в какой день празднуется рождение новозаветной церкви
Рождение Церкви Христовой
Когда Святой Дух сошел на собравшихся вместе учеников и последователей Христовых, тогда и родилась Церковь Христова. После вознесения Господа Иисуса Христа, вернувшись с горы Елеон в Иерусалим, ученики Христовы собирались вместе и пребывали единодушно в молитве. Кроме одиннадцати апостолов, с ними были Пресвятая Богородица, некоторые женщины, следовавшие за Христом, и многие другие. Всего собиралось тогда около ста двадцати человек, и все они ждали того, что им обещал перед Своим вознесением Господь.
Для того чтобы восполнить число апостолов, Петр предложил избрать нового вместо отпавшего и покончившего с собой Иуды. Как в Ветхом Завете двенадцать сыновей Иакова стали прародителями израильского народа, так двенадцать апостолов должны дать начало новому народу Божиему — Церкви Христовой. От нового апостола требовалось, чтобы он находился с учениками все время, когда с ними пребывал и общался Господь Иисус Христос, начиная от крещения Иоаннова и до дня Его вознесения, и вместе с апостолами общался с Господом и после Его воскресения. Апостольская проповедь — это свидетельство очевидцев. Апостолы выбрали двоих и, помолившись Богу, бросили жребий. Промыслом Божиим через жребий был выбран Матфий, и он был причислен к числу двенадцати апостолов (Деян 1, 12–20).
Спустя десять дней после вознесения Господня праздновался иудейский праздник Пятидесятницы. Этот праздник был установлен в Ветхом Завете в память о даровании закона Моисею на горе Синай и заключении завета между Богом и израильским народом. В этот день, когда вспоминалось, как вышедший из Египта народ израильский стал народом Божиим, через сошествие Святого Духа рождается новый народ Божий, то есть Церковь, в которую призывается каждый человек, к какому бы народу он ни принадлежал.
Произошло это так. Однажды в третий час дня (по нашему счету времени — около девяти часов) все ученики Христовы по обыкновению собрались вместе. Вдруг с небес послышался звук, напоминающий шум сильного ветра, и наполнил собою весь дом, где они сидели. Ученики увидели разделяющиеся языки как бы пламени, которые почили по одному на каждом из них. Все они исполнились Святым Духом и начали говорить на других языках: Дух Святой давал им этот дар. На праздник Пятидесятницы в Иерусалим съезжалось множество иудеев из разных стран. Внезапный шум привлек народ. Собравшись и слушая апостолов, они поражались: «Разве все эти люди не галилеяне? Как же это каждый из нас слышит их, говорящих о великих делах Божиих на наших языках?» В удивлении и растерянности они спрашивали друг друга: «Что бы это могло значить?», а кто-то, не понимая, что происходит, думал, что апостолы просто пьяны.
Тогда апостол Петр, встав вместе с другими одиннадцатью апостолами, обратился к собравшемуся народу с проповедью. Он говорил, что апостолы не пьяны, а Бог излил на них Духа Своего Святого по древнему пророчеству. Апостол Петр возвестил собравшимся, что Иисус, Которого иудеи распяли руками язычников, воистину воскрес, чему апостолы являются свидетелями. Пророк Давид еще в древности сказал о Христе: Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс 15, 10). Эти слова в точности исполнились на Иисусе, это доказывает, что Он воистину предреченный пророками Христос.
Услышав это, собравшиеся умилились сердцем и обратились к Петру и прочим апостолам: что нам делать? Апостол Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. По проповеди апостола Петра в тот день обратилось ко Христу три тысячи человек (см.: Деян 2, 1–43).
20 июня 2021: День Святой Троицы – Пятидесятница
Что такое Пятидесятница
Происхождение названия «Пятидесятница»
Когда празднуется Пятидесятница
События Пятидесятницы
Богослужение Пятидесятницы
Икона Пятидесятницы
Смысл дня Святой Троицы
Молитвы праздника Святой Троицы
Почему храмы украшают березами?
Троицкая родительская суббота
Стихи о Троице
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.
Что такое Пятидесятница
День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.
Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.
Происхождение названия «Пятидесятница»
«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.
В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.
И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.
Когда празднуется Пятидесятница
Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник.. Это соответствует новозаветной истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.
События Пятидесятницы
Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.
Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина» (Деян 2:13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян 2:14-18)
Богослужение Пятидесятницы
На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.
Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях.
Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
Икона Пятидесятницы
На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.
Смысл дня Святой Троицы
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».
Молитвы праздника Святой Троицы
Тропарь Пятидесятницы
глас 8
Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Перевод:
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак Пятидесятницы
глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Перевод:
Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Величание Пятидесятнице
Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.
Перевод:
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.
Почему храмы украшают березами?
На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Троицкая родительская суббота
О смысле Троицкой родительской субботы рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:
«Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Это день в году, когда мы, христиане, концентрируем свое внимание на молитве об усопших.
Важно, чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен празднике.
Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще — почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим».
Стихи о Троице
Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
Сергей Есенин. Троица
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Нонче на закате с Божьего крыльца
Стану к аналою подле молодца.
Батюшкина воля, матушкин приказ,
Горе да кручина повенчают нас.
Ах, развейтесь кудри, обсекись коса,
Без любви погинет девичья краса.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.
Иван Бунин. Троица
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат.
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!
Николай Некрасов. Зеленый Шум
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — все зелено:
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Пятидесятница — День рождения Церкви Христовой
Проповедь Святогорского архипастыря о великом евангельском событии, связанном с Третьим Лицом Пресвятой Троицы — Святым Духом, Которым «всяка душа живится», Его сошествии на апостолов.
Проповедь епископа Арсения в день Святой Троицы. 15 июня 2008 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
День Святой Троицы, день Святой Пятидесятницы, день сошествия Духа Святого на апостолов празднует сегодня Святая Церковь. День сегодняшний называют днём рождения Церкви Христовой. Святая Христова Церковь получила своё основание от первой общины святых апостолов, а в наше время люди, действием Духа Святого поражённые, присоединяются к общине этих святых апостолов, воссоздавая Церковь Христову. И событие это происходит следующим образом: Господь и Бог наш Иисус Христос, сошедший на землю, Вторая Ипостась Святой Троицы, принявшая на Себя плоть человеческую при Божественном Своём воплощении, пребывал с нами, проповедуя Евангелие Царствия Небесного.
Господь, претерпев распятие, воскрес тридневен от гроба, и накануне Вознесения Своего даёт апостолам утешительные обетования. Он говорит им: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам», «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня», «Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины», «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».
Апостолы, видевшие чудное зрелище Вознесения Господня, пребывали в радости о Божественности Учителя, о Его истинном мессианском достоинстве и в молитвах. Они находились в городе Иерусалиме, по слову Христову, в Сионской горнице, где совершилась Тайная Вечеря — Вечеря накануне страданий Христовых. И в день Пятидесятницы апостолы сподобились чудного действия и пришествия Духа Утешителя.
День Святой Пятидесятницы праздновался ветхозаветной иудейской церковью и был связан с дарованием закона Моисеева, который Бог возвестил пророку Моисею, законоположнику народа израильского на горе Синай. Праздновался день Святой Пятидесятницы обычно по прошествии семи недель после еврейской пасхи. Его ещё называли праздником седмиц, и поскольку проходило пятьдесят дней до его празднования, то назывался он и днём Святой Пятидесятницы.
По обычаю того времени, ветхозаветного, люди этот день праздновали особо. Они собирались все в храм Иерусалимский, который был единственным святилищем у народа еврейского. Тем, кто жил в Иерусалиме и рядом, возле Иерусалима, это было не тяжело, но многие из любви к Богу предпринимали паломническое шествие, шли пешком к городу Иерусалиму, неся в руках своих ветви деревьев. Сам храм Господень в праздник украшался ветвями деревьев и цветами. В этот же день приносили и начатки плодов на благословение в храм Иерусалимский, потому что день Пятидесятницы в Иудее приходился как раз на окончание жатвы. Люди торжествовали этот день, все украшено было цветами и ветвями деревьев. Это делалось ещё и в память того, что закон Моисеев был дарован на горе Синай весной, когда всё цвело, когда кругом зеленела трава и деревья и цвели цветы. А также в память того, что народ израильский, в течение сорока лет странствовавший по пустыне Синайской и получивший через Моисея десять заповедей на горе Синай, был вынужден жить в палатках и в кущах, то есть в шалашах, которые были сделаны из ветвей деревьев. И вот в память об этом и Сионская горница, где собрались святые апостолы, также была украшена ветвями и цветами, по тогдашней традиции народа еврейского.
И вот, когда утром, в третьем часу дня, по древнему исчислению времени (по-нашему это в девять часов утра) народ по улицам города стремился в храм Иерусалимский на особое утреннее приношение жертвы, на утреннюю молитву, вдруг над городом сделался шум, как от урагана, «яко носиму дыханию бурну», но это был только шум, без самого урагана. Этот шум как бы проходил над городом, концентрируясь там, где находилась Сионская горница. Небывалый шум подвиг весь народ устремиться к тому дому, где собрались святые апостолы.
А апостолы, находившиеся в молитве, слыша шум бурный, и находясь в особом духовном состоянии, вдруг увидели, что вместе с «дыханием бурным» в виде огненных языков на главы их снисходит действие благодати Духа Утешителя, Святого Духа. Прежде, во время Крещения Господня на Иордане, Он явился в виде белого голубя, символизируя чистоту и невинность Христову. А сегодня Дух Святой, Третья Ипостась Святой Троицы, принимает на Себя вид огненного пламени — пламени, которое очищает и просвещает, и которое попаляет всякую скверну.
И вот, этот неопалимый огонь сходит на главы святых апостолов, и в них происходит разительная перемена. Дотоле святые апостолы рассуждали о Христе, даже после Его Воскресения, ещё по-человечески: то некоторые не верили в Его воскресение, то говорили, что Он просто пророк, то впоследствии уже, когда Господь перед Вознесением шёл с ними на гору Елеонскую, они всё ещё ждали от Него, что Он устроит им земное царствие. А здесь вдруг их разум человеческий переменяется на боговдохновенный, на разум боговдохновенного рассуждения. И вместе с этой переменой человеческого разума на боговдохновенный, они принимают действие благодати Духа Святого, они начинают понимать языки других народов. То есть, они начинают понимать речь и египтян, и речь греков, и речь римлян, и других народов, которые во множестве собрались в городе Иерусалиме. И выйдя из Сионской горницы, они начали проповедовать, каждый, на понятном для того или иного народа языке, так что все удивлялись: «Сии говорящие не все ли Галилеяне?»
Галилея — это беднейшая страна, которая была в презрении у народа иудейского. Там жили простые труженики, крестьяне, рыбаки. Не богословы и отнюдь не те, кто знал несколько языков иностранных. И вот, увидев в них, в этих галилейских рыбаках, такое чудное видение, толпа была поражена, тем более что каждый слышал их на своём родном языке. Не на еврейском языке, на котором тогда совершали молитвы в храме Иерусалимском, а каждый на своём языке слышал слова о славе Божией, слова о величии Божием. Нашлись некоторые скептики, которые говорили: «Они напились сладкого вина». Это говорили, конечно же, иудеи, которые не понимали других языков и не могли оценить этого чуда, и поэтому скептически к нему относились. И тогда апостол Пётр сказал: «Мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». Этими словами он говорит, что сейчас, в это время, приносится утренняя жертва в храме Иерусалимском, а в праздничные дни никто из людей, исповедовавших ветхозаветную религию, не позволял себе вкушать пищи и пить воды до этого времени, до третьего часа.
Кстати, эта благочестивая традиция была и в нашем народе, когда старые люди в воскресные и праздничные дни никогда не вкушали пищи прежде окончания Божественной литургии. Я вспоминаю свою бабушку, которая в воскресный день никогда не садилась завтракать раньше одиннадцати часов утра. И когда ей предлагали, то она говорила: «Ещё люди из церкви не повыходили», хотя церковь тогда была одна всего лишь на район и находилась на далёком расстоянии. Так и у ветхозаветных людей было благоговейное отношение к праздничным дням, и никто не позволял себе, ради благоговения к празднику, вкушать пищу или пить воду раньше этого времени. И, кроме того, апостол Пётр, этот простец-рыбак, вдохновлённый Духом Святым, начал говорить такие Божественные глаголы, которые в умиление повергли всех слушающих, так что они в восторге и в покаянных чувствах слушая слова апостола Петра сказали: «Что нам делать»? И апостол ответил: «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа». И три тысячи человек в тот день крестилось.
Это — начало возрастания Церкви Христовой, и сейчас мы видим не три тысячи человек, а миллионы и миллионы христиан, которые исповедуют Христа Спасителя истинным Мессией, истинным Богом, и живут в благодати действия Святого Духа. Как апостол Пётр говорил: «И приимете дар Святого Духа», приводя в пример своё состояние, так подобно и мы, братья и сестры, в сегодняшний день являемся причастниками благодати Святого Духа.
Многие скажут: как же можно увидеть эту благодать Святого Духа в Церкви Христовой, как можно её ощутить или осознать, что она действительно присутствует? Хочу несколько примеров вам привести, братья и сестры, где явно видно действие благодати Святого Духа, действие силы Господней, действие, которое Господь показывает даже на малейших предметах, которые мы приносим Ему на освящение.
Первое действие — это освящение святой воды, которое явно для всех и привычно для всех. Когда мы приносим в сосудах воду, хотя сами зачастую бываем не такие чистые духовно, но Господь, по нашей вере к Нему, делает эту воду нетленной, делает её чудодейственной. Причём в эту воду, бывает, срывается всего лишь несколько капель с кропила священника, окропляющего после освящения сосуды с принесённой нами водой. Матери знают действие святой воды: когда младенцы не спят или болеют, или когда непонятная тревожность у младенца бывает, то всегда прибегают к окроплению своих детей святой водой, и после этого ребенок тихо и спокойно засыпает.
Мы знаем, братья и сестры, это действие, можем его видеть, как, например, у нас в Церкви есть традиция освящать «четверговские» яички. В Чистый Четверг яички красят, а на саму Пасху их освящают. И тоже, хотя одна или две капельки упадут на эти яички, они год лежат не портясь. И через год ими на следующую Пасху разговляются, вкушают их, хотя они лежали не в холодильнике, не заморожены были, а хранили эти святые яички в Святом углу под святыми иконами. Это тоже действие Святого Духа.
Мы видим нетленные мощи угодников Божиих, которые во множестве рассеяны по лицу земли нашей Святой Руси: Киево-Печерская Лавра, нетленные мощи преподобного Иова Почаевского, других угодников Божиих, когда тело праведника, вопреки всякому закону природы, по которому тление должно поразить его составы, сохраняется нетленным. Это тоже действие Духа Святого.
Кто из вас, впервые в жизни перешагивая порог церкви, не ощущал особый трепет? У некоторых бывает, например, как я вспоминаю: один мужчина пришёл в храм, впервые перешагнул, а у него вдруг потекли слёзы. И он, стыдясь этих слёз, как бы оправдывался: «Господи, откуда это у меня взялось? Я и не хочу, а они текут и текут, эти слёзы, мне как-то и перед людьми стыдно, вроде такой здоровый мужик и плачет». Это тоже действие Святого Духа, пребывающего в Церкви Христовой, Который действует на душу человеческую.
Кто впервые из вас исповедовался, помните тот священный трепет на исповеди и то облегчение, которое вы, исповедавшись, получали? Как камень с души свалился: лёгкость, радость, весь мир, казалось бы, хотелось обнять, и плакать, и плакать. И это были слёзы счастья, как бы радости какой-то, как будто избавился от бремени тяжелейшей болезни. А ведь так оно и есть, ведь это действие Духа Святого. Господь Иисус Христос, предвозвещая сошествие Святого Духа Своим ученикам, по воскресении явившись им, дунул на них и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся». Так и мы, браться и сестры, от апостолов через рукоположение прияли власть «вязати и решити грехи человеков». И каждый из христиан знает, как это бывает на исповеди, и какое это утешительное таинство.
Святое Крещение, когда человек становится христианином, участвуя в таинстве Крещения. Мы знаем множество случаев, когда у людей, болевших неизлечимыми болезнями, такими, как цирроз печени, раковые заболевания, после крещения полное восстановление организма происходило, особые изменения в состоянии человека. Таких случаев множество, таких примеров и у нас, братья и сестры, достаточно. Так, я вспоминаю исцеление одного мужчины, у которого печень настолько уменьшилась, что уже гроб ему был заготовлен и место для могилы обозначено. Но после того как его крестили, у него печень начала восстанавливаться, и впоследствии он стал здоровым. Но не всегда люди бывают настолько благодарны по отношению к милостивому Богу, чтобы потом Ему посвящать жизнь и не отходить от Бога в жизни своей. Множество и других случаев, братья и сестры, мы можем перечислять и перечислять.
Вот действие Святого Духа у нас перед глазами — у чудотворной иконы Божией Матери. Когда образ Царицы Небесной, написанный в воспоминание о Ней, перед которым мы преклоняемся и молимся Божией Матери, творит чудеса действием Святого Духа, Который почивает на всякой святыне, находящейся в храме Божием, а сугубо на чудотворных иконах, на святых мощах праведников Божиих. И от Святогорской иконы Божией Матери, и от мощей преподобного Иоанна Затворника происходит множество исцелений, которые письменно засвидетельствованы под присягой людьми, эти исцеления получившими.
Троица Святая, день Святой Троицы, день сошествия Святого Духа, день рождения Церкви — великое таинство, великий праздник, великое чудо милосердия Божия и промысла Его о верующем народе. Многие могут сказать: «Как это? Отец, Сын и Святой Дух — единый Бог? Как это — “Три во единице”?» В своё время митрополит Вениамин Федченков в своей проповеди говорил:
— Мы знаем не только Три во единице, мы знаем даже семь во единице.
— А вы посмотрите на радугу, ведь это один луч всего лишь, один луч солнечный, который в спектре своём разлагается на семь абсолютно разных цветов. Все в единстве они составляют единый луч всего лишь, светлый, согревающий, просвещающий по промыслу Божию всю земную подсолнечную. Но, в тоже время, в спектре он раскладывается на семь цветов разных. И если их вместе смешать, эти краски, то получится чёрный, но вместо этого свет мы видим — светлый, яркий.
Мы, братья и сестры, видим само солнце, вот, сам шар, как планета солнечная, вот лучи света от него исходящие, вместе с этими лучами до нас доносится тепло от этой пламенеющей планеты. Сама планета, само тепло, сам свет — это разные вещи, но все три вместе, они составляют единое солнце. И мы видим, братья и сестры, что они, не смешиваясь, а находясь сами по себе, составляют солнце. Отнимите тепло у солнца, уже оно не будет солнцем. Отнимите от него свет, отнимите саму планету — не будет солнца как такового. Все три вместе составляют единое светило, созданное Богом, в котором Господь тоже, как бы, заложил икону Своего Триединства. Недаром, братья и сестры, в некоторых канонах Святая Троица именуется солнцем, просвещающим всю вселенную, как бы, образом солнца ещё раз подтверждая и утверждая бытие Святой Троицы.
Бытие же Божие невозможно, братья и сестры, человеческим разумом утвердить или рассудить, или как-то доказать, что вот так и так, всё по полочкам. Если бы мы доказали бытие Божие истинное, то это значило бы, что Бога нет. Почему? Потому что, если бы мы с точностью до микрона доказали бы бытие Божие, это значило бы, что Бога придумал разум человеческий. Но бытие Божие невозможно постичь разумом. Его невозможно доказать какими-то человеческими параметрами, как ложкой невозможно вычерпать море. В свое время блаженный Августин, задумав написать богословский трактат против ариан, ходил по берегу моря и рассуждал о бытии Святой Троицы. Он увидел мальчика, который, выкопав ямку на берегу, носил ложкой из моря воду и вливал в неё. Блаженный Августин подошёл к нему и сказал:
— Вот, — сказал ему мальчик, — хочу море в мою ямку вместить.
Блаженный Августин улыбнулся и говорит:
— Нет, это невозможно, дитя.
И тогда это дитя (а это был Ангел Божий, посланный для вразумления богослову) улыбнулся и сказал: «Скорее я море вычерпну в мою ямку, чем ты постигнешь бытие Святой Троицы», — и тут же исчез, на глазах у поражённого богослова.
Постигнуть бытие Божие в той мере, в которой Господь нам откроется, возможно, только верой. Вера — это одно из чувств человеческих, как разум, любовь, сострадание, дар речи, это одно из состояний души человеческой, один из её штрихов. Некоторые говорят: «Я неверующий». Да нет, верующий, только не в то, что надо, верующий. Вера — это то, что присуще каждому человеку. Каждый из нас — верующий, но верующий по-своему. И мы веруем, что Бог есть, что Бог истинен. Недаром вера наша подтверждается теми или иными явлениями, действиями Божиими в мире. И мы, утверждая эту веру, собираемся в храмах Божиих и становимся причастны действию Святого Духа в этих храмах. Почему мы стоим и в тесноте, и в жаре, и предпринимаем пути долгие, добираясь в это место, приезжая в автобусах, электричках, в жару и в холод, в мороз, и в гололёд? Едем к этому святому месту, чтобы прикоснуться к святыне присутствия Божия, Божественной благодати, к действию Святого Духа.
Это и заставляет нас, это и привлекает нас, наши души в храмы Божии, из которых после службы расходясь, мы бываем, хоть и уставшие, но радостные, со спокойной совестью, имея великое утешение от Бога, Который здесь вместе с нами присутствует. От Бога, Который не оставил нас сиротами, но действием Святого Духа пребывая среди нас, делает нас сынами и дочерьми божественной славы, сынами и дочерьми Небесного Отечества, причастниками вечного, нескончаемого бытия, пути к которому мы, братья и сестры, тщимся придерживаться и идти к тому Небесному нескончаемому Царствию, к которому неложными словами призвал нас Христос, которое есть и которое пребудет во веки вечные, и которое уготовано нам — чадам Святой Православной Церкви Христовой. И дерзая этим званием, братья и сестры, мы сегодня стоим, молимся Богу истинному, призывая на себя и на весь мир молитвою своею, подобно святым апостолам, действие Святого Духа Утешителя. Аминь.
Фотоальбом на