в риме день середины месяца делящий его пополам

Мартовские иды стали последними не только в жизни Юлия Цезаря

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Марк Антоний (Марлон Брандо) над телом Юлия Цезаря (Луис Кэлхерн), 1953 год

Великий Понтифик заседал в Регии, где собирался Совет жрецов. Здание Регии находилось на территории римского Форума, недалеко от Сената. Юлий Цезарь не слишком прислушивался к аналитике жрецов, хотя без их вердикта не могло быть принято ни одно важное государственное решение. Не прислушался он и к словам своего предвидца-этруска Спу­рин­на (древний известный род из Тарквинии), который за месяц до мартовских ид предупреждал его о смертельной опасности.

Юлия Цезаря никто не спасал, наоборот, его убивали близкие ему люди. Убит теми, кому он завещал своё имущество, в составленном в сентябрьские иды 45-го (до н.э.) года завещании, в котором даже свои сады у Тибра и 300 евро сестерций он передавал каждому жителю Рима.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Ларго ди Торре-Арджентина в Риме. Останки фундамента курии (канцелярии) Помпея. Место убийства Юлия Цезаря

В планах заговорщиков было выбросить тело Цезаря в Тибр, но этого не произошло. Окровавленное тело 56-ти летнего полководца и диктатора Великого Рима домой несли три его раба.

Для прощания с Цезарем, на Форуме возле Регии, недалеко от могилы его дочери, был построен высокий деревянный навес по форме храма Венеры Победительницы, в котором установили убранные пурпуром и золотом носилки с телом Юлия Цезаря и его трофеи. На одном из трофеев вывешена окровавленная тога Цезаря. Траурная музыка и песни, некрологи и клятвы сменяли друг друга. С заключительной речью выступил Марк Антоний, приближённый Юлия Цезаря и консул Рима, чудом избежавший расправы от заговорщиков. Не было ещё решённым ни где предать огню тело Цезаря, не маршрут траурной процессии. Для церемонии могли быть выбраны Капитолийский храм Юпитера или курия Помпея, где он был убит.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Римский Форум вид с Палатина. Место сожжения тела Юлия Цезаря, останки храма Цезаря и алтаря (под навесом) в Риме

Это был истинно народный и последний Триумф Юлия Цезаря.

Клеопатра Птолемеевна, молодая подруга Юлия Цезаря и правительница Египта, не могла пересекать Померий, сакральную границу Рима, поэтому на прощании с ним не присутствовала. Она проживала в загородной вилле Цезаря на берегу Тибра. Там она принимала соболезнования, там она снова ошиблась в ставках на будущего царя Рима, поставив на Марка Антония. В своём завещании Юлий Цезарь не упомянул ни саму Клеопатру, не их сына Цезариона.

Заговорщики-убийцы были прощены Марком Антонием и высланы из Рима на различные имперские должности, во избежание новой гражданской кровавой смуты, но от меча Возмездия спрятаться им не удалось.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Цветы на останках алтаря храма Цезаря на римском Форуме

Источник

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополамchispa1707

chispa1707

Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

выскажу небольшое имхо

у меня смутные ощущения, что в Риме использовалась другая система счисления, шести или двенадцетиричная, не могу сказать точно, видел мало инфо по этому вопросу

Re: выскажу небольшое имхо

Re: выскажу небольшое имхо

у сержа алекса тоже неоднократно обсуждали эту проблему
https://serj-aleks.livejournal.com/470892.html

у него много на эту тему, и в том числе, рецензии ваших работ

Re: выскажу небольшое имхо

Наша эпоха — эпоха «горного дела» / «рудного дела» и «горняков». Они же и «речники», ищущие горы. Небыло бы их — не было бы и земледелия.
Месяцы, привязанные к «горному делу»:
МАРТ — mortarium ( лат.) — ступа. Время пробы первой руды начиналось со ступы и булавы.
БУЛАВА ( була — шишка, набалдашник; булла — разрешение папы на «новое дело» ) — clava (лат.); gada (индонез., яванский, суданский) — гада. Гад, превратившийся в скипетр.

АПРЕЛЬ / april / abril — abrir ( лат., лад., исп.) — открыть. Начиналось « открытие» — «вгрызание» в скальную породу, в ход идёт и БУЛАВА, и ЧЕКАН, и ПЕРНАЧ (ПЕРНАТ). Пернатый на скипетре. Ангел — помощник.

ИЮНЬ — junio (исп.) — юный, новый — доставали новую руду.

ИЮЛЬ — julio (исп.) ; julio — holy (англ.) ; gol (ладино) — святой. Из руды выделяли полезные минералы.

АВГУСТ — au/ a/ av (лат.) — частица, указывающая направление: куда? ; gustarse (исп.) — нравиться. Понравилось? Идём дальше. Sierpien (польск.) ; serpiente (исп.) — змея, серпантин, длинная штольня. Kolovoz (хорватск.) кóлоное + воз.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — числовые.

ЯНВАРЬ — URTARRIL (баскский) — Ur — вода, tarril — alquitrán (исп.) — дёготь. Вода с дёгтем (грязная вода) из-за дождей мешала работе в штольнях. ENERO (исп.) ; GENER (катал.) — en ero — в общем (деле) ; general — общий (общее дело).

Источник

Календарь и определение времени

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Календарь, которым и сегодня пользуются во многих странах мира, дошел до нас от древних римлян.

Древний календарь

Реформа Юлия Цезаря

В течение долгого времени римляне использовали календарь, основанный на наблюдениях за изменениями луны. Год состоял из 355 дней. Через каждые 2 года великие понтифики вставляли в него дополнительный месяц, чтобы уравнять число дней в лунном и солнечных календарях. Делали они это с большой небрежностью, так что в середине I в. до н. э. все месяцы потеряли свое естественное положение в году. Юлий Цезарь, став в 46 г. до н. э. великим понтификом, поручил александрийскому математику Сосигену разработать новый календарь, основанный на наблюдениях за движением солнца. Он был введен в 45 г. до н. э. Календарный год теперь начинался с 1 января, дня вступления консулов в свою должность, и состоял из 12 месяцев и 365 дней, со вставкой каждые четыре года дополнительного дня в феврале. Этот календарь применялся в Европе повсеместно до конца XVI в.

Календы, иды, ноны

Определение времени

Первоначально римляне делили сутки на относительно небольшие промежутки времени в зависимости от положения солнца на небе. Эти промежутки имели следующие названия: полночь; тотчас после полуночи; время, когда поют петухи; рассвет; утро; время к полудню; полдень; тотчас после полудня; последняя часть дня; вечер (от заката солнца до восхода вечерней зари); сумерки; время, когда зажигают огни; время, когда ложатся спать; глубокая ночь.

После появления в Риме в 111-11 вв. до н. э. солнечных и водяных часов время от восхода до заката солнца стали делить на 12 равных частей (часов) и на столько же равных частей делили время от заката до восхода. Таким образом, летом, когда долго светло, дневной час был длиннее, чем зимой.

Источник

В риме день середины месяца делящий его пополам

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами: первый, второй, третий и т.д. Год начинался с весны – периода, близкого к весеннему равноденствию. Позже первые четыре месяцы были переименованы. Самый первый месяц года был назван мартиусом (martius) – в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus –»согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus). Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

квинтилис (quintilis) – пятый;секстилис (sextilis) – шестой;

септембер (september) – седьмой;октобер (october) – восьмой;

новембер (november) – девятый;децембер (december) – десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер) имели каждый по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня.

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца – одиннадцатый и двенадцатый. Первый из этих месяцев – януариус – был назван в честь двуликого бога Януса, который считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа, всякого начинания. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. Еще же добавленный месяца – фебрариус – был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит от слова februare – «очищать», и связано с обрядом очищения.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней, и в связи с добавлением дополнительно 51 дня пришлось менять длину месяцев: от тех 6 месяцев, каждый из которых раньше состоял из 30 дней (априлис, юниус, секстилис, септембер, новембер, децембер) отняли по одному дню. Это позволило образовать два последних месяца с количеством дней: януариус – 29, фебрариус – 28.

Таким образом, год, содержащий 355 дней, делился на 12 месяцев.

Такова была общая структура римского календаря в середине I в. до н.э. Он представлял собой весьма сложную и неудобную систему счисления времени. Установленная продолжительность года в 355 дней очень близко подходила к продолжительности лунного года, состоящего из 12 лунных месяцев. Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.

В результате вставок каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.

Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э. принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Реформа Юлия Цезаря.

Хаотичность римского календаря стала столь значительной, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 – 44 гг. до н.э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток, поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней. Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год стали называть annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней.

К моменту реформы календарь (и связанные с ним праздники) ушел вперед от смены времен года на 90 дней, так что 1 января календарного года должно было выпасть на 3 октября. В связи с этим в последнем году старого календаря были вставлены три месяца: мерцедоний из 23 дней и два безымянных месяца (33 и 34 дня) между новембером и децембером. Кроме того, Юлий Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В новом календаре почти на каждый день года было дано указание, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го – захода Арктура, 7-го – заход Плеяд и Ориона и т.д. Тем самым календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и, следовательно, с циклом земледельческих работ, начала которых приурочивались к определенному положению созвездий на вечернем или утреннем небе.

Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года. Таким образом, Юлий Цезарь является автором широко распространенной традиции начинать отсчет нового года с первого января.

В благодарность за реформу, а также учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус. Вскоре, однако, римские жрецы то ли по неграмотности, то ли с целью скомпрометировать календарь, вновь запутали его, объявляя високосным каждый третий год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9. Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет – с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. – високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели, которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы – нундиды. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц секстилис в месяц августус. Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней. Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу. Так февраль остался с 28 или 29 днями.

Источник

КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В РИМЕ

КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В РИМЕ

…Мы говорим: годы-завистники

Мчатся. Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему.

Гораций. Оды, I, II, 7—8

Римляне, как и греки и другие народы, многократно (и не всегда удачно) изменяли свою систему исчисления времени, пока не выработали знаменитый римский календарь, в основном сохранившийся и до сих пор.

Согласно литературной традиции, в начальную эпоху существования Рима (датой основания города считается 753 год до н. э.) римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март — месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу и потому носивший его имя. Этот год включал в себя всего 304 дня, распределенных по месяцам неравномерно: апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь имели по 30 дней, а четыре других месяца — по 31 дню. Некоторые ученые ставят под сомнение эти сведения о первом римском календаре, применявшемся в легендарный царский период истории города, однако упоминания о бытовавшем некогда десятимесячном годе мы находим у многих римских писателей, таких, например, как Овидий (Фасты, I, 27–29; III, 99, 111, 119) или Авл Геллий (Аттические ночи, III, 16, 16). Память же о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» — семь), октябрь («окто» — восемь), ноябрь («новем» — девять) и декабрь («децем» — десять). Итак, наши девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы считались в Риме соответственно седьмым, восьмым, девятым и десятым.

Календарь для определения месяца, недели и дней. Вверху — боги-покровители дней недели: Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Вместе с тем источники сообщают весьма разные, часто противоречащие друг другу известия об этом первом римском календаре. Так, в жизнеописании второго римского царя Нумы Помпилия Плутарх рассказывает, будто при Ромуле «в исчислении и чередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не было и двадцати дней, зато в других — целых тридцать пять, в иных — и того более» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). Отсутствие точной, однозначной информации делает особенно сложным изучение того, как древние римляне измеряли время.

Следует также иметь в виду, что и в Италии, хотя и в меньшей степени, чем в Греции, существовали календарные различия регионального характера. Римский грамматик III в. н. э. Цензорин в своем обстоятельном трактате «О дне рождения» (X, 22, 5–6) утверждает, что в городе Альба март состоял из 36 дней, а сентябрь — только из 16; в Тускуле месяц квинтилий (июль) насчитывал 36 дней, а октябрь — 32; в Арретии же этот месяц имел целых 39 дней.

Первоначально, сообщает Плутарх, «римляне понятия не имели о различии в обращении луны и солнца» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). По преданию, царь Нума, приняв во внимание разницу между лунным и солнечным годом, ввел в римский календарь еще два месяца — январь и февраль. Об это реформе мы узнаем и из сочинения Тита Ливия (От основания города, I, 19, 6), который говорит, что царь разделил год на двенадцать месяцев в соответствии с движением Луны. Таким образом, в основе раннеримского календаря лежал лунный год. Согласно Макробию (Сатурналии, I, 13), в календаре Нумы семь месяцев — январь, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь — имели по 29 дней, четыре: март, май, июль и октябрь — по 31, и лишь февраль — 28 дней. Такое распределение дней по месяцам объясняют суеверием римлян, избегавших четных чисел как «неблагоприятных».

В середине V в. до н. э. особая комиссия из 10 видных граждан (децемвиров), задачей которой была выработка законов, попыталась осуществить еще некоторые реформы календаря. С введением дополнительных месяцев (это предусматривала еще реформа царя Нумы), повторявшихся через определенные промежутки лет, тогдашний римский календарь должен был приблизиться к солнечному циклу. Сведения об этой реформе приводит в своем труде Макробий (Сатурналии, I, 13, 21), ссылаясь на анналистов II в. до н. э. Современные исследователи склонны, напротив, полагать, что эта многовековая традиция не во всем достоверна и что «Ромулов год» длился гораздо дольше. Возможно, что двенадцатимесячный цикл был введен лишь триста лет спустя после смерти славного царя Нумы и что именно это событие связано с деятельностью упомянутых римских децемвиров.

Но независимо от того, когда год был разделен на 12 месяцев, основой системы исчисления времени оставался лунный год, а введение дополнительных дней не устранило всех проблем упорядочения календаря. С 191 г. до н. э. жрецы — понтифики — в силу закона Глабриона имели право вводить дополнительные месяцы по собственному усмотрению (а не так, как в Греции — со строго определенной периодичностью). Подобная деятельность жрецов не опиралась на какие-либо научные представления или расчеты: так, через два года на третий вводили дополнительный месяц, насчитывавший то 22, то 23 дня. Произвольное обращение с календарем привело к совершенному хаосу и неразберихе. Примером этому может служить ситуация, сложившаяся в 46 г. до н. э., когда разница между — номинальным и фактическим моментом годичного цикла составила уже 90 дней, поскольку с 59 до 46 г. до н. э. вообще не было «високосных» лет. Времена года перестали совпадать с соответствующими им месяцами, и потому Макробий имел полное право назвать 46 год до н. э. «годом замешательства». Об этом же напоминает своим читателям Светоний: «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда — не на осень» (Светоний. Божественный Юлий, 40).

Почему понтифики так долго не вводили дополнительных месяцев, сказать трудно. Некоторые ученые видят причины такого невнимания к календарю в эти годы в том, что жрецы испытывали политическое давление со стороны влиятельных лиц, занятых именно в эти десятилетия взаимной борьбой и интригами. Так, например, в 50 г. до н. э., рассказывает Дион Кассий (Римская история, XL, 62), трибун Курион, будучи одним из понтификов, старался склонить членов жреческой коллегии к тому, чтобы ввести дополнительный месяц и тем самым продлить год, а с ним и время его магистратуры как трибуна. Когда предложение это было в конце концов отклонено, Курион перешел на сторону Цезаря и, очевидно, возложил вину за неупорядоченность календаря на приверженцев антицезарианской «партии». Напротив, Цицерон, бывший тогда наместником в Сицилии, в очередном письме к Аттику просит его употребить все свое влияние и добиться, чтобы в текущем году никаких изменений в календарь не вносилось и чтобы прежде всего не вводили дополнительного месяца (Письма Марка Туллия Цицерона, CXCV, 2). В этом случае также имели значение личные интересы и расчеты Цицерона: он уже не хотел больше исполнять свои обязанности на далеком острове, стремясь как можно скорее вернуться в Рим.

Устранить произвол и беспорядки в системе исчисления времени, исправить календарь выпало на долю самого Цезаря. Его реформа календаря, который в память о нем стал называться юлианским, не только придала более или менее окончательную форму римскому календарю, но и заложила важнейшие основы того, каким мы пользуемся сегодня. В 46 г. до н. э., по поручению Цезаря, александрийский математик и астроном Созиген установил годичный цикл, состоящий из 365,25 дня, и определил число дней, приходящихся на каждый из месяцев. Чтобы свести год к целому числу дней — 365, пришлось удлинить февраль, так что раз в четыре года этот месяц получал дополнительный день. При этом не прибавляли 29 февраля, как это теперь делаем мы, а просто повторяли день 24 февраля. Так как римляне, как мы увидим в дальнейшем, определяли то или иное число месяца исходя из того, каким по счету был этот день от ближайшего к нему предстоящего дня, называемого «календы», «ноны» или «иды» (при этом считали и сам день календ, нон или ид), то 24 февраля выступало как шестой день перед мартовскими календами (1 марта), а дополнительный день после него, также 24 февраля, приходилось уже называть «дважды шестым» (биссекстилис). Отсюда и весь этот удлиненный на один день год стали называть «биссекстус», от чего и произошло наше слово «високосный». Цезарь установил, пишет Светоний, «применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года». Желая сделать началом любого нового года 1 января, диктатор вынужден был в том же памятном римлянам 46 году до н. э. поступить так: «Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год» (Светоний. Божественный Юлий, 40). Итак, новый, юлианский календарь вступил в силу 1 января 45 г. до н. э. и Европа пользовалась им еще многие века спустя.

Если в греческом календаре названия месяцев происходили от названий важнейших празднеств и религиозных обрядов, приходившихся на тот или иной месяц, то в Риме первые шесть месяцев носили названия, связанные с именами богов (за исключением февраля), а остальные шесть, как уже говорилось, обозначались просто по их порядковому номеру: квинтилий (от «квинкве» — пять), т. е. июль, секстилий (от «секс» — шесть), т. е. август и т. д., — считая по-прежнему от марта и, таким образом, не нарушая традиций древнейшего римского календаря. Первый месяц — январь — был посвящен Янусу, богу всякого начала, и потому назван в его честь. Февраль был месяцем «очищения» (фебруум), избавления от всяческой скверны, совершавшегося во время праздника Луперкалий (15 февраля). Март был связан с богом Марсом, покровителем города, а апрель — с Венерой (греческой Афродитой). Название месяца мая происходило или от имени местной италийской богини Майи, дочери Фавна, или же от имени Майи, матери бога Меркурия. Наконец, июнь — месяц, посвященный Юноне, супруге всемогущего Юпитера.

Названия месяцев римского календаря сохранились в большинстве европейских языков, отразивших, однако, те изменения в римской календарной номенклатуре, которые произошли уже в первые десятилетия после цезаревой реформы. Среди безмерных почестей, оказанных Цезарю в Риме, Светоний упоминает и «наименование месяца в его честь» (Там же, 76). Квинтилий должен был отныне называться «месяцем Юлия», т. е. июлем. Спустя некоторое время таких же почестей удостоил сам себя Октавиан Август: «Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед» (Светоний. Божественный Август, 30). Так возник привычный для нас месяц август. Подобные переименования месяцев в честь высших властителей угрожали превратиться в обычную практику, когда следующему императору — Тиберию предложили назвать своим именем сентябрь, а октябрь наречь «Ливием» в честь своей матери, жены Августа (Светоний. Тиберий, 26). Но император решительно отказался, рассчитывая произвести на римский народ хорошее впечатление своей непривычной скромностью. Согласно Диону Кассию, Тиберий ответил льстецам-сенаторам: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?» (Римская история, LVII, 18). Продолжись такая практика переименований — и скоро бы действительно не хватило в римском календаре месяцев для увековечения памяти тщеславных императоров. Но не все преемники Тиберия проявляли подобную сдержанность и здравый смысл. Так, Домициан, который, по словам Светония, «с молодых лет не отличался скромностью», не упустил случая внести в календарь свое имя, точнее — оба своих имени: приняв после победы над германским племенем хаттов прозвище Германик, он переименовал в свою честь сентябрь и октябрь в «Германик» и «Домициан», так как в одном из этих месяцев он родился, а в другом стал императором (Светоний. Домициан, 12–13). Понятно, что после убийства Домициана заговорщиками сентябрь и октябрь снова получили свои прежние наименования.

И все же пример ненавистного римлянам императора не остался без подражания. В конце II в. н. э. император Луций Элий Аврелий Коммод Антонин проявил в этом отношении инициативу, идущую намного дальше тщеславных замыслов его предшественников. По свидетельству историка Геродиана (История римской империи, I, 14, 9), он задумал переиначить весь календарь так, чтобы не один или два, а все месяцы напоминали о нем и его царствовании. Впрочем, его биограф Лампридий в III в. н. э. писал, что подобная идея исходила не от самого императора, а от его льстецов и прихлебателей (Лампридий. Жизнеописание Коммода, 12). Отныне римский год должен был включать в себя такие месяцы: «амазоний», (Коммод любил, когда его наложницу Марцию изображали в виде воинственной амазонки), «инвикт» (непобежденный), «феликс» (счастливый), «пий» (благочестивый), «луций», «элий», «аврелий», «коммод», «август», «геркулес» (Геркулес, или Геракл, воплощение силы и храбрости, был любимым героем императора, который желал даже внешне походить на его изображения), «роман» (римский) и «экссуперантий» (выделяющийся). Есть все основания полагать, что такой календарь, введенный в Риме фантазией Коммода, сохранялся лишь до конца его правления.

Внутреннее деление римского месяца было довольно сложным. Обычно месяц делился на три восьмидневных периода; последний день каждого из них называли нундинами (от «новем» — девять: римлянам было свойственно при измерении определенного промежутка времени считать и завершающий день предыдущего периода, так что восьмой день римской недели назывался девятым). Однако на такие восьмидневные отрезки был разделен не отдельный месяц, а весь год в целом, так что хронологические рамки римских недель и месяцев не совпадали. В календаре до реформы Цезаря год насчитывал 44 восьмидневные недели и еще три дня, а в календаре юлианском год состоял из 45 восьмидневок и 5 дней. Семь дней недели считались рабочими (речь шла здесь прежде всего об исполнении служебных обязанностей), а на восьмой день в городах устраивали большие рынки, на которые сходились люди из окрестных деревень и которые также назывались нундинами. Неизвестно, как появился обычай отмечать рыночным днем конец недели, ведь уже сами древние не могли решить, был ли этот день праздничным или просто нерабочим. Во всяком случае для римских крестьян, являвшихся в нундины в город со своим товаром, этот день поистине был праздничным. В эпоху империи характер нундин значительно изменился: право устраивать рынок стало широко распространенной привилегией, предоставлявшейся городским общинам или даже частным лицам, которым император или сенат считали возможным дать разрешение на организацию торгов два раза в месяц. Так, в Помпеях, в доме купца Зосима, археологи обнаружили исписанные таблички с обозначением сроков проведения ярмарок — нундин в различных городах в течение одной недели: в субботу — в Помпеях, в воскресенье — в Нуцерии, во вторник — в Ноле, в среду — в Кумах, в четверг — в Путеолах, в пятницу — в Риме. Из письма Плиния Младшего сенатору Юлию Валериану явствует, что нундины устраивались не только в городах, но и в частных имениях, однако для этого нужно было добиться специального разрешения. Не всегда это было просто, и если кто-либо в сенате противился этому, дело могло затянуться надолго. Например, когда знакомый Плиния, сенатор Соллерт, пожелал устроить рынок у себя в имении и обратился за разрешением в сенат, жители города Вицетия (нынешняя Виченца) направили в сенат свою делегацию с протестом, боясь, что перемещение торгов из города в частное владение уменьшит их доходы. В результате дело было отложено, и надежды на его положительное решение оставалось мало. «В большинстве случаев, — замечает Плиний, — стоит только тронуть, пошевелить — и пошло, пошло ползти все дальше и дальше» (Письма Плиния Младшего, V, 4). Даже император Клавдий, желая держаться скромно, как простой гражданин, вынужден был испрашивать у должностных лиц разрешения, чтобы открыть рынок в своих имениях (Светоний. Божественный Клавдий, 12).

Со временем в римском календаре произошли очередные перемены, и неделя стала включать в себя семь дней. Под влиянием христианских обычаев император Константин Великий в законодательном порядке провозгласил воскресенье («день Солнца») днем, свободным от работы.

Античные названия дней недели, как и названия некоторых месяцев, были связаны с именами богов и также вошли в современные европейские языки — английский, французский, немецкий, итальянский, испанский. Римская неделя состояла из таких дней:

понедельник — «день Луны»;

вторник — «день Марса»;

среда — «день Меркурия»;

четверг — «день Юпитера»;

пятница — «день Венеры»;

суббота — «день Сатурна»;

воскресенье — «день Солнца».

Сутки в Риме делились на день — от восхода до захода солнца — и ночь. Обе эти части суток в свою очередь делились на четыре промежутка времени, в среднем по три часа каждый. Естественно, эти промежутки имели зимой и летом разную продолжительность, ибо и само время дня и ночи менялось. Представление о суточном цикле древних римлян и о его сезонных колебаниях может дать следующая таблица:

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Ночь также делилась на четыре части по 3 часа в каждой, от захода до восхода солнца. По принятой для этого военной терминологии, эти трехчасовые промежутки римляне называли «вигилиями» («стражами»).

Помимо календаря официального существовали и календари народные, основанные на повседневных наблюдениях за явлениями природы, движением небесных светил и т. п. Не будучи плодом каких-либо научных изысканий, народные календари находили себе, однако, успешное применение в сельском хозяйстве, в деревенском быту населения Италии. Календари, изготовляемые крестьянами для собственного обихода, были очень просты и выглядели примерно так: на каменной плите высекали римские цифры, обозначавшие числа дней месяца, наверху изображали богов, давших имена семи дням недели, а посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. Передвигая какой-нибудь камешек в пределах этой простейшей таблицы, римские крестьяне отмечали им любую дату.

Иной характер имел календарь религиозный, фасты, определявшие, в какой день можно проводить собрания и осуществлять необходимые правовые формальности. Долгое время сведения эти были доступны лишь патрициям, входившим в жреческие коллегии, благодаря чему римские патрицианские семьи с их связями с посвященными в тайны государственного управления жрецами обладали большим влиянием в делах Римской республики. Публичными, доступными для всех фасты сделал только Гней Флавий (возможно, секретарь знаменитого римского цензора Аппия Клавдия), и это было одной из причин ослабления влияния патрициев на государственные дела. Достоверно ли это предание, мы не знаем. Во всяком случае уже Цицерон высказывался о нем с большой осторожностью: «Есть немало таких, которые полагают, будто первым обнародовал фасты и изложил правила применения законов писец Гней Флавий. Не приписывай этой выдумки мне…» (Письма Марка Туллия Цицерона, CCLI, 8). Как бы то ни было, Цицерон также отмечает, что монопольное право определять, в какие дни какими делами можно было заниматься, давало большую власть.

Как уже говорилось, у римлян была весьма сложная система исчисления и обозначения дней месяца. Дни определялись по их положению относительно трех строго установленных дней в каждом месяце, соответствовавших трем фазам движения Луны:

1. Первая фаза — появление нового месяца на небе, новолуние: первый день каждого месяца, называвшийся в Риме календами (название происходит, вероятно, от слова «кало» — созываю; ведь в этот день жрец официально оповещал граждан о начале нового месяца). «Календы января» — 1 января, «мартовские календы» — 1 марта.

2. Вторая фаза — Луна в первой четверти: пятый или седьмой день месяца, называвшийся нонами. День, на который приходились ноны в том или ином месяце, зависел от того, когда в этом месяце наступало полнолуние.

3. Третья фаза — полнолуние: тринадцатый или пятнадцатый день месяца, называвшийся идами. На 15-й день иды, а на 7-й — ноны приходились в марте, мае, в квинтилии (июле) и октябре. В остальные месяцы они приходились соответственно на 13-е и 5-е число.

Дни месяца отсчитывали от каждого из этих трех определенных дней назад, так что, например, 14 мая обозначали как «день в канун майских ид», а 13 мая — как «третий день перед майскими идами» (об особенностях римского счета дней речь уже шла выше). После того как иды проходили, счет дней начинали вести от ближайших предстоящих календ: скажем, 30 марта — «третий день перед апрельскими календами».

Возможно, стоит привести здесь римский календарь целиком (см. стр. 135).

В календы один из жрецов-понтификов наблюдал Луну и после жертвоприношений публично провозглашал, на какой день приходятся ноны и иды в этом месяце.

Год в Риме, как и в Греции, обозначали по именам высших должностных лиц, обычно консулов, например: «В консульство Марка Мессалы и Марка Пизона». Такая система датировки применялась и в официальных документах, и в литературе.

Начальной точкой летосчисления был для римлян год основания их великого города. Отнюдь не сразу римские историки условились между собой, какую дату следует официально считать исходной. Лишь в I в. до н. э. возобладало мнение ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предложившего считать годом основания Рима 753 год до н. э. (в принятой у нас системе хронологии). В соответствии с этой датировкой изгнание из Рима царей следовало отнести к 510/509 г. до н. э. Со времени установления республики и вплоть до эпохи правления принцепса Октавиана Августа счет лет в Риме вели при помощи консульских списков, и только тогда, когда с упадком республиканского строя власть консулов стала терять реальное значение, в исторической хронологии фундаментом летосчисления стала эра «от основания города» (не случайно именно это название получил обширный исторический труд Тита Ливия). В VI в. н. э. христианский писатель Дионисий Малый впервые начал датировать события годами, прошедшими «от рождества Христова», введя тем самым понятие новой, христианской эры.

в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть фото в риме день середины месяца делящий его пополам. Смотреть картинку в риме день середины месяца делящий его пополам. Картинка про в риме день середины месяца делящий его пополам. Фото в риме день середины месяца делящий его пополам

Для определения времени в течение суток римляне пользовались теми же самыми приспособлениями, что и греки: знали и солнечные часы, и водяные — клепсидры, ибо и в этом случае, как и во многих других, они успешно перенимали опыт и достижения греческой науки. В самом деле, сведения о различных типах приборов, показывающих время, мы находим у римского ученого Витрувия, однако говорит он о часах, изобретенных греками. Первые солнечные часы римляне увидели в 293 г. до н. э., если верить Плинию Старшему, или в 263 г. до н. э., как утверждает Варрон. Последняя дата представляется более вероятной, так как часы эти были доставлены в Вечный город из Катины (ныне Катания) на острове Сицилия как трофей во время 1-й Пунической войны (264–241 гг. до н. э.). Этими солнечными часами, установленными на холме Квиринал, римляне пользовались почти сто лет, не догадываясь, что часы показывают время неправильно из-за разницы в географической широте: Сицилия расположена гораздо южнее Рима. Солнечные часы, приспособленные к римским условиям, устроил в 164 г. до н. э. Квинт Марций Филипп. Но и после этого римляне могли узнать время лишь в ясный, безоблачный день. Наконец, спустя еще пять лет цензор Публий Сципион Назика помог согражданам преодолеть и это препятствие, познакомив их с хронометром, им еще не известным, — с клепсидрой. Установленные под крышей водяные часы показывали время в любую погоду как днем, так и ночью (Плиний Старший. Естественная история, VII, 212–215). Первоначально в Риме часы были только на Форуме, так что рабы должны были каждый раз бегать туда и докладывать своим господам, который час. В дальнейшем приспособление это стало распространяться все шире, появилось больше часов для общественного пользования, а в самых богатых домах солнечные или водяные часы служили теперь и для удобства частных лиц: при определении времени, как и в других областях жизни, устройства неодушевленные все чаще вытесняли собой «живое орудие» — раба.

Водяные часы охотно применяли ораторы, поэтому регламент их выступлений стали измерять клепсидрами, а выражение «просить клепсидру» значило просить предоставить слово для выступления. Плиний Младший, рассказывая в одном из своих писем о ходе судебного разбирательства по делу Мария Приска, обвиненного в Африке в каких-то должностных преступлениях, упоминает и о своей собственной речи на суде в защиту жителей провинции. В Риме было принято, что все выступающие в суде располагают для своих речей строго определенным временем (обычно тремя часами). Образцовой, заслуживающей одобрения считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. Однако иногда дело требовало пространного изложения аргументов, и оратор мог просить судью прибавить ему клепсидр. Говорить дольше положенного позволили тогда и Плинию: «Я говорил почти пять часов: к двенадцати клепсидрам — а я получил объемистые — добавили еще четыре» (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2—14). Выражение «двенадцать клепсидр» означало, что в водяных часах вода перетекла из одного сосуда в другой 12 раз. Четыре клепсидры составляли примерно 1 час. Таким образом, речь Плиния, длившаяся, по его сообщению, шестнадцать клепсидр, заняла внимание слушателей на целых 4 часа. Вполне вероятно, что судьи имели право регулировать скорость движения воды в часах, дабы вода вытекала быстрее или медленнее, в зависимости от того, хотели ли судьи сократить или продлить речь того или иного оратора.

С какими трудностями сталкивались римляне при исчислении времени, показывает в своей «Естественной истории» Плиний Старший. Он вспоминает, что в римских «Законах XII таблиц» упоминались только два момента суток — восход и заход солнца. Несколько лет спустя прибавился полдень, о наступлении которого торжественно объявлял особый посыльный, состоявший на службе у консулов и следивший с кровли сенатской курии (курия Гостилия на Форуме), когда солнце окажется между ростральной трибуной и Грекостасом — резиденцией иностранных (в первую очередь греческих) послов, ожидающих приема в Риме. Когда же солнце от колонны, воздвигнутой в честь Гая Мения, победителя латинов в 338 г. до н. э., склонялось к Туллианской тюрьме на Форуме, тот же вестник провозглашал наступление последнего часа дня. Все это, разумеется, было возможно лишь в ясные, солнечные дни.

Читайте также

ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ

ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ Итак, что время не есть движение, но и не существует без движения — это ясно. Поэтому, когда мы исследуем, что такое время, нужно начать отсюда… Аристотель. Физика, IV, II, 219 а История любого календаря — это история

4. Изгнание папы Сильверия. — Голод в Риме. — Человечность готов. — Витигес занимает римскую гавань. — portus и Ostia. — Прибытие подкреплении в Рим. — Готы отбивают вылазку. — Нужда в Риме возрастает. — Окопы готов и гуннов

4. Изгнание папы Сильверия. — Голод в Риме. — Человечность готов. — Витигес занимает римскую гавань. — portus и Ostia. — Прибытие подкреплении в Рим. — Готы отбивают вылазку. — Нужда в Риме возрастает. — Окопы готов и гуннов Велизарий имел основание заподозрить верность

1. Варварство X века. — Невежество римского духовенства. — Инвектива галльских епископов. — Замечательное возражение. — Упадок Монастырей и школ в Риме. — Грамматика. — Театральные представления. — Народный язык. — Полное отсутствие в Риме литературных талантов

1. Варварство X века. — Невежество римского духовенства. — Инвектива галльских епископов. — Замечательное возражение. — Упадок Монастырей и школ в Риме. — Грамматика. — Театральные представления. — Народный язык. — Полное отсутствие в Риме литературных

2. Медленное возрождение интереса к наукам. — Григорий V. Гений Сильвестра II, чужеземца в Риме. — Боэтий. — Итальянская историография в X веке. — Венедикт Сорактский. — Памфлет на императорскую власть в Риме. — Каталоги пап. — Житие св. Адальберта

2. Медленное возрождение интереса к наукам. — Григорий V. Гений Сильвестра II, чужеземца в Риме. — Боэтий. — Итальянская историография в X веке. — Венедикт Сорактский. — Памфлет на императорскую власть в Риме. — Каталоги пап. — Житие св. Адальберта Погасить свет

1. Столетнее юбилейное торжество в Риме. — Рихард Анибальди из Колизея и Джентилис Орсини, сенаторы, 1300 г. — Тосканелла подчиняется Капитолию. — Данте и Иоанн Виллани в качестве паломников в Риме

1. Столетнее юбилейное торжество в Риме. — Рихард Анибальди из Колизея и Джентилис Орсини, сенаторы, 1300 г. — Тосканелла подчиняется Капитолию. — Данте и Иоанн Виллани в качестве паломников в Риме Бонифаций VIII пережил еще один великий триумф, раньше чем подвергся тяжелым

1. Ученые папы и кардиналы. — Некультурность Рима. — Отсутствие в Риме университета. — Папская дворцовая школа. — Иннокентий IV приказал учредить училище правоведения. — Собрание декреталии. — Господство изучения права в XIII веке. — Статуты общин. — Карл Анджуйский декретирует учреждение в Риме уни

1. Ученые папы и кардиналы. — Некультурность Рима. — Отсутствие в Риме университета. — Папская дворцовая школа. — Иннокентий IV приказал учредить училище правоведения. — Собрание декреталии. — Господство изучения права в XIII веке. — Статуты общин. — Карл Анджуйский

5. Петрарка и монументы древности. — Уничтожение их выжиганием извести. — Сетования Хризолораса об участи статуй в Риме. — Вкус к пластике водворяется лишь после возрождения античной науки. — Публичные бюсты в Риме. — Отыскание группы Нила. — Архитектура. — Перечисление античных сооружений Петраркой

5. Петрарка и монументы древности. — Уничтожение их выжиганием извести. — Сетования Хризолораса об участи статуй в Риме. — Вкус к пластике водворяется лишь после возрождения античной науки. — Публичные бюсты в Риме. — Отыскание группы Нила. — Архитектура. — Перечисление

3. Соответствие между античной Тарквинийской войной в Риме и средневековой Готской войной в Риме

3. Соответствие между античной Тарквинийской войной в Риме и средневековой Готской войной в Риме Выше был описан замечательный параллелизм между античными и средневековыми событиями в истории Рима, проявляющийся при хронологическом сдвиге примерно на 1053 года. Этот

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *