в кзоте 1918 года устанавливался рабочий день продолжительностью
Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г.
Трудовое право впервые выделилось из гражданского права и стало самостоятельной отраслью.
Первый Кодекс законов о труде РСФСР был принят в декабре 1918 г.
Его разработкой занимались Наркомат труда и ВЦСПС.
Принятию КЗоТ предшествовал ряд правовых актов советской власти (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Постановление СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени»).
В приложениях к Кодексу регулировались: порядок установления нетрудоспособности, выдача пособий трудящимся во время болезни, положение безработных, еженедельный отдых и праздничные дни.
Действие КЗоТ распространялось на всех лиц, работающих по найму. Однако за рамками его регулирования оставались отношения в сельском хозяйстве.
КЗоТ вводил всеобщую трудовую повинность. Был провозглашен принцип «не трудящийся, да не ест».
Трудиться должны были все граждане от 16 до 58 лет.
Кодекс провозглашал право каждого трудящегося на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для данной работы.
Профсоюзные организации контролировали вопросы найма, увольнения, оплаты труда, участвовали в разработке тарифных положений.
В условиях гражданской войны многие демократические положения КЗоТ не нашли своего применения, на практике действовали другие нормы: ограничивалось право работника на свободу заключения трудового договора (устройство на работу осуществлялось только через специальные государственные органы, работник мог быть направлен в другую местность, ограничивалась возможность ухода с работы).
На практике применялся детский труд (кроме подземных и вредных для здоровья работ).
Кодекс законов о труде 1918 г.
Первый КЗоТ Советского государства был принят в декабре 1918 г. Его проект был разработан Наркоматом труда и ВЦСПС.
КЗоТ распространялся на весь круг лиц, работающих за вознаграждение и по найму в государственном, кооперативном или частном хозяйствах.
Регулирование труда и отдыха, а также контроль за исполнением законодательства о труде работодателями осуществляли профсоюзы и инспекции Наркомата труда.
Была установлена обязательная трудовая повинность для всех граждан от 16 до 58 лет. За неисполнение этой обязанности устанавливалась уголовная ответственность.
Формы исполнения трудовой повинности.
3. Милитаризация предприятий и учреждений (приравнивание их рабочих к военнослужащим).
Трудовой обязанности корреспондировало «право на применение труда по своей специальности», что носило перспективный характер, тогда как в условиях установления советской власти все обязаны были трудиться независимо от возможности применения своих сил в той или иной конкретной области труда.
КЗоТ закрепил особую роль профсоюзов: они имели право решать вопросы приема на работу граждан, их увольнения и размера и формы оплаты труда.
Помимо КЗоТа, трудовые отношения регулировались «Общим нормальным Положением о тарифе» от 2 мая 1919 г. и «Общим Положением о тарифе» от 17 июня 1920 г.
Эти положения регулировали размер оплаты труда, а также рабочее время и время отдыха; прием и увольнение; гарантии и компенсации.
Время труда и время отдыха по КЗоТ РСФСР 1918 г
КЗоТ РСФСР 1918 г., с одной стороны, содержал нормы, отражающие нужды и интересы трудящихся масс, способные защитить их права в конкретных областях условий труда и трудовых отношений, их стремление к справедливости и равенству; с другой – нормы, серьезно ограничивающие трудовые права граждан.
В соответствии с КЗоТ РСФСР 1918 г. в Советском государстве вводилась трудовая повинность для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, лиц старше 50 лет и лиц, которые утратили трудоспособность вследствие увечья или болезни. Учащиеся всех школ выполняли трудовую повинность в школе. Принцип «кто не работает – тот не ест» действовал в отношении всех лиц, проживавших на территории Советского государства.
Согласно КЗоТ РСФСР 1918 г. трудящийся мог работать на нескольких работах, но он обязан был заявить об этом официально. Если этого не происходило, то он привлекался к уголовной ответственности за обман и заработную плату мог получить только по одному месту работы.
Продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не должна была превышать 8 дневных и 7 ночных часов. Для несовершеннолетних, а также занятых на особо тяжелых и неблагоприятных для здоровья условиях труда устанавливался 6-часовой рабочий день. Время перерыва для питания и отдыха составляло от 30 мин до двух часов, в рабочее время не включалось и не подлежало оплате.
Следует остановится КЗоТ РСФСР 1918 г., согласно которой матерям, кормящим грудью, стали предоставляться дополнительные перерывы через каждые три часа продолжительностью не менее чем на 30 мин.
Особое внимание в Кодексе уделялось времени отдыха. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. узаконил 6 праздничных дней, которые отражали революционные позиции пролетариата и не содержали ни одного православного праздника. Это наглядно отразило конституционную норму Советского государства об отделении его от церкви и о позиции данного государства по отношению к религии.
Всем трудящимся каждую неделю предоставлялся непрерывный отдых, продолжительность которого была не менее 42 ч. Накануне дней отдыха рабочий день для всех трудящихся сокращался на 2 ч, за исключением предприятий, в которых продолжительность рабочего дня не превышала 6 ч.
КЗоТ наглядно отразил особенности социальной политики Советского государства в период «военного коммунизма», в которой сочетались принуждение к труду (часто в самой жесткой и жестокой форме) и довольно высокий для тех лет уровень трудовых прав работников, охра-ны труда, предоставление профсоюзам особых полномочий в сфере правового регулирования труда.
1.4. Развитие советского законодательства о времени труда и времени отдыха в 1920-е–начале 1950-х гг.
В условиях НЭПа частное предпринимательство заняло важное место в экономической жизни страны. На предприятиях первостепенное значение обрел хозрасчет, поэтому возникла необходимость возобновления заключений коллективных договоров между профсоюзами и администрацией, которые определяли бы условия труда. Действовавшее законодательство не отражало в полной мере этот вопрос, поэтому назрела необходимость принятия нового трудового кодекса.
Кодекс законов о труде вступил в силу 15 ноября 1922 г. Анализ его норм показал, что он исходил из тех же принципов, что и Кодекс 1918 г. Его действие распространялось на всю территорию РСФСР, а его нормы были обязательны для всех лиц, работающих по найму, всех предприятий, учреждений и хозяйств независимо от формы собственности, а также для всех лиц, применяющих наемный труд за вознаграждение.
Кодекс законов о труде 1922 г. существенно изменил содержание ин-ститута трудовой повинности. Граждане могли привлекаться к труду в порядке трудовой повинности в исключительных случаях на основании постановлений СНК РСФСР. К трудовой повинности не могли привлекаться граждане, не достигшие 18 лет, мужчины и женщины, достигшие 45 лет и 40 лет соответственно. От трудовой повинности были освобождены некоторые категории граждан (нетрудоспособные лица, беременные женщины).
Кодекс законов о труде 1922 г. закрепил установленный КЗоТ 1918 г. 8-часовой и 6-часовой рабочий день для лиц, занятых умственным и конторским трудом, за исключением тех, чья работа была связана непосредственно с производством, а также для лиц некоторых профессий, занятых на подземных работах.
В КЗоТ РСФСР 1922 г. были утверждены те же выходные дни, что и в предыдущем Кодексе. Всем лицам, работавшим по найму и проработавшим непрерывно не менее 5,5 мес., предоставлялся очередной отпуск продолжительностью не менее 14 дней, а несовершеннолетним – 1 мес.
Особое внимание в работе уделяется анализу главы КЗоТ РСФСР 1922 г., регулировавшей рабочее время и время отдыха женщин и детей. Данной категории трудящихся со стороны Советского государства предоставлялись различные льготы и гарантии.
Важное значение также имели правовые акты, регулировавшие труд отдельных категорий работников. Они характеризовались особым разнообразием и вносили в КЗоТ РСФСР 1922 г. соответствующие изменения, дополнения и поправки.
КЗоТ РСФСР 1922 г. закрепил основы советского трудового права, которые сформировались в течение полутора лет, предшествующих его принятию. Предусмотренные в нем разделы (о найме, коллективном и трудовом договоре, правилах внутреннего распорядка, нормах выработки, вознаграждения за труд, гарантии и компенсации, рабочее время и время отдыха и др.) создали базу основных институтов советского трудового права.
Трудовое законодательство за период Великой Отечественной войны прошло сложный путь развития, на каждом этапе которого оно отражало особенности социально-экономического и политического положения, происходившие в Советском государстве.
В предвоенные годы процесс повсеместного перехода на 7-часовой рабочий день был приостановлен. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» от 27 июня 1940 г. был распространен на всей территории СССР. Данный правовой акт не только увеличил продолжительность рабочего времени, но и ввел жесткие меры к работникам – нарушителям трудовой дисциплины. Так, рабочие и служащие, самовольно ушедшие с предприятий, наказывались по приговору суда тюремным заключением сроком от двух до четырех месяцев.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. действовали законы особого военного времени. Изменения, которые вносились в трудовое право по вопросу рабочего времени и времени отдыха, были связаны с обеспечением рабочей силой основных важнейших участков на-родного хозяйства. Мобилизация мужского населения страны, оккупация немецкими войсками части территории Советского государства привели к резкому дефициту рабочей силы. В этих целях в сфере организации труда принимались особые меры: вводились разного рода трудовые повинности.
Особо следует отметить Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от
26 июня 1941 г., которым регулировались основные вопросы времени труда и времени отдыха. В соответствии с данным Указом директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Несовершеннолетние до 16 лет привлекались к сверхурочным работам, но не более двух часов в день.
Несмотря на тяжелые военные условия, с первого дня войны Советское государство думало о будущем поколении и принимало соответствующие меры. Так, до сверхурочных работ не допускались беременные женщины на шестом месяце беременности и женщины, кормящие грудью в течение 6 мес. От мобилизации освобождались лица мужского и женского пола до 16 лет, женщины, имеющие грудных детей и детей в возрасте до 8 лет, а также учащиеся высших и средних учебных заведений. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным одиноким матерям, усиления охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждения ордена «Материнской славы» и медали «Медаль материнства»» от 8 июля 1944 г. предусматривал ряд мер помощи беременным женщинам, одиноким и многодетным матерям.
Окончание Великой Отечественной войны позволило отказаться от та-ких законов, которые были продиктованы обстоятельствами военного времени. Так, были прекращены трудовые мобилизации граждан, отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы. С 1 июля 1945 г. был восстановлен 8-часовой рабочий день, а также очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени.
Постановление Секретариата ВЦСПС «Об улучшении работы профсоюзных организаций по контролю за соблюдением хозорганами законодательства о рабочем времени и отдыхе, отпусках, труде женщин и подростков» от 21 июля 1947 г. обязывало фабрично-заводские комитеты не допускать сверхурочных работ для беременных женщин, кормящих матерей, подростков и больных открытой формой туберкулеза. Местные комитеты на предприятиях должны были контролировать соблюдение трудового законодательства администрацией, прежде всего, в отношении рабочего времени и времени отдыха, труда женщин и подростков.
Со стороны государства и профсоюзов принимался ряд мер, способствовавших улучшению охраны труда и здоровья трудящихся. Так, постановлением Совета Министров СССР «Об отпусках работникам научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительных учреждений» от 21 апреля 1949 г. внимание законодателя впервые было обращено на образование. С целью повышения правового статуса учителя, преподавателя и других категорий научных и педагогических работников, а также для стимулирования их деятельности были увеличены ежегодные отпуска.
После смерти И. В. Сталина в 1953 г. начался процесс либерализации советского трудового права. В период либерализации общественных отношений трудовое право развивалось под воздействием мер, которые принимались Советским государством в целях повышения уровня жизни народа.
Таким образом, послевоенное законодательство по регулированию рабочего времени и времени отдыха не только восстановилось на уровень довоенного периода, но и немного шагнуло вперед. Повысилась роль профсоюзов – основных представителей трудящихся, которые осуществляли контроль за соблюдением трудового законодательства на предприятиях. Анализ правовых актов позволяет сделать вывод, что партией и Советским государством вводились новые льготы для различных категорий трудящихся в целях повышения уровня жизни.
1.5. Эволюция советского законодательства, регламентирующего время труда и время отдыха с 1953 до принятия ТК РФ
Уже в середине 50-х гг. ХХ в. правительство осуществило ряд мер по переходу на сокращенный рабочий день. Прежде всего они коснулись рабочих и служащих каменноугольной, горно-рудной и металлургической промышленности. В 1954 г. при правительстве был создан Комитет по вопросам труда и заработной платы, который с 1955 по 1960 г. решал вопросы по упорядочению рабочего времени, времени отдыха, а также заработной платы трудящихся.
Следует отметить значимость правовых актов и документов о переводе в 1960 г. всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день. Механизм этого перевода рассматривается в отношении различных категорий трудящихся (работников железнодорожного транспорта и метрополитенов; работников плавающего состава судов флота рыбной промышленности, морского и речного флотов; работников сельского хозяйства, а также занятых в растениеводстве; работников связи; работников торговли и общественного питания и др.). Кроме того, были обнаружены проблемы при переводе на семи- и шестичасовой рабочий день и предложены пути их решения.
В Советском государстве было принято постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями» от 7 марта 1967 г. № 199, способствовавшее в дальнейшем достижению успеха в вопросе регулирования времени труда и времени отдыха.
Стимулирование стабильности и закрепления рабочих кадров на предприятиях, в учреждениях и организациях вынуждало Правительство СССР и ЦК КПСС устанавливать дополнительные льготы почти во всех сферах народного хозяйства, так как КЗоТ РСФСР 1922 г. не регулировал данные вопросы, поэтому возникла предпосылка принятия нового КЗоТ.
Новый КЗоТ РСФСР был принят 9 декабря 1971 г. Его значение определялось тем, что он, сведя воедино все основные акты по трудовому законодательству последнего времени, аккумулировал в себе главные положения, принципы и правовые нормы.
Во втором параграфе «Развитие законодательства о времени труда и времени отдыха в период «застоя»» рассматриваются некоторые особенности трудового законодательства о времени труда и времени отдыха в период 1970–1980-х гг.
После принятия КЗоТ РСФСР 1971 г. усилия правительства были на-правлены на дальнейшее развитие трудовых отношений в новых условиях. Н
Несмотря на некоторый «застой» в развитии Советского государства, трудовое законодательство по вопросам рабочего времени и времени отдыха постоянно и динамично развивалось. Было урегулировано рабочее время и время отдыха работников сельского хозяйства; рационализаторов и изобретателей; работников предприятий легкой промышленности; пенсионеров и инвалидов; временных и сезонных рабочих и служащих; работников лесной промышленности и лесного хозяйства; работников угольной промышленности; водителей автомобилей; работников Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии и др. Работникам предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска, отгулы, перерывы для отдыха и обогревания и иные льготы.
Следует отметить, что, проявляя внимание и заботу к различным категориям трудящихся, Советское государство никогда не забывало тех, кто ценой своей жизни предоставил свободу советскому народу. Были установлены льготы участникам войны и лицам вольнонаемного состава Советской армии, Военно-морского флота, войск и органов МВД СССР и КГБ СССР.
В целях укрепления трудовой дисциплины в народном хозяйстве партия и правительство применяли жесткие меры к злостным нарушителям. Руководителям объединений, предприятий, организаций и колхозов, профсоюзным организациям предлагалось усилить меры дисциплинарного и материального воздействия к нарушителям трудовой дисциплины.
Особое внимание законодателя в период перестройки было обращено на обеспечение юридического и фактического равенства женщин и мужчин. В документах XXIV и XXV съездов КПСС отражена возрастающая забота партии и правительства о женщинах, улучшении условий их быта, а также семьях, имеющих детей.
В связи с этим был принят ряд дополнительных мер на создание благоприятных условий для сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой и общественной деятельности. Было сокращено рабочее время для женщин, имеющих малолетних детей; введено для женщин неполное рабочее время; скользящий график; предоставлен дополнительный трехдневный отпуск женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет; введен отпуск по уходу за ребенком сначала по достижении им возраста одного года, полутора лет, затем двух и трех лет.
Кодекс законов о труде 1918 г.
5. Факт постоянной или временной утраты трудоспособности удостоверяется медицинским освидетельствованием, производимым Бюро Врачебной Экспертизы при общегородских районных и областных общественных кассах, при кассах страхования от несчастных случаев или при заменяющих их учреждениях по местожительству лица, нетрудоспособность коего удостоверяется.
Примечание II. Лица, обязанные трудовой повинностью и не занятые общественно-полезным трудом, могут быть принудительно привлекаемы местными Советами Депутатов к выполнению общественных работ на условиях, устанавливаемых Отделами Труда по соглашению с местными Советами Профессиональных Союзов.
8. Условия труда во всех предприятиях и хозяйствах Советских, национализированных, общественных и частных регламентируются тарифными положениями, вырабатываемыми профессиональными союзами по соглашению с руководителями или владельцами предприятий и хозяйств и утверждаемыми Народным Комиссариатом Труда.
Примечание. При невозможности достигнуть соглашения с руководителями или владельцами предприятий и хозяйств, тарифное положение вырабатывается профессиональным союзом и непосредственно поступает на утверждение Народного Комиссариата Труда.
10. Все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы.
Примечание. Районному Пункту Обмена Отдела Распределения Рабочей Силы, по соглашению с соответствующим профессиональным объединением, предоставляется, при неимении работы по специальности, направлять отдельных трудящихся и группы их на работы другой специальности.
14. Не имеют права на применение труда в ночное время или в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья все лица женского пола и лица мужского пола, не достигшие 18-летнего возраста.
40. Перевод трудящихся во всех предприятиях, учреждениях и хозяйствах, применяющих чужой труд за вознаграждение, может происходить только в интересах дела и на основании постановления соответствующего органа управления.
51. Добровольному оставлению работы (п. «д» ст. 46) в предприятии, учреждении или хозяйстве должна предшествовать проверка оснований ухода, производимая соответствующим органом рабочего самоуправления (фабрично-заводским или т.п. Комитетом).
61. Распределение трудящихся по группам и категориям в пределах каждой отрасли труда производится специальными расценочными комиссиями, местными и центральными, образуемыми при соответствующих профессиональных организациях.
73. На производство уплаты вознаграждения натурой должно последовать разрешение местного Отдела Труда, устанавливающего расценку при участии соответствующего профессионального союза.
78. Во время болезни трудящегося причитающееся ему вознаграждение выдается в форме пособия, уплачиваемого больничными кассами.
79. Безработные получают пособие из фонда безработных.
80. Каждый трудящийся обязан иметь трудовую книжку, в которую заносятся отметки о произведенных им работах и полученных вознаграждении и пособиях.
89. Перерыв должен иметь место не позднее как через 4 часа после начала работы и продолжительность его не может быть меньше 1/2 часа и больше 2-х часов.
107. Всем трудящимся, проработавшим непрерывно не менее одного года, независимо от того, производилась ли работа в одном и том же или в различных предприятиях, учреждениях или хозяйствах, должен быть предоставлен месячный отпуск.
114. Каждый трудящийся в течение нормального рабочего дня и при нормальных условиях должен выполнить количество работы не меньше нормы выработки, установленной для категории и группы, в которую трудящийся зачислен.
118. Трудящийся, систематически вырабатывающий изделий меньше установленной нормы выработки, может быть, по постановлению соответствующей расценочной комиссии, переведен на другую работу той же группы и категории, или же переведен в низшую группу или категорию с соответственным понижением вознаграждения.
129. Инспектора (Инспектриссы) Труда избираются Советами Профессиональных Союзов.
132. Помимо мер, указанных в предыдущей статье, органы Инспекции Труда вправе принимать экстренные меры к устранению условий, угрожающих жизни и здоровью рабочих, хотя бы принятие указанных мер и не было предусмотрено специальным законом или постановлением, инструкцией либо распоряжением Народного Комиссариата Труда или местного Отдела Труда.
КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ 1918 года
I. Кодекс законов о труде вступает в действие с момента его опубликования в Собрании Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. Он должен быть широко распространен в среде трудящегося населения всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех Советских учреждениях на видном месте.
II. Постановления Кодекса законов о труде распространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.
III. Все существующие и вновь издаваемые по вопросам труда постановления общего характера (распоряжения отдельных учреждений, инструкции, правила внутреннего распорядка и т. п.), а равно и отдельные договоры и соглашения впредь действительны лишь постольку, поскольку они не противоречат правилам настоящего Кодекса.
IV. Все соглашения о труде, как ранее состоявшиеся, так и впредь заключаемые, поскольку они противоречат постановлениям настоящего Кодекса, недействительны и необязательны ни для трудящихся, ни для применяющих чужой труд.
V. В предприятиях и хозяйствах, применяющих труд в форме организованного сотрудничества (п. «а» ст. 6 настоящего Кодекса), трудящимся должно быть предоставлено под руководством Центральной Советской власти самое широкое самоуправление, на котором одном может быть основано плодотворное воспитание трудящихся масс в духе социалистического и коммунистического строя.
VI. Условия труда в создаваемых или поддерживаемых советскими учреждениями коммунальных хозяйствах (сельскохозяйственных и иных коммунах) регламентируются особыми постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров и инструкциями Народных Комиссариатов Земледелия и Труда.
Условия труда земледельцев на землях, предоставляемых им в пользование, регламентируются Кодексом законов о земле.
Условия труда самостоятельных ремесленников регламентируются особыми постановлениями Народного Комиссариата Труда.
О трудовой повинности
1. Для всех граждан Российской Советской Федеративной Социалистической Республики за изъятиями, указанными в ст. 2 и 3, устанавливается трудовая повинность.
2. Трудовой повинности вовсе не подлежат:
а) лица, не достигшие 16-летнего возраста,
б) лица старше 50-ти лет,
в) лица, навсегда утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.
3. От трудовой повинности временно освобождаются:
а) лица, вследствие болезни или увечья, временно утратившие трудоспособность, на срок, необходимый для ее восстановления;
б) беременные женщины на период времени за 8 недель, до разрешения от бремени и 8 недель после родов.
4. Учащиеся всех школ выполняют трудовую повинность в школе.
5. Факт постоянной или временной утраты трудоспособности удостоверяется медицинским освидетельствованием, производимым Бюро врачебной экспертизы при общегородских, районных и областных общественных кассах, при кассах страхования от несчастных случаев или при заменяющих их учреждениях по местожительству лица, нетрудоспособность коего удостоверяется.
Примечание I. Правила о порядке установления нетрудоспособности при сем прилагаются.
Примечание II. Лица, обязанные Трудовой повинностью и не занятые общественно-полезным трудом, могут быть принудительно привлекаемы местными Советами депутатов к выполнению общественных работ на условиях, устанавливаемых Отделами Труда по соглашению с местными Советами профессиональных союзов.
6. Труд применяется в форме:
а) организованного сотрудничества,
б) предоставления индивидуальных личных услуг,
в) выполнения отдельной, определенной работы.
7. Условия труда в государственных (советских) учреждениях регламентируются тарифными положениями, утверждаемыми Центральной Советской властью в лице Народного Комиссариата Труда.
8. Условия труда во всех предприятиях и хозяйствах советских; национализированных, общественных и частных регламентируются тарифными положениями, вырабатываемыми профессиональными союзами по соглашению с руководителями или владельцами предприятий и хозяйств и утверждаемыми Народным Комиссариатом Труда.
Примечание. При невозможности достигнуть соглашения с руководителями или владельцами предприятий и хозяйств, тарифное положение вырабатывается профессиональным союзом и непосредственно поступает на утверждение Народного Комиссариата Труда.
9. Труд в форме предоставления индивидуальных личных услуг ив форме выполнения отдельной определенной работы регламентируется тарифными положениями, вырабатываемыми соответствующими профессиональными союзами и утверждаемыми Народным Комиссариатом Труда.
Право на применение труда
10. Все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы.
Примечание. Районному пункту обмена отдела распределения рабочей силы, по соглашению с соответствующим профессиональным объединением, предоставляется, при неимении работы по специальности направлять отдельных трудящихся и группы их на работы другой специальности.
11. Право на применение своего труда имеют в первую очередь лица обязанные трудовой повинностью.
12. Из числа лиц, освобожденных от трудовой повинности, право на применение труда признается только за лицами, указанными в п.»б» ст. 2.
13. Безусловно лишены права на применение труда лица, указанные в п. «а» и «в» ст. 2, и временно лишаются этого права лица, указанные в ст. 3.
14. Не имеют права на применение труда в ночное время или в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья все лица женского пола и лица мужского пола, не достигшие 18-летнего возраста.
Примечание. Перечень указанных в настоящей статье особо тяжких и опасных для жизни работ вырабатывается отделом охраны труда Народного Комиссариата Труда и ежегодно в течение января публикуется в Собрании Узаконений и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства.
Порядок предоставления труда
15. Осуществление права на труд обеспечивается отделами распределения рабочей силы, профессиональными союзами и всеми учреждения ми Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
16. Привлечение трудящихся к работе совершается через отдел распределения рабочей силы.
17. Привлечение трудящихся к работе помимо отделов распределения рабочей силы возможно только в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего советского учреждения или предприятия.
18. Выборный порядок применяется только при предоставлении работы, требующей политического доверия или редких, специальных знаний, связанных с личностью приглашаемого.
19. Лица, привлекаемые к работе посредством выбора, должны до приема зарегистрироваться в отделе распределения рабочей силы, но не подчиняются правилам об испытаниях, установленным в разделе IV стоящего Кодекса.
20. Привлечение безработных к труду через отделы распределения рабочей силы производится в порядке, указанном в ст. 21—30.
21. Трудящийся, не имеющий работы по своей специальности, регистрируется в местном отделе распределения рабочей силы в качестве безработного.
22. Учреждения и лица, имеющие надобность в выполнении какой бы то ни было работы, обращаются в местный отдел распределения рабочей силы или его отделение (корреспондентский пункт), указывая в требовании как условия предлагаемой работы, так и те условия, которым должен удовлетворять труженик (профессия, специальные познания, опыт).
23. Отдел распределения рабочей силы, по получении требования, указанного в ст. 22, направляет, в порядке устанавливаемой им очереди, лицо, удовлетворяющее перечисленным в требовании условиям.
24. Безработный не имеет права отказаться от предлагаемой ему работы по его специальности, если условия работы не отклоняются от норм, установленных соответствующим тарифным положением, а за неимением тарифа — профессиональным союзом.
25. Трудящийся, получивший работу, продолжающуюся не более 2-х недель, считается безработным и не теряет своей очереди в отделе распределения рабочей силы.
26. Если в местном отделе распределения рабочей силы в данный момент не имеется работников, соответствующих требуемым условиям, требование немедленно пересылается в районный пункт обмена с одновременным извещением об этом учреждения или лица, приглашающего работника.
27. При требовании на работу в другую местность производится вызов желающих отправиться в эту местность безработных, зарегистрированных в данном отделе распределения рабочей силы, в порядке очереди; если не окажется достаточного количества таких желающих отправиться на работу в другую местность, отдел распределения рабочей силы направляет недостающее количество рабочих в порядке очереди их записи, причем содержащие на свой заработок других лиц не должны отправляться ранее одиноких.
28. Если в отделах распределения рабочей силы в пределах округа нет работников, удовлетворяющих требуемым условиям, районному пунктy обмена, по соглашению с соответствующим профессиональным объединением, предоставляется право вместо рабочего требуемой специальности направить безработного другой категории, ближе всего подходящего по характеру своей специальности для исполнения этой работы.
29. Безработный, получивший работу не по своей специальности, обязан принять ее, но может заявить о желании исполнять ее временно, до получения работы по своей специальности.
30. За трудящимся, работающим не по своей специальности и заявившим о желании исполнять предоставленную работу временно, сохраняется очередь в отделе распределения рабочей силы до получения им работы по специальности.
31. Частные лица, нарушившие порядок предоставления работы, предусмотренный в настоящем разделе, подвергаются наказанию, налагаемому местной коллегией отдела распределения рабочей силы в виде штрафа не менее 300 р. или лишения свободы не менее одной недели. Советские учреждения и должностные лица за нарушение указанного порядка предоставления работы отвечают как за должностное преступление.
О предварительном испытании
32. При длительном характере работ окончательному принятию на работу предшествует испытание не более 6 дней для рабочих, а в советских учреждениях двухнедельное для неквалифицированных и менее ответственных видов труда и месячное для квалифицированных и ответственных.
33. В зависимости от результатов испытания, производится либо окончательное принятие трудящегося на работу, либо отчисление его с уплатой вознаграждения за время испытания по тарифным ставкам.
34. О результатах испытания (о принятии или отчислении) немедленно извещается отдел распределения рабочей силы.
35. До истечения срока предварительного испытания трудящийся считается безработным и за ним сохраняется установленная в отделе распределения рабочей силы очередь.
36. Подвергавшийся испытанию и не принятый окончательно на работу может обжаловать непринятие в профессиональный союз, членом которого он состоит.
37. Профессиональный союз, если признает указанную в предыдущей статье жалобу основательной, вступает в переговоры с учреждением или лицом, отказавшим трудящемуся в предоставлении постоянной работы, о принятии на работу жалобщика.
38. В случае безрезультатности указанных в ст. 37 переговоров, дело переходит в местный отдел труда, решение которого признается окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
39. Отдел труда может обязать лицо или учреждение, неосновательно отказавшее трудящемуся в принятии на постоянную работу, впредь предоставить трудящемуся работу и, кроме того, присудить означенное лицо или учреждение к уплате трудящемуся вознаграждения по тарифу за весь период времени с момента лишения работы до момента предоставления работы на основании постановления отдела труда.
О переводе и увольнении трудящихся
40. Перевод трудящихся во всех предприятиях, учреждениях и хозяйствах, применяющих чужой труд за вознаграждение, может происходить только в интересах дела и на основании постановления соответствующего органа управления.
Примечание. Правило настоящей статьи не распространяется на случай работы у частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение, если труд применяется в формах, указанных в ст. 6.
41. Перевод трудящегося на другую работу в пределах предприятия, учреждения или хозяйства, где трудящийся работает, производится по постановлению органов управления предприятием, учреждением или хозяйством, где трудящийся работает.
42. Перевод, сопровождающийся перемещением трудящегося в другое учреждение, предприятие или хозяйство, расположенное в той же или иной местности, производится соответственным органом управления ведома отдела распределения рабочей силы.
43. Постановление указанного в ст. 40 органа управления о переводе может быть заинтересованными лицами или организациями обжаловано в соответственный Отдел Труда (местный или областной).
44. Решение отдела труда по вопросу о переводе может быть сторожами обжаловано соответственно в областной отдел труда или в Народный Комиссариат Труда, решение которых по спорному вопросу является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
45. Для исполнения срочных общественно-необходимых работ, если не находится достаточного количества лиц, желающих добровольно эти работы выполнять, областной отдел труда по соглашению с соответствующим профессиональным объединением, с утвержденная Народного Комиссариата Труда, может постановить о переводе целой группы трудящихся из организации, где они работают, в другую организацию, расположенную в той же или в иной местности.
46. Увольнение трудящегося от работы в предприятии, учреждении или хозяйстве, где он в данный момент свой труд применяет, допускается в следующих случаях:
б) вследствие приостановки работ на срок более месяца;
в) вследствие истечения срока или выполнения работы, если работа носила временный характер;
г) в случае явной непригодности к работе, по специальному постановлению органов управления предприятием, учреждением или хозяйством, с согласия соответствующей профессиональной организации;
д) по желанию самого трудящегося.
47. О предстоящем увольнении по основаниям, указанным в п. «а», «б» и «г» ст. 46, орган управления учреждением, предприятием или хозяйством, где трудящийся применяет свой труд, или лицо, у которого трудящийся работает, за 2 недели до увольнения предупреждает трудящегося, извещая одновременно местный отдел распределения рабочей силы.
48. Трудящийся, увольняемый по основаниям, указанным в п. «а», «б» и «г» ст. 46, считается безработным с момента предупреждения и занимает очередь в списках отдела распределения рабочей силы, продолжая выполнять свои обязанности до истечения указанного в предыдущей статье двухнедельного срока.
49. Постановление об увольнении по основаниям, указанным в п. «а», «б» и «г» ст. 46, может быть заинтересованными лицами обжаловано в местный отдел труда.
50. Решение местного отдела труда по вопросу об увольнении может быть сторонами обжаловано в областной отдел труда, решение которого по спорному вопросу является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
51. Добровольному оставлению работы (п. «д» ст. 46) в предприятии, учреждении или хозяйстве должна предшествовать проверка оснований ухода, производимая соответствующим органом рабочего самоуправления (фабрично-заводским или тому подобным комитетом).
Примечание. Правило настоящей статьи не распространяется на случай оставления трудящимся работы у частного лица, применяющего чужой труд за вознаграждение, если труд применяется в формах, указанных в ст. 6.
52. Если орган рабочего самоуправления (фабрично-заводский и тому подобный комитет), ознакомившись с причинами оставления работы, найдет их неосновательными, трудящийся обязан продолжать работу, но может обжаловать постановление органа рабочего самоуправления в соответствующий профессиональный союз.
53. При самовольном оставлении работы, вопреки постановлению ст. 52, трудящийся лишается права регистрации в отделе распределения рабочей силы в течение одной недели.
54. О всяком оставлении работы трудящимся учреждения и. лица, применяющие труд за вознаграждение, обязаны сообщать местному отделу распределения рабочей силы и профессиональному союзу, членом которого трудящийся состоит, с указанием времени и причины оставления работы.
О вознаграждении за труд
55. Размер вознаграждения, получаемого трудящимися за работу в предприятиях, учреждениях и хозяйствах, применяющих, чужой труд, подробные условия и порядок его выдачи определяются тарифами, вырабатываемыми для каждого рода труда в порядке, указанном в ст. 7—9 настоящего Кодекса.
56. При установлении тарифных норм учреждения, их вырабатывающие, не должны отступать от постановлений настоящего раздела Кодекса законов о труде.
57. Учреждения, вырабатывающие тариф, при установлении норм вознаграждения распределяют всех трудящихся данной профессии по группам и категориям, устанавливая для каждой группы и категории определенный размер вознаграждения.
58. Размер определяемого тарифным положением вознаграждения, во всяком случае, не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным Комиссариатом Труда для населения каждой местности Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и публикуемого в Собр. Узак. и Распор. Рабоче-Крестьянского Правительства.
59. При определении размера вознаграждения для каждой группы и категории принимаются во внимание: тяжесть труда, опасность условий, в которых труд производится, сложность и точность производимой работы и степень самостоятельности и ответственности за ее выполнение, требуемая для ее выполнения степень обученности и опытности.
60. Вознаграждение каждого трудящегося определяется зачислением его в определенную группу и категорию.
61. Распределение трудящихся по группам и категориям в пределах каждой отрасли труда производится специальными расценочными комиссиями, местными и центральными, образуемыми при соответствующих профессиональных организациях.
Примечание. Порядок деятельности расценочных комиссий определяется Народным Комиссариатом Труда.
62. Тарифным положением определяется размер вознаграждения за работу в течение нормального рабочего дня или за сдельные работы и особо указывается размер вознаграждения за сверхурочные работы.
63. Вознаграждение за сдельные работы определяется из расчета поденной тарифной платы, разделенной на количество предметов, являющееся нормой выработки.
64. Размер устанавливаемого за сверхурочные работы вознаграждения не может быть выше полуторного размера нормального вознаграждения.
65. Кроме вознаграждения за сверхурочные работы в той же или иной отрасли труда не допускается никакое дополнительное (сверх норм, установленных для данной группы и категории) вознаграждение трудящихся, под каким бы предлогом и в какой бы форме оно ни производилось и не зависимо от того, производится ли выдача его в одном и том же или в разных местах применения труда.
66. Лица, применяющие свой труд в нескольких местах, обязаны заявить, в каком из мест применения труда они желают получать вознаграждение.
67. Лица, вопреки постановлению ст. 65 получающие дополнительное вознаграждение, отвечают в уголовном порядке, как за обман, а полученное сверх нормального вознаграждение подлежит вычету из будущего вознаграждения.
68. Из вознаграждения, получаемого трудящимся, допускается удержание полученного вопреки постановлению ст. 65 дополнительного вознаграждения и вознаграждения, заработанного трудящимся во время отпуска (ст. 111), а также производство вычетов за прогул.
69. Никакие иные, кроме указанных в. ст. 68, удержания и вычеты, в какой бы форме и под каким бы предлогом они ни производились, безусловно не допускаются.
70. Выдача вознаграждения не может предшествовать производству работы.
71. Если работа носит постоянный характер, то выдача вознаграждения должна производиться периодически, но не реже, чем каждые 2 недели.
Вознаграждение за временную работу и за труд в форме выполнения отдельной, определенной работы, если эти работы длятся менее двух недель, производится немедленно по окончании работы.
72. Уплата вознаграждения производится деньгами или натурой (предоставлением помещения для жилья, продовольствием, продуктами).
73. На производство уплаты вознаграждения натурой должно последовать разрешение местного отдела труда, устанавливающего расценку при участии соответствующего профессионального союза.
Примечание. Устанавливаемая расценка не должна расходиться с нормами стоимости, выработанными соответствующими учреждениями Советской власти (оценочными комиссиями Народного Комиссариата Продовольствия и земельно-жилищного отдела, комитетами цен и т. п.).
74. Уплата вознаграждения должна производиться в рабочее время.
75. Уплата вознаграждения должна производиться в месте совершения работы.
76. Трудящийся получает вознаграждение только за действительно произведенную работу. Если неисполнение работы в течение рабочего дня было вызвано причинами, от трудящегося не зависящими (просто случайный или по вине администрации), то вознаграждение уплачивается за предоставление труда для исполнения принятой на себя работы и размер его должен соответствовать при поданной работе поденным тарифным ставкам, а при сдельной работе — среднему дневному заработку данного трудящегося.
77. Вознаграждение сохраняется за трудящимся во время пользования отпуском (ст. 106 и 107).
78. Во время болезни трудящегося причитающееся ему вознаграждение выдается в форме пособия, уплачиваемого больничными кассами.
Примечание. Порядок уплаты пособия определяется правилами, при сем прилагаемыми.
79. Безработные получают пособие из фонда безработных.
Примечание. Правила о безработных и получаемом ими пособии при сем прилагаются.
80. Каждый трудящийся обязан иметь трудовую книжку, в которую заносятся отметки о произведенных им работах и полученных вознаграждениях и пособиях.
Примечание. Правила о трудовых книжках для трудящихся при сем прилагаются.
81. Рабочее время регулируется правилами, устанавливаемыми в тарифах, вырабатываемых для каждого роде труда в порядке указанием в ст. 7 — 9 настоящего Кодекса.
82. При установлении правил о рабочем времени учреждения, их вырабатывающие, не должны отступать от постановлений настоящего раздела Кодекса Законов о Труде.
83. Нормальным рабочим временем признаётся время; установленное для производства данной работы тарифным положением.
84. Продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не может превышать 8-ми дневных или 7-ми ночных часов.
85. Продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не может превышать 6 часов: а) для лиц, не достигших 18-летнего возраста, и б) в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья (примечание к ст. 14 настоящего Кодекса).
86. В течение нормального рабочего времени трудящимся должен быть предоставляем перерыв для отдыха и принятия пищи.
87. Машины, привода и станки на время перерыва должны быть останавливаемы, кроме случаев, когда остановка их невозможна по техническим условиям или когда они служат для вентиляции, водоотлива, освещения и т. п.
88. Время перерыва, установленного статьей 86, не включается в счет рабочего времени.
89. Перерыв должен иметь место не позднее как через 4 часа после начала работы и продолжительность его не может быть меньше 1/2 часа и больше 2 часов.
Примечание. Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны быть установлены дополнительные перерывы через каждые три часа не менее, чем на 1/2 часа.
90. Трудящиеся располагают временем перерыва по своему усмотрению. В частности им предоставляется на время перерыва отлучаться от места производства работы.
91. Если характер работы таков, что для производства ее требуется время, превышающее нормальный рабочий день, установленный для данной отрасли труда, то для выполнения ее могут быть привлекаемы 2 и более смены трудящихся.
92. При сменной работе, каждая рабочая группа должна производить работу в течение нормального рабочего времени; замена одной группы трудящихся другой группой должна происходить в часы, определенные правилами внутреннего распорядка и без нарушения нормального хода работ.
93. Работа сверх нормального рабочего времени (сверхурочная работа), по общему правилу, не допускается.
94. Сверхурочные работы допускаются в следующих исключительных случаях:
а) при производстве работ, необходимых для предотвращения общественных бедствий и опасностей, грозящих существованию Советского строя и жизни людей;
б) при производстве общественно-необходимых работ по водоснабжению, освещению, канализации и транспорту, для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушивших их правильное функционирование;
в) при необходимости закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной и случайной задержки, по техническим условиям производства, не могла быть закончена в нормальное рабочее время если прекращение этой работы может повлечь за собой порчу материалов и машин;
г) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда расстройство таковых вызывает прекращение работы значительного количества трудящихся.
95. В случае, предусмотренном в п. «в» ст. 94, сверхурочная работа может быть допущена только с согласия соответствующего профессионального союза.
96. На производство сверхурочных работ в случае, указанном в п. «г» ст. 94, кроме установленного предшествующей статьей разрешения, должно последовать дозволение местной инспекции труда.
97. К производству, сверхурочных работ безусловно не допускаются все-лица женского пола, а из лиц мужского пола, не достигшие 18-летнего возраста.
98. Время, потраченное каждым трудящимся на производство сверхурочной работы в течение двух суток подряд, не должно превышать 4-х часов.
99. Не допускается производство сверхурочных работ для возмещения времени, потерянного вследствие опоздания трудящегося на работу.
100. О каждой сверхурочной работе, произведенной трудящимся, должно быть отмечено в его трудовой книжке, с указанием размера вознаграждения, полученного им за производство сверхурочной работы.
101. Общее количество дней, когда в отделениях предприятий, учреждений или хозяйств производятся сверхурочные работы, в течение года не должно превышать 50-ти дней, причем в счет дней включаются и те дни, в которые сверхурочные работы в соответственном отделении производил хотя бы один рабочий.
102. В каждом предприятии, учреждении и хозяйстве должна вестись специальная книга для записи произведенных в нем сверхурочных работ.
103. Всем трудящимся должен быть предоставлен еженедельный непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42-х часов.
104. Работа не производится в особо установленные праздничные дни.
Примечание. Правила о праздничных днях и о днях еженедельного отдыха при сем прилагаются.
105. Накануне дней отдыха нормальный рабочий день всех трудящихся сокращается на 2 часа.
Примечание. Правило настоящей статьи не распространяется на учреждения и предприятия, где продолжительность рабочего дня не превышает 6-ти часов.
106. Всем трудящимся, проработавшим непрерывно не менее 6-ти месяцев, независимо от того, производилась ли работа в одном и том же или в различных предприятиях, учреждениях и хозяйствах, должен быть предоставлен двухнедельный отпуск.
107. Всем трудящимся, проработавшим непрерывно не менее одного года, независимо от того, производилась ли работа в одном и том же или в различных предприятиях, учреждениях или хозяйствах должен быть предоставлен месячной отпуск.
Примечание. Ст. 106 и 107 вступают в силу с 1 января 1919 г.
108. Пользование отдухами может происходить течение всего года, но не должно, нарушь нормального хода работ в предприятиях учреждениях или хозяйствах.
109. Время, порядок, очередь пользования отпускав должны быть установлены по соглашение между органами управления предприятием, учреждением или хозяйством и органами самоуправления трудящихся (фабрично-заводскими и тому подобными комитетами).
110. Производство платной работы во время отпуска воспрещается.
111. Из вознаграждения трудящегося, производившего платную работу во время отпуска, удерживается сумма заработанного им во время отпуска.
112. Отпуском не считается отлучка трудящегося д места работы вызванная экстренными обстоятельствами и производимая с разрешения руководителя работ; пропущенное вследствие таких отлучек рабочее время не подлежит вознаграждению.
Об обеспечении надлежащей производительности труда
113. В целях обеспечения надлежащей производительности труда на всех трудящихся в предприятиях, учреждениях и хозяйствах (государственных, общественных или частных), применяющих чужой труд за вознаграждение и в форд организованного сотрудничала и на органы управления указанные предприятиями, учреждениями и хозяйствами возлагается обязанность точного соблюдения предписаний настоящего раздела Кодекса о норма, выработки, о нормальной производительности и о правилах внутреннего распорядка.
114. Каждый трудящийся в течение нормального рабочего дня и при нормальных условиях должен выполнить количество работы не меньше нормы выработки, установленной для категории и группы, в которую трудящийся зачислен.
Примечание. Нормальными, в смысле настоящей статьи условиями признаются:
а) исправное состояние машин, станков и приспособлений;
б) своевременная подача материалов и инструментов необходимых для выполнения работы;
в) надлежащее качество материалов и инструментов;
г) надлежащее гигиеническое и санитарное оборудование помещения, где производится рота (должное освещение, отопление и т. п.).
115. Установление норм выработки для трудящиеся каждой профессии и определение норм выработки для трудящихся отдельных групп и категорий производите расценочными комиссиями при соответствующих профессиональных организациях (ст. 61).
116. При определении норм выработки расценочная комиссия принимает во внимание количество изделий, вырабатываемое обычно трудящимся данной профессии, группы и категории в течение нормального рабочего дня и при нормальных технических условиях.
117. Установленные расценочной комиссией нормы выработки утверждаются соответствующим отделом труда при участии Совета Народного Хозяйства.
118. Трудящийся, систематически вырабатывающий изделий меньше установленной нормы выработки, может быть, по постановлению соответствующей расценочной комиссии, переведен на другую работу той же группы и категории или же переведен в низшую группу или категорию с соответственным понижением вознаграждения.
Примечание. Постановление о переводе в низшую группу или категорию с понижением вознаграждения может быть трудящимся обжаловано в местный отдел труда и далее в областной отдел труда, решение которого является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
119. Если недостижение нормы выработки является следствием недобросовестности или грубой небрежности трудящегося, он может быть уволен в порядке, указанном в п. «г» ст. 46, без предупреждения за две недели до увольнения (ст. 47).
120. Высшему Совету Народного Хозяйства совместно с Народным Комиссариатом Труда предоставляется в исключительных случаях объявлять об общем понижении или повышении норм выработки и производительности для всех трудящихся и для всех предприятий, учреждений и хозяйств определенного района.
121. Надлежащая производительность труда обеспечивается помимо соблюдения указанных в настоящем разделе постановлений о нормах выработки и о нормах производительности предприятий, учреждений и хозяйств также и правилами внутреннего распорядка.
122. Правила внутреннего распорядка в советских учреждениях устанавливаются органами Советской власти и утверждаются Народным Комиссариатом Труда или его местными отделами.
123. Правила внутреннего распорядка для предприятий и хозяйств советских, национализированных, общественных и частных вырабатываются профессиональными союзами и утверждаются соответствующими Отделами Труда.
124. Правила внутреннего распорядка должны содержать в, себе ясные, точные и по возможности исчерпывающие указания:
а) на общие обязанности всех трудящихся (бережное обращение с вверенными материалами и орудиями труда, подчинение указаниям руководителей относительно исполнения работ, соблюдение установленной нормы рабочего времени и т. д.);
б) на специальные обязанности трудящихся данной отрасли производства (осторожное обращение с огнем при работе в предприятиях, занятых обработкой легко воспламеняющихся материалов, соблюдение особой опрятности при работе в предприятиях, изготовляющих пищевые продукты, и т. п.);
в) на пределы и порядок ответственности за нарушение указанных в п. «а» и «б» обязанностей.
125. Наблюдение за исполнением правил внутреннего распорядка возлагается в Советских учреждениях на ответственных руководителей этих учреждений.
126. Наблюдение за исполнением правил внутреннего распорядка в предприятиях и хозяйствах Советских, национализированных, общественных и частных возлагается на органы самоуправления трудящихся (фабрично-заводские и тому подобные комитеты).
127. Охрана жизни, здоровья и труда лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственной деятельностью, возлагается на инспекцию труда, на технических инспекторов и на представителей санитарного надзора.
128. Инспекция труда находится в ведении Народного Комиссариата Труда и его местных органов (Отделов Труда) и состоит из выборных инспекторов (инспектрис) труда.
129. Инспектора (инспектрисы) труда избираются советами профессиональных союзов.
Примечание I. Порядок избрания инспекторов (инспектрис) труда определяется Народным Комиссариатом Труда.
Примечание II. При отсутствии в районе совета профессиональных союзов, местный отдел труда созывает конференцию из представителей профессиональных организаций, которая и избирает инспекторов (инспектрис) труда.
130. Органы инспекции труда осуществляют возложенные на них задачи по охране жизни и здоровья трудящихся, наблюдая за проведением в жизнь постановлений настоящего Кодекса, декретов, инструкций, распоряжений и других актов Советской власти, направленных на охрану жизни и здоровья трудящихся масс.
131. Для осуществления указанных в ст. 130 целей органы инспекции труда:
а) посещают во всякое время дня и ночи все промышленные заведения своего района и все места, где происходит работа, а также и все существующие при заведении учреждения для рабочих (квартиры, больницы, ясли, бани и проч.);
б) требуют от заведующих предприятиями и хозяйствами, а в предприятиях и хозяйствах, где в управлении принимают участие выборные органы трудящихся (фабрично-заводские комитеты и т. п.), то и от этих органов, объяснений, представления всех необходимых книг, документов и сведений;
в) привлекают к работе по надзору представителей выборных организаций, служащих, а равно и лиц администрации (заведующих, мастеров, смотрителей, десятников и т. п.);
г) привлекают к уголовной ответственности за несоблюдение постановлений настоящего Кодекса, декретов, инструкций, распоряжений и других актов Советской власти, направленных на охрану жизни и здоровья трудящихся;
д) принимают участие в работах профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов в целях выяснения условий труда как в отдельных предприятиях, так и в целых отраслях промышленности.
132. Помимо мер, указанных в предыдущей статье, органы инспекций труда вправе принимать экстренные меры к устранению условий, угрожающих жизни и здоровью рабочих, хотя бы принятие указанных мер и не было предусмотрено специальным законом или постановлением, инструкцией либо распоряжением Народного Комиссариата Труда или местного отдела труда.
Примечание. О принятых в порядке, указанном в настоящей статье, чрезвычайных мерах охраны жизни и здоровья трудящихся органы инспекции труда немедленно извещают местный отдел труда, от которого зависит оставить в силе или отменить их распоряжение.
133. Подробные постановления об объеме и порядке деятельности органов инспекции труда устанавливаются инструкциями и распоряжениями, издаваемыми Народным Комиссариатом Труда.
134. Наблюдение за точным применением и исполнением распоряжений, правил и обязательных постановлений по технике безопасности принадлежит техническим инспекторам.
135. Технические инспектора из числа специалистов-техников назначаются местными отделами труда и в пределах своей компетенции выполняют все обязанности, предписанные статьей 131 настоящего Кодекса инспекторам труда.
136. Технические инспектора в деятельности своей руководствуются, кроме общих постановлений, распоряжений и инструкций Народного Комиссариата Труда, также указаниями, исходящими от технического подотдела местного отдела труда.
137. Деятельность органов санитарного надзора определяется указаниями, исходящими от Народного комиссариата здравоохранения, по соглашению с Народным Комиссариатом Труда.
ПРАВИЛА О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
1) Нетрудоспособность лиц устанавливается: освидетельствованием, производимым бюро врачебной экспертизы при общегородских районных и областных общестраховых кассах, а также при кассах страхования от несчастных случаев или при заменяющих их учреждениях.
Примечание. В случае невозможности образования бюро врачебной экспертизы при соответствующей страховой кассе бюро экспертизы может быть образовано при медико-санитарном отделе местного Совета депутатов, но в деятельности своей должно руководствоваться общими указаниями и инструкциями страховых касс.
2) В состав бюро экспертизы входят: а) врачи-специалисты,, в числе не менее 3-х, б) представители правления кассы, в) санитарные техники по назначению правления кассы, г) представители профессиональных союзов.
Примечание. Врачи-специалисты, входящие в состав бюро экспертизы, приглашаются медико-санитарным отделом кассы, по соглашению с правлением кассы, преимущественно из числа врачей больничных касс и утверждаются в должности делегатским собранием кассы.
3) При освидетельствовании в заседании врачебной комиссии могут присутствовать те, от кого исходит ходатайство об освидетельствовании.
4) Дело об установлении нетрудоспособности может быть возбуждено любым лицом и учреждением.
5) Заявления об освидетельствовании подаются в соответствующую страховую кассу по местожительству лица, об освидетельствовании коего возбуждено ходатайство.
6) Освидетельствование производится в специально отведенном помещении соответствующей страховой кассы.
Примечание. Если доставление подлежащего освидетельствованию в помещение страховой кассы ввиду его болезненного состояния будет признано неудобным, освидетельствование производится по местожительству свидетельствуемого.
7) О дне, часе и месте заседания бюро врачебной экспертизы соответствующая страховая касса извещает каждое лицо, подлежащее освидетельствованию в данном заседании бюро экспертизы.
8) Бюро врачебной экспертизы предоставляется при освидетельствовании пользоваться всеми приемами, принятыми в медицине для установления факта утраты трудоспособности.
9) Заседанию бюро врачебной экспертизы ведется подробный протокол, а о результатах освидетельствования составляется акт за подписью всех членов бюро.
10) Подвергшемуся освидетельствованию и признанному утратившим трудоспособность бюро врачебной экспертизы выдает свидетельство.
Примечание. Копия выданного свидетельства остается в делах бюро.
11) Как в акте, так и в свидетельстве должно быть указано, является ли утрата трудоспособности постоянной или временной. Если утрата трудоспособности является временной, то в акте и свидетельстве должно содержаться указание на то, в какой срок должно быть произведено вторичное переосвидетельствование.
12) В случаях признания утраты трудоспособности соответствующая страховая касса о состоявшемся признании извещает отдел социального обеспечения при местном Совете депутатов, указывая имя, фамилию, местожительство лица, утратившего трудоспособность, и характер утраты трудоспособности (временная или постоянная утрата трудоспособности).
13) Постановление бюро экспертизы о признании или непризнании утраты трудоспособности может быть обжаловано заинтересованными лицами в Народный Комиссариат Здравоохранения.
14) От Народного Комиссариата Здравоохранения зависит оставить жалобу без последствий или распорядиться о переосвидетельствовании лица в новом составе бюро экспертизы.
15) Решение бюро экспертизы в новом составе считается окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
16) Переосвидетельствование для признания восстановления трудоспособности производится в том же порядке, как и первоначальное освидетельствование, и с соблюдением постановлений статей настоящих правил.
17) Экспертизы застрахованных производятся за счет соответствующей страховой кассы. Расход по экспертизе незастрахованных ложится на соответствующее предприятие, учреждение или хозяйство.
18) Народному Комиссариату Труда предоставляется, по мере надобности, изменять и дополнять настоящие правила о порядке освидетельствования нетрудоспособности.
Приложение к ст. 78
ПРАВИЛА О ВЫДАЧЕ ПОСОБИЙ ТРУДЯЩИМСЯ ВО ВРЕМЯ ИХ БОЛЕЗНИ
1. Каждый трудящийся во время его болезни получает пособие и врачебную помощь от местной больничной кассы, участником которой он состоит.
Примечание I. Одновременно можно состоять участником только одной больничной кассы.
Примечание II. Лицо, заболевшее вне района действия той местной больничной кассы, участником которой оно состоит, получает пособие от той местной больничной кассы, в районе действия которой оно во время болезни проживает, но при этом все расходы производятся за счет кассы, участником которой данное лицо состоит.
2. Денежные пособия по случаю болезни выдаются больничными кассами с первого дня болезни участника кассы по день выздоровления, исключая те дни, в которые он работал и, следовательно, получал вознаграждение от того предприятия, учреждения или хозяйства, сотрудником которого он состоит.
3. Пособия по случаю болезни выдаются в размере вознаграждения, установленного для трудящегося соответственной группы и категории.
Примечание I. Принадлежность к той или иной группе и категории устанавливается местной больничной кассой через отдел распределения рабочей силы и профессиональные союзы.
Примечание II. Размер пособий для беременных и рожениц устанавливается особыми постановлениями Народного Комиссариата Труда.
Примечание III. Народному Комиссариату Труда предоставляется в особо исключительных случаях понижать размеры выдаваемых пособий до пределов прожиточного минимума, установленного для данной местности.
4. Помимо денежных пособий больничные кассы бесплатно оказывают больным участникам касс и врачебную помощь во всех видах (первоначальную помощь, амбулаторное лечение, лечение на дому, санаторное и курортное лечение и т. д.).
Примечание. Для предоставления врачебной помощи всякая местная больничная касса самостоятельно, или совместно с другими местными кассами, может устраивать и содержать собственные амбулатории, приемные покои, больницы и проч., а также входить в соглашение с отдельными врачами и учреждениями.
5. Средства местных больничных касс образуются:
а) из взносов от предприятий, учреждений и хозяйств, безразлично советских, общественных или частных, применяющих чужой труд за вознаграждение;
б) из пеней за просрочку взносов;
в) из доходов от имуществ кассы;
г) из случайных поступлений.
Примечание. Средства местных больничных касс образуют единый фонд страхования от болезни.
6. Размер взносов в местные больничные кассы от предприятий, учреждений и хозяйств, пользующихся чужим трудом за вознаграждение, периодически определяется Народным Комиссариатом Труда.
Примечание I. Если означенные взносы не поступают в срок, указанный местными больничными кассами, то они принудительно взыскиваются местным отделом труда, причем помимо основной суммы взимается в пользу больничной кассы еще пеня в размере 10% невнесенной в срок суммы.
Примечание II. Если просрочка в платеже взносов произошла по вине ответственных руководителей просрочившего предприятия, учреждения или хозяйства, то пеня взыскивается из личных средств этих последних.
7. Постановления больничных касс могут быть в двухнедельный срок обжалованы отделу труда.
Постановления отделов труда окончательны и дальнейшему обжалованию не подлежат.
8. Народному Комиссариату Труда предоставляется, по мере надобности, изменять и дополнять настоящие правила о выдаче пособий трудящимся во время их болезни.
Приложение к ст. 79
ПРАВИЛА О БЕЗРАБОТНЫХ И О ВЫДАЧЕ ИМ ПОСОБИЙ
1. Безработным признается всякий, обязанный трудовой повинностью гражданин Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, зарегистрированный в местном отделе распределения рабочей силы как не имеющий работы по своей специальности, и за вознаграждение, установленное в соответствующем тарифе.
2. К безработным приравниваются также: а) получившие работу продолжающуюся не более двух недель (ст. 25 настоящего Кодекса), б) получившие работу не по своей специальности и исполняющие ее временно, до получения работы по своей специальности (ст. 29 и 30 настоящего Кодекса).
3. Правами безработных не пользуются: а) лица, вопреки постановлениям ст. 1, 24 и 29 настоящего Кодекса, уклоняющиеся от трудовой повинности и не принимающие предоставляемой им работы; б) лица, не зарегистрированные в местном отделе распределения рабочей силы в качестве безработных (ст. 21 Кодекса); в) лица, самовольно оставившие работу в течение срока, установленного в ст. 53 Кодекса.
4. Все указанные в ст. 1 и 2 настоящих правил лица имеют право на предоставление им постоянной (на срок, превышающий 2 недели) работы по их специальности, в порядке очереди, устанавливаемой для каждой специальности в списках отдела распределения рабочей силы.
5. Лица, указанные в ст. 1 и п. «б» ст. 2 настоящих правил, имеют право на получение пособия из местной кассы безработных.
6. Пособие безработным, указанным в ст. 1 настоящих правил, выдается в полном размере вознаграждения, причитающегося им, как трудящимся, занесенным расценочной комиссией в определенную, установленную соответствующим тарифом, группу, и категорию (ст. 61).
Примечание. Народному Комиссариату Труда предоставляется в особо исключительных случаях понижать размер выдаваемых безработным пособий до пределов прожиточного минимума, установленного для данной местности.
7. Пособие трудящимся, работающим не по специальности (п. «б» ст. 2 настоящих правил), выдается в размере разницы между вознаграждением, причитающимся им, как трудящимся, занесенным в определенную группу и категорию, и вознаграждением, фактически получаемым ими, если последнее меньше первого.
8. Безработный, желающий воспользоваться правом на пособие, подает соответствующее заявление в местную кассу безработных, прилагая к нему:
а) регистрационную карточку местного отдела распределения рабочей силы и б) удостоверение расценочной комиссии о зачислении его в определенную группу и категорию трудящихся.
9. Выдаче пособия должны предшествовать проверка наличности безработицы и ее оснований и установление факта принадлежности безработного к той или иной группе и категории. Проверка производится местной кассой безработных при помощи отдела распределения рабочей силы и соответствующего профессионального союза.
10. При наличности уважительных причин местная касса безработных может отказать заявителю в выдаче пособия.
11. Об отказе в выдаче пособия местная касса безработных обязана сообщить заявителю в трехдневный с момента поступления заявления срок.
12. Постановления местной кассы безработных могут быть обжалованы заинтересованными лицами в двухнедельный срок в местный отдел труда, а постановления местного отдела труда — в областной отдел труда. Постановления областного отдела труда окончательны и дальнейшему обжалованию не подлежат.
13. Выдача пособия безработному начинается не ранее фактического оставления работы и не позднее четвертого дня безработицы.
14. Выдача пособий производится из фонда страхования безработных.
15. Фонд страхования безработных образуется: а) из взносов, производимых всеми предприятиями, учреждениями и лицами, применяющими чужой труд за вознаграждение, б) из пеней и штрафов, налагаемых за несвоевременность взносов, в) из случайных поступлений.
16. Размер и порядок взимания указанных в ст. 15 настоящих правил взносов, пеней и штрафов устанавливается ежегодно специальным постановлением Народного Комиссариата Труда.
Приложение к ст. 80
ПРАВИЛА О ТРУДОВЫХ КНИЖКАХ
1. Все трудоспособные граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики при зачислении их расценочными комиссиями профессиональных союзов в определенную группу или категорию (ст. 61 Кодекса) получают бесплатно трудовые книжки.
Примечание. Форма трудовых книжек вырабатывается Народным Комиссариатом Труда.
2. Каждый трудящийся при поступлении его на работу в предприятие, учреждение или хозяйство, применяющее чужой труд в форме организованного сотрудничества, предъявляет свою трудовую книжку органам управления предприятием, учреждением или хозяйством, а при поступлении на работу к частному лицу — этому последнему.
Примечание. Копия трудовой книжки должна храниться у органов управления того предприятия, учреждения или хозяйства, где трудящийся в данный момент свой труд применяет, или у частного лица, у которого трудящийся работает.
3. Все выполненные трудящимся работы (в течение нормального рабочего дня, сдельные, сверхурочные) и все полученные им в качестве трудящегося суммы (вознаграждение деньгами или натурой, пособия из фонда безработных или из больничной кассы) должны быть заносимы в трудовую книжку.
Примечание. В трудовую книжку должны заноситься также сроки отпусков, время прогулов и болезни, а также взыскания, налагаемые на трудящегося во время и по поводу его трудовой деятельности.
4. Каждая запись в трудовой книжке должна быть датирована и подписана лицом, занесшим ее в книжку, и трудящимся (если он грамотный), который своей подписью удостоверяет правильность записанного.
5. В трудовой книжке указывается:
а) имя, фамилия и время рождения владельца книжки;
б) название и адрес профессионального союза, к которому принадлежит трудящийся;
в) группа и категория, в которую трудящийся зачислен расценочной комиссией.
6. При увольнении трудящегося трудовая книжка от него ни в коем случае не отбирается. При замене старой книжки новой, старая книжка должна быть оставлена у трудящегося.
7. При утрате трудящимся своей трудовой книжки, ему должна быть выдана другая с возобновлением всех бывших в утерянной книжке записей, но в этом случае с утерявшего книжку может быть взыскана плата в размере, установленном правилами внутреннего распорядка.
8. Трудящийся обязан предъявлять свою трудовую книжку по требованию:
а) уполномоченных органов того предприятия, учреждения или хозяйства, где он работает;
б) отдела распределения рабочей силы;
в) профессионального союза;
г) органов рабочего контроля и охраны труда;
д) страховых касс или заменяющих их органов.
Приложение к ст. 104
ПРАВИЛА ОБ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОМ ОТДЫХЕ И О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ
1. Во всех отраслях труда устанавливается день еженедельного отдыха.
2. День еженедельного отдыха определяется Народным Комиссариатом Труда по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства и Всероссийским Советом Профессиональных Союзов.
3. Об установленных, в указанном в ст. 2 настоящих правил порядке, днях отдыха Народный Комиссариат Труда производит публикацию в Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, в Собрании Узаконений и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства.
4. Соблюдение установленных еженедельных дней отдыха обязательно для всех трудящихся, кроме занятых в указанных в ст. 6 настоящих правил предприятиях, но местному отделу труда, по соглашению с местным советом профессиональных союзов, в зависимости от особых местных условии и состава населения, предоставляется установить для отдельных местностей и для отдельных предприятий или групп их иные дни отдыха.
5. При установлении дня отдыха для трудящихся в учреждениях и предприятиях торговых, трудящиеся каждой отрасли торговли разбиваются на группы, и для каждой группы устанавливается особый, не совпадающий с днем отдыха другой группы, еженедельный день отдыха.
6. В предприятиях, деятельность которых по характеру своему является непрерывной, работа может производиться в общеустановленные дни отдыха, а взамен общеустановленных дней отдыха определяются особые выходные дни для каждой группы трудящихся.
Примечание. Порядок пользования выходными днями устанавливается указанными в ст. 4 настоящих правил учреждениями.
7. Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 года;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции.
8. Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками, заранее опубликовывая таковые во всеобщее сведение, при том непременном, однако, условии, чтобы такие дни отдыха не оплачивались.
Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918; № 87-88. Ст. 905.