в какие дни вывозят мусор
Обзор нового закона о вывозе мусора
В интернете содержится много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. До сих пор некоторрые СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили силу с января 2019 г., что актуально сейчас и сколько нам придется платить за мусор в 2021 г.
Основные понятия
В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:
По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.
Цель такого вопроса ясна. Оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.
Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года
Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный. Но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
Правила обращения с ТКО, нововведения
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
С 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.
Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.
Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Как заключить договор о вывозе мусора?
Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:
Типовая форма существовала была и ранее. Но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.
В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.
Кроме того, с 1 января 2019 года и по ныне действует правило — не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.
Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.
Во сколько должна приезжать машина за мусором?
У нас в Челябинске есть так называемый «закон о тишине»:
«О СОБЛЮДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ», в нем говорится, что «производить ремонтные, строительные, разгрузочно-погрузочные работы нельзя с 22 до 6 часов в рабочие дни». (раньше было с 23 до 6 нельзя, но в 2012 году внесли поправку).
Но в то же время, есть Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88
«Санитарные правила содержания территорий населенных мест»
, в пункте 1.12 которых говорится о том, что «Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.»
Сотрудники Горэкоцентра (который занимается вывозкой мусора) говорят, что закон, «который приняли наши депутаты, приоритетнее, а санитарные нормы не для нас, мы не медики». И коллега мне тоже говорит: «может быть, закон по нашей области перекрывает общероссийский»?
Но я тут вообще противоречий не вижу, мне кажется, что должны соблюдаться и закон о соблюдении общественного порядка, и санитарные нормы, то есть мусор должны вывозить с 7 до 22 часов.
Хотелось бы узнать мнение юристов, заранее спасибо.
Как правило, договоры на вывоз мусора со специализированными организациями заключаются управляющей компанией, либо ТСЖ, обслуживающими дом. В таких договорах существует приложение, в котором указан график вывоза. Да, начинают вывоз мусора, действительно, рано. В Томске были подобные жалобы на моей памяти от жильцов, у которых также контейнеры были расположены под окнами. Решалось это исключительно через управляющую компанию двумя способами: на основании многочисленных жалоб жильцов одного дома либо вносились коррективы в график обслуживания данного дома, либо переносилась контейнерная площадка дальше от окон. Поэтому в данной ситуации порекомендовала бы Вам написать письменную коллективную жалобу от жильцов, которым также мешает звук работающей техники и отдать ее в организацию, обслуживающую Ваш дом. Если ничего не изменится, жалоба в СЭС, уверена, возымеет свое действие, поскольку СанПиН, который Вы указали действующий, в нем помимо прочего установлены нормативы расположения контейнеров:
2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть
удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест
отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер
площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но
не более 5
Вывоз бытовых отходов по правилам 2021-2022
Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках. Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.
Кто теперь вывозит мусор?
С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст. 24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.
За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.
Как работает региональный оператор?
Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):
Откуда вывозится мусор?
Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).
Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ. Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке. В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).
Когда вывозится?
Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00. В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011). Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).
Должны ли вывозиться листья?
Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89). В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату. Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.
Должен ли вывозиться строительный мусор?
Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.
Нужно ли заключать договор с региональным оператором?
С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89). Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ. Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.
Типовая форма договора утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.
С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).
Как теперь платить?
С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.
Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м 3 отходов.
В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м 2 жилой площади). Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м 3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля. Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.
Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.
Закон о тишине может помешать исполнению Закона об обращении ТКО
График вывоза мусора от многоэтажек может сорвать. Закон о тишине. Спецтехнике запрещено работать во дворах МКД с 22 часов до 8 утра.
Мусорный коллапс по-прежнему угрожает Бийску. И причиной тому может стать Закон о тишине. Региональный оператор по обращению ТКО получил первые пока еще рекомендации пересмотреть график работы, то есть начинать сбор мусора с площадок МКД на час-полтора позже обычного – не раньше восьми часов утра. Автоматически подразумевается перерыв на так называемое «детское время» с 13 до 15 часов.
В результате таких подвижек с трудом отрегулированный график вывоза мусора от МКД может сорваться, как это ни странно звучит, по вполне законной причине – соблюдения Закона о тишине. Работать спецтехнике во дворах многоэтажек запрещено с 22 часов до 8 утра.
– Мало того что мы сорвем все графики, в том числе и в частном секторе, – поясняет ситуацию директор ООО «Спецобслуживание-Центральное» Алексей Щербатов, – так еще и не сможем вывозить мусор с площадок МКД дважды в день, как это делаем сейчас. Хотя, напомню, по правилам Роспотребнадзора мы имеем право упростить свою работу и вывозить ТКО с дворовых площадок один раз в сутки. Так как у нас в городе катастрофически не хватает контейнеров, взяли на себя эту дополнительную обязанность. Мы же понимаем, что в противном случае город зарастет мусором. Только получается, что так называемые шаги навстречу пока делает только региональный оператор (РО).
РО готов сдвинуть график своей работы на более позднее время, но в этом случае машины предприятия просто не будут успевать выгрузиться на полигоне ТКО, который работает с 8 до 18 часов. При этом проблема несовпадения графиков работы РО и Бийского полигона ТКО для города не нова. По словам руководства РО, предприятие неоднократно выходило с инициативами по решению этой проблемы и к руководителям полигона, и к администрации, и к народным избранникам, но, увы, положение дел не меняется.
– В первом полугодии 2019-го со стороны полигона был свой весомый аргумент: низкий тариф. С июля тариф на прием мусора увеличился почти в два раза, но взамен одному аргументу тут же нашлись другие, – рассказывает Алексей Щербатов.
Выплата зарплаты, ремонт техники – у руководства полигона свой бюджет и, разумеется, свой экономический интерес. Может быть, теперь, после повышения тарифа, график работы единственного официального места размещения мусора в Бийске будет изменен?
– Они нам 12 миллионов рублей должны! Нам зарплату платить нечем, технику надо ремонтировать! – поясняет свою позицию директор компании-арендатора Бийского полигона ТКО Владимир Мячин. – Как только оплатят долг, мы сразу график работы поменяем, об этом и в Барнауле на одном из совещаний сказали.
Как и следовало ожидать, экономисты РО с такой постановкой вопроса категорически не согласны, и предприятие наличие долга оспаривает в судебном порядке.
Главный экономист ООО «Спецобслуживание-Центральное» Светлана Конончук парирует:
– Бийский полигон не оборудован весами, и делают расчеты по приему мусора по максимальным коэффициентам величины сжатия. Из их расчетов получается, что у нас десятитонный КамАЗ привозит 17,5 тонны мусора. Да, мы судимся, следующее заседание суда будет 31 октября. Добавлю, подобные прецеденты у нас на предприятии уже были: Смоленский полигон так же делал расчеты и тоже выставлял нам долги, но мы суд выиграли.
Спор двух предприятий за свои интересы – дело обыденное, даже если решается в суде. Как суд решит, так и будет. Надо понимать, что в данном случае противостояние мешает созданию нормальных рабочих условий для сбора и вывоза мусора, и это касается целого города и его санитарной безопасности. При этом совершенно непонятно, почему горадминистрация по-прежнему занимает позицию нейтралитета, тогда как фактически мусор размещается на муниципальной земле, полигон сдан в аренду.
Впрочем, как нас заверил председатель Думы Бийска Сергей Ларейкин, на ближайшем заседании – 7 октября народные избранники рассмотрят вопрос по работе полигона, он уже включен в повестку.
Пока полного исполнения Закона о тишине от РО не потребовали. Но это – пока. Когда график все же сдвинется, последствия, если полигон не изменит график работы, могут привести к очередному мусорному коллапсу, и вместо грибов в окрестностях города в очередной раз вырастут свалки.
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Требования к сбору, хранению и вывозу ТКО
Требования к сбору, хранению и вывозу ТКО
С 1 марта 2021 г. постановлением ГГСВ РФ от 28 января 2021 г. N 3 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Разделом II названных правил регламентированы требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, в т.ч. и к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в населенных пунктах в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены:
— контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров;
— и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Основные требования при накоплении ТКО (КГО) установлены:
1. К обустройству площадок накопления ТКО (КГО):
— в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (п.3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»)
— при отсутствии организации 1 пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения не допускать размещение контейнерной площадки на расстоянии менее 30 – 50 метров от устья источника (п.3.2.1.2).
Допускается уменьшение не более чем на 25% на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
— не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО;
Использовать плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов(п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»).
3. Периодичности вывоза отходов ТКО (несортированные ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
5. К содержанию площадок накопления ТКО (КГО) (владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает: проведение уборки, дезинсекции и дератизациив зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов;в случае загрязнения при погрузке очистку площадки от отходов после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эксплуатации контейнерных и специальных площадок
Расстояние от объектов нормирования
Количество контейнеров на площадке, в том числе для КГО
Кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки
Кратность вывоза отходов
Кратность профилактических дератизационных работ
Кратность профилактических дезинсекционных работ (летом)
Навес над мусоросборниками (за исключением бункеров)
Контейнеры для ТКО
от 15 до 20 метров
Бункеры для крупногабаритных отходов
Контейнеры для ТКО на территории зон рекреационного назначения (пляжей)
50 метров и более от уреза воды
Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
С 1 января 2019 г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра».
В соответствии с требованиями Правил:
— контейнерные площадки создаются органами местного самоуправления путем принятия Решения (п.3).
В соответствии с п.6 Правил после поступления заявки от хозяйствующего субъекта в целях ее оценки на предмет соблюдения требований санитарного законодательства ОМС (Администрации) запрашивает позицию Управления.
При поступлении запросов Управлением по результатам рассмотрения направляется в ОМС (Администрацию) заключение о соответствии или несоответствии размещения контейнерной площадки требованиям санитарных норм и правил.
Федеральным законом 89-ФЗ регламентировано также, что ОМС в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039)определяют:
— схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и
— осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.