в какой день поминают повешенных
Когда поминают самоубиенных в 2021 году?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Существует заблуждение, что в году есть какой-то особый день, когда поминают самоубиенных. Иногда таким днем называют Радоницу, которая в 2021 году, придется на 11 мая, или Троицкую родительскую субботу, которая в 2021 году придется на 19 июня. На самом деле, Церковь не поминает самоубийц ни в эти, ни в другие дни.
Сознательное лишение самого себя жизни считается грехом, отделяющим человека от Бога. Но тот, кто сам отверг самый ценный Божий дар, то есть жизнь, нуждается в еще большем молитвенном заступничестве. Потому поминать самоубиенных близких и друзей, если такие есть, можно и нужно в личной молитве, а писать о них записки и ставить свечи в храме нельзя. Зато можно подавать милостыню и совершать добрые дела во имя умершего, надеясь, что Господь облегчит его посмертную участь.
Снисхождение Церковь оказывает только тем, кто совершил самоубийство в невменяемом состоянии, то есть, не осознавая, что творит. Если этому находятся подтверждения, то разрешается и отпеть, и поминать усопшего в храме.
Кроме того, по благословению священника дома можно совершать установленный Православной Церковью в 2011 году «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшего», а также есть коротенькую молитва преподобного Льва Оптинского.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Когда поминают и как хоронят самоубиенных
Почему в православии запрещено самому лишать себя жизни?
У христиан ритуал похорон и поминовение усопших имеет большое значение для их души. На третий день после смерти душа определяется в рай или ад. В эти дни важно поминовение, молитвы близких людей и священнослужителей, в которых звучит просьба о прощении души, отпущении грехов. Родные стремятся провести похороны самоубийц по всем канонам, просят священника провести службу, скрывая правду о причине смерти. Но поминать самоубийц в храме не разрешается, обман только навредит мертвому и живым.
Где хоронят по правилам самоубийц
Особенности погребения суицидника
Самоубийца не может оставаться не погребенным, родные должны позаботиться о могиле для него, постараться попросить у бога снисхождения за такой страшный поступок. Но во время похорон следует соблюдать некоторые правила и запреты, чтобы не навлечь неприятностей для себя. Как хоронят самоубийц?
• Погребение проводится на третьи сутки после смерти человека.
• Близкие будут испытывать боль от потери, но церковь рекомендует не плакать по умершему, не предаваться большой скорби.
• Целовать такого усопшего запрещается.
• В гроб с умершим не кладут венчик, символ испытаний от Бога. Ведь усопший отказался от таких испытаний.
• На тело не кладут церковное покрывало, символ покровительства.
• Как поминать самоубийц? Отпевание, панихида, сорокоуст не заказывается. Священники не проводят отпевание в церкви, не ходят к могиле.
Если родные знают, что покойник сам наложил на себя руки, умер по своему желанию, они обязаны соблюдать все запреты и ограничения. При нарушении церковных правил православные также навлекают на себя наказание за грех. Когда случается в семье такая беда, стоит обратиться к служителю в храме, рассказать всю правду и выяснить, как правильно похоронить усопшего.
Кого церковь разрешает хоронить на общем кладбище?
Самоубийство человека не бывает однозначным поступком. Душевнобольные, совершающие суицидное действие, не осознают смысла происходящего. Поэтому в православии их разрешено хоронить рядом с теми, кто почил по воле Господа. Смягчение может быть и для тех, кто перед смертью прошел обряд покаяния, кто совершил самоубийство случайно, по неосторожности, напоследок раскаялся в свершенном. Можно ли поминать самоубийц? В храме и на кладбище, дома на прощании священник не станет проводить поминальную службу, нельзя ему заказывать панихиды или сорокоуст. Но близкие, родные могут сами помолиться, попросить снисхождения, раздать милостыню нуждающимся. Милосердные дела, молитвы будут успокаивать душу живых, а также они утешат душу покойника.
Меньше ограничений возникает с похоронами душевнобольного, совершившего суицидное действие. Родные могут выяснить в храме, как можно поминать самоубиенных с такой болезнью, как похоронить гроб с усопшим. Всегда требуется справка из медицинского заведения, подтверждающая тот факт, что человек стоял на учете из-за своего заболевания.
Наркоманов, алкоголиков, душевнобольных погребают, как и других самоубийц, на третий день после смерти.
Какое надгробье можно устанавливать на могиле суицидника?
Родных человека, наложившего на себя руки, интересует не только погребение, но и каким надгробьем отмечается могила самоубийцы?
• По христианским правилам крест над таким усопшим не ставится.
• Родственники могут установить памятник с именем, в дизайне которого присутствует крест. Он может быть элементом надгробья в виде отдельной детали или рисунка, гравировки креста. Так будет достигнут компромисс.
Нужно помнить о том, каким грешным поступком ознаменовалась кончина человека. Правильное решение для близких – в молитвах просить снисхождения для него у Бога и делать как можно больше благих дел для успокоения души. Крест на надгробье мало чем может помочь тому, кто отказался от дарованной Богом жизни.
Родительская суббота и поминки грешника
Существует неверное представление о том, что на Радоницу можно поминать всех умерших, в том числе и суицидников. Заблуждение связано с текстом канона, который читается в Троицкую субботу. В нем поминаются души утопших, удушенных, но не по своей вине. Когда человек вешается сам, он поступает греховно, нельзя ставить себя выше Бога и пренебрегать дарованной им жизнью. Такой поступок показывает неверие в Божье милосердие, силу и справедливость. Проводить поминки разрешается только по душевнобольным людям, это исключение. Разрешение похоронить их родственникам даруется, так как душевная болезнь не позволяет оценить последствия поступков.
Что можно сделать для души грешного?
Как поминать самоубийцу? Родные того, кто умер такой смертью, не могут не испытывать желания хоть как-то смягчить грех. Они ходят на кладбище, но отпевать, проводить службы, панихиды, заказывать сорокоуст нельзя. Родственникам остается только молиться, творить милостыню. Господь услышит такую молитву обязательно.
В дни поминовений в храмах проводятся утешительные молитвы для родственников, можно поучаствовать в них, но это не панихида. Утешительная молитва осуществляется в стенах церкви, родственники должны обратиться к священнику с просьбой о ней. Не проводится поминание и молебен возле панихидного стола с гробом.
Поминовение человека, покончившего жизнь самоубийством, можно провести с использованием особенного келейного чтения молитвы пресвятого Льва Оптинского. Но на такое действие нужно получить благословление от священника. Если священник не сочтет нужным дать благословение, семья почившего должна сосредоточиться на милостивых делах и домашних молитвах. Иногда после службы приносят и кладут на надгробье просвирку. Необходимо давать милостыню просящим, помогать нуждающимся. Важен благочестивый образ жизни для тех, кто остался жить в семье самоубийцы. При чтении домашних молитв святому нужно исполниться верой и надеждой.
Что можно сделать на Радоницу для самоубиенных?
Близкие могут настолько тосковать по умершему, что сами начинают задумываться о прекращении жизни. Важно взять себя в руки, обратившись к вере и Богу. Чистая, искренняя молитва станет опорой, как и чтение церковных книг, работа, забота о семье. Назад дороги после убийства не будет. Душу ожидают муки ада, никаких встреч с умершими. А оставшимся в живых родственникам снова придется страдать.
Можно ли поминать самоубиенных — правила и исключения
Узнайте все самое важное о молитве за самоубийц, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Отношение Церкви к самоубийству
С древних времен Церковь запрещала молиться за тех, кто самовольно лишил себя дарованной Богом жизни. Что же остается скорбящим родным и близким? Ведь они хотят смягчить участь самоубийцы и сами нуждаются в помощи Церкви. Можно ли поминать самоубиенных?
Для молитвенной поддержки скорбящих близких существует «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго».
Родственникам можно устроить дома поминки, келейно молиться за самоубиенного, творить милостыню и совершать различные благие дела в память о близком родственнике, окончившем жизнь самоубийством.
Православный канун — столик для поминальных свеч
Почему не отпевают самоубиенных?
Люди, которые добровольно лишают себя жизни тем самым противятся воли Божией, перестают быть Его чадами и лишаются права наследовать Царство Небесное.
Отпевают только людей, которые покидали этот мир с верой в спасение, в жизнь вечную с Богом. Лишающие себя жизни отрекаются от спасения, душа расстается с телом в момент совершения греха, ей чужды умиротворение и покой.
Согласно правилу святого Тимофея Александрийского дается отрицательный ответ на вопрос можно ли отпевать самоубиенных:
«Аще убо кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не принесется за него, токмо аще не будет во истину ум погубил, подобает бо их причетником испытовати о сем со истязанием».
Исключения из церковных правил
Если человек страдал тяжелым психическим заболеванием, был невменяем, совершил самоубийство не по своей воле, а под действием тяжких обстоятельств может быть получено разрешение на отпевание и общецерковное поминовение самоубиенного.
В таких случаях собираются документальные подтверждения болезни и отправляются на рассмотрение правящему епархиальному архиерею (епископу, архиепископу, митрополиту) в епархиальное управление вашего города.
Ни в коем случае нельзя подделывать эти документы или вводить в заблуждение церковные власти. Душе самоубиенного это только навредит, ведь Бога обмануть невозможно.
Тяжкий грех самоубийства
Самоубийство – страшный грех, ведь жизнь это дар Божий и каждому человеку Господь отмерил свой путь, прерывать который никто не вправе. Каждый христианин стремится получить кончину «непостыдную и мирную». Он знает, что за земной жизнью последует другая – вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания. Именно поэтому так страшен ответ на вопрос, можно ли поминать самоубиенных.
Поводов покончить жизнь самоубийством много, некоторые сознательно восстают против воли Божией, бегут от навалившихся проблем и скорбей, забывая, что все промыслительно и каждая беда, любая болезнь посылается для пользы нашей души.
К примеру, многострадальный Иов, имел все и семью и богатство и уважение в обществе. Господь, попустил чтобы раб Его оказался нищим, больным, бездетным и опозоренным, но несмотря на все эти скорби, Иов даже в мыслях не сетовал на свою судьбу и твердо верил, что Господь его не оставит. Вера праведника была вознаграждена сполна. Вернулось здоровье, восстановилась семья, было нажито богатство.
Господь не даёт испытаний, которые нам не под силу вынести. Нужно верить, быть терпеливыми и непрестанно обращаться к Богу в молитвах.
Как поминают самоубиенных православных
Но все-таки, можно ли поминать самоубиенных и чем помочь несчастной душе самоубийцы? Да, есть канонический запрет общецерковных молитв и поминовения самоубийц. Но никто не отменяет домашней молитвы и дел милосердия в память о несчастном.
Нужно творить милостыню в память о покойном, с благословения священника взять молитвенное правило за умершего, верить, что Господь смягчит участь погибшего.
В день смерти и в последующие годовщины можно устроить дома поминки, однако от общепринятых поминовений на третий, девятый и сороковой день лучше воздержаться. Согласно православному преданию, душа после самоубийства не проходит обычный сорокадневный путь. Поэтому лучше все время посвятить усердной молитве за смягчение загробной участи погибшего.
Как молиться за самоубийцу?
По благословению священника за самоубиенных можно ежедневно молиться дома с зажженной свечой. Выбрать можно один из следующих молитвенных текстов.
Молитва Оптинских старцев
«Отче наш, прости душу раба Твоего (имя), ушедшего из жизни мирской во владения Твои. Раб Твой (имя) оступился с пути наставления Церкви. Воля Твоя нам неведома. Не накладывай на меня грехом сию молитву. Принимаю волю Твою и уповаю на спасение души (имя). Аминь».
Молитва родителя за самоубиенное чадо
«Господь Милостивый, умоляю тебя простить мою кровиночку, невинное дитя, за совершенный грех убийства собственного. Даруй ему отпущение греха этого и убереги его душу. Прошу за него у Тебя, подари душе покой. Аминь».
Молитва детей за самоубиенных родителей
«Отче наш милостивый, молю тебя простить моему родителю грешное деяние, ибо вынудило совершить грех страшное и тяжелое обстоятельство. Не терзай душу его в муках ужасных, да даруй искупление. Прошу, прости мне сию молитву и укажи дорогу в Рай для моего родителя. Аминь».
Поминание самоубийц
Самоубийство, отказ от великого дара Божьего – жизни, всегда считалось в Православной церкви великим грехом. Поэтому неудивительно, что людей, самостоятельно, по своей воле лишивших себя жизни, не отпевают, для них не заказывают никаких поминальных служб в храмах и монастырях. Нет никаких специальных дней, которые для этого строгого правила были бы исключением. Поминают самоубиенных только келейно. Только дома с благословения священника можно помолиться за их души. В память о них можно устраивать дома поминки и совершать различные благие дела, к примеру творить милостыню. При этом важно, чтобы жизнь самих родных и близких покойного была благочестивой. Кроме того, существуют специальные молитвы для поддержания скорбящих родственников самоубиенного.
Отношение православных к самоубийцам
Добровольное лишение себя жизни у христиан воспринимается как противление Божьей воле, отказ от веры в Него и спасения. Ведь никто не вправе прерывать путь, отмеренный Господом для каждого человека. Убивший себя лишается права наследовать Царствие Небесное, отрекается от спасения. Душа, покинувшая тело в момент совершения греха, не может обрести покой и умиротворение. Она отправляется в ад. Каждый человек в своей жизни получает испытания от Всевышнего. Получает он и поддержку от Бога для того, чтобы пройти их достойно. И только Господь волен решать вопросы жизни и смерти.
Кого православие относит к самоубийцам
Факт самоубийства покойного ни в коем случае нельзя скрывать от священника, пытаться провести погребение по традиционному обряду. Нарушение церковных правил и запретов, касающихся покончивших с собой, может навлечь суровое наказание за грех на людей, скрывших факт самоубийства, и на священника, невольно нарушившего священные каноны. Ведь Бог видит все и обмануть его не получится.
Исключения из церковных правил
Каждый случай самоубийства индивидуален, поэтому и решение церкви по нему может быть разным. Исключением из правил зачастую становятся душевнобольные, лишившие себя жизни под влиянием своей болезни, не осознававшие, что творят в этот момент. Поминальные службы могут проводиться и по человеку, наложившему на себя руки под давлением тяжких обстоятельств. В христианских летописях можно отыскать упоминания о святых мученицах, совершивших акт смерти, чтобы предотвратить насильническое надругательство над своими телами. Смягчение возможно для тех, кто совершил самоубийство по неосторожности и перед кончиной успел раскаяться в нем.
Для принятия решения в таких случаях собирают документальные подтверждения о приведшей к самоубийству болезни. К примеру, медицинские справки о тяжком душевном заболевании. С ними нужно обратиться в епархиальное управление города, к правящему епархиальному архиерею. Не стоит пытаться подделать такие документы, пытаясь ввести в заблуждение церковные власти. Всевышнего невозможно обмануть. Такой обман лишь еще больше навредит душе самоубиенного и ввергнет в грех души людей, пытающихся обмануть Бога и церковь.
Традиции похорон самоубиенных
Чтобы не впасть в грех и не ввести в него священника, необходимо рассказать ему все обстоятельства смерти умершего. Батюшка поможет и подскажет, что нужно делать в конкретном случае. Самоубиенных не хоронят на освященной земле церковных кладбищ. Впрочем, в современном мире на общественных (не церковных) кладбищах хоронят всех.
Поминовение самоубийц в православии
В поминальные дни родственники самоубиенного могут поучаствовать в утешительной молитве, проводимой в церкви. Чтобы ее провели, нужно попросить священника. Эта молитва не является панихидой. Это ни в коем случае не поминание умершего и не служба для его души. Это молебен в поддержку его горюющих родственников. Есть заблуждение, что в некоторые специальные дни года церковь позволяет поминать покончивших с собой, к примеру на Радоницу или в Родительскую субботу. Мнение это возникает оттого, что в эти дни поминают «змеями угрызенных», «с высоты упадших», «волнами поглощенных», «удушенных» и др. Но в этом перечне нет самоубийц, все эти случаи относятся к погибшим не по своей вине. Поминать самоубиенных, молиться о них можно только дома. В церкви нельзя ставить за них свечи, писать и подавать записки или заказывать еще какие-либо службы.
Как поминать самоубиенных дома
Церковь разрешает собрать поминальный стол и вспомнить добрым словом покойника в день его гибели, в день похорон и в другие поминальные дни. Можно сделать поминки на 9, 40 дней. Разрешается раздавать за него милостыню. Важно помнить, что молиться о самоубийце за поминальной трапезой можно только по благословению священника и только крещеным людям, ведущим благочестивую жизнь. Для этого можно воспользоваться специальным молитвенным чином или обратиться к Богу своими словами.
Молитва оптинских старцев за самоубийц и другие моления о них
Это одна из наиболее известных молитв, которыми можно молиться за висельников, утопленников или других самоубиенных. Оптинские старцы разрешили поминать самоубийц в домашней (келейной) молитве и творить за них милостыню. По свидетельству множества примеров, краткая молитва, переданная оптинским старцем Леонидом (в схиме – Лев) родственникам покончивших с собой, принесла им успокоение и утешение, оказалась очень действенной перед Всевышним. Конечно, возносить такие молитвы нужно с большой верой и надеждой.
Молитвой за самоубийц достигаются две важные цели. Для умершего это возможность вымолить у Господа прощение и упокоение. Церкви известны такие примеры. Для его живых родственников такие моления несут утешение, мир в душе и семье.
Кроме этого молитвенного правила, поминать самоубийц можно еще «Молитвой родителя за самоубиенное чадо», «Молитвой детей за самоубиенных родителей» и др. Любую из них можно читать каждый день при зажженной свече, но только обязательно по благословению священника. Ведь даже келейная молитва о самоубийцах может оказаться для возносящего ее небезопасной. Известно множество случаев, когда молившиеся без благословения родственники страдали от нападок демонов, становились наркоманами, пьяницами, игроманами, сами начинали стремиться к самоубийству. Поэтому людям, духовно слабым, священник не дает благословения на прочтение таких молитв. Если благословение на моления о самоубийце не было дано, можно творить милостыню и другие добрые дела во имя умершего. Например, бескорыстно помогать нуждающимся.
Молитва родственников о самоубиенном чрезвычайно важна. С ее помощью при необходимой стойкости и смирении, предав участь грешника безмерной милости Божией, можно вымолить ему прощение у Господа. Ведь он милосерден и великодушен. Если на прочтение таких молитв не было дано благословение, помочь неупокоенной душе самоубийцы родственники и близкие могут только собственной благочестивой жизнью и благими делами, творимыми во имя усопшего.
Утешение для родственников самоубийцы.
Утешение для родственников самоубийцы.
Дорогие друзья. Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.
Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:
Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.
Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…
В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».
Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.
И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Теперь, если, не дай Бог, у кого-то возникнет нужда помянуть своего близкого, самовольно ушедшего из жизни, этому человеку не откажут. Не имеют права. Священный Синод принял к обязательному употреблению в Русской Православной Церкви этот чин.
Чин этот есть в храмах, у священников, а я хочу вас познакомить с интересным очерком на эту тему:
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц
Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала грех самоубийства как грех в собственном смысле слова к смерти (1 Ин. 5:16), так как совершивший подобный грех не имеет уже возможности принести покаяния в нем.
Трудно сказать, насколько распространен он был в первые века христианства. Во всяком случае уже в IV веке святитель Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возможности поминовения тех, кто сознательно лишил себя жизни, однозначно воспрещает церковную молитву о них. Позднее его ответ вошел в канонический корпус правил Вселенской Церкви как 14-е правило святителя Тимофея Александрийского. Руководствуясь им, Церковь на протяжении столетий вплоть до наших дней отказывала и отказывает самоубийцам в отпевании и поминовении, делая исключение только для лишивших себя жизни «во исступлении ума».
В то же время нельзя не признать, что по мере расцерковления общества проблема самоубийств становилась все более трагически значимой для Церкви.
Еще в начале XX века владыка Никон (Рождественский) писал в своем дневнике: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальную богослужебную комиссию составить молитвенный чин, который священник мог бы совершать для утешения тех, родственники или близкие которых самовольно ушли из жизни.
Руководствуясь резолюцией Святейшего Патриарха, комиссия составила чинопоследование, в основу которого положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (ср. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви.
Поскольку приведенное выше правило святителя Тимофея Александрийского запрещает молиться о самоубийцах в храме, обычная ектения в чинопоследовании заменена антифоном, состоящим из псаломских стихов, припевом к которым служит принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу кондак Великого четвертка, выражающий упование на непостижимое человеческому разуму милосердие Божие.
Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».