в какой день недели состоялась согласно летописи битва на чудском озере
Ледовое побоище: великая битва Руси против Запада
Интересно, что в те же 1990-е годы российские политические партии националистического толка, с подачи небезызвестных последователей писателя Эдуарда Лимонова стали отмечать 5 апреля «День русской нации», также посвященный победе на Чудском озере. Разница в датах была обусловлена тем, что «лимоновцы» выбрали для отмечания дату 5 апреля по Юлианскому календарю, а официальная памятная дата считается по Григорианскому календарю. Но самое интересное, что по пролептическому григорианскому календарю, распространяющемуся на период до 1582 года, эту дату следовало бы отмечать 12 апреля. Но в любом случае очень правильным было само решение назначить дату в память о таком масштабном событии в отечественной истории. Тем более, это был один из первых и самых впечатляющих эпизодов столкновения русского мира с Западом. Впоследствии Россия не раз будет воевать с западными странами, но память о воинах Александра Невского, нанесших поражение немецким рыцарям, жива до сих пор.
События, о которых пойдет речь ниже, развернулись на фоне тотального ослабления русских княжеств во время монгольского нашествия. В 1237-1240 гг. на Русь вновь вторглись монгольские орды. Это время было предусмотрительно использовано Папой Римским Григорием IX для очередной экспансии на северо-восток. Тогда Священный Рим готовил, во-первых, крестовый поход против Финляндии, в то время еще населенной преимущественно язычниками, а во-вторых – против Руси, которая рассматривалась понтификом в качестве главного конкурента католиков в Прибалтике.
На роль исполнителя экспансионистских замыслов идеально подходил Тевтонский орден. Времена, о которых пойдет речь, были эпохой орденского расцвета. Это потом, уже во время Ливонской войны Ивана Грозного, орден находился в далеко не лучшем состоянии, а тогда, в XIII веке, молодое военно-религиозное образование представляло собой очень сильного и агрессивного противника, контролировавшего внушительные территории на берегах Балтийского моря. Орден считался главным проводником влияния католической церкви в Северо-Восточной Европе и направлял свои удары против балтийских и славянских народов, проживавших в этих краях. Главной задачей ордена было порабощение и обращение в католичество местных жителей, а если они не желали принимать католическую веру, то «благородные рыцари» безжалостно уничтожали «язычников». Тевтонские рыцари появились в Польше, призванные польским князем на помощь в борьбе с прусскими племенами. Началось завоевание орденом прусских земель, которое происходило довольно активно и стремительно.
Следует отметить, что официальная резиденция Тевтонского ордена во время описываемых событий все еще находилась на Ближнем Востоке – в замке Монфор на территории современного Израиля (историческая земля Верхняя Галилея). В Монфоре размещался великий магистр Тевтонского ордена, архив и орденская казна. Таким образом, высшее руководство управляло орденскими владениями в Прибалтике дистанционно. В 1234 г. Тевтонский орден поглотил остатки Добринского ордена, созданного в 1222 или 1228 годах на территории Пруссии для защиты прусского епископства от набегов прусских племен.
Когда в 1237 году в состав Тевтонского ордена влились остатки Ордена меченосцев (Братство воинов Христа), тевтонцы получили контроль и над владениями меченосцев в Ливонии. На ливонских землях меченосцев возникло Ливонское ландмайстерство Тевтонского ордена. Интересно, что император Священной Римской империи Фридрих II еще в 1224 году объявил земли Пруссии и Ливонии подчиняющимися непосредственно Священному Риму, а не местным властям. Орден стал главным наместником папского престола и выразителем папской воли на прибалтийских землях. При этом продолжался курс на дальнейшую экспансию ордена на территории Восточной Европы и Прибалтики.
