в какой день прыгают через костер
В какой день прыгают через костер
Как отмечали Ивана Купалу на самом деле
Антон Скрипунов
В народе Рождество Иоанна Предтечи больше известно как День Ивана Купалы, который отмечали задолго до Крещения Руси. Но за тысячу лет традиции так изменились, что сейчас мало кто знает, каким тогда был этот праздник. Разве что современные язычники, которые проводят ритуалы вдали от людских глаз. Тем не менее корреспонденту РИА Новости удалось увидеть древние купальские обряды.
Что нам известно об этом дне? Что-то там про гадания, венки и купания. Вот и выходит: люди сначала ставят в храме свечки, а потом жгут костры и прыгают через них. И такая обрядовая мешанина началась давным-давно, ведь День Ивана Купалы в России особо чтили по деревням, где церковные обряды мирно уживались с языческими.
При этом в Церкви призывают не путать: 7 июля отмечается Рождество Иоанна Крестителя. А язычники строго просят называть праздник «Купало», не прибавляя имя Иван.
Да и в календаре эти праздники не совпадают. По старому стилю Рождество Иоанна Крестителя приходилось на 24 июня, а Купалу отмечали чуть раньше, в день летнего солнцестояния.
«Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков. А на Купалу совершаются, пожалуй, одни из самых красивых обрядов», — говорит жрец Союза славянских общин родной веры Вадим Казаков.
И название «Купало» вовсе не от слова «купаться». «Это имя божества: корень «куп» означает «соединение». Отсюда слова «совокупить», «купность», — объясняет жрец.
«Как целебна роса
На Купалу, на Купалу.
Как звонки голоса
На Купалу, на Купалу.
Собирался народ
На Купалу, на Купалу.
Заводил хоровод
На Купалу, на Купалу».
Именно «купностью», то есть всем селом, и справляли праздник. А тех, кто отлынивал, считали колдунами и ведьмами, прислужниками темных сил, что у славян было самым страшным грехом.
Поэтому до сих пор перед общей молитвой язычники проходят обряд очищения от злых духов. Помощница жреца окуривает всех входящих на территорию капища дымом горящей полыни, приговаривая: «Полынь-трава из земли взята, горьким духом богата, стань ину брегом (то есть чертой, через которую темные силы не могут пройти. — Прим. ред.), а нам — оберегом!»
Затем настает время молитв. Вопреки распространенному мнению, древние славяне молились не только богам — Велесу Перуну, Даждьбогу, Яриле, — но и «великим предкам». Они, пращуры, тоже участвуют в празднике.
«Наши предки не умерли, а перешли, скажем так, на другой уровень. Но они смотрят на нас и какими-то сигналами общаются с нами. И в дни великих праздников у нас есть возможность их услышать», — утверждает жрец Велизар Богатырев.
Молитва жрецов то и дело прерывается выкриками «гой!», что на древнерусском означает «жизнь». «Гой, Купало!» — возглашают верующие и вскидывают руки вверх.
Под те же возгласы разжигают и ритуальный огонь — главный элемент купальских обрядов. Ведь согласно языческим верованиям, в этот праздник происходит «небесная свадьба Огня с Водой».
Огонь зажигают по старинке: на лежащее бревно с вырезанной ложбинкой вертикально ставят другое и с помощью веревок более десятка крепких мужиков приводят «жернова» в движение. Жрец в это время внимательно вглядывается сквозь появившийся дым. А остальные молча наблюдают. Наконец жрец восклицает: «Гой!» — священный огонь добыт.
От этого огня жрец разжигает костер, в который бросается «треба» — особая жертва. Чаще всего это блины, поминальное блюдо у славян.
При совершении обряда священнослужитель читает специальную молитву: «Треба медвяна в огне багряна, земь окропивши сурьи (света. — Прим. ред.) испивши, буди ты иста, буди ты чиста! Буди справна богам отдана! Огнем объята буди принята! Гой!»
«Купала, Купала,
Где ты пропадала?
В лесе, под кусточком
Все девки в рядочке,
Одной розы нету,
Роза во садочку
Чешет свою дочку,
Чешет, умовляет
Замуж собирает».
Купало отмечают ровно через полгода после дня зимнего солнцестояния, который у язычников называется Карачун. И оба праздника можно назвать судьбоносными для каждого верующего: в эти дни происходит сватовство. Но в Карачун инициаторами выступают молодые люди, а на Купало — исключительно девушки.
На этом построены практически все ритуальные игры. Девушки готовят к этому дню «купайлу» — молодое деревце березы или клена. Дерево украшают лентами, полевыми цветами и фруктами под купальские песни.
А ближе к вечеру начинается игра. Девушки встают вокруг березки, а парни «нападают» на них, чтобы украсть купайлу. В это время невесты присматривают женихов.
Ритуальное деревце после импровизированного «боя» сжигают в костре вместе с чучелом Ярилы — бога солнца и плодородия (чтобы подчеркнуть это, сделанной из травы кукле приделывают детородный орган). Сначала вокруг него водят хороводы, отпуская соленые шутки, а потом устраивают тризну по умершему богу.
Ивана Купала: дата, традиции и обычаи праздника
Праздник Ивана Купалы: Pixabay
Главное торжество лета, посвященное солнцестоянию, относится к любимым праздникам восточных славян. Праздник Ивана Купалы окутан мистикой природных явлений, примет и обрядов. Чтобы лучше понять его суть, поинтересуемся историей зарождения и традициями, дошедшими до наших дней.
Суть и история праздника Ивана Купалы
На Ивана Купалу молодежь прыгает через костер, а дети ищут цветок папоротника, открывающий путь к сокровищам, старики вспоминают молодость и традиции народа.
Праздник еще называют Иванов день, Ярилин день, праздник летнего солнцеворота или просто Купала. Почему он стал одним из немногих языческих праздников, почитаемых и сегодня?
Когда отмечают
Летний праздник Ивана Купалы, который отмечают 7 июля, сопровождается массовыми народными гуляниями в честь расцвета природы, который приходится на середину лета. Поэтому его дата изначально была приближена к дню летнего солнцестояния (20–21 июня), но постепенно сместилась на несколько дней.
В этот день наступает самая короткая ночь в году, а природа радует изобилием зелени, цветения и летнего урожая ягод и фруктов. Дата празднования приходится на момент, когда солнце обретает наибольшую силу.
В этот период погода становится теплой и мягкой, а дни — долгими и светлыми. Ивана Купалы — точка отсчета, противоположная Рождеству, макушка лета.
Самая значимая часть праздника — купальская ночь: YouTube/еxZotikA Мax
Наиболее значимой частью торжества считается купальская ночь 6 июля — день Аграфены Купальницы. Все праздничные мероприятия начинаются задолго до захода солнца и продолжаются до утра.
Ночные гуляния, игры и танцы вокруг костра в городах и селах — важная часть традиционного формата праздника Ивана Купалы, совместившего в себе языческие и христианские традиции. Их подробно описала группа авторов в книге «Боги славян. Язычество. Традиция».
История возникновения
В дохристианский период праздник был посвящен вечно молодому богу солнца Яриле. Считалось, что Ярило уходит до весны следующего года, а его место занимает могущественный Даждьбог — один из главных богов восточных славян.
После Крещения Руси языческое торжество связали с христианским праздником — Рождеством Иоанна Предтечи:
После Крещения Руси этот торжественный день приобрел новый смысл и новую дату. Некоторые исследователи совмещают его с религиозным христианским праздником, посвященным святым апостолам Петру и Павлу.
Рисунки с изображением купальских развлечений нашли на стенах соборов конца XI века. Позже был придуман персонаж, божество Купала, который стал символом мистического дня. Об этом пишет Татьяна Агапкина в книге «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл».
Венок из цветов — один из главных признаков праздника: Pixabay
Символы праздника, дошедшие до наших дней:
Праздник Ивана Купалы в его современной версии сохранил народные традиции предков. Мало что изменилось в обрядах и традициях, осталась прочная связь между людьми и природой. О том, как удалось сохранить, подробно рассказывает Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу».
Традиции и приметы на Ивана Купала
У магического праздника есть много ритуалов, которые делают событие зрелищным. Языческие традиции пытались искоренить, прививая христианскую веру, но люди научились совмещать веру предков и новое религиозное учение.
Традиции в подготовке и проведении праздника
На Ивана Купалу принято собираться вблизи водоемов, устраивать праздничные концерты, танцы, конкурсы. Молодежь наряжала деревце, устраивала вокруг него хороводы и шутливые состязания.
Предки считали, что в ночь на Ивана Купалу природа обретает мистическую силу. Главными атрибутами праздника издавна были:
Считалось, что если собрать на Купалу лечебные травы, то они приобретут особую силу. Собирая травы, нужно приговаривать «Земля-мать, благослови меня травы брать, и трава мне мать!» В этот день готовили веники для банных дней, парились в бане, собирали ягоды в лесу.
Силы природы использовали, чтобы привлечь любовь, здоровье и счастье, в праздничных обрядах задействовали силу огня, воды и трав. Действия подкрепляли магическими купальскими песнями. В день праздника варили специальную кашу из ячменя, готовили вареники, пекли лепешки и варили квас. Все ели много фруктов и ягод.
Костер — неизменный атрибут Ивана Купала: Pixabay
Приметы
У Ивана Купалы есть множество необычных примет, но главные из них связаны с силами природы:
Существовала легенда, согласно которой в ночь с 6 на 7 июля, всего один раз в году расцветает папоротник. Счастливчик, нашедший его цвет, обретал богатство и счастье, а также способность видеть под землей клады.
Считалось, что цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, необходимо разложить по углам дома. Тогда в жилище никогда не проникнут воры. Кроме лечебных трав, собирали чертополох, шиповник и крапиву для защиты от сглаза. Самые мощные приворотные зелья варили из трав, собранных в этот мистический праздник.
Светлячки, которые в изобилии покрывали землю в колдовскую ночь, считались душами умерших. Народ заметил, что после праздника не бывает гроз с сильным громом и молнией.
Гадания
Как и любой древний праздник, Иванов день — лучшее время для любовных гаданий.
Незамужние девушки гадали на венках из живых цветов. Они пускали их по воде:
Чей венок уплыл дальше, та быстрее выйдет замуж: Pixabay
Гадали на огне: кто выше прыгнет через купальский костер, будет успешен и счастлив весь год.
На Купалу вычисляли, нет ли среди близкого окружения людей с нечистыми помыслами. Считалось, что каждая девушка, не пришедшая в ночь к купальскому костру, — ведьма.
Что можно и что нельзя делать на Ивана Купалу
Множество суеверий, связанных с праздником, отпечатались в сознании людей. Что можно, а что нельзя делать на Ивана Купалу?
В некоторых деревнях сжигали старые вещи и чучело Купалы. С горы скатывали горящие колеса и бочки, что напоминало о связи праздника с языческим солнцеворотом.
Что нельзя делать? Учтите:
От нечистой силы, которая бушевала в праздничную ночь, защищались осиновыми колышками и ветками, раскладывали на пороге крапиву и чеснок.
Иванов день совместил традиции древних славянских народов, приметы и природные явления. Празднуйте его, чтобы получить заряд сил, бодрости и позитивного настроения, сохраняя особую ценность торжества для будущих поколений.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Почему на Ивана Купала прыгают через костер?
Солнце было одним из самых почитаемых божеств у древних славян, что и неудивительно: ведь оно давало тепло, способствовало пробуждению всего живого. Несколько славянских праздников были связаны с культом солнца, которое являлось в разных ипостасях: например, зимой праздновали Коляду – рождающееся солнце; на Масленицу чествовали солнце – Ярилу, юношу, набиравшего силу; летом, 21 июня – летнее яркое солнце.
