в следующем фрагменте отметьте средства

В следующем фрагменте отметьте средства художественном выразительности. С какой целью они употреблены?

В 15:50 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: В следующем фрагменте отметьте средства художественном выразительности. С какой целью они употреблены?

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

Интерактивный тест по «Слову о полку Игореве»

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Тест создан с помощью образовательного онлайн-сервиса

Оценить уровень сформированности образовательных результатов обучающихся по теме «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на уроках по изучению темы «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Совершенствовать умение анализировать языковой материал, обобщать его и делать выводы; формировать навыки самоконтроля

Способствовать формированию ответственного отношения к учебной деятельности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;

способствовать воспитанию культуры учебного труда

Воспитывать ценностное отношение к русскому языку как хранителю культуры

Познавательные: производить поиск и выделение необходимой информации; осуществлять построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания, составлять алгоритм выполнения задания

Коммуникативные: определять индивидуальные цели и пути их достижения; осуществлять самоконтроль

Актуализировать и систематизировать знания по изученной теме: знать содержание, проблематику произведения, композицию, жанровое своеобразие, выразительные средства языка, уметь анализировать текст

Урок контроля знаний и умений

В тесте используются фрагменты «Слова о полку Игореве». Также во время выполнения теста учащиеся могут пользоваться произведением в полном объеме. Перевод Д.С. Лихачёва.

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

1. Расположите в хронологическом порядке названия эпизодов «Слова о полку Игореве».

А) Возвращение Игоря на поле боя ради помощи Всеволоду.

Б) Солнечное затмение.

В) Сообщение бояр Святославу о поражении Игоря.

Г) Победа русских над половецкими полками и богатая добыча.

2. Прочитайте фрагмент:

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;

велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.

вежи половецкие задвигались.

А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца,

и полетел соколом под облаками.

Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,

а Русской земле веселия!»

«О Донец! Немало тебе величия,

лелеявшему князя на волнах,

стлавшему ему зеленую траву

на своих серебряных берегах,

одевавшему его теплыми туманами

под сенью зеленого дерева. »

3. Прочитайте фрагмент:

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;

велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.

вежи половецкие задвигались.

А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца,

и полетел соколом под облаками.

Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,

а Русской земле веселия!»

«О Донец! Немало тебе величия,

лелеявшему князя на волнах,

стлавшему ему зеленую траву

на своих серебряных берегах,

одевавшему его теплыми туманами

под сенью зеленого дерева. »

Укажите средства речевой выразительности, которые использует автор «Слова…» в приведенном выше фрагменте.

А) эпитет Б) гипербола В) олицетворение Г) оксюморон

4. Напишите имя половецкого хана, ставшего сватом Игоря: сын князя Владимир Игоревич вступил в брак с дочерью этого хана.

5. Напишите название природного явления, которое автор «Слова…» использует в композиции как зловещее предзнаменование Игорю, собирающемуся в поход против половцев.

6. Прочитайте фрагмент:

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством,

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

Тогда Игорь взглянул

и увидел, что оно тьмою

воинов его прикрыло.

И сказал Игорь-князь

чем пленённым быть;

Страсть князю ум охватила,

и желание отведать Дон Великий

заслонило ему предзнаменование.

«Хочу, сказал, копье преломить

на границе поля Половецкого,

с вами, русичи, хочу либо голову сложить,

либо шлемом испить из Дона».

Как в приведенном фрагменте выражено авторское отношение к решению Игоря? Выберите верные утверждения.

А) Автор отмечает мужество и доблесть Игоря, исполнившегося «ратного духа», но в то же время укоряет его за то, что князь противопоставил личные интересы интересам Руси.

Б) Говоря о мужестве Игоря, автор замечает, что героя очень испугало солнечное затмение, и поэтому он обратился за помощью и поддержкой к дружине. Именно за это автор осуждает князя.

В) Вспоминая былые победы русских князей, автор сожалеет о том, что никто не откликнулся на призыв Игоря выступить против половцев, захвативших русские города.

Г) Повествуя о солнечном затмении, автор противопоставляет зловещее предзнаменование решимости Игоря и осуждает князя за тщеславие.

7. Прочитайте фрагмент:

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством,

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

Тогда Игорь взглянул

и увидел, что оно тьмою

воинов его прикрыло.

И сказал Игорь-князь

чем пленённым быть;

Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два литературоведческих термина, каждый в отведённом для него поле.

Речь Игоря, обращённая к дружине, богата средствами речевой выразительности: встречается характерная для «дружинной» речи (______________________) («сядем на коней»: сесть на коней означало выступить в поход). В синтаксисе встречается (___________________) («на землю Половецкую», «за землю Русскую», «поля Половецкого»).

8. Установите соответствие между персонажами «Слова о полку Игореве» и их поступками и характеристиками. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Поступки и характеристики персонажей

1. «Тогда великий изронил золотое слово, со слезами смешанное».

2. «А князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».

4. «Коня в полночь свистнул за рекою; велит князю разуметь: не быть Игорю в плену. Кликнула, стукнула земля, зашумела трава, вежи половецкие задвигались».

9. Прочитайте фрагмент:

И застонал, братья, Киев от горя,

а Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле,

печаль обильная потекла среди земли Русской.

А князья сами на себя крамолу ковали,

победами нарыскивая на Русскую землю,

сами брали дань по белке со двора.

Ибо те два храбрых Святославича,

уже коварство пробудили раздором,

которое перед тем усыпил было отец их,

Святослав грозный великий киевский,

прибил своими сильными полками

и булатными мечами;

пришёл на землю Половецкую,

притоптал холмы и овраги,

возмутил реки и озёра,

иссушил потоки и болота.

А поганого Кобяка из лукоморья,

из железных великих полков половецких,

словно вихрем исторг,

и пал Кобяк в городе Киеве,

в гриднице Святославовой.

Каковы, по мнению автора, последствия похода Игоря? Выберите верные утверждения.

А) Своим необдуманным походом и поражением в битве Игорь и Всеволод объединили усмирённых Святославом половцев, и теперь, окрылённые победой, они снова двинулись на Русь.

Б) Игорь и Всеволод, захватившие в первом бою богатую добычу, не смогли ее уберечь, и в смертельном сражении с половцами «потопили» все добытые богатства на дне Каялы.

Г) Большим горем обернулась для Русской земли попытка Игоря и Всеволода в одиночку овладеть берегами Дона: половцы, разбитые во время совершённого за год до того победоносного похода Святослава, сплотились и возобновили свои набеги.

10. Какое имя носит князь, которого автор «Слова о полку Игореве» называет Гориславичем за то, что он вёл принёсшие много горя междоусобные войны?

А) Олег Б) Ярослав В) Всеслав Г) Осмомысл

А) к солнцу Б) к ветру В) к месяцу Г) к Днепру

12. Кто из переводчиков «Слова о полку Игореве» изображён на иллюстрации?

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

А) Н.А. Заболоцкий Б) В.А. Жуковский В) К.Д. Бальмонт Г) Д.С. Лихачёв

13. Кто автор картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»?

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

А) В.А. Серов Б) В.М. Васнецов В) В.И. Суриков Г) И.Е. Репин

14. «Слово о полку Игореве» является источником создания оперы «Князь Игорь». Кто автор этой оперы?

А) А.П. Бородин Б) М.П. Мусоргский

В) М.И. Глинка Г) П.И. Чайковский

Интерактивный тест состоит из 15 заданий. На выполнение работы отводится 40 минут.

Задание 1 на установление последовательности. Необходимо расположить названия эпизодов изученного произведения в хронологическом порядке.

Ответами к заданиям 2, 4, 5 является слово или несколько слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задания 3, 6, 9 представляют собой множественный выбор. Из предложенных вариантов ответов выберите правильные утверждения.

В задании 7 заполните пропуски в тексте, запишите два литературоведческих термина. Каждый термин запишите в специально отведённом для него поле.

Задание 8 на установление соответствий. Необходимо установить соответствия между персонажами произведения и их поступками и характеристиками.

Задания 10, 11, 12, 13, 14 представляют собой одиночный выбор. Из четырёх предложенных вариантов ответа выберите один.

В задании 15 нужно составить слово. Запишите фамилию художника, перетаскивая буквы и ставя их в нужную позицию.

Во время выполнения теста разрешено пользоваться текстом художественного произведения.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь правильно выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Источник

Средства художественной выразительности, тропы, стилистические фигуры

Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.

Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).

Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.).

Гипербола – непомерное преувеличение.

Литота – непомерное преуменьшение.

Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.

Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.

Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.

Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.

Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.

Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина).

Троп в отрывке М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича. »:

«Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет».

Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели

Средство художественной выразительности использовано в пословице «С миру по нитке – голому рубаха»

Средство художественной выразительности использовано в пословице «Все за одного, и один за всех»

Средство художественной выразительности использовано в пословице «Ученье – свет, а неученье – тьма»

Гипербола использована в поговорке

Троп, использованный в строках К.Д. Бальмонта:

«И почему так ландыш вдруг

Вздохнул, в траве бледнея?»

Троп, использованный П.Н. Васильевым в строке из стихотворения «Всадники»

«Кони, словно нагайки,

Вытянулись на бегу»

Изобразительно-выразительное средство языка, используемое автором «Слова о полку Игореве»: «борзые кони», «червленые щиты», «храбрая дружина», «златые шеломы»

Средство художественной выразительности образов-символов в характеристике князей «Слова о полку Игореве»: «солнца», «света», «соколов» и «тьмы», «туч», «галок», «черного ворона»

Стилистическая фигура, использованная М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»: «А душу можно ль рассказать?»

Умирает мартовский снег, мы устроим ему весёлые похороны. Художественный приём, использованный в подчёркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется

«Краска стыда вся ушла на флаги». Троп, использованный в этой поэтической строке Иосифом Бродским, – это

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В данных поэтических строках М.Ю. Лермонтова использовано такое средство выразительности, как

В пословице «Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха» использовано такое средство художественной выразительности, как

Месяц упал в камыши. В данном предложении использован такой художественный прием, как

«Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, стараясь обогнать друг друга». В этом отрывке из «Кладовой солнца» М.М. Пришвина использован такой художественный прием, как

«Брат нежный мой! Сестра моя!» В этой поэтической строке из стихотворения Марины Цветаевой «Так плыли: голова и лира. » использовано такое средство художественной выразительности, как

В пословице «Все за одного и один за всех» использовано такое средство художественной выразительности, как

«Звучал булат, картечь визжала». В данной строке стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» использован такой художественный прием, как

Постоянным эпитетом, характеризующим в русском фольклоре море и небо, является слово

«Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». В данных словах Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских») использован такой художественный приём, как

И почему так ландыш вдруг вздохнул, в траве бледнея?

В данных строках стихотворения Константина Бальмонта использовано такое средство художественной литературы, как

…любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

В данных пушкинских строках использовано такое средство художественной выразительности, как

«В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем». Троп, использованный Пушкиным в данном фрагменте, – это

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и бравой битвой,

Клянуся утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой.

В этих пушкинских строках использована такая стилистическая фигура, как

Употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение – это

С миру по нитке – голому рубаха.

В данной пословице использовано такое средство художественной выразительности, как

Какой художественный прием использован в стихах А. Блока: «К ней прилегла в опочивальне / Ее сиделка – тишина»?

«Краска стыда вся ушла на флаги» – троп из стихотворения И. Бродского

Укажите, какой художественный прием использован в следующей строке стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»: «Уж пламя жадное листы твои. ».

Укажите художественный прием, использованный Н. Черновой в строках: «То два крыла, пшеничных и ковыльных, / Ведут меня – и с ними я в ладу».

Аллегория – обязательный прием

Укажите художественное средство выразительности, используемое М. Цветаевой: «Брат нежный мой! Сестра моя!».

«Умирает мартовский снег, / Мы устроим ему веселые похороны». Художественный прием, использованный в подчеркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется

Назовите средство создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер, может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Источник

Средства выразительности в языке. Виды тропов. Урок русского языка в 10-м классе

в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть фото в следующем фрагменте отметьте средства. Смотреть картинку в следующем фрагменте отметьте средства. Картинка про в следующем фрагменте отметьте средства. Фото в следующем фрагменте отметьте средства

Выбранный для просмотра документ Виды троп. 10 класс.docx

Тема урока: Средства выразительности в языке. Виды тропов. Урок русского языка в 10-м классе

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46, г.Владикавказ Цкаева Фатима Владимировна

[Введите имя автора]

Средства выразительности в языке.

Виды тропов.

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8.

(Урок русского языка в 10-м классе)

повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;

подготовка к сдаче ЕГЭ.

продолжение работы по совершенствованию культуры речи;

дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;

развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Отработка умений и навыков.

7. Домашнее задание.

Сообщение темы и целей урока.

— Один очень мудрый человек сказал, что очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Вот на уроке, как и всегда, мы с вами будем учиться друг у друга, будем шлифовать своё мастерство. Но в чём, как вы думаете? Если тема нашего разговора звучит так: «Средства выразительности в языке. Виды тропов».

— Правильно, цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста.

— Запишите число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания?

(при написании задания В8 и части С единого государственного экзамена)

Актуализация опорных знаний.

— Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.

( слайд) По образному выражению другого самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».

— Как вы думаете, в чём смысл этих слов?

(одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности)

— Подтвердите примерами из текста А. П. Чехова, что ( слайд) «каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова».

О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

— Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной, такой, от ласки которой может закружиться голова.

Отработка умений и навыков.

— Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные . ( слайд)

Сообщение учащегося 1.

Контекстуальные синонимы и антонимы (индивидуальные, авторские). Они сближаются своими значениями только в условиях контекста. Сравните:

-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.

— контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной.

Упражнение 1 (распечатка) : Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

— Выставите себе оценку:

— Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? ( сравнение ) ( слайд)

Сообщение учащегося 2.

Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».

Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо ( слайд) ,

Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол

Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки

Солнце как огненный шар

Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга

Любовь как сон, цветущая яблоня

Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары

( слайд) Сообщение учащегося 3.

Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». ( слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной, / Но никого не может он согреть…».

Упражнение 3 (слайд) : Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:

Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.

Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.

Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.

Возможный вариант ответа:

Город – огромное чудовище.

( слайд) Сообщение учащегося 4.

Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.

Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.

Название географического пункта на то, что там производится : она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми

Действие на орудие этого действия : Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Упражнение 4 (распечатка) : Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:

а) его ожидали скипетр и золотая мантия (действие на орудие этого действия) ;

б) он снял с полки Бунина ( имя автора на его творения) ;

в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно ( название вещества на изделие из него) ;

г) весь зал оглушительно захлопал (название помещен ия на людей , находящихся там) ;

д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия) ;

( слайд) Сообщение учащегося 5.

Упражнение 5 (распечатка(слайд) : Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Ответ ( проверяем устно (слайд):

Прикованный к скале Титан

Потомок викингов отважных

Солнце русской поэзии

Бессмертный творец «Илиады»

Волшебный прибор Левенгука

Весна человеческой жизни

( слайд) Сообщение учащегося 6.

Упражнение 6 (распечатка(слайд) : Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:

Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.

Нам нужна крыша над головой.

Сто лет не виделись.

Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.

Белеет парус одинокий…

И было слышно до рассвета, как ликовал француз.

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Мы все глядим в Наполеоны.

Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.

Ответ (проверяем устно слайд):

Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.

Нам нужна крыша над головой.

Сто лет не виделись.

Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.

Белеет парус одинокий…

И было слышно до рассвета, как ликовал француз.

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Мы все глядим в Наполеоны.

Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.

— Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. ( слайд)

Проверочная работа с последующей проверкой.

— Для этой работы я предлагаю вам отрывок из рассказа Ивана Бунина «Ночь», где автор вновь обращается к мирозданию, к философским вопросам бытия.

— Текст читает учитель.

(4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С балкона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.

В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *