в какой день недели женятся евреи
В какой день недели женятся евреи
На вопросы читателей отвечает раввин Адам Давидов
До дарования Торы мужчина приводил к себе женщину и называл ее своей женой, а когда хотел избавиться от нее – отправлял из своего дома. У многих народов было принято покупать себе одну или несколько жен или же умыкать их, то есть воровать и овладевать насильно.
И никаких обещаний мужчина или женщина друг другу не давали и не искали подходящего времени для совместного проживания. Закон Торы обязал евреев создавать семью в святости и в чистоте, где муж и жена дополняют друг друга и отвечают перед Творцом за свой союз.
Поэтому процесс бракосочетания завершается обрядом, который евреи называют Кидушин. Невеста «мекудешет» посвящается своему жениху перед свидетелями, он дает ей в руки обязательство заботиться о ней и быть ей мужем, и для них читают семь благословений.
После этого их союз приобретает святость и они как муж и жена садятся за праздничный стол и празднуют свадьбу с родственниками и друзьями. Мужчину и женщину, разделяющих супружеское ложе, но не прошедших обряд Кидушин, еврейская традиция называет сожителями, а детей их – незаконнорожденными детьми.
Свадьба включает «ирусин и несуин» – обручение и бракосочетание, Кидушин – освящение под хупой (под талитом или особым свадебным балдахином) и свадебную трапезу с музыкой и весельем. Почти всегда свадьба – замечательный праздник не только для новой супружеской пары, но и для всей еврейской общины.
Говорим «почти», а не «всегда» – потому что иногда жених и невеста вынуждены устраивать свою свадьбу в дни семейного траура, без музыки и веселья. Причиной может быть долгосрочная командировка жениха в далекие края или предсмертный наказ умерших близких родственников.
Прежде чем говорить о хороших днях, мы обратимся к тем дням, когда не следует устраивать свадьбу. Нет свадеб и нет веселья во время всенародного горя и случившегося в общине бедствия – войны, эпидемии, наводнения, пожара, а также в дни всеобщего поста (10 Тевета, 17 Тамуза, 9 Ава, 13 Адара, 3 Тишрея).
Запрещены для празднества все дни от 16 Та- муза до 11 Ава – эти месяцы самые несчастливые в еврейской жизни. Не следует устраивать свадьбу с 13 Нисана (Песах, холь hа-моэд и далее) до 19-го дня месяца Ияр (дни Омера, траурные дни) и в Десять дней раскаяния: с 1-го по 11-й день месяца Тиш- рей.
Однако традиция горских евреев позволяла устраивать свадьбы в первые шесть дней после Песаха, с 23 по 29 Нисана. Нельзя устраивать свадьбы в канун праздника и в праздник Пурим. А также в другие «йомим товим», еврейские праздники: в Шавуот – День дарования Торы, в Рош ха-Шана – Судный день, в Йом-Киппур – День искупления, в Суккот – День благословения шалаша и в дни Шмини Ацерет и Симхат Тора – день радости Торы.
Запрещены для свадьбы дни с 14-го дня по 23-й день месяца Тишрей (дни холь hа-моэд от Сук- кот и до завершения Шмини Ацерет и Симхат Тора). Тора была дана в шабат, а День дарования Торы называется «Йом хатунато», день хупы. Тем не менее нельзя устраивать свадьбы утром в канун ша- бата, в шабат и сразу после шабата, а также сразу после завершения каждого еврейского праздника, чтобы подготовкой к свадьбе не нарушить святость субботы или праздника.
Не проводят свадьбы в дни семейного траура, но если невозможно перенести на другой срок, устраивают хупу со скромным угощением и без музыки. День хупы следует назначить на один из «семи чистых дней» невесты, при условии, что эти дни не запрещены по какой-либо другой причине.
Перед тем как назначить день свадьбы, невеста должна определить дни своей чистоты. Закон Торы требует, чтобы ее привели под хупу только после того, как она вышла из миквы, чтобы невеста в своей ритуальной чистоте была дозволена жениху.
Если это невозможно из-за болезни или когда подсчет оказался неверным, когда не прекратилось кровотечение, или не закончились дни ее проверки и она в состоянии «нида» (ритуальная нечистота), или по другой уважительной причине – следует посоветоваться с раввином.
В прежние времена для девушки хупу устанавливали в йом рэвии, в среду, и тогда муж, обнаружив свою жену недевственной, мог при- вести ее до шабата на суд. Женщину, которая уже была замужем (вдова, разведенная) или потеряла свою девственность по другой причине, вели под хупу в любой день из дней ее чистоты.
Как сказано: «Благословен Господь! Каждый день Он дарит нам блага» (Теhилим 68:20). Однако в соответствие с Каббалой оптимальное время для хупы – ночь с понедельника на вторник, на третий день недели, как сказано в первой главе книге «Берешит»: «И был вечер, и было утро: день третий». Очень хорошее время для хупы – 15 Ава, но не остальные дни этого месяца.
Каждая ночь полнолуния, то есть 15-й день еврейского месяца, – благословенна для жениха и невесты. Еврейские мудрецы, проникшие в тайны Торы, считали, что в тот день (ночь) было зачатие, в подобный день (ночь) произойдет рождение. И тогда лучшая ночь для хупы и для зачатия – ночь с третьего дня на четвертый.
Об этом времени сказано в трактате «Шабат»: «Рожденному на четвертый день дан светлый ум». Но и пятый день замечательный (там же): «Рожденный на пятый день будет праведным». Благоприятные дни с 11-го по 13-й день месяца Тишрей.
Подходящие месяцы для свадьбы – Шват, Адар, Сиван и Кислев, но лучший месяц – Элул.
Да будет воля Всесильного, Владыки Мира со- единить две души и два сердца любовью и добром! И станут они единым телом и единой душой! И дарует Он им жизнь долгую и мирную в мире, освещенном заповедями! И даст им здоровье, силу и почет!И сбудется их счастливая доля на их потомстве во славу Творца, благословен Он! («Мишна и Талмуд Бавли «Кидушин», «Нида» 31, «Шабат» 156, Рамбам «Законы брака» 10.)
Еврейские свадебные торжества, обряды и традиции
Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.
Старинные традиции
С древних времен о свадьбе договаривались родители молодых. Жених и невеста знакомились уже после достижения договоренностей, зачастую впервые видя друг друга. Поскольку до свадебного обряда проходило довольно много времени, в некоторых регионах сговоренные молодые начинали жить вместе, не дожидаясь официально оформленных брачных уз.
Свадьба в Израиле и институт брака в целом, воспринимались не только как единение мужчины и женщины для продолжения рода, но и как воплощение Божественного повеления. Ведь, согласно Торе, тот, кто не создал семьи, не является полноценным человеком. Он не полон – где-то в мире, так же отдельно, живет его половинка.
Ритуалы сватовства и помолвки
Длительные праздничные торжества начинались с обязательного сватовства. Согласие молодых на брак не требовалось — считалось, что добрые сыновья и дочери должны быть послушны воле родителей. Представители жениха рассказывали о претенденте (очень редко сватовство проводил сам жених). Если согласие со стороны родственников девушки было получено, оплачивался выкуп за невесту, как знак серьезных намерений и доказательство финансовой состоятельности.
Затем родители девушки и представители жениха, или сам жених, садились за стол с обязательным вином, чтобы обсудить подробности предстоящих торжеств. Иудеи одними из первых начали заключать брачные договора. В них прописывались как размеры приданого и выкупа, так и обязанности будущих супругов. Особое внимание уделялось жестокому обращению с женой и детьми. В случае доказанного нарушения пунктов контракта, брак мог быть расторгнут без длительных проволочек.
В знак закрепления достигнутого соглашения матери молодых разбивали тарелку. Это означало, что возврата к прежней жизни нет, как невозможно склеить посуду из осколков.
После урегулирования всех возникших вопросов организовывали знакомство жениха и невесты, обязательно в присутствии раввина или уважаемых людей. Очень часто случалось так, что молодые не видели друг друга до самой свадьбы.
В наши дни столь жесткие условия встречаются лишь в ортодоксальных семьях. Обычно молодежь знакомится самостоятельно и лишь потом уведомляют о своем желании создать семью старшее поколение.
Приготовления к еврейской свадьбе
Подготовительный период был очень важен для правильной организации торжеств. Верования и традиции евреев содержали, и до сих пор содержат, множество ограничений, которые необходимо было учесть при подготовке к свадьбе. Так, иудейская свадьба ни в коем случае не праздновалась в период национальных праздников, постов и поминальных дней. Запретной являлась и суббота — шаббат. День, когда Всевышний отдыхал от трудов, являлся всеобщим выходным у евреев, когда была запрещена всякая трудовая деятельность. В современном мире эта традиция соблюдается вплоть до невозможности самостоятельно нажать кнопку лифта или включения света. Разумеется, тут уже не до бракосочетаний.
Объявление жениха
За неделю до свадебных торжеств жених во всеуслышание объявлял о предстоящем мероприятии. Происходило это во время проведения службы в синагоге. Ритуал назывался Уфруф. Присутствующие на богослужении мужчины активно поздравляли счастливого новобрачного и осыпали его конфетами. После чего вся семья собиралась на праздничный ужин.
Очистительные ритуалы невесты
Девушка же проходила очистительные ритуалы в особом бассейне Микве. Она полностью раздевалась, даже лак с ногтей необходимо было счистить. Снимала все украшения и медленно опускалась в воду, читая молитвы. Омовений должно было быть несколько. Ее поддерживала компания подруг и замужних женщин, которые помогали и проводили беседы о ценности семейной жизни. Эти омовения означали ее очищение от грехов прошлой жизни и приготовление к замужеству.
Свадебные торжества евреев
Свадьба могла назначаться на разные дни, согласно установленным правилам. По одному из них свадьба игралась в среду, чтобы в четверг, в случае отсутствия невинности у девушки, муж мог прилюдно развестись в синагоге.
Праздновали в будние дни среди недели, и в субботу после позднего ужина. Наиболее популярным все же остается воскресенье.
Наряды для свадьбы
Особенных свадебных одеяний у евреев не наблюдается. Они одевались в нарядную одежду того региона, где проживали. Современные брачные платья и костюмы вполне классического вида. Единственное условие — платье невесты должно быть максимально скромным и закрытым.
Утро свадебного дня
В день свадьбы в первую очередь решались юридические вопросы предстоящего бракосочетания. Жених вместе с представителями невесты, гостями и раввинами подписывал договор об обручении и брачный контракт. Невеста тем временем принимала поздравления и подарки на женской половине. А матери новобрачных били что-то стеклянное в память о разрушенном Храме Иерусалимском.
Затем жених, в присутствии уважаемых свидетелей, накидывал на голову невесты длинную густую фату, которая полностью ее скрывала — в знак того, что мужчина отныне полностью отвечал за свою жену. Присутствие посторонних лиц было необходимо, чтобы удостовериться, что девушку не подменили.
Венчание — хупа
Название самого главного обряда произошло от названия балдахина. Его присутствие над головами новобрачных было обязательно. Эта изукрашенная бахромой и вышивкой ткань на четырех резных стойках-столбах символизировала сень дома жениха, под который он вводил свою супругу. Открытые стороны олицетворяли гостеприимство, ведь именно так был открыт шатер Авраама для всех страждущих. Никакой мебели в хупе не должно было быть, ведь дом еврея — это не вещи, это живущие в нем люди. Традиционно, над балдахином должно было быть открытое небо, поэтому обряды проводились на открытом воздухе.
Первым в свой «дом» входил мужчина, после чего вступала женщина и обходила жениха по кругу трижды или семь раз — священное число. Положение жены в еврейской семье было особенным, непохожим ни на мусульманский обычай, ни на европейский. Несмотря на внешние признаки, довольно сильно перекликающиеся с восточными, еврейские женщины являлись тем цементом, который скреплял семейные узы. Они были образованны, умны и намного меньше ограничены в своих возможностях.
Раввин читал молитвы, освящал вино в хрустальном кубке и разрешал жениху надеть обручальное кольцо. По еврейским обычаям кольцо предназначалось только жене. Оно было простым, без камней и излишеств, плоским. После этого читались благословляющие молитвы, молодые выпивали вино из кубка. Жених разбивал опустевшую посудину — бросал на камни или наступал правой ногой. А гости кричали: «Счастливой судьбы!». Современные молодожены часто заменяют стакан лампочкой накаливания — ее бить легче и куда громче.
Праздничное застолье
У еврейского народа во все времена было весьма специфическое отношение к пище. Поэтому, на праздничный банкет готовились исключительно кошерные блюда. А вот веселиться, петь песни и плясать Тора не запрещала, так что гуляли от души. Все гости должны были в меру сил и возможностей развлекать молодоженов. Длился праздник до восхода солнца.
Национальные танцы и развлечения
Танцы на еврейском празднике испокон веков являлись основным способом развлечься. Было придумано множество различных традиционных танцев, предназначенных именно для свадьбы. Многие из них танцуют до сих пор.
Еврейская свадьба проходила под живую национальную музыку с редкими вкраплениями музыкальных композиций региона проживания, ведь этот народ селился по всему миру. Современные свадьбы также включают в себя национальные композиции и танцы, и общепринятые плэйлисты.
Интересные обычаи еврейской свадьбы
Как и у всех остальных народов, у евреев есть свои оригинальные традиции и приметы, которые они неукоснительно соблюдают во время свадьбы — ведь от этого зависит благополучие и счастье молодоженов. Особенно интересны в этом отношении свадьбы ортодоксальных евреев, которые практически не изменились с древних времен.
Даже ревностные хранители традиций сдаются под напором современных технологий. Все чаще торжества снимаются на видео или фотокамеры, хотя раньше было строжайше запрещено фиксировать сокровенные обряды и вообще людей.
После свадьбы
Одним днем еврейская свадьба не обходилась. Согласно традициям, она продолжалась в течение недели. Приходили запоздавшие гости, устраивались застолья и мероприятия. Лишь спустя семь долгих дней после обряда венчания новобрачные могли назвать себя мужем и женой и наконец насладиться друг другом в одиночестве.
Eврейская свадьба — Хупа
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Eврейская свадьба — Хупа
Что такое Еврейская свадьба — Хупа? Еврейская свадьба — чем она отличается от бракосочетаний других народов?
Атрибуты еврейской свадьбы — фата, кольцо, шошвиним
Об обычаях и обрядах еврейской свадьбы
Разговор о еврейском понимании брака стоит начать с обычая заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленькой беседки. Многие даже считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (В. Талмуд, трактат Бава Батра 75а), что «в будущем сделает Всевышний 7 хупот каждому праведнику», а у первого человека Адама, в Раю, было 10 хупот. Видно, что речь идёт не о свадьбах, а о том, на что намекает русское слово «венчание», происходящее от слова «венец», корона [1]. Хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.
Очень интересны составные части еврейской традиции бракосочетания: помазание лба жениха пеплом в знак траура о разрушении Храма, обход невестой, ведомой своей мамой и матерью жениха, семь раз вокруг жениха, стоящего под хупой, чтение ктубы — брачного письменного обязательствабудущего мужа перед невестой и, наконец, кульминация — одевание кольца на указательный палец невесты со словами «Ты посвящаешся мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».
Не только название «венчание», но и практически все внешние составляющие еврейского церемониала через христианство вошли в культуру стран, где мы с вами родились. Благословения на вино, которые у окружающих нас народов трансформировались в застольные тосты. Разбивание стеклянного стакана женихом — в торжественный спуск на воду кораблей с разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак» и т.д. Вот только внутреннее содержание Хупы, озаряющей будущий еврейский дом святостью Торы, перенести на чужую почву вряд ли возможно…
В чём же величие жениха, стоящего под хупой? Когда мы говорим «жениха», то мы, конечно же, имеем в виду и невесту. Одна из семи брахот (благосвовений), говорящихся на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Речь идёт не о моменте рождения, а именно о свадьбе. Только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание. Поэтому мы, смотря со стороны, чаще упоминаем мужчину.
Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Конечно же, речь не идёт лишь об известных нам ландшафте и небосводе. Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а)влияющий и (б)принимающий это влияние. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки и, как говорится, выше головы не прыгнешь. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» недостатки одного могут быть скомпенсированы преимуществами другого.
В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Б-жественного участия в этом процессе.
Конечно же, путь к совершенству не лёгок, а порой даже очень тяжёл. Я слышал как-то от рава Эзриеля Таубера, что семейная жизнь подобна шлифовке алмаза. Так как алмаз чрезвычайно твёрд, то шлифовальный камень нужно прижимать к нему очень сильно. И если шлифовальный камень немного твёрже или мягче шлифуемого алмаза — один из них просто лопнет. Поэтому самое лучшее — отломать от алмаза кусочки и шлифовать его самим собой. Поэтому с самого начала Б-г делит душу на две части, одну помещает в мужчину, другую в женщину.
Мы желаем вам побыстрее найти свою половину и, с Б-жьей помощью, приблизиться с ней к совершенству, ибо самосовершенствование, согласно Иудаизму, является целью нашего земного существования.
Кицур Шульхан Арух 145. Законы женитьбы
1. Всякий человек обязан жениться, чтобы плодиться и размножаться. И эта заповедь начинает действовать тогда, когда человеку исполняется восемнадцать лет. И уж во всяком случае не следует встречать свое двадцатилетие неженатым; только если человек постоянно занимается Торой и боится жениться, чтобы из-за этого ему не пришлось забросить свои занятия, — в этом случае ему разрешается отложить выполнение этой заповеди, если только он может справиться с мыслями о запретном.
2. Если у человека родились сын и дочь, заповедь плодиться и размножаться считается им выполненной — в том случае, несли они не родились бесплодными. Если у человека родились сын и дочь, но умерли, то, если они оставили потомство, заповедь плодиться и размножаться считается им выполненной. Речь идет только о случае, когда среди его внуков есть и мальчик, и девочка, и родились они и от сына, и от дочери, несмотря на то, что у сына, например, родилась дочь, а у дочери — сын: если у него есть внук и внучка от сына и от дочери, заповедь плодиться и размножаться считается выполненной. Если же один из них не оставил потомства, хотя у второго родилось много сыновей и дочерей, заповедь плодиться и размножаться этим человеком не выполнена.
3. Хотя человек уже выполнил заповедь плодиться и размножаться, ему запрещено жить без жены. И следует ему взять молодую жену, если это возможно. Если же человек сам чувствует, что не в состоянии больше иметь детей, лучше ему взять жену не из молодых девушек. И также если у него много детей и он боится, что если возьмет молодую жену, возникнут ссоры между его детьми и новой женой, лучше ему взять жену постарше. Однако оставаться совсем без жены из-за этого опасения ему запрещено.
4. Если человек взял жену и прожил с ней десять лет бездетным — ему следует развестись с ней, и законы этой ситуации сложны и многочисленны.
5. На женщине не лежит заповеди плодиться и размножаться; но, тем не менее, ей не следует оставаться незамужней, чтобы ее не стали подозревать в неправильном поведении.
6. Каждому еврею следует стараться взять хорошую жену из хорошей семьи. Три признака отличают настоящих евреев: они стеснительны, милосердны и любят делать добрые дела; с тем же, кто не проявляет этих черт, связывать жизнь не стоит.
7. Если человек берет в жены кошерную женщину, то, несмотря на то, что он делает это только ради ее денег, это разрешено, но только в том случае, когда ему дают эти деньги совершенно добровольно; если же человек сознательно живет холостяком, ожидая, пока ему встретится женщина с достаточным состоянием, или если он устроил сватовство и ему пообещали много денег, а потом передумали, и он из-за этого оставляет свою невесту незамужней или начинает из-за этого ссору — всякий делающий так называется «женящимся ради денег», и у него, по словам мудрецов, дети будут неудачными, и жизнь его сложится плохо, и брак его также окажется неудачным. Ведь те деньги, которые человек получает, женясь, — это не праведно нажитое богатство; следует же те деньги, которые дадут ему тесть с тещей, принять с благодарностью, и тогда ему будет сопутствовать удача.
8. Неученому еврею не следует жениться на дочери коhена, поскольку их брак будет неудачным. И тому, для кого этот признак является важным, не следует брать в жены женщину, которую зовут так же, как ее мать.
9. Заповедь требует взять в жены дочь сестры или дочь брата. Но другую родственницу, свою или жены, которая умерла или с которой он развелся или сделал ей халицу, не следует брать в жены, не посоветовавшись с раввином.
10. Всегда следует заботиться об уважении к жене, поскольку семью благословляют с Небес только ради жены. И так сказали мудрецы людям своего поколения: «Почитайте своих жен, чтобы быть вам богатыми». (См. выше, глава 63, параграф 1).
11. Запрещено жить с женой даже час без Ктубы. И если Ктуба потерялась, следует немедленно пойти в раввинский суд и написать новую Ктубу.
12. Коhену запрещены четыре женщины: разведенная, развратная, оскверненная и халуца (то есть женщина, проводившая обряд халица). Развратной в данном случае считается даже та женщина, которая подверглась изнасилованию запрещенным ей мужчиной — в этом случае она запрещена коhену. Оскверненной называется женщина, родившаяся от коhена, взявшего в жены запрещенную ему женщину.
13. Овдовевшая или разведенная женщина не должна выходить замуж вторично, пока не пройдет девяносто дней, не считая дня развода или смерти прежнего мужа, и не считая дня свадьбы, даже если речь идет о бесплодной женщине. Даже если ее первый муж был в очень отдаленной стране или заключен в тюрьме, — это неважно. И даже если в течение этих девяноста дней у нее был выкидыш — это ничего не меняет. И даже сватовство ей запрещено, если только посватавшийся к ней не поклянется не вводить ее в дом до истечения этого срока. Но тот, кто снова женится на своей жене, с которой он прежде развелся, не обязан ждать эти девяносто дней.
14. Если она беременная или кормящая, ей не следует вторично выходить замуж, пока ребенок не достигнет возраста 24-х месяцев. И даже если она родила после того, как муж развелся с ней или она овдовела, и она еще не начала кормить — все равно она должна ждать. Если же почему-то это очень важно — следует спросить совета у раввина.
15. Если два мужа женщины умерли, ей не следует выходить замуж в третий раз, не посоветовавшись с раввином.
16. Если женщина получила сообщение, что ее муж умер где-то, даже если она слышала это от нескольких кошерных евреев, она не должна выходить замуж вторично, не посоветовавшись с раввином.
17. Если человека подозревали в том, что он вступил в незаконную связь с замужней женщиной, а ее муж развелся с ней или умер — эта женщина запрещена тому, кто подозревался в связи с ней, поскольку изменившая мужу женщина запрещена как мужу, так и тому, с кем она изменила. И даже если муж развелся с ней только потому, что услышал нехорошие вещи о ней и об этом подозреваемом — запрещено этому подозреваемому жениться на ней.
18. Если человека подозревали в связи с нееврейкой, а она приняла иудаизм — ему не следует жениться на ней.
19. Если нееврей жил с еврейкой, а потом принял иудаизм, ему не следует жениться на ней.
20. Если человек разводится с женой, чтобы его товарищ мог на ней жениться, даже если он не уславливался с ней об этом прямо, но ясно, что он развелся с ней из-за этого — ему запрещено жениться на ней.
21. Если человеку запрещено по словам мудрецов жениться на какой-либо женщине, ей не следует даже жить в том переулке, в котором живет она.
22. Если человек услышал, что его жена изменила ему, то, даже если ему не совсем ясно, что произошло, он должен спросить у раввина, разрешено ли ему продолжать жить с ней.
23. Женщину, с которой развелся муж из-за ее развратного поведения, кошерному человеку не следует брать в жены.
24. Если у женщины дурной нрав, она склонна ссориться и не ведет себя скромно, как кошерные дочери Израиля — заповедь требует развестись с ней, даже если речь идет о первом браке.
25. Согласно повелению мудрецов, человек должен выдать замуж своих дочерей и женить сыновей незадолго до того, как они станут взрослыми, поскольку, если он оставит их холостыми, они станут заниматься развратом или непристойными мыслями, а об этом сказано: «И следи за своим домом, и не будет он грешить». И также повеление мудрецов требует от еврея, который видит, что его жена не следует по прямому пути и связана какой-то близостью с другими людьми, упрекнуть и предупредить ее один на один мягко и пристойным образом, чтобы убрать препятствие с ее пути и наставить ее на путь истинный; однако не следует говорить ей прямо: «Не уединяйся с таким-то!», — даже наедине (поскольку сейчас не действуют законы проверки верности жены горькими водами и в подобных ситуациях непонятно, что делать). Если же человек не следит за своей женой, сыновьями и домочадцами, не предостерегает их и не наблюдает постоянно за их путями, пока не станет ему ясно, что они свободны от всякого греха или преступления — такой человек называется грешником, как сказано: «И знай, что мир в шатре твоем, и проверь дом твой, и не будешь грешником».
1 По мнению МБ, устроить их в одну неделю разрешается.