в среднем школьном возрасте ведущую роль играет

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ УЧЕТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все ученики на определенной ступени обучения ха-растеризуются и общими чертами.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже.

Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития:

1) кризис новорожденности;

2) младенческий возраст (2—12 месяцев);

3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);

4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);

5) кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);

7) пубертатный возраст (14–18 лет);

Д. Б. Эльконин считал, что «. критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».

Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:

1) от 1,5 до 2 лет – период, который характеризуется развитием символического и допоня-тийного мышления;

2) от 4 до 7–8 лет – период, когда образуется наглядно-образное мышление;

3) с 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций;

4) с 11–12 лет – стадия развития формального мышления.

Общепринятой является следующая периодизация:

1) преддошкольный возраст (3–5 лет);

2) дошкольный возраст (5–7 лет);

3) младший школьный возраст (7—11 лет);

4) подростковый возраст (11–15 лет);

5) ранняя юность возраст (15–18 лет);

6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву).

Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей. Д. Б. Элько-нин определил три фактора, которые обусловливают эти периоды, такие как:

1) определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;

2) основные или ведущие типы деятельности;

3) основные психические новообразования. Также Д. Б. Эльконин определил шесть ведущих видов деятельности:

1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;

2) предметно-манипулятивную деятельность;

4) учебную деятельность;

5) интимно-личное общение;

6) учебно-профессиональную деятельность.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления.

В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний, умение решать различные задачи и др.

Согласно А. Н. Леонтьеву ведущая деятельность – деятельность, на основе которой:

1) создаются другие, частные виды деятельности;

2) формируется интеллект, представляющий собой совокупность различных функций (сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенци-онных);

3) формируется сама личность субъекта деятельности.

В учебной деятельности младшего школьника складываются такие частные виды, как письмо, чтение, работа на компьютере, творческая деятельность и др.

Огромную роль имеет такое явление, как переключение с семьи или детского сада на школу, т. е. у школьника происходит смена главенствующих авторитетов. Авторитет родителей теперь становится для него не главным или не таким главным. Большее значение чаше всего приобретает учитель. При этом нужно отметить, что родителям нельзя ругать за это ребенка, так как такое непонимание может закрепить приоритет учителя. Учитель будет «хорошим», а родители – «плохими» и «несправедливыми».

Учителю же не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплиниро-вания ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. Унего возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что такое повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

И. С. Кон говорит о том, что «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

У старшеклассника отмечается также возникновение качественно нового содержания учебной деятельности.

1. Появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения.

2. Основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат.

У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д. И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

По данным социологического исследования B. C. Собкина старшие школьники (жители Москвы конца XX в.) влиты в общественную жизнь страны, они «моделируют все пространство корневых вопросов политической дискуссии и, по сути, все пространство представленных позиций». Политические и ценностные ориентации определяются их социальным положением в обществе, экономическим и образовательным статусом их семей.

Copyright © 2019 МАОУ СОШ №5, Городской округ Балашиха Московской области

Источник

В среднем школьном возрасте ведущую роль играет

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», — подчеркивает Д.Б. ^льконин [237, с. 84]. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переключением с семьи или детского сада на школу у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя. «А учительница сказала так!» — протестует против безапелляционного высказывания мамы малыш. К концу начальной школы, когда основной период адаптации как макрофазы развития (по А.В. Петровскому) закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и, что очень важно, активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.

В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым [144]. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости».

Источник

В среднем школьном возрасте ведущую роль играет

В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности.

Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости.

У школьника в качестве психического новообразования возникает «чувство взрослости». Специфическая социальная активность, присущая подростку, порождает повышенную восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

В этом возрасте главная ценность — система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (скорее недооценка настоящего).

Подростка отличает активный процесс индивидуализации. Если для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, то для ученика среднего школьного возраста она становится осуществляемой лишь одновременно с общественной деятельностью, в русле которой проходят процессы адаптации, индивидуализации и интеграции его личности. Как субъект учебной деятельности подросток определяется тенденцией к утверждению позиции собственной субъективной исключительности, стремлением чем-то выделиться.

Старшеклассник (от 14—15 до 17 лет), вступая в новую социальную ситуацию развития, главным образом, нацелен на будущее выбором образа жизни, профессии, референтных групп людей. Для старшеклассника особое значение имеет ценностно-ориентационная активность, стремление к автономии, право быть самим собой. Автономия соотносится с понятиями: поведенческая автономия (потребность и право самостоятельно решать личные вопросы), эмоциональная автономия (потребность и право иметь собственные привязанности), моральная и ценностная автономия (потребность и право на собственные взгляды). В этом возрасте большое значение приобретают дружба и доверительные отношения.

Источник

ШКОЛЬНИКИ

Школьный период в жизни человека играет особую роль.

в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Смотреть фото в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Смотреть картинку в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Картинка про в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Фото в среднем школьном возрасте ведущую роль играетВ эти годы разворачиваются основные процессы физического и психического развития, происходит половое созревание. Поступив в школу ребенком, ученик заканчивает ее взрослым человеком. Мальчик превращается в юношу, девочка становится девушкой.

Этот период служит основой подготовки к дальнейшей взрослой жизни, к трудовой деятельности, к созданию семьи. Готовность к успешному выполнению этих задач зависит от физического, психического и нравственного здоровья выпускников школ на пороге взрослой жизни.

Организм школьника испытывает большие нагрузки, что обусловлено сочетанием его интенсивного развития и необходимостью осваивать постоянно усложняющиеся школьные программы. Становясь старше, школьник все больше вовлекается в достаточно нервный ритм современной жизни, испытывает информационное давление.

Школьный период, оставаясь, конечно, для большинства людей счастливым и относительно беззаботным временем, все же несет свои трудности, с которыми нельзя не считаться, и даже опасности, которых нельзя не замечать.

Особая роль в охране здоровья, формировании нравственного облика ребенка принадлежит семье. Поэтому родители должны хорошо знать основные закономерности физического и психического развития, вовремя улавливать малейшие отклонения от нормы и принимать меры к их устранению.

Ответственной задачей семейного воспитания является защита ребенка и подростка от курения, алкоголя и наркотиков, привитие ему навыков здорового образа жизни.

Основные закономерности роста и развития

Самый наглядный внешний показатель развития школьного возраста –увеличение размеров и изменение строения его тела. За десять школьных лет рост увеличивается в среднем на 53 см у мальчиков и на 38 см – у девочек. Ежегодное увеличение роста имеет тенденцию к уменьшению с возрастом. На фоне постепенного замедления темпов роста в определенный момент возникает период его ускорения. Он предшествует бурному половому созреванию и носит название «пубертатный скачок». У девочек он приходится на 11-13 лет, у мальчиков — на 13-15 лет. Прирост длины тела за год может достигать десяти сантиметров. К 18 годам рост практически завершается.

Девочки при рождении и на протяжении первых девяти лет растут медленнее, чем мальчики, но в 10-11 лет «обгоняют» мальчиков и сохраняют перевес до 14-15 лет, когда мальчики уже окончательно опережают их по росту.

Параллельно с ростом изменяются форма тела и его пропорции. До 9-10 лет длина верхней половины тела несколько преобладает над нижней, а с 10-11 лет происходит активный рост ног, что в конце концов приводит к обратной пропорции.

В процессе роста и развития ребенка совершенствуется деятельность органов и физиологических систем организма. Анатомически структуры головного мозга сформированы в основном к восьми – девяти годам, однако развитие их функций продолжается на протяжении всего школьного периода.

Увеличение размеров тела и совершенствование опорно-двигательного аппарата тесно связаны с развитием дыхательной и сердечно-сосудистой систем. С 7 до 14 лет объем сердца и легких увеличивается более чем в два раза. Деятельность этих органов становится более эко­номной. Частота сердечных сокращений уменьшается, но объем крови, выбрасы­ваемой в кровяное русло при каждом ударе сердца, увеличивается. Частота дыхания также уменьшается, но глубина и объем его возрастают.

В школьном возрасте происходит про­цесс полового созревания. Он продолжа­ется несколько лет: у девочек в среднем с 10 до 16, у мальчиков – с 11 до 17 лет.

Не у всех детей темпы роста и поло­вого развития одинаковы. Часть детей (10-15%) растет и развивается быст­рее, чем большинство сверстников. При­мерно такая же часть детей отстает от возрастного стандарта. Иначе говоря, «биологический» возраст у значитель­ной части детей может либо опережать, либо отставать от календарного («пас­портного») возраста.

Биологический возраст определяется по соответствию средним для данного возраста показателям массы и длины те­ла, опорно-двигательного аппарата (окружность грудной клетки, сила мышц и др.), полового развития.

Отклонения от среднего уровня могут зависеть от индивидуального, присущего данному ребенку, темпа роста и развития (в этом случае он, скорее всего, рано или поздно сравняется со сверстниками). Если у ребенка различие между биологическим и паспортным возрастом находится в пре­делах 1,5

2 лет, это является вариантом нормы и не должно тревожить родителей. Если же различия превышают два года, следует обратить на это внимание. Эти отклонения могут являться следствием на­рушений в состоянии здоровья, и тогда, во избежание будущих неблагоприятных по­следствий (маленький рост, половое недо­развитие и т.д.), необходимо обратиться к врачу. Это в равной степени относится как к отстающим, так и к опережающим свой возраст детям и подросткам.

Школьный возраст условно принято делить на три периода:

Младший школьный возраст

в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Смотреть фото в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Смотреть картинку в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Картинка про в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Фото в среднем школьном возрасте ведущую роль играетЭто возраст поступления в школу и приспособления(адаптации) к принципи­ально новым для ребенка условиям. Осо­бенностью этого периода является то, что процесс роста ребенка не столь заметен, но преобладают изменения других пара­метров, идет совершенствование функ­ций органов и систем организма. Его счи­тают своеобразным мостиком между дет­ством и отрочеством.

Формирование кистей, укрепление су­ставов и связочного аппарата рук в этот период практически завершаются. Суще­ственно улучшается координация дви­жений. Ребенок становится способным к выполнению тонкой и точной ручной ра­боты (письмо, рисование и т.д.). Развива­ется мышечная система: увеличиваются упругость и сила мышц.

Основные функции головного мозга еще находятся в стадии формирования.

С этим связано своеобразие психических процессов у детей этого возраста, поэтому детям свойственны высокая активность, непоседливость.

Если ребенок длительное время находится в условиях, не позволяющих реализовать потребность в движении, у него нарастает мышечное напряжение, ослабевает внимание, быстро наступает утомление. Во время уроков или при выполнении домашних заданий дети отвлекаются, начинают ерзать, вертеться. Никакие запреты и замечания не помогают, потому что двигательное беспокойство служит защитной реакцией организма ребенка на перенапряжение. По этой же причине в перерыве между занятиями на перемене, дети бегают, возятся, шумят. Гигиенисты считают в связи с этим, что продолжительность урока в первом классе должна быть не 45, а 30-35 мин. Рекомендуется после второго-третьего урока в течение 45 мин – 1 час проводить подвижные игры и спортивные занятия на воздухе. Перед уроками необхо­дима утренняя гимнастика, в середине урока – физкультминутка.

Повлиять на школьный режим родителям, конечно, трудно, но во время домашних занятий надо обязательно учи­тывать эти особенности детей.

В развитии интеллекта ребенка веду­щую роль играет совершенствование мышления. На смену наглядно-образному постепенно приходит словесно-логи­ческое, рассуждающее мышление, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом периоде. Благодаря переходу мышления на более высокую ступень идет перестройка таких психических процессов, как восприятие, память и внимание. Если в дошкольном возрасте восприятие и память опи­раются преимущественно на наглядные образы и эмоциональные переживания, то в 7-9 лет основным содержанием восприятия и памяти становится установление смысловых, логических связей и отношений между предметами явлениями окружающего мира.

Совершенствуются и свойства внимания. В семь-восемь лет в наибольшей степени развита избирательность внимания, ребенок сосредоточивается на том, что ему интересно. В 9 лет улучшаются переключение внимания, ребенок с большей легкостью переходит от одного вида деятельности к другому. А вот ycтойчивость внимания развита еще слабо, что в значительной степени определяется повышенной впечатлительностью в этом возрасте.

Начало обучения в школе происходит достаточно трудно для всех детей, особенно в первые недели. На ребенка обрушивается масса новых впечатлений и незнакомых ему ранее требований: строгого соблюдения правил поведения, длительного пребывания в относительно неподвижной позе, выполнение интенсивной умственной работы. Ребенок включается в незнакомый для него коллектив сверстников. Необходимо время для адаптации ребенка к этому широкому комплексу новых условий.

У некоторых детей эта адаптация происходит достаточно болезненно. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, плохо ведут себя на переменах, возбуждены либо, наоборот, замкнуты, пассивны. Могут не складываться отношения с товарищами, педагогом, ребенок легко смущается, при малейшем замечании плачет. У некоторых детей появляются признаки нарушения нервно-психичес­кого здоровья: ухудшается сон и аппе­тит, появляются капризы, жалобы на го­ловную боль и усталость.

Заметив у первоклассника подоб­ные проявления, родители должны от­нестись к ним с пониманием. Ни в коем случае нельзя наказывать, повышать голос, ведь ребенок переживает труд­ный, переломный момент в своей жиз­ни, и не следует увеличивать непривыч­ные для него психические нагрузки. В случае возникновения конфликтов с учителями и сверстниками полезно по­советоваться с психологом или опыт­ным педагогом.

Особого внимания в этот период тре­бует режим дня. Школьник должен до­статочное время бывать на воздухе, вовремя завтракать, обедать, ужинать, ложиться спать, не засиживаться за при­готовлением домашних заданий.

Относительно устойчивая адаптация у здоровых первоклассников наступает на пятой-шестой неделе от начала учебного года, но возможны значительные индивидуальные колебания этого срока: от 3 до 16 недель. Если в указанные сроки адаптация не наступила, необходима консультация врача и психолога.

Особенно неблагоприятно процесс адаптации протекает у детей, которые по уровню своего развития не готовы к выполнению всех требований школы.

Ведь для того, чтобы справляться со школьными нагрузками, ребенок дол­жен обладать определенными ресурса­ми физического и психического здоро­вья. Существует понятие «школьная зрелость», под которым понимают не­обходимый уровень физического и пси­хического развития ребенка, обеспечи­вающий успешное и безболезненное вступление в школьную жизнь.

Дети, не достигшие школьной зрелости, часто оказываются не в состоянии освоить школьную программу, отстают от сверст­ников. У них может ухудшаться состояние здоровья, они чаще, чем до поступления в школу, болеют. У некоторых детей незна­чительные до этого функциональные от­клонения приобретают форму выражен­ных заболеваний.

Для определения школьной зрелос­ти существует методика тестовых ис­пытаний, которые позволяют оценить уровень психофизиологического со­стояния ребенка при поступлении в школу.

Если ребенок по результатам тестовых испытаний к 6-7 годам не достиг необходимого уровня школьной зрелости, это вовсе не означает, что он психически недоразвит. Каждому человеку присущ свой индивидуальный темп развития. Мы часто видим детей, как значительно опережающих своих сверстников, так и отстающих в какой-то момент по отдельным показателям. В дальнейшем эти различия обычно сглаживаются.

Очень важно не перегрузить ребенка, обеспечить соответствие нагрузку его возможностям и, в то же время, дозировать эти нагрузки так, чтобы они стимулировали развитие ребенка. Не надо предъявлять ребенку завышенные требования, настаивать на пятерках или делать трагедию из троек. В настоящее время во многих школах организованы так называемые «классы выравнивания», в которых по специально разработанным программам обучаются дети, не достигшие к моменту поступления в школу зрелости. Через определенное время они догоняют своих сверстников и переводятся в обычные классы.

Сейчас появилось много школ с углубленным изучением ряда предметов, с ранней профилизацией (гимназии, колледжи). Учебные нагрузки в таких школах значительно превышают традиционные. Изучение состояния здоровья учащихся в этих учебных заведениях показывают, что заболеваемость детей в них существенно выше, чем в обычных школах. Поэтому, принимая решение об определении ребенка в такую школу, следует серьезно оценить его психологические и физические возможности.

Средний школьный возраст

в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Смотреть фото в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Смотреть картинку в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Картинка про в среднем школьном возрасте ведущую роль играет. Фото в среднем школьном возрасте ведущую роль играетВозраст от 10 до 14 лет характеризуется бурными процессами роста и развития. Этот период включает в себя начало и, большинстве случаев, пик интенсив­ности полового созревания. И у мальчи­ки у девочек продолжается совершенствование опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. К 12 годам формируется тип соматическогоo развития (конституции).

На фоне дальнейшего развития мышечной системы и увеличения ее объема повышаются точность, быстрота и координация движений, достигающие высшего уровня уже в 13

14 лет. Это объясняет успехи юных спортсменов в легкой атлетике, плавании, художественной гимнастике.

Изменения, происходящие в центральной нервной системе, имеют не столько количественный, сколько качественный характер. На основе совершенствования деяльности мозга и под влиянием систематических школьных занятий продолжаются психическое развитие и формирование личности. Постепенно уравновешиваются процессы возбуждения и торможе­ния, улучшается подвижность нервных процессов, что сказывается на поведении ребенка. Он уже не столь бурно реагиру­ет на то, что его волнует, радует, печалит, с большей легкостью переключается с игр и развлечений на умственную работу.

В 10-11 лет существенно улучшается концентрация внимания, что позволяет ребенку непрерывно работать в течение длительного времени, не отвлекаясь.

Под влиянием учебной деятельности, общения со сверстниками и педагогами у ребенка формируются такие свойст­ва, как уверенность в себе, добросове­стность, самоконтроль. Эти качества обеспечивают возможность выполнения школьных требований, уровень кото­рых постоянно повышается от класса к классу. Если у ребенка эти качества развиты недостаточно, надо уделить больше внимания его учебе, подумать, как он распределяет свое время.

Главным достижением в психическом развитии на этом этапе является новый уровень самосознания. На основе обще­ния с другими детьми и взрослыми формируется самооценка, которая обеспечива­ет возможность самовыражения и самоут­верждения, а в дальнейшем – и самоопре­деления; это будет иметь значение при по­строении планов на будущее не на основе мечтаний, а с учетом своих реальных воз­можностей и внешних обстоятельств.

Основным же процессом развития в этом возрасте становится половое созре­вание ребенка, определяющее своеобра­зие, физиологические и психологические! его особенности в это время. Этот период многими оценивается как один из самых сложных в жизни человека. На протяже­нии короткого временного отрезка осуществляется биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая его зрелости.

Типы телосложений.

В зависимости от особенностей телосложения, выделяют три основных конституциональных типа – гиперстенический, нормостенический и астенический.

Гиперстенический – широкая коренастая фигура, короткая шея, круглая голова, широкая грудь.

Нормостенический – пропорциональное сложение, широкий плечевой пояс, выпуклая грудная клетка.

Астенический – длинная, узкая, плоская грудная клетка, длинная шея, длинные и тонкие конечности, узкие плечи, продолговатое лицо.

Особенности развития подростка

Примерно в 15-16 лет начинается последняя, завершающая стадия развития организма человека, которая продолжается до 18-20 лет.

С биологической точки зрения – это период от начала до конца полового созревания. А поскольку, как уже было сказано, имеются различия в темпах и сроках созревания между маль­чиками и девочками, и, кроме того, очень велики индивидуальные колебания в развитии организма, Всемирная организация здравоохранения определила этот возраст в очень больших границах – от 10 до 20 лет.

В подростковом возрасте заканчивается гормональная перестройка и формирование организма по мужскому или женскому типу. Во всех сферах жизнедеятельности четко проявляются половые различия. Характерной особенностью телосложения мальчиков становятся широкие плечи и грудная клетка, узкий таз, на всей поверхности тела начинается рост волос. Фигуре девочек свойственна округлость, окружность бедер превышает окружность плечевого пояса.

В этот период времени в основном заканчивается развитие мышечной системы. Мышечная масса у девочек приближается к показателям взрослых уже к 15 годам, у мальчиков только к 18. При этом у мальчиков мышечная сила примерно на 30% больше, чем у девочек. Мышечная выносливость продолжает увеличиваться до 20-30 лет.

Бурные процессы роста и развития в препубертатном, и особенно – в пубертатном, возрасте могут в некоторых случаях неблагоприятно отра­жаться на состоянии здоровья подрост­ка в целом.

В этом состоит медицинская проб­лема подросткового возраста. Возни­кает она в связи с тем, что развитие отдельных органов и систем может протекать не одновременно: созрева­ние некоторых органов слишком опере­жает общий ход развития, а других – напротив, отстает. Следствием этого является временное рассогласование их деятельности, нарушающее опти­мальное функционирование орга­низма. Возникают так называемые «юношеские» отклонения от нормы в состоянии здоровья. Чаще всего они проявляются в деятельности сердечно­сосудистой системы и возникают в тех случаях, когда рост сердца опережает развитие сосудистой системы либо от­стает от него.

Разнообразные отклонения в рабо­те сердечно-сосудистой системы носят название «юношеского сердца» и мо­гут проявляться относительным увели­чением или уменьшением размеров сердца, нарушением ритма его рабо­ты, появлением шумов, повышением артериального давления (юношеская гипертония).

В большинстве случаев по заверше­нии формирования организма эти функциональные расстройства исче­зают. Но тем не менее, подросток, у которого обнаруживаются подобные варианты отклонений в деятельности сердечно-сосудистой системы, должен находиться под наблюдением врача и выполнять все его рекомендации с тем, чтобы временная дисфункция не за­крепилась на всю жизнь и не приобре­ла бы хроническое течение.

Психика подростка

Подростковый период отличается своеобразными психологическими особенностями. Развиваются мыслительные процессы; конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Оно ста­новится все более активным, самостоя­тельным, творческим. Если детей в основном привлекает внешняя сторона предметов и явлений, то подросткам бо­лее интересен сам процесс мышления, — все, что требует самостоятельного обдумывания.

Подросткам свойственно попере­менное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настой­чивость сочетаются с импульсивностью и апатией, повышенная самоуверен­ность и безапелляционность в суждени­ях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться. Раз­вязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышен­ность чувств могут уживаться с сухим рационализмом и циничностью. Иск­ренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жес­токостью.

Психологи и врачи считают подростковый возраст критическим, кризисным. Дети в это время становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями и учителями.

Зная это, взрослые должны быть тер­пимы, избегать «цепной реакции» раздражения, стараться смягчать, сглажи­вать конфликты. Поменьше нотаций и нравоучений, побольше серьезных и спокойных разговоров «на равных», да­ющих подростку почувствовать, что с ним считаются.

Кризис подросткового возраста ост­рый и длительный. В течение этого перио­да ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружаю­щему и к самому себе, формируется тс личностная позиция, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь.

В подростковом периоде уже четко проявляются основные особенности пси­хики мужчины и женщины. Девушки бо­лее впечатлительны, ранимы, у них бо­лее чувствительная нервная система, они острее реагируют на психические переживания. Юноши, в большинстве случаев, способны быстрее отключаться от возникших проблем, острота кон­фликта для них пропадает часто вместе с изменением обстановки.

Психика подростка, вступившего в стадию активного развития, становится повышенно уязвимой.

Родители, наблюдая за подростком, большую часть времени в различных жизненных ситуациях, должны первыми за­метить тревожные моменты в его поведе­нии. Им необходимо знать наиболее рас­пространенные причины, приводящие к возникновению нервно-психических от­клонений у подростков, для того, чтобы вовремя их устранить или хотя бы осла­бить их воздействие.

Со школой также может быть связан целый ряд ситуаций, предрасполагающих к возникновению у школьника психических расстройств. Важнейшей причиной отклонений в психическом развитии подростка часто выступает неспособность справиться с учебной нагрузкой. Такая ситуация возникает либо из-за чрезмерного объема и сложности учебного материала, либо вследствие особенностей интеллекта ученика, препятствующих овладению программой обучения наравне со сверстниками. Школьные занятия мо­гут привести к неврозу, если предъяв­ляемые подростку требования не соот­ветствуют его возможностям. Нужно знать, что учение может оказаться за­труднительным или даже непосильным и для ребенка с нормальным интеллек­том. Причиной этого бывает, напри­мер, медлительность мышления или общая ослабленность, связанная с ча­стыми болезнями. Затруднения в овла­дении школьной программой могут за­висеть также и от состояния зрения и слуха.

Психотравмирующим фактором ста­новится и враждебное, несправедли­вое отношение к подростку педагога. Несправедливость в оценке знаний и прилагаемых усилий, злоупотребле­ние порицаниями и отсутствие похва­лы, проявление неуважения и унижением достоинства очень болезненно воспринимаются школьниками, осо­бенно старших классов. Часто эта си­туация усугубляется отношением роди­телей к школьным успехам детей. Для некоторых родителей отметки облада­ют сверхценностью, даже оценка «хо­рошо», а не «отлично» вызывает их не­удовольствие.

Очень важен для психического здо­ровья подростка характер его взаимо­отношений со сверстниками. Школь­никам обычно присуще повышенное стремление к общению, они активно тянутся друг к другу. Товарищи часто становятся для подростка более авто­ритетными, чем родители. В зависимо­сти от восприятия ученика его одно­классниками и желания общаться ним, каждый школьник в системе личных взаимоотношений попадает категорию общих любимцев, предпочитаемых, принятых, не принятых, отверженных лиц.

Положение подростка на нижнем, уровне указанной иерархии ведет к психологической изоляции и сопровождается тягостными переживаниями. Причинами, определяющими такое положение в коллективе, как показали проведенные социологические исследования, чаще всего бываю отрицательные черты характера (неуживчивость, лживость, за­носчивость и др.). Но причи­ной могут быть и несовпаде­ние увлечений и интересов школьника с интересами коллектива, и какой-либо физический недостаток.

Существенным психотравмирующим фактором может быть смена школы, когда теряются старые дру­зья и возникает необходи­мость приспосабливаться к новомуколлективу, к новым учителям.

Неблагоприятный эмоционально-психологический климат в семье или в школе создает предпосылки для нарушения психического здоровья подростка. При этом необходимо обратиться к психологу и к врачу-психоневрологу и тщательно выполнять их советы.

Режим дня

Для того чтобы справляться с многочисленными нагрузками, школьнику необходимо соблюдать рациональный режим дня. Хорошо составленный и четко соблюдаемый режим повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника, способствует нормальному росту и развитию.

С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, достаточно распространенная сейчас трудовая деятельность школьников в свободное время. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умствен­ной нагрузки, труда и отдыха.

В силу возрастных психологических особенностей школьник еще не может самостоятельно планировать свое время и жестко соблюдать намеченный режим. В этом ему должны помочь родители.

Наиболее рационален подъем в 7 часов утра. Начинать свой день школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много време­ни. Утренняя гимнастика улучшает кро­воснабжение головного мозга, укрепля­ет нервную систему, создает бодрое, хорошее настроение. Полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20-30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала.

По возвращении из школы ученик должен пообедать и отдохнуть. Послеобе­денный отдых желательно проводить на свежем воздухе. Это могут быть прогулки с товарищами.

Приступать к выполнению домашних заданий рекомендуется не ранее 16 ча­сов, так как именно в это время начинает­ся второй пик повышения суточной работоспособности. Первый пик ее повыше­ния приходится на 11-13 часов, после чего она снижается и вновь повышается в период между 16 и 18 часами.

Для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту и хорошо ос­вещенное. Во время приготовления уро­ков должны быть устранены все помехи, особенно источники громкого шума.

Чем заняться в свободное время, школьник решает сам. Это могут быть занятия спортом, чтение, прогулка. Однако очень часто ребенок выбирает телевизор. Родители должны знать, что максимальное время продолжитель­ности просмотра телевизионных пере­дач в течение дня составляет для млад­ших школьников 1 час, для школьни­ков 10-14 лет – 1,5 часа, для подро­стков – 2 часа.

В последнее время получают все большее распространение компьютер­ные игры, Интернет. Эти виды деятель­ности очень занимательны и привлека­тельны, но оказалось, что они совсем не безобидны. Нередки случаи чрез­мерного увлечения подобными фор­мами досуга, приобретающего болез­ненные черты. Поэтому родителям обязательно следует контролировать продолжительность общения детей с компьютером, особенно в том случае, если это общение начинает играть слишком большую роль в жизни под­ростка, мешает его учебным занятиям, отнимает время от отдыха и сна. Следствием гипокинезии может быть нарушение нормального физического развития из-за увеличения массы тела. При физических нагрузках быстро наступает утомление, нарушаются обмен веществ и регуляция сердечной дея­тельности, снижается устойчивость к болезням.

Врачи очень обеспокоены тем, что гипокинезия начинает все больше угрожать детям. Огромную часть времени, которое традиционно отводилось подвижным играм, поглощают телевизор и компьютер.

Физическим упражнениям разного характера (уроки физкультуры, зарядка, а также занятия спортом, танцы, физический труд дома) девочки должны посвящать 5

12 часов в неделю, мальчики – 7-15 часов.

Школьники должны проводить ежедневно на свежем воздухе не менее 2-3 часов.

После напряженного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Его продолжительность зависит от возраста и должна быть для школьников 6-10 лет не менее 10 часов, 11-14 лет – не менее 9 часов, а для более старших – не менее 8 часов. Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе в течение 30-40 мин.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является удовлетворение организма в движении. Ребенок или подросток нормально развивается только при условии необходимой для его возраста двигательной активности.

Питание

Для растущего организма школьника чрезвычайно важно рациональное, то естъ достаточное по количеству и качест­венно полноценное питание. Ему необходим полный набор пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.

Белки

Роль белков в питании школьников исключительно велика. Белки необходимы для построения новых клеток и тканей, недостаток белка в пище приводит к задержке роста и развития, снижению массы тела и сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Наиболее высокой биологической ценностью благодаря присутствию всего набора «незаменимых аминокислот» обладают белки животного происхождения, содержащиеся в молоке и молочных продуктах, йогуртах, мясе, рыбе, яйцах. Незаменимые компоненты белка абсолютно необходимы для роста и развития, они не синтезируются в организме, а поступают только с пищей.

Следует знать, что не только недостаток, но и избыток белка оказывает на организм ребенка неблагоприятное влияние. Поэтому нежелательно, например, три раза в день давать ребенку мясные блюда, злоупотреблять сосисками, колбасами.

Жиры

Жиры обеспечивают 30-40% энергии, требующейся ребенку, являются важным «строительным» материалом необходимы для поступления в организм жирорастворимых витаминов.

Источником легкоусвояемого животного жира в питании школьника является сливочное масло (потребность 30-40 г/сутки), содержащее жирорастворимые витамины А и D.

В рацион школьника обязательно должно быть включено и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, олив­ковое и др.) в количестве 15-20 г в день (3

4 чайные ложки). Растительное мас­ло, в отличие от животного, содержит незаменимые пищевые вещества – поли­ненасыщенные жирные кислоты, при­нимающие активное участие в обмене белков, витаминов, синтезе клеточных структур, укреплении иммунитета, регу­ляции процессов роста и развития моло­дого организма.

Углеводы

Углеводы служат основным легкоус­вояемым источником энергии, обеспе­чивающим 50

60% необходимой для организма энергии в сутки.

Основным источником углеводов явля­ются продукты растительного происхождения: хлеб, макаронные изделия, крупа, картофель, овощи и фрукты. Углеводы, со­держащиеся в этих продуктах, постепен­но расщепляются и всасываются в желу­дочно-кишечном тракте. Легкоусвояемые сахара (сахароза, фруктоза, глюкоза) присутствуют также в обычном сахаре, меде, варенье и других сладостях, слад­ких овощах и фруктах.

Молочные продукты содержат важный углевод – лактозу (молочный сахар). В процессе переваривания лактозы обра­зуется глюкоза (источник энергии) и га­лактоза (строительный материал для кле­ток организма), а из них – молочная ки­слота, которая необходима для роста нормальной микрофлоры кишечника. Существуют ситуации, когда организм че­ловека не может усваивать лактозу и тогда на помощь приходят кисломолочные продукты и, в частности, йогурт. Лактоза в процессе производства йогурта и последующего хранения частично расщепляется благодаря действию живой йогуртовой культуры. Поэтому йо­гурт хорошо усваивается даже теми людь­ми, которые не могут пить молоко. Необ­ходимо отметить, что живая йогуртовая культура присутствует только в настоящих йогуртах, то есть не прошедших термиче­скую обработку после сквашивания. Как их отличить? Очень просто: если на эти­кетке написано, что это йогурт и срок год­ности продукта не превышает 30 дней, а условия хранения требуют температуру от +2 до +6°С – то это настоящий йогурт. Если же на этикетке написано, что это йогуртный продукт с похожим на слово «йо­гурт» названием, срок годности которого достигает 3 месяцев, а температура хра­нения – от 0 до +25°С, то это уже не на­стоящий йогурт, а продукт, который для продления срока годности прошел терми­ческую обработку, и поэтому полезная йогуртовая культура в нем уничтожена.

Белки, жиры и углеводы усваиваются организмом наилучшим образом, если их соотношение в пищевом рационе со­ставляет 1:1:4. Преимущественно уг­леводное питание на фоне недостаточ­ного потребления белка и жира наносит большой вред организму, вызывая от­ставание в росте и в общем развитии.

При избытке углеводов в рационе сни­жается тонус мышц, ткани становятся рыхлыми, масса тела повышается, снижается сопротивляемость заболеваниям; болез­ни возникают чаще, протекают тяжелее и нередко сопровождаются осложнениями.

Минеральные вещества и витамины

Соли кальция, фосфо­ра, железо, микроэлементы (цинк, марганец, се­лен и др.) обеспечивают рост и развитие, входят в состав гормо­нов, принимают участие в обменных процессах и т.д.

Железо является необходимой частью гемогло­бина крови, при его недостатке развивается анемия. Железо содержится в большом количестве в мясе, печени, яичном желтке, гречневой, овсяной и пшенной крупах, бобовых растениях, хлебе, некоторых фруктах и ягодах (яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, черная смородина, черника).

Недостаток кальция, особенно при дефиците белка и витамина D, ведет к нарушению формирования костей, задержка развития зубов и роста организма. Особенно необходим кальций в период интенсивного роста ребенка. Больше всего кальция содержится в молоке и молочный продуктах, в том числе кефире, йогуртах и особенно — в сыре и твороге.

Витамины повышают физическую умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма различным заболеваниям.

Всего на сегодняшний день известно 13 витаминов, каждый из которых выполняет в человеческом организме свою собственную функцию. За редким исключением, эти незаменимые для человека вещества не вырабатываются в организме а поэтому должны поступать извне (например, с пищей или со специальными препаратами).

Хотя, на первый взгляд, возможность обеспечить детей всеми витаминами исключительно за счет естественных источников (продуктов питания) выглядит весьма привлекательной, на практике она малодостижима (особенно в зимне-весеннем сезоне, когда в овощах и фруктах многократно сни­жается содержание основных витами­нов). Поэтому для профилактики гиповитаминозов у детей рекомендуется регулярно пользоваться поливитамин­ными препаратами.

При несбалансированном рационе пи­тания, который, к сожалению, нередко наблюдается у школьников в наши дни, при повышенных физических нагрузках (например, при активных занятиях спор­том) ребенку и подростку требуются дополнительные источники кальция и вита­минов. С этой целью педиатры рекомендуют применять витаминно-минеральные препараты.

Одним из жизненно важных микро­элементов является йод. Он активно влияет на обмен веществ и тесно связан с функцией щитовидной железы. В ор­ганизме человека этот микроэлемент входит в состав гормонов щитовидной железы.

Дефицит йода в воде и пище приводит к развитию тяжелых заболеваний щитовидной железы. Щитовидная железа увеличивается в объеме, нарушается обмен веществ, а также рост и развитие детского организма.

Увеличение щитовидной железы (эн­демический зоб) чаще всего приходится на подростковый возраст или юно­шеский период. При этом у девочек по­ражения щитовидной железы отмечают­ся гораздо чаще, чем у мальчиков.

Дефицит йода также сказывается на формировании интеллекта ребенка. Происходит нарушение формирования головного мозга, которое проявляется впоследствии в трудностях школьного обучения.

Режим питания

Большое значение для здоровья ребенка имеет правильный режим питания. Принимать пищу следует не реже четырех раз в день с интервалами от 3-х до 4,5 часов. Разделение суточного рациона питания на 4-5 приемов пищи положительно сказывается на работе всего организма в целом. Количество питательных веществ и энергии, поступающих с пищей, при этом не меняется, но нагрузка на пищеварительную систему уменьшается, так как орга­низм получает тот же самый объем пищи, но более мелкими порциями, очень важно отличать настоящий прием пищи от «перекусывания». «Перекусывание» можно расценивать как активное переедание, которое не вызываются чувством голода, а удовлетворяет некие вторичные потребности (удовольствие, защита от скуки, временное облегчение при стрессах). Во многих странах режим питания меняется в сторону увеличения числа приемов пищи в день, с одновременным уменьшением объема порций и сохранением общего суточного объема.

Хороший завтрак помогает ребенку долго поддерживать работоспособность во время школьных занятий. Завтрак особенно важен для детей, ведь они растут и развиваются как физически,, так и умственно. Каждый из нас может представить день ребенка – он состоит из школьных уроков, занятий, игp, движения. Вкусный и сбалансиро­ванный по составу завтрак – одно из условий успешной учебы и восприятия ребенком информации в школе.

Очень важно для здоровья детей включение в рацион второго завтрака и полдника. Это необходимо для покрытия высоких потребностей ребенка в энер­гии и «строительном материале», свя­занных с его быстрым ростом, развити­ем, постоянной подвижностью. Как пра­вило, на полдник используются продук­ты, богатые углеводами (йогурт, кефир, печенье, фрукты), следовательно, полд­ничая, мы понижаем процентное соотно­шение жиров в суточном рационе, что положительно влияет на массу тела. Кроме того, полезны дополнительные количества минеральных веществ и ви­таминов, поступающие во время полдни­ка. Регулярные вторые завтраки и полд­ники препятствуют снижению концент­рации внимания, предотвращая возник­новение гипогликемии (снижение уровня сахара в крови).

Ужинать ребенок должен не позд­нее чем за два часа до сна.

Важно также соблюдение правиль­ного питьевого режима. Вода входит в состав всех клеток и тканей орга­низма, она служит средой, в которой протекают химические процессы, свя­занные с обменом веществ. Вода не­обходима также для выведения конеч­ных продуктов жизнедеятельности организма. В сутки дети теряют около 1,5

2 л воды. Это количество обяза­тельно должно компенсироваться еже­дневно за счет пищи и питья. В жаркое время потребность в воде резко повы­шается.

Половое развитие подростка

Особого внимания родителей требу­ет период полового развития ребенка. Нормальное течение этого процесса во многом обеспечивает хорошее психи­ческое и физическое здоровье, форми­рование полноценной личности, а в по­следующем и успешную реализацию детородных функций.

Возраст 9-12 лет у девочек и 11-13 лет у мальчиков является подготовительным периодом перед половым созреванием и называется препубертатным.

Первым явным признаком этого пе­риода становится заметное ускорение темпа роста — «ростовой скачок». В это же время начинают появляться вторич­ные половые признаки: у мальчиков увеличиваются размеры яичек и поло­вого члена, у девочек постепенно уве­личиваются молочные железы, у под­ростков появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах.

В пубертатном периоде, или перио­де полового созревания (13-16 лет у девочек и 14-16 лет у мальчиков), у девочек яичники усиливают выделение женских половых гормонов (эстроге­нов) и начинают продуцировать яйце­клетки, у юношей семенники выделяют мужские половые гормоны (андрогены) и продуцируют сперматозоиды.

Во время пубертатного периода про­должается развитие вторичных поло­вых признаков: у мальчиков изменяется форма хрящей гортани и «ломается» голос, начинается рост волос на лице. Кульминацией этого периода считают наступление первых месячных у деву­шек и поллюций у мальчиков.

У большинства девочек первые мен­струации (месячные) появляются в 12-14 лет. Вначале месячные могут быть нерегулярными и иметь различ­ную продолжительность. Постепенно они начинают появляться через строго определенное время (в среднем через 28 дней) и продолжаются по 3-5 дней. Регулярность наступления месячных свидетельствует о том, что у девушек сформировался менструальный цикл.

Индивидуальные колебания в сроках наступления, регулярности и характере протекания менструаций в норме достаточно велики.

Приход менструаций не должен быть неожиданным, так как это может послужить причиной психической травмы. Поэтому родителям следует своевременно подготовить девочку к тому, что у нее могут появиться кровянистые выделения из половых органов, ей нужно рассказать об их природе и предназначении. Хорошо, если состоится доверительная беседа с мамой. Несколько упрощая, можно рассказать о природе менструаций примерно так: «Природа подарила женщине удивительную возможность выносить и родить ребенка, дать жизнь новому человеку. В женском организме есть особый орган – матка. Она предназначена стать чем-то вроде живой колыбели, в которой ребенок будет расти от зачатия до появления на свет. В определенные сроки, регулярно, стенки матки разрыхляются, чтобы принять зародыш, если он появился. Если же его нет, этот разрыхленный слой отслаивается, наступает кровотечение».

Полезно научить девочку ведению календаря менструаций. Лучше всего с этой целью вести календарь, в котором красным цветом заштриховывать день начала менструации, а синим – день, когда она закончилась. Такой календарь дает информацию о главных характеристиках менструальной функции: продолжительности цикла (от начала одной до начала следующей менструации), регулярности (из месяца в месяц) и длительности.

При наличии признаков нарушения формирования менструального цикла родители девочки должны обратиться к врачу.

Во время менструации девочке особенно необходимо соблюдать чистоту.

Душем следует пользоваться несколько раз в день, причем струя воды должна быть направлена сверху вниз. Мыться в ванне, сидя в ней, купаться в водоемах и бассейнах в этот период нежелательно, тампоны и прокладки надо менять вовремя, чтобы кровь в них не застаивалась и не разлагалась.

В остальном следует вести обычный образ жизни, делать легкую зарядку, ходить на учебу, выполнять домашние де­ла. Противопоказана только значительная физическая нагрузка, поэтому занятия спортом и подъем тяжестей в это время должны быть полностью исключены.

Признаки нарушения формирования менструального цикла:

Поллюции у мальчиков в норме появляются не ранее 13 лет, к 14-15 годам они уже отмечаются не менее чем у половины подростков, а к 16 годам – у большинства. Половое развитие мальчика можно считать преждевременным, если его признаки появляются до 10 лет, и опаздывающим, если у подростка стар­ше 13-14 лет нет появления вторичных половых признаков. В этих случаях не­обходима консультация специалиста.

После наступления менструаций или поллюций у подростка появляется такая мощная биологическая потребность, как половое влечение. В связи с этим возни­кает масса напряженных переживаний, меняется вся эмоциональная сфера ре­бенка.

Ни в коем случае нельзя запугивать подростка «жуткими последствиями» онанизма – импотенцией, эпилепсией, гормональными нарушениями и т.д., не имеющими ничего общего с реально­стью. Если же родители начнут бранить ребенка, шутить над ним, то у него, при невозможности удержаться от мастурба­ции, каждый акт будет превращаться в тя­желую психическую травму, будет расти чувство страха, неуверенности в себе.

Важное место в семейном воспитании детей должно быть отведено гигиеническим аспектам полового воспитания. В этот период активизируется деятель­ность сальных и потовых желез: на лице, шее, спине возникают угри (акне). Маль­чики и девочки в период полового созре­вания должны усилить внимание к лич­ной гигиене.

Не может считаться нормальной ранняя половая жизнь у подростков. У них еще не полностью сформирована психо­логическая готовность к зарождению вы­сокого чувства любви. В этом случае эмо­ции, возникающие во время полового ак­та, носят преимущественно физиологи­ческий, но не духовный характер. У под­ростка может сформироваться твердое убеждение, что все разговоры о любви и верности – просто «красивые слова». Эмоциональная сфера оказывается обедненной, в обычай входит частая сме­на партнеров, что в дальнейшем может иметь крайне неблагоприятные последст­вия для здоровья и семейной жизни.

У девушек во многих случаях первое половое сближение не вызывает положительных ощущений, а иногда, из-за неопытности партнера или неподходящей обстановки, приводить к возникновению болезненных переживаний или сексуальной травмы. На этой почве может сформироваться негативное отношение к половой жизни вообще, то есть поло­вая холодность (фригидность).

Нередко родители ошибочно считают своих детей «еще маленькими», чтобы говорить с ними о предохранении от бе­ременности. А напрасно. Статистика утверждает: каждый десятый аборт в стра­не производится девочке-подростку.

Девочка должно усвоить непреложную истину: если начались регулярные месячные, она может забеременеть даже от одной-единственной случайной близости. Оптимальный возраст для рождения ребенка – 20-35 лет.

В то же время доказано, что оптималь­ный возраст для рождения ребенка – 20 _ 35 лет. Беременность в более юном возрасте протекает с большим числом ос­ложнений, вероятность нарушений здо­ровья у матери и ребенка очень велика. Наступление беременности и роды у школьницы приводят к значительной лом­ке всей жизни: уход из школы, отрыв от сверстников, угроза продолжению обра­зования и получению профессии.

Искусственное прерывание беременности (аборт), как правило, оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье женщины. Особенно опасен аборт в подростковом возрасте, когда он зачастую становится причиной гинекологических заболеваний и, главное – последующих нарушений детородной функции.

Контрацепцию принято подразделять на плановую и экстренную.

Плановые методы предохранения от беременности включают в себя достаточно широкий спектр средств и способов защиты от нежелательной беременности и предназначены для постоянного применения.

Экстренная контрацепция предназначена лишь для особых случаев – первый незащищенный половой акт, повреждение презерватива, изнасилование и др.

Выбор метода контрацепции – не обязанность одного из партнеров, а прерогатива обоих. Перед применением того или иного метода необходимо обязательно проконсультироваться с гинекологом.

Несмотря на возможности современной плановой контрацепции, ее применение у подростков ограничено рамками возрастных особенностей. Для подростков наиболее важные требования к контрацепции – это надежное предупреждение от нежелательной беременности и защита от инфекций, передающихся половым путем (в том числе СПИДа, вирусного гепатита В и др.). Немаловажным требованием является и обратимость метода, то есть после прекращения его использования должна полностью восстанавливаться репродуктивная функция.

Контрацептивные таблетки (или комбинированные оральные контрацептивы) – их подразделяют на монофазные и многофазные, в зависимости от содержания в их действующих веществ. В многофазных препаратах концентрация активных компонентов варьируется в разных таблетках, содержащихся в одной упаковке. Это сделано для того, чтобы сымитировать естественные изменения уровня гормонов в течение менструального цикла. Монофазные препараты поддерживают концентрацию половых гормонов в крови на постоянном уровне, и именно они считаются наиболее подходящими средствами для подростковой контрацепции. Контрацептивные таблетки снижают риск возникновения некоторых патологических состояний (в частности, дисфункциональных маточных кровотечений, формирования функциональных кист яичников), нормализует менструальный цикл при его нарушениях, способствует устранению и профилактике угрей (акне), воспалительных заболеваний органов малого таза.

Однако контрацептивные таблетки не защищают от инфекций, передающихся половым путем. Комбинированные гормоносодержащие препараты в ряде случаев могут вызывать побочные эффекты (тошнота, рвота, головные боли, боли и дискомфорт в области молочных желез, живота, нарушения менструального типа). При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу, который сможет подобрать подходящую замену препарата или посоветовать иной метод контрацепции.

Барьерные методы (использование презервативов и других средств) – их при­менение удобно при нерегулярных поло­вых контактах, доступно и недорого. Сле­дует отметить, что это единственный метод, защищающий от инфекций, передающих­ся половым путем. Но основной его недос­таток – низкий контрацептивный эффект.

Календарный (или ритмический) метод контрацепции основан на пе­риодическом воздержании от половой жизни в течение нескольких дней, пред­шествующих овуляции и следующих вслед за ней. Его применение ограничено в подростковом возрасте из-за низкой контрацептивной эффективности, а также нерегулярного менструального цикла.

Использование внутриматочных средств, именуемых «спиралями», в подростковом периоде не рекоменду­ется. Анатомо-физиологические осо­бенности половой системы у подрост­ков предрасполагают к возникнове­нию осложнений этого метода контра­цепции (кровотечение, боли).

Физкультура и спорт

Физкультура и спорт могут дать ре­бенку и подростку очень много – это гармонизация физического развития, совершенствование двигательных на­выков и физических качеств, повыше­ние резервов организма, работоспо­собности, сопротивляемости многим заболеваниям. Однако выносливость, общее состояние здоровья не у всех одинаковы, потому и нагрузка не мо­жет быть одинаковой.

Для занятий физкультурой в школе выделяют три медицинские группы:

В нее входят дети без отклонений или с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здо­ровья, с достаточной физической подготовленностью. Для них допустимы занятия по программе физического воспитания в полном объеме, трениров­ки в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях.

В эту группу входят дети с незначи­тельными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных рас­стройств, но с недостаточной степенью физической подготовленности. Этим де­тям рекомендуются занятия по програм­ме физического воспитания со снижен­ными нагрузками.

Детям со значительными отклонения­ми в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые не препятствуют выполнению обычной школьной программы, необходима ле­чебная и корригирующая гимнастика. Они не должны заниматься физкульту­рой в общих группах.

Рекомендуемый возраст для начала спортивных занятий

Возраст (в годах) допуска к занятиям в группах
Начальная подготовкаУчебно-тренировочнаяСпортивное совершенствование
Акробатика8-1010-1414-17
Баскетбол и волейбол10-1212-1616-18
Бадминтон10-1212-1616-18
Бокс12-1414-1717-18
Борьба10-1212-1616-18
Велосипед12-1414-1717-18
Водное поло10-1312-1616-18
Гимнастика спортивнаяЮноши

14-17

Гимнастика художественная7-99-1313-17
Гребля академическая10-1212-1717-18
Гребля на байдарках и каноэ11-1213-1616-18
Конный спорт11-1313-1717-18
Конькобежный спорт1212-1717-18
Легкая атлетика11-1313-1717-18
Лыжный спортГонки на лыжахГорные видыДвоеборье

Прыжки с трамплина

9-128-10 9-11

12-17

17-1814-17 16-18

Парусный спорт9-1111-1616-18
Плавание7-1010-1212-17
Прыжки в воду8-1010-1414-17
Ручной мяч10-1212-1616-18
Санный спорт11-1313-1616-18
Современное пятиборье10-1212-1616-18
Стрелковый спорт11-1313-1616-18
Стрельба из лука11-1313-1717-18
Стрельба стендовая14-1515-1717-18
Теннис и теннис настольный7-99-1414-17
Тяжелая атлетика13-1414-1717-18
Фехтование10-1212-1616-18
Фигурное катание на коньках7-99-1313-17
Футбол, хоккей с шайбой, хоккей с мячом10-1212-1717-18
Шахматы9-1111-1515-18

Осторожно: наркотики!

Курение имеет слишком серьезные последствия для здоровья человека: на­рушается нормальная деятельность ос­новных систем организма – дыхатель­ной, сердечно-сосудистой, пищевари­тельной. Курение наносит непоправи­мый вред репродуктивной системе, вро­жденные уродства у детей встречаются в два раза чаще, если их матери курили во время беременности.

Употребление алкоголя – весьма рас­пространенное явление в обществе. Одно из самых опасных свойств алко­голя – его способность при чрезмерном употреблении вызывать привыкание и болезненное пристрастие, то есть хрони­ческий алкоголизм. Известно, что каж­дый второй хронический алкоголик на­чал употреблять спиртные напитки еще до четырнадцати лет. Нередки случаи смертельных отравлений алкоголем при употреблении больших доз крепких спиртных напитков, чаще всего спирта или самогона.

Решающее значение в формирова­нии отношения к употреблению ребен­ком спиртных напитков принадлежит се­мье. Для большинства родителей упот­ребление спиртных напитков детьми в возрасте 8-12 лет – чрезвычайное про­исшествие, однако они часто не возража­ют, когда то же совершают подростки от 14 до 16 лет: «лишь бы в меру». Это не­правильная позиция. Родители должны не только объяснить детям и подросткам вред, который приносит злоупотребление спиртным, но и на собственном примере демонстрировать им правила хорошего тона в отношении алкоголя (культура застолья, трезвый образ жизни и т.д.).

Проблема наркомании напрямую связана с распространением тяжелых вирусных заболеваний – вирусного гепатита С и ВИЧ. Это обусловлено несколькими факторами: использование общего шприца для введения наркотиков, беспорядочные половые контакты без применения презервативов, широкое распространение проституции среди наркоманов с целью заработка.

Поведение родителей при обнаружении признаков употребления наркотиков должно быть достаточно деликатным и доброжелательным, ни в коем случае не следует допускать агрессивности. Но реакция должна быть незамедлительной: следует сразу же обратиться к специали­стам – наркологам, психологам. Чем раньше выявлена склонность к употреб­лению наркотиков, тем больше вероят­ность излечения подростка.

Родители обязаны сделать все возмож­ное для того, чтобы уберечь своих детей от употребления наркотиков. Необходи­мо хорошо знать окружение ребенка, его друзей, иметь информацию о фактах упо­требления наркотиков во дворе, в школе.

Родителям следует как можно рань­ше сообщать детям необходимые све­дения о пагубном влиянии наркотиков на человека, о страшных последствиях их употребления. Это именно та ситуа­ция, которая не терпит промедления. Необходим подробный, компетентный, убедительный рассказ о воздействии наркотиков, механизме привыкания, трагических исходах и несостоявшихся судьбах.

Любые воспитательные меры эф­фективны тогда, когда сформирован надежный психологический контакт с ребенком, когда он не только любит своих родителей, но и полностью до­веряет им.

Родители должны насторожиться, если:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *