в какой день недели родился пророк
Пророк Мухаммед
арабский проповедник, основатель ислама
Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.
В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.
Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.
Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммеду явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».
Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.
Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.
Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в город Ясриб (Медина) в 622 году. Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.
В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.
Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.
8 июня 632 года Мухаммед завершил свой земной путь и был похоронен в Медине.
Muntaqa
Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи
Когда родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха?
«Год слона»
Исламское летоисчисление начинается с хиджры — переселения пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха из Мекки в Медину. Таким образом, оно не охватывает время до хиджры, к которому относится рассматриваемое событие. А до введения летоисчисления от хиджры у арабов встречается использование отсчета времени от другого исторического эпизода — от происшествия со слоном.
Это было знаковое событие для арабов Аравийского полуострова, и с напоминанием о нем ниспослана сура «Слон»: «Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев».
В этой истории жители Мекки оставили Каабу без защиты от надвигающейся армии, в которой был слон по кличке Махмуд. И Аллах защитил Каабу. Вкратце пишет о ней имам Джалялюддин ас-Суюты аш-Шафии: «Речь идет о Махмуде и его владельцах, а это Абраха — царь Йемена и его войско. Он (Абраха) построил в Сана храм, чтобы люди совершали паломничество к нему, а не в Мекку. А некий человек из племени Кинана, выражая презрение к этому храму, справил нужду в нем и измазал нечистотами в нем место, в сторону которого было задумано обращение с молитвой. Абраха поклялся разрушить Каабу и прибыл в Мекку со своим войском на слонах, а впереди шел Махмуд. И когда они направились к Каабе, чтобы ее разрушить, Аллах наслал на них то, о чем сообщил в Своих словах». См. «Тафсир аль-Джалялейн», с. 822.
قال الإمام جلال الدين السيوطي الشافعي: «هُوَ مَحْمُود وَأَصْحَابه أَبَرْهَة مَلِك الْيَمَن وَجَيْشه بَنَى بِصَنْعَاء كَنِيسَة لِيَصْرِف إِلَيْهَا الْحَاجّ عَنْ مَكَّة فَأَحْدَثَ رَجُل مِنْ كِنَانَة فِيهَا وَلَطَّخَ قِبْلَتهَا بِالْعَذِرَةِ اِحْتِقَارًا بِهَا فَحَلَفَ أَبَرْهَة لَيَهْدِمَنَّ الْكَعْبَة فَجَاءَ مَكَّة بِجَيْشِهِ عَلَى أَفْيَال الْيَمَن مُقَدَّمهَا مَحْمُود فَحِين تَوَجَّهُوا لِهَدْمِ الْكَعْبَة أَرْسَلَ اللَّه عَلَيْهِمْ مَا قَصَّهُ فِي قَوْله». انظر: «تفسير الجلالين»، ص. 822.
Если обратиться к другим тафсирам, то можно узнать и другие подробности этой истории. Нас же интересует другое.
Год, в который родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха
Пишет хафиз Ибн Касир аш-Шафии: «Это произошло в «год слона», через пятьдесят дней после этого происшествия. И есть версия, что через пятьдесят восемь дней.
Есть также версия, что это произошло через десять лет.
Есть версия, что через тридцать лет после события со слоном.
И есть версия — через сорок лет.
А правильно то, что он родился в «год слона». Это передал Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хузами, шейх (имама) аль-Бухари, также Халифа ибн Хайят и другие, и насчет этого есть единогласие». См. «Аль-Фусуль фи ас-сира», с. 92.
قال الحافظ ابن كثير الشافعي: «وذلك عام الفيل، بعده بخمسين يوماً، وقيل بثمانية وخمسين يوماً، وقيل بعده بعشر سنين، وقيل: بعد الفيل بثلاثين عاماً، وقيل: بأربعين عاماً، والصحيح أنه ولد عام الفيل، وقد حكاه إبراهيم بن المنذر الحزامي شيخ البخاري، وخليفة بن خياط وغيرهما إجماعاً». انظر: «الفصول في السيرة»، ص. 92.
Зная, что пророку, мир ему и благословение Аллаха было 40 лет, когда началась его пророческая миссия, а потом через 13 лет произошло его переселение в Медину, можно подсчитать, что «год слона» и год рождения пророка, мир ему и благословение Аллаха — это 53 год до хиджры по лунному календарю.
И это был 571 год от рождества Христова по солнечному календарю.
Месяц, в который родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха
Пишет хафиз Ибн Касир: «Большинство на том, что это произошло в месяц раби’ аль-авваль». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/374.
قال الحافظ ابن كثير: «الْجُمْهُورُ عَلَى أَنَّ ذَلِكَ كَانَ فِي شَهْرِ رَبِيعٍ الْأَوَّلِ». انظر: «البداية والنهاية» 3/ 374.
Есть также мнение, что он родился в рамадан, но эта версия не получила признания у ученых. Пишет хафиз Ибн Касир: «И есть второе мнение: что он родился в рамадан. Его передал Ибн Абдульбарр от аз-Зубейра ибн Баккара. Это мнение очень странное. Оно опирается на то, что впервые откровение было даровано ему в рамадан — и в этом нет разногласия — и это произошло в начале его сорокалетия, а значит и его рождение было в рамадан. И это сомнительное объяснение. А Аллах лучше знает». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/376.
قال الحافظ ابن كثير: «وَالْقَوْلُ الثَّانِي; أَنَّهُ وُلِدَ فِي رَمَضَانَ نَقَلَهُ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ عَنِ الزُّبَيْرِ بْنِ بَكَّارٍ، وَهُوَ قَوْلٌ غَرِيبٌ جِدًّا وَكَانَ مُسْتَنَدُهُ أَنَّهُ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ أُوحِيَ إِلَيْهِ فِي رَمَضَانَ بِلَا خِلَافٍ، وَذَلِكَ عَلَى رَأْسِ أَرْبَعِينَ سَنَةً مِنْ عُمُرِهِ فَيَكُونُ مَوْلِدُهُ فِي رَمَضَانَ. وَهَذَا فِيهِ نَظَرٌ. وَاللَّهُ أَعْلَمُ». انظر: «البداية والنهاية» 3/ 376.
День недели, в который родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха
Передал имам Муслим в своем «Сахихе» (№1162) с иснадом до Абу Катады аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили о (его) посте по понедельникам, и он ответил: «В этот день я родился, и в этот день был послан (с пророческой миссией)», — или: «В этот день мне было (впервые) ниспослано (откровение)».
Пишет имам Ибн Касир: «Это то, в чем нет разногласия, то есть, что он родился в понедельник.
И далеко ушел, более того: ошибся тот, кто сказал, что он родился в пятницу 27 раби’ аль-авваля. Такую версию передал хафиз Ибн Дихья. Он вычитал ее в книге «И’лям аль-уара би-а’лям аль-худа» под авторством одного шиита. После упоминания этой версии Ибн Дихья приступил к объяснению ее слабости. И она заслуживает того, чтобы ее признали слабой, поскольку противоречит ясному шариатскому тексту (насс)«. См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/374.
قال الإمام ابن كثير: «وَهَذَا مَا لَا خِلَافَ فِيهِ أَنَّهُ وُلِدَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ، وَأَبْعَدَ بَلْ أَخْطَأَ مَنْ قَالَ: وُلِدَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ لِسَبْعَ عَشْرَةَ خَلَتْ مِنْ رَبِيعٍ الْأَوَّلِ. نَقَلُهُ الْحَافِظُ ابْنُ دِحْيَةَ فِيمَا قَرَأَهُ فِي كِتَابِ إِعْلَامِ الْوَرَى بِأَعْلَامِ الْهُدَى لِبَعْضِ الشِّيعَةِ، ثُمَّ شَرَعَ ابْنُ دِحْيَةَ فِي تَضْعِيفِهِ وَهُوَ جَدِيرٌ بِالتَّضْعِيفِ; إِذْ هُوَ خِلَافُ النَّصِّ». انظر: «البداية والنهاية» 3/ 374.
Число, в которое родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха
Это самый тяжелый вопрос, и в нем самые большие разногласия у историков и авторов жизнеописания пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Известны следующие версии:
1. День его рождения — второе раби’ аль-авваля. Пишет хафиз Ибн Касир: «Это мнение высказал Ибн Абдульбарр в «аль-Истиаб», и его же передал аль-Уакыди от Абу Ма’шара Наджиха ибн Абдуррахмана аль-Мадани». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/374.
قال الحافظ ابن كثير: «لِلَيْلَتَيْنِ خَلَتَا مِنْهُ قَالَهُ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ فِي الِاسْتِيعَابِ، وَرَوَاهُ الْوَاقِدِيُّ عَنْ أَبِي مَعْشَرٍ نَجِيحِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ الْمَدَنِيِّ». انظر: «البداية والنهاية» 3/ 374.
Абу Ма’шар Наджих из младшего поколения табиинов. Видел сподвижника и передавал хадисы от старшего поколения табиинов. Аль-Уакыди считается очень слабым передатчиком, но в том, что касается истории, его передачи принимают во внимание.
Это же мнение также высказали
— хафиз Абдульгани аль-Макдиси аль-Ханбали в «Мухтасар ас-сира», с. 40;
— сам Ибн Касир в «аль-Фусуль фи ас-сира», с. 91;
— хафиз Зейнуддин аль-‘Иракы аш-Шафии в «Назм ад-дурар ас-сания», с. 35.
2. День рождения — восьмое раби’ аль-авваля. Говорит имам Ибн Касир: «И есть версия, что в восьмую из этого месяца.
Это мнение передал аль-Хумейди от Ибн Хазма.
Малик, ‘Укейль, Юнус ибн Язид и другие передали от аз-Зухри, что он передал это мнение от Мухаммада ибн Джубейра ибн Мут’има.
И передал Ибн Абдульбарр от историков, что они сочли его верным.
Большой хафиз Мухаммад ибн Муса аль-Хуваризми категорично высказал это мнение.
Его же счел более весомым хафиз Абу аль-Хаттаб ибн Дихья в его книге «ат-Танвир фи маулид аль-башир ан-назир». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/374-375.
قال الإمام ابن كثير: «وَقِيلَ: لِثَمَانٍ خَلَوْنَ مِنْهُ. حَكَاهُ الْحُمَيْدِيُّ عَنِ ابْنِ حَزْمٍ، وَرَوَاهُ مَالِكٌ وَعُقَيْلٌ وَيُونُسُ بْنُ يَزِيدَ وَغَيْرُهُمْ عَنِ الزُّهْرِيِّ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ جُبَيْرِ بْنِ مُطْعِمٍ. وَنَقَلَ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ عَنْ أَصْحَابِ التَّارِيخِ أَنَّهُمْ صَحَّحُوهُ، وَقَطَعَ بِهِ الْحَافِظُ الْكَبِيرُ مُحَمَّدُ بْنُ مُوسَى الْخُوَارِزْمِيُّ، وَرَجَّحَهُ الْحَافِظُ أَبُو الْخَطَّابِ ابْنُ دِحْيَةَ فِي كِتَابِهِ التَّنْوِيرِ فِي مَوْلِدِ الْبَشِيرِ النَّذِيرِ». انظر: «البداية والنهاية» 3/ 374-375.
Мухаммад ибн Джубейр ибн Мут’им — табиин, застал многих сподвижников.
3. Родился пророк, мир ему и благословение Аллаха, девятого раби’ аль-авваля. К этому мнению склонились некоторые поздние исследователи и авторы, так как согласно их расчетам понедельник раби’ аль-авваля в «год слона» выпадает на девятый день.
Это мнение высказал аль-Мархум Махмуд Баша аль-Мисри аль-Фаляки и шейх Мухаммад ибн ‘Афифи аль-Баджури, см. «Нур аль-якын фи сира сеййид аль-мурсалин», с. 9.
Также шейх Сафиюррахман аль-Мубаракфури в известном русскоязычным мусульманам жизнеописании — «Ар-Рахык аль-махтум», с. 45.
4. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, родился в десятый день раби’ аль-авваля. Говорит хафиз Ибн Касир: «Это мнение передал Ибн ‘Асакир от Абу Джа’фара аль-Бакыра, и передал его Муджалид от аш-Ша’би». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/375.
قال الحافظ ابن كثير: «وَقِيلَ: لِعَشْرٍ خَلَوْنَ مِنْهُ نَقَلَهُ ابْنُ دِحْيَةَ فِي كِتَابِهِ، وَرَوَاهُ ابْنُ عَسَاكِرَ عَنْ أَبِي جَعْفَرٍ الْبَاقِرِ، وَرَوَاهُ مُجَالِدٌ عَنِ الشَّعْبِيِّ». انظر: «البداية والنهاية» 3/ 375.
Абу Джа’фар Мухаммад аль-Бакыр и ‘Амир аш-Ша’би — имамы-табиины.
Передал также хафиз аз-Захаби, что это мнение выбрал большой хафиз Абу Мухаммад Абдульмумин ибн Халяф ад-Димьяты аш-Шафии. См. «Тарих аль-Ислям» 1/485.
5. День рождения пророка, мир ему и благословение Аллаха — двенадцатое раби’ аль-авваля. Пишет хафиз Ибн Касир: «Так сказал Ибн Исхак.
И передал Ибн Аби Шейба в «Мусаннафе» от ‘Аффана, что он передал от Са’ида ибн Мина, что он передал от Джабира и Ибн ‘Аббаса, что они сказали: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, родился в понедельник 12 раби аль-авваля. В этот же день (т.е. в понедельник) был послан (с пророческой миссией), в него же был вознесен на небо, в него приступил к переселению, и в него умер».
Это мнение широко распространено среди большинства (ученых)». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 3/375.
قال الحافظ ابن كثير: «وَقِيلَ: لِثِنْتَيْ عَشْرَةَ خَلَتْ مِنْهُ نَصَّ عَلَيْهِ ابْنُ إِسْحَاقَ، وَرَوَاهُ ابْنُ أَبِي شَيْبَةَ فِي مُصَنَّفِهِ عَنْ عَفَّانَ عَنْ سَعِيدِ بْنِ مِينَا عَنْ جَابِرٍ، وَابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّهُمَا قَالَا: وُلِدَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَامَ الْفِيلِ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ الثَّانِي عَشَرَ مِنْ شَهْرِ رَبِيعٍ الْأَوَّلِ، وَفِيهِ بُعِثُ، وَفِيهِ عُرِجَ بِهِ إِلَى السَّمَاءِ، وَفِيهِ هَاجَرَ، وَفِيهِ مَاتَ. وَهَذَا هُوَ الْمَشْهُورُ عِنْدَ الْجُمْهُورِ. وَاللَّهُ أَعْلَمُ». انظر: «البداية والنهاية» 3/ 375.
Сообщение от Джабира и Ибн Аббаса имеет иснад с надежными передатчиками, только он неполный. ‘Аффан не передает хадисы от Саида ибн Мина, а передает их от Салима ибн Хайяна, который передает их от Саида ибн Мина. И если бы было возможным установить, что не упомянутый передатчик здесь — это Салим ибн Хайян, как обычно бывает в передаче ‘Аффаном хадисов Саида ибн Мина, то это был бы очень надежный иснад, передатчики которого соответствуют условиям аль-Бухари и Муслима. Но в дошедшем до нас варианте «Мусаннафа» нет этого сообщения, и потому нет возможности уточнить.
Мухаммад ибн Исхак — имам, табиин, историк, биограф пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Это же мнение хафиз аз-Захаби передал от табиина Абу Ма’шара Наджиха, см. «Тарих аль-Ислям» 1/485.
Также среди множества тех, кто высказал это мнение, хафиз Ибн Хиббан аш-Шафии в «ас-Сира ан-набауия» 1/33-34 и хафиз Ибн Сеййид ан-Нас аш-Шафии в «‘Уюн аль-асар» 1/33.
А по солнечному календарю день рождения пророка, мир ему и благословение Аллаха, с большой долей вероятности выпадает на 20 или 22 апреля.
Время суток, в которое родился пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха
Писал хафиз Зейнуддин аль-‘Иракы в «аль-Маурид»: «Правильно то, что он, мир ему и благословение Аллаха, родился днем. Это то, о чем сказали авторы жизнеописаний. И хадис Абу Катады явно указывает на это. Также четверо передали от Саида ибн аль-Мусеййиба, да помилует его Всевышний Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, родился при дневном свете». Это же утвердил Ибн Дихья. И это признал достоверным аз-Заркаши в «Шарх аль-Бурда», да помилует его Всевышний Аллах». См. Мухаммад ибн Юсуф ас-Салихи аш-Шами, «Субуль аль-худа уа ар-рашад» 1/333.
قال الحافظ زين الدين العراقي في المورد: «الصواب أنه صلى الله عليه وسلم ولد في النهار، وهو الذي ذكره أهل السير. وحديث أبي قتادة مصرح به. وروى الأربعة عن سعيد بن المسيب رحمه الله تعالى قال: ولد رسول الله صلى الله عليه وسلم عند إبهار النهار، وجزم به ابن دحية، وصححه الزركشي رحمه الله تعالى في شرح البرد». انظر: «سبل الهدى والرشاد» 1/ 333 لمحمد بن يوسف الصالحي الشامي
Почему Пророк Мухаммад ﷺ родился в месяце Раби-уль-авваль?
Как в григорианском календаре, так и в лунном – 12 месяцев. Достоинства каждого из них перечислены в многочисленных хадисах нашего Пророка (мир ему и благословение), а достоинство месяца, чей первый день начался 2.01.2014 года и называется Раби-уль-авваль, заключается в том, что именно в этот месяц родился наш Пророк (мир ему и благословение).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был рождён в месяц Рабиуль- авваль, обычный для арабов месяц. Они не знали его достоинства. Знали его просто как Рабиуль-авваль. Почему так случилось? Почему Аллах, Пречист Он и Велик, пожелал, чтобы значение Пророка (мир ему и благословение) было уникальным? Потому что, если бы он родился в день Ашура, предположили бы, что достоинство Пророка (мир ему и благословение) связано с днём Ашура, если бы он родился в день Арафа, предположили бы, что достоинство Пророка (мир ему и благословение) связано с днём Арафа, если бы на 10-й день Зуль-Хиджа, то подумали бы, что его достоинство связано с 10-ым днём Зуль-Хиджа. Если бы он родился в месяце Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам или Раджаб, это было бы поводом не обращать внимания на особенность времени рождения почтенного Мустафы. Избранный, то есть Пророк (мир ему и благословение), он был рождён в Раби-уль-авваль, чтобы это событие стало выдающимся, чтобы слава его не смешалась со славой предыдущих значимых дат и событий. Это месяц, по которому скучаешь весь год, ждёшь его наступления, а когда он приходит, сердце охватывает какая-то умиротворённость, которую и описать не в состоянии. Это не Рамадан, нет. Рамадан, безусловно, великий месяц, с ним верующих связывает очень многое и его влияние на себе испытывает каждый мусульманин. Но месяц Рабиуль-авваль – особенный, ставший таковым в связи с тем, что в этом месяце Всевышний даровал нам Своего Любимца – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).Это произошло в понедельник, двенадцатого числа месяца Рабиуль-авваль по лунному календарю, что соответствует 24 апрелю 571 года по григорианскому календарю.
Весь этот месяц мусульмане с усердием прославляют Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), собираются для изучения жизни и деятельности Посланника Аллаха, активно проводят мавлиды – мероприятия исламского призыва, где мусульмане читают салават – благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывают о его жизни, семье и обо всём, что связано с ним. Тем самым они выражают любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и доказывают эту любовь своими поступками, следуя во всём примеру любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Зайнудин Аликадыров
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мнения ученых о дате рождения и смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Выбор наиболее верного мнения
Дата публикации : 03-02-2014
Вопрос
Какова дата рождения и смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует? Я слышал много мнений. Какое из этих мнений является достоверным в свете доказательств из Корана и Сунны?
Текст ответа
Ученые, изучающие историю и биографии, придерживались разных мнений о месяце и дне рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Причина этому логична: никто не знал о том, какие великие дела ожидают этого новорожденного. К нему отнеслись так же, как и к остальным новорожденным. Поэтому, никто не может достоверно утверждать о точной дате рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Доктор Мухаммад ат-Тайиб ан-Наджар, да помилует его Аллах, сказал:
«Возможно, секрет этого разногласия в том, что когда он родился, никто не ожидал подобного величия. Поэтому от нас сокрыт ранний этап его жизни, но когда Аллах разрешил Своемупророку, да благословит его Аллах и приветствует, после сорока лет от его рождения, начать свой призыв, люди стали выискивать те воспоминания о пророке, что осталось уних в памяти. Стали расспрашивать друг друга как об известных фактах его жизни, так и ускользнувших от них. В этом им помогли хадисы, в которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам рассказывал о происшествиях своей жизни в период юношества, а также те предания, которые передавались от сподвижников и людях, связанных с ним.
И тогда мусульмане стали полностью сохранять и усваивать всё то, что они слышали о жизни своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы передать эти знания последующим поколениям» (Аль-каулу-ль-мубин фи сирати сайиди-ль-мурсалин. С. 78).
Все ученые придерживаются единодушного мнения о годе рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и о дне недели его рождения.
1. Что касается года, то он родился в год Слона. Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
Нет разногласий в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в Мекке в год Слона (Заду-ль-ма‘ад фи хадьи хайри-ль-‘ибад. Т. 1. С. 76).
Мухаммад ибн Юсуф ас-Салихи, да помилует его Аллах, сказал:
«Ибн Исхак, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: „Год Слона“. Ибн Касир сказал, что это известное мнение у большинства ученых.
Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хузами, учитель аль-Бухари, сказал: „В этом мнении не сомневается никто из ученых“. Халифа ибн Хайат, Ибн аль-Джаззар, Ибн Дихъя, Ибн аль-Джаузи, Ибн аль-Кайим утверждали, что это мнение является единодушным мнением всех ученых (иджма‘)» (Субуль-худа уа-р-рашад фи сирати хайри-‘ибад. Т. 1. С. 334-335).
Доктор Акрам Дыя аль-‘Умари, да хранит его Аллах, сказал:
Истина состоит в том, что все противоречащие предания имеют слабые цепочки передатчиков. Они гласят, что его (пророка, да благословит его Аллах и приветствует) рождение было через 10 лет после года Слона, или через 23 года, или через 40 лет. Огромное количество ученых придерживались мнения, что он родился в год Слона. Верность их мнения подтверждают современные исследования, которые провели исследователи-мусульмане и востоковеды. Они считают, что 570 или 571 год является годом Слона (Ас-сирату-н-набауийа ас-сахиха. Т. 1. С. 97).
2. Что же касается дня, то это был понедельник. В понедельник пророк родился, в понедельник он стал пророком и в понедельник он умер. Сообщается, что Абу Катады аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о посте по понедельникам, и он сказал: „В этот день я родился и в этот день я был послан (пророком)“ (Муслим № 1162).
Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:
«Далек от истины и ошибается тот, кто говорит, что пророк родился в пятницу, 17 числа месяца раби‘ аль-аууаль. Это сообщение передал Ибн Дихья, взяв его из прочитанным им, в книге „И‘лямур-рува би а‘лями-ль-худа“ от некоторых шиитов.
А после Ибн Дихья приступил к заявлению о том, что это слабое предание. И это предание заслуживает именования как слабое, так как противоречит достоверному тексту» (Ас-сирату-набауийа. Т. 1. С. 199).
Что же касается разногласий, то ученые разногласят по поводу числа и месяца. Существует много мнений по этому поводу. Вот некоторые из них:
1. Рождение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было по истечении двух ночей месяца раби‘ аль-аууаль.
Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:
Говорят, что когда прошло две ночи. Это сказал Ибн ‘Абдульбарр в „аль-Исти‘аб“, аль-Уакыди от Абу Ма‘шара Наджиха ибн ‘Абдуррахмана аль-Мадани (Ас-сирату-набауийа. Т. 1. С. 199).
2. Сказано, что восьмого числам раби‘ аль-аууаль.
Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:
И сказали, что это произошло восьмого числа месяца раби‘ аль-аууаль. Это мнение передал аль-Хумайди от Ибн Хазма, Малик, ‘Акыль, Юнус ибн Йазид и другие от аз-Зухри, от Мухаммада ибн Джубейра ибн Мут‘има. Ибн ‘Абдульбарр передал это мнение от историков, и сказал, что они считали его достоверным. Это утверждал Мухаммад ибн Муса аль-Хауарезми, и это мнение считал верным Абу аль-Хаттаб ибн Дихья в своей книге „Ат-тануир фи маулиди-ль-башири-н-назир“ (Ас-сирату-набауийа. Т. 1. С. 199).
3. Также сказано, что это произошло 10 раби‘ аль-аууаль.
Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:
Было сказано, что десятого числа месяца. Это мнение передал Ибн Дихья в своей книге, а также передал Ибн ‘Асакир от Абу Джа‘фара аль-Бакыра и Муджалид от аш-Ша‘би (Ас-сирату-набауийа. Т. 1. С. 199).
4. Сказано, что 12 числа раби‘ аль-аууаль.
Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:
Сказано, что двенадцатого числа месяца. Об этом упомянул Исхак, передал Абу Шейба в своем труде „Аль-мусанниф“ от ‘Аффана, ибн Са‘ида ибн Мина, от Джабира, от Ибн ‘Аббаса, что они сказали: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, родился в год Слона, в понедельник двенадцатого числа месяца раби‘ аль-аууаль. Этот день он был послан пророком, в этот же день вознесся на небо, в этот день переселился и в этот же день умер“. И это мнение выбрали большинство ученых. А Аллаху ведомо лучше (Ас-сирату-набауийа. Т. 1. С. 199).
Также говорят, что он родился в рамадан, или в месяц сафар, и другое.
Нам кажется, что наиболее сильные мнения о дате рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на восьмое или двенадцатое число месяца раби‘ аль-аууаль. Некоторые мусульманские ученые астрономы указали, что понедельник приходится на девятое число месяца раби‘ аль-аууаль. Возможно, это является другим мнением, но оно достаточно сильно. Этот день приходился на 20 апреля 571 года. Некоторые ученые, современные составители книг по жизнеописанию пророка, считали это мнением верным. Среди этих ученых Мухаммад аль-Худари и Сафи-р-рахман аль-Мубаракфури.
Абу аль-Касым ас-Сухейли, да помилует его Аллах, сказал:
Астрономы говорят, что этот день приходился на 20 апреля в соответствии с солнечным календарем (Ар-рауд аль-унуф. Т.1. С. 282).
Мухаммад аль-Худари, да помилует его Аллах, сказал:
Махмуд Баша, египетский ученый-астроном, у которого есть книги и исследования по астрономии, географии и математике и который умер в 1885 году, считал верным мнение, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился утром в понедельник, девятого раби‘ аль-аууаль. Этот день соответствует 20 апреля 571 года. Этот год приходился на первый год происшествия со слоном. Родился он в доме Абу Талиба в ущелье, где проживало племя Бану Хашим (Нуру-ль-йакын фи сирати сайиди-ль-мурсалин. С. 9). Смотрите также: Ар-рахим аль-махтум (С. 41).
Что же касается дня смерти нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то нет сомнений в том, что это произошло в понедельник.
Что же касается года, то нет разногласий между учеными в том, что это произошло в 11 году от переселения (хиджры).
Что же касается месяца его смерти, то нет разногласий в том, что это произошло в месяц раби‘ аль-аууаль.
Что же касается точного дня смерти, то здесь между учеными существуют разногласия:
1. большинство ученых считает, что это произошло двенадцатого числа месяца раби‘ аль-аууаль;
2. Аль-Хауарезми считал, что это произошло первого раби‘ аль-аууаль;
3. Ибн аль-Кяльби и Абу Михнаф считали, что пророк, мир ему и благословение, умер второго числа раби‘ аль-аууаль; к этому же мнению склонялся ас-Сухейли и его считал верным Ибн Хаджар, да помилует его Аллах.
Верным является мнение, которого придерживалось большинство ученых: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер 12 числа раби‘ аль-аууаль 11 года по хиджре.
Смотрите: Ар-рауд аль-унуф ас-Сухейли (Т. 4.С. 439, 440), Ас-сирату-н-набауийа Ибн Касир (Т. 4. С. 509), Фатху-ль-бари Ибн Хаджара (Т. 8. С. 130).