в ссср был один выходной день
Почему в Советском Союзе не было выходных целых 11 лет
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Трудовая революция
29 сентября 1929 года стало последним воскресеньем, которое было выходным. В следующее воскресенье такой коллективной паузы уже не произошло. Указом правительства Советского Союза 80% рабочих были отправлены к станку. Дома оставались лишь 20 %. Для всего трудового народа началась практика непрерывного рабочего процесса или семидневной рабочей недели. Теперь дни отдыха попадали вразброс в течение недели. Такой график предложил советский экономист и политик Юрий Ларин. Машины никогда не должны простаивать.
Непрерывка должна была произвести революцию в представлении о труде, повысить производительность и сделать религиозное поклонение слишком хлопотным. Всё выглядело прекрасно в теории, но на практике проект потерпел неудачу практически по всем пунктам. В него были внесены некоторые изменения. В 1931 году цикл был продлён до шести дней. В конце концов, после 11 лет проб и ошибок проект был свёрнут в июне 1940 года. Революции в сфере труда не получилось.
Что же представляла собой «непрерывка»
В отличие от обычной семидневной недели, непрерывная неделя начиналась как пятидневный цикл. Каждый его день был отмечен определённым цветом и символом в календаре. Население было разделено на группы, у каждой из которых был свой день для отдыха. Дни недели, такие родные и знакомые, постепенно потеряли всяческий смысл.
Вместо названия каждый из пяти новых дней был отмечен символическим, политически уместным предметом. Это были: пшеничный сноп, красная звезда, серп и молот, книга и будёновка. Календари тех времён показывают дни, отмеченные разноцветными кружочками. Эти кружочки обозначали, когда нужно работать, когда отдыхать. Это был график посменной работы самого грандиозного масштаба в истории человечества.
Справедливое народное недовольство
С самого начала всё пошло не так, как хотелось. Рабочий класс был страшно не доволен нововведением. Пролетарии писали письма в газеты, в различные партийные организации о том, что такой график сводит на нет весь смысл выходного дня. Люди возмущались: «Что нам делать дома, если наши жёны на фабрике, дети в школе, друзья и родственники на работе? Это не выходной, если нужно просидеть целый день одному дома». Рабочие не просто не могли отдохнуть нормально, невозможно было даже просто собраться вместе с семьёй.
Всё это уничтожало любые экономические бонусы такой системы. Недовольный человек не может полноценно с полной отдачей трудиться. Стала страдать и социальная сфера, культура. Невозможность собраться всей семьёй, усложнение практики религиозного поклонения. Праздники полностью исчезли из жизни трудящихся. Вместо этого родилась иллюзия интенсивной работы. Существуют сведения о семейных проблемах, вызванных непрерывной неделей. В те годы стало обычным делом отмечать своих друзей и знакомых в адресных книгах определённым цветом в зависимости от того, когда у них выходной.
Более вероятно, что непрерывка пыталась атаковать другую сферу жизни советских трудящихся. Религиозную. Если бы Советское правительство действительно было озабочено только экономическими потерями, было бы достаточно просто ввести семидневку. При введённом же экспериментальном графике выходных дней в году выходило больше, чем раньше. Может целью этой атаки было воскресенье, как традиционный день для похода в церковь?
В конце концов, жалобы рабочих были приняты во внимание. Чтобы семьям было легче общаться и проводить время вместе, была проведена очередная реформа. В марте 1930 года правительство издало постановление об установлении общих выходных для членов одной семьи.
Всё же борьба с опиумом для народа?
Теория утверждала, что непрерывная неделя сделает религиозное поклонение практически невозможным. Без пятницы, субботы или воскресенья и мусульмане, и евреи, и христиане не могли посещать служения. Это считалось выигрышным результатом двухлетней кампании советского правительства против религии.
Поэтому нововведения, которые могли сломить влияние религии на умы людей, были встречены с энтузиазмом. На первый взгляд может показаться нелепым, что создание подобных неудобств может искоренить в людях веру в Бога. Но партийным функционерам казалось, что это возможно. Тем более никто никогда до этого не пробовал ничего подобного поэтому никто и не знал, как это работает. Затея провалилась, как и всё остальное. Никакие ограничения не смогли повлиять на веру людей. Хотя многие и перестали ходить в церковь по воскресеньям, но полностью искоренить религию не удалось.
Кроме всего прочего, за пределами больших городов целые группы населения остались за пределами действия календарной реформы. Непрерывная неделя их практически не коснулась. В сельских районах колхозники занимались посадкой и сбором урожая, уходом за скотиной, а это никак не поддаётся влиянию дней недели. Вдали от бюрократических городских центров страны аграрная жизнь продолжалась почти так же, как и раньше. Правда многие колхозы и совхозы взяли за правило отменять как новые светские государственные праздники, так и традиционные дни богослужений. Чиновники жаловались, что крестьяне всё ещё находятся под влиянием традиционных привычек.
Наследие непрерывной недели
Трудно точно определить все последствия непрерывной недели для общества. В конце концов, это была лишь часть огромного культурного и политического переворота, вызванного советской индустриализацией. Реформа увеличила пропасть между городом и селом. Ведь жизнь в деревнях протекала совершенно в другом ритме и подчинялась другим законам. Примерно в это время для контроля миграции сельского населения были введены внутренние паспорта. Крестьяне старались вырваться из ужасных условий и переехать в город. Нечто подобное существует и сегодня в Москве, чтобы ограничить количество людей, желающих поселиться в столице.
26 июня 1940 года, в среду, Указ Президиума Верховного Совета объявил о восстановлении семидневного цикла. Воскресенье снова стало выходным днём. Отношение к рабочему процессу, рабочая, так сказать, идеология, осталась неизменной. Для обычных рабочих увольнение с работы, прогул или опоздание более чем на 20 минут каралось уголовной ответственностью. Наказанием мог стать вполне реальный тюремный срок.
За довольно короткую, по мировым меркам государств, историю у Советского Союза была масса достижений. Одним из главных считается полёт первого человека в космос. Прочтите нашу статью рассекречены архивные документы первого полёта Юрия Гагарина в космос: что скрывали власти долгие годы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
50 лет назад в СССР была утверждена пятидневная рабочая неделя
Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.
Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.
7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».
Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.
После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.
В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14–16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.
Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.
Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.
Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.
Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.
Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.
Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.
И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.
К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.
В 1930 году английский экономист Джон Кейнс предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.
К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.
Последние преобразования в законе, регулирующие время труда, были сделаны в 1991 году, когда вышел Закон РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно ему, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В 2010 году миллиардер Михаил Прохоров предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Государственной думы Олег Шеин назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.
Как Россия шла к десятидневным новогодним каникулам
Сегодня сложно представить завершение календарного года в России без пышного празднования. Эта традиция появилась в России не так давно. Долгие годы в советское время после встречи Нового года на следующий день, 1 января, людям приходилось выходить на работу.
С принятием христианства Владимиром Святославовичем в X веке начала существование история русской церкви, и вместе с ней Новый год стали отмечать по византийскому обычаю – 1 сентября. Во времена правления Петра I система летоисчисления меняется — праздник с 1700 года начинают отмечать 1 января.
После петровской реформы церковный Новый год в России продолжали отмечать 1 сентября, а 1 января считалось праздником светским.
Так продолжалось до Великой Октябрьской революции 1917 года, после которой власти отменили все существовавшие в царском государстве праздники. На следующий год после «октябрьских» событий Россия, согласно указу Владимира Ленина, перешла на григорианский календарь — так 1 февраля 1918 года превратилось в 14-ое. С того момента Рождество стало отмечаться 7 января — вместо 25 декабря по старому стилю.
До 1929 года, когда вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», 1 января было нерабочим и праздничным. С принятием этого документа слово «праздники» заменили на «революционные дни».
Отмена в 1929 году Рождества привела к тому, что бывшие праздничные дни превратились в рабочие. С признание елки «поповским» обычаем стали появляться следующие агитационные слоганы: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — говорилось в антирелигиозной пропаганде в рождественские дни.
В первой половине 30-х годов Рождество официально не существовало — оно считалось пережитком прошлого.
Что касается Нового года, то советские власти считали его прежде всего детским праздником, отсюда — отсутствие необходимости освобождать взрослых от работы 31 декабря и 1 января.
Во время «моратория» на Новый год находились смельчаки, которые втайне все же отмечали праздник — ставили елку, плотно завешивали окна. Есть предположение, что традиция отмечать праздник застольем, а не торжественными плясками, сложилась именно в то время, когда Новый год приходилось отмечать в секрете, дабы не разбудить соседей.
Прятаться приходилось до тех пор, пока газета «Правда» 28 декабря 1935 года не опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, в котором автор выразил протест простого человека, жаждущего праздника и веселья. В своем письме он обратился к властям и призвал «устроить коллективные елки для всех». После публикации Иосиф Сталин вернул людям Новый год с нарядной елкой, однако разговоров о выходном дне 1 январе пока не шло. На следующий день после праздника народ шагал на работу.
Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днем. «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем», — коротко сообщал текст указа. Однако в случае, когда праздничный день выпадал на выходной, он не переносился на ближайший рабочий день, а пропадал.
«Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существующую практику. Поскольку,
отгуляв ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме»,
— заявила в 1948 году куратор проходившей тогда выставки «Первый день календаря» Ирина Осипова.
Спустя почти 60 лет, в 1991 году, в дома россиян вернулось и Рождество — тогда 7 января объявили свободным от работы днем. В тот год по телевизору показывали рождественские службы и рассказывал людям о правилах проведения святого праздника.
Еще через два года — в 1993 году — россиян освободили от работы и 2 января. История продолжилась в 2004 году, когда в Трудовой кодекс внесли новые изменения и дали россиянам право отдыхать целых 5 дней — с 1 по 5 января. Вместе с празднованием Рождества 7 января — получалось шесть свободных дней.
Кто-то был доволен реформой, а кому-то даже этих шести дней не хватало для полноценного отдыха. Эти разногласия привели к тому, что в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить майские праздники, сократив новогодние. При этом ранее Миронов предлагал сделать нерабочим днем 31 декабря, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».
Четыре года спустя, в 2012 году, праздники все-таки было решено продлить до восьми дней — с 1 по 8 января. С учетом выходных праздничный «отгул» составил около 10 дней.
Власти зарубежных стран не так щедры к своим гражданам в вопросе новогодних каникул, как российские. К примеру, у американцев есть время прийти в себя после праздничных ужинов только в течение двух раздельных дней — 25 декабря и 1 января. На день больше гуляют британцы — два дня на Рождество и один день на Новый год. Если праздник выпадает на воскресенье, то им достанется бонусный понедельник.
Японская политика в вопросе выходных похожа на российскую. Еще с 1948 года японцы получили официальное право не работать с 31 декабря по 3 января.
При этом некоторые компании прекращают работы уже 29 декабря. В Северной Корее 31 декабря и 1 января считаются национальными праздниками, однако праздничные дни для местного населения — скорее повод для активной домашней работы и похода на демонстрацию, нежели для отдыха.
Несмотря на то, что в Бразилии отмечают Новый год и Рождество, выходные к этим дням не прилагаются. Время отдохнуть и веселиться у бразильцев есть в феврале, когда в течение четырех дней в стране проходит национальный карнавал. Хотя официально эти дни не считаются выходными, местным жителям в этот период точно не до работы.
В Германии, как и во многих других европейских странах, к Рождеству относятся очень трепетно. Отсюда два выходных — 25 и 26 декабря. Также в качестве бонуса у немцев выходной 1 января. Согласно иудейским традициям в Израиле Новый год (Рош-ха-Шана) в этом году отмечался с 20-22 сентября: именно в эти дни израильтяне освобождаются от работы. В Беларуси праздники начинаются 25 декабря — в день празднования католического Рождества. Продолжается веселье 30 декабря, а завершается уже 2 января.
Кстати, в эти новогодние праздники можно сходить в кинотеатры на фильм «Праздничный переполох»
Праздничные дни в СССР
Первым в истории России официальным нормативным документом, полноценно регулирующим трудовые отношения, стал Кодекс законов о труде, принятый ВЦИК 10.12.1918. Кодекс содержал Приложение к ст. 104 «Правила об еженедельном отдыхе и о праздничных днях». В п. 7 этого Приложения были перечислены нерабочие праздничные дни, установленные в память об исторических и общественных событиях:
• 1 января – Новый Год;
• 22 января – день 9 января 1905 года;
• 12 марта – низвержение самодержавия;
• 19 марта – день Парижской Коммуны;
• 1 мая – день Интернационала;
• 7 ноября – день Пролетарской Революции.
Местные советы профсоюзов с согласия Наркомата труда могли устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха (не свыше 10 в году). Эти дни полагалось согласовывать с праздниками, принятыми в данной местности, как правило, религиозными. Об их введении следовало сообщать населению путем публикации. Но при этом такие дополнительные дни отдыха не оплачивались.
Аналогичный список нерабочих праздничных дней содержался в ст. 111 Кодекса законов о труде 1922 г. В ст. 112 КЗоТ 1922 г. также содержалась норма об установлении отделами труда по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов особых праздничных дней отдыха (не более десяти в год), соответствующих местным условиям, составу населения, народным праздникам и т.п. При этом такие дополнительные дни отдыха также стали оплачиваться. Накануне праздничных дней и дней отдыха длительность рабочего дня сокращалась до шести часов, и предпраздничные дни оплачивались как полный рабочий день.
Количество дополнительных дней отдыха постепенно сокращалось. С 1925 г. их оставили восемь, с 1927 г. – семь, с 1928 г. – шесть. Вместе с тем, Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса законов о труде РСФСР» добавило к Первомаю еще один нерабочий день – 2 мая. Таким образом, на празднование Дня Интернационала отвели целых два дня.
День 1 января оставался в СССР нерабочим и праздничным до 1929 г. Ситуация изменилась с принятием Постановления СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», в котором понятие «праздники» было заменено на «революционные дни», когда воспрещалось производство работ. К ним были отнесены:
• 22 января – день памяти 9 января 1905 г. и памяти В.И. Ленина;
• 1 и 2 мая – дни Интернационала;
• 7 и 8 ноября – дни годовщины Октябрьской революции.
Что касается Нового года, то в этот день полагалось трудиться на общих основаниях. 1 января оставался в СССР обычным рабочим днем по 1947 г. включительно.
В 1945 г. к всеобщим государственным праздникам добавился День Победы – 9 мая. Однако к 1948 г. он утратил статус нерабочего, хотя и считался праздничным в связи с вступлением в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23.12.1947.
Благодаря данному Указу 1 января вновь стал новогодним нерабочим праздником. День Победы оставался трудовым до 1965 г., когда Л.И. Брежнев в честь 20-летия с окончания Великой Отечественной войны подписал Указ о признании 9 мая нерабочим праздничным днем.
В середине 1960-х гг. получил новое название первомайский праздник: День Интернационала (1 и 2 мая) переименовали в День международной солидарности трудящихся.
С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал праздником и нерабочим днем.
Согласно ст. 65 КЗоТ РСФСР 1971 г. устанавливались следующие нерабочие праздничные дни:
• 1 января — Новый год;
• 8 марта — Международный женский день;
• 1 и 2 мая — День международной солидарности трудящихся;
• 9 мая — День Победы;
• 7 и 8 ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции;
• 5 декабря — День Конституции СССР (с 1978 г. перенесен на 7 октября в связи с принятием новой Конституции 1977 г.).
В таком составе праздничные дни сохранились до гибели СССР и даже ненамного пережили его.
Источники:
1. Кодекс законов о труде 1918 г. (принят ВЦИК) // СПС КонсультантПлюс.
2. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.»). // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление ВЦИК от 05.05.1925 «Об изменении ст. 112 Кодекса Законов о Труде». // СПС КонсультантПлюс.
4. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 27.12.1927 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.». // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление ЦИК СССР от 23.04.1928 «О праздничных днях, посвященных дню Интернационала, и об особых днях отдыха». // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и 112 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.». // СПС КонсультантПлюс.
7. Закон РСФСР от 09.12.1971 «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (вместе с Кодексом). // СПС КонсультантПлюс.
8. Рощупкина Е. Новогодние и майские праздники: история с продолжением. // Кадровик.ру — 2012, № 7.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
7 марта 1967 года в СССР введена 5 дневная рабочая неделя с двумя выходными.
…Вероятно, начать следовало бы с того, что в этом году именно сегодня открывается Масленица. А заодно и спросить: не пора ли и эту славную неделю сделать по-настоящему праздничной – то есть выходной. Нет. Тогда идём в прошлое…
…7 марта 321 года Константин Великий распорядился считать воскресенье выходным днём – как мы помним, именно этот император восемью годами раньше узаконил христианство… Как будто, эти события связаны между собой – но на самом деле эдикт породил некую путаницу, насчёт которой спустя девять веков Фома Аквинский выскажется так: «В новом законе соблюдение дня Господня заняло место соблюдения субботы не по заповеди, но по церковному установлению и принятому у христиан обычаю»… Так или иначе – по современному евростандарту воскресенье считается последним днём недели; а в Израиле, США и Канаде – наоборот, первым. Ещё, согласно наблюдениям учёных, в месяце, который начинается с воскресенья, обязательно случается Пятница, 13-е.
…Надо сказать, веротерпимый Константин был последователен – и никаких запретов на трудовую деятельность не ввёл, ограничившись закрытием на воскресенье рынков и присутственных мест. (Кстати, у римлян неделя когда-то была восьмидневной – «семидневку» они по неясным причинам позаимствовали у завоеванных восточных народов). Таким образом, изначально выходной распространялся исключительно на госслужбу – потому событие прошло относительно незамеченным…
…И оставалось таковым на протяжении многих столетий – невзирая на разные ограничения «местного характера»… даже в суровой викторианской Англии конца XIX века работать в этот день было, вроде бы, запрещено – но с рядом исключений. Российский «Ремесленный устав» примерно тех же времён тоже гласит: «…ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды». Тем не менее, воскресенье станет у нас официальным выходным днём только в 1897-м! (Одновременно будет узаконен 11,5-часовой рабочий день… впрочем, по тем суровым временам это было большим послаблением).
Закон о выходном приживался на Руси долго и туго… а в деревне – по понятным причинам! – и вообще никак. (Возможно, из-за названия; в остальных славянских языках этот день называется просто «неделя» – то есть, можно ничего не делать… почему наш трудолюбивый народ прозвал так всю семидневку – загадка! Как известно, в большинстве германских языков воскресенье называется «днём солнца»).
Бескомпромиссные большевики поначалу хотели от воскресенья избавиться… В 1930-м они ввели четырёхдневку с пятым выходным днём – причём, его можно было выбирать самостоятельно; через год – такую же шестидневку. Наконец, в 1940-м, плюнули на эксперименты – и вернули воскресенье с семидневной неделей на законные места. А ещё через двадцать семь лет расщедрились – и добавили к выходным субботу…
…По совпадению, это произошло именно 7 марта – в 1967 году вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Так, спустя полтора с лишним тысячелетия, был существенно дополнен эдикт императора Константина…
PS: В наши дни почтеннейшая публика всё больше работает, как получится – но, справедливости ради, тёплые чувства к воскресенью у большинства остались… Впрочем, это – совсем другая история.