в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Языковые средства выразительности

Что такое языковые средства выразительности

Средства выразительности — это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию.

Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность. Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии.

Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.

К средствам выразительности относят:

Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:

Рассмотрим каждую из категорий отдельно.

Фонетические средства выразительности

К фонетическим языковым относятся:

Лексические средства выразительности

Лексическими средствами выразительности выступают тропы. Их используют для передачи переносного значения, для иносказания. Такой способ широко распространен в художественной литературе.

Благодаря тропам создаются объемные и красочные образы — слуховые, визуальные, обонятельные. Так производится должное впечатление, которого и добивался автор. С их помощью создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее. Еще тропы создают сравнения — явные или символические. Они основываются на личных ассоциациях писателя/поэта, на визуальном сходстве, на желании сделать описание именно таким образом.

Источник

Что такое синтаксическое средство выразительности? Лексические и синтаксические средства выразительности

Сделать речь эмоционально насыщенной, красивой и экспрессивной поможет синтаксическое средство выразительности. Сюда же относятся фонетические и лексические. С их помощью передают информацию и собственные мысли, воздействуют на слушателя или читателя.

Средства выразительности: разновидности

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Синтаксис представляет собой раздел лингвистики, который указывает на связь между словами в предложении и словосочетании. Изучает интонацию, состав предложений, обращение, однородные члены. Все это выполняет несколько функций.

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как Вам будет интересно: «Праздный»: значение слова, происхождение и применение

Выделяют несколько видов стилистических фигур:

Как сделать текст выразительным?

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Для создания художественного образа понадобятся такие средства выразительности, как анафора, эпитет, параллелизм, градация. С их помощью создают многоплановую картину. Как правило используют не одно синтаксическое средство выразительности, а сразу несколько.

Современные виды

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как Вам будет интересно: Тунис: описание страны, ее особенности

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Лексические и синтаксические средства выразительности многочисленны и разнообразны. Четкой классификации нет, но условно их разделяют на три группы: фоника, лексика и фигуры. К первой относятся звуковые особенности, необходимые для придания тексту выразительности. Чаще всего используют звуковой повтор в виде ассонанса, аллитерации, звукоподражания.

В лексике присутствуют слова как нейтральные, которые обозначают понятия без оценивания со стороны рассказчика, так и те, которые передают непосредственное авторское отношение. Ресурсы делятся на две группы: основные и специальные. В первые входят синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, жаргонизмы, архаизмы. Все чаще можно встретить неологизмы – слова, которые еще не стали привычными. Их количество увеличивается благодаря развитию информационных технологий для передачи предметов и понятий.

Среди специальных синтаксических средств выразительности находятся такие, которые придают тексту смысл, убедительность, особую яркость. К ним относятся эпитеты, сравнения, аллегория, метафора, метонимия, символ, анафора, риторический опрос.

Лексические средства выразительности

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Основой изобразительной выразительности речи считают слово. Лексическую единицу используют не только в прямом, но и в переносном значении. О человеке говорят, применяя характеристику животного. Например, используют трусливость зайца, неуклюжесть медведя.

Часто помогает полисемия, при которой слова употребляются в разных значениях. Среди лексических и синтаксических средств выразительности есть несколько разновидностей групп:

Что представляют собой тропы?

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Слова, которые употребляются в переносном значении, делают произведения ярким, передают основные признаки образа. Синтаксические средства выразительности речи необходимы в произведениях, чтобы глубже показать происходящее событие или рассказать о человеке.

В баснях употребляют аллегорию. Чтобы преувеличить признаки или совершаемое действие, понадобится гипербола. В 19 веке писатели сатирически описывали пороки общества с помощью гротеска. Когда скрывают истинный смысл передаваемой информации, ее маскируют под ироническими высказываниями. Чтобы неживым существам придать свойства живого, понадобится олицетворение.

Употребление в художественной литературе

В процессе чтения рассказов, романов, поэм читатели обращают внимание, что каждый писатель придерживается своих правил написания. Для раскрытия темы используют различные техники:

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Представленные в таблице синтаксические средства выразительности помогут понять, что хотел сказать автор, какие характеристики присущи человеку или предмету. С помощью слов и выражений складывается полная картина о передаваемых образах.

Жанры рекламы как средство выразительности

В понятие «жанр» входит отображение действительности с рядом устойчивых признаков. Сюда входит взаимодействие автора с картиной бытия, языковое и композиционное оформление. Реклама – это тонкий слог. Она может быть печатной, на радио и телевидении, в интернете.

Выше в таблице синтаксические средства выразительности, которые помогают донести нужную информацию. Реклама может быть в виде листовок, буклетов, журналов. С помощью афиши уведомляют о времени и месте проведения мероприятия.

Чтобы психологически вовлечь читателя, используют «житейские истории». Этот вид напоминает такой литературный жанр, как рассказ. Буклет – это рекламный жанр, в котором совмещается фольклор и бытовая тематика. Фольклорным жанром считают краткое призывное сообщение, которое состоит из одного-двух предложений.

Среди примеров синтаксического средства выразительности телевизионное объявление. Оно может быть в форме видеоклипа, видеофильма, передачи.

Средства выразительности: примеры

в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Смотреть картинку в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Картинка про в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как. Фото в тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности как

Чтобы понять, как используются средства речи, нужно обратить внимание на авторские высказывания:

Чтобы сделать речь убедительной, используют различные выразительные средства. Красочные обороты выручают во время выступления перед публикой, на митингах, в предвыборных компаниях. Нужно помнить, что в официально-деловой речи их не употребляют. Понадобятся точные и убедительные речи.

Источник

Вопрос № 1122115

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека. (2)В русской речевой культуре традиция комплимента (лестного, приятного, любезного замечания, краткой похвалы) сформировалась, безусловно, под влиянием традиции французской (как и само слово комплимент – французского происхождения). (3)Во Франции традиция комплимента восходит к куртуазной рыцарской культуре, к творчеству трубадуров Средневековья. (4)Интересно, что современные французы считают, что жанр комплимента в основных чертах оказался очень устойчивым, и риторика «нового» французского комплимента до сих пор отвечает средневековым требованиям куртуазии – поклонения прекрасной даме.
(5)Неправы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним. (6)Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, тёплого, неравнодушного отношения к человеку. (7)Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно. (8)Заметим … кроме «изъянов и недостатков» у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. (9) …
(10)Итак, «давайте говорить друг другу комплименты». (11)Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра.

Михальская, А. К. Основы риторики : Мысль и слово : учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996. – С. 342–345.
В тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности, как …

Похожие вопросы

Вопрос № 1089505

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека. (2)В русской речевой культуре традиция комплимента (лестного, приятного, любезного замечания, краткой похвалы) сформировалась, безусловно, под влиянием традиции французской (как и само слово комплимент – французского происхождения). (3)Во Франции традиция комплимента восходит к куртуазной рыцарской культуре, к творчеству трубадуров Средневековья. (4)Интересно, что современные французы считают, что жанр комплимента в основных чертах оказался очень устойчивым, и риторика «нового» французского комплимента до сих пор отвечает средневековым требованиям куртуазии – поклонения прекрасной даме.
(5)Неправы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним. (6)Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, тёплого, неравнодушного отношения к человеку. (7)Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно. (8)Заметим … кроме «изъянов и недостатков» у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. (9) …
(10)Итак, «давайте говорить друг другу комплименты». (11)Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра.

Михальская, А. К. Основы риторики : Мысль и слово : учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996. – С. 342–345.
В тексте является ведущим такое синтаксическое средство выразительности, как …

Вопрос № 1122123

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека. (2)В русской речевой культуре традиция комплимента (лестного, приятного, любезного замечания, краткой похвалы) сформировалась, безусловно, под влиянием традиции французской (как и само слово комплимент – французского происхождения). (3)Во Франции традиция комплимента восходит к куртуазной рыцарской культуре, к творчеству трубадуров Средневековья. (4)Интересно, что современные французы считают, что жанр комплимента в основных чертах оказался очень устойчивым, и риторика «нового» французского комплимента до сих пор отвечает средневековым требованиям куртуазии – поклонения прекрасной даме.
(5)Неправы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним. (6)Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, тёплого, неравнодушного отношения к человеку. (7)Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно. (8)Заметим … кроме «изъянов и недостатков» у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. (9) …
(10)Итак, «давайте говорить друг другу комплименты». (11)Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра.

Михальская, А. К. Основы риторики : Мысль и слово : учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996. – С. 342–345.
Вводные слова употреблены в предложениях …

Вопрос № 1089513

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека. (2)В русской речевой культуре традиция комплимента (лестного, приятного, любезного замечания, краткой похвалы) сформировалась, безусловно, под влиянием традиции французской (как и само слово комплимент – французского происхождения). (3)Во Франции традиция комплимента восходит к куртуазной рыцарской культуре, к творчеству трубадуров Средневековья. (4)Интересно, что современные французы считают, что жанр комплимента в основных чертах оказался очень устойчивым, и риторика «нового» французского комплимента до сих пор отвечает средневековым требованиям куртуазии – поклонения прекрасной даме.
(5)Неправы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним. (6)Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, тёплого, неравнодушного отношения к человеку. (7)Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно. (8)Заметим … кроме «изъянов и недостатков» у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. (9) …
(10)Итак, «давайте говорить друг другу комплименты». (11)Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра.

Михальская, А. К. Основы риторики : Мысль и слово : учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996. – С. 342–345.
Вводные слова употреблены в предложениях …

Вопрос № 1122111

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека. (2)В русской речевой культуре традиция комплимента (лестного, приятного, любезного замечания, краткой похвалы) сформировалась, безусловно, под влиянием традиции французской (как и само слово комплимент – французского происхождения). (3)Во Франции традиция комплимента восходит к куртуазной рыцарской культуре, к творчеству трубадуров Средневековья. (4)Интересно, что современные французы считают, что жанр комплимента в основных чертах оказался очень устойчивым, и риторика «нового» французского комплимента до сих пор отвечает средневековым требованиям куртуазии – поклонения прекрасной даме.
(5)Неправы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним. (6)Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, тёплого, неравнодушного отношения к человеку. (7)Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно. (8)Заметим … кроме «изъянов и недостатков» у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. (9) …
(10)Итак, «давайте говорить друг другу комплименты». (11)Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра.

Михальская, А. К. Основы риторики : Мысль и слово : учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996. – С. 342–345.
На месте пропуска 9-го предложения текста должно стоять предложение …

Источник

Как использовать синтаксические средства выразительности в русском языке

Что такое синтаксические средства выразительности

Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.

Что такое фигуры речи и какие они бывают

Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.

Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.

«На жизненной стезе
‎Оставив след загадочный и странный,
Являясь ангелом в грозе
И демоном у пристани желанной, —
‎Погибла ты…» (Некрасов Н. А., Несчастные («Тяжел мой крест: уединенье. »)

«Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)

Антитеза помогает глубоко раскрыть образы литературных героев, противопоставляя идеи, характеры, события, которые появляются в произведении. Яркий пример — произведение «Принц и нищий» Марка Твена.

«Третья группа представляла «Действия злых сердец»: она изображала ястреба, терзающего голубя, паука, спускающегося на муху, кошачью голову, с мышью в зубах, лисицу, давящую петуха. Эту группу заключал нестройный хор музыки; музыканты были наряжены в виде разных животных». (Гейнце Н.Э. Людоедка)

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет». (Блок А.А. Ночь, улица, фонарь, аптека)

Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).

Виды градации:

Функции градации:

Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.

В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.

Часто инверсия используется в лирике. Например, у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Парус».

Виды инверсии:

Функции инверсии:

«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». (Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву)

Эллипсис — синтаксическая фигура, характеризующаяся «умалчиванием» одного из компонентов предложения. Обычно «умалчивается» сказуемое с целью сделать текст более выразительным, динамичным, передать незавершенность высказывания.

«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)

Виды эллипсиса:

Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.

«А странный вы господин! — начала, подумав, Даша. — Громами гремите против предрассудков, а самим ух жутко, если дело начистоту выходит! Что же вам! Разве вы не любите сестры или стыдитесь быть ее, как они говорят «коханком»?» (Лесков Н.С. Обойдённые) — пропущен глагол «становится»

Цели эллипсиса:

В художественном тексте выражает эмоциональное состояние героев, их чувства (шок, взволнованность и другие), увеличивает динамику происходящего. «Казак тотчас на коня и верхом выехал на берег. Арсеньев В. К., По Уссурийскому краю) — пропущен глагол «влез»

Лирическое усиление художественной выразительности:

«Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мёртвому — дроги.
Каждому — свое». (Цветаева М. Зверю – берлога)

Имитация настоящего диалога в тексте:
«Тогда еще вечер был, и солнце на вас обоих так…, а я сидел в углу и трубку курил да на вас смотрел… Я, Сережа, каждый месяц к ней на могилу, в город, езжу, – прибавил он пониженным голосом, в котором слышались дрожание и подавляемые слезы. – Я об этом сейчас Насте говорил: она сказала, что мы оба вместе будем к ней ездить…» (Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели)

Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.

«Пот неудержимо бежал у меня по лбу из-под белого колпака, и марлей Пелагея Ивановна вытирала соленый пот». (Булгаков М.А. Записки юного врача)

Функция эпифоры:

Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.

«Только ветер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полет,

Только кровь, что наполнила вены…» (Багрицкий Э.Г. Моряки)

Функции анафоры:

Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.

Для чего нужен параллелизм?

Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.

«Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?» (Ахматова А.А. Помолись о нищей)

Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)

«Муть вина, нагие кости,
Пепел стынущих сигар,
На губах – отрава злости,
В сердце – скуки перегар. » (Анненский И.Ф. Трактир жизни)

Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.

Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.

Функции риторического вопроса:

«Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его?» (Гоголь Н.В. Тарас Бульба)

«Что в ненависти моей к людям нашей земли заключалась всегда тоска: зачем я не могу ненавидеть их, не любя их, зачем не могу не прощать их, а в любви моей к ним тоска: зачем не могу любить их, не ненавидя их?» (Достоевский Ф.М. Сон смешного человека)

«А судьи кто?» (Грибоедов А.С. Горе от ума)

Оксюморон — фигура речи, которая придает повествованию особую эмоциональную выразительность антонимичными парами слов.

«Багратион молчал, пораженный тяжелым зрелищем живого трупа, каким выглядел Александр Васильевич. Последний продолжал после минутной паузы. » (Гейнце Н.Э. Генералиссимус Суворов)

«Охрипшие и надсаженные голоса арфисток неприятно резали непривычное ухо; на каждом шагу так и обдавало ярмарочным кабаком с его убогой роскошью и беспросыпным, отчаянным пьянством». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы)

Функции оксюморона:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:ФУНКЦИЯ
Бессоюзие — синтаксический прием, при котором союзы в предложении опускаются.
Многосоюзие — синтаксический прием, характеризующийся повтором одного и того же союза.«Младший, Степан, пошел по торговой части и помогал отцу, но настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем и глух; его жена Аксинья, красивая, стройная женщина, ходившая в праздники в шляпке и с зонтиком, рано вставала, поздно ложилась и весь день бегала, подобрав свои юбки и гремя ключами, то в амбар, то в погреб, то в лавку, и старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслил в женской красоте». (Чехов А.П. В овраге)
Вопросно-ответная форма изложения — синтаксический прием, который характеризуется конструкцией вопрос + ответ.«Ничего не помня, бегаю по двору, и собаки тоже. Спрашивают: что делать? Не знаем! (Горький Максим. Лето)