День летнего солнцестояния, вернее, вечер и ночь, носили название Ивана Купалы, и одним из самых интересных обрядов, связанных с этим праздником, стали прыжки через костер. Небезопасные развлечения были у наших предков! Но в те далекие времена прыжки через огонь вовсе не считались экстремальной забавой. Это был специальный обряд, связанный, помимо культа солнца, с избавлением от злых духов. Костер часто разжигали старым, дедовским способом, с помощью трения, что подчеркивало его ритуальное значение. Затем, предварительно искупавшись (вода, в которую бросали лечебные травы и венки, тоже приобретала в эту ночь особую целительную силу), прыгали через огонь.
Вы никогда не пробовали испытать свою смелость подобным образом? У тех, кто прыгал, возникает полное ощущение, что прыжок происходит не через, а прямо сквозь огонь. Никакие злые силы были не властны причинить неприятности тому, кто пройдет «очищение огнем», полагали древние славяне. Чтобы скрепить брачные союзы, молодые пары прыгали, взявшись за руки. Иногда через затухающий огонь прогоняли скот – считалось, что это повысит плодородие. Особенно отчетливо прослеживается связь огня и солнца у тех народов, которые в центр купальского костра устанавливали шест с закрепленным на нем символом солнца – колесом.
Кстати, прыгали через костер не только в ночь на Ивана Купала. Иногда таким образом завершали масленичную неделю. В костер бросали старые, ненужные вещи, разный хлам, собранный накануне по всей деревне. В купальскую ночь все плохое, все горести и болезни должны были сгореть, а человек – очиститься и получить магическую силу. По поверью, огненно-красным цветком зацветал в эту волшебную ночь папоротник – всего на несколько секунд, но тот, кому посчастливилось увидеть этот огненный цвет, обретал несметные сокровища и богатырское здоровье.
В сознании наших предков крепко были связаны солнце и огонь. Оба дарили жизнь. Солнце считалось добрым божеством, и ритуалы, связанные с поклонением ему, были направлены на очищение, искоренение всего злого, мрачного, опасного. Поэтому и прыгали бесстрашно через костер, твердо веря, что результатом будет хороший урожайный год, а для прыгнувших вместе юноши и девушки – долгая и ладная семейная жизнь.
В какой день прыгают через костер
Народный языческий праздник «Иван Купала» в Wikipedia
Иван Купала, или Иванов день, — один из главных языческих русских праздников, который отмечали в день летнего солнцестояния. С принятием в Киевской Руси христианства, к этому дню был приурочен христианский праздник Иоанна Крестителя, и датой празднования стало 24 июня.
Название праздника «Иван Купала» — результат совмещения дня Иоанна Крестителя и праздника, посвящённого древнему языческому богу плодородия Купале. С его именем связана любовная легенда. Разлучённый в детстве со своей родной сестрой, Купала, не зная о том, что это его родственница, женился на ней. Закончилось всё трагически: оба утопились. Отсюда и эротический характер праздника: в этот день допускалась свободная любовь, в обычные дни считавшаяся неприемлемой. Обычай этот пережил множество попыток его искоренить — вспомним хотя бы новеллу о ночи на Ивана Купалу и гонениях на язычников в фильме «Андрей Рублёв». Этот праздник был наполнен для жителя Древней Руси огромным смыслом и, как следствие, включал в себя множество обрядов, песен, приговоров, примет, гаданий, легенд и поверий. В первую очередь это было время различных очистительных и охранительных обрядов. Считалось, что в это время года, перед завязыванием плодов, злые духи могли сильно навредить не только самим людям, но и будущему урожаю, поэтому и совершались специальные обряды, в которых использовали очистительные свойства двух стихий — огня и воды.
В древности славяне связывали этот праздник с богом солнца — ведь он приходится на день летнего солнцестояния («солнцеворота»). Наверное, главная особенность купальской ночи — костры. Их разжигали из жертвенных трав, сопровождая песнями, хороводами и играми. Через костры прыгали — это должно было избавить от разных бед, болезней и дурного глаза.
Дым от костров отгонял тёмные силы от деревень и полей. В некоторых местах через огонь прогоняли скотину для защиты её от мора. Матери сжигали в этих кострах рубашки больных детей, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. С огнём связно и множество поверий — например, кто выше прыгнет через костёр, тот будет счастливее и у того хлеб вырастет выше. По прыжку предсказывали будущее счастье или несчастье, ранний или поздний брак. Парни и девушки прыгали вдвоём, взявшись за руки. Если во время прыжка их руки не разъединялись, то считалось, что они поженятся. И горе тому, кто падал в костёр, — ему было не только больно, но и в будущем, согласно поверью, его ждало большое несчастье. На огне проводили и ритуальное сжигание ведьм — чучел, сделанных из глины или соломы (иногда их также топили, выбрасывали под мост или в канаву, забивали камнями или разрывали на части).
Само слово «Купала» подразумевает купание. И Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Говорили, что вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце, хотя в некоторых областях крестьяне считали купание опасным именно потому, что в этот день именинник — сам водяной, который не любит, когда его тревожат, и мстит купальщикам тем, что топит их. В эту ночь и открывали «купальный сезон» (считалось, что до Купалы вода холодная). Особенной на Купалу считалась и роса. Говорили, что она помогает от угрей и прыщей, а если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. Для сбора росы по траве проволакивали чистую простынь, которую потом отжимали. Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного.
Считалось, что в эту ночь нельзя спать, так как становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие, и если потерять бдительность и заснуть, то они могут одолеть человека. Примечательно, что после целой ночи празднований никто не уставал — и не только потому, что это самая короткая ночь в году, а потому, что она прибавляла силы. В старину после праздника отправлялись сразу на покос.
Другое имя Ивана Купалы — Иван Травник. В этот день распускаются все чудодейственные и целебные травы. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают. Ими окуривают больных, используют от сглаза, их бросают в печь, чтобы уберечь дом от удара молнии.
С самого утра девушки обычно собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву) для всех участников праздника. Даже папоротник якобы расцветает в ночь на Иванов день, всего на несколько минут в полночь (и это несмотря на заявления современных учёных о том, что папоротник не цветёт). По народному поверью, человек, которому удалось добыть цветок папоротника, получает знание о прошлом и будущем. С ним также связаны предания о кладах — найдя его, можно увидеть все клады, как бы глубоко в земле они ни были зарыты. Кроме папоротника, символ праздника — сине-жёлтый цветок иван-да-марья. Легенда гласит, что именно в него превратились поженившиеся брат и сестра, не знавшие о своём родстве, — Иван Купала и Марена (или Марья). Считают, что Купала (жёлтый цвет) олицетворяет огонь, Марья (синий цвет) — воду. Если цветы иван-да-марьи вложить в углы избы, то вор к дому не подойдёт: брат с сестрой (жёлтый и синий цвета растения) будут разговаривать, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
Чтобы узнать своего суженого, вовсе не обязательно прыгать через костёр. Одиноким девушкам в полночь на Ивана Купалу можно трижды обежать вокруг ржаного поля — и лучше, если в обнажённом виде. Считается, что, пока девушка бегает, возлюбленный видит её во сне, а наутро понимает, что она и есть его судьба. (О том, что делать, если твой возлюбленный также в эту ночь не спит, как и полагается по традиции, и потому никаких снов видеть не может, традиция умалчивает…) Девушки плели венки, бросали их в реку и гадали: если венок потонет — значит, возлюбленный разлюбил или грядёт скорая разлука с ним; поплывёт — значит, девушка скоро выйдет замуж; венок вернётся к берегу — девушка останется незамужней. А в полночь нужно было не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав, — если да, то в этом году выйдешь замуж.
Плетение венков, прыжки через костер и другие обряды Ивана Купала
Об обычаях и обрядах этого летнего праздникарассказала Лариса Ярошевская
Иван Купала, иначе Иванов день, отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Об обычаях и обрядах этого летнего народного праздника рассказала постоянный автор «360 Подмосковье» Лариса Ярошевская. Еще до распространения христианства наши предки отмечали этот праздник, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (с 23 на 24 июня по старому стилю), буйно и шумно славили солнечных языческих богов, купающихся в водах. В православии с обрядом очищения водой связан образ Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа.
Свое название праздник получил благодаря объединению дохристианского дня, посвященного славянскому богу земледелия Купале, и дня Иоанна Крестителя, который с распространением христианства стали праздновать 24 июня (по старому стилю), в день рождения Иоанна Крестителя. Отсюда пошло его название – Ивана Купала. По новому стилю дата появления на свет Иоанна Крестителя выпадает на 7 июля. Поэтому празднование Ивана Купала в России приходится на день 6 июля и ночь с 6 на 7 июля.
Иван Купала всегда был чтимым, значительным и разгульным народным праздником. А от чего не гулять и не веселиться от души, если наступила пауза в хозяйственных работах («в июле на дворе пусто, да на поле густо»), впереди сенокос и далее «по расписанию», а сейчас удаль молодецкая требует выхода? К тому же, силы природы буйствуют, все живое достигло вершины расцвета и красоты, вода в водоемах согрелась и манит. Экономически и биологически праздник подготовлен, обрядовая часть за столетия сложилась, обросла шутливыми и даже магическими ритуалами.
День Ивана Купала отмечали все от мала до велика. С этим днем люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри и русалки.
В основу всех обрядов и обычаев положено поклонение солнцу и воде. Купаться в Иванов день поутру – обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
В день Ивана Купалы купались в росе. Считалось, что роса сохраняет молодость и очищает кожу, а если ею обрызгать стены дома и ложе, то исчезнут тараканы и клопы.
Фото: Александр Кондратюк\РИА Новости
По народным представлениям, в этот день светило действует с особенной живительной и возбуждающей силой. В этот день собирали травы и цветы, которые и прежде, и в настоящее время в народной медицине используются как лечебные. Девушки плели венки, которые наделялись магической силой, и ее действие продолжалось весь год. Каждый венок состоял из 16 (или из 12) разных трав. Кроме того, днем собирали цветы для гадания – богатки. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, счастья мне нагадай”.
Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивали и берегли, почитая их особенно целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, их бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, а также употребляли их и для разжигания любви.
Во время праздника девушки наливали воду в миску и опускали туда две ромашки. Если сойдутся цветки – к свадьбе, разойдутся по разным сторонам – к скорой разлуке, ссоре.
Традиционно в день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего венки спускали на воду. Каждая внимательно следила за своим венком и загадывала: если венок быстро отплывал от берега, то это сулило хорошее замужество, счастливую жизнь. Чем дальше отплывал, тем счастливее. Свечка прогорит дольше других – жизнь твоя будет очень долгой. А если венок пошел ко дну, радости не жди – замуж в этом году не позовут, а суженый разлюбит.
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По преданию, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает невиданную власть.
Фото: Виталий Аньков\РИА Новости
В Купальную ночь – разгул нечистой силы: ведьмы и прочая нечисть норовят навредить и людям, и скоту, и посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках, обрезали на огороде все колючки вроде шиповника, выпалывали чертополох, способный защитить дом и хлев от злых духов. Особо берегли в этот день лошадей, до которых, как известно, ведьмы особо охочи. Лошадей крепко-накрепко запирали в конюшнях. Сорванный в Купальную ночь цветок иван-да-марья, необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. В ночь на Ивана Купалу считается, что даже деревья могут переходить с одного места на другое и разговаривать друг с другом шелестом листьев. Трава и цветы, даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.
Самый главный обычай на Купальскую ночь это купание в воде. На Ивана Купала люди устраивали массовые купания. В это время вода наделялась животворными свойствами, считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и обрести хорошее здоровье. Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти. Также очень популярным в древности было купание в святых источниках в ночь на Ивана Купалы.
Фото: Александр Кондратюк\РИА Новости
Символом и главным обрядом Купальской ночи был очищающий костер. Костры обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Иногда разводили даже на плавающих плотах. Кроме того, в некоторых деревнях на Иванову ночь поджигали смоляные бочки и колеса, которые потом скатывали с холмов или таскали на шестах, что было олицетворением солнцеворота. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодых было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. Удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, означает выход замуж или удачу.