) 6.Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени. ( В. Арсеньев )
II.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.
III.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.
1.Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом красивой сказки. ( М. Г.) 2.Везде над головой под ногами и рядом с тобой живёт торжествуя свои победы железо. ( М. Г.) 3.В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно. ( Пауст.) 4.Семь перемен в одну неделю теплынь и холод дождь и снег такой характер у апреля когда весна берёт разбег. ( А. Иванов ) 5.Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышной берега и Волги радостные воды всё мило мне. ( Н. Языков)
IV.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.
1.Звон якорных цепей грохот сцеплений вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. ( М. Г.) 2. …И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов ) 3.А.. П. Чехов высмеивал всё дурное всё что мешало жить честно и справедливо наглость сильных и заискивание слабых грубость трусость и равнодушие. ( А.. Белкин )
V.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.
1.Пытливо умные глаза ироническая улыбка в углах тонких губ манера поднимать левую бровь словно прислушиваясь к чему-то некая интеллигентность во всём облике всё внушительно говорило о том что человек далёк от заготовок скота и нужд сельского хозяйства. ( Шол.) 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. ( П.) 3.Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды. (И. Тургенев ) 4.С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи работать для науки и писать для народа. ( К. Тимирязев )
VI.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.
1.Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком. ( Ю. Нагибин ) 2.Я всё любил леса и нивы снегов немую белизну и вод весенние разливы и детства мирную весну. (Огарёв ) 3.Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны вьюжных зим серебряная пряжа кружева зелёные весны. (Рыл.) 4.И огонь и эта вода и тишина эта и буря и всё что есть в природе и чего мы даже не знаем всё входило и соединялось в мою любовь обнимающую собой весь мир. (Пришв.) 5.На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин (Т.)
VII.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.
VIII. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. ( Акс.) 2.На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина то же безлюдье. ( В.К.) 3. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (Ч.) 4.Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. ( Ч.) 5.Всё уже созрело всё требовало хозяйских хлопот пшеница просо овёс подсолнух кукуруза бахчи картофель.( Баб.) 6.И всё это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далёкие дни детства.( Перв.) 6.Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу.7.Здесь всё мне знакомо усадебный дом сарай церковь с колокольней.
IX.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Всюду и направо и налево от тропинки простирается невысокий кустарник. 2.В богатых лесом краях в Карелии в Сибири на Урале проще возводить жильё из дерева. 3.Ничего не заметно было ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) 4.Но я как будто вижу перед собой эту живую картину тихие берега лунную дорогу тени бегущих людей. 5.Вся усадьба состояла из четырёх срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая бани. ( Т.) 6.Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке. (Сераф.)
1.Спишите, расставьте знаки препинания.
1.Ничего нет в мире милее для меня чем мой народ его судьба чем волшебный русский язык и трогающая то силой то грустью то покоем и радостью наша природа.( Пауст.) 2.Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан. ( Есенин ) 3.Не утаишь от меня не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли, молодой и горячей, страсти ума и ума страстей. ( Без.) 4.Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её семья и её история и её завтрашний день. 5.Смотрю на весеннее выступление жизни – силы жизни одной и той же во всём и в траве и в почках деревьев и в цветах и в насекомых и в птицах. (Л. Т.)
2.Спишите, расставьте знаки препинания.
1.И всё это пышная вершина клёна светло-зелёная гряда аллеи подвенечная белизна яблонь груш черёмух солнце синева неба всё поражало своей густой свежестью и новизной. ( Бун.) 2.Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень и блестело в каплях росы. ( Л. Т.) 3.И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. 4.Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 5.Всё пахло кусты акации листья сирени листья смородины лопуха цветы трава земля. ( Бун.) 6.Сазаны иногда скрывались под зелёными щитами кувшинок и снова выплывали на чистое хватали тонущие мокрые листочки вербы. ( Шол.)
3.Спишите, расставьте знаки препинания.
1.Аксинья с живым любопытством рассматривала заснеженную сугробистую степь натёртую до глянца дорогу далёкие тонущие во мгле горизонты. 3.В крохотной комнатушке на грязном земляном полу спало человек десять казаков. 4.До зари слышались людские голоса конское ржанье скрип полозьев. 5.Дни потянулись серые и безрадостные. 6.Повитая туманом даль затопленные талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней всё казалось невиданно красивым цвело густыми и нежными красками. 7.Она отчётливо видела быков арбу с раскинутым над ней пологом слышала трескучий звон кузнечиков вдыхала приторно горький запах полыни. 8.Она увидела и себя молодую рослую красивую…