в какие дни держать пост является сунной

Суннат (желательные) посты

в какие дни держать пост является сунной. Смотреть фото в какие дни держать пост является сунной. Смотреть картинку в какие дни держать пост является сунной. Картинка про в какие дни держать пост является сунной. Фото в какие дни держать пост является сунной

Как уже могли понять наши читатели из серии публикаций, пост является особенным, очень ценным видом богослужения. Помимо обязательного, предписанного каждому полноценному мусульманину, воздержания в месяце Рамадан, существует и желательный пост, подобно тому, как существуют желательные намазы. Об особых днях, когда постился пророк Мухаммад (ﷺ) стало известно из Сунны. Награда за данный ибадат велика, а условия не сильно отличаются от тех, что установлены для уразы в священном месяце. Подробнее об этом — в следующем отрывке из книги «Аль-Фикхуль Манхаджи».

Нет сомнения, что пост является одним из самых превосходных поклонений.

В хадисе от Аби Са’ида (да будет доволен им Аллаh) передается:

عن أبي سعيد رضي الله عنه قال: سمعت النبي ﷺ يقول: «من صام يوما في سبيل الله باعد الله تعالى وجهه عن النار سبعين خريفا» رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Я слышал как Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто бы ни постился на пути Аллаhа один день, то Всевышний отдалит его от ада на расстояние семидесятилетнего пути»»[Аль-Бухари 2685, Муслим 1153].

Мудростью установления шари’атом желательного поста является увеличение поклонения и приближение к Всевышнему, потому как нет поклонения, который не приближал бы к Всевышнему. В хадисе говорится: «Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне, делая добровольные поступки (сунна), пока Я не полюблю его». И нет сомнения что любовь Всевышнего к рабу, а также приближение раба к Всевышнему отдаляет его от запретного, приближает к поклонению и подталкивает его к совершению благого, и этим улучшается качество жизни человека.

Далее, мы перечислим виды желательных постов:

1. Пост в день ‘Арафа [1]

Это девятый день месяца «Зуль-Хиджа», пост в этот день желателен всем, кроме паломников.

От Абу Каттады (да будет доволен им Аллаh) передается:

عن أبي قتادة رضي الله عنه قال: سئل رسول الله ﷺ عن صوم عرفة، فقال: «يكفّر السنة الماضية والباقية» رواه مسلم

Смысл: «Спросили Пророка (мир ему и благословение) о посте в день ‘Арафа, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост в этот день искупает грехи прошлого и последующего годов [2] »»[Муслим 1162].

День ‘Афара является одним из лучших дней. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

قال رسول الله ﷺ: «ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبدا من النار من يوم عرفة» رواه مسلم

Смысл: «Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллаhх освобождает столько Своих рабов, как в день ‘Арафа»[Муслим 1338].

2. Пост в день «’Ашураъ» и «Тасу’аъ»

«’Ашураъ» — это десятый день месяца «Мухаррам». «Тасу’аъ» — это девятый день месяца «Мухаррам».

Доводом желательности соблюдения поста в эти дни, являются хадисы:

От Ибну ‘Аббаса (да будет доволен им Аллаh) передается:

عن ابن عباس رضي الله عنهما: أن رسول الله ﷺ صام يوم عاشوراء، وأمر بصيامه» رواه مسلم

Смысл: «Пророк, мир Ему и благословение, сам постился в день ‘Ашураъ и повелел поститься этот в день»[Аль-Бухари 1900, Муслим 1130].

От Абу Каттады, да будет доволен им Аллаh, передается:

عن أبي قتادة رضي الله عنه أن رسول الله ﷺ سئل عن صيام يوم عاشوراء، فقال: «يكفّر السنة الماضية» رواه مسلم

Смысл: «Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день ‘Ашураъ, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто будет поститься в этот день, тому простятся грехи прошлого года»[Муслим 1162].

От Ибну ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: قال رسول الله ﷺ: «لئن بقيت الى قابل لأصومنّ التاسع» رواه مسلم

Смысл: «Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день»[Муслим 1134]. Но Пророк (мир ему и благословение) не дожил до следующего года.

3. Пост в понедельник и четверг

Доводом этому является хадис от ‘Айши (да будет доволен ею Аллаh):

عن عائشة رضي الله عنها قالت: كان رسول الله ﷺ يتحرى صوم الإثنين والخميس» رواه الترمذي

Смысл: «Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост в понедельник и четверг»[Ат-Тирмизи 745].

Также, от Аби Хурайры, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк мир Ему и благословение, сказал:

عن أبي هريرة رضي الله عنه: أن رسول الله ﷺ قال: «تعرض الأعمال يوم الإثنين والخميس، فأحب أن يعرض عملي وأنا صائم» رواه الترمذي

Смысл: «Эти два дня недели являются днями, когда наши добрые деяния представляются Аллаhу, и я хочу, чтобы на мои деяния смотрели, когда я соблюдаю пост»[Ат-Тирмизи 747].

4. Три дня поста в каждом месяце

Доводом желательности постов в эти дни является хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаh):

عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: «أوصاني خليلي ﷺ بثلاث: صيام ثلاثة أيام من كل شهر، وركعتي الضحى، وأن أوتر قبل أن أنام» رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Мой друг, то есть Пророк, (мир ему и благословение) завещал мне соблюдать по три дня поста в каждом месяце, совершать два ракаата намаза зуха и витр намаз перед сном» [Аль-Бухари 1124, Муслим 721].

От Абу Куттады (да будет доволен им Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

عن أبي قتادة رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «صوم ثلاثة من كلّ شهر صوم الدهر» رواه مسلم

Смысл: «Соблюдение поста в течение трех дней каждого месяца равнозначно соблюдению поста целого года» [Муслим 1162].

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

عن أبي ذرّ رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «إذا صمت من الشهر ثلاثا، فصم ثلاث عشرة، وأربع عشرة، وخمس عشرة» رواه الترمذي وقال: حديث حسن

Смысл: «Если хочешь поститься по три дня в каждом месяце, то постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый день» [Ат-Тирмизи 761].

Но запрещается поститься тринадцатого числа месяца «Зуль Хиджа», об этом мы расскажем чуть позже.

5. Шесть дней поста в «Шаввале»

От Абу Айюба (да будет доволен им Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

عن أبي أيوب رضي الله عنه أن رسول الله ﷺ قال: «من صام رمضان، ثم أتبعه ستا من شوّال، كان كصيام الدهر» رواه مسلم

Смысл: «Кто будет соблюдать пост в месяце Рамадан, а затем прибавит к этому шесть дней поста в месяце Шавваль, то его пост будет подобен посту целого года»[Муслим 1164].

Нарушение желательного поста

Соблюдающему желательный пост, разрешается его нарушить, когда он захочет, и он не обязан его возместить, хотя поступать так является нежелательным.

В хадисе говорится:

قال ﷺ: «الصائم المتطوّع أمير نفسه، إن شاء صام، وإن شاء أفطر» رواه الحاكم

Смысл: «Соблюдающий желательный пост, имеет право или соблюдать пост, или его нарушить»[Аль-Хаким 439/1].

А тому, кто соблюдает возмещаемый обязательный пост, запрещается его нарушать, потому что тот, кто вступил к совершению обязательного, обязан его завершить.

[1] Также, желательно соблюдать пост в первые восемь дней месяца «Зуль Хиджа», поститься в эти дни желательно даже паломнику, за исключением дня ‘Арафа («Мугн-иль Мухтадж» 652/1).
[2] Тут имеется в виду о смывании малых грехов, не связанных с людьми. Так как для смывания больших грехов обязательно покаяние, а для смывания грехов связанных с людьми, если даже грехи малые, обязательно их довольствие («Тухфат-уль Мухтадж» 531/1, «Фатх-уль Му’ин» с.279, «Хашияту-т-Тармаси» 782/5).
[3] Также, сунной является не соблюдать пост в этот день путнику и больному, если пост их утомляет («Тухфат-уль Мухтадж» 532/1, «Фатх-уль ‘Аллям» 155/4).
[4] Если даже и постились девятого и десятого числа, желательно соблюдать пост и одиннадцатого. Имам аш-Шафии в книге «Аль-Умму» пишет, что желательно соблюдать пост 9, 10 и 11 числа («Мугн-иль Мухтадж» 653/1, «Фатх-уль Му’ин» с.279, «Фатх-уль ‘Аллям» 159/4, «Манхадж-уль Кавим» с.419).
[5] Т.е. желательно соблюдать пост любые три дня в каждом месяце, но желательно чтобы эти три дня были в белые дни, таким образом он выполнит две сунны, как об этом сказал ас-Субки и другие («Манхадж-уль Кавим» с. 420, «Хашияту-т-Тармаси» 797/5).
[6] Тем, кто без уважительной в шари’ате причине пропустил посты в Рамадане, является обязательным на следующий же день после праздничного дня (‘идуль фитр) приступить к возмещению пропущенных (без причины) в Рамадане постов, и они не имеют право затягивать с этим делом, соблюдая желательные посты («Фатх-уль ‘Аллям» 161/4).

Источник

Дни, когда лучше проводить желательный пост (суннат)

каждый понедельник и четверг. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (ат-Тирмизи)

по три дня в каждом лунном месяце – 1-ый день, дни полнолуния (13, 14 и 15); 28, 29, 30 числа

Лучше всего соблюдать этот пост в белые дни, которыми являются тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый дни (каждого лунного месяца). Говорят также(, что речь идёт о) двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом днях месяца, но правильным и общепринятым является первое.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В белые дни посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост как дома, так и в пути» (ан-Насаи)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой любимейший друг дал мне наказ относительно трёх (вещей): соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю (дуа) молитву в два раката и совершать витр перед сном» (Аль-Бухари; Муслим)

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно (подобно) постоянному посту» (Аль-Бухари; Муслим)

Му’аза аль-‘Адавийа передала, что (однажды) она спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Соблюдал ли посланник Аллаха, мир ему и благословение, ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му’аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Она сказала: Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим)

— в дни месяца Раджаб

— в дни месяца Шабан, но не за один-два дня до наступления месяца Рамадан

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего шa’бaнa». В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «…и обычно он соблюдал пост в течение всего ша’бана, за исключением малой (его части)» (Аль-Бухари; Муслим)

— 6 дней месяца Шавваль. Тот, кто дополнил свой пост в Рамадан шестью днями в месяц Шавваль получит награду, равную ежедневному посту в течение года

— в месяце Мухаррам: в день Ашура, а также в предыдущий и последующие дни (9-11 числа)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим)

— первые 10 дней Зуль-Хиджа

— в день Арафа (9 зуль-хиджи).

Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что когда Посланника Аллаха, мир ему и благословение, спросили о соблюдении поста в день Арафа, он сказал, что пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года (Муслим)

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сам соблюдал пост в день Ашура и повелевал делать это (всем остальным) (Аль-Бухари; Муслим)

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, если доживу я до следующего (года), то обязательно буду поститься в девятый (месяц)» (Муслим)

Нельзя поститься в праздничные дни Ураза-байрам и Курбан-байрам и по пятницам (вне месяца Рамадан). Не рекомендованы постоянные, следующие день за днем суннат-посты, изнуряющие тело и способные нанести вред здоровью.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не выделяйте ночь пятницы среди (других) ночей для совершения молитв и не выделяйте день пятницы среди (других) дней для (соблюдения) поста, если только на день пятницы не выпадет день обычного поста кого-либо из вас» (Муслим)

Источник

Желательные посты в течение года

Помимо обязательно поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк ﷺ держал в течение года. Мы тоже можем следовать за ним, соблюдая эти посты, с помощью Аллаха.

Сахабы (радыАллаху анхум) отмечали, что иногда Посланник Аллаха ﷺ постился так много, что им казалось, что он никогда не остановится, а иногда он Пророк ﷺ делал наоборот (редко держал посты) (Сахих Бухари, хадисы 1141, 1972).

Факихи (правоведы) классифицировали эти желательные посты на два вида:

Посты в девятый и десятый или десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам считаются Суннат-постами (Дурруль-Мухтар, т.2, с. 374, Маракиль Фалях, с. 350).

Считается, что пост в эти дни стирает (малые) грехи всего года (См. Сахих Бухари, хадисы 2000-2007, Сахих Муслим, хадис 2838).

Следующие посты в течение года считаются предпочтительными (мустахабб) постами:

Достоинство этого поста: Посланник Аллаха ﷺ выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. (Сахих Муслим, хадис 2742; Сахих Ибн Хузеймы, хадисы 2116-2120)

Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. (Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2128; Сунан Тирмизи, хадис 762; Муснад Ахмад, т.5, с.140, 252;).

Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа (Имдадуль Фатава)

(Шами, т.2, с.375; Тахтави аля Маракиль Фалях, с.350; Сахих Бухари, хадис 1981; Сахих Муслим, хадис 2736, 2739).

Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни». Фактически эти дни также относятся к постам в «белые дни». (Шами, Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.303)

Некоторые ученые относят этот пост к суннат-постам, так же, как и пост в 10-ый день Мухаррама (Шами, т..2, с.375).

Достоинство: Тем, кто держит пост в этот день, прощаются (малые) грехи двух лет. (Сахих Бухари, хадис 1988; Сахих Муслим, хадис 2738-2739)

Достоинство: Если человек постился весь Рамадан и шесть дней месяца Шавваль, это равноценно тому, как если бы он постился целый год. (Сахих Муслим, хадис 2750; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3634; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2114)

Достоинство: Пост в любой из этих дней равноценен посту целого года (Сунан Тирмизи, хадис 758, Шуа’буль Иманa, хадис 3758)

Достоинство: Самый лучший пост, после поста в Рамадан, это пост в месяце Мухаррам (Сахих Муслим, хадис 2748)

За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114)

Все эти посты Посланник Аллаха ﷺ либо соблюдал сам, либо побуждал соблюдать других.

Поскольку пост является действием поклонения сам по себе, ученые постановили, что человеку желательно поститься как можно больше, если у него есть силы сделать это.

Самый любимый пост перед Аллахом

Посланник Аллаха ﷺ говорил, как передается, что самый любимый пост для Аллаха – это т.н. «пост Дауда (мир ему)», который держал пост через день (Сахих Бухари, хадис 1131; Сахих Муслим, хадис 2731-2732).

Примечание: Запрещается держать пост в дни обоих праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха и пост в 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зуль-хиджжа (Сахих Бухари, хадис 1990; Сахих Муслим, хадис 2666-2672; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2100; Шами, т.2, с.375)

Источник

Дополнительные дни поста

Аудио версия настоящей статьи:

Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [1], день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4]. Среди месяцев лунного календаря особо выделены с точки зрения соблюдения дополнительного поста — Мухаррам и Ша‘бан [5]. В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней [6].

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша [7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц [8].

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» [9]. Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [10] [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века [11]» [12].

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют.

В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен. Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам [13]. Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие:

1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»);

2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя [14] выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после [15]. Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан [16], то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» [17];

«Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» [18].

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни [19] Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) [20].

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан [21], а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль [22], тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» [23].

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай. Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль[24].

Если долг превысит один месяц (не 29–30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих». Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

[2] Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256–261, хадисы № 1706–1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528–530, все «сахих».

[3] Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

[4] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

[5] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

[6] Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

[7] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

[9] См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

[10] Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

[11] Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

[12] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

[13] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718–1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».

[14] Мусульманские богословы относят это к нежелательным действиям. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 266, 267.

[15] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 265–268, хадисы № 1721–1727; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 307, 308, хадисы № 544 и 545, оба «сахих».

[16] Ша‘бан — месяц, предшествующий Рамадану.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 119, хадис № 3/1227; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, 277.

[18] Богословы говорили, что данный хадис указывает на крайнюю нежелательность начинать пост месяца Рамадан за день-два до фактического начала месяца поста. Но если это пришлось на те дни, в которые человек обычно постится (понедельник и четверг, например) или верующий постился весь месяц Ша‘бан, либо он восполняет дни пропущенного обязательного поста, то он постится, и данное порицание к нему не относится. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 152, хадис № 1914; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, хадис № 1741 и комментарий к нему.

[19] В случае с Ураза-байрамом праздничным днем канонически является лишь один день, а в Курбан-байрам — четыре. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, хадис № 1747.

[20] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, 279, хадисы № 1744–1747 и комментарий к ним.

[21] Женщины (девушки), пропустившие несколько дней поста из-за, например, начавшихся регул, также имеются в виду в данном хадисе.

[22] Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.

[23] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 531, хадис № 8777, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 253, хадис № 1698; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 523, «сахих».

[24] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 74.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *