в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

В каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

(Данный текст представляет собой авторский вариант; в тексте, опубликованном в журнале, имеются небольшие редакторские правки, в частности отсутствуют схемы.)

Лебединцев Владимир Борисович

старший научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского института повышения квалификации работников образования

Учебная работа в парах используется с давних пор. Однако в отличие от других форм учебного взаимодействия (например, групповой и индивидуальной), она меньше всего изучена; в литературе можно встретить лишь редкие эмпирические описания, не говоря уже об обобщенных технологических рекомендациях, как, например, книга В.В. Архиповой про коллективную организационную форму обучения [1].

К сожалению, в педагогической литературе и на практике наблюдается некорректное отождествление работы в парах и коллективного способа обучения. В последующей статье мы предполагаем обстоятельно рассмотреть, чем отличаются коллективный способ обучения, коллективные учебные занятия, коллективная и парная организационные формы обучения. В целях данной статьи ограничимся краткими определениями.

Несомненно, внимательному читателю книг В.К. Дьяченко понятно, что коллективный способ обучения – это общественно-исторический этап развития сферы образования, который придет на смену господствующему сегодня групповому способу обучения, проявляющемуся в мировом образовании в двух своих разновидностях – классно-урочной и лекционно-семинарской системах обучения [2, 204-205].

Коллективные учебные занятия являются ведущим типом осуществления учебного процесса в неклассно-урочной системе обучения. В Красноярском крае и других регионах есть школы, где в классах вместо уроков ведутся коллективные учебные занятия (это так называемая классно-предметная система обучения), а также школы, где уже и классов нет, а коллективные учебные занятия ведутся в разновозрастных учебных группах (о таких не классно-урочных школах написано, например, в № 1 журнала «Народное образование» за 2005 год [3, 108-116]).

Источник

В каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

Технология парного обучения — один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах.

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий, которые включают в себя:

Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация обучения.

Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.

При парном обучении практически реализуются известные принцыпы педагогики «обучая — учусь» и «неотсроченное использование знаний».

Технология парного обучения принципиально отличается от учения через обучение, развитого в Германии во второй половине 20-го века учителем французского языкаЖан-Полем Мартаном. В «учении через обучение» сохраняется фронтальное обучение, при котором «один ученик обучает группу учеников», то есть заменяет учителя. По своей сути «учение через обучение» является точным повторением Белл-Ланкастерской системы обучения, известной в Европе со второй половины 18-го века.

Парная и коллективная формы организации обучения

Взаимодействие участников обучения в парах используется в двух разных формах организации обучения, названных В. К. Дьяченко парной и коллективной:

Иногда коллективную форму ошибочно считают частным случаем парной формы. Но это не так. Если общению в парной форме свойственна автономия, независимость от других пар, то в коллективной форме общение осуществляется в группе, при этом пары функционально и содержательно зависят друг от друга, благодаря изменению состава пар результаты учебного взаимодействия используются другими участниками группы. Выражения «пары сменного состава», «динамические пары», используемые как синонимы коллективной оргформы, не совсем точно отражают суть вопроса.

Необходимые и достаточные компоненты

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

Принципиальная схема технологии парного обучения

Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается очень часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз». Парное взаимодействие также часто используется в учебных процессах. Но важным отличием парного взаимодействия от технологии парного обучения является присутствие необходимых и достаточных технологических компонент:

Оптимальная посадка при работе в парах

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

Оптимальная посадка при работе в парах

Возможны разные варианты посадки обучающихся при их работе в парах. Но не желательно им садиться за «круглый» стол, иначе они будут мешать друг другу, особенно при перекрестном общении при смене партнёров (но оставаясь не предыдущих местах).

Когда партнёрам необходимо писать свои объяснения в тетрадях друг друга, то целесообразно сидеть за одним столом, не меняя традиционной расстановки столов в один или несколько рядов.

Г. О. Громыко предлагает расстановку столов, как показано на рисунке. По его мнению, при такой посадке требуется в два раза меньше столов, чем при посадке «рядами по двое за столом». В комнате высвобождается много места для свободного прохода от одной группы к другой (для справки — для одной группы необходимо около 10 кв.м. площади, включая проходы).

По мнению В. В. Архиповой [1995 г., стр. 54-59], посадка партнёров одной пары «через уголок» обеспечивает психологический комфорт и удобство для работы с контентом.

В группе из восьми человек возможен прямой визуальный контакт с любым участником.

Виды учебной деятельности в парах

Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Два варианта использования работы в парах

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения, этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе — малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт — одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.

В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше — на больших открытых пространствах.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными, в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Диапазон использования в учебных целях

Обучение в парах инвариантно относительно вида деятельности или контента. Оно используется практически на всех школьных предметах (например). Методисты используют технологию партного обучения на своих методических секциях. Специалисты триз в парах обучают инженеров теории решения изобретательских задач.

Использование не для учебных целей

Источник

Парная форма работы в школе: рекомендации для учителя. Несколько тренингов на отработку навыков работы в группах сменного состава

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают. Как « включить » в учебный процесс всех детей?

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность класса деятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».

Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.

Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.

В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но. возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.

Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).
К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.
В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Каких детей объединять в пары?

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый

Формы организации учебного процесса

Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.

«Я тебя понял так. Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что. и в связи с тем, что. ». «Я предлагаю сделать. Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Тренинги для учащихся начальной школы на отработку навыков работы в парах сменного состава

Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: «Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания. Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в «Испорченный телефон». Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т.д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить — вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.

Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму — ответы.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания — номер зачеркивается.

Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.
У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера — ее разрезные части. Задача первого — руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

Об авторе: Мальшакова Наталья Прокопьевна, учитель начальных классов, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Петропавловск-Камчатский.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Технология парного обучения

Технология парного обучения — один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах.

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий, которые включают в себя:

Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация обучения.

Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.

При парном обучении практически реализуются известные принцыпы педагогики «обучая — учусь» и «неотсроченное использование знаний».

Технология парного обучения принципиально отличается от учения через обучение, развитого в Германии во второй половине 20-го века учителем французского языка Жан-Полем Мартаном. В «учении через обучение» сохраняется фронтальное обучение, при котором «один ученик обучает группу учеников», то есть заменяет учителя. По своей сути «учение через обучение» является точным повторением Белл-Ланкастерской системы обучения, известной в Европе со второй половины 18-го века.

Содержание

Парная и коллективная формы организации обучения

Взаимодействие участников обучения в парах используется в двух разных формах организации обучения, названных В. К. Дьяченко парной и коллективной:

Иногда коллективную форму ошибочно считают частным случаем парной формы. Но это не так. Если общению в парной форме свойственна автономия, независимость от других пар, то в коллективной форме общение осуществляется в группе, при этом пары функционально и содержательно зависят друг от друга, благодаря изменению состава пар результаты учебного взаимодействия используются другими участниками группы. Выражения «пары сменного состава», «динамические пары», используемые как синонимы коллективной оргформы, не совсем точно отражают суть вопроса.

Необходимые и достаточные компоненты

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается очень часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз». Парное взаимодействие также часто используется в учебных процессах. Но важным отличием парного взаимодействия от технологии парного обучения является присутствие необходимых и достаточных технологических компонент:

Оптимальная посадка при работе в парах

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Смотреть картинку в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Картинка про в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей. Фото в каком способе обучения парная организационная форма является ведущей

Возможны разные варианты посадки обучающихся при их работе в парах. Но не желательно им садиться за «круглый» стол, иначе они будут мешать друг другу, особенно при перекрестном общении при смене партнёров (но оставаясь не предыдущих местах).

Когда партнёрам необходимо писать свои объяснения в тетрадях друг друга, то целесообразно сидеть за одним столом, не меняя традиционной расстановки столов в один или несколько рядов.

Г. О. Громыко предлагает расстановку столов, как показано на рисунке. По его мнению, при такой посадке требуется в два раза меньше столов, чем при посадке «рядами по двое за столом». В комнате высвобождается много места для свободного прохода от одной группы к другой (для справки — для одной группы необходимо около 10 кв.м. площади, включая проходы).

По мнению В. В. Архиповой [1995 г., стр. 54-59], посадка партнёров одной пары «через уголок» обеспечивает психологический комфорт и удобство для работы с контентом.

В группе из восьми человек возможен прямой визуальный контакт с любым участником.

Виды учебной деятельности в парах

Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Два варианта использования работы в парах

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения, этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе — малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт — одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.

В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше — на больших открытых пространствах.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными, в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Диапазон использования в учебных целях

Обучение в парах инвариантно относительно вида деятельности или контента. Оно используется практически на всех школьных предметах (например). Методисты используют технологию партного обучения на своих методических секциях. Специалисты триз в парах обучают инженеров теории решения изобретательских задач.

Использование не для учебных целей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *