в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана

Новости Наука

02.08.2007

Новости , Кратко , Популярное

Архив
Российские ученые первыми в мире побывали на дне Северного Ледовитого океана

в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Смотреть фото в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Смотреть картинку в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Картинка про в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Фото в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана

Российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» первыми в мире достигли дня Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. Глубоководные аппараты опустились на глубину 4261 метр. Все системы работают нормально. До начала эксперимента беспокойство вызывала погода. Однако перед началом погружения на Северном полюсе условия сложились благоприятные, и погружение прошло в штатном режиме, сообщают «Вести».

С интервалом в 27 минут «Миры» сели на дно на расстоянии в 500 метров друг от друга. Об этом на борт судна «Академик Федоров» доложили командиры экипажей глубоководных батискафов, передает РИА Новости. В 13:46 мск аппараты начали подъем на поверхность. По последним расчетам пилотов глубоководных аппаратов, от погружения до всплытия пройдет около восьми часов. Но если по пути наверх батискафы отнесет под толстый лед, то вся операция может затянуться, сообщает НТВ.

«Мир-1» благополучно достиг дна океана в 12:08 по московскому времени, глубина – 4261 метр, сообщил руководитель экспедиции «Арктика-2007» Артур Чилингаров. «Посадка была мягкой, вокруг – грунт желтоватого оттенка, обитателей морских глубин не видно», – добавил он.

В 12:35 по московскому времени благополучно достиг дна Ледовитого океана и «Мир-2», он на глубине 4302 метров, доложил командир батискафа Евгений Черняев.

Один аппарат «Мир» пилотирует профессор-океанолог Анатолий Сагалевич. В составе экипажа – президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза, депутат Госдумы Артур Чилингаров и еще один парламентарий Владимир Груздев. Экипаж второго батискафа – международный. Кроме пилота, россиянина Евгения Черняева, в него вошли австралийский исследователь Майк Макдауэлл и швед Фредерик Паулсен, удостоенный звания Почетного полярника России. Он миллионер и заплатил за это путешествие 3 млн. долларов.

На дне Северного Ледовитого океана установлен российский триколор из титанового сплава, специально изготовленный в Калининграде, и оставлена капсула с посланием будущим поколениям. «Наша задача – напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой», – заявил ранее руководитель экспедиции, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров.

Погружения аппаратов «Мир» на Северном полюсе также позволят аргументировать значительное расширение площади континентального шельфа РФ.

Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что «цель экспедиции – не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к северному полюсу», отметив, что с точки зрения дипломатии вопрос о расширении российского шельфа в Арктике «будет решаться исключительно на основе международного права». В результате территория России может увеличиться на 1,2 млн. квадратных клометров.

Помимо этого, экспедиция преследует сугубо научную цель – комплексное изучение климата и поверхности дна на Северном полюсе. Пробы грунта, которые взяты на северном полюсе, позволят доказать, что хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением Сибирской континентальной платформы, соответственно – продолжением Евразийского материка, то есть российского побережья от Чукотки до Кольского полуострова.

Исследование дна Северного Ледовитого океана является важной задачей для России. Ледовый покров тает, появляются возможности работать на шельфе, богатом нефтью, газом и другими полезными ископаемыми. В борьбу за шельф включаются и другие страны, такие как Канада, Исландия, Hорвегия, Швеция, Финляндия и Дания.

Незадолго до погружения Артур Чилингаров заявил «Интерфаксу», что западные страны проявляют интерес к экспедиции, в том числе с разведывательных самолетов НАТО, а также отправили к полюсу шведский ледокол «Оден», но «все равно мы уже первые на полюсе». Как сообщили газете «Ведомости» в морской администрации Швеции, шведско-датская экспедиция LOMROG запланирована на август. На сайте этого проекта говорится, что экспедиция должна изучить, не принадлежит хребет Ломоносова к шельфу Гренландии, принадлежащей Дании. Впрочем, проводить «Оден» во льдах все равно будет новейший российский атомный ледокол «50 лет Победы» – судами аналогичного класса западные страны не располагают.

Экспедиция «Арктика-2007» – одна из самых крупных проводимых Россией в период Международного Полярного года, начавшегося 1 марта 2007 года. Cудно Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета «Академик Федоров» вышло из порта Петербург в экспедицию «Арктика-2007» 10 июля. В этом году к полюсу «Академик Федоров» отправился в сопровождении атомного ледокола Мурманского морского пароходства «Россия».

Отметим, почти сразу российской экспедиции пришлось столкнуться с серьезными проблемами. В 60 милях от берега после выхода из порта Мурманска у теплохода вышел из строя двигатель гребного винта, и судно легло в вынужденный дрейф в Баренцевом море. Вскоре неисправность была устранена, и судно продолжило рейс к Северному полюсу.

Пентагон направляет в Северный Ледовитый океан военный ледокол

Тем временем тяжелый ледокол «Хили» службы береговой охраны (СБО) США готовится в начале будущей недели выйти из порта приписки Сиэтл (штат Вашингтон), чтобы проследовать в Северный Ледовитый океан для проведения научных исследований в Арктике. «Хили» является одним из трех имеющихся у США тяжелых арктических ледоколов. Все они приписаны к Сиэтлу и входят в отряд военных судов СБО. В минувшую пятницу корабль заправил 1,9 тыс. тонн дизельного топлива, максимально пополнив свой запас после того, как в течение двух недель во время стоянки в Сиэтле команда ледокола под наблюдением инструкторов ВМС США и службы береговой охраны проводила ежегодные учения.

Помимо выполнения задач службы береговой охраны ледокол «Хили» официально является также в США головным судном для проведения гражданских научных исследований и экспедиций по океанографии, изучению химического состава морской воды и свойств льда, морской флоры и фауны, для чего на борту ледокола имеется научная аппаратура, лаборатории и спецоборудование, включая донные сонары, водолазное оборудование и вертолет. Для работы с подводной акустикой ледокол может контролировать шумы от своей двигательной установки.

Интересно, что в специальном докладе под названием «Ледоколы США, их роли и будущие потребности США», подготовленном в сентябре прошлого года по указанию Конгресса США американским Национальным советом по научным исследованиям, подчеркивается, что «в силу географического местонахождения Аляски США являются арктическим государством со значительными геополитическими, экономическими, научными интересами и интересами безопасности в Арктике, и поэтому интересы США в этом регионе должны быть защищены».

«США обязаны построить два новых полярных ледокола для защиты своих текущих и будущих интересов в Арктике и Антарктике», – говорится в докладе Конгрессу. Совет предлагает заменить устаревшие американские ледоколы «Северное море» и «Северная звезда», находящиеся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. «В результате ледокольный потенциал США сейчас находится под угрозой неспособности обеспечивать национальные интересы в Арктике и Антарктике. В течение двух последних лет США приходилось, например, нанимать российский ледокол для расчистки судоходного прохода в Антарктике для прохождения судов к американской исследовательской станции», – цитирует документ РИА «Новости».

Северный полюс, Ольга Панфилова

Северный полюс. Другие новости 02.08.07

Павел Глоба: В августе 2007 все катастрофы случатся в конце месяца. / «Мир-1» опустился на дно Северного Ледовитого океана. / Полтавская область уже готова к новому учебному году. Читать дальше

Источник

История освоения Арктики. Справка

в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Смотреть фото в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Смотреть картинку в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Картинка про в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана. Фото в каком году человек впервые побывал на дне северного ледовитого океана

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово «Арктика» имеет греческое происхождение и означает «страна большого медведя» – по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с «торговым человеком» Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.».

В 1826 г. Литке на шлюпе «Сенявин» отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно «Святой Фока» вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным «белым пятном». И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию «Северный полюс 31» закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция «Северный полюс».

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно – исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации – Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) – старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия «Арктика-2007», целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *