в таганроге украли оборудование с самолета судного дня

Ограбление века. Кто украл секретное оборудование с самолёта «Судного дня»?

Кража оборудования с борта одного из самых засекреченных самолётов в России — не рядовое событие с последствиями как для тех, кто это совершил, так и для тех, по чьей вине это произошло. Уникальное оборудование с радостью купят в десятке стран мира, в том числе в США и странах НАТО.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © militaryrussia.ru

Штучный товар под особой охраной

Такие объекты, как самолёт Ил-80, созданный для управления войсками, в том числе и ядерными силами, всегда находятся под особой охраной. Летают такие машины регулярно, но частой эксплуатацию авиации для третьей мировой назвать нельзя — для поддержания лётной годности они время от времени поднимаются в небо и (редко) принимают участие в учениях сил ядерного сдерживания. Обокрасть этот самолёт в пункте постоянного базирования на подмосковном аэродроме Чкаловский (именно там находятся все четыре борта, построенных для «Судного дня»), невозможно — три кольца охраны, пропускная система, датчики присутствия, камеры и регулярные внеплановые рейды направлены на то, чтобы ни один злоумышленник не проник на территорию объекта.

Дорогие билеты и бардак в воздухе. Новые правила воздушного движения могут ударить по карману пассажиров

Кража, совершённая на территории научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева в Таганроге, куда самолёт прибыл для проведения планового ремонта, любопытна сразу по нескольким причинам.

Не взлетят в срок. МС-21 и «Суперджеты» могут проиграть схватку «Боингу» и китайцам

«Ожидаем с ужасом». С 3 декабря воздушное движение в России ждут большие изменения

По замыслу военных, машины второго поколения могли бы пробыть в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения как минимум до 2035–2040 года. Однако, по словам военного эксперта Игоря Панкратенко, теперь эти самолёты придётся срочно модернизировать ещё раз.

Даже если оборудование не вывезли за пределы страны и даже если воров найдут — придётся проводить модернизацию. Это утечка секретных данных. По уровню ущерба это можно сравнить с угоном Беленко МиГ-25 в Японию. Учитывая важность Ил-80 в структуре управления ядерными силами, последствия могут быть масштабными

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/12/1078189726846.8579.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/12/1078189726846.8579.jpg» loading=»lazy» />

Обстоятельства произошедшего, по данным источников Лайфа в Минобороны России, в данный момент выясняются особой следственной группой, выделенной для поиска пропавшего оборудования. В итоговый список подозреваемых в краже (а также прямых и косвенных соучастников преступления) может попасть около 50 человек: от бригады техников и инженеров, проводивших осмотр машины на стоянке аэродрома, до друзей и родственников сотрудников ТАНТК им. Бериева.

Падшая птица. Почему Россия не может создать ударный беспилотник?

Источники сообщают, что в данный момент может проверяться сразу несколько версий произошедшего.

Однако шпионская версия, по мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, маловероятна.

Мы пока не знаем, что именно украли на этом самолёте, в каком состоянии всё это было, содержались ли в электронных блоках какие-то коды и частоты. Пока можно говорить о версиях. Утечка технологий имеет место быть, если из самолёта, отправленного на ремонт, не сняли секретную аппаратуру, что мне представляется невероятным

Военный обозреватель ТАСС

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/9/274520782033.5743.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/9/274520782033.5743.jpg» loading=»lazy» />

Миссия невыполнима — «Последствия»

Военные эксперты справедливо заметили, что уникальные электронные блоки, находящиеся на борту Ил-80, могли интересовать «гражданских» лишь в том случае, если речь идёт об обычных охотниках за цветным металлом. Применить решения и технологии передачи кодированного сигнала на борт атомохода с ядерными ракетами на борту в гражданской сфере нельзя. Если воры, способные «обнести» сверхсекретный самолёт на режимном объекте, после задержания расскажут, как смогли провернуть стратегическую кражу, то вопрос с утечкой технологий можно будет считать решённым.

в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть картинку в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Картинка про в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дня

Подобное, кстати, уже происходило. В 1999 году начальник химической службы подлодки К-317 «Пантера» из состава «Звериной дивизии» Северного флота капитан III ранга Анатолий Михайлов украл с борта субмарины кассеты ФК-П, очищающие воздух в отсеках субмарины. Причиной стало их содержимое — палладиевый порошок, так называемая шихта, при помощи которой работает система жизнеобеспечения субмарины. Если бы кражу не заметили вовремя и «Пантера» сходила бы в поход с таким дефектом, у Северного флота было бы одной трагедией больше.

При чём тут разведка

Секреты отечественных сил ядерного сдерживания, по словам бывшего заместителя командующего 101-го полка РВСН СССР в Мукачеве подполковника запаса Анатолия Винника, интересовали западные спецслужбы давно, а воздушный командный пункт Ил-80 — это «вишенка на торте» секретных технологий.

Подполковник запаса, заместитель командующего 101-го полка РВСН СССР

Источник

В Таганроге обокрали самолет «Судного дня»

в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть картинку в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Картинка про в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дня

В Ростовской области неизвестные украли аппаратуру из самолета Ил-80, сообщают «РИА Новости» и телеканал РЕН-ТВ. Это воздушный командный пункт, разработанный для управления войсками в случае ядерной войны.

Как передает «РИА Новости» со ссылкой на представителя управления на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, в полицию с сообщением о краже обратился Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева (ТАНКТ). Источники «РИА Новости» и РЕН-ТВ подтвердили, что речь идет именно о самолете Ил-80, который находился на предприятии для проведения техобслуживания и плановой модернизации.

РБК обратился за комментарием в ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева» и направил запрос в Управление на транспорте МВД России по СКФО.

По данным РЕН-ТВ, самолет находился на аэродроме «Таганрог-Южный». Утром, при осмотре Ил-80, специалисты заметили, что на грузовом люке есть следы взлома. Выяснилось, что из самолета пропала радиоаппаратура.

«Инженер по эксплуатации ВС рассказал, что на ТАНКТ производилась замена смазки на штоках амортизаторных стоек шасси. По его словам, все бортовые приборы на момент приемки самолета были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека, три запасных выхода были опечатаны. Последний раз при осмотре 26 ноября все печати были целы», — рассказал собеседник телеканала.

Из самолета вынесли 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков. Преступник оставил в самолете следы: на поверхности вскрытого грузового люка найдены отпечатки пальцев, а в отсеках самолета есть следы его обуви.

Ил-80 называют «самолетом Судного дня» в связи с тем, что он был создан в Советском Союзе для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае начала полномасштабной ядерной войны. Первый полет самолет совершил в 1985 году, а в эксплуатацию его приняли в 1992-м. Помимо России самолеты подобного типа есть только у США.

Самолет на случай ядерной войны был создан на базе пассажирского лайнера Ил-86. Всего построили четыре таких самолета. От оригинала они отличаются усиленным фюзеляжем, наличием защиты от радиационного заражения (в частности, из-за этого на самолетах нет иллюминаторов), специальными устойчивыми линиями связи.

Их можно было неоднократно увидеть на воздушных Парадах Победы, например, в 2010 году.

О работах по модернизации самолетов Ил-80 и схожих с ними по назначению Ил-82 Минобороны сообщало в мае 2019 года. В конце 2016 года гендиректор входящей в «Ростех» Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) Александр Якунин говорил о готовности начать разработку нового поколения «самолетов Судного дня».

Источник

«Нашли лоха с судимостью»: Что известно о подозреваемом в ограблении «самолёта Судного дня»

Супруга Жоры Хачунца, задержанного по обвинению в громкой краже с военного аэродрома в Таганроге, изложила Царьграду свою версию событий. Получается всё очень интересно.

История с задержанием подозреваемого в краже аппаратуры с воздушного командного пункта управления войсками Ил-80ВзПУ, известного как «самолёт Судного дня», постепенно превращается в сериал с элементами мыльной оперы.

Пока правоохранители скромно молчат о раскрытии преступления, которое прогремело в конце прошлого года на всю страну (ещё бы – с охраняемого военного аэродрома ТАНТК им. Бериева в Таганроге пропали важные компоненты на абы откуда, а с секретной крылатой машины, каких всего четыре в России), супруга автомеханика Жорика Хачунца, арестованного по обвинению в ограблении самолёта, упорно доказывает, что он совсем не виновен, и его просто сделали «козлом отпущения».

Как преступник проник на аэродром? И откуда узнал о ценных приборах?

Хищение с «самолёта Судного дня» обнаружили, можно сказать, случайно – во время планового осмотра крылатой машины, которая прибыла в Таганрог на текущий ремонт. До этого проверяли – всё было в порядке, входы запечатаны, везде стоят пломбы.

А тут – вот это да! – один из люков вскрыт, словно консервная банка, внутри – по салону – куча следов, но главное – нет почти четырёх десятков радиостанционных приборов плюс ещё пяти демонтированных электронных плат с таких же устройств.

Кто это сделал? А, главное, как?!

Версий эксперты озвучили две.

Первая – «проделки» западных спецслужб, которые, воспользовавшись близостью Таганрога к границе с Украиной, могли заслать оттуда на ТАНТК диверсантов, замаскированных, условно говоря, под местных жителей – ничего выдумывать не надо, сколько приезжих из Незалежной сейчас болтается по донскому региону, знает только ФМС, и то вряд ли сразу там назовут точные цифры.

А раз попали незамеченными на аэродром, значит – ищи врага среди своих. Логично ведь?

Правда, вскоре выяснилось, что всё самое ценное перед отправкой судна в Ростовскую область предусмотрительно сняли – следовательно, и ловить там шпионам нечего.

Второй вариант, который, кстати, сразу озвучивали (неофициально) правоохранители – банальная кража.

Ведь речь идёт не просто о железяках, а о приборах, в которых содержится дорогостоящий драгмет – платина и золото.

Только и здесь настораживали три момента.

Прежде всего, откуда воры узнали о наличии таких «штучек» именно в Ил-80ВзПУ?

Но ведь глупо же, нет? Не факт ведь, что получится. Да и золото с платной, вроде как, не латунь какая-нибудь или алюминий.

Наконец, возвращаемся к основному: им в любом случае надо было проникнуть внутрь, так?

Поехал за водой в соседний магазин – и угодил за решётку

Между тем, как следует со слов источников, подтверждающих сейчас причастность Жоры Хачунца к преступлению, этому автомеханику, жителю Таганрога, каким-то образом удалось всё провернуть – в одиночку ли, а может с участием ещё кого-то, предстоит выяснить.

Пока известно лишь, что силовики прошерстили массу точек, где принимают цветной металл, и работники одной из них и сдали Хачунца.

Сам Жора пока «в отказе».

Задержали его 26 декабря – как утверждает его супруга Елена, за вождение без прав.

После чего поместили в ИВС на десять суток. А уже потом, 6 января, ему предъявили обвинение уже в краже с аэродрома.

Я в салон красоты собралась в тот день (26 декабря) с утра, а муж укачал нашу восьмимесячную дочь Нелию и собрался в магазин через дорогу от дома за водой. Но ему тяжело ходить: его в начале сентября порезали в парке (попросили прикурить, а на отказ ударили ножом), после чего он попал в больницу. Операция была сложной, так как потерял много крови. У него воспаление началось, чуть не умер. После выписки ходил, сгорбившись. Ему полгода нельзя было тяжелое поднимать. Поэтому, чтобы на себе баклашки не тащить, сел за руль,

— рассказала Царьграду Елена Хачунц.

И по пути в магазин его, лишённого водительского удостоверения за вождение в нетрезвом виде, тормознули инспекторы ДПС. Дальше – «обезьянник».

Вторая – возможные связи на самом предприятии ТАНТК им. Бериева. По некоторым данным, его мать трудилась на этом заводе. Но супруга задержанного опровергает:

Впрочем, агнца из Жоры не получится: он дважды судим – за избиение и грабёж, плюс за ДТП в пьяном виде (когда его лишили прав).

Но Елена Хачунц уверена, что именно последнее обстоятельство и стало причиной того, что сыщики взяли именно её мужа.

Адвокат Хачунца Ольга Бояркина, тем временем, рассказала, что 27 января суд будет рассматривать жалобу на изменение меры пресечения для Хачунца.

Однако хотелось бы уже получить хоть какие-то официальные заявления от силовых структурах – кажется, пора, нет?

Источник

Эксперт рассказал о возможных последствиях кражи оборудования с Ил-80 ВзПУ

в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть картинку в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Картинка про в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дня

Еще в пятницу, 4 декабря, начальник службы авиационной безопасности АО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева», куда для плановых работ прилетел «самолет судного дня» Ил-80 ВзПУ, обратился в полицию, сообщив, что при осмотре рано утром воздушного судна были обнаружены следы вскрытия грузового люка.

Позже специалисты подсчитали ущерб от визита воров. По сообщениям РЕН ТВ,

из воздушного пункта управления были украдены 39 блоков различного связного оборудования и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков.

Что именно было украдено, не называется, однако есть основания полагать, что могло быть похищено связное оборудование — радиопередающие и радиоприемные устройства, аппаратура засекречивания речевой информации, шифровальные устройства.

«Инженер по эксплуатации воздушного судна рассказал, что на ТАНТК производилась замена смазки на штоках амортизаторных стоек шасси. По его словам, все бортовые приборы на момент приемки самолета были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека, три запасных выхода были опечатаны. Последний раз при осмотре 26 ноября все печати были целы», — рассказал РЕН ТВ источник, знакомый с ситуацией.

На поверхности грузового люка, в одном из отсеков самолета и на брошенной внутри крышке распределительного устройства сотрудники полиции сняли отпечатки пальцев предполагаемых преступников. Кроме того, в отсеках найдены отпечатки следов обуви воров.

Пока что подробностей инцидента поступало мало, потому можно лишь разрабатывать гипотезы и строить предположения, почему это происшествие стало возможным.

Много вопросов возникает к тому, как была организована охрана столь важного объекта — воздушного пункта управления Вооруженными силами России. И была ли она организована в принципе, если воры с такой легкостью проникли внутрь «самолета судного дня».

При этом, как пишут «Открытые медиа», ТАНТК в 2020 году на охрану аэропорта «Таганрог-Южный» потратил 24 млн руб.

Есть некоторые основания предполагать, что в краже аппаратуры с Ил-80 на аэродроме «Таганрог-Южный» могли участвовать и сотрудники предприятия — или была соответствующая «наводка» специалистов, или в преступлении непосредственно участвовали работники завода), поскольку без их помощи и консультаций это вряд ли стало бы возможным. Человеку со стороны трудно и проникнуть в самолет, и практически невозможно знать — что конкретно надо похитить, и что в самолете представляет собой наибольшую ценность.

Скорее всего, в таганрогской краже приняли участие так называемые «металлисты». То есть хищение блоков, панелей и плат с воздушного пункта управления было осуществлено с целью их последующего демонтажа и выплавки драгоценных металлов, которые в большом количестве задействуются при изготовлении подобной аппаратуры. Иными словами, схема в этом случае выглядит примерно так: «украсть — разобрать — выплавить — продать — получить деньги».

По прямому предназначению использовать похищенную радиоаппаратуру с борта Ил-80 в гражданской сфере невозможно.

Разве что в качестве каких-либо запасных частей, да и то вряд ли — на борту ВзПу применяются весьма специфические комплектующие.

Однако наибольшей проблемой здесь может стать другое: создан прецедент утечки секретных и совершенно секретных сведений.

Как ранее писала «Газета.Ru», самолетами «судного дня» или «конца света» по аналогии с американской концепцией doomsday planes, называют транспортные средства, предназначенные для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства на случай начала ядерной войны (такими целями их наделяют, собственно, в США), если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

С борта воздушного пункта управления в кризисных ситуациях президент России — Верховный главнокомандующий — отдает важнейшие указания по руководству страной и Вооруженными силами. И у преступников, совершивших кражу на аэродроме «Таганрог-Южный», гипотетически может появиться возможность узнать, как это происходит технически. И хорошо, если эти воры — банальные «металлисты», в ином случае могут появиться утечки важнейшей информации об особенностях передачи с борта ВзПУ указаний особой важности.

Поэтому происшествие на аэродроме «Таганрог-Южный» выходит далеко за пределы банальной кражи.

Ил-80 (Ил-86ВзПУ) — воздушный командный пункт управления (ВзПУ), разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина (сегодня это ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина») на базе пассажирского самолета Ил-86.

В свою очередь, Ил-86 — советский четырехдвигательный самолет для авиалиний средней протяженности. Это первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолет. Он серийно производился в 1980-1997 годах на Воронежском авиационном заводе. Всего было изготовлено 106 самолетов (102 Ил-86 для «Аэрофлота» и четыре Ил-80 ВзПУ для Минобороны СССР). От обычных Ил-86 внешне ВзПУ отличает отсутствие иллюминаторов, наличие системы дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа.

По данным открытых источников, самолет Ил-80 предназначен для эвакуации высшего военного руководства страны в угрожаемый период и одновременного управления Вооруженными силами страны в условиях конфликта любой степени интенсивности, включая полномасштабную ядерную войну.

ВзПУ Ил-80 оборудован средствами связи, системами жизнеобеспечения и источниками электропитания. В состав экипажа входят операторы систем и офицеры боевого управления. Детальная информация по этому самолету представляет собой государственную тайну.

Всего было изготовлено четыре самолета Ил-80 (регистрационные номера воздушных судов СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149). Все они находятся в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения (пункт постоянной дислокации — аэродром Чкаловский).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).

Источник

Связь во время ядерной войны. Чем аппаратура «самолета судного дня» привлекла воров в Таганроге

Борт Ил-80 доставили на аэродром Таганрог-Южный для модернизации. Но в лайнер пробрались воры и украли из него радиостанционные блоки и платы. Теперь в обстоятельствах кражи разбираются правоохранители. Учитывая, какое оборудование установлено на этом самолете, улов у воров мог быть серьезный.

Похищение оборудования

За помощью к сотрудникам полиции 4 декабря обратился начальник службы авиационной безопасности акционерного общества «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Бериева». Он сообщил, что во время утреннего осмотра самолета нашли следы вскрытия грузового люка. Специалисты подсчитали, что с борта украли 39 радиостанционных блоков и пять плат из демонтированных приборов.

«Инженер по эксплуатации ВС рассказал, что в ТАНТК производилась замена смазки на штоках амортизаторных стоек шасси. По его словам, все бортовые приборы на момент приемки самолета были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека, три запасных выхода были опечатаны», — привел телеканал РЕН ТВ слова осведомленного источника.

Собеседник канала подчеркнул, что во время осмотра лайнера 26 ноября ни одна из печатей не была повреждена. На месте правоохранители нашли отпечатки пальцев и следы обуви. Воры оставили улики на грузовом люке, в отсеках самолета, а также на оставленной крышке распределительного устройства. Сейчас управление на транспорте УТ МВД России по СКФО проводит проверку.

Принцип работы

Самолет Ил-80 представляет собой воздушный защищенный пункт управления, пояснил «360» военный эксперт Алексей Леонков.

Леонков добавил, что такие пункты управления создавались под конкретный вид войск. Один борт разработали под ракетные войска стратегического назначения, второй и третий — под сухопутные войска и военно-морской флот. Кроме того, отдельный самолет предусмотрен для командования ВВС.

«Принцип его работы простой: когда понятно, что этот день наступает, самолет поднимается в воздух и после того, как страна переживает нанесение ядерных ударов в той или иной степени тяжести, заменяет собой поврежденные линии коммуникаций», — рассказал военный эксперт.

в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Смотреть картинку в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Картинка про в таганроге украли оборудование с самолета судного дня. Фото в таганроге украли оборудование с самолета судного дняИсточник фото: wikipedia.org

«Внутри самолета расположена аппаратура защищенной связи различных диапазонов. На борту самолета находятся операторы во время выполнения боевого полета, которыми командует военачальник, назначенный для выполнения этой задачи», — подчеркнул Леонков.

Он отметил, что самолет по необходимости поднимают в воздух, а после выполнения поставленных задач он совершает посадку. При этом лайнер может такие полеты совершать многократно. Какое именно оборудование находится на борту, не разглашается. Эти сведения засекречены.

По словам Леонкова, самолеты в Таганроге модернизируют. Ситуация с кражей устройств критичная, но также есть вопрос о том, какое именно оборудование вынесли — новое или старое.

Факты из истории

Самолет Ил-80 разработали в конце 1980-х годов сотрудники в КБ Ильюшина. Сейчас это предприятие называется ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Первый полет воздушного командного пункта (ВзПУ) прошел 29 мая 1985 года. Самолет поднял в воздух с воронежского аэродрома Придача заслуженный летчик-испытатель СССР Станислав Близнюк.

Экипаж Ил-80 составляют операторы систем и офицеры боевого управления. Борт оборудован средствами связи, системами жизнеобеспечения и источниками электропитания. Более детальная информация о самолете неизвестна, так как является государственной тайной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *