в какие дни православным нельзя работать
Запрет на работу в дни православных праздников: нужно ли придерживаться правил или это суеверие
Великие церковные праздники для многих прихожан ассоциируются с отдыхом и молитвой. Некоторые пытаются любыми способами взять выходной и не идти на работу. Точно так же к минимуму сводятся все дела по дому. Редакция FTimes узнала, почему во время церковных праздников христианам нельзя работать и убираться, и правда ли, что это является грехом.
Какие православные праздники считаются главными
Христиане живут по правилам, называемым заповедями. Всего их 10. В заповеди №4 говорится, что люди должны трудиться 6 дней в неделю, а на 7-й ㅡ отдыхать. Христиане, согласно Евангелию, откладывали все дела и посвящали время молитве. В Ветхом завете 7-м днем считалась суббота, а в Новом ㅡ воскресенье.
Верующие должны отдыхать также в дни великих церковных праздников. Всего их 12, и они называются двунадесятыми. Праздники делятся на непереходящие и переходящие:
Последняя дата связана с обетом о посвящении ребенка Богу, который дали родители Марии, когда ей было всего 3 года. В Иерусалимском храме она пробыла все время, пока не воссоединилась с Иосифом. Он считался ее супругом, но был скорее наставником. После непорочного зачатия Мария родила Спасителя.
Мифы о работе в дни церковных праздников
До сих пор многие православные считают, что уборка и выполнение профессиональных обязанностей являются грехом. Поэтом они откладывают даже срочные дела.
Этот порядок был установлен еще в древности, до принятия христианства. Тогда люди были язычниками и боялись прогневить богов. Они верили, что от высших сил зависит урожай, а значит, и жизнь. Люди регулярно устраивали праздники в честь начала сева, сбора урожая, провожали и встречали разные времена года.
Все время они посвящали определенным традициям. Работа в эти дни откладывалась. Считалось, что если заниматься рутинными делами, то можно разгневать богов. Последствия могли быть разными: ухудшение здоровья, неурядицы, скудный урожай.
Приметы на Руси, касающиеся уборки в доме
У древних славян было очень много правил, которые современному человеку кажутся странными. Так, у них был целый ряд примет насчет уборки:
Дату для домашних дел выбирали очень строго. Хозяйки не убирали в большие праздники. Из поколения в поколение они передавали знания о качественной и безопасной уборке, которая не навредит благополучию семьи.
Комментарии православных священнослужителей
Официальная церковь не запрещает прихожанам трудиться в дни великих праздников. Подобных запретов нет и в Библии, отмечают священнослужители. Поэтому работа в православные праздники не является грехом. Другое дело — вера в суеверия. Именно таковыми являются приметы и различные языческие традиции. Принимать их на веру не стоит, ведь это ляжет тяжким грузом на душу христианина.
Священнослужители только рекомендуют откладывать работу в воскресенье и дни великих праздников, если это возможно. Это время лучше провести в общении с Богом через молитвы, чтение религиозной литературы. Однако работа не запрещается. Главное, чтобы она не вредила душевному спокойствию.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Можно ли работать в православные праздники
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Если обратиться к православным традициям, то одна из заповедей требует соблюдать правило: шесть дней трудиться, а один посвящать мыслям и делам божьим. Существуют еще церковные праздники, когда труд считается грешным занятием. Итак, в какие православные праздники нельзя работать?
Что такое заповедь номер четыре
Эта заповедь повелевает трудиться 6 дней, а на седьмой — отдыхать от бытовых проблем, посвящать время просветлению ума и очищению души, помогать нищим и больным людям, иметь иные милосердные дела. Ветхий Завет признавал этот день субботы, а в Новом Завете это воскресенье.
Еженедельное избавление от суеты будничной жизни дает собраться с мыслями, ощутить красоту жизни, познать самого себя, пересмотреть свои убеждения и взгляды. Те, кто трудится седьмой день, и кто не трудится вообще, нарушают четвертую заповедь.
У некоторых людей возникнет вопрос, когда же трудиться, если в календаре одни празднования. Но это не так. Основных праздников всего 12.
Православные праздники, когда нельзя работать:
Что нельзя делать
Священные служители дают такое разъяснение: если человек должен трудиться по графику или имеет срочные дела, то это не считается грешным занятием. Посвящать мысли Господу можно в любое время и в любом месте. Можно ли работать в православные праздники? Все зависит от сложившейся обстановки. Этот обычай сохранился и дошел до наших времен.
Еще во времена Киевской Руси запрещалось проводить домашние работы. Государственная власть соблюдала и почитала церковные празднования. Не работали рынки и бани, чтобы люди посещали службу в церкви. Что же не следует делать в праздничные дни:
Приметы и поверья
Самый большой праздник — Рождество, имеет много ограничений:
Почему нельзя работать в православные праздники: обычно говорят, что тех, кто не соблюдает праздники, ждет неудача, нищета и плохое здоровье. Традиции приходят и меняются. Один человек только может решить, как ему поступать.
Почему запрещено работать в большие церковные праздники? (5 фото)
С запретом на работу в особенные для православных дни сталкивались многие. Почему в праздники нельзя работать, и какие объяснения по этому поводу существуют у церкви?
«Стирку затеяла? Что ты, нельзя, праздник же сегодня большой!» «На завтра запланировал забор поправить? Не стоит, на важный церковный праздник день выпадает!»
Истоки запрета работать в праздники
Такие запреты люди далекие от религии слышат нередко. На чем они вообще основаны? Основная причина – это четвертая заповедь, которая гласит: «Шесть дней работай, седьмой посвяти Богу». В соответствии с православными канонами, седьмой день – воскресенье должен посвящаться не мирским делам и быту, а самосозерцанию, молитве, Богу. В православии аналогичное отношение и к церковным праздникам.
Соответственно, возникает логичный вопрос: как быть, если заповедь нарушать не хочется, а календарь практически пестрит всевозможными религиозными праздниками? На самом деле не все они так важны, и для многих можно сделать исключение в плане работы.
Чтобы не пойти вразрез с церковными канонами и личными убеждениями, надо просто задуматься над тем, чем будет чревато невыполнение определенной работы именно сегодня. Если это чревато серьезными проблемами в будущем, то можно сделать исключение. Тем более что по этому поводу есть ссылка на более чем авторитетный источник, ведь Иисус говорил «Если ваша овца упадет в колодец в субботу, вы же полезете ее спасать. Почему я не могу спасать людей в субботу?» (раньше священным и, соответственно, выходным днем была суббота).
Понятно, что если в доме прорвало трубу, то и устранением протечки надо будет заняться безотлагательно: такое дело не терпит. Не считается грехом и приготовление пищи, ведь без нее человеку никуда.
А вот уборку, стирку и различные виды рукоделия лучше отложить. Особой проблемы в этом нет, поскольку хозяйки обычно стараются сделать бытовые дела до наступления праздника, накануне.
В какие церковные праздники нельзя работать
С вопросом о том, можно ли работать в церковные праздники, сталкивалась каждая православная семья. Однозначного ответа найти очень сложно, кто-то говорит, что вообще трудиться нельзя, некоторые придерживаются мнения, что нельзя работать только до обеда. Все церковные праздники разделяются по степени важности, поэтому в первую очередь священнослужители рекомендуют обращать внимание на это.
Четвертая заповедь
Четвертая заповедь Ветхого Завета учит нас трудиться шесть дней в неделю, а в субботний день отдыхать.
Как учил Господь Моисея на Синай-горе, человек должен проводить свою жизнь в труде и получать удовольствия от своего творения, а на седьмой день отдыхать душой и телом, думать о Создателе и молитвой очищаться от невольных грехов и пороков.
При создании мира Творец трудился шесть дней не покладая рук, а седьмой посвятил отдыху от трудов. Человек так же, подобно Господу, должен трудиться, как и он трудился. И отдыхать, как Создатель отдыхал. Любая работа должна быть направлена на созидание, а никак ни на разрушение, так как все люди являются творением Созидателя.
Если труд тебе в тягость, обрати внимание на обычные явления, которые окружают тебя. Солнце согревает нас своим теплом, вода циркулирует в земном пространстве и дает жизнь всему живому, растения и животные приспосабливаются к окружающему миру и дают потомство. Весь мир существует только благодаря бесконечному круговороту мелких и крупных дел. Праздность человека сделает его похожим на увядающее растение и приведет к погибели.
Даже твое тело трудится денно и нощно. Сердце бьется и работает, разгоняя кровь по жилам, легкие насыщают тело кислородом, почки и печень работают круглые сутки. Почему же рукам не дать поработать?
Нужно уметь трудиться не покладая рук, и научиться, чтобы работа приносили удовлетворение. Всякий труд, который человеку не в радость, в конце концов закончится крахом. Дело должно делаться с любовью, а не только ради принесения прибыли. Будет любовь к своему труду, будет и хороший доход.
Человек – это дитя Божье, его творение. Как дети берут пример со своих родителей, так и каждый из нас должен свою жизнь сделать подобной Божьей. Трудись шесть дней, получай удовольствие от своей работы, радуйся своему творению. И тогда труд будет не в тягость, и усталость принесет удовлетворение и успокоение.
В субботу, на седьмой день, забудь про дела свои и дай телу и душе отдых. Вспоминай Господа Бога своего, молись за своих близких, читай православные книги. И все в жизни придет в мир и гармонию, а в семье будет лад и спокойствие.
Двунадесятые церковные праздники
В церковном календаре существует двенадцать двунадесятых праздников. Это самые важные для христиан святые дни после Пасхи. В Богослужебном уставе они отмечаются красным крестом, обведенным в круг. В эти дни вспоминаются важные события из жития Христа и Святой Богородицы.
Большая часть двунадесятых праздников имеют точную дату и называются непереходящими. Некоторые праздники не имеют числа, и каждый год отмечаются в разную дату в зависимости от времени Пасхи.
Двунадесятые праздники подразделяют на Господские и Богородичные. Господские в православии имеют большее значение. Если они выпадают на воскресный день, то обычная литургия заменяется праздничной службой. Если же в воскресенье отмечается Богородичный праздник, тогда праздничное богослужение объединяют с воскресным, причем воскресная служба считается выше.
Большинству двунадесятых православных праздников предшествует предпразднество и завершает попразднество. В дни предпразднества христиане подготавливаются к святому дню, а в попразднество праздник продолжается. Последний день попразднества называется отдаянием, когда в храме при проведении литургии повторяются песнопения праздничного богослужения. Попразднество может продолжаться от 1 до 8 дней.
Список двунадесятых церковных праздников
Дата | Название праздника | Предшествующее событие |
7 января | Рождество Христово | В этот день в Вифлееме Иисус Христос явился на свет. |
19 января | Крещение Господне или Богоявление | В этот день свершилось крещение Господа на реке Иордан. Обряд проводил Иоанн Креститель. |
15 февраля | Сретение Господне | Сороковой день после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Христа в храм Божий. |
7 апреля | Благовещение | В этот день дева Мария получила радостное известие от архангела Гавриила о скором рождении Христа. |
Последнее предпасхальное воскресенье | Вербное воскресенье | В этот день вспоминается торжественный въезд Христа в Иерусалим. Символом праздника является вербная или пальмовая ветвь. |
40-й день после Пасхи | Вознесение Господне | В этот день Иисус во плоти взошел на небеса. |
50-й день после Пасхи | Святая Троица | В этот день на Апостолов снизошел Святой Дух. |
19 августа | Преображение Господне | В этот день во время молитвы на горе ученики Иисуса увидели, каким величием и славой обладает Господь. |
28 августа | Успение Пресвятой Богородицы | В этот день была погребена Святая Мария. Все апостолы явились в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. |
Великие церковные праздники
Кроме двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре отмечается еще семь великих дат.
В старообрядческих календарях выделяется еще два дня, когда почитается память святых:
8 мая и 26 сентября церковь чтит имя апостола Иоанна Богослова, а 25 сентября – Сергия Радонежского.
Что нельзя делать
Отвечая на вопрос, можно ли работать в церковные православные праздники, священнослужители не накладывают на труд в эти дни особого запрета. Если человеку по воле службы нужно выйти на работу или возникли непредвиденные обстоятельства, то греха не будет. Истинный христианин, вынужденный невольно работать в праздничный день, все равно мыслями будет с Богом, вспоминая и прославляя его.
Большим грехом станет бездельничанье в великий день. Если человек не посещает утреннее богослужение, не вспоминает в мыслях Господа Бога, не молится за своих ближних в церковный праздник, а предается праздному безделью, это нехорошо. Предаваться лени согласно церковным заповедям считается большим грехом.
Чтобы избежать неприятных последствий, работу по дому, которую можно отложить, лучше выполнить завтра или сделать накануне. Считается, что работа в православный праздник может стать причиной безденежья, болезней и неудач в жизни семьи.
Приметы
В зависимости от степени значимости праздника существует ряд примет, связанных с выполнением той или иной работы.
Православная Жизнь
Согласно календарю государственных праздников, 16 апреля в Украине отмечается День окружающей среды, а 1 мая – Праздник Весны и Труда.
Что говорит по этому поводу Церковь?
Итак, когда Церковь запрещает работать, а когда нет? В церковном предании есть только один запрет работы – в воскресенье, и даже он не носит абсолютного характера. Так, 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора говорит по этому поводу следующее: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати (т. е. работать) им в сей день: а в день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа».
Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению. Так, еп. Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «…предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т. е., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».
Нет в Церкви также запретов на работу в какой-либо другой день. Мы чтим традиции православных праздников: люди участвуют в богослужениях, а затем собираются дома за праздничным столом, ходят в гости друг к другу и т.д. Но и эти традиции не являются языческими, а символизируют проявление нашей любви к Богу и близким. И поэтому было бы серьезной ошибкой превращать их в магический ритуал, запрещающий какую бы то ни было работу.
Наша жизнь устроена так, что даже в самые светлые праздничные и воскресные дни миллионы людей вынуждены идти на работу. И мы, т. е. те, кто отмечает воскресение и праздники в Церкви, что называется, без зазрения совести пользуемся результатами их труда. Только представьте себе, что случится, если свои рабочие места в воскресенье и праздники покинут водители трамваев и маршруток, летчики и машинисты, если уйдут военные с боевого дежурства или врачи скорой помощи не захотят совершать экстренные выезды, а хирурги не будут проводить в эти дни срочные операции? Что произойдет, если в эти дни остановятся заводы, фабрики, доменные печи, пекарни, теплоэлектростанции и другие предприятия? Все мы останемся без тепла, еды и т. д.
А как же быть с четвертой заповедью Десятисловия?
Кстати, вы заметили, что приведенное выше каноническое правило запрещает бездельничать в субботу и тем самым уподобляться иудеям? А ведь многие православные до сих пор уверены в том, что запрет, данный иудеям, распространяется и на христиан, и потому они экстраполируют его на воскресные и праздничные дни, а нередко и будни церковного года.
И действительно, при поверхностном осмыслении этого ветхозаветного запрета проблема кажется простой и понятной: Бог сказал «Не работай!», значит работать (т. е. осуществлять хозяйственную деятельность) нельзя. Будешь работать – будешь наказан. Страх наказания приводит некоторых христиан в недоумение: а как же быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев, поездов и самолетов, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные, охраняющие мирную жизнь, и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами. Разве это не лицемерие с наше стороны? Получается, что мы сваливаем с себя вину на плечи других людей? Да и разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели с пользой для близких и для себя потрудиться?
Не желая (или не умея) найти ответы на эти вопросы, мы часто доводим ситуацию до абсурда, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом. Более того, таким образом мы фактически превращаем христианство в язычество, в некую «белую магию православного обряда», в религиозную систему, где жизнь по заповедям Евангелия уходит на второй план, уступая место обрядоверию. Отсюда вышли и многочисленные запреты на работу в те или иные дни церковного календаря, распространенные в околоцерковной среде.
Мы совершенно забыли, что четвертая заповедь была дана народу, который практически полностью забыл о Боге. Когда Моисей взошел на гору Синай, народ Израиля тут же, не выдержав и 40 дней, уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены чудеса, о которых нам, христианам, сегодня можно только мечтать. В ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильского народа четвертая заповедь была нужна и более чем уместна. Ибо без нее евреи через одно-два поколения могли бы и вовсе забыть то, к чему их готовил Господь. В этом смысле целесообразными являлись суровые наказания за нарушения этой, да и других заповедей Десятисловия. По-другому просто и быть не могло: именно страх наказания оказался тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере. Точно так же нередко страх наказания удерживает и наших чад от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают те или иные запреты, они еще не могут совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон учит их различать, что такое грех, а что добродетель.
Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу»!
У христиан все по-другому
Но все это касается исключительно ветхого, еще не окрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Уже в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…» (Иер. 31:31–34).
И сегодня мы видим: согласно этому Завету, уже вошли в вечную субботу, которая для нас есть Христос. Теперь Бог всегда с нами! Именно Он есть Господин субботы (Рим. 10:4). Он Сам сделался для нас субботой, т. е. покоем (Евр. 4:1–11, Мф. 11:28–30).
Поэтому в Новом Завете сказано: «Никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно и в субботы делать добро» (Мф. 12:12).
Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Бог всегда с нами? Мы ходим в Церковь не потому, что Господь нас обязал, а потому, что ощущаем острую необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение» (совершаемое перед очами Божиими), включающее в себя не только посещение храма и частную молитву (которая, по заповеди апостола, должна быть непрестанной), но и труд на благо своих близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Любой труд на благо уже есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен перед Творцом. Собственно поэтому святые отцы всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т. д. Забота о ближних (не только о родных) вообще должна стать насущной потребностью для каждого христианина. Вот почему все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не делают греха, но творят угодное Богу!
Никогда в Церкви не запрещался необходимый и полезный труд, пусть бы даже он совершался и в праздники, и в воскресные дни. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь по воскресеньям, отмечает: «Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого» (Добротолюбие. Т. 5).
Конечно, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (т. е. звучали как отговорка) для непосещения богослужений. Но все же они четко указывают на то, что созидательный труд есть благо, на то, что человек (а тем более христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий нас мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну наконец). Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, т. е. на окружающую нас среду, состояние которой целиком зависит от нас самих, становится неприятно от мысли, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну и т. д. И приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа, Новый Закон – закон любви должен быть начертан в наших сердцах: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?