в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю

русский язык егэ 6 вариант номера : 1 4 5 6 7 13 14 15

1)
(1)Болота всегда считались гиблым, безжизненным местом, обиталищем нечистой силы. (2) чем больше учёные изучали болота, тем больше убеждались, что их животный и растительный мир богат и разнообразен. (3)Болота являются источником лекарственного, кормового и пищевого растительного сырья, там гнездятся водоплавающие птицы и обитает множество животных, жизнь которых тесно связана с водой.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1,Изучая болота, учёные пришли к выводу о том, что это не безжизненное место, что болота имеют богатый и разнообразный животный и растительный мир.
2,Болота всегда считались гиблым и безжизненным местом, потому что там гнездятся водоплавающие птицы и обитает множество животных, жизнь которых тесно связана с водой.
3,Болота являются источником лекарственного, кормового и пищевого растительного сырья, там гнездятся водоплавающие птицы и обитает множество животных, жизнь которых тесно связана с водой.
4,Изучение болот, которые всегда считались безжизненным местом, убеждало в том, что болота имеют богатый и разнообразный животный и растительный мир.
5,Изучая болота, учёные пришли к выводу, что это гиблое, безжизненное место, обиталище нечистой силы.

2)
одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

3)
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Самые большие ПЕСЧАНЫЕ холмы Сахары могут достигать высоты Эйфелевой башни.
Лучший способ увидеть город — купить АБОНЕМЕНТ на посещение смотровой площадки.
В лаборатории нам удалось рассмотреть МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ частицы, не видимые невооружённым глазом.
В очень жаркие дни ДОЖДЛИВЫЕ капли исчезают, не успев упасть на землю.
Эта живописная долина будто специально создана для уединения и ПРАЗДНОГО времяпровождения.

4)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Многим путешествующим людям известен необычный феномен, когда звук голоса человека или какой-либо иной звук слышен на весьма далёком расстоянии.

5)
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

сделай чай СЛАЩЕ
более ПОЛУТОРА тонн
без новых САПОГ
сок из АПЕЛЬСИН
ДОСТИГ успеха

6)
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

К сожалению, пьеса была (НЕ) ОКОНЧЕНА.
Все ученики, (НЕ) ЗНАВШИЕ ответа, подняли руки.
Помещение было маленьким и вовсе (НЕ) УЮТНЫМ.
После перерыва к столу (НЕ) СПЕШНО подошёл старик.
Опытному капитану (НЕ) СТРАШЕН даже ураганный ветер.

7)
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Он посмотрел (В) ДАЛЬ, и лицо его изменилось ТАК (ЖЕ), как и вчера.
ЧТО (БЫ) ни говорили мне окружающие, это только усиливало моё желание делать всё (НА) ПЕРЕКОР.
Старик ЧТО (ТО) тихо бормотал (ПО) РУССКИ.
(НА) ПРОТЯЖЕНИИ месяца мы каждый день отправляли письма (ЗА) ГРАНИЦУ.
Лагерь был (ПО) ЗАДИ, и мы опять шли (НА) ВСТРЕЧУ ветру.

7)
Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) пишется НН.

Зимой ледя (1)ые склоны Арагаца, самой высокой горы совреме (2)ой Армении, завале (3)ы снегом и доступны только оснащё(4)ому сложным оборудованием вездеходу с закреплё(5)ыми по бокам брёвнами.

Источник

Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку

Практика по материалам открытого банка ФИПИ.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.

2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.

3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.

4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.

7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу

9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз

10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.

11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.

13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.

14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.

16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.

18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.

19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.

20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.

22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.

1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45

Источник

Урок русского языка в 9 классе на тему «§ 10. Повторение темы «Сложносочиненное предложение».»

в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Смотреть фото в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Смотреть картинку в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Картинка про в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Фото в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю

Русский язык. 9 класс. Урок № 11.

Повторение темы «Знаки препинания в ССП».

Повторение темы «Общий второстепенный член в ССП».

Повторение темы «Синтаксический разбор ССП».

Новая тема. «Пунктуационный разбор ССП» (презентация).

§ 10. Повторение темы «Сложносочиненное предложение».

Повторение темы «Знаки препинания в ССП».

Задание № 1 (презентация): распределите (на слух) номера ССП на 2 группы: 1) между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая, 2) между простыми предложениями в ССП не ставится запятая (есть общий второстепенный член).

(1, 3, 4, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 19)

Запятая не ставится (есть общий второстепенный член)

(2, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 20)

(3) Ветер ворошил листья деревьев, и за шелестом их уже не слышно было певучего говора ручья.

(5) В марте всё звон­че капель и всё сильнее аромат сочно-смолистых набухающих почек.

(4) Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя.

(6) Громовой удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра.

(9) Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку.

(12) Чичиков дал ей медный грош, и она побрела восвояси.

(18) Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости.

(19) Мы с Печориным сидели на почетном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати.

Повторение темы «Общий второстепенный член в ССП».

Задание № 2 (выполняется на карточке): подчеркните в предложениях грамматическую основу и общий второстепенный член:

(1) Здесь краски не ярки и звуки не резки. (2) Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. (3) От ветра на воде пробегала лёгкая рябь и шуршали прибрежные камыши. (4) С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже. (5) В большом зале уже гремел оркестр и начались танцы. (6) По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах пока­зались огни. (7) Во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой пыли и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. (8) Вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики. (9) Только к полуночи остыла накалённая земля и стало по-настоящему прохладно. (10) После полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер.

Повторение темы «Синтаксический разбор ССП».

Задание № 3 (письменно в тетради): осуществите синтаксический разбор следующего предложения (знаки препинания не расставлены):

Лишь изредка в ясном небе проплывали белые распушившиеся на вышнем ветру облачка и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали коснувшись дальнего берега. (Шолохов М. А. «Тихий Дон»)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным соединительным союзом «и»:

Новая тема. «Пунктуационный разбор ССП».

Порядок пунктуационного разбора:

1. Объяснить знак препинания в конце предложения (. ).

2. Объяснить знаки препинания между частями сложного предложения.

3. Объяснить знаки препинания внутри простых предложений в составе сложного.

Образец пунктуационного разбора:

Упражнение № 63 (два предложения под № 1): (а) спишите, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы; (в) выполните пунктуационный разбор предложений.

(2) Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, (1) следственно, (2) была влюблена. (3)

§ 10. Повторение темы «Сложносочиненное предложение».

Задание № 4: (а) прочитайте предложения, расставляя знаки препинания; (б) выпишите из СПП грамматические основы, (в) укажите разряд сочинительных союзов:

(1) Под защитой береговых обрывов море сравнительно спокойно зато около устьев рек порывы ветров бывают сильнее. (2) Многие спокойные реки начинаются водопадами а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. (3) Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще. (4) Друг научит а недруг проучит. (5) Подморозило и дорожки в саду покрылись первым снегом. (6) Замолкнут соловьи и холодом повеет и ясных вешних дней навек угаснет свет. (7) Здоровье важнейший элемент счастья а лучший способ быть здоровым это трудиться. (8) После длительного перехода люди очень устали лошади тоже нуждались в отдыхе. (9) В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился голос домового сычика. (10) Синицы ссорились и трещали и этот треск сливался в веселую мелодию.

— списать, расставляя знаки препинания;

подчеркнуть грамматические основы;

выполнить пунктуационный разбор предложений.

Повторение темы «Знаки препинания в ССП».

Задание № 1: распределите (на слух) номера ССП на 2 группы: 1) между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая, 2) между простыми предложениями в ССП не ставится запятая (есть общий второстепенный член).

Повторение темы «Общий второстепенный член в ССП».

Задание № 2 (выполняется на карточке): подчеркните в предложениях грамматическую основу и общий второстепенный член:

(1) Здесь краски не ярки и звуки не резки. (2) Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. (3) От ветра на воде пробегала лёгкая рябь и шуршали прибрежные камыши. (4) С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже. (5) В большом зале уже гремел оркестр и начались танцы. (6) По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах пока­зались огни. (7) Во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой пыли и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. (8) Вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики. (9) Только к полуночи остыла накалённая земля и стало по-настоящему прохладно. (10) После полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер.

Повторение темы «Синтаксический разбор ССП».

Задание № 3 (письменно в тетради): осуществите синтаксический разбор следующего предложения (знаки препинания не расставлены):

Лишь изредка в ясном небе проплывали белые распушившиеся на вышнем ветру облачка и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали коснувшись дальнего берега. (Шолохов М. А. «Тихий Дон»)

Новая тема. «Пунктуационный разбор ССП».

Упражнение № 63 (два предложения под № 1): (а) спишите, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы; (в) выполните пунктуационный разбор предложений.

§ 10. Повторение темы «Сложносочиненное предложение».

Задание № 4: (а) прочитайте предложения, расставляя знаки препинания; (б) выпишите из СПП грамматические основы, (в) укажите разряд сочинительных союзов:

(1) Под защитой береговых обрывов море сравнительно спокойно зато около устьев рек порывы ветров бывают сильнее. (2) Многие спокойные реки начинаются водопадами а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. (3) Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще. (4) Друг научит а недруг проучит. (5) Подморозило и дорожки в саду покрылись первым снегом. (6) Замолкнут соловьи и холодом повеет и ясных вешних дней навек угаснет свет. (7) Здоровье важнейший элемент счастья а лучший способ быть здоровым это трудиться. (8) После длительного перехода люди очень устали лошади тоже нуждались в отдыхе. (9) В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился голос домового сычика. (10) Синицы ссорились и трещали и этот треск сливался в веселую мелодию.

Источник

КИМы по русскому языку 9 класс

в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Смотреть фото в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Смотреть картинку в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Картинка про в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю. Фото в очень жаркие дни дождливые капли исчезают не успев упасть на землю

КИМы по русскому языку 9 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Вспоминается мне ранняя погожая осень.

Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.

Поздней ночью, шурша по сухой траве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями.

Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете! (160 слов. По И. Бунину)

Контрольное изложение текста-рассуждения

Задание (написано на доске):

Прослушай текст первый раз и определи тип текста.

Озаглавь текст, определив его тему.

Выдели в тексте 3 основные части.

Составь план текста.

Перескажи основное содержание текста.

Прослушай текст второй раз и запиши.

Я считаю, что нашему обществу не хватает терпения. Порой человек ведет себя неадекватно. В критических ситуациях многие начинают раздражаться, гневаться, кричать. Почему так происходит?

Дело в том, что в современной жизни все происходит настолько интенсивно, динамично и стремительно, что люди боятся не успеть что-то сделать, боятся остаться на обочине жизни. Иногда мы спешим выполнить какое-либо задание, не задумываясь, зачем нам это надо, какие плоды принесет результат этой деятельности. Мы слишком торопимся приобрести ту самую, вожделенную и желанную вещь. А как же! Вдруг нам чего-то не достанется!

Мы сами подгоняем нашу жизнь, наше время. Вот оно и летит так быстро. И поэтому возникает ощущение, что жизнь проносится мимо нас, мчится на бешеной скорости.

Если посмотреть на жизнь жителя юго-восточной Азии, то сложится совершенно другая картина. Там считают, что гнев, раздражение и ругательства портят ауру и карму человека. Поэтому в таких странах как Китай, Тайланд, Вьетнам, Индия, Камбоджа люди никогда не кричат друг на друга что бы ни случилось. Местные жители всегда улыбаются, и они всегда довольны своей жизнью.

Может быть нам, европейцам, стоит взять пример с азиатов? Давайте очистим свою чашу сознания от всего самого плохого. Не торопите время! И оно не будет убегать от Вас.

Контрольная работа №1 по теме «Сложносочинённые предложения».

Укажите признаки СПП:

а) ПП по смыслу равны;

б) ПП связаны только интонацией;

в) ПП связаны сочинительными союзами.

2. В СПП между ПП ставятся следующие знаки препинания:

а) запятая, двоеточие;

3. Назовите виды сочинительных союзов.

4. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите средства связи ПП в СПП.

а) В лесу ещё голо, и солнечные блики почти на каждом дереве. б) Сейчас в лучах солнца золотится пыльца, а вслед за ней через несколько дней запылит орешник. в) Ягоды облепихи созревают осенью, но собирают итх зимой.

5. Спишите предложения, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. На место пропусков вставьте подхлдящие по смыслу союзы. Подчеркните грамматические основы.

6. Перестройте ПП с однородными членами в СПП. Подчеркните грамматические основы полученных предложений.

а) Пламя костра чуть-чуть дрожало и освещало скупым и печальным светом близкие предметы. б) Я нахожу подберёзовик, аккуратно срезаю его ножом и кладу в плетёное лукошко.

7. Списать предложения, расставить знаки препинания, определить смысловые отношения между ПП в составе СПП.

Море свирепо билось о причал и слова словно растворялись в этом бешеном рёве. Темень была непроглядная но летучих мышей я всё же увидел. Они то низко летели над землёй то стрелой взмывали вверх то камнем летели куда-то вниз в темноту.

По данному началу составьте СПП таким образом, чтобы они обозначали указанные смысловые отношения.

Раздался звонок… (последовательность).

Ветер подует и тронет верхушки деревьев… (чередование).

Небо было пасмурон… (противопоставление).

Уже вечерело… (одновременность).

1.Запишите определение ССП.

2. В ССП между ПП не ставится запятая, если:

а) есть общий второстепенный член;

б) есть общий главный член;

в) есть общее вводное слово.

3. Назовите виды сочинительных союзов:

4. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите средства связи ПП в СПП.

а) То с калины слетит красный лист то прямо под ноги упадёт пятипалый кленовый лист то приземлится жёлудь. б) Ягоды облепихи прочно держатся на коротеньких плодоножках и они плотно прижаты друг к другу.

5. Спишите предложения, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. На место пропусков вставьте подхлдящие по смыслу союзы. Подчеркните грамматические основы.

6. Перестройте ПП с однородными членами в СПП. Подчеркните грамматические основы полученных предложений.

а) Туман потихоньку поднимается вверх и будто влажным непроницаемым полотном окутывает вершины гор. б) Поднялся ветер, закачал верхушки сосен, взбудоражил камыш.

7. Списать предложения, расставить знаки препинания, определить смысловые отношения между ПП в составе СПП.

Странно было видеть утку идущую в развалку по узкому каменному карнизу но маленькие утята просто восхищали своей храбростью. Мой конь шагает по звонкой тропинке и каждый шаг его копыт выбивает в корочке лунку. Ни белый град упавший вчера на зелёные горы не мог помешать нашему походу ни бешеный ветер внезапно налетевший с рассветом не погасил нашего энтузиазма.

8.По данному началу составьте СПП таким образом, чтобы они обозначали указанные смысловые отношения.

Теплоход медленно подходил к пристани… (последовательность).

Корабль приближался к незнакомому острову… (одновременность).

Я пробирался среди колючего кустарника…( противопоставление).

То музыка слышится… (чередование).

Вариант 3. КИМы. М.Никулина ( стр.30)

Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными».

Очень важно чтобы каждый человек научился любить и ценить природу.

5. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзного слова?

А. Говорят, что человеку время от времени надо пожить в одиночестве.
Б. Приближение вечера тем и прекрасно, что придаёт густоту краскам и необычайную лёгкость воздушным пространствам.
В. Сад, куда я отправился после осмотра дома, имел безотрадный вид полного запустения.
Г. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и глухо ворчала.

6.Найти СПП с пунктуационными ошибками.
А. Люблю когда молодой лес оденется и кругом тесно обступит ёлку.
Б. Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.
В. Собравшись, я проверил выключены ли электроприборы, и ушёл.
Г. Чем больше черпаешь из колодца воды, тем свежее она и обильнее.

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.
1) 1,3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 3, 4
8. Выписать грамматическую основу
В открытую дверь было видно луну яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.

9. Расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

Надеемся что каждая новая встреча с романсом для вас будет настоящим праздником.

Вариант 3. КИМы. М.Никулина ( стр.40)

Контрольная работа №3 по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. отделяет предложение

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).

Б. Я взглянул на небо … (следствие).

В. Здесь нельзя проехать … (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Не спится няня здесь так душно.

2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

Вариант 3. КИМы. М.Никулина ( стр.69)

Контрольное сжатое изложение.

1 абзац (1) Со времен глубокой древности лебедь служит символом возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. (Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов) Итог: Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, поэзии и мужества.

3 абзац (5) Вам, наверное, приходилось слышать выражение – лебединая верность (В 5 п Убрать осложнения предложения. Например, вводное слово Итог: Существует выражение – лебединая верность.(6)По свидетельствам натуралистов, белые лебеди являются примером вечной любви и преданности.(исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение итог белые лебеди являются примером вечной любви и преданности (7) Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь. (8) Она может быть долгой, некоторые пары способны дожить до ста лет. (8 предложение исключить т.к. имеет менее важное значение) (9) Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду.(В 9 пред. Опустить деепричастные обороты) Итог: Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последних минут жизни. (10) После смерти партнера лебедь не в силах вынести горя, поднимается ввысь и, сложив крылья, камнем падает на землю и разбивается. (тоже самое). Итог: После смерти партнера лебедь поднимается ввысь, камнем падает на землю и разбивается.

4 абзац (11) В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Орфеем, Брахмой, со святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. (замена однородных членов обобщающим словом) Итог: В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с образами богов и святых.

5 абзац (12)Существуют старинные легенды о лебединой песне.(13) В одной из них легендарный баснописец Древней Греции Эзоп писал: «Говорят, что лебеди поют перед смертью». (в 13 предл. замена прямой речи косвенной) Итог: В одной из них говориться о том, что лебеди поют перед смертью. (14)Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. (В 14 предл. Сложное предложение заменить простыми; и замене части предложения притяжательным местоимением) Итог: Поэт имел в виду легенду, где эти «молчащие» птицы перед смертью обретают голос. Предсмертное пение их удивительно красиво. (15) Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь же мелодичен, как и всякий другой, издаваемый им (16) Последние вздохи умирающего или смертельно раненного лебедя похожи на мелодичную, печальную песню. (В 15 и 16 предл. исключение повторов) Итог: Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох похож на мелодичную, печальную песню. (17) В этот момент голос его напоминает приятный звон серебряного колокола.(17 предложение можно опустить – исключение предложений содержащих описания, сравнение, рассуждение)

6 абзац (18)Не каждый человек знает точное понятие верность.(19) Люди ассоциируют его по – разному. (20) К примеру, С.И. Ожегов пишет, что «верность – это стойкость и неизменность в чувствах, в отношениях, в исполнении своих обязанностей долга». (В 20 предл. Исключение некоторых однородных членов) Итог: Например, С.И. Ожегов пишет, что верность – это неизменность в чувствах, в исполнении своих обязанностей долга. (21) Но на сколько человек ценит эту частичку характера другого, любящего его так, что готов умереть вслед за ним? (В 21 замена сложного предложения простым) Итог: Насколько человек ценит эту частичку характера любящего, который готов умереть вслед за своей половиной. (22) А именно так и поступают самые верные и любящие свою половину Лебеди

7 абзац (23) Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, благородной, верной птицы.(Сокращение однородных членов).

На доске полученный текст

7 абзац (23) Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, верной птицы.

Контрольный диктант №2 за курс 9 класса

Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который всё расширялся и обнимал полнеба.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *