в пьесе горького на дне каждое любое всякое действующее лицо показано своеобразно
В пьесе горького на дне каждое любое всякое действующее лицо показано своеобразно
В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле — особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду. а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю. » Одна у него радость была — земля эта.
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет.
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет. Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему — раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился.
Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.
Драма — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
В пьесе М. Горького «На дне» отражается жизнь людей, опустившихся на дно своей жизни, однако проблематика произведения состоит в том, что «дно» для каждого из героев разное.
Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.
ПЕРСОНАЖИ | РОД ЗАНЯТИЙ |
A) Лука Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Пепел — обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу. Каков конфликт драмы «На дне»: своеобразие конфликта в пьесеСодержание:Своеобразие конфликта в пьесе «На дне»В 1902 году автор представляет пьесу «На дне». Современники долго изучали, каков конфликт драмы «На дне». Описание грязной, отвратительной ночлежки вызывает неприятные ощущения. В этом месте выживает группа людей, выброшенных из социума. Все они совершенно разные, ранее вели другую жизнь, имели семьи, работу, уважение окружающих. Резкий поворот судьбы собрал персонажей вместе, когда они оказались на дне. У обездоленных героев также есть мечты, мысли, планы на будущее. Отвечая на вопрос: Какой конфликт драмы «На дне»?, в первую очередь следует выделить кардинальное различие мировоззрений. Каждый герой прошел свой путь. Для одного ночлежка – свобода, для другого – крайняя точка перед смертью. Единственное, что объединяет большинство ночлежников, — это безразличие к окружающим. Только Лука старается поддержать, вселить веру людям. Остальные живут своей правдой. Поэтому у Луки возникает спор с другими действующими лицами. Основной драматургический конфликт пьесы «На дне»Главный конфликт в пьесе «На дне» носит социальный характер. Все ночлежники ранее столкнулись с социальными проблемами. Они послужили причиной резкого падения на дно. Унизительное положение каждого постояльца делает его обездоленным, социально изолированным. Клещ больше не смог работать, Настя потеряла возможность иметь семью, Актер навсегда лишился профессии, Барону пришлось отказаться от комфортной жизни. Ввиду обстоятельств Анна вынуждена голодать, Пепел – воровать, Настя – заниматься проституцией. Персонаж Бубнова не может самостоятельно справиться с тягой к алкоголю. Яркий пример социального конфликта – Настя и другие жители пристанища: Каков конфликт драмы «На дне»– ГорькийВ пьесе противопоставлены два понятия – правда и сострадание. К завершению истории становится понятным, что преимущество получает правда. Сострадание Луки никак не помогло героям: Отдельно писатель рассматривает конфликт жителей пристанища и действительности. Однозначное решение отсутствует. В пьесе не раз говорится: жизнь, состояние человека зависят от его отношения, действий. Однако, рассмотрев Костылева, Василису, можно увидеть отсутствие человечности. Все их поступки предопределены получением выгоды, дохода. Именно эти герои являются хозяевами жизни. По мнению современников, писатель ввел персонажей Костылевых, чтобы осудить представителей государственной власти, уставы существующего строя в стране. Каков конфликт драмы в пьесе «На дне» – пример бытового конфликтаВ бытовом конфликте пьесы присутствуют три персонажа – Наташа, Пепел, Василиса. Владелец ночлежки женился на Василисе, но она не любит мужа. Главная цель брака для нее – выбраться из нищеты. Девушка утешается, изменяя мужу с Пеплом. Ее мучает ревность любовника к Наташе, которая приходится ей родной сестрой. Вдова сразу дала показания на бывшего любовника, хотя особо не переживала от потери мужа. Ей полностью досталось пристанище, она давно поговаривала с Пеплом на тему убийства ненавистного супруга. Бытовой конфликт в произведении «На дне» закончился арестом Пепла, госпитализацией Натальи. Каков конфликт в пьесе «На дне» – человек и обществоНесоответствие человека и общества описывается во многих эпизодах. Яркий пример – персонаж Сатин. Мужчина образованный, неглупый, знающий. Он вполне мог бы стать среднестатистическим членом общества, добиться уважения. Ему не позволяет этого сделать постоянное противопоставление себя принятым канонам. Выберите нужное местоимение.1. В пьесе Горького «На дне» (каждое, любое, всякое) действующее лицо показано своеобразно. 2. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам. 3. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции. 4. Мы ходили на прогулку в (каждую, любую, всякую) погоду. 5. (Каждый, любой, всякий) школьник должен соблюдать режим дня. 6. (Каждый, любой, всякий) ученик может научиться ходить на лыжах. 7. Волевой человек преодолеет (каждые, любые, всякие) трудности. 8. (Каждый, любой, всякий) день приносит нам свои радости. 9. (Каждый, любой, всякий) патриот любит свое отечество. 10. На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты. 58. Распределите предложения на группы, где выделенное местоимение а) создает двусмысленность; б) употреблено неправильно. 1. Затем мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него осталось хорошее впечатление. 2. Нарушители дисциплины остаются без внимания учителей. Они мешают нам нормально работать. 3. У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своих родственников. 4. У его нет домашнего задания. 5. Всякий ученик должен понимать, что только от него зависит его будущее. 59. Определите вид ошибки: а) неверное образование формы глагола; б) стилистически неверный вариант; в) семантически неверный вариант; г) неверное употребление вида глагола; д) неверное употребление наклонения глагола; е) неверное употребление времени глагола; ж) неверное образование формы от бесприставочного глагола. 1. Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту но вызову. 2. К концу первого года жизни ребенок обычно научается ходить самостоятельно. 3. Если перечитывать рассказ, просмотреть заново фильм, всегда находишь что-то новое. 4. Мы любим посидеть на закате и наблюдать, как солнце погружается в темную гладь моря. 5. Малыши махают руками. 6. Забывши узнать домашнее задание, ученик пришел в школу неподготовленным. 7. Ученые двигают науку вперед. 8. Пока бак стиральной машины сохнул после окраски, мы беседовали с бригадиром. 9. Не заметя учителя, ребята продолжали шуметь. 10. Это дало бы большую глубину сюжетным событиям и сделало зрелище более содержательным. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастий. Исправьте их. 1. Бойцы, сражающие на улицах города, держались до последнего. 2. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником. 3. Видневшие вдалеке дома казались маленькими. 4. Раскрылись набухавшие на деревьях почки. 5. Перед нами березка, колеблющая ветром. 6. Ученик, прочитающий книгу, передал ее содержание. 7. Ученики, интересующие этим вопросом, найдут ответ в справочнике. 8. Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте. 9. А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца. 10. Он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами. 61. Выберите нужную глагольную форму. При выборе буквы в данном случае нужно учитывать: а) вид глагола; б) спряжение глагола; в) переходность глагола. 1. Враги кровав(е,и)ли руки. 2. Нарывы кровав(е,и)ли. 3. Реки обезвод(е,и)ли. 4. Обезвод(е,и)ли участок болота. 5. Обезденеж(е,и)ли после отпуска. 6. Обезденеж(е,и)ли родителей. 7. Обессил(е,и)л в схватке. 8. Обессил(е,и)л противника. 9. Кожа шершаве(е,и)т от мороза. 10. Черная работа шершав(е,и)т руки. Используйте соответствующий предлог. Найдите и исправьте ошибки в употреблении предлога. 1. Надо самому выбрать: будешь ты ходить на клуб или нет. 2. С зала неслись крики, шум. 3. Другой бы бежал со сцены, с города, с Италии. 4. Тихон хочет избавиться от чувства страха и зависимости перед женой. 5. Ставился вопрос об его отчислении из университета. ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ С СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ Отметьте неверные высказывания. 1. Синтаксическая норма регламентирует построение предложений. 2. Синтаксическая норма регламентирует словоупотребление. 3. Синтаксическая норма регламентирует использование форм слова. 4. Согласование сказуемого с подлежащим — это область синтаксической нормы. 5. Функционально-стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку. 6. Распространенным нарушением синтаксической нормы является «нанизывание» падежей. 7. При преобразовании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения. 8. Часто ошибки возникают при смешении предложного и беспредложного управления. 9. Лексическая неполнота высказывания — причина нарушения синтаксической нормы. 10. Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения. Отметьте предложения с неверным порядком слов. Ошибки исправьте. 1. Облака надвигались на друг друга. 2. Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан, 3. Он очень выразительно читает стихи. 4. Наставник не всегда с учеником беседует, а это необходимо. 5. В последнее время появилось много новых аббревиатур. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. 1. Команда «Сконто» значительно (обновить) состав нападающих. 2. Издательство «Мацибу грамата» (выпустить) серию новых тетрадей на печатной основе. 3. Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить). 4. Музей-квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи. 5. Никто из сестер, даже старшая, (не знать) о случившемся. 6. Газета «Час» (опубликовать) проект нового закона. 7. Подгорела картошка. Что (подгореть)? 8. Подгорел лук. Что (подгореть)? 9. Библиотека-музей (приобрести) неизданные рукописи писателя. 10. На самом берегу моря (раскинуться) Батуми. Запишите окончания глаголов. 1. У князя в сакле собрал. сь уже множество народа. 2. Лев с барсом вел. предолгую войну. 3. Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехал. в губернский город. 4. Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел. в чистых ветвях акации. 5. Несколько человек оглянул. сь — позади них стояла плотная масса тел. 6. В течение сотен лет на волжские просторы тянул. сь люди — убегал. крепостные из-под гнета помещиков. 7. Много огней и раньше и после манил. не одного меня своей близостью. 8. Царь Салтан за пир честной сел. с царицей молодой. 9. Несколько всадников показал. сь на другом берегу. 10. Над морем носил. сь множество чаек. Найдите и исправьте ошибки согласования в предложениях. 1. Мы вошли в комнату, оклеенной обоями. 2. Каждых три часа от станции отходит автобус в Огре. 3. Он вместе с другом был лучшими в финальном турнире. 4. Две мамины фотографии я отдала брату. 5. Алеша — большая сластена. 6. Целые два дня я готовился к экзамену. 7. «Известия» опубликовала интересную статью. 8. Домик стоит в лесу, спускающемуся к речке. 9. Полученные продукты разделили на две равных части. 10. Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. 11. За два последние месяца работа нашего участка заметно оживилась. 12. Зачем вы растите сына такой недотрогой? 13. Дикий гусь и утка прилетели на зимовье. 14. Четыре рыболовецкие судна вышли в море. 15. Два из собравшихся учеников отказались играть в шахматы. 16. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. 17. Положение дел в фирме оставляют желать лучшего. 18. Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире. 19. Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путевки. 20. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты. 69. Укажите, какие вопросы соответствуют приведенным глаголам. Разработка урока по литературе Урок литературы по изучению драматургии Горького «Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне» Цель урока – формирование у учащихся представления о цели номинации героев в драматических произведениях на примере драмы М. Горького «На дне». Задачи: дать начальное представление о социально-философской драме как жанре драматургии; познакомить с историей создания пьесы; определить философский смысл названия пьесы Горького «На дне»; познакомить с идейным содержанием пьесы; формировать представление о действующих лицах пьесы; выяснить цель горьковских номинаций; развивать умение анализировать драматическое произведение. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Форма урока : урок-беседа с элементами комментированного чтения. Методы и приемы : слово учителя, аналитическая беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, индивидуальные сообщения учащихся, игра-викторина. Оборудование : портрет М. Горького, текст пьесы. I. Слово учителя (из истории создания пьесы М. Горького «На дне»). Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!» Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века. Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра. «На дне» – программная для Горького пьеса: создававшаяся на заре только что наступившего XX столетия, она выразила многие его сомнения и надежды в связи с перспективами человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть необходимые для того источники творческих сил. Это заявлено в символичном времени действия пьесы, в ремарках первого акта: «Начало весны. Утро». 1. Проверка первичного восприятия: — А каковы ваши впечатления от прочитанной пьесы Горького? (Мрачные тона, неприятная обстановка, неблагополучные персонажи. Каждый живёт, как ему хочется. Каждый озабочен собственными проблемами. Герои как будто не слышат друг друга. Слова звучат из разных углов. Говорят сразу все присутствующие, не дожидаясь ответа, слабо реагируя на чужие замечания, но каждый, почти не слушая других, говорит о своём. Полное разобщение людей, оказавшихся под одной крышей. Звучит проблема правды, смысла жизни и т.д.) 2. Анализ названия пьесы. Учитель: Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» (последнее стояло на афише премьерного спектакля). Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии? Учитель: Как вы понимаете название пьесы: «На дне»? (дно жизни, дно души, самый низший, некуда ниже падать). — Да, ребята, вы правы. Дно в пьесе действительно многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии соотнесены обстоятельства жизни и душа человека. «Дно – это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил – «когда некуда больше идти». Горький соединял веру в человека – «вместилище Бога живого», способного «бесконечно совершенствоваться», веру в жизнь – «движение к совершенствованию духа» – и прозябание «на дне жизни». Запишем выводы в тетрадь. На них можно опираться при написании сочинения. Богочеловек и «дно» – контрасты, а контраст заставлял искать невидимые, но существующие тайные законы бытия, духа, способные «гармонизировать нервы», изменить человека «физически», вырвать его со дна и вернуть «в центр процесса жизни». Эта философия реализована в системе образов, композиции, лейтмотивах, символике, в слове пьесы. 3. Характеристика обстановки, места действия Учитель: Давайте посмотрим на обстановку происходящего, на место действия. «Клещ (входит из сеней). Холодище. собачий. » [1, с.15]. 4.Работа над персонажами драмы Учитель: Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения автор сообщает до начала действия? (Ученики читают и анализируют афишу). — Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы? Вывод: М. Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «дне» жизни. 5.Составление характеристик персонажей (индивидуальные задания). С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» [1, с.62]. Понятия чести и совести для него значения не имеют. Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» [1, с.49]. Известно, что многие мысли Горького в драме высказывает Сатин. Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М. Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки . Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью. Для Луки все люди одинаковы: «А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» [1, с.19]. Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» [1, с.23]. Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает. Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. Но есть и другое толкование его имени. По В.И. Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!» [1, с.54]. Герой назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» [1, с.36]. Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего. Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город». Персонаж драмы М. Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом. Этот образ высоко оценил А.П. Чехов. По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков. Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода. Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем-нибудь я родился…а?» [1, с.59]. Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение. Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос. Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению. Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки. Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь. Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет». С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» [1, с.63]. Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» [1, с.55]. Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная». Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают». Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум. Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец. Для М. Горького ханжество более сильный грех, чем грубость. 6. Игра-викторина: Кому из героев принадлежат слова? 2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» (Настя) 4. «А…ведь зачем-нибудь я родился…а?» (Барон) 6. «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (Сатин) 7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» (Квашня) 8. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!» (Анна) 9. «А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» (Лука) 10. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа) 11.. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена» (Клещ) 1. В чем особенность драмы Горького 2. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы? 3. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их? 4. Какова же цель номинации действующих лиц? Вывод: итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни. В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Однако их объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке. Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу. IV . Домашнее задание. Ответить на вопрос: В чем правда для Бубнова, Луки и Сатина?
|