в первом полугодии ведущей деятельностью является

В первом полугодии ведущей деятельностью является

Первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. В 3—4 месяца младенец воспринимает окружающий мир и близких взрослых совершенно не так, как в 9—10 месяцев. Столь быстрые качественные изменения дают основания для подразделения младенческого возраста на два периода развития — первое и второе полугодия жизни.

В первом полугодии (от 1 до 6 месяцев) ведущей деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, в результате которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. К концу этого периода возникают первые активные действия младенца, направленные на предмет.

Во втором полугодии жизни (от 6 до 12 месяцев) формируется и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах и действиях с ними. В связи с этим перестраивается общение ребенка со взрослым. Прежнее ситуативно-личностное, эмоциональное общение отодвигается на второй план, а на первый выходит общение, опосредованное предметами. Общение со взрослым приобретает ситуативно-деловой характер. Действия детей с предметами постепенно усложняются. Они проходят путь от неспецифических манипуляций, когда ребенок одинаково действует с любыми предметами, через специфические манипуляции, учитывающие лишь физические свойства предметов, к манипуляциям, основанным на исторически сложившихся способах использования предметов. Овладение первыми культурно-фиксированными действиями с предметами означает переход ребенка на следующий этап развития.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) ведущей является предметная деятельность, а основной формой общения со взрослым — ситуативно-деловая. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. Постепенно предметная деятельность дифференцируется на две самостоятельные линии — собственно предметно-практическая деятельность и процессуальная игра. Овладение предметно-практической деятельностью происходит как усвоение определенных культурно-нормированных действий с предметами (понимание их смысла и точности выполнения). К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Игровая деятельность предполагает элементы творчества ребенка, ненормированность и самостоятельность его действий. Развитие процессуальной игры подготавливает переход ребенка на следующий возрастной этап, на котором ведущей деятельностью будет сюжетно-ролевая игра.

Источник

Ведущая деятельность в младенческом возрасте

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

По мере роста и развития ребенка сфера его возможностей постоянно расширяется. Со временем у него происходит переход от примитивных манипуляций с предметами к более осознанной деятельности. Различные виды ведущей деятельности в младенческом возрасте смогут положительно сказаться на психологическом развитии ребенка и сформировать из него действительно разностороннего и интересного человека. Любые изменения, происходящие в этот промежуток времени, оказывают сильное воздействие на формирование малыша и процесс становления его личности.

Характеристики

Педиатры и психологи определили основные отличительные черты ведущих видов деятельности ребенка в младенческом возрасте:

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

Психическое развитие ребенка зависит от соответствующего типа ведущей деятельности. При смене деятельности можно четко сказать, что ребенок перешел на другую, более совершенную ступень своего развития.

Структура и основные разновидности

Процесс психического развития человека в период от младенчества до дошкольного возраста классифицируется на три отдельные структуры:

К ведущим типам деятельности в младенческом возрасте и в последующие периоды специалисты относят:

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

У школьников возраста от 6 до 11 лет приоритетом является образовательный процесс, а у подростков возраста от 11 до 15 лет – общение со сверстниками. Самым важным периодом развития для ребенка является отрезок времени с 0 до 7 лет.

Деятельность от 0 до 1 года

В начале жизни младенец полностью зависит от матери либо лица, которое ее заменяет. Поэтому определить ведущую деятельность детей младенческого возраста в период от 0 до 2 месяцев невозможно.

С началом второго периода (возраст от двух месяцев до года) для ребенка главным процессом становится близкое эмоциональное общение с родным для него человеком – мамой. Именно оно помогает создать в психической системе малыша важные процессы:

Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека. В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми.

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является процесс, помогающий сформировать полноценную психику малыша, которая позволяет перейти ему к более высокому уровню развития. На этом этапе жизни главную роль играют предметно-манипулятивные действия, с помощью которых ребенок изучает мир вокруг, познает реальность, в которой находится большое количество разных и интересных предметов. Все эти процессы осуществляются под пристальным вниманием родителей.

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

Главной отличительной чертой младенческого возраста является разделение линий развития психики девочек и мальчиков. Мальчикам очень важна предметно-орудийная деятельность, для девочек же – коммуникативная.

Такие процессы можно объяснить спецификой общения с детьми: культурные нормы отношений в обществе направлены на формирование отличительных признаков девочек от мальчиков с помощью различных типов деятельности. Именно по этой причине у мальчиков сильнее всего выработано абстрактное мышление, а у девочек — навык социализации.

Что включает в себя?

Независимо от половой принадлежности детей ведущая деятельность в младенческом возрасте является фактором, который помогает при:

В этот отрезок времени малыш нуждается в доверии и предоставлении ему большей самостоятельности.

Воспитание на первом месяце жизни

Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста. Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения.

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.

Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.

Второй месяц жизни

Общение – ведущая деятельность младенческого возраста. К общению дополнительно подключаются физические контакты с родителями. Ребенку нужно давать ощущение защищенности и близости, носить его на руках, делать массаж, улыбаться и стараться вызвать ответную реакцию.

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

На втором месяце жизни воспитание родителей продолжает заключаться в развитии зрения и слуха. Предметы для изучения уже располагают на расстоянии от 30 до 50 сантиметров. Звуки для изучения становятся многогранными.

С целью развития тактильной чувствительности малышу нужно давать игрушки и предметы разной формы. Чтобы ребенок смог в будущем самостоятельно без проблем удерживать головку, перед ним начинают катать яркий шарик. Младенец будет внимательно следить за ним, тем самым напрягая мышцы шеи.

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

Третий месяц жизни младенца

Ведущим типом деятельности в младенческом возрасте трех месяцев станет умение проявлять эмоции. Чтобы малыш развил мимические мышцы лица, начал смеяться, гулить, проявлять разные эмоции, ему важно уделять повышенное внимание. Родитель должен часто брать младенца на руки, подолгу разговаривать с ним, рассказывать истории, читать книги, смеяться.

Игрушками в этом возрасте станут колокольчики, бубенчики, воздушные шарики, погремушки и все, до чего малыш сможет дотянуться и что сможет тактильно почувствовать. Родитель обязан помогать ребенку изучать окружающий мир и не запрещать быть любопытным.

На этом этапе развития малыш начинает копировать многие жесты и привычки родителей, а также учитывает их мироощущение. К примеру, если мама малыша будет ощущать страх, то же самое будет чувствовать и ребенок.

Чтобы развить в ребенке лишь положительные качества, следует показывать ему как можно больше позитивных эмоций, часто улыбаться и дарить хорошее настроение.

Четвертый месяц жизни

На четвертом месяце младенец уже самостоятельно удерживает головку, умеет хорошо жестикулировать ногами и руками, изучает предметы вокруг, переворачивается со спины на животик. На предметы в это время он не просто смотрит, но и видит их. Воспринимает голоса вокруг и звуки. Ощущает потребность в маме не только для изучения ее самой, но и всего вокруг.

Родитель должен контролировать режим дня малыша, а также корректировать его, если требуется. В 3-4 месяца в среднем ребенку требуется 15 часов сна. 10 часов приходится на ночное время, а остальные распределяют равномерно на дню.

Если взрослые определились, что ребенку следует спать лишь в своей кровати, то класть его нужно лишь туда, воспитывая тем самым дисциплину и привычку.

Особенности воспитания на пятом месяце

Ребенок не просто гулит, но и произносит хорошо различимые звуки. Видя игрушку поблизости, он может дотронуться до нее, а также крепко удерживать в руках. Все вещи он продолжает воспринимать на вкус и по тактильным ощущениям.

в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть фото в первом полугодии ведущей деятельностью является. Смотреть картинку в первом полугодии ведущей деятельностью является. Картинка про в первом полугодии ведущей деятельностью является. Фото в первом полугодии ведущей деятельностью является

Мышцы и конечности ребенка уже окрепли, что дает ему возможность приподниматься на руках, тянуть ноги и даже вставать на четвереньки. Родителю важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с младенцем.

Важно носить ребенка на руках, часто говорить с ним, отвечать что-то на его звуки, улыбаться в ответ. Также хорошо будет развить в малыше чувство ритма, для этого следует проводить массаж и гимнастику со счетом и пританцовывать под музыку.

Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны. Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело. Важно помнить, что при громком плаче ребенок не манипулирует родителями, а просто показывает свои потребности либо недовольство, так как по-другому этого делать еще не умеет.

Источник

Ведущие виды деятельности от 0 до 7 лет

Структура и виды ведущей деятельности

Существует три признака, по которым можно определить ведущую деятельность:

Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

Этапы психического развития человека от младенчества до старшего дошкольного возраста характеризуются определенной триединой структурой ведущей деятельности:

Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:

У младших школьников (6-11 лет) приоритетной выступает учебная деятельность, а у подростков 11-15 лет – общение.

Рассмотрим подробнее наиболее значимый для дальнейшего развития человека возрастной период от 0 до 7 лет.

Ведущая деятельность от 0 до 1 года

Начало жизни новорожденного характеризуется тем, что он полностью зависит от матери или лица, ее заменяющего. В полном смысле своего значения ведущий вид деятельности от 0 до 2 месяцев еще не определяется. Начиная со второго периода (с 2 до 12 месяцев) для малыша таковым становится непосредственное эмоциональное общение с самым родным человеком – мамой. Оно позволяет сформироваться не присущим ранее младенцу новообразованиям в психике:

Ведущая деятельность младенческого возраста формирует центральное, самое главное новообразование, определяющее переход к следующему этапу развития, – все более возрастающую потребность в общении с окружающими взрослыми.

Ведущая деятельность раннего возраста

В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развития. Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, посредством которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов. Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых.

Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная. Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.

Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:

Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Как же часто мама и папа имеют возможность узнать себя, глядя на поведение куклы, которой руководит их дочь или сынишка!

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей.

Источник

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

период жизни ребенка от рождения до одного года. М.в. подразделяется натри этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни.

Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми. В современной мировой науке накоплен богатый материал о развитии детей в самые первые дни и месяцы их жизни. Выявлены большие потенциальные возможности новорожденных, способность буквально с первых дней различать внешние воздействия и приспосабливаться к ним, т.е. начатки обучения. Так, напр., А.И. Бронштейн и Е.П. Петрова установили, что ребенок вскоре после рождения способен воспринимать тембр, громкость и высоту звуков, различает звучание рожка, колокольчика и гудка. Исследователь А. Лодж, регистрируя электрические потенциалы, возникающие в сетчатке глаза и мозге при вспышках оранжевого и белого цветов, установил, что дети в возрасте от 13 до 28 ч различно реагируют на разные цвета. Л. Липситт на основе пищевых реакций (поворота головы, открывания рта, сосательных движений) у младенцев 4-дневного возраста не только вырабатывал положительные условные рефлексы, но и их дифференцировку. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование у него условных рефлексов на время кормления, выражающееся в самостоятельном пробуждении и повышении двигательной активности. К концу второй недели появляется условный рефлекс на положение ребенка для кормления. Важным для ребенка является развитие его зрительного и слухового анализаторов. Согласно исследованию A.M. Фонарева, после 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Способность фиксировать взгляд на предмете, сосредоточиваться на нем появляется к концу первого – началу второго месяца жизни. Фиксация взора на предмете длится 1 – 2 мин. Одновременно формируется и конвергенция – способность сводить на предмете оси обоих глаз. Самую большую радость родителям приносит улыбка ребенка. Ее возникновение – важное новообразование первого месяца жизни, оно знаменует конец периода новорож – денности и переход к собственно младенчеству.

Во втором полугодии ведущей становится предмет – но-манипулятивная деятельность, общение со взрослыми преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, к-рая «обслуживает» предметно – манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно – делового общения ребенок учится овладевать культур- но-обусловленными действиями с предметами, появление к-рых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе – в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения – во втором полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. При нормальном физическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу и руку при одевании и т.п.).

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в к-ром впервые проявляется личность ребенка.

Источник

Младенческий возраст. Первое полугодие жизни ребенка.

Характеристика возраста

В первом полугодии жизни ведущим фактором психического развития ребенка является ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослыми. Поэтому на данном возрастном этапе именно ситуативно-личностное общение со взрослым выступает главным предметом диагностики. Такое общение состоит в обмене положительными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. Ребенок стремится находиться в поле доброжелательного внимания взрослого, ему очень нравятся его ласковые слова, прикосновения, улыбки. Младенец очень быстро входит во вкус эмоционального общения и использует для него разнообразные экспрессивно-мимические проявления.

Подготовка ребенка к общению со взрослыми начинается уже в период новорожденности. При благоприятных условиях воспитания на второй—третьей неделе жизни здоровый ребенок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека. В конце первого месяца ребенок уже может устанавливать контакт со взрослым взглядом «глаза в глаза» и отвечать на обращения взрослого улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения.

В течение 4—5 последующих недель младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все увереннее отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на расстоянии. С третьего месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, голос и т. д. Эти проявления складываются в целостную структуру поведения, получившую название «комплекс оживления». Традиционно фиксируются четыре компонента комплекса оживления: сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; улыбка; двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса); вокализация (гуканье — короткие отрывистые звуки «гх», «га» и другие; гуление — протяжные, певучие звуки «га-а», «гу-у», «ага», «агу» и другие; вскрики). Комплекс оживления характерен именно для младенцев первого полугодия (от 2 до 6 месяцев жизни).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *