в первый день каникул в родительском чате началось бурное обсуждение
Родительские чаты и отношение к ним. Некоторые мнения о том, как сберечь нервы
Перед началом нового учебного года, когда разом оживают родительские чаты, мы (редакция) попросили наших подписчиков на странице «ВКонтакте» ( https://vk.com/e1news ) поделиться своими историями и советами о том, как всё это пережить. Ведь когда у мамы, например, двое детей, то у нее обычно минимум четыре чата: с учителем и без, с воспитателем и без, а еще — с тренировки старшего и с танцев младшей. И еще пару альтернативных, временных, когда надо организовать поездку или только про выпускной.
В начальной школе, когда тревожность у родителей еще повышенная, сообщений может быть до нескольких десятков за день. Здесь обсуждают рабочие тетради, домашние задания, котлеты на обед, обидчика из другого класса, форму на физкультуру, поделки из шишек, подозрительного типа из соседнего двора. Здесь вполне всерьез скандалят и ссорятся, плачут и хлопают дверью, переходят на эмоциональный капслок или смеются заливистыми смайлами.
Читатели E1.RU рассказали, как они со всем этим справляются, и дали несколько полезных советов.
Всё зло от мам в декрете
Миф о «безработных мамашках» оказался очень устойчивым. Многие екатеринбуржцы уверены, что всё зло в мессенджерах — от них.
— У меня у сына в школе супер-пупер адекватные родители, правильно кто-то сказал: пишут в этих чатах только безработные мамки, а так мы все работаем, нам некогда там написывать. Есть чат с классным руководителем, там сообщения только по делу, — пишет Анна Казакова.
— Оставьте в покое безработных мамочек. Почему вы считаете, что пишут дурь в чатах только они? — возмущается Наталия Мурзинова. — Я не работаю, в чат захожу почитать всякую хрень раз в неделю, так как хватает своей жизни. А пишут эту хрень как раз те, кто работает.
— Как правило, больше всех в таких чатах флудят и создают негативные ситуации те мамаши, кто не работает! Энергии куча, некуда деть. Суеты навести охота. Вот такие курицы больше всего бесят. Но я понимаю, что эти дамочки недалекого ума, и не обращаю на них внимания, — пишет Венера Карпенко.
Внезапный виток дискуссии — о мужчинах в родительских чатах, нужно ли им вообще там быть или стоит поберечь свою психику? Ох уж эти милые сексистские комментарии!
— Правило выживания в родительском чате — не состоять в родительском чате! — уверенно заявляет Дмитрий Баланин.
— Так мужчине вообще там делать в чате нечего, только если один он детей воспитывает. Мамы должны там быть, — советует Алексей Фридман.
— А как по мне, наоборот, — вступается за права мужчин Вадим Седышевский. — Если мамочка какая-то впечатлительная, то этот чат может хорошенько ее начать нервировать, а оно ей надо? Там, наоборот, нужен достаточно циничный человек, чтобы не видеть гадость, а видеть только нужное. Обычно такими являются отцы.
— Согласен, — пишет Александр Семенов. — Я вообще админ садиковского чата и также состою в родительском комитете, вместе с еще одним отцом. Проблем никогда нет, все пишут по делу, споры бывают очень редко.
— Ну, это настоящие мужчины? — усмехается Алексей Фридман. — Карандаши да тетради выбирать? Чушь не несите!
Как сделать чат ненавязчивым
Если отбросить радикальные советы выпилиться из чатов, то остальные напутствия опытных родителей сводятся к двум основным моментам: отключить уведомления и состоять в сообществе, куда пишет только учитель.
— Выключаем уведомления. Ничего экстренного в этих чатах не напишут. Читаем дома вечером. В основном — сообщения учителя. Остальное — по диагонали, не вникая. Профит. Это касается чатов, где писать могут родители, — советует Михаил Протасов. — Но! У нас классная молодая учительница. Она создала в вотсапе чат, сообщения в котором может писать только она. То есть там есть только информация от нее, без флуда.
— Общаюсь в чате, где учитель пишет! Из родительского чата удаляюсь. Но когда сбор денег — меня добавляют! — возмущается Black Bacardi.
— Трое детей и много групп у меня. Нормально всё. Отключены уведомления. Захожу, читаю, — пишет многодетная мама Вера Барбашова.
— Судя по моему опыту, в Академическом родители в массе своей намного адекватнее, чем в центре, — делится своим опытом читатель. — Мы жили в центре, ребенок начал ходить в детский сад. Каждый день там чат разрывался от «инициативных» мамочек с их «гениальными» предложениями. Пришлось звук оповещения выключить. А сколько собирали на подарки педсоставу — не перечесть. На любой праздник! Потом переехали в Академ, устроили ребенка туда в садик. В чате тишина, порой по 3–4 недели ни одного сообщения. На 8 Марта не было ни одного предложения «скинуться» и «что-то дарить». Я даже удивился. Потом с непривычки тихонько спросил: «А ничего дарить не будем на 8 Марта воспитательнице?» Мне сухо ответили: «Если хочешь — дари сам, это твой личный выбор». В общем, Академ мне больше нравится.
— Мой совет, как не страдать от чата — создать чат детям, — предлагает Екатерина. — Я не понимаю, почему родители третьеклассников домашку полдня обсуждают? Почему дети сами-то ее не обсуждают, это же их домашка и их проблемы, что там завтра на физкультуру по погоде надеть. Предложила родителям запилить чат детишкам, чтобы избавить нас от этой напасти, так заохали — мол, и телефоны-то у детей кнопочные, и писать-то они толком не умеют, а будут только мемасы постить и дурь всякую из «ТикТока». Я недоумеваю: а когда им взрослеть-то вообще? Так и будем сидеть тут и контролировать их.
— К чатам отношусь спокойно, на неадекватов внимания не обращаю, но больше всего бесит как раз этот ажиотаж перед учебным годом, перед праздниками, — рассказывает Мария Потапова. — Всё лето тишина, а как 1 сентября, День учителя, Новый год, так начинается. Одна из самых больших наших проблем — нас лишили родительских собраний. У старшего сына в чате тишина почти всегда, потому что не первый год друг друга знаем, не первый год учимся, пишем только по делу. А вот у младшей в первом классе был ад. У родителей куча вопросов, непоняток, своих «особых» мнений. А где еще и как спросить? Конечно, в чате.
Родительские чаты — портал в ад
Обсуждение школьных тем в мессенджерах все чаще перерастает в разборки в реальной жизни. Не проще ли запретить «нездоровый» канал коммуникации?
Что не так с уже привычным каналом коммуникации — школьными чатами в WhatsApp и Telegram? Почему в интернете ссориться проще, чем на родительских собраниях? Стоит ли подыскивать альтернативу мессенджерам, чтобы не провоцировать чересчур вовлеченных в школьную жизнь мам и пап? Корреспондент «Росбалт» задал этот вопрос учителям, психологам и родителям.
«Вопрос надо решать, а не сопли жевать»
Роман: Не надо со мной так разговаривать.
Анна: Так отвечайте? Кто первый тыкать начал?
Роман: Вопрос надо решать, а не сопли жевать.
Анна: Кто сопли жует? Ты что, бессмертный? Такое мне писать?
Роман: Вы мне угрожаете?
Спустя три недели похожий инцидент произошел в Петербурге: поссорившись в родительском чате, шесть отцов назначали «стрелку» в Выборгском районе города. Все участники конфликта — люди с высшим образованием и хорошей работой, один из них — врач. Врукопашную «объяснялись» недолго — дело закончилось стрельбой из газовых и травматических пистолетов, по счастью, в воздух. Полиция возбудила уголовное дело по статье «хулиганство».
Учитель московской школы Арсений Туркевич уверен, что родительский чат — это отдельный мир, в котором царит своя правда, а мнения и желания меняются очень быстро. И контролировать происходящее классному руководителю практически нереально — ведь он занят атмосферой в детском коллективе, и у него нет времени, чтобы следить и за родительским.
«В моем классе есть чат, в котором сообщения может писать только администратор — я, — рассказывает Арсений. — Если родитель хочет что-либо узнать, он пишет мне в личные сообщения. Однако у нас есть еще один диалог, где родители обсуждают домашние задания, новых учителей, функции родительского комитета. Там же происходят ссоры и рождаются сплетни — усталые после работы мамы и папы пытаются, не разобравшись, найти истину. Из подобных чатов рождаются новые чаты: чат родительского комитета, чат ответственных за учебники, чат родителей девочек, чат родителей мальчиков, отличников, двоечников…»
«Я ее прям за косы хочу иной раз схватить»
Лариса: Катюшечка, а ты что прям осмелела так? Что не нравится так? Ух ты сколько смелости у тебя, я посмотрю потом подальше на твою смелость. С Катей ухо востро надо держать, осторожно, она стучит, девчонки, она и туда, и туда. Я когда вижу вот это жополизство Ольге Ивановне… Я ее прям за косы хочу иной раз схватить прям: в школе я бы точно их обрезала. Или зеленку бы вылила!
Жертвами школьных чатов становятся не только родители, но и дети. Этой осенью 14-летняя Катя из Кисловодска попыталась покончить с собой из-за травли со стороны председателя родительского комитета Ларисы Попковой. 50-летняя женщина целый год унижала одноклассницу своей дочери в родительских и классных чатах. В октябре девочка совершила попытку суицида, но выжила, получив серьезные травмы. В отношении Попковой возбудили уголовное дело по статье о доведении до самоубийства.
По следам криминальных инцидентов профсоюз работников образования «Учитель» выступил с жестким заявлением, призвав школы отказаться от родительских чатов и признать их нелегитимными.
«Наши люди не готовы к диалогу, они не умеют его вести, и до тех пор, пока люди не научатся, родительские чаты необходимо модерировать», — высказалась сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева.
К слову, в школах за рубежом, например, в Великобритании и США, мессенджеры в качестве канала коммуникации не используют. Катя, автор канала “Будни мамы в США» на «Яндекс.Дзен” рассказывает, что при регистрации в кружок или школу родители указывают в анкете предпочтительный способ связи: текстовое сообщение или электронная почта. Если преподавателю необходимо донести какую-то информацию, он пишет электронное письмо.
«Американцы очень щепетильно относятся ко времени и ни у кого нет в желания читать переписку и вопросы других мам по любому поводу или без него — поздравления со всевозможными светскими и религиозными праздниками, например. Возникла нужда задать вопрос — пишите на электронную почту и вам ответят», — отмечает Катя.
Та же практика в Великобритании, где родители общаются друг с другом только на родительских собраниях.
«В моей школе не было онлайн-чатов, родители особо не общаются, только если их дети знакомы с детского сада. И деньги на подарки и праздники никогда не сдают — все не так, как в России. Учителя, если хотят что-то сообщить родителям, позвонят или вызовут в школу», — рассказывает Люда, которая переехала в Англию с мамой в 11-летнем возрасте.
А вот в Германии родительские группы в WhatsApp, как и в России, давно превратились в канал распространения фейков о коронавирусе и место для выяснения отношений. Об этом сообщает мать 17-летнего школьника, проживающая в Ганновере:
«Дети поругались из-за ерунды, через день помирились и дружат. А родители — враги на всю жизнь!»
Широко используются мессенджеры и в странах постсоветского пространства, например, в Казахстане и Белоруссии. Популярны они также в Китае.
Без чатов не обойтись?
Российские учителя к родительским чатам, часто представляющим собой хаотичный поток коллективного сознания, относятся без восторга и в бурные дискуссии мам и пап стараются не вмешиваться. Одна из причин — в беседах множатся сплетни о педагогах.
«Мне не нравится, что в чатах родители постоянно поднимают какие-то глупые темы. Учитель сделал замечание их ребенку, и они начинают поливать грязью педагога. Многие пишут и пишут, чуть ли не до полуночи», — поделилась Екатерина, мать ученицы второго класса волгоградской школы.
Мама новосибирского школьника Наталья рассказывает, что ссоры в чатах у них происходят постоянно:
«Я сама в чате выясняла отношения с классной руководительницей, которая влепила сыну „два“ по поведению, а поставила как за стихотворение. В школе у нас с ней все какие-то недомолвки были, а в чате мы расслабились, столько друг другу понаговорили… ужас».
«В беседе моего класса я присылаю важную информацию, здесь же мне могут задать вопрос, промолчать или устроить скандал. Скандал — это любимая стратегия некоторых родителей, — делится волгоградская учительница русского языка и литературы Елена Мачеева. — Например: „Почему поменяли расписание? Верните старое обратно!“. Однажды родительница публично разрешила своему ребенку не делать домашнее задание, в итоге я была виновата, что поставила „два“. Аргумент ребенка убил: „Мама же разрешила не делать“. А женщина начала писать, что я подрываю ее авторитет».
По словам учительницы, если родители начнут активно пользоваться электронным дневником, необходимость в таких чатах отпадет. С ней, однако, не согласна Елена, дети которой учатся в шестом и десятом классах петербургской школы.
«Без чатов не обойтись — слишком сильно школа сегодня вовлекает родителей в учебные и организационные процессы. По каждому поводу встречаться на собраниях не получится, особенно в пандемию. Если человек не умеет адекватно коммуницировать, то неважно, в какой форме это происходит — лично или онлайн. Конечно, в чате не видишь лица собеседника и резкие высказывания даются проще. В глаза же не каждый решится сказать все, что думает».
По наблюдениям Елены, если родители знакомы лично, общение в чатах не сильно отличается от очного. А если люди незнакомы, резкие некорректные фразы проскакивают чаще, родители смелее спорят друг с другом.
«Зло рождается и в чате, и на улице».
Психолог и педагог Ирина Беляева уверена, что родительские чаты — это все же не зло, а инструмент.
«Зло рождается и в чате, и на улице, и дома на кухне. Это маркер тревожности, которая растет по отношению к школе и усугубляется пандемией. Людям нужно выплеснуть свои тревоги друг на друга. Большинство родителей открыли для себя соцсети во взрослом возрасте и просто не умеют общаться. Срабатывает „не могу сказать, могу написать“ Проблему можно решить, если ввести протокол общения в чатах: вежливое отношение друг к другу, невозможность перехода на личности, рамки тем, которые можно обсуждать».
Против тотального запрета чатов выступила и директор петербургской гимназии «Альма-Матер» Татьяна Щур.
«Запретить родителям создавать чаты в соцсетях и вводить принудительное общение в другом формате вряд ли получится. И регулировать эти чаты не получится. Здесь проблема кроется в воспитании. Главное, чтобы у родителей не было чувства безнаказанности: поругались, подрались, разошлись и все заглохло само собой. Предотвратить такие инциденты можно только общественным осуждением, возбуждением административного и уголовного производства».
Ирина Беляева же полагает, что в каждом чате стоит ввести модератора — но это должен быть профессионал, а не уставший учитель.
«Речь о тяжелой работе, но ее нужно вести, ведь атмосфера из родительского коллектива быстро передается в детский. Если все-таки назначать ответственными учителей, нужно проводить для них специальные семинары и оплачивать эту дополнительную нагрузку», — предложила Беляева.
Как бы то ни было, тотальный запрет на общение в мессенджерах в 2020-м году, да еще и на фоне пандемии, кажется идеей из области фантастики. А значит, выход один — научиться этично использовать те инструменты, что уже есть.
«У вас дочка болеет, примите меры»: страх и ненависть в родительских чатах
Сегодня мессенджеры часто заменяют родительские собрания в школах и детсадах, но иногда в «родительских чатах» разворачиваются баталии, которые приводят ко взаимным оскорблениям и долгим обидам. «Афиша Daily» поговорила с родителями, которых возмущает спам и неэтичное поведение участников чатов.
Моя дочка в сентябре начала ходить в сад, и меня добавили в WhatsApp-чат ее группы. Я была далека от темы родительских чатов, поэтому думала, что там будут только новости. В основном там действительно появляется информация о будущих утренниках, сборе денег на подарки, а еще какие-то приколы или поздравления.
Лично меня раздражает, что любое сообщение моментально перерастает в обсуждение, причем такое чувство, что обсуждается не ремонт ступеньки, а как минимум спасение нескольких человеческих жизней. Договориться так, чтобы всех все устраивало, невозможно. Каждый должен высказать свое «ящитаю» по любому вопросу. Так как сообщения быстро уходят наверх, только что пришедший в чат переспрашивает все, что уже обсуждалось, и ему начинают объяснять ситуацию с нуля.
Собирают деньги на какой-то спектакль — и сразу 150 сообщений. А что за спектакль? А мы вот недавно были на мюзикле. А в чем приходить? А можно взять из денег родительского комитета и заплатить за всех детей? А мы не хотим идти, за нас можно не платить? А за что не платить? За спектакль? А что за спектакль? И так по кругу.
Одна мама обнаружила, что на крыльце начала разрушаться старая ступенька. Все. Конец света. Дети погибнут, надо срочно чинить. Давайте петицию заведующей напишем, что опасаемся за здоровье наших детей? А давайте скинемся на новое крыльцо? А почему мы должны скидываться, мы и так за сад платим, пусть из своих средств чинят! Передергивания, постоянные возмущения, какое-то отчаянное стремление доказать свою единственно верную точку зрения и спасти всех от их инакомыслия. Причинить добро по всем направлениям.
Но все это мелочи. Ситуация, которая меня потрясла почти сразу, — это обсуждение новенькой за ее спиной. Маму новенькой в чат не добавили. Воспитатели тоже не в чате, но как бы незримо присутствуют через мам, с которыми много общаются.
Моя дочка тогда заболела, и все события я отслеживала только через этот чат. В первый день новенькая бегала голая и написала на ковер. Во второй обмазалась какашками. В общем, приятного мало. Воспитатели у нас прекрасные люди, но они не захотели отмывать какашки, поэтому написали заявление об уходе. Директор заявление не приняла. И в чате взялись за эту девочку. Все писали, что у нее диагноз, что ее надо изолировать, что для нее же лучше сидеть дома или заниматься в специальных заведениях. У людей случилась истерика. Почему их дети должны страдать из-за этой девочки? Ведь все внимание теперь ей — в те два часа, на которые ее приводят. А директор вообще ненормальная, раз приняла такого ребенка!
При этом никто даже не знал, есть ли у девочки на самом деле какой-то диагноз. Никто не общался с ее родителями. Было мерзко. Я несколько раз писала, что так некрасиво себя вести по отношению к чужому ребенку. Но мне ответили, что своя рубашка ближе к телу. Обсуждение продолжалось все выходные с пятницы.
Один папа из чата в понедельник сходил к заведующей. Оказалось, что девочка действительно с особенностями, диагноз не разглашается. В чате папа героически повторял одно и то же: что ситуация нормальная и что не очень правильно собирать подписи против ребенка. Вечером особо рьяные мамы все равно пошли к заведующей. После их похода переписка сошла на нет. Начали рассуждать, что, может, маме девочки надоест ее водить ненадолго, потому что собираться дольше, а на эту маму еще и все косо смотрят. Очевидно, люди счастливы в своем неведении: они не представляют, сколько родители особенных детей тратят сил на то, чтобы помочь своим детям. На этом моменте я отключила уведомления. А когда вернулась в чат, там уже вовсю обсуждали, кто водит кашляющих детей, отличается ли остаточный кашель от неостаточного и почему день ходим — неделю дома.
Я есть в нескольких чатах в WhatsApp. В двух школьных (один для родителей нашего класса, второй общешкольный, где сидят родители всей гимназии). Кроме того, есть несколько чатов кружков, которые посещают старшие дети. В чате класса я второй год, в общеродительском — несколько месяцев.
Школьный чат создала одна из мам, учитель в нем тоже есть. Обсуждаем в первую очередь вопросы, связанные с учебой: что задано, какие изменения в учебном плане. Часто выясняем, где дети: некоторые ребята ходят одни, бывает, что телефоны забывают и задерживаются на улице, а родители начинают волноваться. В этом же чате выкладывают фото со школьных мероприятий и экскурсий — практически получаются онлайн-трансляции. Что приятно, у нас почти не бывает спама: мы не рассылаем никакие шутки, видеоприколы и прочее, иногда только кто-нибудь пишет поздравления с праздниками. В целом чат абсолютно рабочий и весьма удобный.
Конфликты в чатах такого типа связаны с непониманием того, что такое онлайн-этика. Написать нечто некорректное проще, чем сказать в лицо. К тому же, несмотря на эмодзи, текст иногда искажает эмоциональную составляющую. Пару раз у нас были большие обсуждения, когда сходились несогласные, но конфликтов не было. Я твердо уверена, что если в коллективе возникает конфликт, обсуждать его надо только лично — на собрании или встрече, но не в чате. Знаю, что в других классах нашей гимназии бывает выяснение отношений и всегда после личной встречи проблема быстро разрешается.
Кстати, в чатах нет мужчин, они не могут выдерживать такую болтовню в постоянном режиме. Или они там бывают крайне редко. Наш папа был однажды по необходимости — ездил с дочкой на танцевальный конкурс в другой город и отписывался всем родителям, как дела.
Я работаю в том же детском саду, в который ходит моя дочка. Поэтому общаюсь с воспитателями напрямую, а в чате в WhatsApp переписываюсь с родителями. Там мы обсуждаем, что нужно купить дополнительно для детей, что подарить воспитателю на праздник и так далее. Чаще всего к конфликтам приводят денежные вопросы: люди не понимают, что они платят за сад, но детям также нужны салфетки, принадлежности для рисования и многое другое.
Один из конфликтов возник в чате, когда появилось сообщение о том, что нужно сдать 100 рублей на влажные салфетки. Одна из мам сказала, что из нее вытягивают деньги и она не собирается платить. Завязалась виртуальная перепалка. В итоге одна из мам обозвала другую дурой. Эта мама до сих пор отказывается сдавать деньги, а ее ребенок пользуется теми вещами, которые куплены из бюджета родительского комитета.
Иногда в чате бывают сообщения не по теме, и это раздражает. Как-то одна из участниц чата прислала всем 50 фотографий связанных ею вещей — хвасталась рукоделием. Конечно, в тот момент очень хотелось отключить уведомления, но я этого все-таки не делаю, чтобы не пропустить важную информацию.
Других детей за глаза редко обсуждают, но бывает, что критикуют воспитателей. Однажды был заговор против воспитательницы, ее хотели убрать из группы и назначить другую. Дело дошло до заведующей.
Помню случаи, когда одни мамы начали обвинять других мам, что они привели в сад ребенка в то время, когда он болел простудой или гриппом. Говорят: «У вас дочка болеет и заражает других, примите меры». Мама отвечает, что ребенок здоров, а ей пишут: «Да у нее уже сопли зеленые, мы вызовем медсестру, чтобы она ее осмотрела». Такие разговоры малоприятны.
Для того чтобы следить за информацией по двум старшим детям, мы с женой состоим в двух группах в фейсбуке с момента поступления в сад или школу. По младшим отслеживаем информацию в мессенджере фейсбука и в WhatsApp.
Такие группы или чаты всегда создает кто-то из родителей. Темы, которые там обсуждаются: школьные поездки детей, учебные дела, ремонт класса, праздники в саду, меню, инфекции, заболевания. В школьных группах в фейсбуке участвуют классные руководители. Особых конфликтов пока не было. Иногда особо болтливых мам просят не писать в группах не по теме.
Болтливые мамы могут писать о разном: о том, что продается в магазинах для детей, о своих находках в области медицины (препараты, аппараты, оздоровительные процедуры). Иногда две мамы могут написать по 100 сообщений про шитье и вязание. Желание отключить уведомления возникает часто: например, когда я получил 115-е сообщение о специфических аспектах рукоделия, я был очень недоволен.
Раньше исследователи онлайн-агрессии нередко объясняли частые оскорбления в сети анонимностью. Скрываясь за никнеймом, человек может безнаказанно оставлять любые комментарии, заниматься троллингом, аутингом (публичное разглашение информации о человеке без его согласия. — Прим. ред.) и при этом чувствовать себя в безопасности.
Кажется, что в случае с родительскими чатами такое объяснение не работает: там невозможно писать под псевдонимом. Условием общения здесь выступает как раз прозрачность, узнаваемость собеседников. И в целом подобные коммуникативные пространства создаются, для того чтобы обсуждать важные и специфические проблемы, а значит, в них даже из функциональных соображений не должно быть флуда и флейминга (оскорбительные, вульгарные сообщения. — Прим. ред.). Однако, как показывает практика, в реальности чат как инструмент коммуникации работает иначе.
Во-первых, зачастую выступая для многих не дополнением к офлайн-разговорам, а единственным пространством высказывания собственных позиций, чат превращается в поле брани. И раз именно здесь предоставляется возможность отстоять свою точку зрения, то почему бы не делать это со всем пылом? В конце концов, при неразвитости публичного пространства люди выбирают ниши, где могут представить себя как ответственных граждан. В условиях стремительного скукоживания в России публичной сферы чаты (как и мессенджеры, соцсети в принципе) становятся почти что аналогами «ораторского уголка» Гайд-парка.
Примерно так же можно объяснить и появление спама. Если нигде более люди не чувствуют поддержку или внимание, они начинают требовать этого от тех, кто поневоле оказался с ними в одном коммуникативном пространстве.
Во-вторых, культура конструктивной критики усвоена далеко не всеми адресатами и адресантами сообщений. Под критику довольно часто мимикрируют переход на личности, оскорбления, обесценивание, банальное хамство. И если в офлайне такие действия могут вызвать ответную реакцию, то в чате призвать к порядку довольно сложно. Маленькое сообщество может не выработать реальных инструментов регуляции норм общения, полагаясь на ценность горизонтальной коммуникации. В которой, заметим, увещевание неправого может занять массу времени и сопровождаться бесконечной перепалкой.