в течение скольких дней длились события московских глав можно ли определить дату начала этих событий
Тест по содержанию романа «Мастер и Маргарита» в вопросах и ответах
Правильные ответы на вопросы и вашу оценку смотрите в конце теста.
1. Годы создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
2. Роман впервые появился в журнале
3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?
1. Хронологический порядок развития событий;
2. параллельное развитие трёх сюжетных линий;
3. параллельное развитие двух сюжетных линий.
4. Каков жанр романа?
3. роман многожанров.
5. В течение скольки дней длились события московских глав?
6. В какой главе появляется Мастер?
7. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
1. Противопоставление библейскому сюжету;
2. автор показывает бедность героя;
3. подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.
9. Время действия романа
1. Москва. 20 – 30 годы XX века;
2. Ершалаим. I век нашей эры;
3. охватывает сразу две эпохи.
11. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?
12. Как связаны между собой три мира в романе?
13. Кто отпускает Пилата на свободу?
14. Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
15. Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».
1. Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;
2. речь идёт не о вере, а об Истине;
3. автор передаёт смысл библейской притчи.
17. Чем Воланд наградил Мастера?
18. Кем становится в эпилоге романа Иван Бездомный?
1. Профессором Института истории и философии;
2. профессором Института литературоведения;
3. председателем МАССОЛИТа.
1. Сколько редакций романа сделал М. Булгаков?
2. Как бы вы определили композицию романа?
3. В течение скольки дней происходит действие евангельских глав?
4. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?
5. В каком году полный текст романа появился на родине писателя?
Кто разлил масло, на котором поскользнулся Берлиоз?
9. Кого спасла от вечных мук Маргарита?
10. У кого из свиты Воланда был клык?
11. Укажите настоящую фамилию Ивана Бездомного.
12. Когда происходит действие романа?
13. Откуда покидает Москву Воланд со своей свитой ?
14. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев?
15. Где Иван Бездомный встретился с мастером?
17. На чём летала Маргарита?
18. Что подарил Воланд на память Маргарите?
В течение скольких дней длились события московских глав можно ли определить дату начала этих событий
В ранних редакциях романа (1929—1931 годы) действие романа отодвинуто в будущее, упоминаются 1933, 1934 и даже 1943 и 1945 годы, события происходят в различные периоды года — от начала мая до начала июля. Изначально автор относил действие на летний период. Однако, скорее всего, чтоб соблюсти своеобразную канву повествования, время было перенесено с лета на весну (см. гл. 1 романа «Однажды весной…» И там же, далее: «Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера»).
В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно — православная Пасха. Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году. Сторонники этой версии выдвигают также следующие аргументы:
Следует, однако, указать, что 1 мая 1929 года луна была уже на убыли. Пасхальное полнолуние вообще никогда не приходится на май. Кроме того, в тексте имеются прямые указания на более позднее время:
События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14—15 нисана по еврейскому календарю. Таким образом, время действия — предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э.
Вопросы и задания к зачету по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Вопросы к зачету по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
История создания романа «Мастер и Маргарита».
Особенности композиции романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Какую сюжетную линию можно считать главной? Отражает ли ее название?
Для чего М. Булгаков использовал композицию «роман в романе»?
Образ Иешуа Га-Ноцри. Чем отличается Иешуа Га-Ноцри от традиционного изображения Иисуса Христа? Боится ли Иешуа Га-Ноцри смерти? Что такое истина? Как Иешуа Га-Ноцри относится к власти? Почему Иешуа Га-Ноцри гибнет?
Образ Левия Матвея. Почему Иешуа Га-Ноцри утверждает, что в записях, которые делает Левий Матвей, нет ни слова правды. Как это утверждение связано с традиционным Евангелием?
Образ Иуды. Что сделал Иуда? Как он был наказан? Какую роль в этом сыграла Низа? Похож ли булгаковский Иуда на традиционного Иуду?
Образ нечистой силы в романе. Традиционность в изображении нечистой силы. В чем Булгаков отходит от традиции, изображая нечистую силу? Кого и за что наказывает нечистая сила?
Литературное сообщество в романе. Дом Грибоедова и общество МАССОЛИТ. Писатели (Бездомный, Рюхин и др.) и критики (Латунский и др.) Почему в сообщество писателей вступают бездарные личности, почему публикуются их бездарные произведения? Как наказывает Воланд литературное сообщество?
Образ мастера в мире, где гибнут таланты. Почему роман мастера относится к рукописям, которые «не горят»? Почему мастер, создавшийбессмертный роман, не только не смог опубликовать его, но и стал предметом издевательств и насмешек официальной критики? Почему мастер бежит от любимой, прячась от неё и от всего мира в сумасшедшем доме?
Образ Маргариты. Любовь мастера и Маргариты. Как Маргарита возвращает своего любимого? Почему ей и мастеру нет места на земле? Почему они не заслужили свет, а заслужили покой?
Кто награждает мастера и Маргариту покоем? Прощён ли Понтий Пилат?
Годы создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?
Каков жанр романа? Докажите свою точку зрения.
В течение скольки дней длились события московских глав? Можно ли определить дату начала этих событий?
Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме? С какой целью, на ваш взгляд, подобран такой эпиграф?
Время действия романа.
За что и как наказан Пилат? Получил ли он прощение? Как это произошло?
Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки? Приведите в пример несколько эпизодов.
Какую драгоценность дарит Воланд Маргарите после бала? Как связана с этим предметом Аннушка?
Как зовут героиню, которая разливает масло на трамвайной остановке? Каковы были последствия этого события?
Какого цвета шерсть у кота Бегемота в романе «Мастер и Маргарита»? Чем замечателен был этот герой? Каково его место в свите Воланда?
Председателем какой организации является Берлиоз? Что вам известно об этой организации?
Как фамилия директора клиники для душевнобольных, куда попадают герои романа? Кто из героев и почему там оказывается?
Прокуратором какой местности является Понтий Пилат? Расскажите об отношении Пилата к этой местности, к народу, которым он управляет.
Сколько лет Маргарите в романе «Мастер и Маргарита»? Охарактеризуйте эту героиню. Какие черты личности она воплощает?
Кто из героев пишет роман о Понтии Пилате? Каков идейный замысел этого романа? Расскажите сюжет этого романа.
Где знакомятся Мастер и Маргарита? Расскажите историю их знакомства.
Кто из героев носит берет? Опишите подробно этого героя.
Где Берлиоз и Бездомный встречают Воланда? Как это произошло?
С наказания какого порока начинается роман? Докажите свою точку зрения.
Кто из героев носит клетчатый костюм? Охарактеризуйте этого героя.
Как зовут домработницу Маргариты? Какова судьба этой героини?
Что падает на голову зрителям во время сеанса черной магии? Каковы были последствия этого события?
Удовлетворена ли были просьба Семплеярова о разоблачении черной магии?
Кто из героинь романа становится хозяйкой бала у сатаны? Почему?
По какому адресу находится квартира Берлиоза? Кто был его соседом по квартире? Какова история этой квартиры?
Сколько лет Мастеру в романе «Мастер и Маргарита»?
Кто из героев романа выигрывает крупную сумму в лотерее? Каковы были последствия этого события?
На каком предмете Маргарита летает по городу? Почему стал возможет этот полет? Какие события происходят во время этого полета?
Кто сжигает рукопись романа о Понтии Пилате? Почему это происходит?
Какой номер носит «нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита»?
Кого из героев романа зовут Фаготом? В каких эпизодах мы с ним встречаемся? Перескажите и проанализируйте 1 их них.
Какие цветы несет Маргарита, когда впервые видит Мастера?
Как зовут девушку, которая состоит в свите Воланда? В каких эпизодах мы с ней встречаемся? Перескажите и проанализируйте 1 их них.
Иешуа говорил о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения?
Можно ли определить главного героя романа «Мастер и Маргарита»? Докажите свою точку зрения.
Расскажите о системе двойников в романе. Традиции какого русского классика продолжает Булгаков, развивая мотив двойничества?
Связаны ли фамилии Понырев и Бездомный? Какие смыслы в них скрыты?
Если бы Вам предстояло снять фильм по роману, какие эпизоды вы сделали бы центральными? Почему? Какие эпизоды не включили бы в фильм?
Что в романе вызвало у Вас наиболее сильный эмоциональный отклик? Почему?
С какими героями романа Вы хотели бы пообщаться лично? О чем? Каких героев сознательно избегали бы? Почему?
Итоговое тестирование по произведению \М.Булгакова
Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Пояснительная записка
Тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса романа
М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа содержит вопросы на знание текста, на знание героев романа, вопросы по жанру и композиции романа, по истории создания произведения.
К каждому вопросу даётся три варианта ответа, из которых только один правильный (кроме 8 вопроса I варианта, в котором 2 ответа).
Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
1. 2 2.1 3. 2 4. 3 5. 3 6. 2 7. 3
8. 1,4 9. 3 10. 1 11. 3 12. 2 13. 2 14. 2 15. 1 16. 2 17. 3 18. 1
1. 2 2. 1 3. 1 4. 2 5. 3 6. 1 7. 2 8. 3 9. 2 10. 3 11. 1 12. 1 13. 1 14. 3 15. 2 16. 1 17. 3 18. 3 19.3 20. 2
1. Годы создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?
1. хронологический порядок развития событий;
2. параллельное развитие трёх сюжетных линий;
3. параллельное развитие двух сюжетных линий.
4. Каков жанр романа?
3. роман многожанровый.
1. противопоставление библейскому сюжету;
2. автор показывает бедность героя;
3. подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.
8. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме?
1. Москва. 20 – 30 годы XX века;
2. Ершалаим. I век нашей эры;
3. Охватывает сразу две эпохи.
12. Как связаны между собой три мира в романе?
13. Кто отпускает Пилата на свободу?
14. Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
15. Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».
16. Иешуа говорил о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения?
1. Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;
2. речь идёт не о вере, а об Истине;
3. автор передаёт смысл библейской притчи.
17. Чем Воланд наградил Мастера?
18. Кем становится в эпилоге романа Иван Бездомный?
1. профессором Института истории и философии;
2. профессором Института литературоведения;
3. председателем МАССОЛИТа.
19. Кто из перечисленных персонажей не входил в свиту Воланда?
20. Иешуа в романе Мастера выступает как:
3. странствующий проповедник
1. Сколько редакций романа сделал М. Булгаков?
2. Как бы вы определили композицию романа?
4. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?
6. Кто разлил масло, на котором поскользнулся Берлиоз?
7. Как называлось здание, в котором размещался МАССОЛИТ?
8. Описание какого героя дано в эпизоде: «… человек лет двадцати семи… был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом… большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью»?
10. У кого из свиты Воланда был клык?
2. у Коровьева-Фагота
1. Иван Николаевич Понырев
2. Иван Ивнович Латунский
3. Иван Николаевич Лиходеев
12. Когда происходит действие романа?
2. с Патриарших прудов
14. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев?
15. Где Иван Бездомный встретился с Мастером?
1. на Патриарших прудах
2. в «сумасшедшем доме»
17. На чём летала Маргарита?
18. Что подарил Воланд на память Маргарите?
1. рубиновый перстень
19. Кто является автором эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита»?
Так кто ж ты, наконец? –Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
20. Почему Мастер лишен «света», а заслужил только «покой»?
1. потому что прибегнул к помощи Сатаны
2. потому что он сломался и сжег свой роман
3. потому что он хочет жить и творить в стране, где это невозможно
2. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?
5. Описание какого героя дано в эпизоде: «… человек лет двадцати семи… был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом… большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью»?
7. У кого из свиты Воланда был клык?
2. у Коровьева-Фагота
1. Иван Николаевич Понырев
2. Иван Ивнович Латунский
3. Иван Николаевич Лиходеев
9. Когда происходит действие романа?
2. с Патриарших прудов
11. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев?
12. Где Иван Бездомный встретился с Мастером?
1. на Патриарших прудах
2. в «сумасшедшем доме»
1. Москва. 20 – 30 годы XX века;
2. Ершалаим. I век нашей эры;
3. Охватывает сразу две эпохи.
16. Как связаны между собой три мира в романе?
17. Кто отпускает Пилата на свободу?
18. Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
19. Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».
20. Иешуа говорил о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения?
1. Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;
2. речь идёт не о вере, а об Истине;
3. автор передаёт смысл библейской притчи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1052317
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
4. Хронология в романе «Мастер и Маргарита»
4. Хронология в романе «Мастер и Маргарита»
Весна стала для мастера временем перемен. Выигрыш, изменивший его жизнь, пришелся на весну: из окошка снятого у застройщика подвальчика он наблюдает попеременно «сирень, липу и клен» (с. 554), символически знаменующие позднюю весну, лето и осень. Зимой его радует хруст шагов по снегу подле низкого оконца, затем наступает новая весна. Она подарила ему встречу с Маргаритой.
Познакомились они в мае; в день встречи им светило «майское солнце» (с. 556), а чуть позже, когда шли «майские грозы», Маргарита Николаевна приходила к своему возлюбленному уже ежедневно. Их счастье длилось пять с небольшим месяцев, до страшной ночи ареста в «половине октября» (с. 562).
Последний в жизни мастера май ознаменовался появлением Воланда.
Маргарита в своем «вещем сне» видит мастера впервые после его исчезновения. Читатель догадывается, что сон связан с Воландом и действия Маргариты по пробуждении направлены его волей. Маргарита едет на набережную возле Кремля, памятную ей и мастеру как место их первого свидания. Мастер упоминает набережную в разговоре с Иваном, отмечая, что именно туда привели московские улицы не замечавшую ничего вокруг пару, а на другой день они «сговорились встретиться там же… и встретились» (с. 556). Маргарита, повинуясь безотчетному импульсу, идет к этому месту и, сидя на скамейке, вспоминает свой сегодняшний сон, вспоминает, как «ровно год, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним» (с. 637). Таким образом встреча Маргариты с Азазелло совпадает с годовщиной знакомства мастера и Маргариты.
Мы видим, что этот важный момент не акцентируется Булгаковым, и логическую связь вещего сна, прогулки Маргариты и ее знакомства с Азазелло можно проследить только после скрупулезного сопоставления разных глав романа.
Майский визит Воланда в Москву совпадает с важным рубежом в отношениях главных героев – годовщиной их знакомства, а причина этого визита – роман мастера. Можно предположить, что хронология московских событий калькируется хронологией ершалаимской, – взаимопроникновение этих двух частей романа Булгакова очевидно.
Произведение Булгакова имеет два композиционных стержня. Первый – роман мастера; второй – результат его написания, т. е. вовлечение в реальный мир трансцендентных сил, а также события, связанные с появлением в Москве сатаны. Отметим первую параллель: время в ершалаимских событиях – хронология московской части «Мастера и Маргариты».
Б. Гаспаров, сопоставляя московские события с ершалаимскими, обратил внимание на сближение времени в двух этих частях, особо выделив пятницу14 нисана (казнь Иешуа Га-Ноцри) и бал у Воланда, который давался тоже в пятницу. Назвав произведение мастера «романом-пассионом», хронологически совпадающим с прибытием Воланда в Москву, Б. Гаспаров, однако, не совсем точен, поскольку «пассион» мастера в прямой экспозиции охватывает целиком один день, а московские приключения Воланда длятся дольше и начинаются раньше пятницы.
Пассион, или Пассия – в классическом смысле, – рассказ о Страстях Христовых, запечатленный в четырех канонических Евангелиях, который читается на протяжении четырех воскресений Великого поста перед Пасхой.
Роман мастера можно рассматривать как своеобразный пассион, если, конечно, отождествлять Иешуа Га-Ноцри с Иисусом Христом, поскольку перед читателем проходят страдания, выпавшие на долю бродячего философа и отчасти напоминающие Страсти Христа.
Булгаков выступает как очень точный хронолог. Буквально по часам проходит перед читателем 14 нисана – день, в который обвиняемый в подстрекательстве к мятежу Иешуа Га-Ноцри предстал перед пятым прокуратором Иудеи и был затем казнен.
Хронология московских событий не менее подробна. Начинаются они с весеннего вечера «в час небывало жаркого заката» (с. 423) на Патриарших прудах. Но лишь в 9-й главе читатель узнает, в какой именно день недели появились в Москве Воланд и его свита. Уже погиб Берлиоз, уже попал в клинику Стравинского поэт Бездомный, и только после этого Булгаков сообщает, что вечер, вместивший так много событий, – это вечер среды. «Никанор Иванович Босой… находился в страшнейших хлопотах, начиная с предыдущей ночи со среды на четверг» (с. 510). Именно в среду вечером Воланд познакомился с двумя московскими литераторами. Заканчивается повествование о Воланде воскресным рассветом, начавшимся «непосредственно после полуночной луны» (с. 799), но так как мастер и Маргарита физически умерли на закате субботнего дня и путешествие в «вечный приют» происходит за пределами реального мира и времени, то собственно московские события заканчиваются субботним вечером.
Итак, приключения Воланда и его свиты в Москве происходят с вечера среды до вечера субботы. Это имеет важное значение для сопоставления «апокрифа» мастера с временны?м ходом московских событий. В рассказе об Иешуа Га-Ноцри и его страстях мастер предлагает версию исторического существования Иисуса Христа («Имейте в виду, что Иисус существовал», – говорит и Воланд двум литераторам на Патриарших прудах (с. 435), впрочем не называя его Христом). Свой рассказ иностранец «сплел» после разговора о Боге, богах и поэме Ивана Бездомного, антирелигиозной, но все-таки об Иисусе Христе, и, что важно, «черными красками», но очень живо изображенном. Следовательно, речь идет не о символическом образе. Воланд своим рассказом свидетельствует конкретное земное существование Иисуса.
Стоит отметить одну особенность Воландовой фразы. Тот факт, что Иисус «существовал», в его устах вовсе не означает доказательства существования Иисуса Христа в Вечности как Сына Божия и Второй ипостаси Святой Троицы. В христианском сознании Иисус Христос есть: Он воплотился, жил как человек на земле, был предан, распят, погребен и воскрес в третий день по Писанию. Таким образом, Воландово утверждение двусмысленно: существовал когда-то, а теперь?
Воланд, как и черт Ивана Карамазова, вовсе не склонен доказывать существование Бога ни в одной из Его ипостасей. Он уклоняется от этого вопроса и предлагает рассказ о земном человеке Иешуа, который жил когда-то и которого затем обожествили невежественные люди. Однако Берлиоза Воланд предупреждает о «седьмом доказательстве» существования сатаны и при этом нарочито гневается, когда Иван, сбитый с толку его рассуждениями, пытается отрицать дьявола.
Своим рассказом Воланд демонстрирует историческое, т. е. земное и временн?е, событие, участниками которого стали Иешуа Га-Ноцри (он же Иисус в реплике Воланда) и Понтий Пилат, в «искаженном» якобы виде запечатленное апостолами.
Позволим себе прибегнуть к сравнению, введя третье, мистическое, время поминовения Страстей Христовых в церкви, поскольку, в каком бы трудном положении ни находилась Церковь в современной Булгакову Москве, она, несмотря на ее игнорирование персонажами романа, существовала. Возникает возможность третьей временн?й параллели: Москва – Ершалаим – Иерусалим.
Дата, взятая для ершалаимских событий, соответствует свидетельству Евангелия от Иоанна: 14 нисана, в пятницу, был распят Иисус Христос. Церковное поминовение Страстей происходит раньше, начиная с четверга, именно со Страстного четверга на последней неделе Великого поста; когда до Пасхального торжества остается три дня, поминовение Страстей Христовых достигает наибольшего трагизма. Субботняя вечерняя служба фактически заканчивает Великий пост, и Церковь живет в радостном предощущении пасхальной полуночи – Воскресения Христова. Пятница же, день смерти Иисуса Христа, становится предельным рубежом глубокой скорби: Христос завершил земную жизнь. В мистическом христианском временн?м цикле каждая седмица отражает события последней недели земного пути Христа: от въезда (входа) в Иерусалим в понедельник до Воскресения. Таким образом, происходит троекратное повторение Страстей Христовых и Его Воскресения: во времени недели (микрокосмос), в ежегодном пасхальном цикле (макрокосмос) и в Вечности, ибо эти события свершились и свершаются мистически.
Воланд появляется в Москве в среду. Прямых авторских указаний на то, что идет Страстная неделя, в романе нет, но это можно обнаружить по некоторым деталям.
Во-первых, бал, который дает Воланд, устраивается раз в году (с. 667). Можно было бы предположить, что этот бал аналогичен Вальпургиевой ночи или шабашу ведьм на Лысой Горе, которые тоже происходили только раз в году. Но и Вальпургиева ночь, и полет на Лысую Гору связаны с неподвижными и точными календарными датами: традиционный полет ведьм на гору Брокен происходит, по преданию, в ночь с 30 апреля на 1 мая, в канун праздника св. Вальпургии (отсюда и название). По славянским поверьям, ведьмы слетаются под Киевом на шабаш в канун Ивана Купалы, т. е. праздника рождества Иоанна Крестителя, который приходится на 24 июня по старому стилю и соединяется с языческим культом Купалы. На первой же странице романа указан месяц, в котором происходят события в Москве: «майский вечер» (с. 423). То есть среда – майский день, а бал состоялся в пятницу, поэтому он не может быть ни Вальпургиевой ночью, ни шабашем на Лысой Горе.
Во-вторых, бал у сатаны соединен с весенним полнолунием. Это полнолуние охарактеризовано в эпилоге романа как «весеннее праздничное полнолуние» (с. 808), манящее на улицу профессора Ивана Николаевича Понырева и напоминающее о событиях, участником которых он был. Праздничное полнолуние ассоциируется с еврейской Пасхой, отмечающейся в полнолуние, следующее за весенним равноденствием, т. е. с описанными в романе событиями 14 нисана. Это же полнолуние – ориентир для православной Пасхи, которая совершается вслед за еврейской в ближайшее воскресенье.
В романе Булгакова московское полнолуние достаточно условно, поскольку уже в среду вечером «совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна» (с. 459). Столь же полной видит ее Маргарита в пятницу из окна квартиры № 50, и, наконец, улетающую из Москвы кавалькаду по мере сгущения сумерек опять-таки сопровождает «багровая и полная луна» (с. 794).
Визуально луна кажется полной за два-три дня до астрономического полнолуния и через столько же дней после него. Во всяком случае, полнолуние – пасхальный ориентир. Вполне логично предположить, что «пассион» мастера связан с московской частью романа через православную Пасху. Булгаковым этот факт скрыт, а потому нуждается в доказательствах. С луной связаны также астрологические и демонологические теории – в романе при лунном свете происходят самые важные и сверхъестественные события, имеющие отношение к Воланду. И превращение Варенухи в упыря, и полет Маргариты на бал, и извлечение мастера, и, наконец, путь к вечному приюту – все эти события совершаются под знаком луны. Луна с первых страниц сопровождает действия героев: именно ее, разваливающуюся на куски, видит умирающий Берлиоз. Полнолуние в эпилоге романа будит смутные воспоминания, беспокойство, тревогу у людей, повстречавшихся с Воландом. Что, конечно, не следует воспринимать как буквальное указание на то, что память пострадавших оживает в пасхальные дни, но косвенно, опосредованно это напоминание о Пасхе.
В романе мастера с лунным светом связаны убийство Иуды, второй разговор Пилата с Афранием. Рассвет наступил с уходом из дворца Левия Матвея.
Луна – особо важный для Булгакова образ, общий для двух частей романа. Полнолуние объединяет многие, разновременные и по своему характеру многослойные действия. Луна полна, свет ее всепроникающ, внимание на этом настойчиво акцентируется автором. Этот символ очень важен для интересующего нас события: появления Воланда в Москве перед Пасхой.
Полнолуние названо праздничным. Можно отыскать в романе и другие пасхальные ориентиры. Именно в этот вечер Берлиоз критикует антирелигиозную поэму Ивана, которую сам же Берлиоз и «заказал поэту для очередной книжки журнала» (с. 425), причем написана она была «в очень короткий срок». Не исключено, что поводом для ее создания послужила приближающаяся Пасха и переработку необходимо было сделать срочно. Можно даже предположить, что Булгаков, писавший роман с 1929 по 1940 год, взял за точку отсчета вполне реальное празднование поздней (майской) Пасхи, почти совпадающей с гражданским праздником 1 мая. События романа происходят в самом начале мая: липы на бульваре «чуть зеленеющие» (с. 423), несмотря на страшную жару. Отсылкой к 1 мая могут послужить слова Ивана в адрес Рюхина: «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу!» (с. 484).
Сразу же оговоримся. Если в основу повествования и положена какая-то конкретная дата, это вовсе не означает, что все «реалии» московских событий привязаны именно к ней. Наблюдения показывают, что в романе тесно переплетаются детали, характерные как для 1920-х, так и для 1930-х годов, о чем речь пойдет ниже. Поэтому подобная точность, неприемлемая для анализа всего произведения в целом, может быть интересна как возможный конкретный факт.
В эпилоге романа говорится, что с момента описываемых событий прошло много лет. Ивану Бездомному уже «тридцать или тридцать с лишним» (с. 808) лет, т. е. минуло лет десять, ведь в момент знакомства читателя с Иваном ему двадцать три года.
Несложно проверить пасхальные даты с 1920 по 1940 год. Четыре Пасхи за двадцатилетие приходятся на май: 2 мая 1926 года, 5 мая 1929 года, 1 мая 1932 года, 2 мая 1937 года. События в романе начались в среду вечером, и до пасхального Воскресения должно пройти пять дней. Совпадение одно – 1929 год.[14] Следовательно, могло случиться, что литераторы увидели Воланда 1 мая 1929 года. «Первая странность этого майского вечера» (с. 423), а именно редкостное безлюдие на бульваре, вполне объяснима. Вечером люди в компаниях отмечают гражданский праздник. Вполне вероятно, что и заседание МАССОЛИТа, назначенное на 10 часов вечера, было приурочено к первомайскому празднику, а поскольку ресторан Грибоедов – ночной и основное веселье в нем начинается после полуночи, заседание, естественно, превратилось бы в дружескую праздничную пирушку, которая последовала бы за официальной частью. Светское застолье объясняет и большое количество народа в ресторане: все столики к полуночи на веранде были заняты, и для двенадцати человек нашлись места только в залах. Праздник привлек в ресторан и гостей из других городов (пародийный Иоганн из Кронштадта, Витя Куфтик из Ростова), «плясали свои и приглашенные гости» (с. 476). Здесь же находились и «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТа». Столь активное включение всех в ночную ресторанную жизнь посреди недели вполне уместно в связи с Первым мая. Становится ясным, почему Степа Лиходеев так веселился сначала в «Метрополе», а потом на даче в Сходне: пьянка не была экспромтом, на дачу специально везли «патефон в чемоданчике» (с. 495). Патефон – роскошь по тем временам, и рядовые граждане веселились под звуки праздничного концерта, в котором передавались классические произведения: «из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рев полонеза из оперы „Евгений Онегин“» (с. 470). Здесь не столько авторское преувеличение, сколько констатация факта – какой же праздник без музыки!
Найденная нами дата интересна тем, что именно в 1929 году Булгаков начал писать свой роман. Ему, как и мастеру, было 38 лет. Вообще 1929 год стал в жизни писателя критическим. Неприятие его творчества, бедственное положение заставили его в этом году впервые обратиться к А. М. Горькому за поддержкой. Булгаков в письмах Горькому от 3 и 28 сентября 1929 года просит о «гуманной резолюции» на прошении, поданном «правительству СССР», – разрешить покинуть пределы СССР. «Все запрещено, я разорен, затравлен, в полном одиночестве. Зачем держать писателя в стране, где его произведения не могут существовать?»[15]
Таким образом, знаменитому письму Сталину, написанному в 1930 году, предшествовали письма к Горькому 1929 года. Что касается письма Сталину, то Б. Гаспаров очень точно определяет его не только как биографический, но и как «литературный факт», поскольку «судьба мастера сознательно ассоциировалась Булгаковым с его собственной судьбой».[16] «Судьба автора отожествляется с судьбой литературного героя, тем самым как бы становится литературным фактом. Такое отожествление является также примером смешения различных модусов, столь же характерного для мифологического повествования, как и смешение различных временны?х планов».[17]
Итак, если 1929 год появился в романе как автобиографическая деталь, то сплетение разновременных реалий (1920-х годов с 1930-ми) придает роману более эпический характер, делает его своеобразной притчей, пророчеством и т. п.
К самому концу 1920-х годов отсылает ряд деталей. Например, номер «Литературной газеты», в которой напечатаны стихи Ивана Бездомного, указывает на то, что события происходят не ранее 1929 года – года первого выпуска этой газеты. МАССОЛИТ, явно ассоциирующийся с МАППом, не мог существовать позже 1932 года, но гибель его председателя и пожар, уничтоживший здание «Грибоедова», воспринимаются как пророчество о неминуемой гибели объединения, принесшего так много бед самому Булгакову.
Кремировать тело Берлиоза могли не раньше конца 1920-х годов – крематорий в Москве открылся 11 января 1927 года. Впрочем, Булгаков пишет об этом как о чем-то вполне обиходном: «Тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи» (с. 431). Обыденность кремации – примета уже 1930-х годов. Из этого же десятилетия – злобное обращение Ивана Бездомного к врачу: «Здорово, вредитель!» (с. 483). Возникает ассоциация с процессом над врачами-убийцами в связи со смертью А. М. Горького (1936 г.) и его сына М. А. Пешкова (1934 г.).
Из реалий 1930-х годов Б. Гаспаров отмечает неоднократное упоминание в романе имени А. С. Пушкина в связи со столетием гибели поэта в 1937 году. В торжествах по этому поводу активное участие принял Булгаков (пьеса «Последние дни»).
Б. Гаспаров проследил и ассоциацию с процессом Н. И. Бухарина в 1938 году через имя чиновника Николая Ивановича, превращенного в борова. «Важно также, что Николай Иванович оказывается в романе связан с Иваном Николаевичем Бездомным (принцип зеркального подобия); эта связь подтверждена тем, что в эпилоге данные персонажи встречаются друг с другом: Бездомный наблюдает за Николаем Ивановичем, находящимся „за решеткой“ сада».[18]
Характеристика, данная Иваном поэту Рюхину («типичный кулачок по своей психологии») (с. 484), ассоциируется с коллективизацией и с 1930-ми годами.
Интересно в контексте 30-х годов рассмотреть ироническую беседу Коровьева и Бегемота о Достоевском с «гражданкой в белых носочках», сидящей у входа на веранду в ресторан «Грибоедов». Коровьев уверяет ее, что Достоевский был писателем, несмотря на отсутствие у него каких-либо удостоверений. «Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем» (с. 769). «Достоевский бессмертен» (с. 769). Патетическая защита великого писателя – чрезвычайно смелый шаг и в 1920-е, и в 1930-е годы – время резкой критики Достоевского. В 1934 году на I съезде советских писателей В. Б. Шкловский сказал: «Я сегодня чувствую, как разгорается съезд, и, я думаю, мы должны чувствовать, что если бы сюда пришел Федор Михайлович, то мы могли бы его судить как наследники человечества, как люди, которые судят изменника… Ф. М. Достоевского нельзя понять вне революции и нельзя понять иначе как изменника».[19]
Словесная защита Достоевского аналогична защите Воландом мастера и является реакцией на вульгарно-социологический подход к творчеству писателя. Только нечистая сила способна на смелый выпад против официального мнения, только она способна помочь, уверяет Булгаков. В книге посетителей Бегемот и Коровьев ставят подписи «Панаев» и «Скабичевский» – фамилии литераторов 60-х годов XIX века, участвовавших в травле Достоевского. Отсюда мостик перекидывается к речи Шкловского, вероятно хорошо известной Булгакову, и создается цепь непрерывности травли и гонений. Бегемот и Коровьев, войдя в «Грибоедов», фигурально превращаются в Панаева и Скабичевского, т. е. еще раз обыгрывается тема МАССОЛИТа как организации, делающей критика преследователем (сначала критик хвалит, а войдя в МАССОЛИТ, становится антагонистом) подлинного таланта.
В «Мастере и Маргарите» Булгаков художественно уточнил и спрессовал «реалии» целого десятилетия. Перечисленные выше ассоциации можно значительно расширить, но это не входит в задачи данной работы.
В плане автобиографичности романа Булгакова следует подчеркнуть выведенный нами из Пасхалий 1929 год как рубеж жизни Булгакова. Его герой мастер не знал тех событий 1930-х годов, которые ассоциациями рассеяны по всему роману, это знание самог? «правдивого повествователя». Мастер умер и остался за чертой 1929 года, Булгаков продолжал жить и работать в изменившейся для него ситуации. После телефонного разговора со Сталиным, который состоялся весною 1930 года, через три недели после письма Булгакова советскому правительству, многое изменилось в жизни писателя: он получил возможность работать в МХАТе, травля была остановлена, последнее десятилетие его жизни стало чрезвычайно плодотворным. В связи с этим хочется еще раз остановиться на осмыслении Булгаковым своей биографии как литературного факта. От ситуационной близости с Достоевским, преследуемым Панаевым, через Пушкина, на биографию которого во многом ориентировался Булгаков (в письме к правительству он просит Сталина «быть первым его читателем» – явная аллюзия на отношения Пушкина с Николаем I), к уничтожению черновика «романа о дьяволе», первого варианта «Мастера и Маргариты», сожженного одновременно с отправлением письма правительству, что заставляет вспомнить Гоголя и судьбу второй части «Мертвых душ».[20] Реальный мастер Булгаков остается жить, литературный герой погибает, но в сознании читателей, связывающих Булгакова и его героя, реальность замещается литературным фактом, и гибель главного героя прочно связывается с самим Булгаковым. Таким образом, мы имеем дело с мифологизацией собственной биографии через образ мастера, поданный как замещение автора героем, о чем мы уже говорили. То же самое можно сказать и о «спрессованном» в романе времени: «Это рассказ о мире, который погиб, сам того не ведая… И тем самым – это пророчество о гибели, которое одновременно и сбылось, и сохранило свою актуальность на будущее – так сказать, конец света, не имеющий конца».[21]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.