в какой день можно поминать самоубиенных в церкви

Можно ли поминать самоубиенных — правила и исключения

Узнайте все самое важное о молитве за самоубийц, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Отношение Церкви к самоубийству

С древних времен Церковь запрещала молиться за тех, кто самовольно лишил себя дарованной Богом жизни. Что же остается скорбящим родным и близким? Ведь они хотят смягчить участь самоубийцы и сами нуждаются в помощи Церкви. Можно ли поминать самоубиенных?

Для молитвенной поддержки скорбящих близких существует «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго».

Родственникам можно устроить дома поминки, келейно молиться за самоубиенного, творить милостыню и совершать различные благие дела в память о близком родственнике, окончившем жизнь самоубийством.

в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Смотреть фото в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Смотреть картинку в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Картинка про в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Фото в какой день можно поминать самоубиенных в церквиПравославный канун — столик для поминальных свеч

Почему не отпевают самоубиенных?

Люди, которые добровольно лишают себя жизни тем самым противятся воли Божией, перестают быть Его чадами и лишаются права наследовать Царство Небесное.

Отпевают только людей, которые покидали этот мир с верой в спасение, в жизнь вечную с Богом. Лишающие себя жизни отрекаются от спасения, душа расстается с телом в момент совершения греха, ей чужды умиротворение и покой.

Согласно правилу святого Тимофея Александрийского дается отрицательный ответ на вопрос можно ли отпевать самоубиенных:

«Аще убо кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не принесется за него, токмо аще не будет во истину ум погубил, подобает бо их причетником испытовати о сем со истязанием».

Исключения из церковных правил

Если человек страдал тяжелым психическим заболеванием, был невменяем, совершил самоубийство не по своей воле, а под действием тяжких обстоятельств может быть получено разрешение на отпевание и общецерковное поминовение самоубиенного.

В таких случаях собираются документальные подтверждения болезни и отправляются на рассмотрение правящему епархиальному архиерею (епископу, архиепископу, митрополиту) в епархиальное управление вашего города.

Ни в коем случае нельзя подделывать эти документы или вводить в заблуждение церковные власти. Душе самоубиенного это только навредит, ведь Бога обмануть невозможно.

Тяжкий грех самоубийства

Самоубийство – страшный грех, ведь жизнь это дар Божий и каждому человеку Господь отмерил свой путь, прерывать который никто не вправе. Каждый христианин стремится получить кончину «непостыдную и мирную». Он знает, что за земной жизнью последует другая – вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания. Именно поэтому так страшен ответ на вопрос, можно ли поминать самоубиенных.

Поводов покончить жизнь самоубийством много, некоторые сознательно восстают против воли Божией, бегут от навалившихся проблем и скорбей, забывая, что все промыслительно и каждая беда, любая болезнь посылается для пользы нашей души.

К примеру, многострадальный Иов, имел все и семью и богатство и уважение в обществе. Господь, попустил чтобы раб Его оказался нищим, больным, бездетным и опозоренным, но несмотря на все эти скорби, Иов даже в мыслях не сетовал на свою судьбу и твердо верил, что Господь его не оставит. Вера праведника была вознаграждена сполна. Вернулось здоровье, восстановилась семья, было нажито богатство.

Господь не даёт испытаний, которые нам не под силу вынести. Нужно верить, быть терпеливыми и непрестанно обращаться к Богу в молитвах.

Как поминают самоубиенных православных

Но все-таки, можно ли поминать самоубиенных и чем помочь несчастной душе самоубийцы? Да, есть канонический запрет общецерковных молитв и поминовения самоубийц. Но никто не отменяет домашней молитвы и дел милосердия в память о несчастном.

Нужно творить милостыню в память о покойном, с благословения священника взять молитвенное правило за умершего, верить, что Господь смягчит участь погибшего.

В день смерти и в последующие годовщины можно устроить дома поминки, однако от общепринятых поминовений на третий, девятый и сороковой день лучше воздержаться. Согласно православному преданию, душа после самоубийства не проходит обычный сорокадневный путь. Поэтому лучше все время посвятить усердной молитве за смягчение загробной участи погибшего.

Как молиться за самоубийцу?

По благословению священника за самоубиенных можно ежедневно молиться дома с зажженной свечой. Выбрать можно один из следующих молитвенных текстов.

Молитва Оптинских старцев

«Отче наш, прости душу раба Твоего (имя), ушедшего из жизни мирской во владения Твои. Раб Твой (имя) оступился с пути наставления Церкви. Воля Твоя нам неведома. Не накладывай на меня грехом сию молитву. Принимаю волю Твою и уповаю на спасение души (имя). Аминь».

Молитва родителя за самоубиенное чадо

«Господь Милостивый, умоляю тебя простить мою кровиночку, невинное дитя, за совершенный грех убийства собственного. Даруй ему отпущение греха этого и убереги его душу. Прошу за него у Тебя, подари душе покой. Аминь».

Молитва детей за самоубиенных родителей

«Отче наш милостивый, молю тебя простить моему родителю грешное деяние, ибо вынудило совершить грех страшное и тяжелое обстоятельство. Не терзай душу его в муках ужасных, да даруй искупление. Прошу, прости мне сию молитву и укажи дорогу в Рай для моего родителя. Аминь».

Источник

Почему Церковь не молится за самоубийц

в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Смотреть фото в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Смотреть картинку в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Картинка про в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Фото в какой день можно поминать самоубиенных в церкви

Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы.

Откуда пошло

Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить.

И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

Быть христианином

Обратите внимание на слова «от века усопших благочестивых христиан». А что это означает? Что вообще значит быть христианином? Быть православным христианином значит не просто быть крещеным и носить крестик и иногда заходить в храм за святой водой и освященными куличами. И уж ни в коем случае это не означает «верить в душе». Быть христианином означает в первую очередь реализовывать свою веру, жить по-христиански. И более того, не только жить по-христиански, но и умереть как христианин. Не случайно в богослужении часто встречаются прошения о даровании всем верующим христианской смерти. Прекрасным примером этого является просительная ектинья на вечерне: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».

А если?

Во всех правилах существуют исключения. Поэтому если какой-то человек совершил самоубийство в состоянии аффекта или страдал психическими заболеваниями, то теоретически его можно отпеть. Но только по благословению правящего архиерея. Родственники берут все справки и едут на прием к своему епископу и уже он сам решает можно ли учесть все обстоятельства и отпеть несчастного. Но ни один священник не имеет права самостоятельно принимать подобные решения и отпевать самоубийцу.

– Бога обмануть нельзя.

Особый чин

Можно понять родственников, которые приходят в храм на Троицкую родительскую субботу и хотят как-то помянуть самоубийц. Но делать это нужно не в храме – делать это нужно дома. Читать молитву святому Уару и еще несколько молитв, которые существуют в сокровищнице православного Предания. Правда нужно быть готовым к большим скорбям и искушениям на своем собственном жизненном пути.

Источник

Богоявленский храм в селе Жаворонки

Московский Патриархат Московская митрополия Одинцовская епархия

в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Смотреть фото в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Смотреть картинку в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Картинка про в какой день можно поминать самоубиенных в церкви. Фото в какой день можно поминать самоубиенных в церкви

Статья «О поминовении самоубийц»

«Самоубийство — тягчайший грех!
Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения.
Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище».

Святитель Игнатий Брянчанинов (14, с. 467–468).

В связи с участившимися случаями самовольного ухода из жизни людей, принадлежавших по крещению к Православной Церкви, настоятельному желанию скорбящих родственников таковым церковного напутствия и с расплывчатыми представлениями современного общества о значении Божественного дара жизни, нами предпринята попытка в контексте православия выразить отношение Церкви к тяжкому преступлению, именуемому «самоубийством».

Актуальность проблемы подтверждается не только необходимостью изъяснения страшного явления, но и интересом общества к данной теме. Так, после заявления Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском соборе 2011 года о введении единой приходской практики в отношении лиц, покончившим с собой, в сети интернет появилось много сообщений о якобы новом отношении РПЦ к самоубийству. А светские СМИ заявили, что Церковь разрешила их отпевание. Что побудило Предстоятеля Русской Православной Церкви затронуть данный вопрос? С одной стороны — «духовная болезнь» общества, с другой — необходимость решения проблемы церковного напутствия лиц, самовольно окончивших свою жизнь, «чтобы ввести единую практику и избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений». (3, с. 13)

В нашей статье мы попытаемся выразить взгляд на самоубийство святых отцов и подвижников благочестия, поскольку их мнение и практические советы, основанные на духовном рассуждении, признавались современниками авторитетными. Скорбящие родственники, руководствуясь ими, побеждали уныние и обретали душевный покой.

Прежде всего, отметим, что святоотеческое отношение к затронутой проблеме всегда основывалось на каноническом правиле Вселенской Церкви, а потому приведем его текст.

Подробное толкование этому правилу дал епископ Далматинско-Истрийский Никодим. Он пишет: «Подобно тому, как подлежит наказанию тот, кто лишает жизни другого, так же точно подлежит наказанию и тот, кто сам себя лишает жизни. И как убийства бывают намеренные и ненамеренные, так и самоубийства бывают таковые. Намеренным самоубийством называется такое, когда кто-либо лишает себя жизни, по выражению настоящего правила, „от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия“, а ненамеренным — когда данное лицо „вне ума“. Лишивший сам себя жизни тем самым перестает быть живым членом Церкви, а потому Церковь не может подвергнуть его одному из наказаний, установленных для живых ее членов. … В данном же случае, относительно намеренного самоубийцы, настоящее правило предписывает, что „не подобает быти приношению“, то есть, что не должны быть совершены отпевание в церкви и Литургия за упокой души его, а, следовательно, не должен быть погребен на освященном кладбище. Наказанию подлежит и покушение на самоубийство, как говорит одно из правил Патриарха Никифора, согласно которому двенадцатилетней епитимии подлежит тот, кто покушался на самоубийство, но неудачно. Относительно самоубийцы, лишившего себя жизни в припадке безумия, в бессознательном состоянии, раз таковой не ответствен за свои поступки, Церковь разрешает священнику молиться за упокой души его, если, впрочем, он этого достоин». (9, с. 487)

Интересно отметить, что на всем пространстве Священного Писания нет прямого указания, осуждающего грех самоубийства. Более того, это тяжкое преступление, как нравственный порок, не упоминается и среди множества ветхозаветных наставлений, регламентирующих жизнь избранного народа. По мысли священномученика Философа Орнатского, это потому, что данное преступление не просто грех, а «слишком страшный, противоестественный, посягающий на права Самого Бога грех, священным писателям казавшийся даже невозможным и невероятным». (12, с. 3)

Отцы и учители Древней Церкви всегда с негодованием и порицанием относились к самоубийству и считали, что данное преступление есть смертный грех, которому нет прощения. Так, преподобный Исидор Пелусиот, современник святителя Тимофея Александрийского, писал: «…Насильно разлучающий душу с телом и предающий себя или удавлению, или закланию, будет ли прощен? Таковых древние и после смерти признавали проклятыми и бесславными, даже руку самоубийцы, отрубив, погребали отдельно и вдали от прочего тела, почитая непристойным, как послужившей убийству, воздавать ей ту же с остальным телом честь. Если же рука и по смерти подвергаема была наказанию людьми, то, получит ли какое помилование душа, подвигнувшая и руку»? (16, с. 324)

А теперь обратимся к рассуждениям святых отцов и учителей нашей Церкви и, прежде всего, приведем мысли святителя Филарета, митрополита Московского. Он, как выдающийся иерарх, богослов, проповедник, церковный и государственный деятель, обладал особым даром и тактом выражать подлинно православное понимание богословских, общецерковных и литургических вопросов.

В одном из писем, адресованных наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры преподобному Антонию Радонежскому, святитель приводит свои рассуждения о возможности поминовения на проскомидии людей, по человеческому суду «во аде держимых». По всей видимости, речь шла об усопших великих грешниках, не принесших Богу покаяния в своих грехах. Для нас же интересно мнение святителя о молитве за людей, «о которых Церковь не позволила ни пения, ни Жертвы». К этому разряду относятся самоубийцы.

«Церковь — писал святитель Филарет, — учит нас молиться об усопших, не рассуждая, во аде ли кто из них, хотя вероятно, что есть такие между поминаемыми в Церкви. Это хорошо и смиренно, потому что не знаем жребия отшедших, не берем ни о ком осуждающей мысли, что он во аде, и не дерзновенно просим.

В молитвах Пятидесятницы имеем свидетельство, что Господь сподобляет приимати молитвенные очищения о иже во аде держимых. Но, может быть, Церковь имела особенную мысль: сию, многое дерзновение заключающую молитву отнести к особенному важному дню, а не предоставлять всякому человеку и времени.

Вот о чем хотелось мне справиться. Один из Римских пап случайно вспомнив о добродетелях одного языческого императора, молился о нем; и имел откровение, что молитва его не отвержена, но чтоб он не приносил таких дерзновенных молитв. Помню верно, что я сие читал, но не помню, о ком и в какой книге.

Бог бесконечен в милосердии, но нам повелено знать свою меру.

Между держимыми во аде есть такие, о которых Церковь не позволила ни пения, ни Жертвы. Мы не затворяем их во аде, но повинуемся Церкви. И не безопаснее ли с точностью держаться в пределах сего повиновения?…» (10, с. 114).

Анализируя письма другого святителя, епископа Феофана Затворника, видно, что и ему неоднократно приходилось давать ответы родственникам, самовольно лишившего себя жизни. Правда, в этих письмах мы не находим чего-либо нового и выдающегося. Святитель строго держится канонических постановлений, но, нам думается, все же, не лишним привести здесь его ответы, поскольку они излагаются им замечательно просто, убедительно и доступно для понимания каждого. Кроме того, в них можно увидеть, как мудрый святитель для умиротворения мятущейся совести вопрошающих старается предложить из сокровищницы своего сердца и некоторую долю христианского утешения в их скорби.

— «Спрашиваете, — пишет он в одном письме, — можно ли молиться за самоубийц? Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться?… Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Но тут проглядывает покушение доказать, что мы милосерднее Церкви и Самого Бога… Довольно ограничиться жалением о них, предавая участь их безмерному милосердию Божию… Мысль, что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, опирается на предположении, что разрешившие церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно» (4, с. 26–27).

В другом месте по тому же вопросу святитель пишет:

— «Какой ужас! Одиннадцать лет и удавленник! Диво! Что могло довести его до сего? Поминать ли? Как дело любви, отчего бы не поминать?… К тому же, какой у него разум? Сам Бог, впрочем, лучше всех нас знает все, могущее умалить вину, и извинит и помилует, если правда не помешает милости… Нам же всего безопаснее предавать все в руки Божии. Мне, впрочем, всегда думалось и думается, что частно, в своей молитве можно поминать и таковых» (15, с. 538).

Осторожное отношение к молитве требуется и по другой причине. Молитва — это не только словесное ходатайство за человека. Когда мы молимся за кого-либо, молимся не только языком и словами, но и сердцем. И именно сердцем воспринимаем те скорби ближнего, какими он был отягощен, и уже как бы от своего лица, вознося их ко Господу, умоляем Его благость о помиловании или ниспослании спасающей благодати. И чем сердечнее и искреннее бывает такая молитва, тем большую милость Господню она может низвести душе того, за кого молимся. По этой причине молитва за праведных людей спасительна и полезна бывает для самого молитвенника.

Однако совсем иное дело, когда человек молится за грешника, который совершал в жизни смертные грехи и не подумал об их очищении покаянием. Воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы сообщником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, «соприкасается» его грехам и берет на себя долю его душевных страданий. А если душа перешла в иной мир в настроении враждебном к Богу и отвергла искупительные заслуги Господа Спасителя мира? Легко ли молиться за таких? Как можно допустить себя до некоторого прикосновения тому богоборческому настроению, каким, например, была заражена душа самоубийцы? Не значит ли это — подвергать и свою душу опасности заражения таким же настроением? Не напрасно же иногда говорят, что самоубийство заразительно: при одном имени самоубийцы в душе возникает его образ, а с этим образом рисуется и образ насильственной смерти лица, покончившего собой.

В то же время как может удержаться от молитвы человек, который был связан с самоубийцей узами кровного родства или был очень близок к нему по духу любви? Как удержаться от того, чтобы не излить свою душу пред Отцом Небесным и не возвестить Ему печали сердца своего? Мудрые, духовно опытные и обладавшие даром рассуждения старцы-подвижники дают ответы и на данные вопросы.

Так, известный Оптинский старец преподобный Леонид (в схиме Лев), дал такое наставление своему ученику Павлу Тамбовцеву, обратившемуся к нему за утешением по случаю полученного им известия о смерти отца, последовавшей от самоубийства: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.

— Но каким образом молиться за таковых? — спросил послушник.

— По духу добродетельных и мудрых, так: „Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!“

— Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего, но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему»? (7, с. 181–182).

Преподобный старец Леонид, проникая в тайну человеческой скорби, дал мудрый ответ и предложил практический совет своему духовному сыну, находящемуся в глубокой печали об отце-самоубийце. Краткая молитва старца, не противореча духу церковности, явилась духовным средством, способным уврачевать раны мятущейся души. Замечательны и рассуждения духоносного старца, исполненные назидания и утешения. Совет и молитва преподобного Леонида были восприняты современниками как удобное средство для утешения скорбящих родственников. Так, преподобный Амвросий Оптинский, отвечая на вопрос одной инокине, писал:

— »Еще пишешь о несчастной кончине брата одной из ваших послушниц и спрашиваешь, можно ли его поминать. По церковным правилам поминать его в церкви не следует, а сестра и родные его могут келейно о нем молиться, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала, и утешала, и оказывалась действительною перед Господом» (13, с. 106).

Так утешали богомудрые Оптинские старцы людей, находящихся в глубокой печали и великой скорби. Их рассуждения остаются актуальны и жизненны и в наше время.

В 80-е гг. прошлого столетия автору статьи довелось встретить «Канон о самовольне живот свой скончавших». Он был напечатан на пишущей машинке и принадлежал перу приснопамятного митрополита Вениамина (Федченкова). В 1990-х гг. Канон был издан небольшой брошюрой и распространялся в некоторых храмах Русской Православной Церкви. Инициативу издания взял на себя Псково-Печерский монастырь, по всей видимости, потому, что в монастырских пещерах нашел место своего упокоения Владыка Вениамин. Здесь же, в обители, хранятся рукописи трудов архипастыря. О появлении Канона убедительно говорит сам автор в предисловии.

Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному Нектарию Оптинскому с вопросом: „Что нам делать“? Он ответил, чтобы я нашел еще двух человек, которые бы согласились в течение 40 дней читать за него заупокойный канон, а затем предать его в волю Божию.

Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали…

После ко мне обращались и другие по этому вопросу. А недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, согласно канонам (правило Тимофея Александрийского) и по внутреннему противлению души моей. Но помня наставление отца Нектария, а также и указание митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве, но и тогда с предварительной молитвой о помиловании нас, молящихся, да не прогневаем Господа, я обратился в канонник. … Но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся „благочестно“, „в вере“, „в упокоении“ и прочее. Все это не подходило к вольным, „не в сумасшествии“, самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари. Может, кому-либо пригодится… А меня да помилует Господь за дерзновение такое…» (5, с.1).

Анализируя предисловие, можно увидеть, с какой осторожностью относились к проблеме самоубийства сам автор и его современники. Интересно мнение преподобного Нектария Оптинского. Хотя самоубийцу-солдата отпевали, поскольку акт насильственной смерти над собой им был сделан «вне ума», но старец, даже и в таком «благовидном» случае, умолчал о литургическом поминовении, а ограничился советом чтения за самоубийцу заупокойного канона, и не одному человеку, а сразу троим. Преподобный Нектарий, разделяя мнение Оптинских старцев Леонида и Амвросия, также считал возможным совершение домашней молитвы за вольных самоубийц. Можно предположить, что мнение Оптинских старцев подвигло митрополита Вениамина к дерзновению составления особого канона.

Мы позволим себе выразить личное мнение относительно содержания творения приснопамятного Владыки. Не имея права отрицать литературный талант митрополита Вениамина, как искусного публициста и автора многих книг, мы отметим, что при составлении канона он столкнулся с трудной проблемой. Да и кому она по силам? На наш взгляд, данный канон оказался менее удачным, чем молитва преподобного Леонида. Владыка Вениамин употребил обычный заупокойный припев: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего», чем уравнял самовольно окончившего свою жизнь с христианином, скончавшимся «благочестно». Данное обращение использовано и во всех тропарях канона. Сравним данное обращение с молитвой старца Леонида: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего». В нем отражена и «милость и истина». Молитва Оптинского старца кратка и своим содержанием раскрывает одновременно просьбу о помиловании погибшей души и просьбу о помиловании за дерзновенную просьбу. В каноне же первые два тропаря посвящены просьбе о помиловании приступающего к молитве за самоубийцу, а в прочих выражается мольба о помиловании его погибшей души, что, на наш взгляд, менее удачно, поскольку мысль о дерзновении молиться за самоубийцу уходит в тень. Да и существование канона, как некоего молитвенного последования за самоубийцу, даже употребляемого келейно, едва ли может претендовать на свою законность, согласно правилу святителя Тимофея.

На незаконность церковного употребления данного канона указал и приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в. своем докладе на Архиерейском соборе 1997 года: «Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения «Канона о самовольне живот свой скончавших» (2, с. 26).

Приведенные краткие записи дают основание предполагать, что частную молитву за самоубийц допускал и великий праведник отец Иоанн Кронштадтский. Подтверждение этому мы находим в рукописи священномученика Серафима (Чичагова), хранящейся у его внучки В. В. Черной.

«Перед отъездом в Саров, — пишет священномученик Серафим, — я был у о. Иоанна Кронштадтского, который, передавая мне пять рублей, сказал:

— «Вот прислали мне пять рублей, и просят келейно молиться за самоубийцу: может быть, Вы встретите какого-нибудь нуждающегося священника, который бы согласился молиться за несчастного.

Придя к монахиням, я прочитал перед слепой записочку, в которую вложил пять рублей, данных мне о. Иоанном. Помимо этого я назвал имя своей покойной матери и просил молиться за нее. В ответ услышал:

— Придите за ответом через три дня.

Когда я пришел в назначенное время, то получил ответ:

— Была у меня матушка ваша, она такая маленькая, маленькая, а с ней ангелочек приходил.

Я вспомнил, что моя младшая сестра скончалась трех лет.

В приведенном агиографическом отрывке содержится указание-предостережение, что келейная молитва за самоубийцу не безопасна для молитвенника и требует особой осторожности.

Считаем полезным и целесообразным в данной статье привести рассуждения почившего духовника и насельника Псково-Печерского Успенского мужского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Отец Иоанн прожил нелегкую жизнь. Испытания, которые послал ему Промысл Божий, не смогли сломать в нем истинную веру, потому Господь и дал ему особый дар рассуждения. В эпистолярном наследии этого старца имеются несколько ответов родственникам людей, самовольно прекративших свою жизнь. Для иллюстрации приведем текст двух его писем:

«Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя.

Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет Владыка Вениамин. И мы посылаем Вам „Канон о самовольно живот свой скончавшем“. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь.

Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь»! (8, с. 219).

«Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и никак нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им Судья, а Вы страдаете за непослушание» (8, с. 220).

Как видно, в приведенных ответах совершенно отчетливо и категорично звучит предостережение родственникам о недопустимости литургического поминовения самоубийц. Но вместе с тем, отец Иоанн допускал возможным за них домашней молитвы и советовал родственникам подавать нуждающимся милостыню. Молитву преподобного старца Леонида, в схиме Льва, он рекомендовал читать близким самоубийцы всю жизнь.

В своей статье мы представили мысли и рассуждения о самоубийстве некоторых святых отцов и подвижников благочестия. Хотя в жизни Церкви никогда не существовало соборного мнения о целесообразности молитвенного келейного поминовения душ самоубийц, но святоотеческие советы, основанные на духовном рассуждении, были даны скорбящим родственникам ради снисхождения, чтобы они могли «укреплять себя в пределах умеренной печали». Следует иметь в виду, что святоотеческие советы о келейной молитве были даны конкретному лицу и как благословение на совершение данного подвига. Потому всякий, кто пожелает воспользоваться этими советами, должен прежде испросить благословение священника и при этом знать, что будет подвержен духовной брани.

Затронутая тема актуальна и злободневна. Отсутствие в современной жизни единообразия пастырской практики при духовном окормлении паствы нашей Церкви потребовало более углубленного изучения проблемы современного суицида. Потому членами Синодальной богослужебной комиссии был составлен «Чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго». Данный чин был одобрен Святейшим Патриархом Кириллом, который наложил на рапорте председателя Синодальной комиссии следующую резолюцию: «14.VI.2011. Преосвященному архиепископу Алексию: Благодарю Вас, Владыка, за представленный текст. Надеюсь, Богу содействующу, постановлением Священного Синода, завершим многолетние попытки разрешить существующую пастырскую проблему с надеждой на милость Божию к тяжко согрешившим и на спасение душ их скорбящих сродников».

«Чин утешения» был утвержден на заседании Священного Синода 27 июля 2011 года и теперь стал постепенно входить в литургическую жизнь нашей Церкви.

Следует заметить, что данное молитво-словие не является чином отпевания самоубийц, в нем нет упоминания имени самоубийцы, но содержатся молитвословия покаянного характера, способные утешить скорбящих родственников, которые могут быть виновны в самовольной смерти близкого сердцу человека. Чин, по необходимости, может совершаться несколько раз и предполагает церковную молитву священнослужителя и скорбящих родственников об их утешении.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим может помочь раздача милостыни нуждающимся и благочестивая жизнь самих родных и близких.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *