в случае совмещения дней голосования на выборах депутатов государственной думы 8 созыва с днями
В случае совмещения дней голосования на выборах депутатов государственной думы 8 созыва с днями
Положения ст. 63.1 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
Статья 63.1. Дни голосования на выборах, референдумах
(введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
1. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
2. Право принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.
3. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.
4. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:
а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);
б) голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
5. Законом может быть предусмотрено, что указанное в пункте 4 настоящей статьи решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
6. Право принятия решения о проведении голосования с использованием дополнительных возможностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.
7. В случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьей голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона, не проводятся.
8. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования.
9. Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья 80.1. Дни голосования на выборах депутатов Государственной Думы
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
Статья 80.1. Дни голосования на выборах депутатов Государственной Думы
1. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации голосование на выборах депутатов Государственной Думы может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и не подлежит пересмотру.
2. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.
3. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период, определенный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан Российской Федерации:
1) голосование избирателей вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);
2) голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
4. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования.
5. Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Приложение N 1. Порядок применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
Приложение N 1
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 14 июля 2021 г. N 20/169-8
Порядок применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
С изменениями и дополнениями от:
1.2. Видеонаблюдение в помещениях для голосования, помещениях ТИК организуется для обеспечения дополнительных гарантий открытости в деятельности:
при организации голосования в дни голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года;
при перемещении бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты и их хранении;
при составлении протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный», при проведении повторного подсчета голосов и составлении протокола УИК с отметкой «Повторный подсчет голосов»;
при составлении протокола ТИК об итогах голосования с отметкой «Повторный».
Средство видеонаблюдения состоит из двух видеокамер, оборудования для хранения видеозаписей (карты памяти или регистратор), коммутатора, блока (блоков) бесперебойного питания. Для обеспечения сохранности отдельных элементов средства видеонаблюдения применяется антивандальный шкаф.
Средство видеонаблюдения с момента включения обеспечивает непрерывную звуко- и видеозапись в течение времени, установленного Порядком, в том числе в ночное время.
ИКСРФ обеспечивает взаимодействие нижестоящих избирательных комиссий с техническим оператором по вопросам организации применения средств видеонаблюдения. Для обеспечения взаимодействия избирательных комиссий с техническим оператором функционирует «горячая линия» с бесплатным для пользователя телефонным номером (код 8-800).
1.6. Применение средств видеонаблюдения не должно нарушать принцип тайного голосования, а полученные в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК видеозаписи не могут использоваться вместо определенных законодательством процедур подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования.
1.7. Средства видеонаблюдения не применяются в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания граждан, воинских частях, на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, в границах которых находятся воинские части и где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения применяются по письменному согласованию ТИК с командиром воинской части.
Перечень избирательных участков, на которых осуществляется видеонаблюдение, устанавливается ИКСРФ и направляется ЦИК России в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
1.8. В случае совмещения дней голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва с днями голосования на иных выборах, референдумах средства видеонаблюдения применяются на всех выборах, референдумах в соответствии с Порядком.
1.9. Средства видеонаблюдения применяются с учетом положений статьи 152 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иных положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих ограничения доступа к информации и ее распространению.
1.10. ЦИК России, ИКСРФ, ТИК и УИК осуществляют информирование кандидатов, политических партий, избирателей и иных участников избирательного процесса о применении средств видеонаблюдения.
1.11. При входе, а также внутри помещений, где применяются средства видеонаблюдения, на видном месте должны быть размещены одна либо несколько табличек формата А4 с надписью «В помещении ведется видеонаблюдение».
В зоне видимости средств видеонаблюдения при осуществлении следующих действий членов участковых избирательных комиссий рекомендуется разместить таблички:
Сейф (металлический шкаф, металлический ящик), содержащий сейф-пакеты с избирательными бюллетенями проголосовавших избирателей, составленными в отношении них актами, заявлениями избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, рекомендуется промаркировать надписью «Место хранения сейф-пакетов».
1.12. Для целей Порядка основные термины и понятия означают:
2. Применение средств видеонаблюдения в помещениях для голосования
2.1. Объекты видеонаблюдения в помещении для голосования:
места перемещения бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты или в КОИБ; переносные и стационарные ящики для голосования, в которых хранятся бюллетени проголосовавших избирателей; сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с бюллетенями проголосовавших избирателей;
2.2. Места размещения средств видеонаблюдения, в том числе камер видеонаблюдения и иного оборудования в помещении для голосования, определяет УИК по согласованию с владельцем помещения и с учетом рекомендаций представителей технического оператора. Камеры видеонаблюдения должны располагаться таким образом, чтобы в зоне их видимости располагались все объекты видеонаблюдения, указанные в пункте 2.1 Порядка.
2.3. После определения мест размещения средств видеонаблюдения соответствующая УИК составляет схему размещения средств видеонаблюдения с учетом рекомендаций технического оператора (приложение N 1 к Порядку), обозначая на ней зону видимости каждой камеры видеонаблюдения и размещение технологического оборудования, столов и иного оборудования, а также место, с которого должны демонстрироваться протоколы УИК об итогах голосования и оглашаться данные из них.
Указанная выше схема подписывается представителем технического оператора, председателем УИК и согласовывается с владельцем помещения, оригинал передается представителю технического оператора, а копия этой схемы размещается в помещении для голосования и направляется в ТИК не позднее 9 сентября 2021 года.
2.4. Представитель технического оператора устанавливает средства видеонаблюдения в соответствии с указанной в пункте 2.3 Порядка схемой размещения средств видеонаблюдения. При этом камеры видеонаблюдения устанавливаются на высоте, обеспечивающей отсутствие помех для видеонаблюдения.
Представителем технического оператора проводится настройка средств видеонаблюдения, проверка их работоспособности в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями Порядка.
В случае если в состав УИК не назначено достаточное число членов комиссии по предложениям политических партий, то для работы со средствами видеонаблюдения могут быть определены члены УИК, назначенные по предложениям иных субъектов выдвижения.
Члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, руководствуются Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения (приложение N 2 к Порядку).
2.6. После установки средств видеонаблюдения представителем технического оператора проводится инструктаж членов УИК, осуществляющих работу со средствами видеонаблюдения, и составляется акт об установке средств видеонаблюдения, к которому прилагается схема размещения средств видеонаблюдения.
В акте об установке средств видеонаблюдения указываются сведения о комплектности и работоспособности оборудования, настройке средств видеонаблюдения, доступности трансляции на служебном портале и ознакомлении с Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения.
Акт об установке средств видеонаблюдения в помещении для голосования передается представителю технического оператора.
2.7. Не ранее 8.00 и не позднее 18.00 по местному времени 16 сентября 2021 года члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, проводят тренировку.
В ходе тренировки проверяется работоспособность средств видеонаблюдения, наличие электропитания; если оно отсутствует, то принимаются меры по его включению, при наличии технической возможности работа камер видеонаблюдения тестируется через служебный портал.
По окончании тренировки средства видеонаблюдения остаются включенными. Категорически запрещается:
производить действия по выключению электропитания средств видеонаблюдения до завершения итогового заседания УИК и выдачи заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования;
перемещать камеры видеонаблюдения, изменять фокусное расстояние камер видеонаблюдения;
перемещать из зон видимости камер видеонаблюдения технологическое оборудование УИК, столы и иное оборудование, за исключением случаев, когда членами УИК, осуществляющими работу со средствами видеонаблюдения, при контроле на служебном портале обнаружено, что в зонах видимости видеокамер не находится хотя бы один из объектов видеонаблюдения, указанных в пункте 2.1 Порядка;
производить действия, нарушающие функционирование средств видеонаблюдения, вмешиваться в процесс передачи или хранения записываемой информации.
2.8. В дни голосования при наступлении времени голосования председатель УИК сообщает присутствующим о том, что в помещении для голосования ведется видеонаблюдение, звуко- и видеозапись.
2.9. После окончания времени голосования (при необходимости) члены УИК устанавливают технологическое и иное оборудование таким образом, чтобы соответствующие объекты видеонаблюдения находились в зонах видимости камер видеонаблюдения. Члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, вышестоящие ТИК и ИКСРФ контролируют выполнение указанных требований.
2.10. Итоговое заседание УИК проводится в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения. После проведения итогового заседания УИК и подписания протоколов УИК об итогах голосования председатель УИК демонстрирует присутствующим и в сторону одной из камер видеонаблюдения каждую страницу первого экземпляра протоколов УИК, при этом максимально близко (но не ближе 50 см) подходит к камере видеонаблюдения. Одновременно председатель УИК громко оглашает все данные протоколов, в том числе наименование и значение каждой строки протоколов УИК об итогах голосования, а также время их подписания.
2.11. Выдача заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования наблюдателям и иным лицам, указанным в части 5 статьи 32 Федерального закона, проводится в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения.
2.12. При составлении протокола (протоколов) УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный» либо реализации решения вышестоящей комиссии о проведении повторного подсчета голосов, составлении протокола (протоколов) УИК с отметкой «Повторный подсчет голосов» и проведении указанной процедуры в помещении для голосования по указанию председателя УИК члены УИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, вышестоящие ТИК и ИКСРФ проверяют работу средств видеонаблюдения через служебный портал, а при отсутствии трансляции изображения на служебном портале обращаются по «горячей линии» к техническому оператору.
2.13. Обо всех случаях включения/выключения электропитания средств видеонаблюдения и неполадках в работе средств видеонаблюдения делается соответствующая запись в ведомости применения средств видеонаблюдения в помещении для голосования (приложение N 3 к Порядку). С содержанием ведомости могут ознакомиться лица, указанные в части 5 статьи 32 Федерального закона. После проведения итогового заседания УИК ведомость предоставляется техническому оператору.
3. Применение средств видеонаблюдения в помещениях ТИК
3.1. Объектами видеонаблюдения в помещении ТИК являются: место, где осуществляются прием протоколов УИК об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, проведение итогового заседания ТИК и составление протоколов ТИК об итогах голосования на соответствующей территории, место, где расположены увеличенные формы сводных таблиц ТИК, а также место, где осуществляются подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней, хранящихся в ТИК.
3.2. Место размещения средств видеонаблюдения и иного оборудования в помещении ТИК определяет ТИК по согласованию с владельцем помещения и с учетом рекомендаций представителя технического оператора. Камеры видеонаблюдения должны располагаться таким образом, чтобы в зоне их видимости располагались все объекты наблюдения, указанные в пункте 3.1 Порядка.
3.3. После определения мест размещения камер видеонаблюдения соответствующая ТИК составляет схему размещения средств видеонаблюдения, обозначая на ней зону видимости каждой камеры видеонаблюдения и размещение столов и иного оборудования. Указанная схема подписывается представителем технического оператора, председателем ТИК и согласовывается с владельцем помещения, оригинал передается представителю технического оператора, а копия размещается в помещении ТИК.
3.4. Представитель технического оператора устанавливает средства видеонаблюдения в соответствии с указанной в пункте 3.3 Порядка схемой. При этом камеры видеонаблюдения устанавливаются на высоте, обеспечивающей отсутствие помех для видеонаблюдения.
Представитель технического оператора проводит настройку камер видеонаблюдения, проверку их работоспособности в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями Порядка.
В случае если в состав ТИК не назначено достаточное число членов комиссии по предложениям политических партий, то для работы со средствами видеонаблюдения могут быть определены члены ТИК, назначенные по предложениям иных субъектов выдвижения.
Члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, руководствуются Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения (приложение N 2 к Порядку).
3.6. После установки средств видеонаблюдения представителем технического оператора проводится инструктаж членов ТИК, осуществляющих работу со средствами видеонаблюдения, и составляется акт об установке средств видеонаблюдения, к которому прилагается схема размещения средств видеонаблюдения.
В акте об установке средств видеонаблюдения указываются сведения о комплектности и работоспособности оборудования, настройке средства видеонаблюдения, доступности трансляции на служебном портале и ознакомлении с Инструкцией по работе со средствами видеонаблюдения.
Акт об установке средств видеонаблюдения передается представителю технического оператора.
3.7. Не ранее 8.00 и не позднее 18.00 по местному времени 16 сентября 2021 года члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, проводят тренировку.
В ходе тренировки проверяются работоспособность средств видеонаблюдения, наличие электропитания; если оно отсутствует, то принимаются меры по его включению, проверяется включение режима записи, работа камер видеонаблюдения тестируется через служебный портал.
Председатель ТИК и вышестоящая ИКСРФ осуществляют контроль за обеспечением установленной зоны видимости камер видеонаблюдения.
В ходе тренировки в помещении ТИК вправе присутствовать лица, указанные в части 5 статьи 32 Федерального закона.
После окончания тренировки средства видеонаблюдения остаются включенными. Категорически запрещается:
производить действия по выключению электропитания средств видеонаблюдения до окончания заседания ТИК, на котором устанавливаются итоги голосования на соответствующей территории, и выдачи заверенных копий протоколов ТИК об итогах голосования;
перемещать камеры видеонаблюдения, изменять фокусное расстояние камер видеонаблюдения;
перемещать из зоны видимости камер видеонаблюдения столы, иное оборудование, за исключением случаев, когда членами ТИК, осуществляющими работу со средствами видеонаблюдения, при контроле на служебном портале обнаружено, что в зоне видимости видеокамер не находится хотя бы один из объектов видеонаблюдения, указанных в пункте 3.1 Порядка;
производить действия, нарушающие функционирование средств видеонаблюдения, вмешиваться в процесс передачи или хранения записываемой информации.
3.8. В 20.00 по местному времени 19 сентября 2021 года председатель ТИК сообщает присутствующим о том, что в помещении ТИК ведутся видеонаблюдение, звуко- и видеозапись.
3.9. Прием ТИК протоколов УИК об итогах голосования, внесение данных протоколов УИК об итогах голосования в увеличенные формы сводных таблиц ТИК, суммирование данных, содержащихся в данных протоколах, составление протоколов ТИК об итогах голосования на соответствующей территории и проведение итогового заседания ТИК должны производиться в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения.
Члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, и вышестоящая ИКСРФ на служебном портале осуществляют контроль за выполнением указанного требования.
3.10. При составлении протокола (протоколов) ТИК об итогах голосования с отметкой «Повторный» по указанию председателя ТИК члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, и вышестоящая ИКСРФ проверяют работу средств видеонаблюдения через служебный портал, а при отсутствии трансляции изображения на служебном портале обращаются по «горячей линии» к представителю технического оператора.
После завершения указанных действий члены ТИК приступают к составлению протокола (протоколов) об итогах голосования с пометкой «Повторный». При этом производятся действия, предусмотренные пунктом 3.9 Порядка.
3.11. Обо всех случаях включения/выключения электропитания средств видеонаблюдения и неполадках в работе средств видеонаблюдения делается соответствующая запись в ведомости применения средств видеонаблюдения в помещении ТИК (приложение N 3 к Порядку). С содержанием ведомости могут ознакомиться лица, указанные в части 5 статьи 32 Федерального закона. После составления протоколов ТИК об итогах голосования указанная ведомость передается техническому оператору.
4. Организация трансляции изображения на служебный портал
Оснащение информационного центра ЦИК России и центров наблюдения за выборами в субъектах Российской Федерации средствами отображения информации коллективного пользования обеспечивает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Информация об изменениях:
4.2. Трансляция со служебного портала доступна ЦИК России, ИКСРФ, ТИК, УИК, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, техническому оператору, а также зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированные федеральные списки кандидатов, зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам.
4.4. Трансляция изображения сопровождается информацией о дате и времени, номере избирательного участка, наименовании ТИК, номере камеры видеонаблюдения, наименовании субъекта Российской Федерации.
4.5. Трансляция изображения на служебный портал из помещений для голосования осуществляется в режиме реального времени с 8.00 по местному времени 16 сентября 2021 года, до ввода данных протоколов УИК об итогах голосования в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» на комплексе средств автоматизации ТИК.
Трансляция изображения на служебный портал из помещений ТИК осуществляется в режиме реального времени с 20.00 по местному времени 19 сентября 2021 года до составления протоколов ТИК об итогах голосования на соответствующей территории и проведения итогового заседания ТИК.
4.6. После ввода данных протоколов УИК об итогах голосования в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» на комплексе средств автоматизации ТИК руководитель группы контроля за использованием ГАС «Выборы» или по его поручению член группы контроля телефонограммой по «горячей линии» сообщает представителю технического оператора о прекращении трансляции изображения из соответствующего помещения для голосования. Представитель технического оператора после приема телефонограммы отключает трансляцию изображения из соответствующего помещения для голосования.
4.7. После проведения итогового заседания ТИК, составления и подписания протоколов ТИК об итогах голосования, выдачи копий протоколов ТИК об итогах голосования председатель ТИК телефонограммой сообщает по «горячей линии» техническому оператору о прекращении трансляции изображения из помещения соответствующей ТИК. Технический оператор после приема телефонограммы отключает трансляцию изображения из помещения соответствующей ТИК.
4.8. В случае составления протоколов УИК и ТИК с отметкой «Повторный», повторного подсчета голосов на избирательном участке представитель технического оператора после обращения по «горячей линии» председателя УИК, ТИК включает трансляцию изображения из помещения для голосования, помещения ТИК на служебном портале. Завершение трансляции изображения осуществляется в порядке, указанном в пунктах 4.6 и 4.7 Порядка.
5. Сроки хранения видеозаписей, полученных в ходе видеонаблюдения
5.1. ЦИК России осуществляет хранение видеозаписей, полученных в ходе видеонаблюдения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, не менее одного года со дня официального опубликования результатов указанных выборов, в том числе с использованием инфраструктуры технического оператора в течение срока, установленного государственным контрактом между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и техническим оператором.
5.2. За пять дней до истечения трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов с учетом пункта 3 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ЦИК России сообщает в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации номер (наименование) ТИК, номер УИК, итоги голосования по которым обжалуются в судебном порядке.
6. Порядок организации доступа к видеозаписям
6.1. Доступ к видеозаписям предоставляет возможность просмотра, остановки и прокрутки видеозаписи, а также сохранения видеозаписи на носителе информации.
6.2. ЦИК России, ИКСРФ при необходимости используют соответствующую видеозапись из помещения для голосования, помещения ТИК при реализации полномочий, предусмотренных подпунктом «к» пункта 9 статьи 21 и подпунктом «к» пункта 10 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», до установления итогов голосования и определения результатов выборов соответственно. ЦИК России при необходимости использует соответствующую видеозапись из помещения для голосования, помещения ТИК, при реализации иных полномочий в рамках своей компетенции.
6.3. Доступ ЦИК России, ИКСРФ к видеозаписям, полученным на соответствующей территории, осуществляется через служебный портал.
6.4. Доступ к видеозаписям предоставляется по запросу суда, рассматривающего административное дело, уголовное дело, дело об административном правонарушении, связанное с событиями, имевшими место в помещении для голосования, помещении ТИК, а также по запросу прокурора, следователя, иного должностного лица, осуществляющего свою деятельность в связи с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела и/или проведением расследования указанных дел. Порядок и форма направления запроса указанными органами и должностными лицами устанавливается в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иных федеральных законов.
6.5. С учетом положений пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к видеоматериалам, содержащим запись действий (бездействия), имевших место в помещении для голосования, помещении ТИК и которые, по мнению обратившихся, нарушают законодательство Российской Федерации о выборах, имеют доступ обратившиеся с жалобами на указанные действия (бездействие) для защиты своих избирательных прав следующие участники избирательного процесса:
6.6. Заявки на доступ к видеозаписям, полученным в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК, направляются в ИКСРФ.
6.7. В заявке указываются:
статус в избирательном процессе (избиратель, наблюдатель, член избирательной комиссии с правом решающего или совещательного голоса и т.д.);
наименование и номер избирательного округа, наименование субъекта Российской Федерации;
номер избирательного участка, наименование ТИК, видеозаписи с которых запрашиваются;
адрес электронной почты, на который будет направлена адресная ссылка для доступа к видеозаписи;
конкретный день (дни) голосования и время начала и завершения требуемого события на видеозаписи;
указание на нарушение, допущенное, по мнению заявителя, в указанное время в помещении для голосования, помещении ТИК;
дата и подпись заявителя.
6.8. ИКСРФ рассматривает заявку в течение трех дней со дня ее получения. При соблюдении требований, установленных пунктом 6.7 Порядка, ИКСРФ направляет подавшему заявку лицу, указанному в пункте 6.5 Порядка, соответствующую адресную ссылку на видеозапись.
В случае если поступившая от лица, указанного в пункте 6.5 Порядка, заявка не соответствует требованиям, установленным пунктом 6.7 Порядка, ИКСРФ сообщает об этом лицу, подавшему заявку, с указанием на то, в чем имеется несоответствие.
6.9. Формирование адресной ссылки производится автоматизировано ИКСРФ со служебного портала.
6.10. Об организации доступа к видеозаписи для органов и лиц, указанных в пунктах 6.4 и 6.5 Порядка, ИКСРФ сообщает в ЦИК России (приложение N 4 к Порядку).
письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации