в наши дни принята концепция создания
В наши дни принята концепция создания
К 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них. Такие показатели зафиксированы в Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, утверждённой Председателем Правительства Михаилом Мишустиным.
В документе сформулированы первоочередные задачи для формирующейся отрасли. В их числе – развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, выведение на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры.
Также подчёркивается необходимость совершенствования регуляторной среды. В частности, планируется разработать порядок проектирования парковочных пространств для электротранспорта, актуализировать ряд технических регламентов и документов в сфере стандартизации.
Комментарий
Важнейшее направление работы – поддержка производства электромобилей и стимулирование спроса на них. Такие транспортные средства, например, будут включены в программы льготного кредитования и лизинга, а со следующего года планируется запустить эксперимент по свободному проезду электромобилей по платным дорогам. Кроме того, производителям электротранспорта и аккумуляторов будут доступны субсидии на софинансирование затрат, связанных со строительством заводов, а также специальные инвестиционные контракты (СПИК).
На аналогичную поддержку смогут рассчитывать и производители водородных топливных элементов. Полный перечень мероприятий, направленных на развитие этой подотрасли, будет представлен в течение трёх месяцев.
Необходимое условие для более активного использования электротранспорта – создание разветвлённой сети зарядных устройств. Для этого уже осенью Правительство определит перечень территорий, на которых начнётся формирование такой инфраструктуры. Также будут приняты правила предоставления субсидий на открытие станций.
Реализация концепции рассчитана на два этапа. По итогам первого (до 2024 года) будет подготовлена база для массового производства электромобилей. По итогам второго (2025–2030 годы) их выпуск должен достичь 10% от общего объёма производства транспортных средств в стране. Всего же, как ожидается, в процессе формирования новой отрасли будет создано не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
Принятый документ поможет сформировать условия для производства и использования электротранспорта в России, позволит отечественным производителям занять свою нишу на глобальном рынке.
Принята концепция развития электротранспорта почти на 600 млрд рублей
Премьер-министр Михаил Мишустин 23 августа утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 г. Она будет реализована в два этапа: с 2021 по 2024 и с 2025 по 2030 г. К концу первого этапа планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране.
К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет как минимум до 72 000. В России до 2030 г. планируется запустить производство ячеек для аккумуляторных батарей и построить 1000 водородных заправок для техники на этом виде топлива.
Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – это внебюджетные источники (499 млрд руб.), уточнили «Ведомостям» в пресс-службе правительства. До 2024 г. на реализацию концепции будет направлено 47,6 млрд руб., из них 9,6 млрд – из бюджета и 38 млрд – из Фонда национального благосостояния.
Как писали «Ведомости», ранее обсуждались другие параметры финансового обеспечения концепции: июньский вариант предполагал, что на ее реализацию потратят 777 млрд руб., включая бюджетные и внебюджетные источники, хотя еще в апреле речь шла о 418 млрд руб.
Представитель Минэкономразвития не пояснил «Ведомостям», почему в итоговом варианте размер определен именно на таком уровне – около 600 млрд руб.
примерно столько новых электромобилей было приобретено в России с начала 2021 г., сообщило Минэкономразвития со ссылкой на данные Минпромторга и агентства «Автостат». Это в 7 раз больше, чем в январе – мае 2020 г. Россияне также купили более 2000 электромобилей с пробегом. Среди новых электрокаров лидируют такие марки премиум-класса, как Porsche Taycan, Audi e-tron и Tesla Model 3. На вторичном рынке лидер – Nissan Leaf с долей 85%. Четверть всех электрокаров в стране приходится на Приморский край и Иркутскую область, на 3-м месте Москва. В пятерку крупнейших региональных парков попадают Хабаровский и Краснодарский край
Отдельного стратегического документа по электротранспорту в РФ до сих пор не было. Но целевые показатели по этому виду техники обозначены в стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 г., утвержденной в 2018 г. Она предусматривает, что к 2020 г. доля новых электромобилей в структуре продаж должна достичь 1–1,5%, а к 2025 г. – 4–5% (85 000–100 000 машин в год).
Развивать рынок электротранспорта правительство планирует с помощью программ поддержки спроса: для них введут льготный лизинг, льготное кредитование, а владельцы будут иметь льготу по транспортному налогу, следует из концепции. Также россияне получат 25%-ную скидку при покупке электромобиля. Но она будет предоставляться только на локализованные в России модели, поясняли ранее в Минэкономразвития. Также правительство готово заключать специнвестконтракты (предполагают ряд льгот для инвесторов) с производителями для локализации производства электромобилей и комплектующих для них.
Концепция предусматривает активное развитие сети зарядных станций – в сентябре 2021 г. профильные ведомства сформируют перечень территорий и дорог федерального значения, где зарядки будут установлены в первую очередь. Региональным властям рекомендуется рассмотреть введение бесплатной парковки для электрокаров. А с 2024 г. может быть установлена минимальная доля российских электромобилей, которые будут использовать для государственных нужд, с 2029 г. – минимальная доля продаж электрокаров на российском рынке для автопроизводителей и импортеров, следует из документа. С 2022 г. будет запущен эксперимент по бесплатному проезду автомобилей с электродвигателями по платным трассам.
Российский рынок электротранспорта существенно отстает от мирового уже сейчас, признают авторы концепции. По состоянию на 2020 г. парк электромобилей в России насчитывает до 11 000 шт. (менее 1% от общего автопарка). При этом мировые продажи электромобилей в прошлом году составили 4,2% от продаж новых автомобилей, или 3,1 млн шт., следует из документа.
В России есть только два актуальных проекта электромобилей – Zetta предпринимателя Дениса Щуровского и «Кама», разработанная «Камазом» и Петербургским политехническим университетом. Но ни одна из этих машин пока не выпускается серийно. Zetta не может найти финансирование для старта, «Камаз» ведет проработку организации производства и привлечения инвестиций. Генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин в декабре 2020 г. говорил, что запуск в серию «Камы» состоится не ранее 2023–2024 гг.
Более динамично в РФ развивается сегмент электробусов. Три проекта находятся на стадии серийного производства и эксплуатации – электробусы «Камаза», ГАЗа и «Волгабаса». Ежегодно в России выпускают более 300 электробусов. Но при производстве аккумуляторов для этих машин сегодня используются японские ячейки. Построить первый в России завод по производству отечественных ячеек и аккумуляторов намерена компания «Рэнера» («дочка» «Росатома»). Запуск первой очереди намечен на 2025 г., рассказывал в марте «Ведомостям» генеральный директор компании Эмин Аскеров.
Эксперт SBS-Consulting Дмитрий Бабанский говорит, что поставленная в концепции цель по выпуску не менее 10% автомобилей на электротяге к 2030 г. вполне достижима. Это порядка 200 000 шт. в год, уточняет он. Но суммы господдержки, заложенные в концепции, эксперт считает недостаточными. «Отсутствуют финансовые меры поддержки НИОКР или трансфера технологий», – указывает он.
Бабанский добавляет, что заявленные объемы производства уже сильно отстают от мировых: целевые 200 000 электромобилей в РФ потребуют выпуска аккумуляторных ячеек на 10–12 ГВт ч ежегодно, тогда как один завод корейской LG Chem по производству аккумуляторов в Польше уже сейчас планирует расширяться до 65 ГВт ч в год.
Но аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов говорит, что меры поддержки, заложенные в концепции, «адекватны актуальному состоянию отрасли». «Пока рынок электротранспорта в РФ находится на начальном этапе развития. Ситуация в ближайшие годы не изменится. Необходимо накопить критическую массу электромобилей в стране – это десятки тысяч единиц техники. Тогда у инвесторов появится стимул вкладываться в инфраструктуру для них», – поясняет Беспалов. По прогнозу Минэкономразвития, переломный момент на рынке произойдет в 2025 г., когда доля новых электромобилей достигнет 3–5% от общего количества проданной автотехники.
Независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев подчеркивает, что в России пока нет успешной массовой модели электромобиля, а вопросы развития продуктовой линейки никак не отражены в концепции. «Даже с учетом скидки в 25% [при покупке электромобиля] непонятно, какой будет продукт за 2,5 млн руб. и предпочтет ли потребитель подержанный, комфортный Audi с двигателем внутреннего сгорания или новый российский электрокар», – считает Бургазлиев.
В наши дни принята концепция создания
В России планируется создать систему поддержки креативного сектора экономики. Для этого разработана Концепция развития творческих индустрий, которую своим распоряжением утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Комментарий
Творческие (креативные) индустрии – это сферы деятельности, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. В числе таких индустрий – кинематография, архитектура, изобразительное и театральное искусство, мода, дизайн, реклама. Все эти сферы при должной поддержке могут привлекать инвестиции, составлять значимую долю ВВП, способствовать созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом.
Утверждённая Правительством концепция призвана реализовать потенциал творческих индустрий во всех регионах с учётом их особенностей и специфики. В рамках этой работы будут проанализированы действующие меры поддержки, определены и масштабированы наиболее эффективные из них.
Предполагается, что системная государственная поддержка креативных индустрий позволит к 2030 году увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,2 до 6%, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15%.
Подробный план мероприятий по реализации концепции разработает Министерство культуры. Он будет представлен в Правительство до 1 марта 2022 года.
Об утверждении концепции Михаил Мишустин сообщил на совещании с вице-премьерами 27 сентября. «Это ещё один важный инструмент достижения национальных целей, которые определил Президент», – сказал Председатель Правительства.
По его словам, в России есть все возможности для эффективного продвижения в сфере творческих (креативных) индустрий. «Наша задача – создать условия, которые помогут людям использовать такие ресурсы для увеличения доли креативного предпринимательства во всех секторах экономики», – подчеркнул Михаил Мишустин.
В наши дни принята концепция создания
Распоряжение от 3 июня 2019 года №1189-р, постановление от 3 июня 2019 года №710. Создание и функционирование национальной системы управления данными приведёт к повышению эффективности принятия управленческих решений на основе использования государственных информационных ресурсов в целях улучшения качества и доступности для граждан государственных, муниципальных и коммерческих услуг.
Документы
Распоряжение от 3 июня 2019 года №1189-р
Постановление от 3 июня 2019 года №710
Внесены Минкомсвязью России.
Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрено создание национальной системы управления данными (далее – НСУД).
Комментарии
Распоряжением №1189-р утверждена Концепция создания и функционирования НСУД. Концепцией определяются цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описываются основные составляющие её элементы и участники. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») её создания, который предусматривает в первую очередь разработку соответствующей нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными.
В целях минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД постановлением №710 принято решение о проведении с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года эксперимента по апробации основных подходов к созданию НСУД на данных, предоставляемых органами государственной власти. В эксперименте, в частности, будут участвовать Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, ФНС, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при Правительстве России, Центральная избирательная комиссия, Банк России, банки и страховые организации, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации на добровольной основе.
В наши дни принята концепция создания
Концепция предполагает полный переход к принципам «социального казначейства».
Документ
Распоряжение от 26 февраля 2021 года №431-р
В России появится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки. С её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Об этом говорится в Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, которую утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Новая платформа объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на неё будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки.
Комментарий
Концепция станет базой для создания системы «социального казначейства», которая позволит предоставлять социальную помощь максимально оперативно, удобно и адресно. Работа по развитию «социального казначейства» ведётся в рамках общенационального плана по восстановлению экономики, который Михаил Мишустин утвердил в 2020 году.
Концепция содержит подробный перечень мероприятий, которые планируется реализовать. Среди ближайших из них – проведение эксперимента не менее чем в семи пилотных регионах по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном порядке. Для этого региональные власти переведут работу по начислению пособий, компенсаций и льгот на единую цифровую платформу. В будущем такую практику планируют распространить по всей стране.
Также в 2021 году заработает единый контакт-центр. С его помощью граждане смогут круглосуточно получать персональные консультации по федеральным мерам поддержки, которые им положены. Чуть позже такой формат информирования охватит социальную помощь, предоставляемую также на региональном и муниципальном уровнях.
Кроме того, уже в этом году опекуны и законные представители смогут оформлять пособия на подопечных в электронном виде с помощью портала госуслуг. Сейчас для этого требуется их личное присутствие и предоставление бумажных документов. Граждане с инвалидностью смогут взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы по интернету и дистанционно получать все необходимые документы.
Возможности упрощённого использования материнского капитала также будут расширены. Его средства можно будет напрямую направлять через банковское приложение не только на погашение ипотеки, но и на оплату обучения.
Это лишь часть мероприятий, которые предусмотрены концепцией. Постепенно к 2025 году все меры социальной поддержки перейдут в электронный формат и будут предоставляться гражданам без заявлений и подтверждающих документов.
Конечно, «цифра» не заменит личного взаимодействия с людьми. Центры занятости, отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования будут сохранены. Граждане при желании, как и раньше, смогут обращаться в органы соцзащиты лично.
Перевод социальных услуг в «цифру» обсуждался на совещании с вице-премьерами 1 марта. Михаил Мишустин напомнил, что такой подход уже был апробирован в прошлом году, когда семьям с детьми автоматически начислялись президентские выплаты. «Необходимо, чтобы все меры социальной поддержки можно было получать так же быстро и удобно. Это то, к чему мы стремимся в своей работе», – подчеркнул глава Правительства.