в каком году был отменен юрьев день
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.
Что такое Юрьев день
Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.
Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.
Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.
Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.
Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.
Отмена Юрьева дня
Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.
Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.
Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.
Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.
Отмена «Юрьева дня»: кто на самом деле запретил крепостным крестьянам менять помещика?
Право на «крестьянский выход» (смену одного помещика на другого) подневольные труженики сельского хозяйства официально потеряли при Федоре Иоанновиче, предшественником которого был Иван Грозный. При Грозном «Юрьев день» не могли отменить по вполне объективным причинам.
«Вот тебе бабушка и Юрьев день!»
Эта поговорка общеизвестна, но немногие знают, что она означает. День памяти святого Георгия (в народе Юрия) отмечается 26 ноября. Это ключевая дата, служившая в свое время вехой, сезонной отметкой – к ноябрю заканчивались сельскохозяйственные работы, и у крестьян начинался «период покоя», до весны. В XV на Руси законодательно было установлено, что в течение двух недель (до Юрьева дня) и после него крестьянская семья может «мигрировать» – уйти на земли нового хозяина.
Впоследствии действие этого правила временно приостанавливалось, а при Фёдоре Блаженном, царствовавшем с 1584 по 1598 годы, «крестьянский выход» («заповедные лета») был официально запрещён. Фёдор сменил на своем посту отца, Ивана IV Грозного, которого ошибочно называют автором указа, закрепощающего крестьян.
Почему приписывают отцу
Впервые персонифицировал идею закрепощения крестьян российский историк Татищев, который утверждал, что это официальное закабаление произошло в 1592 году при активном участии боярина Бориса Годунова, шурина придурковатого Федора Блаженного, которого историки считают истинным правителем Руси в этот период. Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался (в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет»).
Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы.
Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков.
Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.
Так кто же автор запрета?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно (поскольку соответствующих царский указ не сохранился) подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня». Именно царь Федор, согласно Уложению, повелел составить писцовые книги, тем самым закабалив крестьян.
Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления.
Источник
Новое в блогах
ЮРЬЕВ ДЕНЬ
Поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» произносят при внезапном разочаровании, неудаче и неожиданной перемене к худшему. У этого выражения глубокая история, связанная с трагической жизнью простого русского землепашца, которого приравняли к рабу и двуногому скоту. Сделали это не пришлые завоеватели, а свои же православные правители.
Крепостное право не является порождением русской действительности. Практически все европейские государства имели свой аналог этой системы, но отменили ее раньше, чем Россия.
Однако у европейцев оставались колонии, где рабство продолжало существовать, даже когда английские, французские, немецкие, нидерландские, португальские крестьяне получили свободу. А вот российским правителям пришлось эксплуатировать свое же население.
Георгий Победоносец и русский крестьянин
Князь Ярослав Мудрый считал небесным покровителем Георгия Победоносца и приказал построить храм в честь своего святого. 26 ноября или 9 декабря по новому стилю 1051 года Георгиевскую церковь освятили. В народе эту дату прозвали Юрьевым днем, Егорием осенним или Егорием холодным. Считалось, что после 26 ноября «Егорий отмыкает пасти волкам» и они могут нападать на скот.
К XV веку Юрьев день стал особенно важен для русского хлебороба. 26 ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ. Полевые работы заканчивались и на селах происходил расчет по финансовым и натуральным повинностям крестьян перед владельцем земли – помещиком, который выплачивал налог государству. За неделю, до и после Егория любой крестьянин мог свободно оставить землю, на которой жил ранее и перейти к другому помещику.
«Юрьев день». Сергей Иванов
Для этого селяне уплачивали хозяину долги и пошлину за пользование двором и землей. Когда все финансовые дела были закончены, крестьяне собирали свои пожитки и отправлялись к новому феодалу, которого также могли через год поменять. Право крестьян на смену помещика регулировал Судебник князя Ивана III, принятый в 1497 году. Право на выход сохранился и в Судебнике 1550 года, составленном при Иване Грозном.
Недостающее звено
Историки до сих пор спорят кто и когда отменил Юрьев день и полностью закрепостил русское крестьянство. Опубликованного закона об его упразднении в архивах так и не обнаружено. По этому поводу историк Руслан Скрынников писал:
«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».
Василий Ключевский считал, что закрепощению крестьян способствовали не законы, а реалии жизни. Соглашался с Ключевским и советский историк Борис Греков. По его мнению, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права – система барщины. В 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах» — отдельных годах, когда крестьянам запрещалось уходить от помещика. Делалось это для облегчения всеобщей переписи земель государства.
Борис Годунов — боярин, шурин царя Федора I Иоанновича, при котором был фактическим правителем государства. С 1598 по 1605 года — русский царь.
По гипотезе историка Вадима Корецкого отмена Юрьева дня произошла при сыне Ивана Грозного Федоре Блаженном, которого считали слабоумным. Подбил его на этот шаг Борис Годунов. При этом крепостное право не распространялось на южные уезды страны.
Похожего мнения придерживался и Руслан Скрынников, который писал:
«…Закабалил же крестьян, по-видимому, все же… Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил».
«Урочные лета»
Среди крестьян был популярен фразеологизм «объегорить». Святого Георгия или Юрия в народной среде называли Егорием, а «объегорить» означало уйти от помещика, не заплатив ему подати. Еще в судебнике Ивана Грозного прослеживается «затягивание гаек» в отношении землеробов. Так в 1550 году вдвое увеличился налог на пользование землей и инвентарем помещика. У многих хлеборобов денег на выход не хватало, и они самовольно уходили с земли.
«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Николай Неверев
Крестьян особо никто не искал, Россия большая, а идти им некуда. Рано или поздно объявятся у нового помещика, и государственная казна свое получит. Со временем масштаб бегства стал увеличиваться, и многие пахари предпочитали не хозяйский плуг, а волю. Молодые и сильные уходили к казакам или пополняли шайки «лихих людей» и «государевых воров».
Картина «Беглый». Константин Савицкий
В феврале 1597 году в царских указах впервые встретилось понятие «урочных лет». Теперь после заявления помещика, государство пять лет разыскивала его беглого крестьянина. По истечению этого срока беглеца больше не искали. Постепенно срок увеличивался и в 1642 году составлял 10 лет для беглых и 15 для увезенных новым владельцем крестьян.
Крепостное право в истории России
В 1649 году при царе Алексее Михайловиче Романове было издано Соборное уложение.
Д окумент отменял срок давности и отныне беглый находился в розыске всю жизнь. Уложение окончательно прикрепляло крестьянина к земле, что и считается началом классического «крепостного права». Царская Реформа высекла из народного сердца полную обиды и разочарования поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Исторический парадокс:
А лексей Михайлович, который закабалил крестьян, в народе получил прозвище Тишайшего, а вот его потомка императора Александра II, в 1861 году отменившего крепостное право, простой люд не любил. Спустя 20 лет после судьбоносного решения его убили народовольцы. Дарованная Александром воля была не полной, а дух крепостничества из отношений государства-помещика-крестьянина так и не вытравили. Пройдет чуть более 50 лет после манифеста о свободе и в России произойдет Революция.
Одним из главных ее лозунгов станет: «Землю крестьянам!». Когда большевики победят, то придумают слово «колхозник». Работать крестьянин будет не за деньги, а за трудодни, за которые он получит свою долю от урожая. Практику трудодней отменят в 1966 году, а выдача паспортов селянам начнется в 1976 году.
Сколько было крепостных крестьян и где их было больше всего
Со второй половины XVIII века процент крепостных крестьян сокращался. Сама система экономически и морально устарела. С 1816 по 1854 год, свободу по разным причинам получили 957 тысяч крестьян. В 1861 году вышла книга «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи», согласно которой в Европейской России, Сибири, во владениях русской Северо-Американской компании и Кавказском крае проживало 67 миллионов человек обоего пола.
Празднование в Москве отмены крепостного права
По данным на 1859 год в стране было 23 миллиона крепостных, из которых 506 тысяч находилось в Закавказском крае и всего 4338 человека в Сибири. Остальные миллионы в «сердце империи» – Европейской части России. Среди них были не только помещичьи, но и государственные крепостные, из которых 3,5 миллиона с 1797 года приписаны на содержание царской фамилии.
Больше всего зависимых крестьян проживало в Смоленской, Тульской и Могилевских губерниях, по 69, 68 и 64% от общей доли населения. 543 тысячи крестьян было приписано к фабрикам и заводам.
Новое в блогах
6 мая «Юрьев день».
Многие слышали пословицу «Вот тебе бабушка и Юрьев день», но мало кто знает, что она означает. Кто такой Юрий, почему с ним связана эта пословица, мы расскажем в статье.
Что такое Юрьев день в истории: определение
Лубок «Егорий вешний». XIX век
6 мая празднуется Егорий Вешний.Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий — Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.
9 декабря — Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.
Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.
Работа на поле
Многие крестьяне ждали Юрьево дня(6.05 и 9.12), потому что только в этот день можно было перейти от одного землевладельца к другому. То есть это своеобразный переход от одного барина к другому. При этом крестьянин должен был заплатить определенную сумму. Если быть точнее, то это деньги, благодаря которым он жил на земле его владельца в предоставленном доме. Самое интересное, что в народе называют этот день Егора. Именно благодаря этому возникло выражение «объегорить», то есть обмануть. Не все помещики честно рассчитывались с крестьянами и выплачивали им те деньги, которые они заслужили. Многие из них были просто обмануты, им выплачивали в конце мизерные суммы.
Работа на поле
Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата
Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.
С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.
Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.
Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.
Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.
Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.
Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.
Русское поле
«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма
После 1581 года и возникла пословица «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Означает отмену надежд, горькое разочарование. Действительно, многие люди ждали этого дня, чтобы покончить свои отношения с барином, который сдирал с них три шкуры, и перейти на монастырские земли. Но теперь уходить было некуда, потому как у монастырей отобрали эти земли и обрабатывать было нечего. Вариантов работы для крестьян практически не оставалось, кроме как ходить от одного барина к другому.
Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.
Русское поле
Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Александре Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.
Русское поле
Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
По новому стилю 9 декабря в России отмечается Юрьев день. Дата, когда, в течение полутора столетий в XV – XVII веках, крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Отмена Юрьева дня закрепила крепостное право, а заодно породила невеселую поговорку, означающую неудачу и попадание впросак.
В 1497 году был принят Судебник, дозволявший крестьянский выход всего раз в году
Неделя до и неделя после
Начало неблагому делу закрепощения крестьян было положено при Иване III – первом государе всея Руси, окончательно сбросившем ордынское иго. Само по себе это, вообще-то, довольно грустно. 1480 год – знаменитое стояние русской и монгольской ратей на реке Угре, столь славно и бескровно завершившееся в нашу пользу. А 17 лет спустя принимается Судебник 1497 года, дозволявший «крестьянский выход» всего раз в году. Укрепление державы шло по линии ужесточения.
Однако даже и один раз в году – это много. Это значит, что настоящей «крепости» еще не было. Крестьянин, недовольный тем, как барин обращается с ним, мог, заплатив все положенные подати этому барину и казне, отбыть к другому феодалу. А землю можно было оставить и взять в другом месте: земли было много, людей на ней – куда меньше, чем в ХХ веке, и земельный вопрос такой решающей роли еще долго не играл.
Фото: М. Блинов/РИА Новости
Вина Грозного и вина тишайших
Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.
А вот с отменой Юрьева дня у историков полной ясности нет. Создается такое впечатление, будто несколько государей задним числом пытаются это злое дело друг на друга свалить.
Известный советский и российский историк Руслан Скрынников, занимавшийся Иваном Грозным плотно и отнюдь не бывший его поклонником, тем не менее, считал необходимой историческую справедливость и отвергал стройную версию, возлагавшую на тирана ответственность за окончательное закабаление крестьянства. Вот что он писал:
«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».
Однако в противовес мнению Татищева, «В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам».
Напоминая об этом, Скрынников, со своей стороны, заметил: «Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в. Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня».
Закабалил же крестьян, по-видимому, все же его сын Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.
Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», как отмечал Руслан Скрынников, была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 году. Царь разрешил властям Торопца вернуть в город тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты». Речь идет не о крестьянах, а о посадских, т.е. горожанах.
Также известно, что «в 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем. Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах».
Эта информация поступила к историкам из первых переписей, точнее, описаний местности и населения обжитой на тот момент русской земли.
То есть, поменять судьбу все-таки было можно, проведя где-нибудь в бегах пять лет. Датой же окончательного закрепощения крестьян считается 1649 год. Изданное тогда Соборное Уложение царя Алексея Михайловича предписывало бессрочно разыскивать беглых крестьян «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».
Цари-крепостники, в отличие от Ивана Грозного, прославившегося карами в адрес собственной знати, имеют хорошую репутацию. Алексея Михайловича звали Тишайшим, хотя при нем и случилось восстание Степана Разина, а Федор Иванович пользовался народной любовью. Царь-освободитель Александр II, отменивший крепостное право в 1861 году, никакой особой любовью не пользовался и через 20 лет был убит народовольцами. Впрочем, дарованная им свобода оказалась далеко не полной. Разделаться с крепостничеством красиво и однозначно российскому правящему классу не удалось.
Всех когда-нибудь да объегорили
Остается добавить, что своего рода «отмена Юрьева дня», уже для городского населения, имела место в 1940 году, когда 26 июня президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».
Понятно, что надвигалась война (как раз тогда Гитлер только что разгромил Францию). Но отменен указ сей был уже после смерти Сталина и крови людям попортил немало.
Ныне все это – дела давно минувших дней. Степень свободы в современном обществе несравнимо большая. Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» имеет крайне малое хождение. Чаще встречается глагол «объегорить», тоже имеющий отношение к Юрьеву дню – но не в том смысле, что царь и знать обездолили крестьян, отняв свободу. «Объегорить» значило обмануть барина при уплате податей.