в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.

в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть картинку в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Картинка про в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

Что такое Юрьев день

Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.

Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.

Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.

Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.

Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.

Отмена Юрьева дня

Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.

Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.

Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.

Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.

Источник

Отмена «Юрьева дня»: кто на самом деле запретил крепостным крестьянам менять помещика?

в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть картинку в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Картинка про в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

Право на «крестьянский выход» (смену одного помещика на другого) подневольные труженики сельского хозяйства официально потеряли при Федоре Иоанновиче, предшественником которого был Иван Грозный. При Грозном «Юрьев день» не могли отменить по вполне объективным причинам.

«Вот тебе бабушка и Юрьев день!»

Эта поговорка общеизвестна, но немногие знают, что она означает. День памяти святого Георгия (в народе Юрия) отмечается 26 ноября. Это ключевая дата, служившая в свое время вехой, сезонной отметкой – к ноябрю заканчивались сельскохозяйственные работы, и у крестьян начинался «период покоя», до весны. В XV на Руси законодательно было установлено, что в течение двух недель (до Юрьева дня) и после него крестьянская семья может «мигрировать» – уйти на земли нового хозяина.

Впоследствии действие этого правила временно приостанавливалось, а при Фёдоре Блаженном, царствовавшем с 1584 по 1598 годы, «крестьянский выход» («заповедные лета») был официально запрещён. Фёдор сменил на своем посту отца, Ивана IV Грозного, которого ошибочно называют автором указа, закрепощающего крестьян.

Почему приписывают отцу

Впервые персонифицировал идею закрепощения крестьян российский историк Татищев, который утверждал, что это официальное закабаление произошло в 1592 году при активном участии боярина Бориса Годунова, шурина придурковатого Федора Блаженного, которого историки считают истинным правителем Руси в этот период. Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался (в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет»).

Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы.

Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков.

Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.

Так кто же автор запрета?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно (поскольку соответствующих царский указ не сохранился) подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня». Именно царь Федор, согласно Уложению, повелел составить писцовые книги, тем самым закабалив крестьян.

Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления.
Источник

Источник

Когда отменили Юрьев день (Крестьянский выход)

в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть картинку в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Картинка про в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

В 1590 году царь Федор Иоаннович издал указ, который запрещал переходы крестьян от одного хозяина к другому.

Отмечавшийся 26 ноября (по старому стилю) Юрьев день (в память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом, за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.

С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось.

Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова (26 ноября) 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Однако у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.

Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Источник

объясните значение терминов:заповедные лета,урочные лета

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян.
Урочные лета введены в 90-х гг. XVI в. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами.
По Соборному уложению 1649 года вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.

gЗаповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян.
Урочные лета введены в 90-х гг. XVI в. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами.
По Соборному уложению 1649 года вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.

Источник

Что означал Юрьев день для крестьян на Руси

Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.

в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть картинку в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Картинка про в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

Значение даты

в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть картинку в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Картинка про в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.

Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:

Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.

Историческая справка

Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.

Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:

в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть картинку в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Картинка про в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.

Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.

Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.

Запрет выхода

в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Смотреть картинку в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Картинка про в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день. Фото в какие лета запрещался крестьянский выход в юрьев день

Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.

Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.

Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *