в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

Статья по теме «Классификация педагогических технологий»

Классификация педагогических технологий

В настоящее время, благодаря динамичному развитию методики преподавания, существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:

1) технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);

2) технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);

3) технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).

Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).

По уровню применения : общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе : материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.

По ведущему фактору психического развития : биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По научной концепции усвоения опыта : ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистические технологии.

По ориентации на личностные структуры : информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.

По характеру содержания и структуры : обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По организационным формам : классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку : авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.

По преобладающему (доминирующему) методу : догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.

По категории обучающихся : массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.

Источник

Классификация педагогических технологий

Реферат на тему:

«Классификация педагогических технологий»

Соломина Ирина Ивановна

Оглавление

2. Классификация педагогических технологий. ………………………………. 4

2.1. Параметры классификации технологий. ………………………………. 5

2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.. ………… 9

2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.. 11

2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в

образовательном процессе. ………………………………………………… 12

2.5. Классификация педагогических технологий по категории

2.6. Классификация педагогических технологий по направлению

модернизации традиционной системы. …………………………………. 14

3. Новые педагогические технологии. ……………………………………… 16

4. Список использованных источников и литературы. ………………….. 17

1. Введение.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

Педагогами-практиками в жизни востребована та часть общей педагогики, которая носит название прикладной и которая отвечает на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации. Эту составную часть общей педагогики учителя, ученые тоже называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).

2. Классификация педагогических технологий.

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

2.1. Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают:

По организационным формам технологии бывают:

По типу управления познавательной деятельностью:

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

По сфере применения в образовательной области можно выделить:

По характеру содержания образования технологии бывают:

По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):

По стилю управления педагогические технологии делятся на:

Источник

В классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

3. ТЕХНОЛОГИЯ – ПОРТФОЛИО

Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях.
В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые позволяют повысить качество обучения.
Показать полностью.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся, осуществляя переход от отдельных частных методик к современным педагогическим технологиям.
Внедрению современных педагогических технологий препятствует педагогический консерватизм и иные причины:
1) отсутствие конкретизированного для педагога технологического описания;
2) недостаточность дидактического сопровождения и его преемственность;
3) отсутствие качественной подготовки педагога по внедрению выбранной технологии в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.
Внедрение современных педагогических технологий становиться своего рода модой что, с одной стороны, является позитивным свидетельством стремления к инновациям, а с другой стороны – тревожным фактом: не зная отчетливо, какой инструмент используется, невозможно получить желаемый результат.
В настоящий момент в массовой практике выбор современных педагогических технологий происходит чаще всего из-за простого стремления ко всему новому, а критериями являются следующие условия их реализации:
1) педагог, прошедший курс обучения данной технологии;
2) в технологии разработан комплект методических пособий для всех ступеней образования;
3) подготовлено большое количество учебных пособий (учебники, рабочие тетради, задачники и т.д.);
4) в данной технологии представлены учебники для большинства предметов.
Для правильного выбора и применения технологии необходимо иметь представление о современных педагогических технологиях, их классификации.
Исследователями данной области выявлено большое количество современных педагогических технологий применяемых в процессе обучения и предприняты попытки обобщить, классифицировать и систематизировать большую часть современных педагогических технологий.
«Педагогическая технология» – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

1.Охарактеризуйте различные подходы исследователей к классификации технологий обучения.
В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т.Фоменко и др.
Показать полностью. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко, который предложил классификацию по следующим основаниям: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельности, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частно методические(предметные) и локальные(модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития :биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Конкретная технология всегда комплексна, но может считать один из факторов (биогенных, социогенных, психогенных) основным в развитии личности.
По научной концепции усвоения опыта выделяются ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование ЗУН);операционные(формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СПД).
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В монотехнологиях весь педагогический процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных– комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии, называются проникающими.
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
По категории обучающихся:
массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
• технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
• технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
• различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогикика);
• технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

Для выполнения работы вам потребуется:
1. Объект для декупирования.
2. Ножницы.
3. Бумага с картинками для вырезания.
4. Клей.
5. Кисти.
6. Карандаш и скотч.
7. Картон
Объект для декупирования может быть любым: глиняным, деревянным, алюминиевым, стеклянным и так далее.

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

Класс : 3
Тема урока: «Дорожные знаки»
Цели урока: познакомить с дорожными знаками, вспомнить правила безопасного поведения на дорогах, учить распределять знаки на группы.
Планируемые результаты:
Личностные
Показать полностью.
• Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) (на протяжении всего урока)
• Развитие сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости.
• Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Метапредметные (УУД)
Личностные: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные:
• Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться) (в начале урока)
• Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий)
Познавательные:
• Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока)
• Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока)
• Структурирование знаний( итог урока)
• Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки)
• Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля (прочитанный текст о дорожных знаках)
• Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)
Коммуникативные:
• Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
• Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• Управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий.
• Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
• Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков, рабочие тетради, проектор, презентация «Дорожные знаки», раздаточный материал
• Технологии: деятельностного метода, ИКТ технологии, здоровьесберегающие.
Ход урока
1.Организационный момент ИГРА «Охотник»

2.Актуализация знаний. (ДЕЛЕНИЕ КЛАССА НА ГРУППЫ)

А) Проверка домашнего задания (группа вытягивает карточку с темой, выбирает человека, который будет представлять тему)

В) ПРИДУМАТЬ НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ

Г) ЗАГАДКИ ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ (по 2 загадки)
1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса. (Велосипед)
2. Что за чудо – красный дом,
Пассажиров много в нем.
Обувь носит из резины,
А питается бензином. (Автобус)
3. Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет!
Без лопаты, а копает! (Экскаватор)
4. Ходит скалка по дороге,
грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка ровная. (Дорожный каток)
5. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор, трактор)
6. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться,
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
7. Длинной шеей поверчу –
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут – положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран)
8. Там где строят новый дом,
ходит воин со щитом,
где пройдет он, станет гладко,
будет равная площадка. (Бульдозер)
III. Самоопределение к деятельности
При помощи выполненных заданий, попробуйте сформулировать тему урока.
— Каковы будут задачи на уроке?

Работа с презентацией

ФИЗМИНУТКА
Игра «Запрещается – разрешается»

IV. Работа по теме урока

1. КОНВЕРТ (для каждой команды знак, его собрать и назвать группу этого знака)

VI, Закрепление изученного материала

VII, ЗАПОМНИТЬ ЗНАКИ И НАРИСОВАТЬ «КТО БОЛЬШЕ?»

ФАБРИКА ПОСЛОВИЦ (ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ). Придумайте вы пословицу

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

1 вопрос
По сущностности и инструментально значимым свойствам Г. К. Селевко выделяет следующие классы педагогических технологий: по уровню применения:
• общепедагогические,
• частнометодические (предметные),
• локальные (модульные);
Показать полностью.
по ведущему фактору психического развития:
• биогенные,
• социогенные,
• психогенные,
• идеалистские;
по ориентации на личностные структуры:
• информационные,
• операционные,
• саморазвития,• эмоционально-художественные,
• эмоционально-нравственные,
• эвристические,
• прикладные;
по характеру содержания и структуры:
• обучающие и воспитывающие,
• светские и религиозные,
• общеобразовательные и профессионально-ориентированные,
• гуманитарные и технократические,
• монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии; по подходу к ребенку:
• авторитарные,
• личностно-ориентированные,
• гуманно-личностные,
• технологии сотрудничества,
• свободного воспитания,
• дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические; по организационным формам:
• классно-урочные и альтернативные,
• академические и клубные,
• индивидуальные и групповые,
• коллективный способ обучения,
• дифференцированное обучение и др.

Академик В. П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия преподавателя со студентом определяет следующие виды технологий:
• классическое лекционное обучение;
• обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
• система «консультант»;
• обучение с помощью учебной книги,
• система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
• компьютерное обучение;
• система «репетитор» — индивидуальное обучение;
• «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.

Иной позиции придерживается М. Кларин. На основе анализа зарубежного опыта он выделяет следующие виды технологий:
1. Исследовательские технологии (развитие интеллекта умственной культуры):
• технология опытно-экспериментальной работы;
• технология научного исследования;
• технология развивающего обучения;
• технология проектного обучения и т.д.
2. Диалоговые технологии (связаны с общением субъектов образовательного процесса):
• технология дискуссии;
• технология коллективного способа обучения;
• технология диалога культур;
• тренинговые технологии и т.п.
3. Игровые технологии (носят развивающий характер):
• технология дидактической игры;
• технология ролевой игры;
• технология деловой игры.

Н. Азизходжаева по направленности действий выделяет:
1) технологии проблемного обучения;
2) игровые технологии:
• имитационные игры,
• организационные игры,
• ролевые игры,
• деловой театр,
• психодрамма и социодрамма,
• игры-дисскусии (эвристический, логический, софистический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический методы);
3) технологии с применением затрудняющих условий:
• технология временных ограничений,
• технология внезапных запрещений,
• технология новых вариантов,
• технология информационной насыщенности,
• технология информационной недостаточности,
• технология абсурда;
4) технологии мозговой атаки:
• технология прямой коллективной «мозговой атаки»,
• технология «мозговой атаки»,
• технология «мозгового штурма»;
5) технологию решения творческих задач;
6) технологию синектики;
7) интерактивные технологии:
• технология критического мышления,
• технология дебатов.

2 вопрос
Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов, так как образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

Понятие «педагогическая технология» относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

3 вопрос
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Значение игры в обучении.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний, если:
игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

4 вопрос
Пример:
Использование технологии «Дебаты»
Предмет:Окружающий мир
Класс:2
Тема: Город и село

Использование игровых технологий(деловая игра)
Предмет:Математика
Класс:2
Тема: Закрепление приемов сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 100

Технология проблемного обучения
Предмет: Окружающий мир
Класс:2
Тема: Здоровье и безопасность

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

1. Охарактеризуйте различные подходы исследователей к классификации технологий обучения.

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

Анифе,
2. Что объединяет и в чем состоит различие педагогических и образовательных технологий.

3.Охарактеризуйте одну их образовательных технологий и возможность её применения в конкретном образовательном процессе.

Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
· использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;
· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

1 вопрос
По сущностности и инструментально значимым свойствам Г. К. Селевко выделяет следующие классы педагогических технологий: по уровню применения:
• общепедагогические,
• частнометодические (предметные),
• локальные (модульные);
Показать полностью.
по ведущему фактору психического развития:
• биогенные,
• социогенные,
• психогенные,
• идеалистские;
по ориентации на личностные структуры:
• информационные,
• операционные,
• саморазвития,• эмоционально-художественные,
• эмоционально-нравственные,
• эвристические,
• прикладные;
по характеру содержания и структуры:
• обучающие и воспитывающие,
• светские и религиозные,
• общеобразовательные и профессионально-ориентированные,
• гуманитарные и технократические,
• монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии; по подходу к ребенку:
• авторитарные,
• личностно-ориентированные,
• гуманно-личностные,
• технологии сотрудничества,
• свободного воспитания,
• дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические; по организационным формам:
• классно-урочные и альтернативные,
• академические и клубные,
• индивидуальные и групповые,
• коллективный способ обучения,
• дифференцированное обучение и др.

Академик В. П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия преподавателя со студентом определяет следующие виды технологий:
• классическое лекционное обучение;
• обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
• система «консультант»;
• обучение с помощью учебной книги,
• система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
• компьютерное обучение;
• система «репетитор» — индивидуальное обучение;
• «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.

Иной позиции придерживается М. Кларин. На основе анализа зарубежного опыта он выделяет следующие виды технологий:
1. Исследовательские технологии (развитие интеллекта умственной культуры):
• технология опытно-экспериментальной работы;
• технология научного исследования;
• технология развивающего обучения;
• технология проектного обучения и т.д.
2. Диалоговые технологии (связаны с общением субъектов образовательного процесса):
• технология дискуссии;
• технология коллективного способа обучения;
• технология диалога культур;
• тренинговые технологии и т.п.
3. Игровые технологии (носят развивающий характер):
• технология дидактической игры;
• технология ролевой игры;
• технология деловой игры.

Н. Азизходжаева по направленности действий выделяет:
1) технологии проблемного обучения;
2) игровые технологии:
• имитационные игры,
• организационные игры,
• ролевые игры,
• деловой театр,
• психодрамма и социодрамма,
• игры-дисскусии (эвристический, логический, софистический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический методы);
3) технологии с применением затрудняющих условий:
• технология временных ограничений,
• технология внезапных запрещений,
• технология новых вариантов,
• технология информационной насыщенности,
• технология информационной недостаточности,
• технология абсурда;
4) технологии мозговой атаки:
• технология прямой коллективной «мозговой атаки»,
• технология «мозговой атаки»,
• технология «мозгового штурма»;
5) технологию решения творческих задач;
6) технологию синектики;
7) интерактивные технологии:
• технология критического мышления,
• технология дебатов.

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Смотреть картинку в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Картинка про в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют. Фото в классификации педагогических технологий по ведущему фактору психического развития выделяют

1 вопрос В современной педагогике существуют попытки дать некую классификацию известных технологий обучения. Вне классификации трудно сравнивать и оценивать, а значит, и выбирать для использования ту или иную технологию.
В научной литературе можно встретить классификации технологий обучения по разным основаниям:
· по признаку новизны: традиционные, инновационные;
Показать полностью.
· по результату обучения: технология полного усвоения, технология развивающего обучения;
· по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности: наглядно-образные технологии, операционные технологии, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью;
· по доминирующей учебной форме: технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения;
· по характеру педагогического взаимодействия: авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии.
Все эти классификации имеют существуют в контексте определенных образовательных систем, в рамках различных теоретических концепций в дидактике.
Одной из важнейших характеристик процесса обучения является характер познавательной деятельности учащихся. На основании этого критерия технологии обучения делятся на две обширные группы:
1. технологии репродуктивной познавательной деятельности;
2. технологии продуктивной познавательной деятельности.
Технологии первой группы направлены на объяснение знания, они ставят целью добиться непосредственного понимания учащимися явлений и процессов, которые изучаются. Все средства этих технологий служат тому, чтобы ученик логически усвоил предметные понятия, запомнил информацию и был готов ее воспроизводить устно и письменно, применять в адекватных ситуациях.
Технологии продуктивной познавательной деятельности нацелены на то, чтобы ученики от понимания общего для всех смысла того или иного научного факта, взаимосвязей, содержащихся в общепринятых научных определениях, переходили к более высокому уровню понимания – к пониманию как интерпретации, как осмыслению, то есть рождению своего индивидуального смысла. Эти технологии организуют для учащихся собственные пути к новому знанию, переживание открытия знания.
При большом разнообразии педагогических технологий в современной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:
· уровень ее применения;
· философскую основу;
· ведущую концепцию усвоения знаний;
· отличительный характер содержания образования;
· организационные формы обучения;
· категорию обучаемых. (Г.К.Селевко)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТИПУ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (В.П. БЕСПАЛЬКО)
Взаимодействие педагога с обучающимся может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью средств обучения).
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):
1. классическое лекционное обучение;
2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
3. система «консультант);
4. обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
5. система «малых групп» – групповые, дифференцированные способы обучения;
6. компьютерное обучение;
7. система «Репетитор» – индивидуальное обучение;
8. «программное обучение», для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем: традиционная классно-урочная система Я.А.Коменского; современное традиционное обучение; групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько технологий:
1. Авторитарные технологии, в которых предусматриваются «субъект-объектные» отношения. Эти технологии характеризуются жесткой организацией педагогического процесса, подавлением инициативы и самостоятельности обучающихся, применением требований и принуждения.
2. Высокой степенью невнимания к личности обучающегося отличаются дидактоцентрические технологии, предусматривающие «субъект-объектные» отношения педагога и обучающихся, приоритет обучения над воспитанием. Главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
3. Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации природных потенциалов. Личностно ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью (личность обучающегося – цель образовательной системы), гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося.
4. Гуманно-личностные технологии основаны на идеях всестороннего уважения к обучающемуся, оптимистической верой в его творческие силы, отвергают принуждение.
5. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в «субъект-субъектных» отношениях педагога и обучающихся.
6. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего убеждения, а не от внешнего воздействия.
7. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не обобщение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
2 вопрос
Образовательная технология (технология в сфере образования) — это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *