в результате чего происходит смена дня и ночи
Как рассказать ребенку о причине смены дня и ночи просто и понятно?
Примерно в 4 года каждый ребенок превращается в маленького почемучку и задает свыше сотни вопросов в день. Однажды он непременно захочет узнать причину смены дня и ночи. Почему днем светло, а ночью темно? Куда пропадает солнце? Подробно эта тема будет рассматриваться во втором классе на уроке природоведения. Но это не мешает получить полный и интересный ответ намного раньше – от воспитателя в детском саду или дома от родителей.
Как объяснить ребенку?
Смена «утро – день – вечер – ночь» – самое постоянное и неизменное явление природы. Свет и темнота чередуются изо дня в день из века в век. Издавна наши предки задавались вопросом, почему происходит так, а не иначе. Но правильный ответ не находили. Тысячелетиями они считали, что наша планета Земля неподвижная, а Солнце вращается вокруг нее, освящая то одну сторону полушария, то другую. Но на деле оказалось, что все наоборот!
Земля непрерывно движется по двум направлениям одновременно: вокруг себя и вокруг Солнца по орбите-пути.
Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа, что составляет сутки. Вращение происходит с запада на восток. Потому утром Солнце всходит всегда на востоке, а вечером садится на западе. А вокруг самой Земли вращается спутник – Луна. Полный круг она делает за 27,3 суток. При этом наша планета затеняет Луну и не дает Солнцу осветить ее полностью. В зависимости от местонахождения спутника солнечный свет падает на разную площадь. Как следствие, на протяжении 27 дней на небе меняется картинка: сначала господствует тоненький Месяц, затем он становится шире, толще – и так пока не наступит полнолуние.
Самое доступное объяснение может быть непонятно ребенку из-за путаницы в терминах. В таком случае рассказ нужно начать с самого начала – с определения слов «планета», «земная ось», «полюса». Ребенку следует сначала узнать, что в мире существует бесчисленное количество планет, которые поделены на галактики и системы. Мы живем в Солнечной системе. Ее центром является звезда Солнце. Вокруг него вращаются 8 планет. Мы живем на 3-й планете, если считать от Солнца, и она называется Земля.
Наглядный пример – лучшее объяснение
Что ни говори, а один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать. Чтобы наглядно продемонстрировать, что смена утра на ночь является следствием вращения Земли, понадобятся следующие предметы:
Нужно попросить малыша представить, что фонарик – это Солнце, и объяснить, что глобус является макетом нашей планеты – конечно же, сильно уменьшенным.
Опыт с вращением Земли и со связанной с ним сменой времени суток:
В качестве альтернативного варианта ребенку можно показать анимацию и познавательные видеоролики.
Почемучка:
Видео из серии «Занимательные уроки Р. Саакянца»:
Чем обусловлена смена дня и ночи из мультика «Фиксики»:
Вращение нашей планеты вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Именно так правильно ответить на вопрос. Но если его задает ребенок, сухой ответ ему будет непонятен. Рекомендуется раскрыть тему как можно полнее, привести наглядные примеры и показать познавательные видеоролики.
Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
Мы настолько привыкли к чередованию дней и ночей, что даже не задумываемся об этом явлении. Однако должна быть какая-то причина, объясняющая его.
Вообще на большинстве космических тел небосвод постоянно темный. Дни на Земле возникают от того, что она достаточно близко расположена к Солнцу. Наша звезда представляет собой столь мощный источник света, что может полностью осветить всё небо Земли.
Но тогда почему наступает ночь? Дело в том, что Солнце освещает лишь половину земного шара, которая повернута к звезде. Второе полушарие в этот момент пребывает в темноте. Так как наша планета вращается вокруг собственной оси, то постепенно одни участки земной поверхности уходят в темноту, а другие выходят на свет. В момент, когда какой-то район Земли поворачивается к Солнцу, наблюдатели на нем видят восход светила. Так наступает день. Когда же район уходит в тень, наблюдатели видят заход Солнца – наступает ночь.
Важно отметить, что ночь и день не наступают одновременно на всей планете. Граница между светом и тенью медленно двигается по земному шару с востока на запад. Именно поэтому на Земле существуют отдельные часовые пояса.
Так как один оборот вокруг собственной оси занимает у нашей планеты 24 часа, то именно столько времени длятся земные сутки. За этот период времени граница тени и света полностью огибает Землю.
Для лучшего понимания механики движения Земли можно привести грубый пример с приготовлением пищи. Часто повар устанавливает кусок мяса на вертель и медленно вращает его, чтобы он равномерно прогрелся со всех сторон. Аналогично и Земля, вращаясь вокруг своей оси, «подставляет» Солнцу различные участки своей поверхности. Этот же пример объясняет, почему ночью обычно значительно холодней, чем днем. Ведь Солнце похоже на печку – это источник не только света, но и тепла.
Список использованных источников
В результате чего происходит смена дня и ночи
4. Отчего происходит смена дня и ночи?
Мы часто говорим: Солнце взошло, Солнце высоко поднялось на небе, Солнце село. Что же, действительно Солнце движется по небу, в утренние часы поднимаясь вверх, а в вечерние — спускаясь к горизонту, или это только нам кажется, что оно движется, а в действительности движется наша Земля и с ней вместе мы?
Ещё не так давно (лет 400 тому назад) люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце движется. Но теперь мы знаем, что это не так.
Действительно, трудно допустить, чтобы огромное Солнце, которое по объёму в миллион с лишним раз больше Земли, двигалось вокруг неё.
Если мы изобразим Землю размером с крупинку пшена, то Солнце представится нам шаром величиной с человеческую голову. Вот как велико Солнце. При этом оно так горячо, что даже тугоплавкие вещества (например, железо) находятся на нём в газообразном состоянии. Только благодаря тому, что Земля отстоит от Солнца на огромном расстоянии (почти 150 миллионов километров), лучи Солнца лишь согревают земную поверхность, а не испепеляют её.
А для того чтобы в течение суток успеть обойти Землю кругом, огромное Солнце должно было бы двигаться с колоссальной скоростью, пролетая более 10 000 километров в одну секунду. Не разумнее ли предположить, что не Солнце, а Земля, вращаясь вокруг своей оси, поворачивается к Солнцу различными своими сторонами. Все те, кто ездил по железным дорогам, хорошо знают, что когда глядишь из вагона движущегося поезда, то кажется, что деревья, постройки и все другие предметы быстро бегут назад в направлении, обратном движению поезда. Никто из нас, конечно, не ошибётся и не подумает, что поезд стоит на месте, а движутся деревья и достройки. Но когда мы вертимся вместе с Землёй и смотрим на Солнце, которое из-за своей удалённости вовсе не кажется нам большим, мы можем ошибиться и принять движение Земли за движение Солнца.
Когда 400 лет тому назад великий учёный Николай Коперник написал книгу, в которой доказывал, что видимое движение Солнца по небу происходит от вращения Земли, ему почти никто не хотел верить, а римский папа даже запретил его книгу, как противоречащую христианской религии.
В библии есть рассказ о том, как еврейский вождь Иисус Навин, видя, что до наступления темноты он не успеет разбить своих врагов, велел Солнцу остановиться на небосводе и тем отсрочил наступление ночи. Вот на эту библейскую легенду католическое духовенство ссылалось, как на опровержение учения Коперника о вращении Земли. Ведь согласно этой легенде Иисус Навин приказал остановиться не Земле, а Солнцу.
По учению Коперника, правильность которого наука подтвердила в дальнейшем неопровержимыми доказательствами, Земля раз в сутки поворачивается вокруг своей оси, проходящей через северный и южный земные полюсы. Эта ось, конечно, воображаемая.
Если вы возьмёте мяч или, ещё лучше, биллиардный шар и с силой закрутите его на столе, он будет некоторое время вертеться. Ось вращения мяча, как и ось вращения Земли, будет воображаемая, но, глядя на вращающийся мяч, нетрудно заметить точку в верхней части его поверхности, через которую эта ось проходит. Мяч, конечно, скоро остановится из-за трения о поверхность стола. Земля же вращается в мировом пространстве, не соприкасаясь ни с какими другими телами. Поэтому её вращение происходит без трения и нет причин для того, чтобы оно прекратилось.
Если бы в мировом пространстве, окружающем Землю, не было небесных светил — Солнца, звёзд и Луны, мы бы не замечали вращения Земли. Теперь же, хотя мы не чувствуем, что Земля вертится, мы видим, что по небу перемещаются в одном и том же направлении — с востока на запад — все небесные светила. В действительности же это сама Земля вращается в противоположном направлении — с запада на восток.
Таким образом, смена дня и ночи происходит потому, что из-за вращения Земли вокруг своей оси одно и то же место на земной поверхности то бывает обращено к Солнцу и освещается его лучами, то оказывается повёрнутым прочь от Солнца. Посмотрите на рис. 1, на котором солнечные лучи падают на земной шар слева. Благодаря этому на левой, освещённой солнечными лучами половине земного шара — день, а на правой, неосвещённой половине — ночь.
12.Почему на нашей планете происходит смена дня и ночи, времен года?
смена дня и ночи обусловлены суточным вращением Земли вокруг своей оси.
смена времен года обусловлена вращением Земли вокруг Солнца
Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца.
Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди!
Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают отвесно, прямо, Солнце жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее.
Солнце всегда стоит прямо на экваторе и в тропиках, поэтому жители этих мест не знают холодов. Там не так резко, как у нас, сменяются времена года, и никогда не бывает снега.
В то же время часть года каждый из двух полюсов повернут к Солнцу, а вторую часть скрыт от него. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето и день длинный, к югу — зима, а день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном — зима.
День сменяет ночь, ночь — день. Мы к этому привыкли и не задумываемся, куда прячется солнце ночью. Нам кажется, что оно движется по небу — восходит утром, а вечером опускается за горизонт, отчего на нашей планете происходит смена дня и ночи. Но на самом деле Солнце неподвижно, это наша планета безостановочно вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одной стороной, то другой. На той стороне, которую освещает Солнце, наступает день, на противоположной — ночь. Подставит Земля солнечным лучам другой бок — и на ночную сторону приходит день, а на дневную опускается ночь.
смена дня и ночи обусловлены суточным вращением Земли вокруг своей оси.
смена времен года обусловлена вращением Земли вокруг Солнца
Конспект НОД в старшей группе «Почему происходит смена дня и ночи»
Раиса Муковнина
Конспект НОД в старшей группе «Почему происходит смена дня и ночи»
Цель:
— расширение представлений о Солнечной системе,
— развитие интереса детей к явлениям Солнечной системы.
Программные задачи:
— формировать представление детей о строении Солнечной системы,
— совершенствовать представления детей о частях суток,
— развивать способность целенаправленно исследовать и наблюдать,
— развивать интерес к экспериментированию.
Материал:
2 глобуса, фонарик, настольная лампа, фильмоскоп, юла, игра «Планеты», карточки с заданиями.
Методические приемы:
работа с познавательной литературой, экспериментирование в подгруппе, вопросы на активизацию знаний, подведение итога.
Ход НОД:
Воспитатель обращается к детям:
— А знаете ли вы, что такое астрономия, и что изучает эта наука?
— Не знаете? А хотите узнать? Тогда присаживайтесь!
(дети садятся полукругом)
— Как и где мы можем об этом узнать?
(из энциклопедий, у взрослых, по телевидению и т. д.)
-Что же можно изучать в космосе?
— Ученые-астрономы отвечают на многие вопросы, интересующие людей.
— О чем бы вам хотелось спросить?
— Я бы спросила, какая самая яркая звезда на небосклоне? А вы как считаете?
(дети рассуждают, приходят к выводу, что эта звезда-солнце)
— Что вы знаете о солнце?
— Как влияет солнце на жизнь всего живого и неживого на нашей планете?
— Представьте себе, что не стало солнца, что тогда?
— Есть ли в космосе другие планеты?
— Как называется все, что находится в космосе?
(Воспитатель обращает внимание детей на полочку «Умных книг» и предлагает открыть те страницы, где есть закладки.
Дети рассматривают познавательную литературу, отмечают созвездия, кометы, планеты, Млечный Путь и т. д.)
— Какая планета известна нам больше, чем другие?
— Что вы о ней знаете?
— Что находится на планете Земля?
(физкультминутка, повторяется 2-3 раза)
А теперь мы с вами, дети,
На носки поднимись,
Вот летит ракета ввысь!
— Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь?
А вы знаете, как происходит смена дня и ночи?
(Экспериментирование на специально подготовленном оборудовании)
— Чем могут служить осветительные приборы: лампа, фонарик, фильмоскоп?
(Дети выбирают оборудование, действуют с ним, совершая движение «Земли» вокруг «Солнца». Воспитатель напоминает, что «Земля» вращается вокруг своей оси. После экспериментирования дети делают вывод.)
Земля, как юла. Она вращается, но не останавливается. Мы – жители-земляне находимся на ней и крутимся, как на карусели.
— Может ли солнце осветить планету Земля одновременно со всех сторон? (нет) Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, то наступает день. Если отворачивается, наступает ночь. И так происходит постоянно.
Друг за другом чередой
Тихо ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
Спать немедленно зовет.
— Что за братец? А кто сестра?
— Итак, что же происходит, когда Земля поворачивается к солнцу?
— Может ли солнце осветить Землю со всех сторон?
Воспитатель собирает детей:
— Вот теперь, дети, вы все можете смело называться астрономами!
— О чем вы сегодня узнали?
— Где это вам пригодится?
— О чем еще хотели бы узнать?
Мастер-класс нетрадиционного рисования в старшей группе «Сказки зимней ночи» «Сказки зимней ночи». Мастер-класс нетрадиционного рисования в старшей группе. Елена Мухановская Зима прекрасная пора. Природа напоминает.
Белые ночи в Колпино-фотозарисовка Период белых ночей в Санкт-Петербурге – одна из главных визитных карточек города, пик летнего туристического сезона. В это время город.
Фотоотчет «Вторая оздоровительная смена-оформляем отрядный уголок» Доброе время суток, дорогие друзья! Многое изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего.
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.
Конспект занятия по валеологии в средней группе «Почему так?» Конспект по валеологии в средней группе. Тема: «Почему так?». Елена Владимирова. Цель: Расширение знаний детей о внешнем строении своего.
Нескучные опыты «Как происходит извержение вулкана» Летом в детском саду нескучно! У нас прошла целая неделя науки. Каждый день дети были экспериментаторами. Но самый большой восторг вызвало.