Поражение шведов не сильно поспособствовало отказу их союзников от своих агрессивных планов. Тевтонский орден и Дания собирались продолжить поход против Северо-Восточной Руси с целью насаждения католицизма. Уже в конце августа 1240 года в поход на Русь отправился епископ Герман Дерптский. Он собрал внушительное войско из рыцарей Тевтонского ордена, датских рыцарей из Ревельской крепости и ополчения Дерпта, и вторгся на территорию современной Псковской области.
Сопротивление псковичей не дало должного результата. Рыцари захватили Изборск, а затем осадили Псков. Хотя первая осада Пскова не принесла желаемого результата и рыцари отступили, вскоре они вернулись и смогли взять Псковскую крепость, воспользовавшись помощью бывшего псковского князя Ярослава Владимировича и предателей-бояр во главе с Твердило Иванковичем. Псков был взят, в нем разместился рыцарский гарнизон. Таким образом, Псковская земля стала плацдармом для действий немецких рыцарей против Великого Новгорода.
Сложная ситуация в это время складывалась и в самом Новгороде. Горожане зимой 1240/1241 годов выгнали из Новгорода князя Александра. Лишь когда неприятель подошел к городу очень близко, они послали в Переславль-Залесский гонцов – позвать Александра. В 1241 году князь выступил на Копорье, захватил его штурмом, перебив находившийся там рыцарский гарнизон. Затем, к марту 1242 года, Александр, дождавшись помощи войск князя Андрея из Владимира, выступил на Псков и вскоре взял город, вынудив рыцарей отступить в Дерптское епископство. Затем Александр вторгся в орденские земли, но когда передовые силы потерпели поражение от рыцарей, принял решение отступить назад и подготовиться в районе Чудского озера к основному сражению. Соотношение сил сторон, если верить источникам, составляло примерно 15-17 тысяч воинов со стороны Руси, и 10-12 тысяч ливонских и датских рыцарей, а также ополчение Дерптского епископства.
Князь Александр Невский предпринял очень интересный ход – он заранее разместил свои силы на флангах. Кроме того, в засаде разместились конные дружины Александра и Андрея Ярославичей. В центре встало новгородское ополчение, а впереди – цепь лучников. Сзади поставили скованные цепями обозы, которые должны были лишить рыцарей возможности маневрировать и уклоняться от ударов русского воинства. 5 (12) апреля 1242 года русские и рыцари вошли в боевое соприкосновение. Первыми натиск рыцарей приняли лучники, а затем рыцари смогли прорвать русский строй с помощью своего знаменитого клина. Но не тут-то было – тяжеловооруженная рыцарская конница завязла у обоза и тут с флангов на нее двинулись полки правой и левой руки. Затем в бой вошли княжеские дружины, которые и обратили рыцарей в бегство. Лед проломился, не выдержав тяжести рыцарей, и немцы начали тонуть. Воины Александра Невского преследовали рыцарей по льду Чудского озера семь верст. Тевтонский орден и Дания потерпели в битве на Чудском озере полное поражение. Согласно Симеоновской летописи, погибли 800 немцев и чуди «без числа», 50 рыцарей попали в плен. Потери войск Александра Невского неизвестны.
Поражение Тевтонского ордена оказало на его руководство впечатляющее воздействие. Тевтонский орден отказался от всех территориальных претензий к Великому Новгороду и вернул все земли, захваченные не только на Руси, но и в Латгалии. Таким образом, эффект от поражения, нанесенного немецким рыцарям, был колоссальным, в первую очередь – в политическом отношении. Западу Ледовое побоище продемонстрировало, что на Руси прославленных крестоносцев ждет сильный противник, готовый сражаться на свои родные земли до последнего. Уже потом западные историки стремились всячески принизить значение битвы на Чудском озере – то утверждали, что в действительности там встретились гораздо меньшие по численности силы, то характеризовали сражение как отправную точку формирования «мифа об Александре Невском».
Победы Александра Невского над шведами и над тевтонскими и датскими рыцарями имели масштабное значение для дальнейшей русской истории. Кто знает, как сложилась бы история земли Русской, если бы воины Александра тогда не выиграли эти сражения. Ведь главной целью рыцарей было обращение русских земель в католичество и полное подчинение их владычеству ордена, а через него – и Рима. Для Руси, таким образом, битва имела определяющее значение и в плане сохранения национальной и культурной идентичности. Можно сказать, что Русский мир выковывался, в том числе, и в сражении на Чудском озере.
Александр Невский, победивший шведов и тевтонцев, навсегда вошел в русскую историю и как церковный святой, и как блестящий полководец и защитник земли Русской. Понятно, что не меньшим был вклад и бесчисленных ратников новгородских и княжеских дружинников. Их имена история не сохранила, но для нас, живущих спустя 776 лет, Александр Невский – это и есть, в том числе, те русские люди, которые сражались на Чудском озере. Он стал олицетворением русского воинского духа, мощи. Именно при нем Русь показала Западу, что не собирается ему подчиняться, что она – особая земля со своим укладом, со своим народом, с собственным культурным кодом. Потом русским воинам приходилось еще не раз «давать по зубам» Западу. Но отправной точкой были именно сражения, выигранные Александром Невским.
Последователи политического евразийства говорят о том, что Александр Невский предопределил евразийский выбор России. В его княжение у Руси складывались более мирные отношения с монголами, чем с немецкими рыцарями. По крайней мере, монголы не стремились уничтожить идентичность русского народа, навязав ему свои верования. В любом случае, политическая мудрость князя заключалась в том, что в сложные для русской земли времена он смог относительно обезопасить Новгородскую Русь на востоке, выиграв сражения на западе. В этом заключались его военный и дипломатический таланты.
Прошло 776 лет, но сохраняется память о подвиге русских воинов в битве на Чудском озере. В 2000-е годы в России был открыт целый ряд памятников Александру Невскому – в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Петрозаводске, Курске, Волгограде, Александрове, Калининграде и многих других городах. Вечная память князю и всем русским воинам, отстоявшим свою землю в том сражении.
Легенда о побоище: была ли на самом деле знаменитая битва Александра Невского?
Битва, которую дал знаменитый князь Александр Ярославич Невский в апреле 1242 года на Чудском озере, является ключевым событием в русской истории. Именно тогда Древняя Русь остановила экспансию западных крестоносцев на Восток. Однако есть версия, согласно которой, никакого Ледового побоища на самом деле… не было (!)
Начнём с общепризнанных фактов. 700 с лишним лет назад когда-то единое сильное государство восточных славян, прозванное историками Киевской Русью, из-за амбиций её правителей распалось на многочисленные враждующие между собой княжества. И этим немедленно воспользовались европейские соседи.
Идеологом вмешательства в наши дела стала католическая церковь, жаждавшая обратить православных русских в свою веру. Орудием захвата наших земель стали монашеские рыцарские ордена, основанные европейцами для освобождения Гроба Господня в Палестине. Однако крестовые походы этих орденов на Ближний Восток закончились провалом. Мусульмане не покорились им. И тогда взоры римских пап обратились на Восточную Европу, где обитали балтийские языческие племена и православные русские «еретики»…
«Убивайте всех, господь на небе узнает своих…»
Надо сказать, что римские папы того времени больше напоминали бандитов с большой дороги, чем духовных наставников. Так, на вопрос крестоносцев о том, как отличить еретика от «доброго католика», один римский папа, например, заявил: «Убивайте всех – господь на небе узнает своих… Вы можете беспрепятственно обратить для своих потребностей всё, что захватите у язычников». Не удивительно, что после таких разбойничьих призывов со всей Европы собралось немало подонков, пожелавших вволю «погулять» под крестоносным знаменем…
Захват начался с прибалтийских земель. Здесь жили языческие племена литвинов, ливов, эстов, чуди – предков современных литовцев, латышей и эстонцев. Русские в те времена именовали их общим прозвищем – чухонцы. Издревле эти племена подчинялись русским князьям, которые не вмешивались в их внутренние дела, ограничивая своё влияние лишь ежегодным сбором дани.
В 1200 году немецкий епископ Альберт высадился в устье Западной Двины, где основал город Ригу. Отсюда и начались походы крестоносцев, «послушников» специально образованного для покорения Прибалтики рыцарского Ордена меченосцев. Сначала крестоносцы разгромили русские крепости по Западной Двине, попутно огнём и мечом обращая в католическую веру местных язычников. Затем началось наступление на северо-восток. В 1223 году пала новгородская крепость Юрьев (нынешний Тарту). Ещё раньше датские крестоносцы захватили наш город Колывань (сейчас – Таллин). Вскоре передовые отряды крестоносцев уже совершали набеги на собственно русские земли.
Собрав сильное войско, Александр выбил крестоносцев из Пскова. Оттуда князь двинулся набегом на орденские земли. Но, узнав о подходе главных сил крестоносцев, отвёл своих воинов к Чудскому озеру. А вот дальше…
Так что это было?
Согласно официальной версии, 5 апреля 1242 года войско крестоносцев вышло на лёд Чудского озера и встало напротив дружин князя Александра. Пешее русское войско встретило натиск крестоносцев, заставив их увязнуть в затяжном бою. А затем князь бросил на фланги притаившуюся в засаде конницу, которая окружила крестоносцев. Началось истребление завоевателей. Те, кто не успел бежать, утонули, так как лёд уже сильно подтаял… Князь с триумфом вернулся в Новгород, а напуганные крестоносцы поспешили заключить с русскими мир, вернув обратно все завоёванные наши земли…
Однако скептики утверждают, что 5 апреля 1242 года не произошло ничего серьёзного. Якобы была лишь стычка отряда Александра с небольшим по численности отрядом крестоносцев, в котором русские победили благодаря подавляющему численному превосходству. Ведь согласно «Ливонской хронике» (летопись крестоносцев), в битве погибло всего 20 рыцарей, шесть рыцарей попали в плен, лишь убитых чухонцев, крестоносных наёмников, было несколько сотен. Это примерно совпадает с данными русских летописей, сообщающими о приблизительно 500 убитых врагах…
Спрашивается, разве ЭТО похоже на масштабное сражение типа Бородинской битвы, когда на поле брани сошлись десятки тысяч воинов?! Разве ЭТО могло повлиять на темпы продвижения крестоносцев на Восток?
А немецкие историки вообще долго отрицали сам факт сражения на Чудском озере. Мол, это выдумка русских, создавших миф о вековом противостоянии с немецким народом. В частности, об этом говорил германский историк граф Пауль фон Рорбах. По его словам, русские даже не могут точно указать место, где была битва. И действительно, разные русские историки по-разному указывали место сражения, перемещая его по своему усмотрению по всему берегу Чудского озера, тем самым подтверждая слова немецких скептиков.
В середине прошлого столетия в дело решила вмешаться Академия наук СССР. Начиная с 1959 года под руководством известного военного историка, генерала Георгия Караева состоялось несколько научных экспедиций для точного установления места сражения. Эти экспедиции, тщательно обследовавшие берега Чудского озера, нашли так называемые Узмень и Вороний камень, громадный валун, возле которых, согласно летописям, и произошло сражение.
На момент экспедиций, то есть в середине ХХ века, Вороний камень фактически ушёл под воду из-за изменившегося рельефа местности. А находился камень на берегу узкого пролива, соединяющего Чудское и Псковские озёра – отсюда и название Узмень. Кроме того, подтверждением факта битвы послужили и многочисленные старинные предания русских и эстонских рыбаков, живущих по обоим берегам озера…
Ледовое побоище в летописях
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe1.jpg?fit=200%2C300″ data-large-file=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe1.jpg?fit=320%2C480″ loading=»lazy» src=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe1.jpg?resize=272%2C408″ alt=»» width=»272″ height=»408″ srcset=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe1.jpg?resize=200%2C300 200w, https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe1.jpg?w=320 320w» sizes=»(max-width: 272px) 100vw, 272px» data-recalc-dims=»1″ />
Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод (XVI век). Князь Александр выступает против немцев, но битва еще не началась.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe2.jpg?fit=206%2C300″ data-large-file=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe2.jpg?fit=346%2C505″ loading=»lazy» src=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe2.jpg?resize=266%2C387″ alt=»» width=»266″ height=»387″ srcset=»https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe2.jpg?resize=206%2C300 206w, https://i0.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/ledovoe2.jpg?w=346 346w» sizes=»(max-width: 266px) 100vw, 266px» data-recalc-dims=»1″ />
Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод (XVI век). Бегство немцев. Видение небесного воинства.
В «Житие Александра Невского» летописец со слов очевидцев пишет:
«И бысть ту сеча зла и велика Нъмцемъ и Чюди, и трускъ от копей ломления и звукъ отъ мечного съчения, яко же морю померзшю двигнутися. И не бе видети леду: покрыло бо есть вес кровию».
Житие было написано в 80-е годы XIII в. влитературной манере традиционного описания битв того времени, а отнюдь не на свидетельствах очевидцев. Потому, что если мы поверим автору Жития, то окажется, что этот «самовидец» реально видел «полк божий на вездусе».
В 1-ой Новгородской летописи старшего извода сообщается:
«В лето 6750. Пойде князь Олександръ с Новгородци и с братом Андреемъ и с Низовци на Чюдьскую землю на Немци и зая вси пути и до Пльскова. И изгони князь Пльсковъ, изъима Немци и Чюдъ, и, сковавъ, поточи в Новъгород, а сам пойде на Чюдь И наехашa на полкъ Немци и Чюдь, и прошибошася свиньею сквозе полкъ. И бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради Новгородци кровь свою прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи богъ князю Александру. А Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега. И паде Чюди бещнсла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и нрнведоша в Новъгородъ. А бишася месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, и суботу ».
Из псковских летописей можно узнать следующее: в 1242 г. князь Александр сначала освободил от немцев город Псков, потом сражался с немецкими рыцарями на льду с войском, состоявшим из новгородцев и псковичей; победил их и провел пленных рыцарей в Псков «босыми»; в Пскове по этому поводу была большая радость; а князь Александр обратился к псковичам с укором, призывал их не забывать того, что им было сделано для Пскова, и в будущем всегда с особым вниманием принимать князей его рода у себя в городе.
Вероятно, псковскому летописцу было известно какое-то местное предание о речи, с которой князь Александр после битвы обратился к псковичам. Но точного ее летописец не знал, ему пришлось прибегнуть к собственной фантазии. И он призывает псковичей быть благодарными князю Александру и добром принимать князей из его рода.
Ростовские летописные свидетельства о битве очень лаконичны:
«В лето 6750. Ходи Александръ Ярославичъ с Новъгородци на Немци и бися с ними на Чюдьскомъ озере, у Воронна каменн, и победи Алексаидръ и гони по леду 7 верст, секучи их».
В Лаврентьевской летописи, которая была составлена монахом Лаврентием в 1377 г нет ни слова о новгородцах, главный герой Александр, но при этом вся честь победы приписана князю Андрею, хотя новгородские летописи о нем молчат.
«В лето 6750. Великый князь Ярославъ посла сына своего Андреа в Новъгородъ Великый, в помочь Олександрови на Немци, и победиша я за Плесковом на озере, и полонъ многъ плениша, и возвратися Андрей к отцю своему с честью».
В Новгородской 1-й летописи младшего извода, написанной в 30-е годы XV в. количество убитых с 400 возрастет до 500. В еще более поздних летописях появляются новые подробности: в плен взято «50 нарочитых воевод… а иных вода потопи, а инии зле язвени отбегоша».
Можно сделать ряд выводов.
➤в самых ранних нет упоминания об утоплении рыцарей в озере.
➤число убитых постепенно выросло с 400 до 500, но цифра количества пленных осталась неизменной.
➤первоначально не говорилось о значении и славе битвы и князя, но потом в летописях это появилось.
День воинской славы России – победа на Чудском озере. Справка
В начале 40-х гг. XIII века, воспользовавшись ослаблением Руси, которое произошло в результате опустошительного нашествия монголо-татар, немецкие крестоносцы, шведские и датские феодалы решили захватить ее северо-восточные земли. Совместными усилиями они рассчитывали покорить Новгородскую феодальную республику. Шведы при поддержке датских рыцарей попытались овладеть устьем Невы, но в Невской битве 1240 г. были разгромлены новгородским войском.
Из Новгорода было отправлено посольство к великому владимирскому князю Ярославу, чтобы тот отпустил сына Александра (князя Александра Невского) к ним в помощь. Александр Ярославович с 1236 г. правил в Новгороде, но из-за козней новгородской знати покинул Новгород и ушел на княжение в Переяславль-Залесский. Ярослав, сознавая всю опасность исходившей с Запада угрозы, согласился: дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси.
В 1241 г. князь Александр Невский, вернувшись в Новгород, собрал войско из новгородцев, ладожан, ижоры и карелов. Скрытно совершив быстрый переход к Копорью, оно штурмом овладело этой сильной крепостью. Взятием Копорья Александр Невский обезопасил северо-западные границы новгородских земель, обеспечил свой тыл и северный фланг для дальнейшей борьбы с немецкими крестоносцами. По призыву Александра Невского на помощь новгородцам прибыли войска из Владимира и Суздаля под командованием его брата князя Андрея. Соединенное новгородско-владимирское войско зимой 1241-1242 гг. предприняло поход в псковскую землю и, отрезав все дороги из Ливонии на Псков, штурмом овладело этим городом, а также Изборском.
Выяснив направление движения главных сил противника, Александр Невский туда же отправил и свое войско. Выйдя к Чудскому озеру, войско Александра Невского оказалось в центре возможных путей движения противника на Новгород. В этом месте было решено дать бой неприятелю. Армии противников сошлись на берегах Чудского озера у Вороньего камня и урочища Узмень. Здесь 5 апреля 1242 г. произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое побоище.
На рассвете крестоносцы по льду озера на медленной рыси приблизились к позиции русских. Войско Ливонского ордена по установившейся военной традиции наступало «железным клином», который в русских летописях фигурирует под названием «свиньи». На острие находилась основная группировка рыцарей, часть их прикрывала фланги и тыл «клина», в центре которого располагалась пехота. Клин имел своей задачей раздробление и прорыв центральной части войск противника, а следовавшие за клином колонны должны были охватом разгромить фланги противника. В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимыми.
Под натиском русских полков рыцари смешали свои ряды и, потеряв свободу манёвра, вынуждены были обороняться. Завязалась жестокая сеча. Русские пехотинцы стаскивали рыцарей с коней крючьями, рубили топорами. Зажатые со всех сторон на ограниченном пространстве, крестоносцы сражались отчаянно. Но их сопротивление постепенно ослабевало, оно приняло неорганизованный характер, битва распалась на отдельные очаги. Там, где скапливались большие группы рыцарей, лёд не выдерживал их тяжести и ломался. Многие рыцари утонули. Русская конница преследовала разбитого противника свыше 7 км, до противоположного берега Чудского озера.
Войско Ливонcкого ордена потерпело полное поражение и понесло огромные по тем временам потери: до 450 рыцарей погибли и 50 попали в плен. Кнехтов было уничтожено несколько тысяч. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также отказывались от части Латгалии (область в восточной Латвии).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников